Основы менеджмента
Менеджмент - это эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов.
В данном определении заключены две важные идеи:
Основные функции управления, а именно - планирование, организация, лидерство и контроль.
Эффективное и рациональное достижение целей организации.
Управление - целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.
Социальное управление - целенаправленное воздействие на общество с целью изменения его поведения (сохранение структуры, поддержание режима деятельности, реализация программы достижения целей). Выделяют сознательное и стихийное социальное управление.
В техническом смысле управление рассматривается как процесс перевода системы из одного состояния в другое.
Английское слово менеджмент происходит от корня латинского слова «манус» - рука. Первоначально термин подразумевал управление животными и означал искусство управления лошадьми. Позже термин был перенесен в сферу трудовой деятельности и стал обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.
Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли.
Оксфордский словарь английского языка определяет термин «менеджмент» как способ, манеру обращения с людьми, власть и искусство управления, административные навыки, орган управления, административную единицу. Словарь иностранных слов переводит этот термин как управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.
Впервые о менеджменте как самостоятельной области знаний и практической деятельности, равноценной инженерному труду, упоминалось в докладе Г. Тауна (1844-1924) на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков.
Организация производства - совокупность правил, процессов и действий, обеспечивающих форму и порядок соединения труда и вещественных элементов производства в целях повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Планирование - постановка целей и разработка способов их достижения. Посредством планирования обеспечивается единство целей всех подразделений предприятия. Планирование - это непрерывный процесс, поскольку организация постоянно находится под влиянием изменяющихся внешних условий. Изменения во внешней среде требуют внесения корректировок в планы организации.
Логистика - совокупность целенаправленных правил и методов управления материальными и информационными потоками на предприятии, включая доставку сырья от поставщиков и продукции потребителям.Исследование операций - методы решения задач управления человеко-машинными системами, ориентированные на результат, наилучшим образом отвечающий целям системы.
Принцип руководства - представляет собой общую рекомендацию для действий и принятия решений.
Процедура руководства - представляет собой описание действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации.
Правило руководства - точное предписание относительно того, что должно быть сделано в специфической ситуации.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Задача менеджеров - определить истинные побуждения сотрудников для работы с максимальной отдачей и обеспечить условия для реализации потенциала подчиненных.
Контроль - деятельность по измерению и оценке результатов работы. Контроль необходим для подведения итогов функционирования, выявления и предупреждения кризисных ситуаций. Цитируя Питера Драккера, «контроль и определение направления - это синонимы». Важнейшей особенностью контроля является его всеобъемлющий характер.
Мониторинг - контролирование, наблюдение, слежение, текущий контроль.
Управление это процесс взаимосвязанных действий (планирование, организация, мотивация, координация, контроль).
В общем смысле понятие «управление» определяется в нескольких значениях:
- «деятельность органов власти»;
- «крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение»;
- «управлять».
Следовательно, управление - это целенаправленное воздействие на кого-либо, например, на людей; на что-либо - на окружающую человека среду обитания.
В управлении выделяют два его вида:
- стратегическое (общее) управление;
- оперативное управление.
Общее управление – это деятельность, связанная с разработкой концепции и стратегии развития организации, постановкой ее целей, планированием, организационной деятельностью, распорядительством, контролем. Для обозначения понятия общего управления используется термин «управление». Все остальные виды управления называют в соответствии с их специализацией, например: управление персоналом, управление финансами, управление производством и т.д. В результате стратегического управления создается потенциал туристской организации.
Оперативное управление – составная часть управленческой деятельности, определяемая временным интервалом (месяц, неделя, сутки). Представляет собой совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий. Результатом оперативного управления оказывается выпуск и своевременное предоставление потребителю туристского продукта и услуг.
Управление - это вид профессиональной деятельности, управленческий труд, включающий: предмет труда (информация), средства труда (организационные и технические) и человека, обладающего определенными знаниями, навыками и умениями.
Гостиничный менеджмент как отдельная дисциплина стал развиваться относительно недавно: первые менеджеры со специальным образованием появились только в 20-е годы прошлого века (до этого все гостиничные управляющие были чистыми практиками), а внедрение современных методов управления началось лишь в середине XX столетия. Раньше считалось, что менеджмент гостеприимства настолько специфичен, что теория управления к гостиницам неприменима.
Целью управления гостиничным предприятием является изыскание путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности гостиницы в современных рыночных условиях за счет профессионального менеджмента.
