Конспект в 6 классе «Общее значение местоимений и употребление их в речи. Местоимение как часть речи»
Тема |
«Общее значение местоимений и употребление их в речи. Местоимение как часть речи»
|
||||
Тип урока, его место в системе уроков |
Урок усвоения новых знаний, 1й урок в теме. |
||||
Цели
|
1) создать условия для осмысления новой учебной информации, применения ее в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений; 2) способствовать осознанию общих особенностей местоимений, познакомить с разрядами местоимений; 3) продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации. |
||||
Основное содержание темы
|
Общее значение местоимений и употребление их в речи. Местоимение как часть речи. |
||||
Термины и понятия |
Местоимение, разряды местоимений |
||||
Технологическая карта урока |
|||||
Этапы урока |
Форма работы |
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
I. Организационный этап. |
фронтальная
самостоятельная работа в тетради
|
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Желаю вам хорошего настроения, активной работы на нашем уроке.
Откроем тетради, запишем число, классная работа, оставим место для нашей темы и начнем урок с орфографической разминки. |
Выбирает эффективный способ концентрации внимания.
Мотивирует обучающихся на активную деятельность.
Организует обучающихся на начало работы. |
Настраиваются на плодотворную работу.
Оформляют начало работы. |
|
II. Постановка цели и задач урока.
III. Мотивация учебной деятельности.
IV. Актуализация знаний. |
действие по цепочке словарный диктант |
«Кто последним положит мелок».
Слова разминки: вокзал, салют, воротник, ракета, планета, герой, ремень, тренер, горизонт, партер.
|
Диктует слова, контролирует правильность записи на доске.
|
Ученик выходит к доске, записывает слова, если он ошибается в слове, садится на место, к доске выходит другой. Остальные записывают слова в тетрадь, контролируют правильность записи на доске. |
|
фронтальная |
Какая орфограмма объединяет эти слова? (орфограмма – безударная гласная в корне слова). |
Организует мыслительную деятельность обучающихся. |
Анализируют языковой материал, делают вывод. |
||
беседа
самостоятельная работа в тетради |
Значение какого слова вам непонятно? (Партер).
Где, от кого можно узнать значение этого слова? (словарь, учитель, сеть интернет).
Откроем толковый словарь и запишем, что же значит это слово, оформляя запись одним предложением. (Один ученик работает у доски).
Партер – нижний этаж зрительного зала с местами для публики.
Как называется запись в тетради? (Предложение).
Без чего невозможно предложение? (Без грамматической основы).
Замените слово партер другим словом (он) Какая часть речи? Мы на уроке должны: 1. Выяснить, каково
общее значение местоимения как части речи? 2. Докажите, что местоимение изменяемая часть речи. 3. Какую синтаксическую роль могут выполнять местоимения в предложении? А теперь пришло время сформулировать тему нашего урока и его цели. |
Организует диалог.
Подводит обучающихся к правильному выводу.
Актуализирует у обучающихся имеющие теоретические знаний для последующего использования их в усвоении нового знания. Организует диалог. Координирует мыслительную деятельность обучающихся, помогает сформулировать тему и цель урока. |
Вступают в диалог.
Делают умозаключения.
Вспоминают терминологию, необходимую для усвоения новых знаний. Вступают в диалог. Высказывают своё мнение. Формулируют тему и цель урока. Записывают тему урока в тетради. |
||
фронтальная |
Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их. Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте. Разряды местоимений по значению Выделяют 9 разрядов местоимений по значению: 1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они). 2. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали). 3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен). 4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.),оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов. 5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета. 6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество. 7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова). 8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака. 9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь. Из истории языка: В древнерусском языке некоторые местоимения имели две формы: мене – мя, тебе – тя, себе – ся, вас – вы и т.д. Из одних форм возникли современные формы местоимений: мене – меня, тебе – тебя, себе – себя, васъ – вас. Другие практически исчезли, слабые следы этих форм сохранились лишь в некоторых выражениях, например: иду на вы (предупреждение врагам о походе на них войной), я те дам, вот те на, вот те раз. Встретить устаревшие формы местоимений можно в художественных произведениях, в некоторых фразеологических оборотах: в оные времена – в давние, когда-то давно, оный – этот, сей отрок – этот, азъ воздам – я и т.д. Кроме того, следы некоторых форм местоимений можно найти в составе слов современного русского языка: ся(сь) – в глаголах(умываюсь, собирался и т.п.), ти – в междометии ахти. |
Сообщает дополнительные сведения о местоимении.
|
Упражняются в выразительном чтении предложения.
Воспринимают информацию учителя.
|
||
III. Первичное усвоение новых знаний.
|
фронтальная
самостоятельная работа в тетради |
Где мы можем встретить местоимения? Неужели мы о нем сегодня только это и узнаем? Мы хотим большего. Давайте посмотрим презентацию о местоимении
|
Демонстрирует презентацию о местоимении
Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. Подводит обучающихся к созданию схемы «Разряды местоимений» |
Преобразуют сложные предложения в простые предложения с грамматической основой,
Записывают предложения в тетрадь, выделяют грамматическую основу, определяют способ выражения главных членов предложения.
