УДК 373
Щекотихина Татьяна Валентиновна
Механизм реализации технологии формирующего оценивания при подготовке к Всероссийским проверочным работам.
Аннотация
Всероссийские проверочные работы (ВПР)- проект, внедренный в систему российского образования с 2015 года. Основной целью проведения ВПР является обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и критериев оценивания учебных достижений школьников, проверка сформированности уровня освоения обучающимися программ начального образования. Подготовка к данным работам представляет собой ответственный процесс, основанный на совокупности форм, средств и методов, направленных на достижение определенного результата.
Ключевые слова: технологии, оценка, проект, приёмы оценивания, инструменты оценивания.
Следует отметить, что подготовка к написанию проверочных работ не должна быть единоразовой непосредственно перед проведением тестирования, а проходить постоянно, но не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения.
В алгоритме подготовки к ВПР можно выделить несколько основных аспектов:
1. повторение по основным разделам программы конкретного предмета.
2. подбор ряда заданий по русскому языку, математике и окружающему миру, позволяющих оценить уровень подготовки обучающихся по каждому из этих предметов.
3. выполнение проверочных работ на все разделы программы, совместное обсуждение возможных стратегий выполнения работы, особенностей формулировок заданий и т.п.
4.учет выявленных пробелов для оказания адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
Оказание адресной помощи в подготовке к Всероссийским проверочным работам предполагает связь с технологией формирующего оценивания.
Формирующее оценивание – это оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения и поведение обучающегося, происходит обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его предыдущими результатами.
В процессе такой оценочной деятельности учитель может четко формулировать цели, определять адекватные способы контроля результата.
В практической работе использую следующие приемы формирующего оценивания.
1. Прием «Плюс-Минус-Интересно».
Данный прием позволит учителю взглянуть на урок глазами ученика. Автор приема Эдвард де Боно. Упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащийся вписывают все любопытные факты, о которых узнал на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Проанализировав ответы учащихся, я делаю выводы о качестве результата, достигнутого детьми на уроке.
2. Техника «Одноминутное эссе».
В работе с обучающимися 4-х классов, я использую технику «Одноминутное эссе» с целью получения от учащихся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания подобного «сочинения» использую следующие вопросы:
Ø Что самое главное ты узнал сегодня?
Ø Какие вопросы остались для тебя непонятными?
Ø Что ты хотел бы узнать?
Реализовать задачи формирующего оценивания позволяет Лист обратной связи. Использование таких листов упрощает процесс обратной связи и обеспечивает преемственность в оценке сходных образовательных результатов, достигаемых как в рамках изучения различных тем внутри предмета, так и на материале разных предметов. Листы обратной связи как инструмент формирующей оценки помогают учащемуся задуматься о том, каким образом можно улучшить качество его работы и принять осознанное решение о продолжении или прекращении работы по освоению того или иного образовательного результата.
Работая с учащимися при подготовке к ВПР стараюсь использовать не только классические приёмы обучения, но и Интернет-ресурсы. Так, в частности, на сайте «Национальные исследования качества образования» (НИКО)-www.eduniko.ru размещен «Банк заданий»-демо-версии тестов по русскому языку, математике и окружающему миру. Потренировавшись ребенок будет лучше ориентироваться в форме и направлениях вопросов.
Неплохую помощь в подготовке оказывает сайт «Образовательные тесты»- www.testedu.ru. Ресурс позволяет проверить знания ученика по всем предметам, выявить «слабые» места, над которыми следует поработать. Также различные тестовые задания можно найти на Современном учительском портале.
Следует отметить, что участие в метапредметных конкурсах, онлайн-олимпиадах так же помогает учащимся в подготовке к ВПР.
Интернет-ресурсы «Учи.ру» и «Яндекс Учебник» — это cистемы адаптивного интерактивного образования, соответствующие ФГОС и значительно усиливающие классическое школьное образование.
«Учи.ру» и «Яндекс Учебник» — это платформы, где ученики в интерактивной форме выполняют различные задания. Задачи построены таким образом, чтобы ребенок сам «выводил» правило на практике, а не заучивал его.
К примеру, курс математики разложен на множество взаимосвязанных интерактивных заданий в понятной детям игровой форме. Для каждого ученика система подбирает персональные задачи и уровень сложности, таким образом, строится индивидуальная образовательная траектория. Ребенок движется по курсу последовательно, при прохождении каждого задания система анализирует поведение ученика и собирает детальную аналитику его успеваемости. Данные ресурсы — незаменимые помощники для учителя, позволяющие отслеживать прогресс и успехи учеников.
Таким образом, использование инструментов формирующего оценивания способствует реализации требований ФГОС, предъявляемых к процессу оценивания, а именно: непрерывность, критериальность и формирование оценочной самостоятельности учащихся. Кроме того, данный метод позволяет обеспечить освоение стандарта всеми учениками в наиболее комфортных для них условиях, максимально приближая каждого ученика к запланированному результату.
Список литературы
1. ВПР как инструмент формирующего оценивания [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://shkolsem.ucoz.org/load/vpr_kak_instrument_formirujushhego_ocenivanija/1-1-0-21
2. Технология формирующего оценивания [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2020/05/02/tehn
3. Опыт работы учителя при подготовке к ВПР [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/susanino/Susan-Yahn/SiteAssets/SitePages/CОИ/Опыт%20работы%
4. Система работы по подготовке учащихся начальных классов к Всероссийским проверочным работам [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/425606-sistema-raboty-po-podgotovke
5. Девять шагов технологии формирующего оценивания [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gymn55.ru/images/dokument/metoddoc/makaseeva.pdf
6. Стратегии и инструменты реализации формирующего оценивания [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://znanio.ru/media/strategii-i-instrumenty-realizatsii-formiruyuschego-otsenivaniya-2629025
7. ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/682891
Щекотихина Татьяна Валентиновна
учитель начальных классов
МБОУ-гимназия №19 имени
Героя Советского Союза
В.И. Меркулова г. Орла
E-mail: svetlana.shekotikhina@yandex.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.