Место ФГОС ОО в государственной образовательной политике

  • Разработки курсов
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 29.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Федеральные государственные стандарты общего образования признаны ориентировать современное образование на создание более качественной инновационной системы, важнейшей задачей которых является ориентация на новые образовательные результаты.Место ФГОС ОО в государственной образовательной политике Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (утверждены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 г. № 373 и 17.12.10г. № 1897) признаны ориентировать образование на создание инновационной системы образования, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты. Место и роль ФГОС в государственной образовательной политике отчётливо прописаны в общих положениях ФГОС, а именно: «1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Место        ФГОС        ОО в государственной образовательной политике      Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (утверждены  приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 г. № 373 и  17.12.10г. № 1897) признаны ориентировать образование на создание инновационной системы  образования, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные  результаты.  Место и роль ФГОС в государственной образовательной политике отчётливо прописаны в общих положениях ФГОС, а именно: «1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными  учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». «Требования (ФГОС) к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной  программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные  особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные  потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также  значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования  обучающихся на ступени основного общего образования. 3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей  народов Российской Федерации. 4.Стандарт направлен на обеспечение: Формирования российской гражданской идентичности обучающихся единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития  культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской  Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного  общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой  многонационального народа России; доступности получения  качественного основного общего образования; преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего,  среднего (полного) общего, профессионального образования; духовно­нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; развития государственно­общественного управления в образовании;  формирования содержательно­критериальной основы оценки результатов освоения  обучающимися основной образовательной программы основного общего образования,  деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования  системы образования в целом; условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную  самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. 5. В основе Стандарта лежит системно­деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе  образования; активную учебно­познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных возрастных,  психологических и физиологических особенностей обучающихся. 6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет  выпускника основной школы»): любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ,  его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества,  многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и  деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с  нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом,  Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания,  сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни,  безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности  для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. 7. Стандарт должен быть положен  в основу деятельности: работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного  общего образования  с учётом особенностей развития региона Российской Федерации,  образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса; руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей  компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего  образования; сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе  общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих  общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях; разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования; сотрудников учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического  образования, методических структур в системе общего образования; авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды,  архитектурной среды для основного общего  образования;руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов  местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование  образовательных учреждений общего образования; руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор  за соблюдением законодательства в области общего образования; руководителей и специалистов государственных органов  исполнительной  власти,  обеспечивающих разработку  порядка и контрольно­измерительных материалов итоговой   аттестации выпускников основной школы; руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, осуществляющих разработку положений об  аттестации  педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений…».  Инновационный характер стандарта нового поколения заложен в целостной системе 1. требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному  содержанию образования; 2. обеспечения системных изменений всей деятельности образовательной организации  (своеобразная   конституция школьной жизни). Впервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая  организационно­экономическая модель образования, призванная обеспечить эффективность  этой системы. ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть  реализованы различные модели образования. В завершении хочется подчеркнуть, что требования к условиям реализации основных  образовательных программ начального и основного общего образования представляют систему  требований на уровне государства к кадровым, финансовым, материально­техническим и иным  условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и  достижения планируемых общего образования. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание  комфортной развивающей образовательной среды: обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и  привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего  общества, духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья  обучающихся; комфортной по отношению к учащимся и педагогическим работникам. Реализация современных требований требует от учителя особого профессионализма: кроме  функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен владеть командной,  совместной, коллективной формой работы; быть союзником психолога, социального педагога и  пр. Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных  технологий ­  проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно­коммуникативных технологий. Указанные технологии не только решают задачи освоения  содержания предмета, но и способствуют становлению компетентностей учащихся:  информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует  задачам развития современного образования в условиях новой социально­образовательной  ситуации. Таким образом, введение в российские школы федеральных государственных образовательных  стандартов потребовало серьёзной подготовки российской педагогической общественности и  осуществления ряда мероприятий: ­ разработка и утверждение основной образовательной программ начального и основного  общего образования образовательной организации, занимающейся образовательной  деятельностью; ­ приведение нормативной базы образовательной организации в соответствии с требованиями  ФГОС (цели образовательной деятельности, режим занятий, финансирование, материально­ техническое обеспечение и т. п.); ­ приведение в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новых тарифно­ квалификационных характеристик должностных инструкций работников образовательных  организаций; ­ определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательной  деятельности в соответствии с ФГОС начального и основного общего образования; ­ разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников  образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и  размеров премирования в соответствии с НСОТ; ­ заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими  работниками; ­ определение оптимальных для реализации модели организации образовательной  деятельности, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности учащихся (например,  модель взаимодействия с учреждениями (ем) дополнительного образования детей); ­ разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; ­ обновление содержания внутришкольного контроля; ­ осуществление повышения квалификации педагогических работников; ­ обеспечение кадровых, финансовых, материально­технических и иных условий реализации  ООП НОО и ООО в соответствии с требованиями ФГОС.