Место семьи в системе нравственных ценностей в молодёжной среде
Оценка 4.9

Место семьи в системе нравственных ценностей в молодёжной среде

Оценка 4.9
doc
10.05.2020
Место семьи в системе нравственных ценностей в молодёжной среде
1-St_Сиващенко София.doc

 

 

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОНКУРС

 «ЛУЧШАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА»

 

 

 

 

 

 

 

 

Секция №15 Социологические науки

 

 

 

 

Тема: Место семьи в системе нравственных ценностей в молодёжной среде

 

 

 

 

Автор: Сиващенко София

 

Научный руководитель: Котов В.В.

 

Место выполнения работы: МБОУ СОШ №2 ст. Староминская, Краснодарский край

2020

План.

1.      Введение.

А) Актуальность.

Б) Цель работы.

В) Задачи.

2.  Основная часть.

Глава 1.

1.1 Теоретические основы изучения понятия «семья» в социальной науке.

1.2 Функции семьи в современном обществе.

Глава 2.

2.1  Семья в представлении молодёжи (на основе данных, полученных во время проведения анкетирования).

2.2. Характеристика и оценка отношения современной молодёжи к институту семьи.

3. Заключение.

4. Список литературы.

5. Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Семья, - маленькая ячейка общества, семья всегда являлась калькой государственного развития, проецируя на себя все сложности, провалы внутренней политики государства. История семейных отношений, становления семьи, параллельна развитию государства, а в современных реалиях развития общества XXI века, развитие семьи идет по совсем нетипичному пути.

Эта работа посвящена очень актуальной проблеме – отношению молодёжи к семье. Так как ускорение темпов развития общества обуславливает возрастание роли молодёжи в общественной жизни, то и взгляды молодых людей на семью во многом определяют, каким будет наше общество завтра. Ведь семья является важнейшей ячейкой общества, обеспечивающей его стабильность, выступает основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности.

Целью работы является определение места семьи в ценностной системе современной молодёжи на примере учащихся техникума и десятого класса средней школы.

Задачи данной работы:

  • Рассмотреть тенденции развития семьи на современном этапе и причины, влияющие на изменения, происходящие с  семьёй;
  • Дать определения понятий «семья», «функции семьи», «нравственные ценности»;
  • Провести анкетирование учащихся;
  • Проанализировать полученные данные;
  • Сделать вывод о возможностях практического применения полученных результатов.

 

Практическое значение работы: полученные данные могут быть использованы при планировании воспитательной и образовательной работы с учащимися.

Конечно, семья это сложное общественное явление, отношение к которому различается от страны к стране и от эпохи к эпохе. В России отношение к семье, да и сама семья существенно изменились в течение 20 века.

Если до Революций 1917 года, для нашей страны были характерны большие патриархальные семьи. Однако в среде рабочего класса уже наметилось снижение рождаемости, ослабление экономических связей между супругами, родителями и детьми, усиление самостоятельности женщин [1], этот процесс был связан с меняющейся структурой общества, революционным вихрем, который летел по стране. После прихода к власти большевиков семья и вовсе оказалась под угрозой:  произошёл отказ от преемственности семейного законодательства, связанного с формированием новых отношений между супругами, родителями и детьми. Под влиянием идеологии разрабатываются и популяризируются идеи общественного воспитания, обобществления родительских функций. Идеология влияет на государственную политику по отношению к семье в первые годы после революции, в период коллективизации, индустриализации, политических репрессий. Война также оказала негативное влияние на семью.

Отношение к семье в более поздний период развития СССР изменилось: КПСС рассматривает семью как одну из высших моральных ценностей нашего общества и требует от партийных, советских, хозяйственных и общественных организаций всячески поднимать престиж материнства, создавать атмосферу особого уважения к семьям, имеющим детей [2]. Но при всём этом советская семья переживала те же тенденции, что и в других развитых странах: увеличение количества малодетных семей и бездетных (правда с этим явлением боролись путём введения налога на бездетность), увеличение числа разводов.

Но, пожалуй, самый сложный период в развитии семьи в нашей стране пришёлся на 1990-е годы. Шло становление новой  российской государственности и на сознание новоиспеченных граждан России, помимо новых и непростых экономических реалий,  стала оказывать огромное влияние западная массовая культура. Хлынувшая на экраны телевизоров западная культура пропагандировала нетипичные для россиян ценности: свобода отношений между полами, отсутствие обязательств между супругами, а также между родителями и детьми, жизнь исключительно в своё удовольствие и тому подобное. Это, естественно, стало тяжёлым испытанием для российских семей, так как разобраться в том, что это, в основном, ложные ценности, россияне смогли далеко не сразу. На семью ещё больше стали влиять основные современные  тенденции:

·      Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации досуга.

