РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Творческое мышление традиционно связывают с решением проблем. Если стандартный подход не дает результата, возникает потребность в нестандартных решениях. Даже тогда, когда решение может быть получено обычным способом, полезно взглянуть на проблему с другой стороны. Возможно, нестандартный подход даст вам другое, гораздо более простое и верное решение. Идея, которая первой приходит в голову, далеко не всегда самая лучшая.
Механизм мышления
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Творческое мышление традиционно связывают с решением проблем. Если
стандартный подход не дает результата, возникает потребность в
нестандартных решениях. Даже тогда, когда решение может быть получено
обычным способом, полезно взглянуть на проблему с другой стороны.
Возможно, нестандартный подход даст вам другое, гораздо более простое и
верное решение. Идея, которая первой приходит в голову, далеко не всегда
самая лучшая.
Я уже говорил о двух подходах к решению проблем — аналитическом и
дизайнерском. Разумеется, во втором случае без творческого мышления не
обойтись. Но даже при аналитическом подходе очень полезно применить
творческий метод. Это позволит вообразить, оценить и проверить другие,
альтернативные, варианты.
В последнее время много говорят об «определении проблемы». Это
действительно важно — выяснить, в чем заключается проблема. Тем не менее
следует отметить, что самое точное определение можно дать только после
того, как найдено решение. Поэтому, хотя и нужно задавать себе вопрос о
сути проблемы, стремиться к единственно верной формулировке совсем
необязательно. Скорее, нужно постараться найти как можно больше
различных, альтернативных, определений. Раньше или позже, но вы найдете
такую формулу, которая вполне вас устроит и для которой вы найдете
подходящее решение.
Проблема похожа на головную боль или камень в ботинке. Она постоянно о
себе напоминает. Проблемы сваливаются на нас из окружающего мира
(плохое законодательство, изменение курса валют, крушения, загрязнение
среды), поставляются нашими конкурентами или приходят изнутри
(неполадки в технике или отношениях с людьми). За ними не нужно далеко
ходить — они всегда с нами.
Но существует род проблем, которые мы выбираем для себя сами. Можно
назвать это «поиском проблем», но я предпочитаю более широкий термин —
«постановка задачи». Сперва вы ставите перед собой задачу, а затем
начинаете ее решать. Если решение может быть получено стандартным
способом, в этом случае проблема отсутствует. Если задача не поддается
стандартному решению, значит, вы действительно имеете дело с проблемой,
и для ее решения вам может потребоваться творческое мышление. Чем
больше вы станете доверять своим творческим возможностям, тем охотнее
начнете ставить перед собой неразрешимые на первый взгляд задачи.
Много лет назад, на обеде в Тринити-колледж, в Кембридже, я сидел
рядом с профессором Литтлвудом, знаменитым английским математиком. Мы
обсуждали проблему игры в шахматы с компьютером. Шахматы обретаютсложность благодаря разнообразию фигур, каждая из которых ходит не так,
как остальные. Я сказал, что интересно было бы придумать игру, в которой у
каждого игрока была бы только одна фигура. Это был вызов, брошенный
самому себе. Я сел за работу и придумал L-игру, в которой у каждого игрока
есть единственная фигурка в форме буквы «L». Понять правила можно за
двадцать секунд, но это самая настоящая игра, и в ней, как в шахматах,
можно достигать высот мастерства. Это, вероятно, самая простая из реальных
игр.
Любой изобретатель действует точно таким образом. Он ставит перед
собой задачу и затем начинает ее решать. Это же относится и к дизайну, с
тем единственным отличием, что дизайн почти всегда приводит к зримым
результатам, в то время как мысль изобретателя может произвести «прорыв»,
но может также не привести ни к чему.
В североамериканской психологии существует печальная тенденция
называть любое целенаправленное мышление «решением проблем». Такое
неверное определение скрывает различие между мышлением, связанным с
разрешением трудных ситуаций, и мышлением, направленным на создание
чего-то нового.
