Материал представляет собой некоторое обоснование места игрушки в мире ребенка с точки зрения педагога дополнительного образования. В нем представлены доводы необходимости вводить игрушку в мир ребенка не только для того, чтобы он был чем-то занят. Игрушка - важная составляющая жизни ребенка и его развития.Материал может быть использован для проведения беседы с родителями в рамках воспитательной работы, с детьми, на МО ПДО.
Место игрушки в творческом развитии ребенка.docx
Место игрушки в творческом развитии ребенка
Виктория Валериевна
Иванова ,
педагог дополнительного
образования,
МБОУ ДО «Дворец творчества етей и молодежи»
Ленинского района г. Кемерово
Игрушка всегда сопутствовала человеку, являясь одним из самых
давних видов декоративноприкладного искусства, украшающего наш быт,
радующего наш глаз. Игрушку любят все – взрослые и дети. Для детей она
забава, игра; они развлекают, поучают, воспитывают. Взрослые же с радостью
смотрят на красивые смешные игрушки, которые переносят их в мир детства,
вызывают добрую улыбку; они украшают дом, служат объектом
коллекционирования, хорошим подарком. А если игрушка сделана своими
руками, ценность и значимость такого подарка неизмеримо возрастают.
Игрушка – незаменимый спутник ребенка, его друг, главное
действующее лицо в играх, забавах. Она пробуждает у ребенка мысль, дает
широкие возможности для познания окружающей действительности. Вместе с
тем, игрушка воспринимается ребенком эстетически, воспитывает добрые
чувства.
И даже тогда, когда она теряет свое игровое значение, у ребенка
сохраняется к ней живое отношение. Благодаря игрушке в жизнь ребенка
входит искусство. Именно она помогает обогащению его фантазии.
Огромное значение в творческом развитии ребенка имеет игрушка,
сделанная своими руками. Редкий ребенок не имеет дело с такой игрушкой –
от самой примитивной, сделанной им из бумаги, ткани, спичечных коробок, из
песка и снега. Этот первый творческий труд ребенка, наряду с рисунками,
всегда выражает не только его творческие способности, но и его
конструкторские возможности.
Содержание образов игрушек, в основном, определяется тремя
группами:
1) образы животных и птиц; 2) сказочные, былинные и фантастические образы;
3) современные образы.
Излюбленные образы игрушек из мира животных и птиц были
определены очень давно и обусловлены природой России и теми симпатиями,
которые всегда были характерны для русского человека. Из диких зверей это,
прежде всего, «хозяин» дремучих лесов могучий и добродушный сластена и
увалень Михайло Топтыгин. Мишка, зайка, петушок и поныне являются
наиболее любимыми образами детских игрушек. Из мира сказок пришли
былинные богатыри и девицыкрасавицы. БабаЯга, русалки, лешие – образы,
порожденные богатой народной фантазией. В наши дни сказочный мир
бесконечно расширился, расширилась и тематика сказок, многие из которых
нашли свое отражение в детском творчестве.
Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ
творческого самовыражения ребенка, приобретение реальных жизненных
навыков.
Современному ребёнку трудно ориентироваться в мире искусства. Как
отличить настоящую красоту от ложной красивости? Навязчивая реклама,
низкопробные телепрограммы, многие товары для детей и даже игрушки,
призывающие к разрушению и насилию, вызывают далеко не добрые чувства.
Всё это вытесняет многовековые национальные традиции и внедряет
упрощённые нормы и образцы зарубежной массовой культуры.
Изменение социокультурной среды ставит новые задачи
дополнительного образования, форм и методов обучения и воспитания детей
разного возраста, создания оптимальных условий для развития творческой
личности ребёнка, его адаптации в современной жизни.
Дополнительное образование выступает как универсальная система
технологии занятости школьников как одного из средств развития личности и
введения её в творчество.
Едва ребёнок начинает познавать окружающий мир, игрушка становится
его спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и
развлечение, это и способ творческого самовыражения ребёнка, приобретение реальных жизненных навыков. Когда ребёнок подрастает, мы часто начинаем
разграничивать игру и труд, тем самым невольно утверждая в сознании
ребёнка, что игра – занятие приятное, интересное, лёгкое, но не важное, а
труд – дело серьёзное, нужное, но подчас скучное и тяжёлое. Создание
игрушексамоделок – один из возможных способов сохранить единство труда
и игры, труда и творчества.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. А где игрушка – там и
детство, там сказка. Мягкая игрушка – это один из видов декоративно
прикладного искусства, народного творчества, в котором сочетаются
различные элементы рукоделия:
шитьё, вышивка, вязание, валяние,
плетение из различных материалов. Увлечение мягкой игрушкой поможет
развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность,
трудолюбие, познакомит с традициями народного художественного
творчества. Через художественные образы и предметный мир ДПИ к детям
приходит восприятие Родины, культуры народа, его традиций и обычаев.
Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение создавать их
своими руками имеют большое значение для воспитания у них здорового
нравственного начала, уважения к своему труду и к людям труда.
(Представленные в приложениях материалы можно использовать не
только для проведения открытого занятия, но и для расширения общего
кругозора детей в рядовой беседе во время учебного процесса.)
Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках...
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Умелец может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески, Как в сказке, чудеса творишь и ты.
Я прикасаюсь к броши осторожно,
Она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно
создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!
Место игрушки в творческом развитии ребенка
Место игрушки в творческом развитии ребенка
Место игрушки в творческом развитии ребенка
Место игрушки в творческом развитии ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.