Мероприятие - квест "По родному краю"
Оценка 4.8

Мероприятие - квест "По родному краю"

Оценка 4.8
docx
17.12.2020
Мероприятие - квест "По родному краю"
мероприятие-квест По родному краю с детьми с ОВЗ.docx

Данное мероприятие  затрагивает актуальную тему: духовно – нравственное  и патриотическое воспитание. Мероприятие обогащает духовный мир обучающихся, воспитывает чувство гордости за  свой край, воспитывает любовь к родному краю и адресовано детям  8-13 лет. Данное мероприятие учитывает познавательные интересы  школьников с ОВЗ. Сценарий внеклассного мероприятия - квеста «По родному краю»  направлен на обеспечение духовно-нравственного развития  обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной  педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других социальных объектов села.  Мероприятие  реализуется во взаимодействии и тесном сотрудничестве с учащимися школы, учителями – предметниками и общешкольным Советом родителей.

Форма проведения: игра с элементами квеста с детьми с ОВЗ и их родителями.

Целевая аудитория: обучающиеся 2 - 7 классов с ОВЗ и их родители.

Оборудование:  национальные костюмы, блюда  и домашняя утварь народов села, ИКТ.

Используемые технологии: КТД,  игровые технологии.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский, метод мозгового штурма.

Подготовительный этап:

- читали легенды о достопримечательностях села;

 - знакомились с национальными блюдами;

 - знакомились с  предметами домашней утвари народов села в сельском краеведческом музее.

Продуктами коллективного творческого дела стали:

- активное участие учащихся  в викторине «Знаешь ли ты?», игре «Знатоки старины», подвижных играх;

  - укрепление взаимодействия, взаимопомощи, взаимопонимания между детьми и их родителями.

 

Цели:

- воспитывать любовь к своей Родине, родному краю.

- подвести к пониманию ими исторических и культурных ценностей своего народа;

- проявление у  школьников заинтересованности в изучении истории своей Родины, края;

- получение со стороны учащихся эмоционального отклика.

Задачи:

 - привлечь внимание школьников и взрослых к проблемам детей с ОВЗ;

 - способствовать развитию нравственных качеств учащихся;

 - воспитывать у детей правильное и разумное отношение к детям с ОВЗ.

Ожидаемый результат:

- формирование умений у детей с ОВЗ сотрудничать  при выполнении творческих заданий и работ;

 - толерантное отношение к детям с ОВЗ;

 - сотрудничество с родителями детей с ОВЗ.

                                                  

                                           Пояснительная записка

Родина начинается с родного края, где ты родился и вырос, где многие века живет твой народ. Понятия Родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека.

Вопросы истории родного края включены в школьные программы. Этот материал позволяет усилить воспитательную роль уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, сделать для ребят ближе и понятней малую Родину, дела дедов и отцов.

Но за пределами круга обязательных знаний, определенного учебными программами, остается немало ярких и увлекательных страниц истории родного края. Знакомство с ними является бесценным источником духовного обогащения школьников. Велик интерес у школьников к истории. Большие возможности формирования интереса к истории заложены во внеклассной работе. В данной работе авторы делятся опытом проведения мероприятий с элементами НРЭО в школе в занимательной форме с детьми с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий внеклассного мероприятия

Участники внеклассного мероприятия - квеста «По родному краю», их родители, учителя-предметники, помощники-старшеклассники и гости собираются в актовом зале.

Звучит музыка. Выходит Белоглинка.

Белоглинка:

Здравствуйте, люди добрые! Дозвольте представиться: я – Белоглинка. А кто знает, почему я так называюсь?  

Ответы детей

                                           Легенда о Белоглинке

Когда-то давно на том месте, где находится наша Обручевка, жило племя кипчаков. Жили они в землянках, в которых было сыро, холодно и темно. Спали на полу, устланном травой и вениками. В одной землянке жила девочка, звали её Белая. Она была маленькой-маленькой и постоянно болела. Всю зиму она сидела в темной, сырой землянке и потихоньку угасала. А когда первые лучи прогревали землю, и появлялись первые цветы, она выходила на высокую гору и грелась на солнышке.

