МЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
Оценка 4.9

МЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Оценка 4.9
Научные работы
docx
13.11.2024
МЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
Статья - Гревцов.docx

УДК 37.01

 

Д.В.ГРЕВЦОВ

доцент кафедры защиты информации ВИИРЭиС города Алматы

 

 

МЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

 

Аннотация. Статья посвящена определению места профессиональной педагогики в системе педагогических наук. Обосновывается, что оно обусловлено идеей целеполагания, которая предусматривает формирование компетентно развитой личности в процессе профессионального образования и саморазвития в течение всей жизни. Возникновение профессиональной педагогики связано с общественной потребностью в единой преемственной системе профессионального образования. Всю педагогическую проблематику по целевому назначению условно можно разделить на две группы: «встраивание человека в общество и природу» (социализация) и «встраивание человека в профессию» (профессионализация).

Ключевые слова: профессиональная педагогика, наука, классификация.

 

Обоснование профессиональной педагогики как самостоятельной педагогической науки в последние годы стало весьма насущной задачей как в теоретическом, так и практическом смысле. С точки зрения теории, профессиональная педагогика является методологией профессионального образования, а с точки зрения практики выполняет важную социальную миссию - подготовку профессионалов, специалистов для работы в разных областях деятельности общества. Сегодня образование и экономика как нельзя более близки в реализации единой цели - развития общества и улучшения благосостояния граждан. В связи с этим приведем некоторые аргументы в пользу данного положения. Всякая отрасль знания становится самостоятельной наукой при выполнении необходимого ряда условий:

• она должна иметь свой собственный специфический предмет исследования,

• использовать специфические методы исследования;

• занимать определенное место в системе данного вида знания.

Предметом исследования профессиональной педагогики является человек в системе профессионально-образовательных общественных отношений, а специфическими методами - методы профессионального целеполагания и компетентностного проектирования. Вопрос о месте профессиональной педагогики в системе педагогических наук на современном этапе остается открытым. Почти никто не занимался им специально, а сегодня это очень важная задача.

Все подходы к ее решению условно можно сгруппировать следующим образом:

1) профессиональная педагогика не входит в перечень педагогических наук;

2) является ветвью общей педагогики;

3) считается разновидностью отраслевой педагогики;

4) включается в общий перечень педагогических наук;

5) является самостоятельной педагогической наукой, которой присущи все критерии научного знания.

Нужно отметить, что имеющиеся классификации педагогических наук представляют зачастую их простое перечисление. Обобщение основной информации по вопросу структуры педагогики как науки позволяет составить обширный перечень научных дисциплин, которые принято включать в данную область знания.

1. Общая педагогика (базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов). В общей педагогике выделяются два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно она содержит четыре раздела: общие основы педагогики; дидактику (теорию обучения); теорию воспитания и школоведение (управление образовательными системами).

2. Возрастная педагогика (ясельная, дошкольная педагогика, педагогика школы, профессионально-технического образования, среднего профессионального образования, высшей школы, педагогика взрослых (андрагогика). В стадии становления (иногда ее включают в социальную педагогику!) находится педагогика «третьего возраста» (геронтогогика), занимающаяся развитием людей пенсионного возраста. Так, например, с повсеместным распространением компьютерных технологий и мобильной связи необходимо обучать пенсионеров работе с новыми приборами, компьютерами и мобильными телефонами, а также банкоматами для успешной адаптации в сегодняшней России.

Систематизация андрагогики относится к периоду научно-технической революции второй половины XX в., когда значительно расширилась сфера формального и неформального образования взрослых, потребовавшая специальные исследований в интересах повышения эффективности учебного процесса, осмысления традиционной педагогической проблематики в свете идей непрерывного образования. Теоретики андрагогики различают общую и сравнительную андрагогику, а также так назытаемые частные андрагогики: производственную, военную, геронтологическую и др. В рамках этих отраслей изучается связь между физическим состоянием, здоровьем людей и их способностями, между потребностями, мотивами и интересами, направленностью личности и ее обучаемостью и воспиту-емостью, между образом жизни взрослого человека и его трудовой и общественной активностью. Изучается восприятие учебной информации, ориентация на различные источники ее получения, роль библиотек, музеев, лекториев, учебных радио и телевидения и др.