Задачи профессионального менеджмента заключаются в следующем:
• необходимо четко знать основные функции и связующие процессы управления гостиничным предприятием;
• уметь максимально использовать доступную информацию в процессе принятия управленческих решений;
• владеть методами моделирования и оптимизации управленческих решений;
• выявлять и анализировать факторы риска, сопутствующие разработке и принятию управленческих решений в процессе управления гостиничным предприятием;
• принимать эффективные решения в конфликтных ситуациях;
• управлять комплектованием кадров для предприятий сферы гостеприимства на основе современных методов отбора и оценки персонала;
• разрабатывать и реализовывать управленческие решения на основе современных психологических подходов.
Гостиницы имеют четкую иерархию менеджмента, в рамках которого все его члены занимают определенное место в соответствии со своим статусом.
В менеджменте гостиницы различают два вида разделения труда:
- по горизонтали;
- по вертикали.
Горизонтальное разделение труда может не проявляться в небольших гостиницах. Внутри больших гостиничных комплексов, имеющих сложную структуру, существуют горизонтальные подразделения: отделы, службы, участки и др. Горизонтальный характер разделения труда определяется тем, что проводится расстановка руководителей по различным подразделениям гостиницы. Особенность этой расстановки заключается в том, что горизонтально разделенная работа должна быть обязательно скоординирована.
Наряду с горизонтальным разделением труда может иметь место и вертикальное. Основное назначение этого вида разделения труда - координирование действий людей, объединенных общей структурой данной организации для выполнения общих целей. При вертикальном разделении труда вышестоящий руководитель координирует работу нижестоящих руководителей. Название должности, которую занимает тот или иной руководитель, дает возможность определить, на каком уровне управления находится данный руководитель.
Уровни управления гостиницы делятся на три основные категории:
1) институциональный уровень;
2) управленческий уровень;
3) технический уровень.
На институциональном уровне разрабатываются стратегические, перспективные планы и цели. Институциональный уровень управления гостиницы - самый малочисленный по сравнению с другими уровнями. Наиболее распространенные должности руководителей высшего звена управления - президент, вице-президент, председатель совета директоров компаний. Руководители институционального уровня управления являются лицами, ответственными за принятие важнейших управленческих решений. Основные решения, принимаемые на данном уровне, направлены на следующее:
• выбор основного направления деятельности гостиничного предприятия с учетом внешних и внутренних факторов работы;
• постановка стратегических целей;
• организация стратегического планирования;
• прогнозирование работы гостиницы на определенный отрезок времени и прогнозирование результатов эффективности предприятия.
Руководители управленческого уровня подчинены руководителям институционального уровня управления. Они осуществляют координацию и контроль над работой руководителей низового уровня. Если гостиничное предприятие имеет разветвленную структуру, руководители управленческого уровня разделяются на два дополнительных уровня (верхний уровень среднего звена управления и низший уровень среднего звена управления). Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются руководитель отдела, службы, заведующий функциональным подразделением и т.п.
Во многих гостиницах руководители управленческого уровня принимают участие в принятии решений, направленных на следующее:
• организация деятельности малых групп;
• контроль над реализацией управленческих решений, принятых на более высоком уровне;
• осуществление лидерских функций;
• поддержание сплоченности группы и группового единства, принятие всеми членами группы организационных целей;
• формирование ценностно-ориентационного единства;
• мотивирование отдельных работников и групповое мотивирование;
• борьба с конфликтами.
Во многих гостиницах руководители среднего звена управления готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена.
Руководители технического уровня управления осуществляют контроль над выполнением производственных заданий. Это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочим персоналом. Руководители низового уровня выполняют очень напряженную разнообразную работу. В связи с этим основные решения, принимаемые на данном уровне, направлены на следующее:
• организация деятельности отдельных исполнителей;
• осуществление индивидуального мотивирования каждого работника;
• контроль над выполнением заданий;
• разрешение деловых и межличностных конфликтов;
• решение текущих задач управления;
• осуществление обратной связи с персоналом.
В современных условиях менеджмент гостиничного предприятия должен быть простым и гибким, чтобы быть конкурентоспособным. Он должен иметь следующие характеристики:
• небольшое число уровней управления;
• небольшие подразделения, укомплектованные квалифицированными специалистами;
• производство и организация работы на основе применения принципов эффективной коммуникации.
Функции и связующие процессы управления гостиничным предприятием
Область деятельности, называемая менеджментом, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
• общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
• управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
• конкретные области управления (производство, маркетинг, кадры, финансы, основные фонды).
Таким образом, функция управления — вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.
