Место внеурочной работы в реализации ФГОС для начальной школы
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
22.02.2017
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Место внеурочной работы в реализации ФГОС.docx
Место внеурочной работы в реализации ФГОС
для начальной школы
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009
года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785). С 1
сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (ФГОС НОО).
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской
Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и
представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации
основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО)
образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Стандарт выдвигает три группы требований:
требования к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования;
требования к структуре основной образовательной программы начального
общего образования;
требования к условиям реализации основной образовательной программы
начального общего образования.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный
характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система
образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в
виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды
деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные
действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы
деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная
программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все
виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных
предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной
программы начального общего образования задает деятельностный подход в
образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий
обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его
результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и
коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно
применять (ИКТкомпетентность).
Использование современных цифровых
инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный
способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ
компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в
начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно
смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные
позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ
гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу
умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения
учебного предмета опыт специфической для данной предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а
также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе
современной научной картины мира.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как
урочной, так и внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности создаётся
своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в
которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков
будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Главное при этом – осуществлять «взаимосвязь и преемственность общего и
дополнительного образования» как механизма обеспечения полноты и цельности
образования (Горский, 2010:3).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся
и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить экскурсии, кружки, секции,
круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады,
соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности отражается в основной образовательной
программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно
допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной
деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с
родителями обучающихся.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности
школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и
целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям
внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса
в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию
учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе
доступны следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность; познавательная деятельность;
проблемноценностное общение;
досугово развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество
(социальнопреобразующая добровольная
деятельность);
трудовая (производительная) деятельность;
спортивнооздоровительная деятельность;
туристскокраеведческая деятельность.
На внеурочную деятельность младших школьников отводится 10 часов в
неделю.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной
деятельности: спортивнооздоровительное, художественноэстетическое, научно
познавательное, военнопатриотическое, общественно полезная и проектная
деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой.
Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно
оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Военнопатриотическое направление и проектная деятельность могут быть
реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой
содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно
полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной
деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная)
деятельность.
Таким образом, в новом ФГОС конкретизировано соотношение между
образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования,
как ценностноориентированный процесс. Оно охватывает и пронизывает собой все
виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных
дисциплин) и внеурочную. Внеурочная работа – это хорошая возможность для
организации межличностных отношений в классе. В процессе многоплановой
внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов
школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Главное во внеурочной работе – в характере взаимодействия классного
руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения,
основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности
классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге
и окружающих, создают условия для формирования системы работы и определяют
роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя.
Таким образом,
личностные, метапредметные результаты могут быть
достигнуты в результате внеурочной работы, которые выделены в ФГОС, как особый
вид деятельности. Стандарт занятий формируется и определяется по желаниям
родителей – это один из основных принципов внеурочной работы. Главный мотив –
желание ребенка. А желание – это первый этап к формированию познавательного интереса. В качестве форм стандартов для учащихся начальной школы являются
кружки, экскурсии, конкурсы, олимпиады.
Уровни сформированности познавательного интереса
младших школьников
Важно отметить, что познавательный интерес к учению возникает под влиянием
различных факторов и может иметь различное содержание, глубину, направленность
и устойчивость. Ю.К. Бабанский пишет: «У школьников одного и того же класса
познавательный интерес может иметь разный уровень развития и различный характер
проявлений,
особенными путями
индивидуального развития» (Бабанский, 1982:192).
обусловленных различным опытом,
Психологи, в частности, А.Н. Леонтьев, выделяют следующие уровни
сформированности познавательного интереса младших школьников.
Первый уровень: отсутствие интереса.
В данном случае речь идёт не об отсутствии у ребёнка познавательного
интереса вообще (сама по себе такая ситуация маловероятна), а о том, что он
фактически никак не проявляется в ситуации школьного обучения в процессе
решения учебных задач и не выполняет в акте учения какойлибо специальной
функции (при этом он может в большей или меньшей степени проявляться вне
школы, например в игровой деятельности).
