Местоимение как часть речи. Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Оценка 5

Местоимение как часть речи. Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Оценка 5
doc
09.10.2024
Местоимение как часть речи. Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Местоимение как часть речи 6 класс.doc

Конспект в 6 классе «Общее значение местоимений и употребление их в речи. Местоимение как часть речи»

 

Тема

«Общее значение местоимений и употребление их в речи. Местоимение как часть речи»

 

Тип урока, его место в системе уроков

Урок усвоения новых знаний, 1й урок в теме.

Цели

 

1)     создать условия для осмысления новой учебной информации, применения ее в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений;

2)     способствовать осознанию общих особенностей местоимений, познакомить с разрядами местоимений;

3)     продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации.

Основное содержание темы

 

 Общее значение местоимений и употребление их в речи. Местоимение как часть речи.

Термины и  понятия

Местоимение, разряды местоимений

Технологическая карта урока

Этапы урока

Форма работы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный этап.

фронтальная

 

самостоятельная работа в тетради

 

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Желаю вам хорошего настроения, активной работы на нашем уроке.

 

Откроем тетради, запишем число, классная работа, оставим место для нашей темы и начнем урок с орфографической разминки.

Выбирает  эффективный способ концентрации внимания.

 

Мотивирует обучающихся на активную  деятельность.

 

 

Организует обучающихся на начало работы.

Настраиваются на плодотворную работу.

 

 

 

 

 

Оформляют начало работы.

II. Постановка цели и задач урока.

 

III. Мотивация учебной деятельности.

 

 

IV. Актуализация знаний.

действие по цепочке

словарный диктант

«Кто последним положит мелок».

 

Слова разминки: вокзал, салют, воротник, ракета, планета, герой, ремень, тренер, горизонт, партер.

 

 

 

Диктует слова, контролирует правильность записи на доске.

 

 

 

 

 

Ученик выходит к доске, записывает слова, если он ошибается в слове, садится на место, к доске выходит другой.

Остальные записывают слова в тетрадь, контролируют правильность записи на доске.

фронтальная

Какая орфограмма объединяет эти слова? (орфограмма – безударная гласная в корне слова).

Организует мыслительную деятельность обучающихся.

Анализируют языковой материал, делают вывод.

беседа

 

самостоятельная работа в тетради

Значение какого слова вам непонятно? (Партер).

 

Где, от кого можно узнать значение этого слова? (словарь, учитель, сеть интернет).

 

Откроем толковый словарь и запишем, что же значит это слово, оформляя запись одним предложением. (Один ученик работает у доски).

 

Партер – нижний этаж зрительного зала с местами для публики.

 

Как называется запись в тетради? (Предложение).

 

Без чего невозможно предложение?                        (Без грамматической основы).

 

Замените слово партер другим словом (он)

Какая часть речи?

Мы на уроке должны:

1.      Выяснить, каково общее значение местоимения как части речи?

2.      Докажите, что местоимение изменяемая часть речи.

3.      Какую синтаксическую роль могут выполнять местоимения в предложении?

А теперь пришло время  сформулировать тему нашего урока и его цели.

Организует диалог.

 

Подводит обучающихся к правильному выводу.

 

Актуализирует у обучающихся имеющие теоретические знаний для последующего использования их в усвоении нового знания.

Организует диалог.

Координирует мыслительную деятельность обучающихся, помогает сформулировать тему и цель урока.

Вступают в диалог.

 

Делают умозаключения.

 

Вспоминают терминологию, необходимую для усвоения новых знаний.

Вступают в диалог. Высказывают своё мнение.

Формулируют тему и цель урока.

Записывают тему урока в тетради.

фронтальная

Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Разряды местоимений по значению 

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личныея, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратноесебя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательныемой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

4. Указательныеэтот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.),оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительныесам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительныекто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательныеникто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенныенекто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Из истории языка:

В древнерусском языке некоторые местоимения имели две формы: мене – мя, тебе – тя, себе – ся, вас – вы и т.д. Из одних форм возникли современные формы местоимений: мене – меня, тебе – тебя, себе – себя, васъ – вас. Другие практически исчезли, слабые следы этих форм сохранились лишь в некоторых выражениях, например: иду на вы (предупреждение врагам о походе на них войной), я те дам, вот те на, вот те раз. Встретить устаревшие формы местоимений можно  в художественных произведениях, в некоторых фразеологических оборотах: в оные времена – в давние, когда-то давно, оный – этот, сей отрок – этот, азъ воздам – я и т.д. Кроме того, следы некоторых форм местоимений можно найти в составе слов современного русского языка: ся(сь) – в глаголах(умываюсь, собирался и т.п.), ти – в междометии ахти.

