Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.
Оценка 4.9

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Оценка 4.9
Карточки-задания
docx
экология
Детсад
06.03.2019
Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.
методы экологического развития детей дошкольного возраста, знакомство с природой с вспомогательными средствами такими как : экологическими играми( живая и не живая природа, лесник, не бывает и так далее).Экологические сказки ( Все живое нуждается в воде, вода и воздух, рябинка и так далее).
методическое пособие.docx
Методическое пособие «Формы и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста» Автор: Иванова О.В. Методическое пособие «Формы и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста»   предназначено   для   педагогов   ДОУ   для   развития   познавательного   интереса посредством экологического воспитания детей. Содержание Введение Подготовка   школьников   к   олимпиадам   по химии. 1. Формируем группу 2. Планируем работу. 3. Читаем книги. 4. Решаем задачи 5. Работаем ручками. 6. И не останавливаемся Приложение1 Олимпиадные задания Приложение   2   Решения   к   олимпиадным заданиям Литература 4 5 5 5 6 7 8 9 10 14 19 Введение Современное   общество   нуждается   в   конструктивной   личности, способной   к   познавательно­деятельностной   самореализации,   к   проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте.  Главной   проблемой   работы   педагогов   дошкольного   учреждения является   развитие   личности   дошкольника,   готовности   его   к   школьному обучению. Экологическое образование официально признано на сегодняшний день как   одно   из   приоритетных   направлений   улучшения   деятельности образовательных   систем.   Экология   в   настоящее   время   является   основой формирования нового образа жизни. Проблема развития   дошкольника, подготовки его к школе,   сложна и актуальна,   ее   развитие   неразрывно   связано   с   процессом   формирования познавательного интереса у дошкольников. Познавательный   интерес   –   это   потребностное   отношение   человека   к миру,   реализуемое   в   познавательной   деятельности   по   ознакомлению   с окружающим   миром,   характеризуемое   наличием     интереса   к   поставленной задаче   и   ее   решению,   умением   мобилизовать   свои   знания   и   разумно   их использовать в практической деятельности. Исследования   педагогов   и   психологов   показывают,   что   при   наличии интереса   познавательная   деятельность     у   детей   среднего   дошкольного возраста       протекает   более   усиленно,   продуктивно.   Дошкольники   меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью. По   общеизвестной   точке   зрения,   ведущей   деятельностью   в   дошкольном возрасте,  выступает игровая деятельность детей. Я считаю что, если педагог целенаправленно создает условия развития у детей познавательного интереса в   процессе   экологического   воспитания   (через   наблюдение,   экскурсии, эксперименты, чтение художественной литературы, рассматривание картин, слушание   музыки,   труд   в   природе,   изодеятельность   и   игры),   то   у   детей формируется любовь к природе, бережное отношение к ней, а также умение видеть и понимать красоту окружающего мира. Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в   общении,   и   может   быть   создана   благоприятная   атмосфера   учения, формирования познавательных интересов и личности дошкольника. Таким   образом,   познавательное   развитие   ребенка   раннего   и дошкольного возраста предполагает:  1. становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является   основой   формирования   учебной   мотивации   на   этапе   подготовки ребенка к школе;  2. формирование   познавательной деятельности:  навыков  экспериментирования,  первичных  навыков  работы с информацией, формирование основ логического мышления;  специфических     способов 3. развитие   речи   как   средства   передачи   информации   и   активизации мышления.  4. развитие восприятия.  Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для   познавательного   развития   детей.   Вместе   с   тем,   если   не   созданы соответствующие   условии   для   реализации   познавательного   направления, природные   возможности,   как   утверждает   ряд   учёных,   нейтрализуются: ребёнок   становится   пассивным   в   восприятии   окружающего   мира,   теряет интерес к самому процессу познания. Учитывая   всё   выше   сказанное,   можно   ещё   раз   убедиться   в   том,  что эффективным   средством   повышения   познавательной   активности   у   детей старшего   дошкольного   возраста   является   использование   ситуативного познавательного   интереса,   т.е.   интереса   к   конкретной   деятельности,   к определённому   познавательному   материалу,   учитывая   психологическую закономерность:   ребёнок   не   хочет   проявлять   активность   в   неинтересной деятельности,   действовать   по   принуждению,   что   вызывает   у   него   только негативное  переживание, но  в то  же  время, мы  знаем, что  ребёнок  может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлён. 1. Экологические игры Экологическая игра­сказка «ФРУКТЫ И ОВОЩИ» Наглядный материал: картинки с изображением овощей. Воспитатель рассказывает: ­ Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал   им   помидор:   «Много   желающих,   оказалось,   поэтому   ставлю   такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр». ­ Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв? Дети   называют,   выделяя   голосом   нужные   звуки:   горроох,   морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору. Проводит   помидор   различные   тренировки   с   горохом,   морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых   состоят   их   названия,   никак   не   подходят   к   звукам   помидора,   и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по­вашему!   