Место проектной деятельности по направлению "Химия" в современном образовательном процессе
Оценка 4.6

Место проектной деятельности по направлению "Химия" в современном образовательном процессе

Оценка 4.6
docx
05.10.2023
Место проектной деятельности по направлению "Химия" в современном образовательном процессе
Выступление итог.docx

«Плохой учитель

преподносит истину,

хороший учит её находить».

Дистервег

Слайд 2

Стремительные изменения, происходящие в обществе, требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются в первую очередь на школу. Что нужно современному ученику, чтобы комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях? Общество заинтересовано в специалистах, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения этой задачи. Внимание современного учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную деятельность. Это возможно при использовании новых образовательных и информационных технологий. 

Слайд 3

Одна из таких технологий – метод проектов. Метод проектов, называемый технологией четвертого поколения, реализует личностно-деятельный подход в обучении. Метод проектов возник во второй половине XIX столетия в США. Впервые он описан в книге «Метод проектов» в 1918 году американским психологом и педагогом В. Килпатриком, хотя его начали использовать значительно раньше. Поэтому, говорить о том, что метод какой-то суперновый и неизведанный, конечно не стоит.

За сто лет существования метода проектов внесено много нового и весьма ценного в его содержание и методику организации, однако суть его остается прежней – стимулировать интерес ребят к постановке и решению новых проблем, которые требуют не только практического применения уже полученных знаний, но и приобретения новых в рамках небольшого самостоятельного исследования. Проект – это такой вид деятельности, который учит школьников самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные раннее знания по предметам, приобрести самостоятельность, ответственность, сформулировать и развить умение планировать и принимать решения.

Слайд 4

В ходе инновационного поиска мы пришли к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Слайд 5

Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с нашей точки зрения, является метод проектов. В чем же преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин. 

Слайд 6

Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде. В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету. 

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира? Учить химии только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта. 

Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии и помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика. 

Механизм интеграции проектной деятельности в образовательный процесс 

Слайд 7

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом в обучении. Поэтому проектная деятельность учащихся реализуется в опыте автономного поведения (автономность) и опыте межсубъектного взаимодействия (совместность). При этом формируются значимые, на наш взгляд, проектные умения. 

Автономность: выбор проблемы для индивидуального решения; постановка индивидуальных целей; планирование собственной деятельности; реализация индивидуальной деятельности по достижению результата; индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность достижения запланированных результатов. 

Совместность: выбор проблемы путем согласования для совместного решения; согласование целей; планирование совместной деятельности на основе распределения функций между обучающимися; достижение результата совместной деятельности; индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность способов совместного решения общих целей. Работа по внедрению метода проектов начинается с простого ознакомления с методом и алгоритмами проектирования. Вначале сам педагог знакомится с технологией организации проектной деятельности. Затем учитель должен научить учащихся работать над проектами. Я знакомлю обучающихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. 

Основные требования таковы: в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема. В процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы; исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися; учитель не вмешивается в работу над проектом, Он выступает в роли консультанта; содержательная часть проекта структурирована; результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость; результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены; если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах; по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты и т.д. 

Богатейшими возможностями располагает художественная литература для эмоционального и интересного обучения химии. Проекты могут быть основаны на исследовании отрывков и цитат из различных литературных источников, на нахождении неверных описаний химических явлений, ошибок в названиях веществ, неправильных трактовок свойств веществ. А сколько возможностей предоставляют для исследования химика тексты современной рекламы! 

Экологический аспект. 

Курс химии дает возможность в проектах экологического содержания: раскрыть особую роль химической науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о "виновности” химии в сложившейся экологической ситуации; привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды; воспитать у учащихся чувство личной ответственности за ее сохранение. Работая над такими проектами, школьники приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы. Прикладной аспект содержания химического образования школьников позволяет расширить научно-технический кругозор учащихся, способствовать становлению их мировоззрения, формировать грамотное поведение в быту, природе, на производстве. Проекты прикладного характера можно отнести к одному из направлений: энергетика и химические производства; использование продуктов химической промышленности; химия в быту; химия и пища; химия и организм человека. 

Региональный аспект. 

В процессе обучения химии следует использовать местные данные, как наиболее знакомые и наиболее интересные для исследования учащимися. При выполнении проектов мы ориентируем учащихся на то, что нужно опираться на местные условия природной среды, экологическую обстановку, преобладающие технологии, историко-культурные традиции своего региона, своей области, своего района, своей школы. Нужно отметить, что один и тот же проект может одновременно учитывать различные аспекты. Так, например, проект "Химия и интерьер” может включать информацию исторического содержания, решать экологические проблемы жилища человека, отвечать на вопросы искусствоведческого плана, иметь прикладной характер.

Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами: Связь проектов с учебными темами (на уроке). Использование проектной деятельности во внеклассной работе (во внеурочной деятельности). В практике своей работы я использую оба подхода.

 Проекты в системе уроков химии.