Сообщает дополнительные сведения о местоимении.

 

Упражняются в выразительном чтении предложения.

 

Воспринимают информацию учителя.

 

 

III. Первичное усвоение новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фронтальная

 

самостоятельная работа в тетради

Где мы можем встретить местоимения?

Неужели мы о нем сегодня только это и узнаем?

Мы хотим большего. Давайте посмотрим презентацию о местоимении

 

 

 

Демонстрирует презентацию о местоимении

 

Подводит обучающихся  к  самостоятельному выводу по теме урока.

Подводит обучающихся к  созданию схемы «Разряды местоимений»

Преобразуют сложные предложения в простые предложения с грамматической основой,

 

Записывают предложения в тетрадь, выделяют грамматическую основу,  определяют способ выражения главных членов предложения.

 

Анализируют языковой материал, делают вывод.

физкультминутка

 

Выполняют дыхательные упражнения. Выполним и мы их.

Дыхательное упражнение:

«Как на горке, на пригорке…»

Молодцы!

Показывает движения.

Повторяют за учителем.

IV. Первичная проверка понимания.

 

 

 

самостоятельная работа в тетради

 

 

 

 

 

 

 

работа в паре взаимопроверка

 по образцу

Вспомним самые первые понятия , которые мы  

Узнали о местоимении

Все вспомнили.

Выполним упражнение

(Один ученик читает задание к упражнению, дополнительно учитель предлагает определить, чем выражены подлежащее и сказуемое).

 

Дается на выполнение 5 минут.

 

Проверим.

Правильно выполненное задание выводится на экран. Дети проверяют друг друга в паре.

 

Если два предложения выполнены правильно и главные члены предложения подчеркнуты,  пишем в тетради карандашом «Молодец!»

Вывод: Ответим на вопросы, которые мы задали в начале урока.

 

 

 

Оказывает индивидуальную помощь  обучающимся во время самостоятельной работы.

 

 

 

 

 

 

Организует взаимопроверку, проводит инструктаж.

 

 

 

 

Подводит обучающихся  к  самостоятельному выводу по теме урока.

 

 

 

Выполняют задание учебника самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

Обмениваются тетрадями в паре, проверяют работу соседа по образцу.

 

 

 

 

Высказывают своё мнение.

V. Первичное закрепление.

групповая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хоровая проверка

Я раздам каждой группе текст о театре Японии. Прочитайте текст, узнайте о театре Японии, и найдите предложение, соответствующее нашей теме.

Театр Кабуки.

Театр Кабуки (танцующие и поющие)  сложился в 17 веке на основе народных песен и танцев.

Начало жанру положила служительница святилища Окини, которая пела и исполняла свои танцы. Женщины и девушки первые артисты театра Кабуки. Изначально в театре выступали только они, мужчины не участвовали в представлениях. Новый жанр быстро стал популярен. Театр Кабуки даже выступал перед Императорским двором.

 

Прочитаем вслух.

Нашли предложение, в которых присутствуют местоимения?

А сейчас по моей команде, все начинают читать это предложение.

Молодцы!

Почему именно это предложение нас заинтересовало?

 

Вывод: местоимение употребляется в предложении вместо существительного.

Организует работу малых групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует хоровую проверку.

 

 

 

 

Подводит обучающихся  к  самостоятельному выводу по теме урока.

Читают текст в группе.

 

 

 

Анализируют текст, находят предложение с тире между подлежащим и сказуемым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хором читают предложение с местоимением.

 

 

 

 

 

Высказывают своё мнение, делают вывод.

VI. Рефлексия.

 

фронтальная

Молодцы! Поработали сегодня отлично.

 

Подумайте, поняли ли вы тему или нет.

Если тема вам понятна, поднимите 1 руку, если не поняли, поднимите обе руки.

Создает условия для анализа деятельности обучающихся на уроке.

Получает  обратную связь.

Дают оценку собственной деятельности по её результатам.

