Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс
Оценка 5

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
03.05.2018
Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс
Публикация является частью публикации:
мой урок - рус.яз..doc
Урок русского языка. 2 класс                  УМК  А.В.Полякова (система Л.В.Занкова) Тема:  Корень слова. Однокоренные слова. Цель: учить находить «родственные слова» и выделять «корень» в слове, подбирать однокоренные слова. Задачи: 1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова. 2. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать. 3. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать  чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату,  умение самоконтроля и самооценки,  умение ставить и решать  учебные задачи. 4. Обогащать словарный запас учеников. 5. Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно­гигиенические навыки. Планируемые  результаты  (предметные): знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные  слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова. Метапредметные умения: Регулятивные –  умеют прогнозировать предстоящую работу; понимают, принимают учебную задачу, решают её в сотрудничестве с                               учителем. Познавательные ­ умеют извлекать информацию из текста, иллюстрации; ориентируются в материале учебника, находят нужную информацию; объясняют и аргументированно обосновывают выполняемые действия. Коммуникативные ­  умеют слушать и слышать друг друга, уважают чужое мнение;  умеют строить речевое высказывание в соответствии с  поставленной задачей. Личностные – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной  деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка,  бережное относятся к  своему здоровью. Технологии: РО, проблемно­диалогическая, информационно­коммуникативная, оргдиалог, здоровьесберегающая. Основное содержание темы, понятия и термины: корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов;  Ход урока: Этап урока Содержание учебного материала и деятельности учителя.  Деятельность учащихся Формируемы I.Организационный  момент. ­ Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные  хозяева, окажем вам внимание. Ученики проверяют  готовность к уроку. е УУД Л Эмоциональный  настрой. Мы рады приветствовать Вас в нашем классе, Возможно, есть классы и лучше, и краше, Но пусть в нашем классе Вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко. Слайд1 Ребенок читает  стихотворение  ­ Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с  удовольствием отдохнут. ­ Итак, у нас урок русского языка. Посмотрите друг на друга,  улыбнитесь, пожелайте себе и товарищу успеха.  ­ Я присоединяюсь к вашим пожеланиям, верю в вас и знаю – у нас всё  получится! ­ Сегодня у нас необычный урок, урок – исследование. А, значит, вы –  кто? Весь ход нашей работы мы будем записывать в журнал наблюдений –  тетрадь.  ­ Откройте тетради и запишите дату и место проведения работы. ­исследователи II.Актуализация  знаний 1. Минутка чистописания. ­ Чтобы мы писали правильно, разогреем наши пальчики. Зарядка для пальчиков Дружат в нашем классе девочки и мальчики. Давай теперь подружатся наши пальчики (соединяют пальцы рук от  мизинчика к большому и наоборот) Вот теперь мы подружились И в письме все закружились. ­Прочитайте запись на доске. Что это? ­ Как вы понимаете пословицу?  (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.) ­ Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока. На доске: Ум да разум  надоумят сразу. Дети записывают пословицу в  тетрадь. П1 Р2 К1 Л Р 4 П Посадка при письме,  положение тетради. Дети отвечают на вопросы Слайд 2.  Родственники. ­ Вы кто такие? ­ Я – Гусь, это – Гусыня, это  наши Гусята. ­ А ты кто? ­ А я ваша тётя – Гусеница. Слайд 3. Смелый, храбрый, отважный,  бесстрашный. ­ Запишите пословицу в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии. 2.Беседа. ­ Вам уже знакомо слово «родственники»? Кто они такие? Кого вы  считаете родственниками? ­ Это люди, которые произошли от 1 рода, из 1 семьи. Очень часто они  бывают похожими между собой. Их называют родными. В русском языке есть тоже такое понятие – родственные слова. Какие  слова можно назвать родственными? (у которых есть общая часть) 3. Коллизия ­ Прочитайте. Будут ли эти герои родственниками? ­ Почему невозможно? Ведь слова похожи, у них есть общая часть.  Тогда должно выполняться еще какое­то условие, при котором слова  будут называться родственными. (они должны быть близкими по смыслу) ­ А эти слова будут родственниками? ­ Но ведь они близкие по смыслу.  ­ Как мы называем такие слова? (синонимы) ­ Какие же слова мы можем назвать родственными?  (близкие по смыслу, имеющими общую часть ­ корень)  ­Значит, такие слова называются ­ ? (однокоренные) Однокоренные слова Близкие по смыслу    общая часть –                                          корень           4.Словарная работа. ­ Что же станет темой нашего исследования, узнаете, выполнив  задание на карточке. карточки (словарные слова ­  получается слово «корень») ­Вставьте в слова пропущенные буквы и запишите их в окошечки ниже. Красная площадь, голос, Россия, ветер, юный, коньки.  ­ Что можете сказать про эти слова? ­ Где можно посмотреть правописание этих слов? ­ Проверьте работу. ­ Слова с безударной гласной  непроверяемой ударением. ­ Все слова имена сущ. ­ Красная площадь и Россия ­  собственные, а остальные  нарицательные.  Слайд 4 ­ Какое слово получилось в клеточках? 1.Работа над лексическим значением слова  «корень». (корень) Мотивация учебной  деятельности ­ Давайте исследуем, какое же лексическое значение имеет слово  «Корень»? ­ Где мы можем найти подробную информацию о слове? ­ У нас девочки получили задание – сходить в библиотеку, взять  словарь, узнать  из словаря, что же такое корень. ­ Что они узнали, сейчас послушаем. Определение темы   ­ Слово «корень» имеет несколько значений. ­ Как называются такие слова, которые имеют несколько значений?  (многозначные) ­ Какое значение этого слова будет интересовать нас на уроке русского  языка? (4) Составление кластера  1. Подземная часть растений.  2. Часть волоса, зуба, ногтя.  3. Начало, источник чего­ либо.  4. Часть слова.  5. В математике – корень  П К П1 Р Л урока ­ Сформулируйте тему урока. Как вы думаете, важна ли эта тема в изучении русского языка? Почему?  А может, вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой? ­ На какие вопросы мы должны ответить? (с.51, 54) – на доске ­ Какую  цель поставим перед собой на урок?   корень       ЧТО  ЖЕ  ТАКОЕ КОРЕНЬ?                         Осознанное выполнение различных   действий для   выявления   и освоения способов решения учебных задач исследование Рассказ учителя   уравнения. Слайд 5 Открывает   запись   на доске. «Корень слова.» Слайд 6 ­ Что такое корень слова?          ­ Как выделить корень в  слове?                                          ­ Какие слова называются  однокоренными? (признаки однокоренных слов) Слайд 7 ­   Вспомнить,   какие   слова называются    однокоренными. ­ Ответить на вопрос:    «Что   называется   корнем слова?»  ­ Научиться находить и  выделять корень в словах. Слайд 8 Р П2 Р1 К2 Л П ­ Я хочу рассказать вам одну историю. Много­много лет тому назад  встретилось людям маленькое, но очень юркое слово. Пожалели его  люди, взяли себе и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит:  «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили  люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом    Слайд 9,10 второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на  него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло,  посмотрите (слайд) ­ Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение) ­При помощи какого значка выделим корень в словах? ­ А попробуйте прочитать только корень. ­ Вы поняли, что означает слово? ­  А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. ­ Ясен ли смысл слов? ­ Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? Слова с деревом похожи, Ведь у слов есть корень тоже. Он, конечно, самый главный Выполняет всё исправно.        И назад, и вперёд        Слово от него растёт.        Часто так случается­         Корни повторяются! В разные слова встают, (значимая) Вывод: ­   Правильно,   корень   –   это главная     часть слова. В корне заключён смысл слова.   От   него   «растут» другие слова Слайд 11 Дети читают стихи: К П Общий смысл им придают. А слова зовут такие ­  Однокоренные!        Слов на свете нам не счесть,         В каждом слове корень есть.        Чтобы грамотно писать,         Корень надо выделять. ­ Дополним схему. Корень – это …(значимая часть слова) ­ Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные)  Дополним схему. Что такое корень? ­ Давайте сверим определение с учебником, с.51,52, как там  сформулированы эти понятия. ­ Правильно мы все сформулировали правила?  ­ Так какими  признаками обладают  однокоренные слова? (близки по смыслу, имеют одинаковый корень) ­Ответили мы на вопросы, которые ставили в начале урока? Закрепление 1.