В ряде случаев учебная деятельность такого ученика может основываться на
других мотивах, не связанных с содержанием учебных задач, например, на
стремлении к поощрениям или страхе наказания. При этом даже в процессе
реализации этих мотивов не обнаруживается заметных проблесков познавательного
интереса или эмоционального отношения к этому учебному материалу. Чаще всего
ребёнок относится крайне безразлично или даже отрицательно к решению учебных
задач, неохотно включается в их выполнение, неохотно принимает помощь со
стороны учителя, не интересуется процессом и результатом их выполнения.
Возможно несколько более положительное отношение к выполнению заданий,
основанных на применении хорошо освоенных им умений и навыков, однако в
ситуации поиска новых способов выполнение заданий положительное отношение
быстро падает.
Возможно также проявление эмоциональных реакций на яркие, непривычные,
забавные предметы, явления или ситуации; возможно также включение в выполнение
заданий, насыщенных таким материалом, особенно если для этого требуется
физическая активность; однако вне яркого и забавного материала интерес у ребёнка
отсутствует.
Иными словами, у части учеников, положительные эмоциональные реакции в учебном процессе если и бывают, то крайне редко, но и тогда их появление вызвано
случайными обстоятельствами, внешними особенностями материала или условий
выполнений учебных действий, а не содержательными сторонами объекта и способов
познавательной деятельности. Именно поэтому нет оснований утверждать в таких
случаях о наличии учебнопознавательного интереса как значимого компонента
учебной деятельности.
Второй уровень – реакция на новизну.
В обычных условиях текущей учебной работы у ребёнка познавательный
интерес практически отсутствует, однако при введении нового, фактического
материала достаточно часто и легко возникают положительные эмоциональные
реакции. Причём эта реакция именно на новизну материала, а не на его яркость и
забавность. И новизна относится именно к практическому, фактическому,
конкретному материалу, а не теоретическому.
В этом случае ребёнок оживляется, задаёт вопросы, охотно включается в
процесс выполнения заданий, связанных с новым фактическим материалом.
Задаваемые ребёнком вопросы относятся исключительно к внешним
особенностям материала, к конкретным фактам, а существо дела, теоретические
сведения его не интересуют. Ответы учителя на свои вопросы он почти не слушает,
относится к ним не критически. Охотно включившись в задание, не доводит его, как
правило, до конца, нуждается в поддержке и контроле со стороны учителя. Почти не
интересуется тем, насколько правильно или неправильно выполняет учебные
действия. Выполняя задание, всегда ограничивается действиями на уровне
фактического материала и не выходит на уровень теоретических сведений. При
отсутствии нового фактического материала познавательного интереса не проявляет
(в этих случаях его поведение соответствует первому уровню – отсутствие интереса).
Критерием разделения первого и второго уровня является наличие реакции на
новизну.
Третий уровень – любопытство.
Познавательный интерес обнаруживается в том, что у ребёнка периодически
возникают положительные эмоциональные реакции на новизну в отношении не только
фактического, конкретного материала, но и собственно познавательного,
теоретического (этим третий уровень отличается от второго). Вследствие увеличения
материала, способного вызвать эмоциональные реакции, частота таких реакций
увеличивается. При этом эмоциональные реакции ограничиваются информацией о
новых для ребёнка теоретических сведениях и закономерностях, но не
распространяются на способы решения теоретических и практических задач, в этих
случаях возникший интерес быстро гаснет. Ученик задаёт учителю вопросы о новом
фактическом и теоретическом материале, однако его интерес неустойчив. Включаясь
в выполнение заданий, он быстро утрачивает интерес, не стремится доводить их до
конца.
При отсутствии нового теоретического материала познавательный интерес
проявляется так же, как и на втором уровне – реакция на новизну.
Четвёртый уровень – ситуативный учебный интерес.
Познавательный интерес обнаруживается в положительных эмоциональных реакциях не только на новый фактический или теоретический материал, но и на
способ решения новой задачи, с которой сталкивается ученик. При этом идёт речь
только о конкретном способе частной, единичной задачи, а не об общих способах
решения системы задач.