В разделе, посвященном методам нестандартного мышления, мы увидим,
что существуют методы (такие, например, как веер концепций), относящиеся
именно к мышлению, направленному на достижение. Поставив перед собой
задачу, мы точно знаем, куда хотим попасть. Остается только найти туда
дорогу. Это и есть мышление, направленное на достижение. «Решение
проблем» — более узкое определение, хотя я и вынес его в заголовок,
учитывая обычное значение термина «проблема».
Хорошо известно, что легче избежать проблемы, чем решить ее. Вместо
того чтобы изменять существующую систему, можно просто перейти в другую
плоскость — к системе, в которой эта проблема станет неактуальной. Такой
процесс можно назвать редизайном. Если люди постоянно теряют ключи,
можно изменить способ зашиты жилищ таким образом, что ключи больше не
понадобятся.
Если бы мне пришлось сесть и сказать себе: «Мне нужна новая идея в
области (назовите конкретную область, к которой относится эта идея)», что
бы я мог предпринять в таком случае?
• Я мог бы провести исследование и постараться выработать новую идею
логическим путем.
• Я мог бы позаимствовать или украсть идею, предложенную кем-то еще.• Я мог бы сидеть и бить баклуши в надежде, что меня посетит
вдохновение.
• Я мог бы обратиться к изобретательному человеку, чтобы он придумал для
меня эту идею.
• Я мог бы в спешном порядке организовать группу мозгового штурма.
Или я мог бы спокойно и целенаправленно применить конкретные методы
нестандартного мышления (такие, например, как метод случайного слова), и
через десять—двадцать секунд в моем распоряжении имелось бы несколько
новых идей.
Прошло двадцать пять лет с тех пор, как я начал свои исследования в
области творческого мышления. Пришло время оглянуться на пройденный
путь, чтобы отказаться от положений, не прошедших проверку временем,
пояснить и упрочить те методы, эффективность которых снизилась в
результате искажений и заимствований. Пришло время обобщить огромный
практический опыт, накопленный за долгие годы, в течение которых я обучал
творческому мышлению людей самых разных национальностей, культур и
профессий.
Какие же изменения произошли за четверть века во взглядах на
творчество? Что-то почти не изменилось, что-то изменилось очень сильно.
В 1969 году я написал книгу под названием «Механизм мышления», где
взглянул на человеческий мозг как на самоорганизующуюся информационную
систему. В те времена подобные идеи казались несколько необычными.
Сегодня они составляют основу взглядов на работу мозга. Понятие
самоорганизующихся систем прочно вошло во все академические
дисциплины. Три Нобелевских лауреата в области физики написали
предисловия к одной из моих последних книг («Я прав — ты не прав»).
Компьютеры, основанные на нейронных сетях, действуют по тем же
принципам. Так наука переняла и подтвердила то, что возникло как
концептуальная модель.
В настоящее время лишь немногие знают о том, что способность человека к
творчеству определяется абсолютной математической необходимостью,
связанной с тем, что человеческое восприятие действует по принципу
самоорганизующихся информационных систем. В таких системах творчество
— необходимый элемент, так же как и провокационные идеи.
Сегодня творческое мышление привлекает к себе гораздо большее
внимание, чем двадцать пять лет назад. Почти все крупные фирмы называют
себя «творческими корпорациями». На словах творчеству уделяется
первостепенное значение, но мой опыт показывает, что чаще всего словесные
заверения не подкрепляются никакими серьезными попытками использовать
творческий потенциал.
В течение последних десяти лет деловой мир был вовлечен в три
глобальные игры. Первая из них касалась реструктуризации, включаяпоглощение, слияние, подчинение, разъединение и т. д. Эта игра
способствовала процветанию банков и некоторых новых структур.
Затем последовал период снижения цен — игра, которая продолжается и
поныне. Если вы можете произвести товар с меньшими затратами, ваш баланс
выглядит гораздо привлекательнее. Снижение стоимости — привлекательный
способ борьбы с конкурентами. Здесь легко рассмотреть цель и рассчитать
результат. Но в конце концов наступает такой момент, когда дальнейшее
снижение цен ведет к убыткам.