Приходите   теперь   те,   в   названии   которых   столько   же   частей, сколько и в моём». ­ Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща   выясняется,   сколько   частей   в   слове   помидор   и   в   названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор   и,   например,   капуста   одинаковое   количество   слогов.   Картинки   с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора. ­   Но   ещё   больше   опечалились   лук   и   свекла.   Как   вы   думаете,   дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают. ­ Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско? Воспитатель   должен   подвести   детей   к   тому,   чтобы   они   сами сформулировали   такие   условия:   «Пусть   приходят   те   овощи,   в   названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые  звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав. ­ Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель Экологическая игра  «ЧТО ГДЕ   РАСТЁТ?»    Цель. Учить   детей   понимать   происходящие   в   природе   процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. Ход игры.     Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают   только   те,   что   растут   в   данной   местности.   Если   растут   –   дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат. Растения:   вишня,   яблоня,   пальма,   шиповник,   смородина,   абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т.д. Экологическая игра  «ЧТО ЛИШНЕЕ?» Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. Ход   игры. Воспитатель   называет   время   года:   «Осень».   Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники;   желтеют   листья   на   деревьях;   падает   пушистый   белый   снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.   Экологическая игра «МОЁ ОБЛАКО».   Цель. Развивать воображение, образное восприятие природы. Ход игры. Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть. Экологическая игра  «НАСЕКОМЫЕ»   Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.     Ход игры.Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга.  Ведущий говорит «Летающее насекомое –   бабочка»   и   передаёт   мяч,   следующий   отвечает:   «Комар»   и   т.д.   По окончании   круга   ведущий   называет   «Прыгающее   насекомое»   и   игра продолжается. Цель. Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные Экологическая игра «ЦВЕТЫ» и садовые растения. Ход игры. Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т.д. Кто   не   сможет   ответить,   выходит   из   круга.   Во   втором   круге   водящий называет садовые растения, и игра продолжается. Экологическая игра  «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»  Цель.  Уточнить и углубить знания детей о временах года.    Ход игры. Воспитатель называет время   года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т.д. Экологическая игра «ДА ИЛИ НЕТ». Цель. Закреплять знания детей о приметах осени. Ход   игры. Воспитатель   читает   стихотворение,   а   дети   должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет». Осенью цветут цветы?                                       Урожай весь собирают? Осенью растут грибы?                                       Птичьи стаи улетают? Тучки солнце закрывают?                                 Часто­часто льют дожди? Колючий ветер прилетает?                                Достаём ли сапоги? Туманы осенью плывут?                                   Солнце светит очень жарко, Ну а птицы гнёзда вьют?                                   Можно детям загорать? А букашки прилетают?                                      Ну а что же надо делать ­ Звери норки закрывают?                                    Куртки, шапки надевать? Экологическая игра «РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ» Цель. Закреплять   представления   об   осенних   изменениях   в   природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.      Ход   игры. Дети   образуют   круг.   Воспитатель   предлагает   изобразить осеннюю   погоду   мимикой   лица,   жестами   рук,  движениями:   стало   холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники). Экологическая игра «ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ» Цель. Учить   детей   сравнивать   предметы,   узнавать   предметы   по описанию. Ход   игры. Один   ребёнок   загадывает   животных,   а   другие   должны отгадать их по описанию. Экологическая игра «ОХОТНИК»   Цель. Упражнять в умении классифицировать и называть животных. Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это   «лес»  («озеро»,  «пруд»).   В  «лес»   отправляется   «охотник»  ­  один   из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает   второй   шаг   и   называет   ещё   одно   животное   и   т.д.   