3. Отраслевая педагогика (производственная, военная, медицинская, спортивная, инженерная и др.).

4. Социальная педагогика (посвящена проблемам внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности). Ее разновидностями являются исправительно-трудовая педагогика (педагогика перевоспитания, пенитенциарная педагогика), семейная педагогика; педагогика трудовыге коллективов и др.

5. Коррекционная педагогика (разрабатывает теоретические основы, принципы и средства воспитания детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии). Она включает в себя специальные педагогические науки: сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику, лечебную педагогику (появилась сравнительно недавно, отрасль на стыке с медициной) [4, с. 20]. Основным предметом лечебной педагогики является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными и отстающими учениками.

7. Частные (предметные) методики (исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений).

8. История педагогики (изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования).

9. Философия образования/ воспитания (раздел педагогики, изучающий роль философских учений в понимании сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации).

Данный перечень отраслей педагогического знания далеко не полный (у разных авторов этот список короче или длиннее).

Выделенные выше первые два подхода к структуре педагогики нет необходимости рассматривать, поскольку в них или нет речи о профессиональной педагогике, или она понимается как разновидность общей педагогики. Иные подходы в лучшем случае выделяют отраслевую педагогику, включая в нее военную, медицинскую, инженерную спортивную, профессиональную, производственную, криминологическую и др. Основная задача отраслевой педагогики в этом случае определяется как выявление особенностей обучения и воспитания людей, работающих или намеревающихся работать в конкретных отраслях экономики и культуры [2].

Существует и такая точка зрения, согласно которой отраслевая и профессиональная педагогика понимаются как рядоположенные и равнозначные виды педагогики. В Википедии - свободной энциклопедии - к ним отнесены общие основы педагогики, дидактика (теория обучения), теория воспитания, школоведение (что соответствует, как уже было отмечено, структуре общей педагогики), история педагогики, социальная, профессиональная, креативная, сравнительная педагогика, педагогика сотрудничества и педагогическая инноватика, военная, специальная педагогика и др.

Профессиональная педагогика в этом контексте исследует проблемы профессионального образования: выделяется педагогика начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшей школы; педагогика труда.

На современном этапе развития педагогики как науки вряд ли можно согласиться и с такими подходами к ее классификации. С точки зрения философской теории познания, формальной логики, представленные перечни не соотносятся с задачей классификации видов педагогического знания по каким-либо основаниям. Напомним, что классификация - это вид деления понятия, который должен структурно включать:

• делимое понятие (педагогика);

• члены деления (виды педагогики);

• общее основание деления (которое во всех существующих классификациях практически отсутствует).

На наш взгляд, классификация видов педагогической науки требует существенной корректировки в связи с определением статуса профессиональной педагогики как отрасли данной науки, а возможно, и самостоятельной науки.

Задача всякого образования, писал С. И. Гессен, - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного [1, с. 21]. Деление культуры, по Гессену, определяет и деление образования на его виды. Педагогика как общая теория образования распадается на теорию нравственного, научного, художественного, религиозного, хозяйственного образования. В основе деления понятия образования лежит, таким образом, признак его целей. С. И. Гессен считал идею целеполагания основой деления образования на виды: научное образование имеет целью формирование научного мышления, задача нравственного образования сводится к развитию в человеке свободы, содействию личностному росту и т. д.

Определяя специфику профессиональной педагогики, ее место в структуре педагогики, также следует руководствоваться идеей целеполагания, состоящей в формировании компетентно развитой, креативной личности в процессе профессионального образования и профессионального саморазвития в течение всей жизни.

В настоящее время делаются попытки рассмотреть профессиональную педагогику как целостную систему, разделяющуюся на подсистемы - от профессиональной ориентации школьников, начальной профессиональной подготовки молодежи до высшего и послевузовского профессионального образования [5]. Становление и развитие профессиональной педагогики обусловлено, прежде всего, общественной, а значит, и государственной потребностью в развитии единой преемственной системы профессионального образования, которая включает создание:

• профессиональных стандартов для различных профессий, по которым ведется подготовка в том или ином профессиональном образовательном учреждении (этот процесс уже начался, для ряда профессий такой комплексный профессиональный портрет уже

