Федеральные государственные стандарты общего образования признаны ориентировать современное образование на создание более качественной инновационной системы, важнейшей задачей которых является ориентация на новые образовательные результаты.Место ФГОС ОО в государственной образовательной политике
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (утверждены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 г. № 373 и 17.12.10г. № 1897) признаны ориентировать образование на создание инновационной системы образования, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты.
Место и роль ФГОС в государственной образовательной политике отчётливо прописаны в общих положениях ФГОС, а именно:
«1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».конспект
Место
ФГОС
ОО в государственной образовательной политике
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (утверждены
приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 г. № 373 и
17.12.10г. № 1897) признаны ориентировать образование на создание инновационной системы
образования, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные
результаты.
Место и роль ФГОС в государственной образовательной политике отчётливо прописаны в общих
положениях ФГОС, а именно:
«1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации
основной образовательной программы основного общего образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
«Требования (ФГОС) к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной
программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные
особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные
потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также
значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.
Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования
обучающихся на ступени основного общего образования.
3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей
народов Российской Федерации.
4.Стандарт направлен на обеспечение:
Формирования российской гражданской идентичности обучающихся
единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития
культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской
Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного
общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой
многонационального народа России;
доступности получения качественного основного общего образования;
преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего, профессионального образования;
духовнонравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
развития государственнообщественного управления в образовании;
формирования содержательнокритериальной основы оценки результатов освоения
обучающимися основной образовательной программы основного общего образования,
деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования
системы образования в целом;
условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную
самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
5. В основе Стандарта лежит системнодеятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе
образования;
активную учебнопознавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет
выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ,
его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и
деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с
нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом,
Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания,
сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни,
безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности
для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного
общего образования с учётом особенностей развития региона Российской Федерации,
образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса;
руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей
компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего
образования;
сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе
общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих
общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;
разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования;
сотрудников учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического
образования, методических структур в системе общего образования;
авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды,
архитектурной среды для основного общего образования;руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов
местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование
образовательных учреждений общего образования;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор
за соблюдением законодательства в области общего образования;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти,
обеспечивающих разработку порядка и контрольноизмерительных материалов итоговой
аттестации выпускников основной школы;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих разработку положений об аттестации педагогических
работников государственных и муниципальных образовательных учреждений…».
Инновационный характер стандарта нового поколения заложен в целостной системе
1. требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному
содержанию образования;
2. обеспечения системных изменений всей деятельности образовательной организации
(своеобразная конституция школьной жизни).
Впервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая
организационноэкономическая модель образования, призванная обеспечить эффективность
этой системы.
ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть
реализованы различные модели образования.
В завершении хочется подчеркнуть, что требования к условиям реализации основных
образовательных программ начального и основного общего образования представляют систему
требований на уровне государства к кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным
условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и
достижения планируемых общего образования.
Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание
комфортной развивающей образовательной среды:
обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и
привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего
общества, духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся;
гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся;
комфортной по отношению к учащимся и педагогическим работникам.
Реализация современных требований требует от учителя особого профессионализма: кроме
функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен владеть командной,
совместной, коллективной формой работы; быть союзником психолога, социального педагога и
пр.
Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных
технологий проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационнокоммуникативных технологий. Указанные технологии не только решают задачи освоения
содержания предмета, но и способствуют становлению компетентностей учащихся:
информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует
задачам развития современного образования в условиях новой социальнообразовательной
ситуации.
Таким образом, введение в российские школы федеральных государственных образовательных
стандартов потребовало серьёзной подготовки российской педагогической общественности и
осуществления ряда мероприятий:
разработка и утверждение основной образовательной программ начального и основного
общего образования образовательной организации, занимающейся образовательной
деятельностью;
приведение нормативной базы образовательной организации в соответствии с требованиями
ФГОС (цели образовательной деятельности, режим занятий, финансирование, материально
техническое обеспечение и т. п.);
приведение в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новых тарифно
квалификационных характеристик должностных инструкций работников образовательных
организаций;
определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательной
деятельности в соответствии с ФГОС начального и основного общего образования;
разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников
образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и
размеров премирования в соответствии с НСОТ;
заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими
работниками;
определение оптимальных для реализации модели организации образовательной
деятельности, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности учащихся (например,
модель взаимодействия с учреждениями (ем) дополнительного образования детей);
разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
обновление содержания внутришкольного контроля;
осуществление повышения квалификации педагогических работников;
обеспечение кадровых, финансовых, материальнотехнических и иных условий реализации
ООП НОО и ООО в соответствии с требованиями ФГОС.