·       Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом её авторитета в обществе.

·      Развитие  семьи коллективистского типа, в которой осуществляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка.

·      Преобладание нуклеарной семьи.

·      Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.

·      Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и брошенных детей [3].

В этих условиях, на протяжении 2000-х годов правительство России начало предпринимать  меры, направленные на   поддержку семей с целью стимулирования рождаемости.  Комплекс социальных программ направлен на возрождение традиционных семейных ценностей, Президент России, В.В. Путин, неоднократно высказывался о необходимости создания условий для становления и развития семейных ценностей.  На фоне этого в российском обществе происходит возрождение традиционного понимания семьи: крепкого дружного коллектива, с большим количеством детей, где все любят друг друга и оказывают взаимную поддержку.

Давайте разберемся с мнением подростков, как они относятся к семье, как важному социальному институту. Подростковый возраст является важным периодом в жизни человека, формируются ценности, идеалы, мировоззрение, отношение к семье, формируется как раз в этот сложный для личности каждого человека.

 Мы предполагаем, что под влиянием современных тенденций отношение молодёжи к семье значительно изменилось: семья утратила своё значение и потеряла важность для современной молодёжи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Стадии общественного развития меняют восприятие мира современниками, меняются социальные нормы, ценности, идеалы, неизменным остается одно – семья и ее значение для общества. Ведь семья выполняет не только репродуктивную функцию, воспроизводя новых членов социума, семья выполняет социализирующую функцию, которая, в современном мире, стала одной из ключевых. Передача нравственных ценностей определяет будущее общества, благополучное развитие каждой личности. Однако, из истории мы знаем о нескольких периодах, когда нравственные ценности исчезают, уходят на второй план, заменяются материальными идеалами.

Нравственные ценности, моральные нормы, идеальные установки каждого человека – это то, что древние мыслители называли «этическими добродетелями», которые выступают регуляторами общественных отношений, поддерживают стабильность в обществе, дают возможность для индивидуального развития. Основой нравственных ценностей являются чувства человека.

Семья, будучи малой социальной группой, представляет важнейший компонент в системе общественных отношений, являясь, одновременно социальным институтом и агентом социализации. Наука дает нам такое определение семьи – это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, усыновлении, связанная общностью быта и взаимной ответственностью. Как социальный институт, семья выполняет ряд важнейших функций в обществе, разберемся с ними более подробно.

Основной для семьи является репродуктивная функция. Общество нуждается в воспроизводстве. Кроме того, люди стремятся удовлетворить потребность в детях на личном уровне.

Ещё одна важная функция – социализация: ребенок, уже с первых дней своей жизни усваивает культурные ценности, опыт предшествующих поколений, житейский опыт. Т.о. развивается личность ребенка, путем передачи знаний от старшего поколения.

Ещё одна важная функция семьи – социально - статусная: ребенок наследует предписанный статус своих родителей, национальность, социальный слой, черты характера.

Семья выполняет также функцию психологической регуляции: именно семья должна являться основным источником любви, понимания и поддержки.

Важнейшей функцией семьи является хозяйственно - экономическая. Она подразумевает совместное ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи, материальную поддержку членов семьи.

И ещё одна функция – досуговая: она предполагает взаимное духовное обогащение путем совместной развивающей деятельности: чтение книг, походы в кино, музеи, игры.

С течением истории некоторые функции претерпевали изменения, так как функциональность общества зависит от социально-экономического развития государств, национальных особенностей уклада жизни. В современном обществе появляются новые социальные институты, семья частично теряет свои исконные функции, некоторые функции семья сочетает с другими социальными институтами,  а с появлением таких социальных институтов как религия, образовательная система, экономические институты, армия, органы правопорядка и др., семья теряет приоритет, но нельзя сказать, что полностью перестаёт выполнять эти функции. Она по-прежнему играет важную роль с точки зрения всех, без исключения, сфер, просто семья перестала играть ведущую основную роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

При написании данного исследования было опрошено  54 респондента, в возрасте от 16-до 21 года. На основе анкетирования были получены следующие данные.