Нельзя   два   раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше. Экологическая игра  «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе. Ход   игры. «Живая»   (неживая)   природа»,   говорит   воспитатель   и передаёт одному из играющих какой­либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель). Экологическая игра «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ» Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию. Ход игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение. Экологическая игра «ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?» Цель. Учить детей описывать птиц по их характерным признакам. Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.   Экологическая игра «УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ»   Цель. Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.    Ход игры. Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает   узнать,   с   какого   дерева   или   кустарника   лист   и   найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму. Экологическая игра  «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом)    Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции.      Ход  игры. Воспитатель   произносит   словосочетание   и   кидает   мяч,   а ребёнок   должен   быстро   ответить:   иней   летом   (не   бывает);   снег   зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает). Экологическая игра «НАЙДИ ПАРУ» Цель. Развивать у детей мышление, сообразительность. Ход   игры. Воспитатель   раздаёт   детям   по   одному   листу   и   говорит: «Подул   ветер.   Все   листочки   разлетелись».   Услышав   эти   слова,   ребята кружатся с листочками в руках. Педагог  даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках. Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и Экологическая игра  «ЛЕСНИК» кустарников (ствол, листья, плоды и семена). Ход игры. Выбирается «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собрать семена для новых посадок. «Лесник» говорит: «На   моём   участке   растёт   много   берёз   (тополей,  клёнов),   давайте   наберём семян». «Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся. Экологическая игра «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» I   Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа. Ход   игры. «Что   сделано   человеком?»   ­   спрашивает   воспитатель   и бросает ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же животное.   Победителем   считается   тот,   кто   дошёл   до   «леса»   («озера», «пруда») или прошёл дальше. Экологическая игра  «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» II   Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа.      Ход игры. Воспитатель становится в круг, в руках у него – мяч. Он заранее договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети отвечают одним словом: «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Машина!», ребёнок отвечает: «Человек!» Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон. Экологическая игра «ПРИДУМАЙ САМ»  (Вариант 1) Цель. Учить   детей   составлять   предложения   с   заданным   количеством слов. Ход   игры. Предложить   детям   опорные   слова:   осень,   листопад,   снег, снежинки. Попросить детей придумать предложения из 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку. (Вариант 2) Ход   игры. Воспитатель   назначает   ведущего   и   задаёт   тему:   «Времена года», «Одежда», «Цветы», «Лес». Ребёнок придумывает слова и говорит  их всем остальным, например: «Цветы, насекомые, раскрылись». Дети должны придумать как можно больше предложений, чтобы в них звучали эти слова. Экологическая игра «НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные). Цель. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции. Ход   игры. Воспитатель   даёт   всем   детям   названия   птиц   и   просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры. Во   втором   варианте   игры   рекомендуется   использовать   названия животных. Экологическая игра  «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ» Цель. Учить   описывать   предмет   и   узнавать   его   по   описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения. Ход   игры. Воспитатель   предлагает   ребёнку   назвать   один   самый характерный   признак   растения,   остальные   дети   должны   угадать   само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т.д. Экологическая игра «КТО ГДЕ ЖИВЁТ». Цель. Развивать умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники). Ход игры. Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок – «лисой». «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» ­ «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» ­ к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно выполняет задание. Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, Экологическая игра  «ПТИЦЫ» рыб. Ход   игры. Дети   становятся   в   круг.   Ведущий   называет   птицу   (рыбу, животное,   дерево…),   например,   «воробей»   и   передаёт   мяч   соседу,   тот называет «ворона» и т.д.  Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.   Экологическая игра «НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА» (вариант 1). Цель. Упражнять в классификации предметов. Ход игры.     Дети  должны  назвать  предметы,  соответствующие  данному понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василёк, мак». (вариант 2) Воспитатель   делит   детей   на   две   команды.   Первый   ребёнок   называет цветок   и   передаёт   мяч   другой   команде.   