Мероприятие для проведения недели ТРИЗ

  • docx
  • 28.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала День фантазирования.docx

ДЕНЬ ФАНТАЗИРОВАНИЯ

Предлагаем на выбор несколько видов заданий на развитие творческого воображения

1. Сочинить сказку, используя приемы фантазирования:

1) придумать сказку на основе уже существующих (берутся герои или сюжетные линии из разных сказок и объединяются в одну новую. Так сделана серия мультфильмов «Машины сказки», серия мультфильмов про богатырей. Используется прием фантазирования «дробление – объединение»).

Примеры использования приема (добавление постороннего персонажа):

Дед, бабка, курочка Ряба + пылесос…

Дюймовочка, жаба, мышь, крот + зонтик…

Девочка, печка, яблоня, речка + велосипед…

 

Примеры использования приема (соединение героев из разных сказок):

Золушка, Карлсон, Баба-Яга, Элли…

Аленушка, Винни-пух, Крокодил Гена, Бармалей…

Чиполлино, Мальвина, Пеппи, Мюнхаузен…

 

При подведении итогов работы сказку можно не только рассказывать, но и инсценировать, сопровождать рисунками и т.д. Дополнительно группа может дать краткое описание использованного приема фантазирования.

2) придумать сказку, отталкиваясь от заданных условий: есть только первое предложение, например: «Однажды в нашей школе случилось необычайное происшествие:…»

3) придумать сказку, отталкиваясь от заданных условий: есть только концовка: «…И все закончилось хорошо. О событиях напоминали только перья этой красивой птицы».

4) Другие варианты сочинения сказок

 

Изменение содержания (по сказке «Репка»):

Репка школьная: мальчик не хочет выходить из-за парты, его все тянут за руки…

Репка больничная: девочка боится делать укол, ее все уговаривают…

Репка современная: дедка никак не может дозвониться другу Репке…

 

Примеры изменения времени (по сказке «Три медведя»):

Первобытная девочка заблудилась и попала в логово саблезубых тигров…

Девочка под видом цветочницы проникает в рыцарский замок…

Девочка во время перерыва заходит в пустой компьютерный класс…

 

Примеры изменения места действия (по сказке «Теремок»):

В океане дельфин находит затонувший корабль…

На севере олененок обнаруживает полуразрушенный снежный дом (иглу)…

В пустыне черепашка забралась в потерянный караванщиком пустой бурдюк…        

 

 

2. Придумать несуществующее животное или сказочного персонажа, используя приемы фантазирования.

Нарисовать образ, дать название / имя, описать: если животное – где живет, чем питается, в какую группу животных входит, как себя ведет; если сказочный персонаж – черты характера, для каких художественных произведений создан, чем занимается, что любит делать и что не любит, с кем дружит.  

 

Приемы фантазирования

1)        «Смещение во времени»: герои сказки попадают в прошлое или будущее, с героями происходят необычные события из-за смещения времени. Примеры – «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца, «Двенадцать месяцев».

2)        «Оживление – окаменение»: неодушевленные предметы оживают, одушевленные становятся неподвижными. Примеры: «Федорино горе», «Цветик – семицветик» и другие.

3)        «Дробление – объединение»: с помощью приема создаются новые сказочные образы или мифологические персонажи из двух (или нескольких) существующих (Русалка = девушка + рыба; Пегас = конь + человек; Лошарик = лошадка + шарики и др.), а также новые художественные произведения.

4)        «Увеличение – уменьшение»: герои становятся очень большими или, наоборот, очень маленькими: «Приключения Гулливера», «Витамин роста» (серия «Маша и медведь») и другие.

3. Придумать изобретение, используя методы творчества

Метод фокальных объектов: берете три любых объекта (книга, стол, волк) и перечисляете их признаки. Потом выбираете фокальный объект, который хотите изменить, преобразовать (сумка) и наделяете его признаками первых трех объектов. Объясняете, как такое может быть, для чего это нужно. Неожиданные, нелепые сочетания могут привести к очень интересным результатам (получается креативная сумка, в которой сочетаются некоторые признаки книги, стола и волка). Нарисовать и достаточно подробно описать свое изобретение.

 

Игры и задания на День фантазирования

1.      Упражнение «фантастическое сложение» (прием фантазирования Джани Родари)

Стул и конфета, орел, светофор

Как будет выглядеть данный объект – «стул» с добавлением новых признаков (признаки конфеты, орла, светофора)? Можно взять любые объекты, с которыми работаете на уроках, и пофантазировать с ними.

 

2.      Упражнение «фантастическое вычитание» (прием фантазирования Джани Родари)

- Что изменится, если не станет ничего острого?

- Что произойдет, если исчезнут все автомобили?

- Что произойдет, если исчезнут все цвета радуги и останутся только черный и белый?

- Что произойдет, если исчезнут все родители?

- Что в этом хорошего и что плохого, для кого, для чего, чем плохо и хорошо?

