ВВЕДЕНИЕ
Мы заметили, что сейчас подростки очень много времени проводят за телефонами.
Трудно даже и представить, что современный подросток может обойтись без него.
Раньше, у наших родителей в детстве, не было мобильных телефонов, но
они общались со своими друзьями, после школы на портфелях катались с горки, играли
в снежки даже на переменах, бегали в догонялки по лестницам.
Но сейчас, подростки в основном общаются по телефону. Письма пишут в
интернете, рассказывают какие-то новости через страничку в социальной
сети, играют в игры тоже в телефоне.
Проблема очевидна, на переменах обучающиеся стоят или сидят, уткнувшись в
телефоны, не замечая ничего вокруг себя. Становится большой редкостью встретить
подростков, общающихся не по телефону. Телефон заменяет подросткам общение с
родными и друзьями, чтение книг, физическую активность.
Актуальность:
Наблюдая за одногруппниками на перемене нас заинтересовало, сколько времени они проводят со своими гаджетами, к которым относятся телефоны, смартфоны и планшеты. И может ли эта их привязанность перерасти в зависимость.
Исходя из вышеизложенного, мы решили разобраться «Почему современным подросткам так тяжело обходиться без этого «чуда современности»? В чём причины зависимости подростков от мобильных телефонов?».
Гипотеза: Допустим, что современные подростки уже зависимы от телефона, значит уже сейчас и подросткам и их родителям необходимо начать работать над снижением уровня зависимости.Цель: выяснить причины зависимости подростков от мобильных телефонов и как с этим бороться.Задачи: 1. собрать информацию об истории создания мобильного телефона;2. выявить причины мобильной зависимости подростка;3. сделать прогноз последствий и способа преодоления такой зависимости;4. провести анкетирование зависимости студентов от телефона;5. проанализировать полученные данные и сделать выводы;6. создать презентацию, разработать памятки советов для студентов и родителей как избежать зависимости от телефона.
Объект исследования: мобильная зависимость подростков.
Предмет исследования: подростки, уделяющие особенно много времени мобильному общению и игре в телефон.
Методы исследования:
1.сбор и изучение информации, литературы по данной проблеме;
2.изучение истории появления мобильного телефона;
3.выяснение причин мобильной зависимости подростка и способов предотвращения;
4.социальный опрос студентов;
5.анализ социального опроса.
Практическая значимость работы: собранный материал можно использовать на занятиях ОБЖ, на классных часах и родительских собраниях.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
История создания мобильного телефона.
3 апреля 1973 года в конструкторском отделе компании Bell Laboratories раздался телефонный звонок.
Мартин Купер
звонил с первого в мире мобильного телефона модели DynaTAC, весом в 1,15 кг, размерами 22,5х12,5х3,75 см. В нем было 2 тысячи деталей. Заряда аккумулятора этого "кирпича" хватало на 20 минут разговора.
Свои корни, мобильный телефон берет из Соединенных Штатов Америки. Именно там, в 1947 году впервые заговорили о создании устройства, которое без помощи проводов будет поддерживать связь на больших расстояниях. За эту идею взялись сразу несколько американских научных лабораторий. Но, первой компанией, выпустившей в свет прототип мобильного телефона, была Motorola. А произошло это уже в 1973 году, создателем которого был Мартин Купер. По своим габаритам, телефон вовсе не похож на современные мобильники, вес его составлял порядка 1 кг, а размеры были равны габаритам коробки из-под женских туфель 36-го размера. Естественно, экран у телефона отсутствовал, а батарея была довольно слабой. Разговаривать по DynaTAC 8000X, так его называли, можно было всего лишь один час, в то время как зарядка происходила целых десять. И лишь к 1984 году телефон поступил в продажу. Стоимость его составляла немного меньше 4000 долларов. Но, несмотря на такую круглую сумму, желающих купить его было уйма.
9 сентября 1991 в России появился первый оператор сотовой связи на базе технологии NMT-450 — ЗАО «Дельта Телеком». Первый мобильный телефон стандарта NMT - NokiaMobileCityman.
Современный сотовый телефон весит гораздо меньше. Так же он имеет встроенную батарею и множество дополнительных функций. Сейчас производством сотовых телефонов занимаются многие кампании (Motorola, Nokia, SonyEricsson, Samsung и др). Также имеется большое количество операторов сотовой связи (MTC, Билайн, Мегафон
и др.)
«ПЛЮСЫ» использования гаджетов
ПК, ноутбуки, планшеты и смартфоны хороши тем, что дают доступ к информации в Интернете и позволяют использовать различные программы. Можно выделить следующие положительные моменты использования данных устройств:
Развитие мелкой моторики.