Охотно включается в процесс выполнения новых заданий, пытается найти
неизвестный способ их решения. Выполнение задания стремится довести до конца, не
отвлекается в процессе его выполнение и действует в основном самостоятельно.
Задаёт вопросы, касающиеся способа выполнения задания, стремится получить ответ
по существу. Охотно выполняет задания того же типа, если они даются ему сразу же
после обнаружения новых способов.
Возникающий интерес неустойчив. Это проявляется, вопервых, в том, что
интерес практически полностью исчерпывает себя после нахождения способа
выполнения данного конкретного задания, т. е. оказывается действенным лишь в
пределах единичной учебной ситуации и не распространяется за её рамки. И, во
вторых, такой интерес не способен побуждать ученика к длительному
самостоятельному выполнению заданий,
ученик проявляет активность
преимущественно лишь в сотрудничестве с учителем или под его непосредственным
контролем.
Самостоятельно оценить результаты своих действий, как правило, не
стремится, однако проявляет достаточную заинтересованность в отметке. При
низкой отметке интерес ослабевает. Такой интерес проявляется в конкретной
ситуации при наличии перечисленных условий и не является устойчивой, постоянной
характеристикой ученика.
Пятый уровень – устойчивый познавательный интерес.
Интерес направлен не столько на способы выполнения частных единичных
заданий, сколько на общий способ решения целой системы заданий. Столкнувшись с
возможностью обнаружения такого способа, охотно включается в процесс
выполнения заданий и работает при этом достаточно длительно. Охотно принимает
предложения уточнить применение этого способа к частным заданиям или найти
новое его применение на новом материале или в изменённых условиях. Интересуется
результатами собственного поиска общего способа, а так же результатами,
полученными одноклассниками. Нередко достаточно устойчив, неистощим,
обнаруживается достаточно часто при выполнении системы заданий. Возможно
некоторое снижение интереса при выполнении заданий, ориентированных на
упражнение и отработку навыков, при выполнении серии однотипных заданий.
Отметками интересуется в меньшей степени, чем анализом найденного им общего
способа.
Шестой уровень – обобщённый познавательный интерес.
В этом случае интерес является постоянной характеристикой ученика и
выходит за пределы изучаемого материала. Основу этого уровня, как и предыдущего,
составляет интерес к поиску общих способов выполнения системы заданий, однако
на этом уровне он возникает и проявляется относительно независимо от внешних
требований. Обнаруживая общий способ, ученик проявляет яркое стремление выйти
за пределы заданной системы заданий на совершенно новый материал; проявляет без, каких бы то ни было, побуждений извне творческое отношение к найденному
способу. Проявляет интерес к истории проблем и их решений и стремится получать
от учителя или из литературы дополнительные сведения по предмету. Проявляет
интерес к собственным действиям, пытается их обосновать, разобраться в причинах
успехов и неудач, стремиться самостоятельно, овладеть новыми общими способами
действий.
Возникает осознанная и мотивированная избирательность интересов (один
предмет интересует больше, другой меньше), снижается интерес к отметкам, зато
охотно выслушивается содержательный анализ своих действий со стороны
авторитетных людей (Леонтьев, 1975: 196).
Учитывая уровни сформированности познавательного интереса и тенденции
его развития, особая роль отводится внеурочной работе, как составной части учебно
воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся, позволяющей полнее использовать творческий потенциал детей, развивать
их самостоятельность.
Таким образом, познавательный интерес к учению возникает под влиянием
различных факторов и может иметь различное содержание, глубину, направленность
и устойчивость. Различные уровни сформированности познавательного интереса
характеризуют тенденции его развития, а внеурочная работа как составная часть
учебновоспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени
учащихся, позволяет полнее использовать творческий потенциал детей, развивать их
самостоятельность.
Место внеурочной работы в реализации ФГОС для начальной школы
Место внеурочной работы в реализации ФГОС для начальной школы
Место внеурочной работы в реализации ФГОС для начальной школы
Место внеурочной работы в реализации ФГОС для начальной школы
Место внеурочной работы в реализации ФГОС для начальной школы
Место внеурочной работы в реализации ФГОС для начальной школы
Место внеурочной работы в реализации ФГОС для начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.