|Менеджмент обучения

  • Документация
  • docx
  • 13.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

(В.Н. Сорока-Росинский) Если мы определили личностный менеджмент как создание условий, атмосферы, наиболее эффективно ведущих к цели, то менеджмент обучения, следовательно ,-это создание таких условий, такой атмосферы в обучении, ,которые наиболее эффективно ведут к целям обучения
Иконка файла материала статья.docx

Статья «Менеджмент обучения»

Поменьше учителя-побольше ученика.

(В.Н. Сорока-Росинский)

Если мы определили личностный менеджмент как создание условий, атмосферы, наиболее эффективно ведущих к цели, то менеджмент обучения, следовательно ,-это создание таких условий, такой атмосферы в обучении, ,которые наиболее эффективно ведут к целям обучения. Существуют два типа учения-бессмысленное и осмысленное. Первый- это путь усвоения знаний, оценка следует извне(учителем); путь «принудительный, безличностный, интеллектуализированный. Второй - свободный, самостоятельно инициируемый, личностно вовлеченный, влияющий на всю личность, оцениваемый самим учеником, направленный на усвоение осмысленных элементов личностного опыта» .

Почему таков ход рассуждений- до школы ребенок так активен, любознателен, так сам стремиться чему-то учиться? И почему все это проходит в школе (или так скажем мягче, кончается у многих)? Естественные порывы ребенка губит традиционное авторитарное обучение с его «нельзя» (ошибаться, спрашивать, перечить),с его «надо» (учить, точнее, выучивать, чтобы получать хорошие отметки,-это самое главное!)

По мыслям Карла Роджерса, в традиционной системе обучения переоценивается преподавание и недооценивается учение. В наше время быстрых изменений, постоянных сдвигов в обществе, науке, производстве, личной жизни надо организовать обучение не как «трансляцию информации», а как активизацию, освобождение (раскрепощение) осмысленного учения.

Подобный подход давно декларируется и в нашей педагогике. А.Джон Дьюи заметил, что вообще вся история педагогики – это борьба двух идей: обучение-развитие, идущее внутри, и обучение-формирование извне. Все дело в том за счет чего предполагается активизировать детей. У нас по большей части «активизируется» умственное развитие путем усовершенствования методики, содержания обучения, то есть за счет усилий (изменений),идущих извне, внешних по отношению к ученику.

За счет чего «активизируют» сторонники гуманистической психологии? За счет изменения в связи с новыми установками: самостоятельность и ответственная свобода учеников- от постановки целей до оценивания результатов-позиции учителя. Для Роджерса и его сторонников новый подход к обучению неразрывно связан с новой позицией; собственно, новая позиция и есть новый подход

Первое правило-открытость. Я, учитель, должен вести себя с учениками не просто как учитель, а как человек. В традиционном обучении превалирует ролевое» учительское» поведение. Здесь же установка на способность открыто проявлять свои мысли, чувства, переживания в общении с учениками.

Второе. Поощрение (принятие, доверие), внутренняя вера учителя в способности и возможности каждого своего ученика. Эта мысль формулируется сейчас в учебниках по педмастерству как ведущая педагогическая способность: «оптимистическое прогнозирование», «опора на положительное». Третье-эмпатическое понимание, умение видеть поведение ученика его глазами, с его точки зрения, умение, по выражению Роджерса, «постоять в чужих туфлях». У «традиционного учителя» «оценочное поведение»: ученикам дается оценка в рамках учительских клише (умный, тупой и т д).Здесь следует подчеркнуть важный нюанс: Роджерс и его последователи говорят не просто об активизации, они обозначают «свое» обучение термином «фасилитация», включающим, помимо прочего, значение «освобождение». Те отношения, о которых шла речь выше,таким образом, призваны раскрепостить ученика, дать ему свободу не только содержательную, но и свободу самоощущения, свободу «дыхания».

Эссе «Моя педагогическая философия»

 

Если ты думаешь на год вперед - посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперед - посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед - воспитай   человека.