Доступ прямо из дома к большому количеству полезной информации: тестам, книгам и др.
Возможность развиваться и совершенствоваться: просмотр онлайн лекций,
вебинаров и др.
Формирование у подростков навыка поиска и фильтрации информации: навык подбора достоверной информации.
Возможность зафиксировать определенный момент, снять фото или видео.
Связь с одногруппниками и преподавателями, создание групп.
Выполнение заданий дистанционно.
«МИНУСЫ» использования гаджетов
Частое и ненормированное использование гаджетов может привести к ряду негативных последствий:
Уход от реальности. Музыка, игры, постоянный просмотр социальных сетей помогает заглушить свой внутренний голос и создать самому себе иллюзию того, что в их жизни все в порядке.
Жизнь в виртуальном мире. Общение с друзьями не при личной встрече, а по скайпу. переписка смс-ками, поиск друзей на сайте знакомств.
Гонка за новинками. Создатели гаджетов извлекают из такого массового помешательства огромную выгоду, выпуская все новые и новые модные дорого- стоющие модели.
Деградация личности. Очень многие игры созданы не для развития логики или обогащения интеллекта, а для сжигания времени. В сети их называют «убивалки» времени. Проходя уровень за уровнем вместо того, чтобы познавать этот мир, заниматься спортом, духовно развиваться
Зависимость. Зависимость от использования гаджетов прослеживается у большинства их пользователей.
Причины мобильной зависимости подростка
Технический прогресс породил новую болезнь. Западные исследователи назвали её “гаджет-аддикцией” или гаджетоманией. Гаджетомания – навязчивая потребность к приобретению электронных устройств, в которых нет объективной необходимости . Гаджеты – это телефоны, планшеты, ноутбуки и другие электронные устройства. Они слышат, видят, поют, рассказывают и делают кучу разных мелочей.
Гаджетоманию научно объяснили японские учёные. Генетики из университета Ямагаты выяснили: гаджеты влияют на особый фермент, он повышает настроение владельца на физическом уровне. «Одержимость техническими новинками, как и любая другая одержимость, патологическая зависимость, начинается в тот момент, когда стремление уйти от реальности начинает доминировать в сознании и становится центральной идеей» - рассказывает доктор психологических наук.
Сегодня практически у каждого ребенка, начиная с первого класса, есть телефон, планшет и другие гаджеты. Однако, при чрезмерном увлечении инновационная техника, которая призвана облегчать жизнь в обществе, может быть вредной для здоровья.
Противостоять гаджетам и интернету очень трудно. Сегодня гаджеты: доступный способ получения информации, способ развлечься, способ самовыражения оригинальным аксессуаром. Исследования современных ученых, наблюдения психологов, педагогов свидетельствуют о неоднозначном влиянии гаджетов на детей и подростков.
Статистика. В Европе гаджетоманией страдают несколько миллионов потребителей. Англичане и поляки - самые страстные потребители. Итальянцы в наименьшей степени подвержены этой болезни (4 %). В Великобритании 1/3 жителей регулярно покупают приборы без всякой надобности. В России 85 % жителей психологически зависят от гаджетов и в основном от мобильных телефонов.
Сначала все начинается с гаджитомании, а затем это пристрастие может перерасти в номофобию. Номофобия является одной из самых современных фобий, которую признают все больше специалистов. Слово произошло от сочетания английских слов «no mobile phone phobia» и передает страх человека остаться без мобильного телефона, боязнь ситуаций, связанных с отсутствием телефона под рукой.
Если говорить проще – это мобильная зависимость, когда сначала вас тянет к телефону, а затем возникает страх остаться без телефона. Мобильная зависимость – это состояние человека, при котором телефон становится предметом культа, человек бессознательно совершает звонок ради самого звонка, не осознавая своих действий или неспособен объяснить его причину.
Мобильная зависимость подростка
Музыка
Фото/Видео
Игры
Поиск информации
Социальные сети
Общение (разговоры, смс)
Прогноз последствий мобильной зависимости на здоровье подростка:
1. Мобильные телефоны влияют на поведение и психику человека. Те, кто часто пользуется мобильным телефоном более тревожны, беспокойны, уменьшается способность быстро находить контакт с людьми не по средствам мобильного телефона. Они часто звонят или шлют SMS просто ради процесса, ради удовлетворения своей потребности в общении.
