Местоимение как часть речи

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи - первый урок в теме по УМК "Школа России" в котором дети знакомятся с новой частью речи - местоимением, его значением и употреблением в речи, связь между именем существительным и местоимением
Иконка файла материала Местоимения 2кл Ерофеева.doc
Урок русского языка    Тема  «Местоимение как часть речи»  2 класс УМК «Школа России» Составила Ерофеева Раиса Леонидовна,  учитель начальных классовТехнологическая карта урока Предмет: русский язык  2 класс  Тема урока Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи Тип урока Место урока по теме Первый урок по теме «Местоимение» Формы, приемы, методы Изучение нового материала, урок открытия новых Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог знаний Цель урока Знакомятся с новой частью речи ­ местоимением, его  значением и употреблением в речи Задачи урока Предметные результаты: 1.Узнать, какова роль местоимений в тексте. 2.Рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения. 3.Распознавать  личные местоимения среди  других слов в предложении. 4.Различать местоимения и имена  существительные. 5.Формировать умение правильно употреблять местоимения в речи. 6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь. 7.Развивать умение работать в парах. 8.Воспитывать навык самостоятельности. 9.Воспитывать   потребность   пользоваться   всем   языковым   богатством:   совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой. Метапредметные результаты: Личностные результаты: ­ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей ­ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Регулятивные результаты: ­ самостоятельно определять учебную задачу ­ планировать свою деятельность по решению учебной задачи ­ адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия. Познавательные результаты: ­ ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи­ осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме ­ осознают ценности своего языка. Коммуникативные результаты: ­ применять правила делового сотрудничества ­ участвовать в продуктивном  диалоге. Предполагаемый результат   Определение местоимения как части речи , его употребление и  значение в речи Знать Уметь 1. Распознавать  личные местоимения среди  других слов в предложении. 2. Различать  местоимения и имена существительные. 3. Уметь правильно употреблять местоимения в речи. Компетенции/УУД Педагогические технологии Оборудование учебно­познавательная, информационная, метод проблемного обучения, технология игровых мультимедийное оборудование, карточки с коммуникативная методов, обучения в сотрудничестве заданиями, смайлики Цель этапа Деятельность учителя ХОД УРОКА Деятельность ученика Компетенции/ аспекты компетенции/УУД Оценивание/фо рмы контроля Результат 1 этап: организационный момент Проверяют   готовность   к уроку. Коммуникативная компетенция  Самоконтроль,  самооценка Дети   настраиваются   на работу.   Готовность   учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к  учебной  деятельности, включение в  учебную  деятельность на  личностно  ­значимом   уровне. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Прозвенел уже звонок Начинается урок.  Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, На уроке не зевайте, Ответы полные давайте ­ Ребята, сегодня на уроке мы откроем  ещё одну маленькую тайну русского  языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько  заданий, но прежде, чем мы их  выполним, запишем дату.2 этап : Повторение, актуализация, коллективное определение деятельности. Чтобы в наших тетрадках был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания, посмотрите внимательно на доску, сегодня мы с вами повторим  написание  букв В, в. ­   Отгадайте   загадки   и   запишите   в тетрадь отгадки. * Возле дома, по дорожке, Скачет, собирая крошки. Друг синиц и голубей, Серый, шустрый …? (Воробей) * Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! – Вот и весь репертуар. Оглашает крону клёна Своим пением … (Ворона) *Всех оставит дома утром День­волшебник. Вот везение! Но проходит почему­то Очень быстро ... ( Воскресенье) ­ Давайте вспомним: «Что такое речь?» ­ Какие части речи вам знакомы? ­Я  предлагаю  вам  задание,  в  котором мы   проверим   свои   знания.   Обратите внимание   на   доску   и   скажите,   какое задание вам предстоит выполнить?  Имя существите льное Имя прилагатель ное Глагол 2.1.Чистописание . 2.2.Словарная  работа 2.3 Создание  проблемной  ситуации, в  результате  которой  обучающиеся  самостоятельно  выдвинут цели  урока в виде  Самоконтроль,  самооценка       записывают Дети «классная «число», работа», соединение заглавной   и   строчной букв В,в Дети записывают слова – воробей, ворона, воскресенье.   