Ела растения и их корни, и болезнь на время покидала её. Однажды очередной раз поднявшись на гору, она обратила внимание, что земля здесь странная, белая. Попробовала на вкус, оказалась ещё и съедобная. А когда прошел дождь, и белая земля намокла, девочка, взяв её в руки, поняла, что из неё можно лепить игрушки. Целыми днями Белая проводила на горе, играя с «белой землёй», делала всем детям игрушки. К концу лета она окрепла, подросла, болезнь покинула её окончательно. «Белая земля» вылечила её. Прошло два года, девочка превратилась в красивую девушку. Вышла замуж за пришедшего к ним в племя молодца, который умел строить дома из дерева и камня. Он построил дом, выложил печь. А Белая помазала его изнутри «белой землей» и побелила. Сделала из белой земли посуду. Люди с тех пор стали пользоваться этой землей: лепили посуду, белили дома, лечились, а назвали её глиной. Белой глиной по имени девочки. А гору назвали Белоглинкой.

Белоглинка:

Мы сегодня говорим об интересных местах нашего села.

Ой, только я ведь к вам не одна пришла – с краеведом  Дёмушкой.

Демушка! Демушка, ты где?

Дёмушка: Вот он я! (с места в зале)

Белоглинка: Это что ж  ты там сидишь? Иди-ка сюда. (Дёмушка идет на сцену под музыкальную отбивку) Смотри, сколько гостей в доме. Мне помощник нужен. Поздороваться не забыл?

Дёмушка: Здравствуйте, милые дети и взрослые!

Белоглинка: Молодец. Можно  начинать

Дёмушка: Отлично! И с чего мы начнем?

Белоглинка: Как с чего? Оглянись вокруг – сколько интересных достопримечательностей – это  речки и горки, и каждый имеет свое название. Ты знаешь их значение?

Дёмушка: Нет. И мы сейчас об этом расскажем?

 Белоглинка: Да! И совершим путешествие! Да путешествие не простое, а  исследовательское! Знаем ли мы свой родной край?

Ответы детей

Дёмушка: Дадим мы вам свитки с  маршрутными заданиями, по которым вы найдёте свой путь, который поможет вам обрести не только знания, но и найти клад. Команды состоят из 3-х родителей и 5 детей. В свитке указан маршрут вашего пути, в котором будет 3 остановки, где вы должны выполнить свои задания. При подведении итогов учитывается качество выполняемых заданий, ваша активность, сплоченность и смекалка.

 

Команды идут по своим маршрутам, выполняя определённые задания

 

 

Остановка 1. Река Ильяска.

Задание путевого листа:

Какие реки протекают через наш насёленный пункт?

Какая река самая протяженная?

Какие рыбы в ней водятся?

Какие водоплавающие птицы гнездятся на ней?

Живут ли в нашей речке лягушки?

Дети, заполнив путевой лист, заходят в кабинет №9, где их встречает башкирский  герой Ильнур  в национальной одежде

 

Герой Ильнур: Приветствую вас, мои дорогие друзья!

Расскажу легенду о богатыре Ильясе и его добром сердце, в честь которого названа наша река.

                                                               Легенда.

(на фоне музыки курая)

Давным - давно это было. Стояла страшная жара, степь будто вымерла. Что шло по уральской земле племя кочевников, искали они лучшие места для жизни. Мечтали соединиться с другим племенем.

Шли день, два, три… Неделя сменяла неделями. Запасы воды и еды кончались, а в степи не попадалась ни капли воды. Все озёра и реки высохли. Люди умирали от жажды и голода, молили Бога послать им дождь или небольшой родничок, чтобы напиться самим и напоить скот. Но по-прежнему светило яркое солнце, выжигая вс1 живое на земле, а ветер, сухой и знойный, превращал всё в песок и сухую глину. Последние усилие проделывали кочевники, чтобы добраться до воды, но всё напрасно. Дети умирали, взрослые падали не в силах сделать больше и шага. Во главе племени был могучий батыр, которого звали Ильяс. Был он умным, смелым, в бою стойким и непобедимым. Сердце было у батыра большое, ласковое и доброе.

Долго думал Ильяс, как помочь своему племени. В отчаянии обратился он к Богу с просьбой спасти его родичей, превратив его в родник. Бог оценил благородство Ильяса и сделал так, как просил батыр. Утром проснулись кочевники и увидели, что рядом течёт прозрачный холодный, глубокий и чистый родник. Бросились люди к воде, напились, умылись, напоили животных, набрали воды впрок и собрались идти дальше и только тут заметили, что молодого батыра с ними нет. Подумав, поняли соплеменники, что это он, превратившись в родник, спас их.

Пошли они дальше, унося в своем сердце благодарность Ильясу. И пока шли они по знойной уральской земле, воды родника бежали вслед за племенем. Причём воды становились всё больше.

Так родилась наша реченька Ильяска.