Восточная  мудрость

На дворе 21 век. Жизнь стремительно мчится вперед. На глазах  меняется все: города, быт, люди, растущие поколения, отношение к наукам, межличностные отношения, воспитание… Сегодня в погоне за деньгами изменилось при видимом благополучии отношение к формированию таких качеств, как честность, благородство, скромность, деликатность, обязательность. Такие основные жизненные ценности, как познание, творческий труд, духовное и интеллектуальное общение отходят в лучшем случае на второй план. Во всех сферах нашей жизни начинает сказываться умение или неумение быть человеком. Хотим мы этого или не хотим, но на каждом шагу нам приходится решать морально-этические проблемы, на каждом шагу мы вынуждены разрешать задачи нравственного влияния на человека, нравственного воспитания. Главная роль в этом отводится учителю. Кому предоставлена возможность воспитывать, сам должен отвечать морально-этическим нормам. Дорогу учителя люди выбирают сами. Выбирают, твердо зная, что без детей их жизнь будет легче, но несчастливей. С педагогическим талантом рождаются не все. Это, в основном, результат упорного труда умной и доброй души. Ни одна работа в мире не требует такой самоотдачи, как учительская. Так каким он должен быть, современный педагог?

Я много думала над этим вопросом и пришла к следующим выводам. Учить и воспитывать может только тот, кто сам учится и воспитывается. Кто умеет прощать и щадить. Не потакать дурному, поощрять распущенность, давать поблажки лодырю. Щадить - это значит знать все про человека, пытаться понять его, помочь ему.  Учитель обязан быть терпеливым и сдержанным, обязан, как актер, перевоплощаться, как машинист, вести поезд, какое бы ни было у него настроение.  Учитель-это тот, кто многое видит, многое понимает и, несмотря ни на что, остается оптимистом.

Ушинский говорил, что если учитель перестает читать, в нем умирает учитель. Невозможно представить себе миссии воспитателя без его богатой жизни в мире книг. Библиотека педагога, которая пополняется из недели в неделю,- это источник мысли, нравственной энергии. Знания, взятые из книг, становятся его личным богатством, его совестью.

Сухомлинский писал: «Знания, почерпнутые из книг, озаряются вашими мыслями, и красной нитью через ваше сознание проходит мысль о том, что ваши умственные и эмоциональные приобретения должны хотя бы каплей раствориться в духовном мире ваших воспитанников. Вы приходите к подросткам с собственными размышлениями, обращаясь к ним как к единомышленникам, как к равным себе»

Думаю, Учитель тот, к кому тянутся ученики, с кем советуются, делятся своими радостями и печалями. Он для ребенка друг, опора и поддержка в жизни.

Мне кажется, что Учитель-это тот, кто помогает ребенку не обижаться на мир даже тогда, когда его жизненное пространство сужается до минимума, любить мир, жить с ним в согласии и преображать его своим теплом и светом.

Мы, сегодняшние учителя, прекрасно понимаем, что образование переживает небывалый подъем. Альтернативные программы, новые педагогические технологии, психологическая служба в школе, процесс гуманизации образования призваны дать ученику возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении. Если раньше педагог стремился к тому, чтобы научить ребенка учиться, то теперь, я думаю, он должен заинтересовать его в обучении. К этому я и стремлюсь в своей работе.

 

 

 

 

 

 

взаимопонимания и дружелюбия на занятиях. Ученики стараются высказать свою точку  зрения (а на иностранном языке это совсем непросто), им интересно общаться со мной и друг с другом, они хотят больше знать о стране изучаемого языка. Думаю, мне удается найти общий язык с детьми и достичь неплохих результатов. Достоевский писал: «Красота спасет мир». Хочу перефразировать: «ДОБРОТА спасет мир». И мы, учителя, должны спешить делать добро, чтобы из наших учеников выросли сильные, цельные натуры, способные изменить к лучшему этот мир. Давайте дарить  детям тепло наших сердец, и я уверена, они нам будут за это благодарны.