 

Учащимся техникума было предложено выбрать три самых важных для себя жизненных приоритета. Большинство юношей и девушек выбрали  семью. А вот остальные варианты чётко определяются только  у юношей: на втором месте – дети, на третьем – любовь. Для девушек одинаково важными оказались дети, образование, любовь и здоровье. Интересно, что уважение окружающих девушки  вообще не считают хоть сколько-нибудь важным, да и юноши не придают этому значение.

 

 

На вопрос: «Собираетесь ли Вы вступать в официальный брак?» учащиеся техникума, в большинстве своём, ответили утвердительно, причём как девушки, так и юноши. И только небольшая часть  юношей заявила, что не собирается вступать в брак

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся техникума.

 

Этот же вопрос задали учащимся 10 класса средней школы.  Интересно, что ученики не очень уверены в том, что вступят в официальный брак, тогда как ученицы уверенно заявили, что намерены вступить брак. Интересно, что никто из них категорично не отрицает брак.

 

Учащиеся школы.

 

В отношении модного в настоящее время сожительства среди юношей преобладает нейтральное отношение, и они же, в большей степени, чем девушки, отрицательно относятся к подобному варианту семьи. Неожиданно то, что больше девушек высказали положительное отношение к сожительству, чем юноши. Обычно, именно девушки стремятся заключить официальный брак.

 

 

По поводу возраста вступления в брак и учащиеся техникума, и школьники единодушны: большинство определило оптимальным возраст от 21 года до 25 лет. Что интересно, часть юношей из техникума не против вступить в брак до 20 лет. Никто из школьников, как и девушки техникума, данный вариант не выбрали.

 

Учащиеся техникума.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики школы.

 

По поводу мотивации заключения официального брака, мнения учащихся техникума и школы сильно разошлись: если для первых, причём и для девушек и для юношей, на первом месте стоят желание создать семью и любовь, то у школьников мнения разнятся.

Так, школьницы мечтают о браке, основанном, в первую очередь на любви. У юношей ведущего мотива не определяется: больше всего выбрали любовь, но и такое же количество склонилось в пользу других мотивов. Желание  создать семью и расчёт стали вторыми по – популярности мотивами. Интересно, что ни в одной из групп не выбрали как мотив стремление стать независимыми от родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся техникума.

 

Ученики школы.

 

 

Вопрос о форме организации семьи показал небольшое отличие мнений среди юношей и девушек, причём как в техникуме, так и в школе. Девушки обоих заведений единогласно выбрали партнёрский демократический тип семьи; большинство юношей предпочли такой же тип семьи, но небольшая часть  предпочла патриархальную  семью и даже матриархальную.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся техникума.

Учащиеся школы.

 

На вопрос: «В каком возрасте родителей Вы считаете рождение первого ребёнка наиболее оптимальным?» большинство опрошенных юношей и особенно девушек выбрали возраст 21-25 лет, что, кстати, совпадает с оптимальным возрастом вступления в брак и говорит о том, респонденты связывают семью, в первую очередь, с рождением детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся техникума.

 

Среди школьников мы видим более разнообразные ответы: среди школьниц преобладает та же точка зрения, что и у учащихся техникума – 21-25 лет, а на второе место вышел возраст до 20 лет (среди учащихся техникума этот вариант не выбрал никто). Так же школьницы допускают более поздние сроки рождения первого ребёнка: часть выбрала 26-30 лет, и даже после 30-ти лет. Школьники равномерно распределились по трём возрастным группам: 21-25, 26-30, после 30 лет. Это связано с тем, что учащиеся средней школы ориентированы на получение высшего образования и построение карьеры, что гарантирует материальное благополучие.

 

Учащиеся школы.

 

Вопрос «Сколько детей Вы хотели бы иметь» больших разногласий не вызвал в обеих группах. Большинство хотело бы иметь двоих детей. Троих детей и более хотела бы иметь небольшая часть учащихся, но также немногие, в основном юноши, мечтают об одном ребёнке.

 

Учащиеся техникума.

 

Учащиеся школы.

 

На вопрос, что может помешать созданию семьи, ученики школы из предложенных вариантов выбрали нехватку денег и отсутствие высшего образования, а ученицы – нехватку денег и отсутствие собственного жилья, но больше всего и у девушек, и у юношей набрал вариант «Другое».