В условиях рыночных отношений в любой сфере хозяйственной деятельности реализация основных функций управления направлена на получение прибыли за счет рационального использования ресурсов (люди, деньги, время, материалы, сырье, оборудование, энергия).
Планирование
Назначение гостиницы отражается в ее миссии, создающей основу для формирования специфических целей и задач гостиницы. Цели - это идеальное или желательное состояние объекта управления. В связи с этим руководство гостиницы и руководители структурных подразделений должны заранее планировать мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей и направленные на решение специфических управленческих задач. Планирование является важной подготовительной функцией менеджмента, применяемой во всех видах бизнеса. Другие функции управления ориентированы на выполнение намеченных запланированных стратегических, тактических и оперативных решений.
Планирование в гостинице включает в себя следующее:
• разработка стратегии, согласованной с маркетинговыми стратегиями, и анализ конъюнктуры туристического рынка;
• определение экономических факторов, влияющих на эффективность и полноту осуществления гостиничного менеджмента;
• составление бюджетного плана и формирование ценовой политики;
• долгосрочное и краткосрочное планирование деятельности структурных подразделений гостиницы;
• оценка рисков, сопутствующих гостиничному бизнесу;
• планирование загрузки номерного фонда, посадочных мест на предприятиях питания, анимационных и лечебно-оздоровительных центров и транспортных средств.
Организация
Это вторая функция управления, нацеленная на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Если функция планирования отвечает на вопросы, что включать в план, что предпринять, что предвидеть и т.д., то функция организации ставит вопросы, кто и как будет организовывать выполнение плана. Таким образом, выполнение данной функции связано с четким осуществлением деятельности как самим менеджером, так и его подчиненными. Для этого в гостинице в соответствии с основными направлениями деятельности формируется функциональная организационная структура, которая включает в себя следующее:
• организация управления персоналом гостиницы;
• обеспечение информационными, материальными, финансовыми и временными ресурсами;
• организация функционирования инженерно-технических коммуникаций;
• обеспечение кадрами, обучение и развитие кадрового состава;
• обеспечение информационного, экономического, эстетического, бытового и психологического комфорта.
В понятие информационного комфорта входят три основных параметра:
- информационная обеспеченность о предприятиях гостиничной сферы еще до их посещения (специализированные сайты Интернета позволяют виртуально побывать в гостинице);
- информированность персонала, готового ответить на любой вопрос гостя;
- система пиктограмм, призванная помочь гостю отеля, не знающему языка страны, в которой он находится.
Под экономическим комфортом понимают удобство расчета гостя, систему дисконтов, бонусов, клубных карт и другие меры.
Эстетический комфорт подразумевает изысканно оформленный интерьер.
Бытовой комфорт подразумевает создание нормальных условий проживания гостя (оптимальная температура, влажность воздуха и др.).
В понятие психологического комфорта входят все перечисленные выше формы комфорта на основе уважительного, доброжелательного и гостеприимного отношения к гостю.
Подбор кадров
Функция управления, нацеленная на решение важнейших задач кадрового направления, включает в себя отбор и прием на работу сотрудников наиболее квалифицированных и соответствующих требованиям стандартов гостиничной индустрии.
Мотивация
Под мотивацией понимают процесс стимулирования работников на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей предприятия. Для намеренного воздействия на людей применяются методы принуждения и поощрения (политика кнута и пряника). Теоретики менеджмента разрабатывают новые способы мотивации к труду, опираясь на психологические мотивы.
Методы мотивации воспринимаются разными людьми по-разному. Одни предпочитают моральные, другие - материальные стимулы. Основные способы мотивации труда объединяются в пять относительно самостоятельных направлений:
- материальное стимулирование;
- улучшение качества рабочей силы;
- совершенствование организации труда;
- вовлечение персонала в процесс управления;
- неденежное стимулирование.
Первое направление отражает роль оплаты труда в системе повышения качества гостиничных услуг. Мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но ее постоянное повышение не всегда способствует длительному поддержанию трудовой активности на должном уровне.
Второе направление - совершенствование организации труда - содержит расширение трудовых функций, обогащение труда, применение гибких графиков, улучшение условий труда. Применение данного метода целесообразно в случае недозагруженности сотрудников и их собственного желания расширить круг своей деятельности, в противном случае это может привести к резкому сопротивлению. Обогащение труда подразумевает предоставление человеку такой работы, которая давала бы возможность роста, творчества, ответственности, включения в его обязанности некоторых функций планирования и контроля качества работы.
Улучшение условий труда также является мотивационным элементом.
Нематериальное стимулирование, создание гибкой системы льгот для сотрудников, в том числе признавать ценность работника для гостиницы, предоставлять ему творческую свободу.
