Мероприятие для старших классов Якутский народный героический эпос "Нюргун Боотур Стремительный"
Оценка 4.7
Мероприятия
docx
чтение +1
8 кл—10 кл
17.02.2018
Цель:
- знакомство с якутским народным эпосом "Нюргун Боотур Стремительный";
- формирование интереса к национальным традициям и любовь к культуре родного края.
Задачи:
- познакомить с особенностями национальной культуры народов Саха;
- сформировать представления о многообразии художественного творчества разных народов;
- подчеркнуть значимость эпоса в национальной культуре;
- прививать любовь к устному народному творчеству;
-содействовать развитию нравственного сознания учащегося, его творческого воображения.
Якутский народный героический эпос.docx
Якутский народный героический эпос "Нюргун Боотур Стремительный"
Цель:
знакомство с якутским народным эпосом "Нюргун Боотур Стремительный";
формирование интереса к национальным традициям и любовь к культуре
родного края.
Задачи:
познакомить с особенностями национальной культуры народов Саха;
сформировать представления о многообразии художественного творчества
разных народов;
подчеркнуть значимость эпоса в национальной культуре;
прививать любовь к устному народному творчеству;
содействовать развитию нравственного сознания учащегося, его творческого
воображения.
Форма урока:
урокпрезентация
уроклекция
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
Устное народное творчество родилось в глубине веков, передавалось из уст в
уста, от одного поколения к другому. Оно выражает мечту народа о радостном и
творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости
и неиссякаемую силу народных героев. Один из видов устного народного творчества –
Олонхо.
Олонхо – это общее название героического эпоса якутов, состоящего из
множества больших сказаний. Средний размер их 1015 тысяч стихотворных строк.
Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем смешения
различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали еще
более крупные олонхо, но они остались незаписанными.
Якутское олонхо – эпос очень древнего происхождения. Истоки их восходят еще
к тем временам, когда предки якутов жили на прежней родине и тесно общались с
древними предками тюркскомонгольских народов Алтая и Саян.
(Слайд 2)
Являясь центром национальной культуры прошлого, олонхо оказало большое
влияние на зарождение и развитие литературы и искусства. Одним из первых глубокий и научный анализ героического эпоса якутов – олонхо дал Платон Алексеевич
Ойунский (10 октября 1893 – 31 октября 1937) , один из первых якутских ученых
советского времени, филолог, этнограф, фольклорист, литературовед. Много лет
жизни он посвятил своду в единый сюжет героического эпоса «Нюргун Боотур
Стремительный» одного из лучших и наиболее популярных якутских олонхо.
(Слайд 3)
Олонхо – традиционно устный жанр якутского фольклора. Песни,
рассказывающие о подвигах богатырей (боотуров), из поколения в поколение на
протяжении долгого времени передавались якутскими сказителямиолонхосутами.
В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому
существовали многочисленные версии олонхо.
(Слайд 4)
Олонхосут – человек с особым даром. Он помнит наизусть до двадцати тысяч
стихотворных строк, может несколько суток подряд рассказывать богатырский эпос.
Чтобы овладеть искусством олонхосута, требуется не только хорошая память и не
только богатый разнообразными регистрами голос певца, но и выразительная мимика,
способность перевоплощения, владение традиционной манерой пения.
(Слайд 5)
В красочных мифологических образах олонхо запечатлены образ жизни,
традиции, нравственные принципы, особенности мировосприятия, а также древнейшая
история якутов скотоводческого народа южного происхождения.
(Слайды 611)
Миры олонхо с мировым деревом:
1. Верхний мир — это небеса. Они состоят из нескольких «ярусов» (восемь, девять),
каждый из которых является как бы отдельным небом. На небе живут божества
аййы, — добрые и злые. Главную часть неба, его верхние ярусы, занимают добрые
божества во главе с Юрюнг Аар Тойоном. Айыыы — божества традиционных
верований якутов. Согласно мифологии, айыы — жители Верхнего мира,
прародители народа саха.
Айыы не принимают кровавых жертвоприношений, и поэтому им преподносят
жертвы растительного происхождения и молочные продукты.
2. Средний мир — страна человеческого племени айыы аймага. В Среднем мире живет
также множество иччи и мелких духов. Средний ярус в олонхо рисуется в виде
плоского круга, края которого изогнуты, как носы охотничьей лыжи. Посредине
среднего яруса растет вечнозеленое восьмиствольное священное дерево Аал Кудук
Маас, в котором обитает дух Хозяйки Земли – Аан Алахчын – хотун.
3. В Нижнем мире живут абаасы. Их глава — Арсан Дуолай. Это во всех отношениях
антипод Юрюнг Аар Тойона. Нижний ярус находится за горами, на севере, где лежит
ледовитое море и где вечно пасмурное небо. Там живут исконные враги людей
среднего яруса. Богатыри нижнего яруса хитры, коварны и неуловимы. Согласно некоторым мифам абасы имеют облик человека ростом с лиственницу или
одноногого, однорукого, одноглазого чудовища. Всё вредное и гадкое — растения и
животные созданы абасами. Они искушают людей, подбивая их на преступления,
насылают на них бедствия и болезни, многие из абасов могут лишить людей
рассудка. Они питаются душами людей и животных. Часто родственники больного
или умершего приносили в жертву абасам животное, как бы обменивая его душу на
душу человека, которой угрожают абасы.
(Слайд 12)
Олонхо "Нюргун Боотур Стремительный" величайший памятник якутского
народного творчества, воссозданный на рубеже 19201930х гг. П.А. Ойунским.