 

 

Таким образом, мы можем дать следующую оценку взглядам молодёжи на семью:

·        Большая часть молодёжи стремится к созданию семьи, причём в форме официально зарегистрированного брака;

·        Молодёжь имеет определённые опасения по поводу брака, но это не является непреодолимой преградой для создания семьи;

·        В основе создания семьи молодёжь видит любовь;

·        По сравнению с предыдущими поколениями, возраст вступления в брак современной молодёжью повышается, но не критично: большинство выбирают 21-25 лет.

·        Большинство опрошенных, семью связывает с рождением детей, причём планируют не затягивать с рождением детей;

·        Молодёжь планирует рождение детей,  в основном двоих, что, конечно же недостаточно с точки зрения демографической ситуации в нашей стране.


Заключение.

 Подводя итог данному исследованию, стоит отметить, что наше предположение о том, что семья потеряла важность для современной молодёжи не подтвердилось: в современных реалиях семья продолжает прочно лидировать в системе нравственных ценностей подрастающего поколения.

Особо стоит обратить внимание, что некоторые представители молодежи при потенциальном создании семьи представляют перед собой ряд трудностей, связанных с материальными благами, что ведет к тенденции более позднего вступления в брак, и, как следствие, более позднего рождения детей, что может послужить углублению демографического кризиса. Также стоит отметить, что мотивы вступления в брак и представления о семейной жизни у представителей мужского и женского пола несколько рознятся, что впоследствии может привести к неустойчивости семьи как малой группы и большому количеству разводов.

Данная тема будет представлять интерес для исследования и в дальнейшем, особенно в свете тех мер по поддержанию семьи государством, которые озвучил в своём Послании Федеральному собранию президент РФ Путин В.В. 20 февраля 2019 года. Озвученные меры явно направлены на  то, чтобы стимулировать молодёжь создавать семьи и заводить детей. Причём, чем больше детей в семье, тем сильнее поддержка со стороны государства. Интересно будет через 3-5 лет снова вернуться к исследованию, чтобы понять, какое место молодёжь отводит семье в своей жизни.

Данные, полученные в ходе исследования,  можно использовать в воспитательных и образовательных мероприятиях при работе с современной молодежью, которую однозначно необходимо готовить к вступлению в брак. 

 


Список использованной литературы:

  1. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д, Феникс, 2008.
  2. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. М., Астель, 2016.
  3. Важенин А.Г. Обществознание. М, «Академия», 2013
  4. Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология. Ростов-на-Дону,»Феникс», 2001.
  5. Социология. М., 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

[1] –Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: социальные науки, 2015, №1 (37) с.174

 [2] Книга о здоровье. Семья в советском обществе.// http://knigitut.net/8/125.htm

[3] Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. М., Астель, 2016 c.281

[4] Нравственные ценности и регулятивы.//http://www. Psyhologos.ru


Приложение 2.

Анкета

1. Что для Вас в жизни самое главное? (Отметьте не более трёх позиций)

А) Любовь

Б) Образование

В) Дети 
Г) Семья

Д) Работа

Е) Творчество

Ж) Здоровье

З) Уважение окружающих 

2. Собираетесь ли Вы вступать в официальный брак?

А) Определенно, да

Б) Скорее всего, да

В) Скорее всего, нет

Г) Определенно, нет

Д) Затрудняюсь ответить

3. Как Вы относитесь к незарегистрированному браку?

А) В целом, положительно

Б) Нейтрально

В) Отрицательно

4. Какой возраст Вы считаете лучшим для вступления в официальный брак?

А) до 20 лет

Б) с 21 до 25 лет

В) с 26 до 30

Г) свыше 30

Д) другое основание

 

5. Что могло бы явиться для Вас причиной заключения официального брака?

А) Любовь

Б) Желание создать семью

В) Расчет

Г) Рождение ребенка

Д) Независимость от родителей

Е) Другое________________________________________________ 
6. Какая форма организации семьи Вам ближе?

А) Главой семьи является мужчина, он принимает основные решения

Б) Главой семьи является женщина, она принимает основные решения

В) Супруги являются равноправными членами семьи и сообща принимают решения

7. В каком возрасте родителей Вы считаете рождение первого ребенка наиболее оптимальным?

А) До 20 лет

Б) В 21-25 лет

В) В 26-30 лет

Г) После 30 лет 

8. Сколько детей Вы хотели бы иметь?