Координация и регулирование
При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления гостиничным предприятием. Цель координации и регулирования - установление взаимодействия в работе всех подразделений, руководителей и специалистов, а также устранение помех и отклонений от заданного режима работы.
Координация в гостинице должна осуществляться с помощью совещаний, контактов менеджеров дежурных служб при проведении пересменок или во время личного общения руководителей, связанных с согласованием рабочих планов и внесением в них корректив.
Контроль - это функция управления, при помощи которой гостиничное предприятие обеспечивает достижение своих целей. Под контролем понимают не стремление менеджера уличить кого-либо в неверных действиях, поступках или ошибках, а своевременное превентивное обнаружение возможных отклонений.
Объекты контроля внутри гостиницы:
• оценка достигнутых результатов деятельности;
• оценка персонала и система его поощрения и информирования;
• соблюдение стандартов технологии обслуживания, внешнего вида персонала и стандартов поведения;
• инженерно-технические системы и оснащение (газ, вода, электроэнергия).
Оценка
Эта функция менеджмента обозначает степень фактического достижения запланированных целей. Оценка обозначает и пересмотр при необходимости модификаций целей, служб гостиницы как информационных, так и производственных.
Функции управления деятельностью предприятием реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые вступают в экономические, социальные, психологические отношения. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления, определяют его организационную структуру.
Менеджмент безопасности
Стержнем всей системы безопасности является эффективное управление ее обеспечением, основными функциями которого являются:
четкое планирование мер обеспечения безопасности гостиницы (наличие оперативного и долговременного планов работ в данном направлении);
эффективная организация выполнения планов, мобилизация персонала, создание четкой структуры службы безопасности, охраны и подчиненности всех лиц, участвующих в обеспечении безопасности, эффективное взаимодействие службы безопасности со всеми подразделениями гостиницы;
создании и реализации простой и понятной системы мотивации персонала в решении задач обеспечения комплексной безопасности, вовлеченности каждого сотрудника в эту работу;
контроль эффективности мер безопасности и обеспечения обратной связи «клиент – гостиница» для выявления основных направлений совершенствования системы безопасности гостиницы.
Каждая из этих функций менеджмента реализуется при решении определенного круга задач.
Планирование:
разработка стратегии гостиничного комплекса или туристского предприятия в обеспечении безопасности, согласованной с маркетинговой стратегией;
анализ экономических факторов, влияющих на полноту и эффективность осуществления менеджмента безопасности;
формирование ценовой политики с учетом полноты и эффективности решений в отношении обеспечения безопасности и имиджа ГК или ТП как безопасного объекта;
долгосрочное и краткосрочное планирование деятельности ГК или ТП в отношении обеспечения мер безопасности.
Организация:
организация и управление отношениями ГК или ТП во внешней среде (с государственными органами, партнерами, банками, страховыми компаниями, другими предприятиями) по вопросам обеспечения безопасности;
оптимизация ресурсов ГК или ТП при решении задач обеспечения безопасности;
формирование эффективной организационной структуры менеджмента безопасности и управления этой структурой;
разработка инновационной политики по повышению уровня безопасности;
«риск-менеджмент»: разработка снижения рисков и организация системы мероприятий по профилактике и минимизации рисков, связанных с недостаточным уровнем обеспечения безопасности в силу финансово-экономических причин.
Мотивация:
формирование у всех без исключения работников ГК или ТП творческого, заинтересованного отношения к своей работе и работе по обеспечению безопасности, к внутренней мотивации труда, основанной на заинтересованности и на удовлетворенности в таком труде;
материальное и моральное поощрение работников всех подразделений ГК или ТП за участие в программах обеспечения безопасности;
подбор, расстановка, повышение квалификации и профессионального роста кадров, работающих по программам обеспечения безопасности;
превращение любого работника ГК или ТП в частичного сопредпринимателя, глубоко заинтересованного морально и материально в результатах труда персонала ГК или ТП по обеспечению высокого уровня безопасности;
создание благоприятных условий для самореализации человека в его основной работе и работе по обеспечению безопасности.
Анализ и контроль:
анализ деятельности ГК или ТП по вопросам обеспечения безопасности и информирование генерального менеджера о результатах;
корректировка планов и проектов ГК или ТП и его подразделений, в частности, касающихся вопросов обеспечения должного уровня безопасности;
контроль полноты и качества исполнения управленческих решений и контроль за работой персонала в вопросах обеспечения безопасности;
анализ рисков в деятельности, связанных с недостаточным уровнем безопасности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.