Та   должна   назвать   три   названия цветов и передать мяч первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы. Экологическая игра «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ» Цель. Учить   описывать   предмет   и   узнавать   его   по   описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения. Ход   игры. Воспитатель   предлагает   ребёнку   назвать   один   самый характерный   признак   растения,   остальные   дети   должны   угадать   само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т.д. Экологическая игра «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано руками человека, а что – природой. Ход игры. «Что сделано человеком? – спрашивает воспитатель и бросает мяч игроку. После нескольких ответов детей он задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети отвечают. Экологическая игра  «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель.  Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов. Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение,  составляет начало нового. Экологическая игра «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?» Цель. Учить детей находить неточности в тексте. Ход   игры. Воспитатель   говорит:   «Послушайте   внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?» Тёплая весна сейчас.                       Любит в речке посидеть. Виноград созрел у нас.зимой  среди  ветвей Конь рогатый на лугу                     «Га0га­га, пел соловей. Летом прыгает в снегу.                    Быстро дайте мне ответ – Поздней осенью медведь                 Это   правда или нет? Дети   находят   неточности   и   заменяют   слова   и   предложения,   чтобы получилось правильно. Экологическая игра «КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?» Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года. Ход   игры. Писатели   и   поэты   в   стихотворениях   воспевают   красоту природы   в   разное   время   года.   Воспитатель   читает   стихотворение,   а   дети должны выделить признаки времени года. Экологическая игра «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (растения) Цель. Закреплять знания о многообразии растений. Ход   игры.Воспитатель   говорит   детям:   «Вы   уже   знаете,   что   растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку:   дикорастущие   и   культурные.   Кто   услышит   ошибку,   должен хлопнуть в ладоши.  Например: берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и т.д. Экологическая игра  «ПРОГКЛКА ПО ЛЕСУ» Разложите карточки с изображениями деревьев (береза, осина, дуб, клен и   т.п.).   Предложите   ребенку   совершить   прогулку   по   лесу.   Чтобы   ребенку было   интереснее,   попросите   зайчика   (лисичку,   медвежонка)   сопровождать вас.   Проходя   мимо   деревьев,   зверушка   рассказывает   малышу   о   том,   как называется то или иное дерево, описывает его внешний вид форму листьев, плодов. Задает крохе вопросы: как можно отличить березу от дуба? У какого дерева самый толстый ствол? На каком дереве растут желуди? На прогулке соберите несколько листьев с разных деревьев, сравните их между собой, отметьте отличия, обращая внимание на цвет форму, размер. Попросите ребенка отгадать: какой лист с какого дерева. Экологическая игра  «СОБЕРИ ДЕРЕВО» Нарисуйте   три   разных   дерева   (дуб,   береза,   клен).   Вырежьте   их   и разрежьте каждое дерево на три части: корень, ствол, крона. Смешайте части. Предложите ребенку собрать деревья. Расскажите о функциях каждой части растения: корни поглощают из почвы питательные вещества, по стволу они поднимаются к ветвям и листьям, листья помогают дереву дышать и вместе с этим они очищают воздух. Проведите аналогию с человеком. Попросите ребенка подумать, какую пользу приносят деревья. Экологическая игра   «НАЗОВИ ДЕРЕВО» Приготовьте   карточки   с   изображениями   различных   деревьев.   Зайчик, лисичка и медвежонок хотят посадить по одному дереву возле своих домиков. Зайка выбрал березу, лисичка – осину, а мишка – дуб. Предложите ребенку помочь игрушкам найти свои деревья. Усложняя задание, можно попросить малыша найти одно дерево для зайчика, два дерева для лисы и три дерева для медвежонка. Таким образом, вместе с развитием навыков классифицирования происходит обучение счету. Экологическая игра   «СОБЕРИ ЛИСТЬЯ» Осенью предложите ребенку собрать букеты из сухих листьев. В каждом букете   должны   быть   листья   только   одного   дерева.   Попросите   малыша вспомнить, как называются деревья. Дома сделайте гербарии, вклеив листья в альбом и подписав под каждым видом листьев названия дерева. Экологическая игра  «КАК РАСТУТ ДЕРЕВЬЯ» В   гости   к   ребенку   пришел   медвежонок   и   принес   с   собой   семена различных   деревьев   (желудь,   вишневая,   персиковая   косточки,   семечко   от яблока, березовые «серьги» и т. п.) Мишка интересуется, знает ли малыш, откуда берутся леса, может быть, их кто­то сажает? После того как ребенок высказал   свои   предположения,   рассмотрите   семена   деревьев,   медвежонок рассказывает   крохе   о   том,   как   семена   падают   на   землю   или   переносятся птицами   и   деревьями.   