МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Утехина Елена Сергеевна
студентка, МПРФ ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Минина», г. Н.Новгород
Аннотация: данная статья посвящена вопросам механизма формирования прибыли на предприятии, ее понятиям и анализу.
Ключевые слова: прибыль; рентабельность; анализ.
Abstract: this article is devoted to the issues of the mechanism of profit formation at the enterprise, its concepts and analysis.
Keywords: profit; profitability; analysis.
Актуальность исследования определяется тем, что в условиях развития рыночных отношений на территории Российской Федерации проблема увеличения финансовых результатов и уменьшения убытков является главной задачей в деятельности любого предприятия.
Прибыль играет важную роль в процессе формирования финансовых ресурсов компании. От ее размера зависит финансовое положение организации, устойчивость и развитие. Прибыль является одним из главных источников для развития коммерческой организации. Поэтому процесс формирования прибыли в коммерческой организации играет важную роль [2, с. 59].
Валовая прибыль является первым показателем прибыли в компании. Ее величина рассчитывается как разность между выручкой от продажи товаров, продукции, услуг и их себестоимостью.
Прибыль (убыток) от продаж характеризует обычную деятельность коммерческой организации. Прибыль от продаж рассчитывается как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью, включающей себестоимость проданных товаров, продукции, услуг, а также коммерческие и управленческие расходы. Наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия занимает прибыль от реализации продукции (работ, услуг).
Прочая прибыль (убыток) определяется как разность между прочими доходами и расходами. Такая прибыль может быть получена путем продажи или покупки нематериальных активов, а также получение или отдача в безвозмездное пользование каких-либо активов, результаты переоценки имущества и так далее. Прочая прибыль может являться подушкой безопасности для коммерческой организации в случае получения недостаточного количества прибыли от основной деятельности.
Прибыль (убыток) до налогообложения может быть рассчитан путем сложения прибыли от продаж и прочей прибыли. Данный показатель является основой для исчисления налога на прибыль.
Чистая прибыль (убыток) получается путем вычитания из прибыли до налогообложения суммы обязательных налоговых платежей. Чистая прибыль остается в распоряжении организации и используется ею самостоятельно (если иное не предусмотрено Уставом организации). Распределение прибыли осуществляется на основе финансового плана организации.
Коммерческим организациям следует грамотно управлять процессом формированием прибыли для получения максимального финансового результата от своей деятельности. Данный процесс включает множество элементов, которые неразрывно связаны друг с другом. Основными этапами формирования прибыли являются анализ, планирование и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли.
Одним из важнейших этапом в процессе формирования прибыли является ее анализ. В процессе анализа прибыли предприятие может выявить ошибки в своей деятельности, резервы роста прибыли, способы снижения себестоимости и возможные пути для дальнейшего развития компании.
На практике анализ формирования финансовых результатов может проходить различными способами. Существуют следующие основные методы:
Горизонтальный или трендовый анализ служит для изучения динамики отдельных показателей прибыли во времени. В данном методе рассчитываются темпы роста и прироста каждого элемента, влияющего на прибыль, а также отдельные ее виды.
Вертикальный или структурный анализ предназначен для детального рассмотрения всех показателей, которые влияют на формирования, использования и распределения прибыли. В данном методе рассчитываются и анализируются удельные веса всех структурных элементов [3, с. 57].
Анализ рентабельности. Для оценки соотношения между полученным финансовым результатом и затратами используют показатели рентабельности. Данные показатели отражают эффективность деятельности коммерческой организации за отчетный период. Оценка рентабельности компании помогает сравнить ее деятельность с другими участниками на рынке, что позволит выявить основных конкурентов [1, с. 70].
Следующим этапом в анализе финансового состояния коммерческой организации используется факторный анализ. Он помогает выявить показатели, за счет которых возможно повысить прибыль или же снизить себестоимость продукции. Данные из формы №2 отчет о финансовых результатах являются основой для проведения анализа прибыли. Для того чтобы рассчитать степень влияния конкретного фактора, необходимо скорректировать базовые показатели с учетом фактического объема продаж в отчетном периоде. Данные для такой процедуры берутся из аналитической информации о структуре продукции.