Она бывает разной. Знойным жарким летом  - это холодная небольшая речушка, тихая и спокойная, а весной, когда проснется после суровой зимы и наполнится талой водой, превращается в шумную, сильную, тёмную речку, которая рушит всё на своём пути.

Это весной просыпается Ильяс и с талыми водами протекает весь путь своих родственников

Герой   Ильнур:

Слушали вы внимательно, а сможете ответить  на мои  вопросы

·        Почему Ильяса считают героем?

·        Почему он помог людям?

(направить ответы детей на нравственность поступка)

·        Выберите из предложенных блюд блюда национальной башкирской кухни.

 

          Проведение игры «Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание – «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

                          Проведение игры «Голуби»

Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.

Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолетики и т.д.).

Инструкция. Дети соревнуются, у кого голубь полетит дальше.

Вариант: дети соревнуются со взрослыми.

Методические указания. интенсивность малая.

 

Остановка 2    Яшина гора.

Путевой лист

1.     Кто из членов команды бывал на Яшиной горе?

2.     Какие полевые цветы растут на склоне?

3.     Какие насекомые встречаются здесь?

 

Дети заходят в кабинет №10,где их встречает крестьянин Влас:

 (  в костюме с элементами  одежды времен Пугачевского восстания)

Влас:

Рад вас видеть, гости желанные! Зовут меня Влас и я знаю интересную историю  названия горы, с которой зимой катаетесь на лыжах и санках, весной собираете дикий чеснок и лук, а летом собираете клубнику. Скажите мне, как называется эта гора и почему она носит такое название?

Ответы детей.

Влас усаживает детей возле импровизированного костра и повествует легенду  (фоном звучат звуки природы)

Легенда  о Яшиной горе

Много спорят о том, был ли на самом деле Пугачёв на нашей Кизильской земле. Был ли, не был ли, а легенд об этом в народе ходит много, одну из таких легенд я услышал от наших старожилов.

Случилось это во времена Пугачёвского бунта. Когда царская армия стала окружать восставших, Емельян Пугачёв послал в город Орск предупредить войска о беде своего гонца башкира Яшку, молодого крепкого парня. Очень  надеялся Пугачёв, что Яшка успеет во время. Яшка мчался во весь опор, не жалея ни себя, ни лошади. Возле посёлка Агаповка поджидала его беда. Попал Яшка в засаду, геройски сражался, был ранен и всё - таки ускакал от врага. Долго скакал Яшка, устала лошадь, ослабел от ран он сам. Понял Яшка, что не хватит у него времени доехать вовремя к своих, да и рана давали о себе знать. Он вспомнил о том, что раньше кочевники предупреждали друг друга о беде: поднимались на самую высокую гору, зажигали костёр, чтобы издалека было видно. Следующий гонец зажигал костёр на очередной  горе. И так от костра к костру шёл сигнал: «Случилась беда, война, смерть»

Яшка, превозмогая боль, поднялся на самую высокую гору. Стараясь из последних сил, набрал сушняк и разжёг огонь. Умирая, он увидел, что за много вёрст да него, на следующей высокой горе горит костёр. Посмотрел в последний раз Яшка на синее небо, на родные степи, на любимого коня и умер спокойно, как человек, выполнивший свой долг. Жители Обручёвки на этой же горе Яшку и похоронили. И в память о его мужестве назвали гору его именем. Она теперь, как счастливый талисман для жителей посёлка. Влюблённые на горе клянутся на горе в вечной любви. После выпускного бала молодёжь идёт на гору, чтобы встретить свой рассвет и закопать свою капсулу с посланием к будущему поколению. Осень и весной весь посёлок собирается у горы Яшки, чтобы проводить молодых ребят в армию. Всё будет  меняться в жизни, но лишь легенда о Яшке, а значит, и память о нём будет жить всегда.

Влас просит команды выполнить задание:

- выбрать из предложенного гербария цветковые растения, которые можно встретить на Яшиной горе;

- выбрать из цветных открыток и картинок насекомых, обитающих в окрестностях Яшиной горы..

                  Проведение игры «Узнай по голосу»

 

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Инструкция. Все играющие, взявшись за руки,  образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

     Вариант: водящий должен узнать голос своей мамы или папы.

Методические указания.

·        Во время игры следует соблюдать полную тишину.

·        Водящий  должен  закрыть глаза или надеть повязку.

 

              Остановка 3. Загадки, игры от Алсу.

Дети заходят в кабинет №11, встречает девушка Алсу  в башкирском костюме и танцует национальный танец.