2. Доказано, что если человек разговаривает по сотовому ежедневно более 45-60 минут, то такому болтуну никуда не скрыться от головной боли. Пользователи сотовой связи больше всех подвержены сонливости, раздражительности, эти люди чаще всех жалуются на головные боли. У них может возникнуть раковая опухоль головного мозга. Опухоль возникает с той стороны головы, где находится ухо, возле которого человек держал телефон.
3. Под воздействием электромагнитных полей, которые вырабатывает телефон, организм подвержен напряжению иммунной системы, что приводит к болезням.
4. Человек, который почти регулярно разговаривает по телефону более 2 часов в день, ускоряет процесс старения слуха в два-три раза.
5. Разговоры по телефону во время ходьбы настолько увлекают людей, что они не обращают внимания на происходящее вокруг них, что часто приводит к трагедии: невнимательно переходят дорогу, падают в канализационные люки, недосматривают за малолетними братьями и сёстрами, забывают о важных событиях и др.
6. Телефон имеет незначительные размеры, поэтому чтобы рассмотреть полученную информацию, или при игре, зрение особо напрягается, в результате возникает близорукость, сухость и зуд в глазах, головная боль.
7. Излучение мобильных телефонов приводит к снижению умственных, познавательных способностей и ослаблению памяти.
8. Излучение мобильников особенно сказывается на детском организме, что связано с недостаточным развитием у них иммунной системы. Огромный вред наносится мозгу ребёнка, так как его клетки мозга только начали развиваться и получать нужную для него информацию, а радиоволны разрушают клетки головной коры и мозга, затрудняют кровообращение, а также вызывает повышенное кровяное давление и сокращение числа красных кровяных клеток.
9. Частое пользование мобильника сказывается на психике, что связано с психическими расстройства. Бывало и такое, что подростки почти целый день пользовались телефоном, не отходя от него. Они были настолько зависимыми, что не могли даже отличить виртуальный мир от настоящей жизни. И это тоже приводило к трагедии.
10. Развивается синдром гаджетов: “туннельный синдром” – боли в кисти, которые вызывают защемление нерва в запястном канале и “смартфонный палец” – болезненность в запястье и большом пальце руки.
Ожирение
Проблемы во взаимоотношениях с окружающими
Побочные эффекты
мобильной зависимости
Агрессивность
Проблемы с поведением
Нарушение сна
Способы предотвращения мобильной зависимости подростка.
Для того чтобы подросток избавился от зависимости, следует задуматься о последствиях, которые могут возникнуть при частом пользовании мобильного устройства.
Для это следует:
1. стараться говорить, как можно меньше, общаться кратко и по делу;
2. меньше отвлекаться на уроках на SMS и ненужные вам звонки;
3. стараться быть всегда в обществе, а не в одиночестве;
4. с каждым днем постепенно ограничивать себя от телефона, сначала на час, потом на 2 и постепенно, прибавляя часы, так уже спустя пару месяцев вы не будете чувствовать такой потребности к телефону;
5. использовать телефон по мере необходимости;
6. если вы используете телефон, чтоб узнать который час, то для этого лучше всего носите часы;
7. предоставлять все необходимые условия для того, чтобы вы смогли чаще видеться с друзьями, забывая о виртуальном общении (попробовать заменить телефон на прогулку с друзьями);
8. держать как можно дальше от тела телефон, особенно это касается часов сна;
9. заменить час игры в Интернете поездкой в кино, либо чтением интересной книги, прослушиванием любимой музыки.
Каждый должен понять, что телефон – это всего лишь устройство для предоставления связи с близкими, которые находятся на
расстоянии. Чем меньше контакта с сотовым — тем лучше.
Да, телефон необходимая вещь, но прожить без него, не вертя часами в руках бесконечно играя, действительно можно. Многие
подростки не представляют и дня жизни без телефона, не понимая, что попадают в мобильную зависимость со всеми вытекающими
последствиями.
Мы решили выяснить знают ли обучающиеся о последствиях от постоянной привязанности к телефону. Для подростков мобильный
телефон - друг или враг?
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Социальный опрос на тему «Мобильный телефон- друг или враг» (приложение 1) Диаграмма результата социологического опроса (приложение 2)
1. Вам хочется самый модную модель телефона, дизайн и украшения для вашего телефона?
А) Да Б) Нет
2. Вы часто созваниваетесь (переписываетесь) по телефону в течении всего дня?
А) Нет Б) Да
3. Вы проводите много времени за игрой в телефоне в течении всего дня?
А) Да Б) Нет
4. Берёте ли вы свой мобильный телефон в техникум?