Формирование прибыли предприятия начинается с того, что оно за реализованные товары и услуги получает общую выручку. Однако в её состав включён ряд обязательных платежей (НДС, акцизы и др.). Если их вычесть, то будет получена выручка-нетто.
Затем, вычитая из этой выручки-нетто себестоимость произведённой продукции, предприниматель получает значение валовой прибыли. На данном этапе важно определить то, какие показатели будут включены в себестоимость продукции. Она обычно состоит из тех затрат, возникновение которых непосредственно связано с производством единиц товаров и услуг (материальные ресурсы, электроэнергия, заработная плата основного производственного персонала, амортизация используемого оборудования и т.д.).
Значение валовой прибыли заключается в том, что за её счёт должны быть обеспечены все постоянные платежи, которые предприятие вынуждено ежемесячно осуществлять (например, арендная плата, коммунальные расходы, налоги и др.). Если валовой прибыли хватает, то считается, что предприятие преодолело важную с позиции экономического анализа точку безубыточности.
Следующим шагом необходимо учесть операционные расходы предприятия. Они состоят из затрат на оплату труда административных сотрудников (юристов, кадровиков и др.), на командировки, на обслуживание кредитных обязательств, на содержание помещений непроизводственного назначения, на переобучение работников, на переговоры с партнёрами и заключение с ними сделок и т.д. В результате вычета операционных расходов из валовой прибыли образуется, так называемая, прибыль от продаж.
Помимо этого, у предприятия так или иначе возникают доходы и расходы, которые не связаны с основным предметом его деятельности. Ими обозначают побочные («случайные») финансовые потоки. В частности, средства, получаемые от продажи или сдачи в аренду активов организации, от совместной деятельности с другой фирмой, штрафы, пени, неустойки.
Разница между подобными доходами и расходами называется сальдо прочих доходов и расходов, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Прибавляя это сальдо к прибыли от продаж, рассчитывается балансовая прибыль (прибыль до налогообложения) [3].
Как видно из названия предыдущей формы прибыли, чистая прибыль образуется после налогообложения и уплаты предприятием обязательных платежей. Однако на данном этапе возможно и прибавление общей суммы прибыли, если компания воспользуется своим правом на налоговый вычет.
Описанным выше механизмом определяется чистая прибыль предприятия, которая рассматривается как самый важный и итоговый показатель его деятельности. Чистая прибыль в денежном выражении демонстрирует результат производственной деятельности и степень её выгодности.
Использование чистой прибыли зависит от того, какой стратегии придерживается предприятие. Так, возможно реинвестирование полученных средств обратно в производство, увеличение оборотных активов компании, формирование резервов и фондов, выплата дивидендов акционерам предприятия и т.д.
Рассчитанный абсолютный показатель прибыли предприятия используется для расчёта другого важного (относительного) показателя, который характеризует эффективность его деятельности – рентабельность. Его расчёт производится в результате отношения прибыли к другой (характеризуемой) величине. Например, если поделить прибыль предприятия на среднюю стоимость его активов, то будет получено значение рентабельности активов предприятия, благодаря которому можно оценить управление активами его руководством [3].
Подводя итоги можно сказать, что механизм формирования прибыли на предприятии это очень сложный процесс, который требует тщательного соблюдения всех его этапов. От эффективности данного процесса, зависит финансовое положение компании.
Список литературы
1. Глазунов, В.Н. Критерии оценки рентабельности и платежеспособности. / В.Н. Глазунов – М.: Дело, 2015. - №1. – С. 67-72.
2. Забакова, М.М. Особенности формирования финансовых результатов и распределения прибыли / М.М. Забакова // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. №22-2. С. 58-61.
3. Максимов, М. Механизм формирования прибыли на предприятии: статья / М. Максимов [Электронный ресурс]. – Режим достура: https://spravochnick.ru/ekonomika_predpriyatiya/mehanizm_formirovaniya_pribyli_na_predpriyatii/
4. Новашина, Т.С. Экономика и финансы предприятия: учебник / под. ред. Т.С. Новашина, 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: 2020. – 205 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.