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Так, программа курса химии автора О.С. Габриеляна позволяет органично использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем, как: 8 класс: "Соединения химических элементов”, "Изменения, происходящие с веществами”, "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов”, "Шеренга великих химиков”. 9 класс: "Металлы”, "Неметаллы”, "Органические вещества”. 10 класс: "Углеводороды”, "Спирты и фенолы”, "Альдегиды и кетоны”, "Карбоновые кислоты, «Сложные эфиры и жиры”, "Углеводы”, "Азотсодержащие соединения”, "Биологически активные вещества”. 11 класс: "Строение вещества”, "Химические реакции”, "Вещества и их свойства”, "Химия в жизни общества”. 

На уроках, работая в группах, можно создавать учебные проекты (мини-проекты), в которых наиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы.

Для повышения мотивации обучающихся к изучению какой-то темы учитель нередко начинает урок с создания такой ситуации, которая привлечёт внимание детей и подтолкнёт их к поиску ответов на возникшие вопросы. Создать подобную ситуацию можно разными способами:

·       Начать урок с загадки или тайны. Например, при изучении темы «Коррозия металлов» в 9, 11 классах можно предложить ребятам разгадать тайну гибели дорогой яхты американского миллионера или тайну Делийского столба.

·       Предложить найти химическую ошибку.  Например, разгадать химическую ошибку А. Конан -Дойля при описании собаки Баскервилей из одноимённого произведения. Тема «Фосфор» - 9 класс.

·       Поставить проблемный вопрос, создать проблемную ситуацию (неожиданности, конфликта, опровержения, предположения, неопределённости).

·       Представить учащимся противоречие фактов. Например, при изучении положения водорода в ПСХЭ в 11 классе можно начать урок с вопроса «Почему водород занимает в таблице Д.И. Менделеева два места: среди типичных металлов и среди типичных неметаллов?»

   Возникший у обучающихся интерес к решению проблемного вопроса позволяет учителю управлять деятельностью детей, привлекать их к выполнению учебных проектов, которые носят исследовательский характер.

     Приведу пример организации подобной деятельности на уроке в 9 классе по теме «Алюминий». В начале урока прошу учеников ответить на вопрос, какие свойства может проявлять химический элемент алюминий, исходя из его положения в ПСХЭ, и можно ли его считать активным металлом? Ребята определяют алюминий как переходный металл, т.к. он находится на границе между металлами и неметаллами, значит, он не может проявлять свойства активного металла. Дальше я использую приём противоречия фактов: прошу посмотреть на положение алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов. Ученики делают вывод, что алюминий активный металл. Чтобы прийти к однозначному ответу, обратимся к опыту. На столах у учащихся пробирки с водой, в которые накануне были погружены алюминиевая проволока и железный гвоздь. Ребята видят, что железо покрылось ржавчиной, а с алюминием ничего не произошло. Снова смотрим в ряд активности металлов и опять сталкиваемся с противоречием: алюминий активнее, чем железо, но опыт показывает другое. Таким образом, ребята видят и совершенно чётко определяют проблему – является ли алюминий активным металлом?

   Они не могут решить эту проблему с помощью имеющихся у них знаний и должны дополнить их новыми. Этот этап состоит из нескольких ступеней:

1) выдвижение гипотез (можно использовать приём «мозгового штурма», когда выдвигаются даже самые невероятные гипотезы), их обсуждение и выбор одной, наиболее вероятной, гипотезы;

2) постановка целей и задач;

3) распределение обязанностей в группе и планирование своей деятельности;

4) исследовательская работа (изучение теоретического материала, химический эксперимент, в ходе которого подтверждается или опровергается выдвинутая гипотеза);

5) оценка полученных результатов и выводы.

 

Одна из приоритетных и основных задач современного общества создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, а также широкомасштабное применение средств и методов сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающих систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использования для управления и дальнейшего совершенствования и развития общества. Изучение химии способствует формированию компетенций и мировоззрения обучающихся в целостной научной картины мира, пониманию необходимости и значимости химического образования для решения проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде. Поэтому использование активных форм обучения является основой познавательной компетентности обучающихся. Введение в процесс обучения проектной деятельности представляет для курса химии наибольший интерес, где идет восприятие химии как нужную и востребованную науку, необходимую каждому образованному человеку. 


 

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»

В ходе инновационного поиска мы пришли к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нам нужны…

В ходе инновационного поиска мы пришли к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нам нужны…

Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии и помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний…

Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии и помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний…

А сколько возможностей предоставляют для исследования химика тексты современной рекламы!

А сколько возможностей предоставляют для исследования химика тексты современной рекламы!

Спирты и фенолы”, "Альдегиды и кетоны”, "Карбоновые кислоты, «Сложные эфиры и жиры”, "Углеводы”, "Азотсодержащие соединения”, "Биологически активные вещества”

Спирты и фенолы”, "Альдегиды и кетоны”, "Карбоновые кислоты, «Сложные эфиры и жиры”, "Углеводы”, "Азотсодержащие соединения”, "Биологически активные вещества”

Они не могут решить эту проблему с помощью имеющихся у них знаний и должны дополнить их новыми

Они не могут решить эту проблему с помощью имеющихся у них знаний и должны дополнить их новыми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2023