Последняя игра — борьба за качество (в том числе качество обслуживания
потребителя). Эта игра достойна всяческих похвал, и именно она более всего
нуждается в творческом подходе.
Но что получается, если ваша организация уже до предела снизила цены и
исчерпала все видимые резервы повышения качества? Как поступать дальше?
Что, если ваши конкуренты ни в чем вам не уступают и низкие цены уже не
являются вашим исключительным преимуществом? Самые способные
руководители знают, что с этого момента их главная надежда — творческий
подход, нестандартные идеи. Даже в таких странах, как Япония и Германия,
где превыше всего ставили качество, в последнее время начинают проявлять
все больший интерес к вопросам творчества.
К сожалению, потребность в творчестве, которую уже достаточно ясно
осознают в мире бизнеса, по-прежнему остается за пределами внимания
большинства правительств. В мире давно назрела необходимость в новых
концепциях и методах управления государствами. Правительства Сингапура,
Малайзии, Австралии и Канады уже поняли это. Остальные по-прежнему
считают, что «снижения стоимости» вполне достаточно. Но общество вправе
ожидать большего.
Хотя в последнее время в отношении непосредственного обучения
мышлению дело немного сдвинулось с мертвой точки, система образования
по-прежнему остается инертной и уделяет очень мало внимания обучению
творчеству как навыку. Считается, что творчество относится к «миру
искусства» и неразрывно связано с талантом. Эти взгляды настолько
устарели, что их можно без преувеличения назвать средневековыми.
Большая часть общества редко испытывает необходимость создавать нечто
новое и вполне удовлетворена существующим положением.
Тем не менее в обществе растет прослойка людей, занятых в самых
различных сферах деятельности, осознающих, что будущее нуждается в
новом, лучшем мышлении и важную роль в этом должна сыграть именно
способность к творчеству.
Существуют вполне понятные причины, по которым мы все еще не уделяем
серьезного внимания творчеству. Первая и самая серьезная заключается в
том, что любая ценная творческая идея всегда должна обладать внутренней
логикой. Если бы этой логики не было, то мы не могли бы оценить пользуидеи, отнеся ее к разряду «сумасшедших». Но если каждая ценная идея
действительно логична в своей основе, то естественно предположить, что эта
идея может быть получена исключительно логическими методами и
творчество тут вовсе не обязательно. Вот почему, вследствие особенностей
нашей культуры, мы отказываемся уделять серьезное внимание творчеству.
По моему убеждению, более девяноста пяти процентов ученых всего мира все
еще придерживаются этих взглядов. К сожалению, такая точка зрения
совершенно ошибочна.
Там, где дело касается пассивных информационных (управляемых извне)
систем, совершенно справедливо утверждать, что любая идея, обладающая
внутренней логикой, может быть достигнута с помощью исключительно
логических рассуждений. Но все обстоит иначе, если речь идет об активных
информационных (самоорганизующихся) системах, в которых асимметрия
шаблонов означает, что идея может быть логичной, и даже наверняка
обладает внутренней логикой, но эту логику невозможно увидеть, используя
прямолинейно логический подход. К сожалению, этот парадокс способен
заметить и осознать только тот, кто смог отказаться от схемы пассивных
информационных систем и усвоить принципы самоорганизующихся систем. Я
еще вернусь к этому вопросу позже. Большинство людей не желают или не
могут изменить свое мировоззрение и, таким образом, навсегда теряют шанс
освободиться из-под тирании прямолинейной логики.
Впрочем, многие все-таки верят в реальность и важность творчества, но
думают, что эта тонкая материя неподвластна их влиянию. Такие люди
убеждены, что творчество является атрибутом таланта — полумистического
дара, которым обладают лишь избранные. При этом они смешивают понятия
художественного творчества (которое в действительности часто таковым не
является) и способности к перемене концепций и восприятия. Еще одна,
параллельная, точка зрения заключается в том, что новые идеи возникают в
результате счастливого стечения обстоятельств и событий — стечения,
которое нельзя спланировать заранее. На этом основании делается неверное
заключение, что идеи всегда возникали и всегда будут возникать и на этот
процесс невозможно, да и не нужно, влиять. Единственное, что нужно
делать, — это искать и поощрять творческих людей.