А) Да Б) Нет
5. Вы раздражаетесь и нервничаете, когда долго не видите свой сотовый телефон или
когда батарейка аппарата почти разряжена?
А) Да Б) Нет
6.Вам легче найти общий язык в интернете?
А) Да Б) Нет
7. Предпочитаете игру в телефоне в одиночестве общению с одногруппниками и друзьями?
А) Да Б) Нет
8. Вам часто делают замечания дома: не отвлекаться на телефон во время разговора с
близкими или принятия пищи?
А) Да Б) Нет
9. Вам часто делают замечания в техникуме: не отвлекаться на телефон во время занятия?
А) Да Б) Нет
10. Вы злитесь, когда вас просят убрать телефон и помочь по дому?
А) Да Б) Нет
11. Сотовый телефон вредит вашему здоровью или учебе?
А) Нет Б) Да
12. Может ли появиться зависимость от мобильника у подростка?
А) Нет Б) Да
Ключи: А-1 балл, Б-0 балов.
0- 4 — нет поводов для беспокойства;
5- 6 — тенденция к зависимости;
7- 12 — наблюдается зависимость от гаджетов
Вывод: На основе полученных данных из результатов социального опроса студентов «Мобильный телефон - друг или враг», можно утверждать, что для подростков влияние мобильного телефона оказывается негативным: некоторые студенты уже зависимы от мобильного телефона (22 % опрошенных), а это значит, что каждый из них может оказаться в стадии последствий такой зависимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе полученных данных из результатов социального опроса студентов «Мобильный телефон - друг или враг», можно утверждать, что для подростков влияние мобильного телефона оказывается негативным: некоторые студенты уже зависимы от мобильного телефона (22 % опрошенных), а это значит, что каждый из них может оказаться в стадии последствий такой зависимости. Поэтому использовать телефон рекомендуется детям и подросткам только в случае необходимости – для общения с родными и близкими, иногда для подготовки домашних заданий.
Таким образом, в нашем исследовании мы выяснили наличие реально существующей проблемы и хотели привлечь к ней внимание самих подростков.
Для этого нами была создана презентация, разработаны памятка для родителей (представлена в виде стенгазеты) и буклеты для студентов, в которых изложена информация о влиянии сотового телефона на здоровье детей, подростков и взрослых, и есть некоторые советы, как стать независимым от мобильника.
Ознакомившись с информацией, многие подростки осознали наличие существующей проблемы, о необходимости начать принимать меры: больше начать общаться с друзьями и родными в «живую», заняться спортом, найти себе хобби.
Таким образом, наша гипотеза частично подтвердилась: в техникуме есть подростки, зависимые от телефона, но их не так и много, им мы показали презентацию и раздали буклеты с советами и пожеланиями беречь своё здоровье.
В нашем техникуме есть достаточно много мероприятий (Дни здоровья, олимпиады, конкурсы науки и творчества, спортивные мероприятия, профилактические беседы и линейки, тематические недели, оформление стендов , конкурсы рисунков и плакатов и др.), которые помогают подросткам отвлечься от телефона и провести время на пользу.
Чтобы ваша дружная семья, так же была независима от мобильного телефона, не смотря на то, что он есть почти у каждого члена семьи, надо проводить свободное время вместе: отдыхать на природе, помогать близким, ходить на разные мероприятия (в кинотеатр, театр, на концерт), выезжать в турпоходы всей семьёй.
Мы считаем, что пришла пора задуматься каждому о свободе от этой зависимости!
Необходимо как можно чаще отвлекаться от телефона,
планшета и проводить это время с пользой!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000. – 624 стр.
2. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. – 220 стр.
3. Фролов С. С. Психология: Учебное пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000 – 456 с.
4. Бережковская Е. Мобильная зависимость //Школьный психолог. – 2006. - №5. – С. 2-7
5. Корягина О.П. Проблемы мобильной зависимости и причины их возникновения // Вопросы психологии. – 2006.
№1. – С.14-19
Электронные ресурсы:
Психология. Помощь, решения.
http:// //urazuma.ru/zavisimosti/telefonnaya-u-podrostkov.html
Охрана и защита окружающей среды/ Проблемы современности.
http://realproducts.ru/opasny-ili-net-mobilnye-telefony/
Хостинг презентаций. Мобильная зависимость и её последствия.
https://ppt4web.ru/informatika/mobilnaja-zavisimost-i-ejo-posledstvija.html
Уроки информатики. Влияние сотового телефона на здоровье человека.
http://900igr.net/prezentacija/informatika/vlijanie-sotovogo-telefona-na-zdorove-cheloveka-207118.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.