Анализируют языковой материал, делают вывод. |
|
физкультминутка
|
Выполняют дыхательные упражнения. Выполним и мы их. Дыхательное упражнение: «Как на горке, на пригорке…» Молодцы! |
Показывает движения. |
Повторяют за учителем. |
||
IV. Первичная проверка понимания. |
самостоятельная работа в тетради
работа в паре взаимопроверка по образцу |
Вспомним самые первые понятия , которые мы Узнали о местоимении Все вспомнили. Выполним упражнение (Один ученик читает задание к упражнению, дополнительно учитель предлагает определить, чем выражены подлежащее и сказуемое).
Дается на выполнение 5 минут.
Проверим. Правильно выполненное задание выводится на экран. Дети проверяют друг друга в паре.
Если два предложения выполнены правильно и главные члены предложения подчеркнуты, пишем в тетради карандашом «Молодец!» Вывод: Ответим на вопросы, которые мы задали в начале урока. |
Оказывает индивидуальную помощь обучающимся во время самостоятельной работы.
Организует взаимопроверку, проводит инструктаж.
Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. |
Выполняют задание учебника самостоятельно.
Обмениваются тетрадями в паре, проверяют работу соседа по образцу.
Высказывают своё мнение. |
|
V. Первичное закрепление. |
групповая работа
хоровая проверка |
Я раздам каждой группе текст о театре Японии. Прочитайте текст, узнайте о театре Японии, и найдите предложение, соответствующее нашей теме. Театр Кабуки. Театр Кабуки (танцующие и поющие) сложился в 17 веке на основе народных песен и танцев. Начало жанру положила служительница святилища Окини, которая пела и исполняла свои танцы. Женщины и девушки первые артисты театра Кабуки. Изначально в театре выступали только они, мужчины не участвовали в представлениях. Новый жанр быстро стал популярен. Театр Кабуки даже выступал перед Императорским двором.
Прочитаем вслух. Нашли предложение, в которых присутствуют местоимения? А сейчас по моей команде, все начинают читать это предложение. Молодцы! Почему именно это предложение нас заинтересовало?
Вывод: местоимение употребляется в предложении вместо существительного. |
Организует работу малых групп.
Организует хоровую проверку.
Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. |
Читают текст в группе.
Анализируют текст, находят предложение с тире между подлежащим и сказуемым.
Хором читают предложение с местоимением.
Высказывают своё мнение, делают вывод. |
|
VI. Рефлексия.
|
фронтальная |
Молодцы! Поработали сегодня отлично.
Подумайте, поняли ли вы тему или нет. Если тема вам понятна, поднимите 1 руку, если не поняли, поднимите обе руки. |
Создает условия для анализа деятельности обучающихся на уроке. Получает обратную связь. |
Дают оценку собственной деятельности по её результатам.
Осуществляют обратную связь. |
|
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
дифференциация по уровню сложности |
Запишем домашнее задание.
П.59, упр. Спасибо за урок! |
Консультирует обучающихся по выполнению домашнего задания. |
Анализируют задание учебника, выясняют возможные затруднения в ходе выполнения задания.
|
|
Задание. Прочитайте текст, узнайте о театре Японии, и найдите предложение, соответствующее нашей теме.
Театр Кабуки.
Театр Кабуки (танцующие и поющие) сложился в 17 веке на основе народных песен и танцев.
Начало жанру положила служительница святилища Окини, которая пела и исполняла свои танцы. Женщины и девушки первые артисты театра Кабуки. Изначально в театре выступали только они, мужчины не участвовали в представлениях. Новый жанр быстро стал популярен. Театр Кабуки даже выступал перед Императорским двором.
Задание. Прочитайте текст, узнайте о театре Японии, и найдите предложение, соответствующее нашей теме.
Театр Кабуки.
Театр Кабуки (танцующие и поющие) сложился в 17 веке на основе народных песен и танцев.
Начало жанру положила служительница святилища Окини, которая пела и исполняла свои танцы. Женщины и девушки первые артисты театра Кабуки. Изначально в театре выступали только они, мужчины не участвовали в представлениях. Новый жанр быстро стал популярен. Театр Кабуки даже выступал перед Императорским двором.
Задание. Прочитайте текст, узнайте о театре Японии, и найдите предложение, соответствующее нашей теме.
Театр Кабуки.
Театр Кабуки (танцующие и поющие) сложился в 17 веке на основе народных песен и танцев.
Начало жанру положила служительница святилища Окини, которая пела и исполняла свои танцы. Женщины и девушки первые артисты театра Кабуки. Изначально в театре выступали только они, мужчины не участвовали в представлениях. Новый жанр быстро стал популярен. Театр Кабуки даже выступал перед Императорским двором.
Задание. Прочитайте текст, узнайте о театре Японии, и найдите предложение, соответствующее нашей теме.
Театр Кабуки.
Театр Кабуки (танцующие и поющие) сложился в 17 веке на основе народных песен и танцев.
Начало жанру положила служительница святилища Окини, которая пела и исполняла свои танцы. Женщины и девушки первые артисты театра Кабуки. Изначально в театре выступали только они, мужчины не участвовали в представлениях. Новый жанр быстро стал популярен. Театр Кабуки даже выступал перед Императорским двором.
Задание. Прочитайте текст, узнайте о театре Японии, и найдите предложение, соответствующее нашей теме.
Театр Кабуки.
Театр Кабуки (танцующие и поющие) сложился в 17 веке на основе народных песен и танцев.
Начало жанру положила служительница святилища Окини, которая пела и исполняла свои танцы. Женщины и девушки первые артисты театра Кабуки. Изначально в театре выступали только они, мужчины не участвовали в представлениях. Новый жанр быстро стал популярен. Театр Кабуки даже выступал перед Императорским двором.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.