Тем не менее вокруг нас становится все больше тех, кто уверен, что навык
творческого мышления можно усовершенствовать сознательными усилиями.
Но и тут мы сталкиваемся с распространенными заблуждениями и
предрассудками.
Первый из них — вера в то, что достаточно освободить человека от
внутренних запретов и ограничений — и он немедленно станет творцом,
поскольку именно страх совершить ошибку и оказаться неправым часто
удерживает от риска творчества. В последнее время эта тема стала
доминирующей, особенно в Северной Америке, и это сдерживает развитие
серьезных методов мышления. Предпринимаются попытки освободить
личность и дать выход естественному творческому потенциалу. Творческий
уровень при этом действительно повышается, но ненамного. Мозг
предназначен не для того, чтобы быть генератором новых идей, поэтомуосвобождение от запретов еще не делает его новатором. Чтобы стать
опытным водителем, недостаточно отпустить ручной тормоз. Я еще вернусь к
этому вопросу позже.
Второе заблуждение, нанесшее существенный вред серьезному подходу к
методам мышления, — концепция мозгового штурма. Это была искренняя и
полезная попытка создать более непринужденные условия, при которых
можно было бы генерировать новые идеи, не опасаясь немедленной критики.
Намерения были прекрасными, так же как и некоторые принципы,
положенные в основу метода. К сожалению, «мозговой штурм» стал
синонимом сознательного творческого подхода и блокировал развитие
серьезных навыков творческого мышления.
Многие из тех, кто стремится сознательно использовать творческий подход,
верят, что достаточно создать группу мозгового штурма — и проблема
разрешится наилучшим образом. Эта вера так прочно укоренилась в сознании,
что подавляет тех, кто заинтересован в развитии навыков творческого
мышления. Мысль о том, что фермент обсуждения может вызвать к жизни
ценную идею, оказывается вполне обоснованной в мире рекламы (где и
зародился метод мозгового штурма), но в тех областях, где новизна идеи сама
по себе еще не определяет ее ценности, этот подход себя не оправдывает.
Трудно возражать против метода мозгового штурма, потому что он все же
обладает определенными достоинствами и иногда приводит к желаемым
результатам; но все же, на основании личного опыта, я считаю его
устаревшим и малоэффективным. Гораздо лучших результатов можно
добиться, целенаправленно и систематически применяя специальные методы.
Нет никакой необходимости в том, чтобы процесс творчества превращать в
коллективный труд. Обладая соответствующими навыками, личность может
быть гораздо более эффективной.
Вместо концепции мозгового штурма я предложил бы концепцию
мыслительной навигации,[1] состоящую в том, что мы целенаправленно
управляем процессом, меняя галс по своему усмотрению, а не плывем по воле
волн, полагаясь на удачу.
С концепцией мозгового штурма косвенно связано убеждение в том, что
действительно новаторская идея должна быть «сумасшедшей», неожиданной,
ошеломляющей. Только такая идея эффективна. Это представление говорит о
совершенном непонимании природы творчества и лелеется теми, кто не
понимает действительной природы провокационных идей. Из того, что
провокационная идея отличается от нормального опыта, и из того, что все
«безумные» идеи отличаются от нормального опыта, делается вывод, что
одно означает другое.
Следует отметить, что множество трудностей и проблем, возникающих при
обучении творческому мышлению, связано с низкой квалификацией тех, кто
берется учить этому предмету. Поскольку творческое мышление на первый
взгляд не требует ни логики, ни опыта, учить ему берутся все, кому не лень.
Такие учителя заимствуют методы и приемы там и сям и смело пускают их в
дело, до конца не понимая принципа, лежащего в их основе. В итогерождается «мгновенный» эксперт в области творческого мышления. Многие
клиенты верят, что это и есть верный подход. Другие оказываются
разочарованными и предубежденными. В результате идея обучения
творческому мышлению девальвируется и воспринимается в лучшем случае
как хитроумная «штучка», которая иногда может оказаться полезной.
