Местоимение как часть речи
Оценка 4.7

Местоимение как часть речи

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
09.09.2019
Местоимение как часть речи
Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи - первый урок в теме по УМК "Школа России" в котором дети знакомятся с новой частью речи - местоимением, его значением и употреблением в речи, связь между именем существительным и местоимением
Местоимения 2кл Ерофеева.doc
Урок русского языка    Тема  «Местоимение как часть речи»  2 класс УМК «Школа России» Составила Ерофеева Раиса Леонидовна,  учитель начальных классов Технологическая карта урока Предмет: русский язык  2 класс  Тема урока Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи Тип урока Место урока по теме Первый урок по теме «Местоимение» Формы, приемы, методы Изучение нового материала, урок открытия новых Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог знаний Цель урока Знакомятся с новой частью речи ­ местоимением, его  значением и употреблением в речи Задачи урока Предметные результаты: 1.Узнать, какова роль местоимений в тексте. 2.Рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения. 3.Распознавать  личные местоимения среди  других слов в предложении. 4.Различать местоимения и имена  существительные. 5.Формировать умение правильно употреблять местоимения в речи. 6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь. 7.Развивать умение работать в парах. 8.Воспитывать навык самостоятельности. 9.Воспитывать   потребность   пользоваться   всем   языковым   богатством:   совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой. Метапредметные результаты: Личностные результаты: ­ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей ­ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Регулятивные результаты: ­ самостоятельно определять учебную задачу ­ планировать свою деятельность по решению учебной задачи ­ адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия. Познавательные результаты: ­ ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи ­ осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме ­ осознают ценности своего языка. Коммуникативные результаты: ­ применять правила делового сотрудничества ­ участвовать в продуктивном  диалоге. Предполагаемый результат   Определение местоимения как части речи , его употребление и  значение в речи Знать Уметь 1. Распознавать  личные местоимения среди  других слов в предложении. 2. Различать  местоимения и имена существительные. 3. Уметь правильно употреблять местоимения в речи. Компетенции/УУД Педагогические технологии Оборудование учебно­познавательная, информационная, метод проблемного обучения, технология игровых мультимедийное оборудование, карточки с коммуникативная методов, обучения в сотрудничестве заданиями, смайлики Цель этапа Деятельность учителя ХОД УРОКА Деятельность ученика Компетенции/ аспекты компетенции/УУД Оценивание/фо рмы контроля Результат 1 этап: организационный момент Проверяют   готовность   к уроку. Коммуникативная компетенция  Самоконтроль,  самооценка Дети   настраиваются   на работу.   Готовность   учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к  учебной  деятельности, включение в  учебную  деятельность на  личностно  ­значимом   уровне. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Прозвенел уже звонок Начинается урок.  Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, На уроке не зевайте, Ответы полные давайте ­ Ребята, сегодня на уроке мы откроем  ещё одну маленькую тайну русского  языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько  заданий, но прежде, чем мы их  выполним, запишем дату. 2 этап : Повторение, актуализация, коллективное определение деятельности. Чтобы в наших тетрадках был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания, посмотрите внимательно на доску, сегодня мы с вами повторим  написание  букв В, в. ­   Отгадайте   загадки   и   запишите   в тетрадь отгадки. * Возле дома, по дорожке, Скачет, собирая крошки. Друг синиц и голубей, Серый, шустрый …? (Воробей) * Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! – Вот и весь репертуар. Оглашает крону клёна Своим пением … (Ворона) *Всех оставит дома утром День­волшебник. Вот везение! Но проходит почему­то Очень быстро ... ( Воскресенье) ­ Давайте вспомним: «Что такое речь?» ­ Какие части речи вам знакомы? ­Я  предлагаю  вам  задание,  в  котором мы   проверим   свои   знания.   Обратите внимание   на   доску   и   скажите,   какое задание вам предстоит выполнить?  Имя существите льное Имя прилагатель ное Глагол 2.1.Чистописание . 2.2.Словарная  работа 2.3 Создание  проблемной  ситуации, в  результате  которой  обучающиеся  самостоятельно  выдвинут цели  урока в виде  Самоконтроль,  самооценка       записывают Дети «классная «число», работа», соединение заглавной   и   строчной букв В,в Дети записывают слова – воробей, ворона, воскресенье.   