 

Осуществляют обратную связь.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

дифференциация

 по уровню сложности

Запишем домашнее задание.

 

П.59, упр.

Спасибо за урок!

Консультирует обучающихся по выполнению домашнего задания.

Анализируют задание учебника, выясняют возможные затруднения в ходе выполнения задания.

 

 


Задание. Прочитайте текст, узнайте о театре Японии, и найдите предложение, соответствующее нашей теме.

Театр Кабуки.

Театр Кабуки (танцующие и поющие)  сложился в 17 веке на основе народных песен и танцев.

Начало жанру положила служительница святилища Окини, которая пела и исполняла свои танцы. Женщины и девушки первые артисты театра Кабуки. Изначально в театре выступали только они, мужчины не участвовали в представлениях. Новый жанр быстро стал популярен. Театр Кабуки даже выступал перед Императорским двором.

 

 

Задание. Прочитайте текст, узнайте о театре Японии, и найдите предложение, соответствующее нашей теме.

Театр Кабуки.

Театр Кабуки (танцующие и поющие)  сложился в 17 веке на основе народных песен и танцев.

Начало жанру положила служительница святилища Окини, которая пела и исполняла свои танцы. Женщины и девушки первые артисты театра Кабуки. Изначально в театре выступали только они, мужчины не участвовали в представлениях. Новый жанр быстро стал популярен. Театр Кабуки даже выступал перед Императорским двором.

 

 

Задание. Прочитайте текст, узнайте о театре Японии, и найдите предложение, соответствующее нашей теме.

Театр Кабуки.

Театр Кабуки (танцующие и поющие)  сложился в 17 веке на основе народных песен и танцев.

Начало жанру положила служительница святилища Окини, которая пела и исполняла свои танцы. Женщины и девушки первые артисты театра Кабуки. Изначально в театре выступали только они, мужчины не участвовали в представлениях. Новый жанр быстро стал популярен. Театр Кабуки даже выступал перед Императорским двором.

 

 

Задание. Прочитайте текст, узнайте о театре Японии, и найдите предложение, соответствующее нашей теме.

Театр Кабуки.

Театр Кабуки (танцующие и поющие)  сложился в 17 веке на основе народных песен и танцев.

Начало жанру положила служительница святилища Окини, которая пела и исполняла свои танцы. Женщины и девушки первые артисты театра Кабуки. Изначально в театре выступали только они, мужчины не участвовали в представлениях. Новый жанр быстро стал популярен. Театр Кабуки даже выступал перед Императорским двором.

 

 

Задание. Прочитайте текст, узнайте о театре Японии, и найдите предложение, соответствующее нашей теме.

Театр Кабуки.

Театр Кабуки (танцующие и поющие)  сложился в 17 веке на основе народных песен и танцев.

Начало жанру положила служительница святилища Окини, которая пела и исполняла свои танцы. Женщины и девушки первые артисты театра Кабуки. Изначально в театре выступали только они, мужчины не участвовали в представлениях. Новый жанр быстро стал популярен. Театр Кабуки даже выступал перед Императорским двором.

 

 


Конспект в 6 классе «Общее значение местоимений и употребление их в речи

Конспект в 6 классе «Общее значение местоимений и употребление их в речи

IV . Актуализация знаний. действие по цепочке словарный диктант«Кто последним положит мелок»

IV . Актуализация знаний. действие по цепочке словарный диктант«Кто последним положит мелок»

А теперь пришло время сформулировать тему нашего урока и его цели

А теперь пришло время сформулировать тему нашего урока и его цели

Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар

Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар

Встретить устаревшие формы местоимений можно в художественных произведениях, в некоторых фразеологических оборотах: в оные времена – в давние, когда-то давно, оный – этот, сей отрок…

Встретить устаревшие формы местоимений можно в художественных произведениях, в некоторых фразеологических оборотах: в оные времена – в давние, когда-то давно, оный – этот, сей отрок…

Где мы можем встретить местоимения?

Где мы можем встретить местоимения?

V . Первичное закрепление. групповая работа хоровая проверкаЯ раздам каждой группе текст о театре

V . Первичное закрепление. групповая работа хоровая проверкаЯ раздам каждой группе текст о театре

VI . Рефлексия. фронтальная

VI . Рефлексия. фронтальная

Задание. Прочитайте текст, узнайте о театре

Задание. Прочитайте текст, узнайте о театре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2024