Работа по учебнику.  Упр. 107 (по рядам: 1 ряд – выписать однокоренные слова к слову грач, Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Повторяют в парах, затем одна пара вслух ­Да. Работа по учебнику ­   Доказывают,   что   слова П К Р П однокоренные. (у   детей   на   партах   листики, рыбки со словами). К Л К Игра «Найди своё  дерево» (физминутка) 2 ряд – к слову вода, 3 ряд – к слову лес) ­ Почему ты считаешь слова своей группы однокоренными? ­ А теперь давайте отдохнём,  поиграем в игру «Найди свое место».  Вот 2 дерева с корнями, 2 аквариума , а вы ­ листочки с этих деревьев,  рыбки с этих аквариумов. Задание: каждый листик должен найти свое дерево, а каждая рыбка –  свой аквариум, и тогда образуются   группы родственных слов.       1 группа   ­ рыб ­ Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка, порыбачил.        2 группа   ­ ум – Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.    3 группа   ­ ворон – Ворона, ворон,  вороненок, проворонил, вороний.   4 группа   ­ вод – Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный, водопад. ­ Посмотрите, какие у нас чудные жилища для слов получились!   Игра «Засели  домики» ­Одновременно в разные домики приехали родственники (однокоренные слова). Правильно ли они заселились? Проанализируйте все слова,  лишнего жильца выселите ­  зачеркните. Работа в группах –  обсуждение. 1 ряд:  Боль, болезнь, болтун, больной, заболел.                                           2 ряд: Морской, мороз, моряк, море, рыбак.                                                  3 ряд: Вода, водичка, водный, водитель    ­ Проверим, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему  так считаете. П3 Р2 К2 Л Подбор однокоренных слов.   Проверочное    задание­тест. ­ А теперь ваше любимое задание – загадки. ­ Давайте подберём однокоренные слова к этому слову. ­ Выделите корень. Как пишется корень в однокоренных словах?  1)   Вот иголки и булавки     Вылезают из­под лавки.     На меня они глядят,     Молока они хотят (ёж) 2) Землю пробуравил,     Корешок оставил,     Сам на свет явился,      Шапочкой прикрылся (гриб) ­ У вас на столах остались еще карточки с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики. ­ Послушайте внимательно задание. Сейчас мы проверим, как вы  усвоили тему нашего урока. Я буду читать вам группы  слов, а вы должны показать  номер того  слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)            Все ли здесь слова родные –       однокоренные? Подбирают однокоренные  слова: Еж, ежиха, ежовый, ежонок. Гриб, грибок, грибной, грибник Карточки с цифрами на столах  (1,2,3) – дети показывают  карточку с номером того слова,  которое не является  однокоренным.     Водяной, вода, водить,     Лист, лиса, лисенок,     Горный, горка, городок,     Пес, песочный, песок,     Моряки, морской, моржи,     Корень, корневой, коржи.     Все проверили слова? Отвечайте хором!  (Да).     Итог урока. ­Ребята, наш урок подходит  к концу. Какие новые понятия  вы узнали на нашем уроке? ­Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться   П К Р Р схемой­помощницей. ­ Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок.  Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?  (Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.) ­ А какую еще связь с нашим  уроком  вы заметили? (в пословице есть  родственные слова). ­ Назовите эти слова. Какой корень у этих слов? ­ Как вы думаете, всё ли мы узнали сегодня об однокоренных словах? ­ На следующих уроках мы продолжим изучение темы «Корень слова». ­ Ребята,  оцените  вашу работу. Рефлексия. Дети подходят и прикрепляют цветной стикер, соответственно  выбранной фразе  к дереву. Домашнее задание (по выбору) Карточки определённого цвета соответственно уровню задания. – Вы  выбираете карточку. Если вы хорошо усвоили материал урока, вам всё  понятно – жёлтый цвет, если есть сомнения, вы иногда ошибались –  серый цвет, если  ­ испытываете затруднения, было несколько ошибок –  фиолетовую карточку, если испытываете значительные трудности –  оранжевую. П Л Р П Р Если позволит время, прочитать  текст – поучалку из книги «Учим  русский с увлечением»  (О.Е.Жиренко, Л.И.Гайдина. А.В. Кочергина) М.2005 – стр.171. Слайд 16 со словами: 1.Урок полезен, всё  понятно. 2.Лишь кое­что чуть­чуть  неясно. 3.Ещё придётся  потрудиться. 4.Да, трудно всё­таки  учиться! Дети выбирают карточку.

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс

Урок русского языка. Тема "Однокоренные слова" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2018