Учебно­ познавательная, коммуникативная Самоконтроль, самооценка ­  Речь   –   это   всё   то,   что мы   говорим,   слышим, пишем. ­   Имя   существительное, имя   прилагательное, глагол. ­   Нужно   распределить слова, по частям речи. У   доски   3   ученика   в цели Появление урока Умение сотрудничать, вступать дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать мнение. Умение ставить цели, планировать   свою свое вопросов или  гипотез. Карточки   со   словами:   Он,   жёлудь, играет,   секретный,   она,   читают,   ты, земляника,   я,   красивый   мы,   картина, бегал. ­   Почему   вы   не   все   слова распределили? ­ А мы употребляем эти слова в речи? ­Значит они тоже часть речи? ­ А как называется эта часть речи? ­ Значит, какая цель нашего урока. распределяют   слова   по группам.   Остальные   –   в тетрадях.  ­ Они не относятся ни к одной из групп. ­Да. Да.  ­ Не знаем. ­Узнать, как называется  новая часть речи, когда и  для чего она  используется в речи. 3 этап: работа над новым материалом (открытие нового знания) работу Дети читают  тексты. Учебно­ познавательная Вопросительные слова Фиксация имеющихся предметных учебные знаний   (умений), известных   способов деятельности 3.1.Наблюдение  над языковым  материалом,  организация   подготовки и  мотивации  к  изучению  материала,  необходимого для «открытия  нового знания».  ­ Прочитайте два текста и сравните их. 1.Воробей — маленькая,  неунывающая, бойкая птичка. Спинка у него коричневая с широкими  продольными полосами. Хвост темно­ бурый, крылышки тоже темно­ бурые,  украшенные рыжеватой каймой,  подбородок и горло черные, а вот  головка серая. Весной воробьи любят  закусить мошками, комарами,  гусеницами и тлями, летом и осенью  воробьи клюют зернышки и семена  растений. Живут воробьи и в городе, и в  деревне. Воробьи везде хорошо  приспосабливаются к привычкам  человека. 2 Он — маленькая, неунывающая,  бойкая птичка. Спинка у него 3.2. Обобщение  наблюдений над  языковым  материалом  (открытие нового знания), введение нового термина.  (новое знание  обучающиеся  получают в  результате  самостоятельного исследования.) коричневая с широкими продольными  полосами. Хвост темно­бурый,  крылышки тоже темно­ бурые,  украшенные рыжеватой каймой,  подбородок и горло черные, а вот  головка серая. Весной они любят  закусить мошками, комарами,  гусеницами и тлями, летом и осенью  они клюют зернышки и семена  растений. Живут они и в городе, и в деревне.  Они везде хорошо приспосабливаются  к привычкам человека. ­ О ком говорится в первом тексте? ­О ком говорится во 2 тексте? ­ Вместо каких слов употреблено слова он, они? ­Место   какой   части   речи   заняли   эти слова? ­ Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. Так какая тема нашего урока? ­ О воробье. Дети могут сразу сказать, что   о   воробье,   а   могут сказать, что не поняли, о ком говорится. ­   Он   –   воробей,   они   ­ воробьи ­Место существительного. имени   ­ Местоимение. Слайд с темой урока ­ Почему местоимение получило такое название? ­Место имени Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! Прежде   чему   узнавать   новое   дальше, давайте   немного   отдохнём   и потренируем наши глазки.  Физминутка. Дети тренируют глазки,  успевая следить взглядом за вылетающими  бабочками. учебно­ Развитие познавательной мотивации. Формирование умений   учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность и анализировать действовать с позиции   содержания предмета.     Учебно­ познавательная, коммуникативная   Согласен   –   не согласен Показывается слайд с бабочками Молодцы! Отдохнули, давайте немного понаблюдаем   за   местоимениями   и узнаем  о них ещё кое­что интересное. Готовы? Прочитайте стихотворение  Л.  Киреевой о вороне. ­На   какой   вопрос   отвечает   слово «ворона»? ­Каким   местоимением   заменяется слово ВОРОНА?  ­На   какой   вопрос   отвечает   слово «она».  Значит,   какой   вывод   мы   можем сделать? Молодцы!   Это   сходство   с   именем существительным, а в чём же различие? Давайте понаблюдаем.  Заменим в стихотворении слово ворона местоимением ОНА и прочитаем.   Понятно   ли   о   ком   говорится   в стихотворении? Значит,   какой   вывод   мы   можем сделать?   