Конспект открытого урока по теме: «Время глагола. Повторение.»
Цель: обобщение знаний и умений учащихся по теме «Изменение глаголов по временам».
Задачи:
обучающая: систематизировать знания о временах глагола;
развивающие: развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; умение находить в тексте глаголы и обозначать их временные формы; орфографическую зоркость, развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки;
воспитательные: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнять работу до конца).
коррекционно- развивающие: развивать память, внимание, речь.
Формируемые УУД.
Личностные: проявлять интерес изучаемому материалу по русскому языку; умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с предложенными критериями;
Познавательные: строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах; рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слышать и слушать других,
Предметные: умение находить в тексте глаголы, определять у них временные формы; распределять глаголы по временным формам; подбирать в тексте подходящие по смыслу глаголы.
Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная, парная.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями для работы на уроке и с дополнительным заданием, карточки для самостоятельной работы
Ход урока
1. Организационный. момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья .
2. Чистописание.
Начнем работу с чистописания.
В тетрадочках пропиши элементы соединения с буквой «г» - «гл».
Записываем сегодняшнее число и классная работа.
3. Словарная работа
А теперь вспомним некоторые словарные слова.
Я буду показывать картинку, а ты будешь называть их и записывать в тетради.
Газета, лопата, автомобиль, горох, огурец, лестница.
- А теперь прочитай первые буквы наших словарных слов, и ты узнаешь имя главного героя нашего урока. (Глагол.)
4. Повторение о глаголе
- Что такое глагол?(часть речи, обозначающая действие предмета, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать? Что будет делать?)
- Чем является глагол в предложении?(в предложении глагол является сказуемым)
- Для чего нужны глаголы в речи? (глаголы украшают речь, делают ее более понятной, яркой и выразительной)
-Что было бы, если не было глаголов? (невозможно будет общение друг с другом: вы не сможете рассказать друг другу, что вы делали, чем занимались, что видели, где бывали)
4. Беседа о времени
У меня есть одна загадка
Оно и бежит,
Оно и лечит,
Оно и быстротечно,
Оно и бесконечно.
- О чем я говорю? (это время)
- Время – что это такое? Как ты понимаешь? (Часы, дни, сутки, года.)
- Я выписала из толковых словарей что же такое время.
Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».
В словаре Сергея Ивановича Ожегова сказано, что время – это продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.
- А как ты думаешь, что может связывать два понятия ГЛАГОЛ и ВРЕМЯ?
(у глаголов есть время)
- о чем же тогда мы сегодня будем говорить? (о времени глагола)
Тема нашего урока: «Время глагола»
Какие времена бывают у глаголов? (прошедшее, настоящее, будущее)
Прошедшее – действие, которое произошло до момента речи.
Настоящее – действие, которое происходит в момент речи.
Будущее – действие, которое будет происходить после момента речи.
5. Развитие речи.
- Посмотри на картинку. Какое время года на ней изображено? (весна)
- Какие приметы весны ты видишь?
- Я составила несколько предложений. Давай запишем их под диктовку.
Запись:
Наступили тёплые, весенние деньки. Дружно и весело щебечут птицы . После занятий в школе дети пойдут гулять.
- Во втором предложении найди и подчеркни грамматическую основу.
Определим время глаголов в каждом предложении. Надпиши сверху над глаголами.
- Назови глагол в первом предложении. (наступили) На какой вопрос он отвечает?(что сделали?)Какое действие по времени он обозначает?(Прош. время)
- Назови глагол во втором предложении. (щебечут) На какой вопрос он отвечает? (что делают?)Какое действие по времени он обозначает?(Наст. время)
- Назови глагол в третьем предложении. (пойдут) На какой вопрос он отвечает? (что будут делать?)Какое действие по времени он обозначает?(Буд. время)
Вывод:
Как же мы сможем определить время глагола? (по вопросу и смыслу)
6. Продолжение
Запишите глаголы в три столбика (в 1 – настоящего времени, во 2 – будущего, в 3 – прошедшего)
Играет, рисовал, напишет, смотрел, будет молчать, бежит, говорят, скажет, жевал
Проверка
- Игра «Четвёртый лишний».
- Ты видишь группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.
- А теперь посмотри на другую карточку. Здесь есть лишние глаголы. Найди их и перенеси в нужный строку.
Проверка:
- Назовите лишний глагол в первом строке. Почему? В какую строку он переместится?
- Назовите лишний глагол во второй строке. Почему? В какой строку он переместится?
- Назовите лишний глагол в третьей строке. Почему? В какой домик он переместится?
1. Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
2. Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
3. Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные будущего времени.
7. Самостоятельная работа.
Задание: впиши в текст подходящие по смыслу глаголы из слов для справок и над ними укажи их время.
Вот и ______________________ долгожданная весна. Ярко _____________________ солнышко. В лесу ___________________ птицы. Из - под снега ___________________ подснежник. С пригорка _____________________ ручеёк. Скоро ___________________ грачи. Мы все с нетерпением _______________________ весенних каникул.
Слова для справок: ждём, наступила, прилетят, светит, зажурчал, защебетали, выглянул.
Проверка.
- Давай послушаем, какой у тебя получился текст. А правильно ли ты указал время глагола, я проверю сама.
8. Рефлексия.
Урок приблизился к концу,
Я у тебя спросить хочу:
- Над какой темой мы работали?
- В форме какого времени бывают глаголы?
- Как определить время глагола? (По вопросу.)
- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает)
- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал)
- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает)
Оцени свою работу на уроке.
Кому все удалось и все было понятно – «весёлый»
У кого остались вопросы, были ошибки – «равнодушный»
Кому так и не понятно как определять время глагола, допустили много ошибок – «грустный»
Д/З: карточка (Составить и записать 3 предложения, в которыых глаголы будут употреблены в форме настоящего, прошедшего , будущего времени)
Оценка за урок:( дети оценивают свою работу на уроке демонстрируя оценочные смайлики)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.