Учебно­ познавательная, коммуникативная Самоконтроль, самооценка ­  Речь   –   это   всё   то,   что мы   говорим,   слышим, пишем. ­   Имя   существительное, имя   прилагательное, глагол. ­   Нужно   распределить слова, по частям речи. У   доски   3   ученика   в цели Появление урока Умение сотрудничать, вступать дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать мнение. Умение ставить цели, планировать   свою своевопросов или  гипотез. Карточки   со   словами:   Он,   жёлудь, играет,   секретный,   она,   читают,   ты, земляника,   я,   красивый   мы,   картина, бегал. ­   Почему   вы   не   все   слова распределили? ­ А мы употребляем эти слова в речи? ­Значит они тоже часть речи? ­ А как называется эта часть речи? ­ Значит, какая цель нашего урока. распределяют   слова   по группам.   Остальные   –   в тетрадях.  ­ Они не относятся ни к одной из групп. ­Да. Да.  ­ Не знаем. ­Узнать, как называется  новая часть речи, когда и  для чего она  используется в речи. 3 этап: работа над новым материалом (открытие нового знания) работу Дети читают  тексты. Учебно­ познавательная Вопросительные слова Фиксация имеющихся предметных учебные знаний   (умений), известных   способов деятельности 3.1.Наблюдение  над языковым  материалом,  организация   подготовки и  мотивации  к  изучению  материала,  необходимого для «открытия  нового знания».  ­ Прочитайте два текста и сравните их. 1.Воробей — маленькая,  неунывающая, бойкая птичка. Спинка у него коричневая с широкими  продольными полосами. Хвост темно­ бурый, крылышки тоже темно­ бурые,  украшенные рыжеватой каймой,  подбородок и горло черные, а вот  головка серая. Весной воробьи любят  закусить мошками, комарами,  гусеницами и тлями, летом и осенью  воробьи клюют зернышки и семена  растений. Живут воробьи и в городе, и в  деревне. Воробьи везде хорошо  приспосабливаются к привычкам  человека. 2 Он — маленькая, неунывающая,  бойкая птичка. Спинка у него3.2. Обобщение  наблюдений над  языковым  материалом  (открытие нового знания), введение нового термина.  (новое знание  обучающиеся  получают в  результате  самостоятельного исследования.) коричневая с широкими продольными  полосами. Хвост темно­бурый,  крылышки тоже темно­ бурые,  украшенные рыжеватой каймой,  подбородок и горло черные, а вот  головка серая. Весной они любят  закусить мошками, комарами,  гусеницами и тлями, летом и осенью  они клюют зернышки и семена  растений. Живут они и в городе, и в деревне.  Они везде хорошо приспосабливаются  к привычкам человека. ­ О ком говорится в первом тексте? ­О ком говорится во 2 тексте? ­ Вместо каких слов употреблено слова он, они? ­Место   какой   части   речи   заняли   эти слова? ­ Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. Так какая тема нашего урока? ­ О воробье. Дети могут сразу сказать, что   о   воробье,   а   могут сказать, что не поняли, о ком говорится. ­   Он   –   воробей,   они   ­ воробьи ­Место существительного. имени   ­ Местоимение. Слайд с темой урока ­ Почему местоимение получило такое название? ­Место имени Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! Прежде   чему   узнавать   новое   дальше, давайте   немного   отдохнём   и потренируем наши глазки.  Физминутка. Дети тренируют глазки,  успевая следить взглядом за вылетающими  бабочками.учебно­ Развитие познавательной мотивации. Формирование умений   учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность и анализировать действовать с позиции   содержания предмета.     Учебно­ познавательная, коммуникативная   Согласен   –   не согласен Показывается слайд с бабочками Молодцы! Отдохнули, давайте немного понаблюдаем   за   местоимениями   и узнаем  о них ещё кое­что интересное. Готовы? Прочитайте стихотворение  Л.  Киреевой о вороне. ­На   какой   вопрос   отвечает   слово «ворона»? ­Каким   местоимением   заменяется слово ВОРОНА?  ­На   какой   вопрос   отвечает   слово «она».  Значит,   какой   вывод   мы   можем сделать? Молодцы!   Это   сходство   с   именем существительным, а в чём же различие? Давайте понаблюдаем.  Заменим в стихотворении слово ворона местоимением ОНА и прочитаем.   Понятно   ли   о   ком   говорится   в стихотворении? Значит,   какой   вывод   мы   можем сделать?   