Итак, творчество еще не заняло положенного ему места в общественном
сознании. Это происходит потому, что большая часть людей верит в то, что
все, что им нужно, — это логика. Другие убеждены в том, что творчество —
дело таланта или случая и не поддается никаким сознательным усилиям. Те
же, кто хотел бы овладеть новыми методами мышления, часто оказываются
разочарованными, столкнувшись с различными «безумными» подходами к
целенаправленному творчеству.
Я сознательно включил в заглавие книги слово «серьезное», чтобы
отмежеваться от «безумных» теорий творчества. В этой книге я намерен
описать четкие и последовательные методы, которые смогут применять как
отдельные люди, так и коллективы. Методы непосредственно основаны на
закономерностях человеческого восприятия как самоорганизующейся
системы. Они абсолютно лишены какой-либо таинственности. Когда двадцать
пять лет назад я придумал термин «нестандартное мышление», я стремился
уже в самом названии отмежеваться от взглядов на творчество как нечто
неопределенное и мистическое. Нестандартное мышление относится
исключительно к смене концепций и восприятия.
Кое-кто может решить, что выражение «серьезное творчество» — такая же
нелепость, как «горячий снег». Для таких людей творчество ассоциируется с
полной раскрепощенностью, свободой делать что угодно или ничего не
делать в надежде, что вот-вот вас посетит озарение. Действительно,
творчество требует освобождения от привычных схем и ограничений, от
традиций и истории. Но эту свободу гораздо легче обрести, используя
совершенно определенные методы, чем просто надеясь на освобождение.
Твердый напильник гораздо вернее выпустит вас из заточения, чем страстное
желание стать свободным.
Существует убеждение, что продуманный методический подход не может
быть творческим, потому что любая структура немедленно ограничивает
свободу. Это нелепость. Действительно, существуют ограничительные
структуры, такие как железная дорога или закрытая комната. Но множество
структур не только не ограничивают, а, наоборот, расширяют степень
свободы. Например, лестница — это структура, с помощью которой вы можете
попасть туда, куда иначе бы не смогли добраться. Но вы свободны решать,
куда именно вам отправиться со своей лестницей. Чашка или стакан —
структура, позволяющая пить более удобно. Но чашка не диктует нам, что
именно мы должны пить. Математический аппарат — структура, позволяющая
нам делать множество вещей, которых мы никогда не смогли бы сделать без
его помощи. Поэтому нет ничего противоречивого в том, что систематические
методы освобождают нас для выработки новых концепций и смены
восприятия.Я рассматриваю творческое (нестандартное) мышление как особый способ
обработки информации. Оно должно занять свое место наравне с другими
методами: математическим и логическим анализом, компьютерным
моделированием и т. д. Это строгий предмет, в котором нет места для какой
бы то ни было таинственности. Я уверен, что со временем мы привыкнем к
тому, что человек, решивший придумать нечто новое в своей области, просто
садится и последовательно применяет методы нестандартного мышления.
В книге я опишу три обширные области, относящиеся к нестандартному
мышлению:
1. Вызов.
2. Альтернативы.
3. Провокационные идеи.
Каждая область содержит методы и приемы, которые можно изучить,
освоить и применить. Пример Питера Уиберроса (организатора Олимпийских
игр в Лос-Анджелесе) наглядно иллюстрирует, как это можно сделать. Питер
Уиберрос впервые услышал о нестандартном мышлении, когда я читал 90-
минутную лекцию для Организации молодых президентов в Бока-Ратон,
Флорида, в 1975 году. Девять лет спустя в интервью для «Вашингтон пост» он
рассказал, что использовал нестандартное мышление, чтобы с его помощью
создать новую концепцию, принесшую такой успех Олимпийским играм в Лос-
Анджелесе.