разработан). Важно на самом первом, проектном уровне понять и нормативно зафиксировать, кого, чему и, главное, для чего мы будем обучать; что будет знать и уметь наш выпускник, как и где он сможет трудоустроиться и в какой мере реализовать свои возможности. Именно здесь начинают работать специальные методы профессиональной педагогики: компетентностное проектирование и профессиональное целеполагание;

• современных преемственных стандартов профессионального образования (НПО, СПО, ВПО), для того чтобы избежать повторяющейся ситуации, когда выпускник техникума (колледжа), поступая в вуз, знает и умеет практически все, что преподают на первых курсах, поскольку все это он уже изучил. Преподаватель вуза вынужден просто перезачитывать многие дисциплины, так как некоторые блоки, включенные в учебные планы специальности и отраженные в стандартах СПО и ВПО, совпадают. Преемственность не означает, что каждый обучающийся должен пройти в процессе получения образования все этапы - от НПО до ВПО. Речь идет об индивидуальных траекториях обучения, а стандарты и учебные планы каждого последующего уровня профессионального образования должны учитывать степень и уровень подготовленности обучающегося. Переход на модульно-блочное содержание образования предоставляет эту возможность;

• единой системы подготовки и переподготовки кадров для профессионального образования на всех уровнях. Если для учреждений НПО кадры (педагогов профессионального обучения) готовит Российский государственный профессионально-педагогический университет и иные профессионально-педагогические и инженерно-педагогические вузы, то подготовку специалистов для учреждений СПО и нередко для ВПО осуществляют сами колледжи и вузы. Учреждения ВПО чаще всего в этих целях обучают своих бывших выпускников в аспирантуре либо на факультете повышения квалификации. Но известно, что не всякий врач может преподавать медицинские дисциплины, юрист - правовые, инженер -технические и т. д. Аспирантура - это уровень послевузовского научного, а не профессионально-педагогического образования. Всякому отраслевому специалисту для преподавания в системе профессионального образования (независимо от его уровня) необходима специальная, методическая подготовка. Роль и значение профессионально-педагогического образования в России еще предстоит осмыслить и отвести ему соответствующее место. Это, в свою очередь, обусловливает определение роли и места профессиональной педагогики в системе подготовки преподавателей профессионального образования.

Перед профессионально-педагогическим образованием стоят важные задачи, поскольку от его организации зависит, какие специалисты есть сегодня, и какие профессионалы будут в нашей стране в близком и отдаленном будущем. Профессиональная педагогика как методология профессионального образования должна выполнять прогностическую функцию, предвосхищая, проектируя и развивая профессиональное образование в стране и способствуя формированию профессионально компетентной, креативной личности. Сбалансированное, рационально организованная профессионально-педагогическая подготовка кадров для системы профессионального образования всех уровней позволит создать рациональную эффективную экономику, но для этого необходимо дальнейшее развитие научно обоснованной теории профессионального образования - профессиональной педагогики.

Вернемся к анализу соотношения общей и профессиональной педагогики.

В современной образовательной системе существуют два основные «сквозные» вида образования: общее и профессиональное (В. С. Леднев называет еще научное образование) [3]. И хотя они являются частично взаимопроникающими, каждое из них имеет свою цель, определяющую их специфику, самостоятельность и роль в обществе.

Учение как процесс состоит в том, что обучающийся не только усваивает конкретные знания, но и овладевает деятельностью. Освоение способов мыслительной деятельности направлено на умственное развитие обучающегося, развитие интеллекта, благодаря чему осуществляется социализация личности и постепенное «встраивание в общество и природу». Это предмет и задача общего образования, а, следовательно, и цель общей педагогики как методологии общего образования. Овладение способами предметной деятельности соотносится непосредственно с овладением практическими умениями (компетенциями), в том числе трудовыми, профессиональными. Развитие компетентностного подхода связано с осознанием необходимости придания образованию деятельностной направленности. А это уже прерогатива профессиональной педагогики, предполагающая выделение специфичности ее предмета и задач перед личностью и обществом. Таким образом, цели общей и профессиональной педагогики особенные, и средства их достижения имеют свою специфику.