А) (укажите, сколько именно) ______________________

Б) Не планирую иметь детей 

9. Ваш возраст______________ 

10. Ваш пол_________________ 



ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

План. 1. Введение. А)

План. 1. Введение. А)

Введение. Семья, - маленькая ячейка общества, семья всегда являлась калькой государственного развития, проецируя на себя все сложности, провалы внутренней политики государства

Введение. Семья, - маленькая ячейка общества, семья всегда являлась калькой государственного развития, проецируя на себя все сложности, провалы внутренней политики государства

Под влиянием идеологии разрабатываются и популяризируются идеи общественного воспитания, обобществления родительских функций

Под влиянием идеологии разрабатываются и популяризируются идеи общественного воспитания, обобществления родительских функций

Президент России, В.В. Путин, неоднократно высказывался о необходимости создания условий для становления и развития семейных ценностей

Президент России, В.В. Путин, неоднократно высказывался о необходимости создания условий для становления и развития семейных ценностей

Глава 1. Стадии общественного развития меняют восприятие мира современниками, меняются социальные нормы, ценности, идеалы, неизменным остается одно – семья и ее значение для общества

Глава 1. Стадии общественного развития меняют восприятие мира современниками, меняются социальные нормы, ценности, идеалы, неизменным остается одно – семья и ее значение для общества

И ещё одна функция – досуговая: она предполагает взаимное духовное обогащение путем совместной развивающей деятельности: чтение книг, походы в кино, музеи, игры

И ещё одна функция – досуговая: она предполагает взаимное духовное обогащение путем совместной развивающей деятельности: чтение книг, походы в кино, музеи, игры

Глава 2. При написании данного исследования было опрошено 54 респондента, в возрасте от 16-до 21 года

Глава 2. При написании данного исследования было опрошено 54 респондента, в возрасте от 16-до 21 года

Учащиеся техникума. Этот же вопрос задали учащимся 10 класса средней школы

Учащиеся техникума. Этот же вопрос задали учащимся 10 класса средней школы

По поводу возраста вступления в брак и учащиеся техникума, и школьники единодушны: большинство определило оптимальным возраст от 21 года до 25 лет

По поводу возраста вступления в брак и учащиеся техникума, и школьники единодушны: большинство определило оптимальным возраст от 21 года до 25 лет

Ученики школы. По поводу мотивации заключения официального брака, мнения учащихся техникума и школы сильно разошлись: если для первых, причём и для девушек и для юношей,…

Ученики школы. По поводу мотивации заключения официального брака, мнения учащихся техникума и школы сильно разошлись: если для первых, причём и для девушек и для юношей,…

Учащиеся техникума. Ученики школы

Учащиеся техникума. Ученики школы

Учащиеся техникума. Учащиеся школы

Учащиеся техникума. Учащиеся школы

Учащиеся техникума. Среди школьников мы видим более разнообразные ответы: среди школьниц преобладает та же точка зрения, что и у учащихся техникума – 21-25 лет, а…

Учащиеся техникума. Среди школьников мы видим более разнообразные ответы: среди школьниц преобладает та же точка зрения, что и у учащихся техникума – 21-25 лет, а…

Вопрос «Сколько детей Вы хотели бы иметь» больших разногласий не вызвал в обеих группах

Вопрос «Сколько детей Вы хотели бы иметь» больших разногласий не вызвал в обеих группах

Таким образом, мы можем дать следующую оценку взглядам молодёжи на семью: ·

Таким образом, мы можем дать следующую оценку взглядам молодёжи на семью: ·

Заключение. Подводя итог данному исследованию, стоит отметить, что наше предположение о том, что семья потеряла важность для современной молодёжи не подтвердилось: в современных реалиях семья…

Заключение. Подводя итог данному исследованию, стоит отметить, что наше предположение о том, что семья потеряла важность для современной молодёжи не подтвердилось: в современных реалиях семья…

Список использованной литературы:

Список использованной литературы:

Приложение 1. [1] –Вестник Нижегородского университета им

Приложение 1. [1] –Вестник Нижегородского университета им

Приложение 2. Анкета 1. Что для

Приложение 2. Анкета 1. Что для

Какой возраст Вы считаете лучшим для вступления в официальный брак?

Какой возраст Вы считаете лучшим для вступления в официальный брак?

Г) После 30 лет 8. Сколько детей

Г) После 30 лет 8. Сколько детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2020