По размерам олонхо П.А. Ойунского почти в два раза превышает самые крупные из
числа записанных (в нем свыше 36 000 тысяч стихотворных строк). В народе же
бытовали олонхо и большего размера. Раньше олонхо определяли не по количеству
стихотворных строк, как сейчас, а по длительности исполнения. Причем за основу
измерения объема олонхо принималось исполнение в течение одной ночи. По словам
олонхосутов самые крупные олонхо пелись в течение семи ночей.
Повествование олонхо о Нюргуне начинается с описания дивной красоты средней
страны (земли), где девяносто речек, "с гулом соединившись", "важно и шумно
слившись", "прозвеневшей, как медь, изначальной матерью родиной стали", где
"словно девять разъяренных жеребцов, готовых броситься в драку, девять высоких
мысов гордо, приосанившись, стоят... и крупные деревья с чешуйчатой корой растут".
Но дошли до небес жалобы людей среднего мира на притеснения злых племен
абаасы. Услышав голос племени айыы людей улусов солнца (Якуты обоготворяют
солнце, его они считают родоначальником всего доброго на земле, в том числе и
племени айыы аймага, которое иначе называется улус солнечный то есть племя
солнечное, происходящее от солнца.), старец Одун Дьылга Тойон сказал: "О да, это
правда! Жителей земли сильно обижают верхние и средние абаасы". "Все люди и весь
скот, поселенные нами в среднем серопятнистом (Эпитет «серопятнистый»
употребляется в эпосе, когда речь идет о среднем мире. Земля на фоне неба и
океана, вероятно, представляется якуту серопятнистой. Употребляется это
слово в ласковом смысле.) мире, обречены на шаткую судьбу, наделены бедной
будущностью, предопределены на неустойчивую участь...»
(Слайд 13)
И велел Одун Дьылга отправить на землю родившегося у батюшки Юруиг Лаар
Тойона и матушки Аарлыхотун младшего сына Нюргуна Боотура, судьбой
предназначенного быть главой вольных богатырей могущественной страны, чтобы
"защитить племена айыы и оградить улусы солнца"...
Престарелые родители с великой грустью встретили высочайшее веление, но стали
готовить сына в дорогу. Они раздобыли богатырю коня, доспехи и отправили его на
землю вместе с сестрой, красавицей Айталыкуо.
Спустившись на землю, брат и сестра поселились в середине цветущей долины,
вели свое нехитрое хозяйство. Однажды, вернувшись с охоты, Нюргун не застал сестры дома. Сильно встревожившись, он обратился к небу с жалобой. "Дье бо
(Восклицание «дье бо», часто встречающееся в эпосе, означает «ну вот». Так
начинаются многие рассказы героев о случившемся.), воскликнул он, живущие
выше девяти небес отец наш Юрунг Лаар Тойон и матушка наша Аарлыхотун! Я
попал в бездонное несчастье, похитили у меня сестру Айталыкуо... По какому
горному перевалу, с каким именем богатырь похитил мою сестрицу...»
И тут же на верхней части высшего неба раздался большой шум, и прилетел на гребне
облака богатырь Кюн Диирибинэ, (Слайд 14)
"выглянул из облака вниз, лицо его сияло, как солнечный диск, чело его блистало,
словно полная луна, с головы до ног был одет в серебряные доспехи; глаза и брови
заиграли"...
Богатырь Кюн Диирибинэ запел так: "Дье бо... Ну вот! парень, богатырь Нюргун,
внимательно выслушай мои слова!"
Небесный богатырь указал Нюргуну, где и как найти похитителя девушки,
богатыря нижнего мира Тимар Ыйыста Хара. Так начинается серия боевых действий и
фантастических приключений героя.
После длительной и тяжелой борьбы Нюргун победил неприятеля, утопив его в
Огненном море. Отбив сестру у похитителя, Нюргун хотел было вернуться домой, но
пришлось вступить в новое единоборство, защищая красавицу
Туйаарыма Куо (Слайд 15) от притязаний абаасы Тимир Дьэсиэнтэйя.
Затем он должен был вызволить из подземной темницы тридцать девять пленных
богатырей среднего мира, уничтожив титана нижнего мира Уот Усутаакы. (Слайд 16)
Нюргуи освободил также богатыря айыы Дюрагастая, попавшего в сети волшебника
АлыпХара. Потом герой совершил множество других подвигов, сражаясь за жизнь
добрых людей среднего и солнечного мира. (Слайд 1719)
(Слайд 20)
Так на благодатной
Средней земле,
На медной равнине ее,
На золотой вершине ее,
На тучном лоне ее,
Изобилием всяческим одарен,
Неколебимой судьбой наделен,
Дружною семьей окружен,
Счастливо жил, говорят,
Защитник народа саха
Богатырь могучий Нюргун Боотур;
И о нем сложили в былом
Великое олонхо.
(Слайд 21)
2005 году по решению ЮНЕСКО олонхо "Нюргун Боотур Стремительный" было
признано "Шедевром устного нематериального наследия человечества".
Мероприятие для старших классов Якутский народный героический эпос "Нюргун Боотур Стремительный"
Мероприятие для старших классов Якутский народный героический эпос "Нюргун Боотур Стремительный"
Мероприятие для старших классов Якутский народный героический эпос "Нюргун Боотур Стремительный"
Мероприятие для старших классов Якутский народный героический эпос "Нюргун Боотур Стремительный"
Мероприятие для старших классов Якутский народный героический эпос "Нюргун Боотур Стремительный"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.