Дети читают стихотворение на слайде. На берёзе возле дома Строила гнездо ворона. Охраняет днём и ночью, Мамой стать ворона хочет. Л. Киреева ­Отвечает   на   вопрос КТО? ­Слово ворона заменяет­ ся местоимением ОНА. ­Отвечает   на   вопрос КТО? Дети   делают   вывод,   что местоимение  отвечает  на те же вопросы, что и имя существительное. Дети читают ­Нет, не понятно, вместо местоимения ОНА можно подставить разные слова. Дети   отвечают,   что местоимение не называет ­ Давайте попробуем составить  определение понятия местоимения. Продолжим предложения, выбрав   верные высказывания): Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это  (глаголы, имена существительные,  местоимения). Местоимение   –   (часть   речи,   не   часть речи), (указывает   на предметы,   но   не   называет   их; указывает   на   предметы   и   называет предметы). ­А   теперь   давайте   полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? такое местоимение? ­ Давайте сравним наше определение с правилом,   которое   подготовила   для вас тетушка Сова в учебнике с.101   Что   же   которая     А   как   вы   думаете,   зачем   же   нам местоимения   нужны?   Может,   мы   бы без них могли обойтись? Работа по учебнику. Упр.171, стр.100(устно) ­ Какие местоимения встретились в  тексте? ­ Они указывают на какой­то предмет?  А называют его? предмет, указывает на него.   а   только Дети   при   помощи   опор формулируют определение местоимения. Местоимение – часть  речи, которая заменяет в  предложениях имя  существительное,  отвечает на те же  вопросы, что и  существительное, но не  называет предметы, а  указывает на них. Дети читают определение в учебнике. ­Местоимения   заменяют существительные,   чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был   более   красивым   и правильным. Дети   читают   отрывок   из сказки,  ­ Он, я, ты, они. 3.3.Работа над  правилом в  учебнике. 3.4.Уточнение и  конкретизация  (первичное  закрепление с  проверкой по  эталону). Физминутка Слайд с танцевальной  физминуткой Организация  Работа по упр.173  Дети   читают   текст Учебно­ Фронтальная Излагает,   объясняет усвоения детьми  нового способа  действий при  решении задач с  их  проговариванием во внешней речи. Включение  нового знания в  систему знаний; повторение  и  закрепление  ранее изученного. организация  самостоятельного выполнения  каждым  обучающимся  заданий на новый способ действий;  организация   самопроверки  обучающимися  своих решений по эталону;  создание  ситуации успеха  для каждого; Предоставление   возможности  выявления  ­   Какие   местоимения   встретились   в задании   Каких местоимений нет? упражнения?   упражнения   и   называют местоимения,   выполняют устные   и   письменное задания. познавательная, коммуникативная работа учебный материал 4 этап: включение новых знаний в систему изученного, закрепление. Самостоятельная работа по упр.174. ­ Выполните упр. А затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища.  Проверьте себя по образцу на доске.   Дети   выполняют   задание обмениваются и тетрадями   для взаимопроверки. Проверка по образцу. Учебно­ познавательная, информационная, коммуникативная Работа в парах Самоконтроль, самооценка  Контроль и  самооценка  познавательной  деятельности.  Умение   соотносить цели   и   результаты собственной деятельности ­   Поднимите   руки   те,   кто   выполнил задание верно, с одной ошибкой. ­   Кто   сделал   ошибки   –   не расстраивайтесь.  Это первый  урок по теме   «Местоимение».   На   следующих уроках   мы   хорошо   закрепим   наши знания. Работа в парах. У вас на столах небольшие карточки с заданием. Что нужно выполнить? Кто скажет? Посовещайтесь   в   парах,   какие местоимения   нужно   вставить   в предложения.   Какая   пара   быстрее справится,   поднимает   вместе   руки вверх и мы проверяем. (Текст задания: Дети поднимают руки. Дети озвучивают задание: нужно вставить   пропущенные местоимения.   Ребята   в парах вставляют пропущенные местоимения, осуществляется проверка, затем   предложения   записывают причин ошибок и  их исправления. … нарисую белочку. А что … будешь рисовать? …умеешь так танцевать? Какую   задачу   …   решаете?   Куда   … идешь? Почему … улетают?) в тетради. 5  этап: рефлексия, подведение итогов урока, домашнее задание. Упр.175 стр.102 ­ Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно? Вспомните,   какие   предложения называются   нераспространенными   и какие распространёнными. ­ Какую часть речи изучали?   ­ Какое определение вывели?  -Что   вы   можете   сказать   о   роли местоимений в речи? Оцените свою работу на уроке. Провести  инструктаж по  выполнению дом. задания Осознание  обучающимися  своей учебной  деятельности;  самооценка  результатов  своей  деятельности и  всего класса. Дети   читают   текст упражнения     и     задают вопросы. Коммуникативная, учебно­ познавательная Фронтальная работа ­Узнали   о   новой   части речи – местоимении. Учащиеся   показывают смайлик   и   объясняют, почему   они   выбрали именно такой смайлик. Учебно­ познавательная, коммуникативная Самооценка Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2019