Дети читают стихотворение на слайде. На берёзе возле дома Строила гнездо ворона. Охраняет днём и ночью, Мамой стать ворона хочет. Л. Киреева ­Отвечает   на   вопрос КТО? ­Слово ворона заменяет­ ся местоимением ОНА. ­Отвечает   на   вопрос КТО? Дети   делают   вывод,   что местоимение  отвечает  на те же вопросы, что и имя существительное. Дети читают ­Нет, не понятно, вместо местоимения ОНА можно подставить разные слова. Дети   отвечают,   что местоимение не называет­ Давайте попробуем составить  определение понятия местоимения. Продолжим предложения, выбрав   верные высказывания): Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это  (глаголы, имена существительные,  местоимения). Местоимение   –   (часть   речи,   не   часть речи), (указывает   на предметы,   но   не   называет   их; указывает   на   предметы   и   называет предметы). ­А   теперь   давайте   полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? такое местоимение? ­ Давайте сравним наше определение с правилом,   которое   подготовила   для вас тетушка Сова в учебнике с.101   Что   же   которая     А   как   вы   думаете,   зачем   же   нам местоимения   нужны?   Может,   мы   бы без них могли обойтись? Работа по учебнику. Упр.171, стр.100(устно) ­ Какие местоимения встретились в  тексте? ­ Они указывают на какой­то предмет?  А называют его? предмет, указывает на него.   а   только Дети   при   помощи   опор формулируют определение местоимения. Местоимение – часть  речи, которая заменяет в  предложениях имя  существительное,  отвечает на те же  вопросы, что и  существительное, но не  называет предметы, а  указывает на них. Дети читают определение в учебнике. ­Местоимения   заменяют существительные,   чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был   более   красивым   и правильным. Дети   читают   отрывок   из сказки,  ­ Он, я, ты, они. 3.3.Работа над  правилом в  учебнике. 3.4.Уточнение и  конкретизация  (первичное  закрепление с  проверкой по  эталону). Физминутка Слайд с танцевальной  физминуткой Организация  Работа по упр.173  Дети   читают   текст Учебно­ Фронтальная Излагает,   объясняетусвоения детьми  нового способа  действий при  решении задач с  их  проговариванием во внешней речи. Включение  нового знания в  систему знаний; повторение  и  закрепление  ранее изученного. организация  самостоятельного выполнения  каждым  обучающимся  заданий на новый способ действий;  организация   самопроверки  обучающимися  своих решений по эталону;  создание  ситуации успеха  для каждого; Предоставление   возможности  выявления  ­   Какие   местоимения   встретились   в задании   Каких местоимений нет? упражнения?   упражнения   и   называют местоимения,   выполняют устные   и   письменное задания. познавательная, коммуникативная работа учебный материал 4 этап: включение новых знаний в систему изученного, закрепление. Самостоятельная работа по упр.174. ­ Выполните упр. А затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища.  Проверьте себя по образцу на доске.   Дети   выполняют   задание обмениваются и тетрадями   для взаимопроверки. Проверка по образцу. Учебно­ познавательная, информационная, коммуникативная Работа в парах Самоконтроль, самооценка  Контроль и  самооценка  познавательной  деятельности.  Умение   соотносить цели   и   результаты собственной деятельности ­   Поднимите   руки   те,   кто   выполнил задание верно, с одной ошибкой. ­   Кто   сделал   ошибки   –   не расстраивайтесь.  Это первый  урок по теме   «Местоимение».   На   следующих уроках   мы   хорошо   закрепим   наши знания. Работа в парах. У вас на столах небольшие карточки с заданием. Что нужно выполнить? Кто скажет? Посовещайтесь   в   парах,   какие местоимения   нужно   вставить   в предложения.   Какая   пара   быстрее справится,   поднимает   вместе   руки вверх и мы проверяем. (Текст задания: Дети поднимают руки. Дети озвучивают задание: нужно вставить   пропущенные местоимения.   Ребята   в парах вставляют пропущенные местоимения, осуществляется проверка, затем   предложения   записываютпричин ошибок и  их исправления. … нарисую белочку. А что … будешь рисовать? …умеешь так танцевать? Какую   задачу   …   решаете?   Куда   … идешь? Почему … улетают?) в тетради. 5  этап: рефлексия, подведение итогов урока, домашнее задание. Упр.175 стр.102 ­ Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно? Вспомните,   какие   предложения называются   нераспространенными   и какие распространёнными. ­ Какую часть речи изучали?   ­ Какое определение вывели?  -Что   вы   можете   сказать   о   роли местоимений в речи? Оцените свою работу на уроке. Провести  инструктаж по  выполнению дом. задания Осознание  обучающимися  своей учебной  деятельности;  самооценка  результатов  своей  деятельности и  всего класса. Дети   читают   текст упражнения     и     задают вопросы. Коммуникативная, учебно­ познавательная Фронтальная работа ­Узнали   о   новой   части речи – местоимении. Учащиеся   показывают смайлик   и   объясняют, почему   они   выбрали именно такой смайлик. Учебно­ познавательная, коммуникативная Самооценка Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.