                    Игра «Знатоки истории»

Ø предмет для переноса воды в старину (коромысло)

Ø в нем хранили вещи  (сундук)

Ø железное орудие, с помощью которого ставили в печь чугунки и доставали их  (ухват)

Ø инструмент из железа, который использовался для выгребания углей из печи  (кочерга)

Ø их носили, сплетенные из лыка (лапти)

Ø без какого блюда невозможен обед на Руси (хлеб)

Ø самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица (блины)

Ø какое блюдо солят трижды? (пельмени; соль кладут в тесто, в начинку и при варке)

 

Проведение башкирской народной игры «Платочек».

 

В круге дети выбирают водящего по считалке.  В руке у водящего  платок. Он бежит по внешнему краю круга и должен незаметно подложить платок кому-нибудь. Если этот ученик заметит, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы сесть на его место. Таким образом, дети меняются.

                                  Викторина  «Знаешь ли ты?»

Ø Какие названия  улиц села ты знаешь?

Ø Образуйте группы учащихся по улицам!

Ø Какие улицы названы в честь политических событий? (Советская, Мира)

Ø В честь кого названо наше село?

Ø Какие птицы прилетают к нам весной?

Ø Какие водные объекты в округе вы знаете?

Ø Назовите гору, названную  именем человека. Вспомните легенду об этой горе.

 

          Проведение башкирской народной игры «Липкие пеньки»

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по кабинету, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.

Методические рекомендации: Пеньки не должны вставать с мест.

                          

 

Команды, с выполненными заданиями, собираются в актовом зале. Жюри (Ильнур, Влас, Алсу) подводит итоги, выявляют победителей.

В это время выступает фольклорный ансамбль «Сударушка»

Подведение итогов – награждение победителей памятными подарками и сладкими призами от спонсоров – фермеров села и общешкольного Совета родителей.

 

 

 

Список литературы

Книги

1. Решин М. П. Летопись земли кизильской. – Магнитогорск: ООО РИЦ «Твой шанс», 2010. – 208 с.

Сборники

2. Моё село / Сост. Т. И. Романова. – с. Обручёвка, 2013, - 41 с.

3. Сборник материалов по итогам краеведческой конференции Кизильского муниципального района / Отдел культуры администрации Кизильского муниципального района / Магнитогорск, ООО РИЦ «Твой шанс», 2009. – 28 с.

4. Уральская слободка: Сборник детских этнографических работ V областного конкурса / Министерство культуры Челябинской области. Государственное учреждение культуры «Областной центр народного творчества» / Отв. за выпуск Е. И. Артюшкина, сост. Е.В. Сатарова /  Челябинск, 2007. – 122 с.

5. Это наша история: сборник исследовательских работ / Муниципальное учреждение культуры «Кизильский историко-краеведческий музей» / ООО «Изд-во «ЗауралИнформ», 2011. – 80 с.  

6. Архивные материалы, газетные статьи музея Обручёвской сельской библиотеки имени Ф. Ф. Павленкова.

7.Сборник «легенды, сказания и были земли Кизильской» / Кизильская Центральная библиотека. Детское отделение/ село Кизильское, 2003г. – 25 с.

8. Интернет ресурсы:  https://vk.com/club90532300

 

 

 


 

Данное мероприятие затрагивает актуальную тему: духовно – нравственное и патриотическое воспитание

Данное мероприятие затрагивает актуальную тему: духовно – нравственное и патриотическое воспитание

Цели: - воспитывать любовь к своей

Цели: - воспитывать любовь к своей

Вопросы истории родного края включены в школьные программы

Вопросы истории родного края включены в школьные программы

Сценарий внеклассного мероприятия

Сценарий внеклассного мероприятия

Белой глиной по имени девочки

Белой глиной по имени девочки

Остановка 1. Река Ильяска. Задание путевого листа:

Остановка 1. Река Ильяска. Задание путевого листа:

Ильяса и сделал так, как просил батыр

Ильяса и сделал так, как просил батыр

Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное

Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное

Скажите мне, как называется эта гора и почему она носит такое название?

Скажите мне, как называется эта гора и почему она носит такое название?

Влюблённые на горе клянутся на горе в вечной любви

Влюблённые на горе клянутся на горе в вечной любви

Вариант: водящий должен узнать голос своей мамы или папы

Вариант: водящий должен узнать голос своей мамы или папы

Водящий убегает, чтобы сесть на его место

Водящий убегает, чтобы сесть на его место

Список литературы Книги 1.

Список литературы Книги 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2020