Медвежонок   показывает   ребенку   по   одному   из принесенных семян и просит отгадать, какому дереву оно принадлежит. Экологическая игра  «УГАДАЙ ДЕРЕВО» Лесные мышки загадывают ребенку загадки: одна рассказывает о своей норке, которая находится под деревом с белой корой. Рядом с норкой другой мышки осенью падают желуди, а третьей мышке часто преграждает вход в норку упавшая шишка. Малыш должен отгадать, рядом с какими деревьями находятся мышиные норки. Экологическая игра «ФРУКТОВЫЙ САД» Подготовьте   карточки   с   изображениями   лесных   и   садовых   деревьев (фруктовые деревья должны быть с плодами).  Предложите ребенку посадить сад и лес, то есть, разобрать деревья по группам. При выборе дерева просите малыша   проговаривать   его   название,   объяснять,   что   помогло   ему   узнать дерево   (форма   листьев,   кора,   плоды.)   Какие   еще   фруктовые   деревья   и кустарники   знает   ребенок.   Где   они   растут,   кто   их   сажает,   для   чего   они нужны? Экологическая игра   «МЫ ПОЙДЕМ» Вы начинаете предложение: «Мы пойдем с тобой в лес (в поле, на речку, на море) и увидим там…». Ребенок должен вспомнить и назвать все то, что можно увидеть в названном месте (животные, насекомые, растения и т. п.). Обращайте  внимание на то, чтобы рассказ ребенка  был  развернутым, если малыш   назвал   категорию   «животные»,   побудите   его   назвать   всех   лесных обитателей.   Учите   ребенка   мыслить   образно.   Вполне   возможно,   что, перечислив представителей вышеназванных категорий, малыш исчерпает свой список объектов. Подскажите ему, что в лесу можно увидеть. Например, нору лисицы, еловую шишку, следы зайца и т. п. Экологическая игра   «Я – ДЕРЕВО, А ТЫ?» Вы   называете   предмет   и   его   функции,   малыш   должен   назвать   часть вашего предмета и обозначить его действие. Например: «Я – дерево, я расту», ­ «А я – корни дерева, я – держу тебя, чтобы ты не упало». «Я – белка, я прыгаю по деревьям», ­ «А я – твои зубки, я грызу тебе орехи». Экологическая игра  «УГАДАЙ ПО ЧАСТИ» Вы называете часть дерева или животного, либо признаки и функции этой части, а ребенок угадывает объект. Например: «Я длинное, зимой – белое, летом – серое. Слушаю, откуда приближается опасность (заячье ухо)», значит загаданное животное – заяц. «Я – рыжий, пушистый. Заметаю следы своей хозяйки (лисий хвост)». Загаданный объект – лиса и т. п. Экологическая игра  «У КОГО ЭТО ЕСТЬ? Вы   называете   одну   часть,   а   ребенок   перечисляет   все   известные   ему объекты живой природы, имеющие эту часть. Например, «Пушистый мех» ­ «Лиса, белка, енот, песец». «Лист» «Дерево, кустарник, цветок». Экологическая игра   «ГДЕ МЫ ЭТО ВИДЕЛИ?» Вы   называете   какой­либо   объект,   а   ребенок   перечисляет   места,   где можно его увидеть. Например : «Береза», ­«Лес, роща, деревня, парк, аллея». «Заяц»,   ­   «Лес,   поле,   зоопарк,   грядка   с   капустой».   Если   ребенок затрудняется,   помогайте   ему   наводящими   вопросами:   «Зайчик   что   любит кушать? (морковь, капусту). А где растут эти овощи? (на огороде). Как заяц их возьмет? (придет на огород). Экологическая игра  «ПРИХОДИТЕ В ГОСТИ» Предложите ребенку подумать и перечислить всех тех, кто пришел бы к вам в гости, если бы вы пригласили обитателей реки (леса, зоопарка, моря). Поговорите о том, кто из них опасен (хищники), кто чем питается, какое угощение следует приготовить для тех или иных гостей. Экологическая игра  «НАЙДИ РОДИТЕЛЕЙ» Приготовьте   парные   карточки   с   изображениями   животных   из   разных местностей обитания. Расскажите, что все животные собрались вместе, стали играть и потеряли своих друзей. Попросите ребенка помочь зверушкам найти друг   друга.   Малыш   должен   собрать   пары   животных,   обитающих   в   одном месте – в лесу, в реке и т. п. Например: заяц – белка, рак­ рыба, коза – корова. Экологическая игра  «РАЗВЕ ТАК БЫВАЕТ?» Предложите   ребенку   послушать   небольшую   историю   и   отметить неточности в вашем рассказе: «Однажды   поздней   осенью,   когда   листья   на   деревьях   только распустились,   заяц   с   длинным   пушистым   хвостом   решил   обустроить   себе берлогу для зимней спячки. Увидев огромного зайца, серая лиса испугалась и запрыгнула   на   дерево,   где   у   нее   было   гнездо.   Не   заметив,   лисички,   заяц медленно   прошел   мимо.   Вдруг   навстречу   ему   выпрыгнул   зеленый   волк. Только заяц хотел его проглотить, как волк, испуганно квакнул, спрятался в норку. Набрал заяц еловых веток и понес в берлогу, чтобы было на чем спать всю   зиму.   А   вокруг   птички   поют,   цветы   распускаются.   Одним   словом   – осень!» Экологическая игра  «НАЙДИ ОШИБКУ» Воспитатель   показывает   игрушку   и   называет   заведомо   неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?». Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные. Экологическая игра  «КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЙ» Воспитатель   называет   какие­нибудь   слова,   а   играющие   по   очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая… Пальто – теплое, зимнее, новое, старое… Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая… Экологическая игра  «У КОГО КТО?» Воспитатель   называет   животное,   а   дети   должны   назвать   детеныша   в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку. Экологическая игра  «КТО ЛЕТАЕТ» Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой­нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят   «летит»,   если   нет,   руки   не   поднимают.   Если   кто­то   из   детей ошибается, он выходит из игры. Экологическая игра   «ЧТО ЭТО ЗА НАСЕКОМОЕ?» Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая – должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа. Экологическая игра   «ЧТО В КОРЗИНКУ МЫ БЕРЕМ?» Дид. задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы. Материалы: Картинки   с   изображение   овощей,   фруктов,   злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок. У   одних   детей   ­   картинки,   изображающие   разные   дары   природы.   У других – картинки в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети   –   корзинки   должны   в   обе   руки   набрать   плодов.   Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие. Экологическая игра «ВЕРШКИ – КОРЕШКИ». Дид. задача: учить детей составлять целое из частей. Материалы: два обруча, картинки овощей. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи  пересеклись.  В обруч красный  надо  положить   овощи, у  которых  в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Ребенок   подходит   к   столу,   выбирает   овощ,   показывает   его   детям   и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в   области   пересечения   обручей   должны   находиться   овощи,   у   которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д. Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три – свою пару найди!», нужно Экологическая игра «ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ВОДА» Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. Материалы: мяч. Вариант№1.   Воспитатель   бросает   мяч   ребенку   и   называет   объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» ­ «земля» и т.д. Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч,   должен   назвать   птицу.   На   слово   «земля»   ­   животное,   обитающие   на земле; на слово «вода» ­ обитателя рек, морей, озер и океанов. Экологическая игра  «УГАДАЙ, ЧТО В МЕШОЧКЕ?» Дид.   задача: учить   детей   описывать   предметы,   воспринимаемые   на ощупь и угадывать их по характерным признакам. Материалы: овощи   и   фрукты   характерной   формы   и   различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р. Вы   знаете,   игру   «Чудесный   мешочек»?   играть   мы   будем   сегодня   по­ иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки. Экологическая игра «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК». Дид.   задача: закрепить   и   систематизировать   знания   детей   о   том,   что создано человек и что дает человеку природа. Материалы: мяч. Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют   в   природе,   и   человек   ими   пользуется;   например,   лес,   уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети   ловят   мяч   и   отвечают   на   вопрос.   Кто   не   может   вспомнить, пропускает свой ход. Экологическая игра «ВЫБЕРИ НУЖНОЕ». Дид.   задача: закреплять   знания   о   природе.   Развивать   мышление, познавательную активность. Материалы: предметные картинки. На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо   свойство   или   признак,   а   дети   должны   выбрать   как   можно   больше предметов, которые этим свойством обладают. Например:   «зеленый»   ­   это   могут   быть   картинки   листочка,   огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» ­ вода, росса, облако, туман, иней и т.д. Экологическая игра «С КАКОЙ ВЕТКИ ДЕТКИ?» Дид.  задача: закреплять  знания детей о  листьях  и  плодах  деревьях  и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников. Дети  рассматривают  листья  деревьев  и  кустарников, называют  их.  По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» ­ ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Экологическая игра «ЗВЕРИ, ПТИЦЫ, РЫБЫ». Дид.   задача: закреплять   умение,   классифицировать   животных,,   птиц, рыб. Материалы: мяч. Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой­нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы). Затем он передает вещь другому ребенку,  с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя). Экологическая игра «ГДЕ СНЕЖИНКИ?» Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность. Материалы: карточки   с   изображением   различного   состояния   воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Вариант№   1. Дети   идут   хороводом   вокруг   разложенных   по   кругу карточек.   На   карточках   изображены   различные   состояния   воды:   водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Во время движения по кругу произносятся слова: Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные   картинки,  должны   их   поднять   и  объяснить   свой   выбор.  Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор. Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы: ­   В   какое   время   года,   вода   в   природе   может   находиться   в   твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень). Экологическая игра «УГАДАЙ, ЧТО ГДЕ РАСТЕТ». Дид.задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память. Материалы: мяч. Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому­нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес. Экологическая игра «ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ». Дид. задача: уточнить представление о птицах. Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Дети топают – Что не правильно? (мухи) ­ А мухи это кто? (насекомые) ­ Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Дети топают. ­ прилетели птицы: голуби, куницы… Дети топают. Игра продолжается. Прилетели птицы: Голуби синицы, Галки и стрижи, Чибисы, стрижи, Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки, Лебеди, скворцы. Все вы молодцы. Итог:   воспитатель   вместе   с  детьми  уточняет  перелетных  и  зимующих птиц. Экологическая игра  «ВЕСНОЙ, ЛЕТОМ, ОСЕНЬЮ». Дид.   задача: уточнить   знание   детей   о   времени   цветения   отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан ­ весной); золотой шар, астры – осенью и   т.д.;   учить   классифицировать   по   этому   признаку,   развивать   их   память, сообразительность. Материалы: мяч. Дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение. Экологическая игра «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?» Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей. Материалы: на   каждого   ребенка   картинки   с   пейзажами   весны,   лета, осени и зимы. Воспитатель   читает   стихотворение,   а   дети   показывают   картинку   с изображением того сезона, о котором говорится  в стихотворении. Весна. На полянке, у тропинки пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит. Лето. И светла, и широка Наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться… Осень. Вянет и желтеет, травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит. Зима. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Экологическая игра «СЛОЖИ ЖИВОТНОЕ». Дид.   задача: закрепить   знания   детей   о   домашних   животных.   Учить описывать по наиболее типичных признаках. Материалы: картинки с изображением разных животных. (каждое в двух экземплярах). Один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца. Экологическая игра «ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?» Дид.   задача: учить   детей   определять   материал,   из   которого   сделан предмет. Материалы: деревянный   кубик,   алюминиевая   мисочка,   стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д. Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет. Экологическая игра «УГАДАЙ – КА» Дид.   задача: развивать   умение   детей   отгадывать   загадки,   соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах. Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок. На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку­отгадку. Экологическая игра «СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ». Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах. Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов. На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает   загадку   о   грибах,   дети   отыскивают   и   кладут   картинку­отгадку съедобного гриба в корзинку Экологическая игра «НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА». Дид. задача: упражнять детей в классификации предметов. Материалы: мяч. Воспитатель   называет   одно   слово,   например,   цветы,   а   тот,   кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать, одним словом. Например, цветы ­ Ромашка, роза, василек Экологическая игра «ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН». Дид.   задача: закреплять   умение   различать   цвета,  называть   их   быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Материалы: лепестки, цветные картинки. Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме. Вариант   2. Дети   делятся   на   продавцов   и   покупателей.   Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь. Вариант   3. Из   цветов   дети   самостоятельно   составляют   три   букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах. Экологическая игра «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ». Дид. задача: закреплять знания детей о насекомых. Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово: 1) заяц, еж, лиса, шмель; 2) трясогузка, паук, скворец, сорока; 3) бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 5) пчела, стрекоза, енот, пчела; 6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7) таракан, муха, пчела, майский жук; 8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9) лягушка, комар, жук, бабочка; 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей. Воспитатель   читает   слова,   а   дети   должны   подумать,   какие   из   них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану). Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная   спинка,   пассика,   надоедливая,   улей,   мохнатый,   звенит,   река, стрекочет,   паутина,   квартира,   тли,   вредитель,   «летающий   цветок»,   соты, жужжит,   хвоинки,   «чемпион   по   прыжкам»,   пестрокрылая,   большие   глаза, рыжеусый,   полосатый,   рой,   нектар,   пыльца,   гусеница,   защитная   окраска, отпугивающая окраска. 2. Экологические сказки «Вода и воздух» Жил­был океан, у него было очень­очень много воды и атмосфера­это очень большое количество воздуха. Скучная была у них жизнь. В океане никто не жил, ничего не росло, ни одного растения. В воздухе тоже никто не жил. Решил воздух пойти в гости к воде. Вода обрадовалась его приходу. Стали они   дружить.   Через   некоторое   время   океан   заметил,   что   у   него   в   воде появились   растения­   водоросли,   рыбы,   крабы,   образовались   красивые раковины. Океан очень обрадовался и рассказал об этом воздуху. А воздух тоже был очень радостный, он рассказал своему другу океану о том, что, проснувшись   утром,   услышал   пение   птиц,   увидел   летающих   разноцветных бабочек, вокруг все стало ярким и красивым. Они поняли, что это произошло из­за их дружбы, та как океан дает атмосфере воду, а атмосфера океану­ воздух.   