Кроме того, следует обратить внимание на доминанты общего и профессионального образования. Несмотря на то, что в учебных планах того и другого образования основная часть времени отводится на теоретические занятия, в учреждениях профессионального образования основной целью является овладение профессией, предусматривающее производственные практики. Если в общеобразовательных заведениях важны знания как таковые, то в профессиональных знания используются как средство для формирования профессиональных умений и компетенций.

Поскольку общее образование является «сквозным» видом образования, влияние общей педагогики распространяется на все образовательные уровни, в том числе и на профессиональное образование (знаниевая компонента присутствует и на уровне профессионального образования, но не должна быть доминантной). В настоящее время данный вектор направленности необходимо менять. Деятельностная доминанта должна составлять основу образования. Начальная стадия профессионального образования уже включена в систему общего образования со специфическими методами, средствами, формами, а главное - целями достижения конечного результата.

Конечно, школа выполняет свою важнейшую задачу, а система профессионального образования - свою.

Основная задача профессиональной педагогики как науки -обеспечить профессиональное становление личности в современную постиндустриальную эпоху, пронизывающий, условно говоря, всю жизнь индивида. Современная наука называет этот процесс непрерывным образованием, или образованием на протяжении всей жизни. В этом заключается смысл внутренней логики развития профессиональной педагогики как самостоятельной науки и в определенной степени практической сферы деятельности.

Всю педагогическую проблематику по целевому назначению условно можно разделить на две большие группы:

• встраивание человека в общество и природу (социализация) - разнообразные проблемы социализации конкретные социально-демографических групп - комплекс общих и частных проблем, которые решает система общей педагогики и ее частных проявлений;

• встраивание человека в профессию (профессионализация) -разнообразные проблемы профессионализации конкретных социально-демографических групп - комплекс общих и частных проблем, которые решает система профессиональной педагогики и ее частных проявлений.

Таким образом в соответствии с идеей целеполагания, педагогика включает в себя две большие отрасли: общую и профессиональную. Остальные же виды педагогического знания конкретизируются в этих двух основных отраслях.

Возрастная педагогика, изучая возрастные аспекты обучения и воспитания, может выполнять функцию как социализации, так и профессионализации. Дошкольная и школьная педагогика является средством социализации ребенка, и поэтому данные отрасли являются отраслями общей педагогики. А вот система вхождения молодого человека в профессиональную сферу посредством разные уровней профессионального образования, повышения своей профессиональной квалификации, развитие профессиональные компетенций в течение всей жизни - это есть профессионализация и, соответственно, прерогатива профессиональной педагогики. Поэтому, когда речь идет о таких новых, «молодых» отраслях педагогического знания, как андрагогика (педагогика взрослые) или ге-ронтогогика (педагогика «третьего возраста»), следует выявлять цели, преследуемые данными видами педагогик. Направленность на профессионализацию означает принадлежность к профессиональной педагогике, а ориентированность на социализацию - к общей педагогике.

Если на первых этапах жизни людей с ограниченными возможностями особенности и формы воздействия коррекционной педагогики направлены на вхождение их в социум (научить говорить, писать, совершать элементарные действия по самообслуживанию и т. д.), - и это сфера общего образования и задача общей педагогики (преобладает знаниевая доминанта), то обучение этих людей профессиональным умениям и навыкам, выработка у них профессиональных компетенций ориентированы на их включение в профессиональную сферу (преобладает деятельностная компонента), и это уже сфера профессионального образования и задача профессиональной педагогики.

История образования и педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в разные исторические эпохи, также четко делится на историю общего образовании и общей педагогики и историю профессионального образования и профессиональной педагогики. Остальные виды педагогического знания исторически возникают в рамках общей или профессиональной педагогики в зависимости от поставленных ими целей.

Частные методики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов имеют цель либо социализации (методика преподавания русского языка включает применение особых методов, способов и форм научения грамотности; методика преподавания математики - обучение счету, выстраиванию логических связей между гипотетическими явлениями, выработка пространственного воображения и др.); либо профессионализации (методика обучения праву нацелена не только на изучение норм права - хотя без их знания невозможно быть юристом, но и на практическое применение знания этих норм в юридической практике - умение написать исковое заявление в суд, быть ответчиком, обвинителем в судебном процессе и т. д.; методика обучения медицинским дисциплинам предусматривает не только зазубривание названий лекарственных препаратов, последовательности действий при реанимации больного, а вырабатывание умений сделать инъекцию, поставить диагноз и вылечить больного).