Хочу пояснить, что, хотя эту книгу можно использовать как пособие по
творческому мышлению, я не ставил цель изложить в ней принципы методики
обучения. Для книги это непосильная задача, поскольку она требует
интерактивного опыта и руководства опытного наставника. Эта книга —
пособие для тех, кто хочет сам научиться мыслить творчески.
Она предназначается трем категориям читателей:
1. Тем, кто чувствует, что творчество играет все более важную роль в его
жизни, и хотел бы больше узнать о нем.
2. Тем, кто всегда считал себя человеком творческим и хотел бы повысить
свое мастерство.
3. Тем, кто не видит в творческом мышлении никакого проку.
Я вполне сознаю, что люди, относящиеся к третьей категории, не слишком
охотно станут покупать мою книгу. Их единственная надежда научиться
думать лучше — получить ее в подарок.
Теперь мне бы хотелось разъяснить различие между двумя типами
творчества. Как правило, мы ожидаем, что творческое мышление рождает
идеи, связанные с определенным риском. Поскольку идея новая, мы не можем
заранее сказать, как она «сработает». Возможно, прежде чем она окупится,
нам придется потратить много времени, денег, энергии и преодолеть массу
препятствий. Многие люди и большинство организаций неохотно идут натакие затраты даже тогда, когда точно знают, что в конце концов их усилия
окупятся. Но творческий метод позволяет генерировать также и другой,
совершенно отличный, вид идей.
К другому типу творческих идей относятся те, которые приносят
немедленную отдачу. Вы сразу можете убедиться в том, что идея
«заработала», сохраняя вам деньги, время или давая другие преимущества. Я
покажу это на очень простом примере.
Сложите числа от 1 до 10. В результате несложных вычислений вы получите
55. Теперь сложите числа от 1 до 100. Эта задача также не представляет
сложности, однако она очень утомительна и вы легко можете ошибиться.
Теперь вообразите, что числа от 1 до 100 записаны в ряд:
Теперь в нижнем ряду повторите запись, но в обратном порядке:
Легко заметить, что каждая пара в сумме дает 101. Так и должно быть,
потому что, по мере того как числа верхнего ряда возрастают, увеличиваясь
на единицу, числа нижнего убывают на единицу, так что сумма остается
прежней. Сумма верхнего и нижнего рядов равна 100х 101. Это в два раза
больше, чем нам надо сосчитать, потому что мы использовали два ряда чисел
от 1 до 100. Поэтому мы поделим ее на два и получим 50 х 101, или 5050. Этот
метод не только очень быстрый, но почти избавляет нас от риска ошибиться.
Короче, это — гораздо лучший способ сложения чисел от 1 до 100.
Метод совершенно логичен по своей сути. На практике же очень немногие
люди пошли бы таким путем.
Другой способ решения той же задачи — «разломать» ряд посередине:В результате мы вновь получим 50 х 101, или 5050.
Приводя этот пример, я не претендую на то, что он носит исключительно
творческий характер. В данном случае то же решение можно получить и
другими методами, например с помощью визуализации. Я лишь хочу обратить
ваше внимание на то, что нестандартное мышление незамедлительно дало
результат, никак не связанный с риском.
Это и есть второй тип идей, полученных с помощью нестандартного
мышления: идеи, приносящие пользу немедленно. То, что они всегда
обладают внутренней логикой, вовсе не означает, что получить их можно
логическим путем (как я уже говорил раньше и как докажу позже).
Второй тип идей особенно наглядно демонстрирует пользу нестандартного
мышления, потому что главная его задача — найти лучший способ действий.
Совершенно неверно думать, что творческое мышление всегда связано с
риском. Творчество — это также новые догадки, свежее восприятие,
позволяющее решить проблему быстро и легко.
Книга состоит из трех частей:
Часть I. Потребность в творческом мышлении
Часть II. Методы и приемы
Часть III. Применение творческого мышления
Нет ничего более замечательного, чем рождение новой идеи.
Нет ничего прекраснее, чем видеть, как твоя идея приносит результат.
Нет ничего полезнее, чем новая идея, которая служит вашим целям.