 

3.      Объясните, как такое может быть
 
Жучка будку не доела: неохота. Надоело.
Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!».
Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.
На виду у детворы крысу красят маляры.

На пожелтевшую траву роняет лев свою листву.

Писем мы не написали, тучку целый день искали.

Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке!
Сели в ложку и - айда! - по реке туда-сюда!
Синеет море перед нами, летают майки над волнами.
Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом.
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.

 

Можно предложить детям объяснить смысл новых пословиц:

Без моли и хлеб не едят.
Больше дела – меньше снов.
Крутиться как булка в колесе.
Лес рубят – кепки летят.

Мы сами с ушами.

Мыла в мешке не утаишь.    

Не зная броду, не суйся в моду.

Сашу маслом не испортишь.

Старый круг лучше новых двух.
Трус своей лени боится.

Ус хорошо, а два -  лучше.

 

4.      Упражнение «Работа над ошибками».

Все знают поговорку «На ошибках учатся». А писатель Джанни Родари считал, что на ошибках можно не только грамотно писать, но еще и  фантазировать…

Например, «медведъ» это твердый, суровый хозяин леса, меддведь – это животное с двумя головами, «мудведь» это мудрый медведь, «метведь» – это металлический медведь-робот и т.д.

Учащимся для обыгрывания предлагается несколько наиболее типичных ошибок из письменных работ.

 

На доске записаны слова с ошибками в такой последовательности,  чтобы после их исправления «правильные» буквы, записанные сверху, образовывали слово, имеющее отношение к учащимся или к занятию.

Например: килограм, грамата, алея, аднажды, огорот, месятс, птици – слово «молодцы»; зделал, кребкий, чисы, разсказ, белет, дуп, вада – слово «спасибо» и др.

 

 

5. Эрудитка «Волшебный предмет».

1.      Какой предмет может перенести героя через горы и леса? (ковер-самолет)

2.      Какой предмет показывает герою путь? (волшебный клубок, перышко)

3.      Какой предмет заставит всех вокруг плясать? (гусли-самогуды, рожок)

4.      Какой предмет поможет победить Чудо-Юдо? (меч-кладенец)

5.      Какой предмет может помочь узнать, что делается на белом свете? (наливное яблоко на золотом блюдечке, волшебное зеркальце, волшебная книга)

6.      Какой предмет может помочь оживить мертвого? (живая вода)

7.      Какой предмет делает невидимым? (шапка-невидимка)

8.      Какие предметы преграждают путь преследователю? (гребешок, полотенце)

9.      Какой предмет возвращает молодость? (молодильные яблоки)

10.   Какой предмет исполняет желания? (волшебная палочка, волшебное кольцо)

 

Другие игры

Эти игры не имеют непосредственного отношения к фантазированию, но являются универсальными в ТРИЗ.

«Да-нетка»

1.      По сказкам (какую сказку я загадала).

2.      Отгадать объект на картине, объект на доске, объект в классе.

3.      Географический объект, любой объект в мире.

4.      Числовые задачи (в математике: какое число я загадала).

5.      Ситуативные задачи – объяснение ситуации, в условиях которой не хватает информации (историческая ситуация, эпоха; герой литературного произведения / ситуация, эпизод в литературном произведении).

 

«Что для чего нужно»

Определение главной функции объекта. Что было бы, если бы этого объекта не было

Стул – удерживать человека в положении сидя

Окно – пропускать свет в дом

Цветы – украшать поле, сад, лес, дом; служить пищей для пчел

Яблоки – насыщать организм витаминами

Лошадь – быть средством передвижения для человека, быть человеку другом

 

«Теремок»

Учитель берет любой предмет, каждый из детей тоже выбирает себе какой-то предмет (либо карточки со словами). Задача каждого ребенка – попасть в теремок, назвав общий для них признак.

- Тук-тук.

- Кто там?

- Это я, карандаш. Пусти меня к себе.

- Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.

- Мы оба красного цвета.

- Заходи…

 

 «Переносное значение»

Правила игры: учитель бросает мяч и называет признак или действие, учащиеся подбирают такой объект, чтобы получилось словосочетание в переносном значении (форму слова можно изменять). Например: «красный – красный молодец», «легкий – легкая рука», «каменный – каменное сердце»,  «железный – железные нервы», «спать – спит река», «бежать – бежит время», «петь – поет душа» и др.

Примеры слов для игры: мягкий, строить, черный, лететь, холодный, идти, прямой, сломать, бархатный, бить, золотой, потерять, колючий, оставить, крепкий, сгореть, чистый, упасть, короткий, сидеть, близкий, клевать, широкий, взять, жаркий, хлопать, скорый, найти, темный, ловить, чужой, вешать, добрый, нести, богатый, пустить, острый, болеть, молочный, ломать, горячий, дать, дорогой, лезть, тихий, точить, крупный, стереть, белый, встать.