Отраслевая педагогика - военная, медицинская, инженерная и пр., как правило, находится в плоскости профессионализации (получение профессионального образования, работа по специальности, совершенствование своих профессиональных умений в рамках самообразования и иных формах). Эти виды профессиональной педагогики и профессиональные компетенции военного, врача, инженера формируются в рамках профессиональной педагогики. Думается, что говорить о специфическом виде отраслевой педагогики не имеет смысла, поскольку есть военная профессиональная педагогика, медицинская профессиональная педагогика и др. Для всех видов профессиональной педагогики должны существовать единые методы, принципы и закономерности реализации профессиональных и образовательных стандартов.

И, наконец, всю педагогическую проблематику по целевой подготовке преподавателей для системы общего и профессионального образования также можно условно разделить на две группы:

• подготовка преподавателей для системы социализации - задача системы педагогического образования (учитель-предметник);

• подготовка преподавателей для системы профессионализации - назначение системы профессионально-педагогического образования (педагог профессионального образования).

Безусловно, все образовательные учреждения в рамках реализации образовательных стандартов осуществляют процесс воспитания, общего развития обучающихся, их личностного и гражданского становления и т. д. Но согласно задачам, поставленным в данной статье, мы сделали акцент на специфике общего и профессионального образования, а также общей и профессиональной педагогики, поскольку их общие черты достаточно очевидны и хорошо освещены в специальной литературе.

От решения проблем концептуально-методологического плана, подобных проблеме соотношения общего и профессионального образования, зависит не только продуктивность развития самой педагогики как научной системы, но и ее место и роль, востребованность в процессе эволюции как общественной надстройки, так и базиса современного общества.

 

Литература

1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

2. Иванова В. А., Левина Т. В. Педагогика: учеб.-метод. комплекс. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru/ distance / mf_01 / ped-asp/01_01.html.

3. Леднев В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.: МГАУ, 2002. 120 с.

4. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М: Пед. о-во России, 1998. 640 с.

5. Профессиональная педагогика / под ред. [С. Я. Батышева] и А. М. Новикова. Изд. 3-е, перераб. М.: Эгвес, 2010. 456 с.


 

УДК 37.01 Д.В.ГРЕВЦОВ доцент кафедры защиты информации

УДК 37.01 Д.В.ГРЕВЦОВ доцент кафедры защиты информации

В общей педагогике выделяются два уровня: теоретический и прикладной (нормативный)

В общей педагогике выделяются два уровня: теоретический и прикладной (нормативный)

Иные подходы в лучшем случае выделяют отраслевую педагогику, включая в нее военную, медицинскую, инженерную спортивную, профессиональную, производственную, криминологическую и др

Иные подходы в лучшем случае выделяют отраслевую педагогику, включая в нее военную, медицинскую, инженерную спортивную, профессиональную, производственную, криминологическую и др

Важно на самом первом, проектном уровне понять и нормативно зафиксировать, кого, чему и, главное, для чего мы будем обучать; что будет знать и уметь наш…

Важно на самом первом, проектном уровне понять и нормативно зафиксировать, кого, чему и, главное, для чего мы будем обучать; что будет знать и уметь наш…

Это предмет и задача общего образования, а, следовательно, и цель общей педагогики как методологии общего образования

Это предмет и задача общего образования, а, следовательно, и цель общей педагогики как методологии общего образования

Поэтому, когда речь идет о таких новых, «молодых» отраслях педагогического знания, как андрагогика (педагогика взрослые) или ге-ронтогогика (педагогика «третьего возраста»), следует выявлять цели, преследуемые данными…

Поэтому, когда речь идет о таких новых, «молодых» отраслях педагогического знания, как андрагогика (педагогика взрослые) или ге-ронтогогика (педагогика «третьего возраста»), следует выявлять цели, преследуемые данными…

Безусловно, все образовательные учреждения в рамках реализации образовательных стандартов осуществляют процесс воспитания, общего развития обучающихся, их личностного и гражданского становления и т

Безусловно, все образовательные учреждения в рамках реализации образовательных стандартов осуществляют процесс воспитания, общего развития обучающихся, их личностного и гражданского становления и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2024