Без   воды   не   проживешь,   как   и   без   воздуха,   а   без   воздуха   не проживешь, как и без воды. Вот как хорошо иметь друзей! «Великий спор» Поспорили как­то раз царица Атмосфера и царь Нептун о том, кто из них важнее.   Царица   Атмосфера   говорит,   что   без   воздуха   жить   на   Земле невозможно. А Нептун говорит, что без воды жить нельзя. Так спорили они долго. Чтобы решить свой спор, они решили спросить у кого­нибудь. Первыми они повстречали растения. Атмосфера спрашивает: ­Скажите, что для вас важнее, воздух или вода? Растения им отвечали: ­Без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания. Обрадовался Нептун: ­Я важен! ­Но и без воздуха не проживешь! ­ добавили растения. ­Он нужен нам для того, чтобы мы дышали. Переглянулись   царь   Нептун   и   царица   Атмосфера.   И   решили   еще спросить у людей и животных. Но и здесь они услышали то же самое. И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух и вода. «Все живое нуждается в воде» Жил был заяц. Как­то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет зайчик, гуляет и в друг ему навстречу ему ежик не головы не ножек. — «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?» — «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное». — «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце». — «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»! — «Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет». — «Да ну заяц, я тебе не верю». — «А давай проверим»? — « И как же это мы будем проверять»? — «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня». — «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг»! — « Ежик и ты мне подари цветы». — «Да запросто на держи». — «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай». — «Хорошо заяц. До свидания»! Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек. —   «Ежик,   ты   что   опять   грустишь»?   Дождь   уже   давно   закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться». — «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок». — «Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли»? —   «Конечно   понял,   я   теперь   все   понимаю.   Они   засохли,   потому   что находились в вазе без воды». — «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды которые падают на землю и питают   все   цветы,  растения.  Деревья.  Поэтому   нужно   радоваться   всему   и дождику и солнышку». — «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»! «Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле» Жил­был царь, и было у него три сына. Собрал как­то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Старший сын принес золото и серебро, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду. Стали над ним все смеяться, а он и говорит: — Вода – самое большое чудо на Земле. За глоток воды готов был отдать мне   все   свои   драгоценности   путник,   которого   я   встретил.   Он   мучился   от жажды. Напоил я его чистой водой и с собой еще в запас дал. Не нужны мне были его драгоценности, понял я, что вода дороже всякого богатства. А в другой раз видел я засуху. Без дождя высыхало целое поле. Ожило оно лишь после того, как пошел дождь, наполнив его живительной влагой. В третий раз пришлось мне помогать людям лесной пожар тушить. Много от него зверушек пострадало. Не останови мы пожар, могло бы и село целое сгореть, если бы он на него перебросился. Много нам воды понадобилось, но справились мы всем миром. На том и закончились мои поиски. А теперь, я думаю, и вы все поняли, почему вода – чудо чудесное, ведь без нее не было бы ничего живого на Земле. И птицы, и звери, и рыбы, и люди ни   дня   без   воды   не   проживут.   А   еще   вода   имеет   силу   волшебную: превращается   и   в   лед,  и   в  пар,  —  закончил   младший   сын   свой   рассказ   и показал всему честному народу  свойства воды чудесные. Послушал царь младшего сына и объявил воду самым большим чудом на земле. Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять. «Рябинушка» Жили   как­то   муж   с   женой,   и   было   у   них   двое   детей.   Старшая, нелюбимая, и имя ее было неласковое, ее звали Восьмуха. Была она злой, своенравной, завистливой, зато меньшенького сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители души в нем не чаяли. Невзлюбила   Восьмуха   Романушку   и   задумала   его   погубить.   Завела   как­то ребенка в болото и погубила. Но не удалось ей погубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце, растет с тех пор по всей русской земле, и назвали его люди ласково «Рябинушкой».      на В   народном   календаре   есть день   «Петр­Павел   рябинник», приходящийся конец сентября,­   время   созревания ягод. В этот день ветки с ягодами связывали   в   пучки,   развешивали под   крышами   домов.   Обычай связан   с   представлением   о рябине,   как   дереве,   способном защитить человека от всяких бед. Рябина­   символ   и   гарантия счастья и мира в семье, поэтому возле дома старались посадить рябину. Поэтому рябина­любимый персонаж русского фольклора. «Подсолнечник» Однажды девочка Маша уронила семечку на землю, прямо рядом с окном своего   дома.   После   того   как   прошел   дождь,   Маша   заметила   небольшой росточек, стала за ним ухаживать, поливать. Но как бы Маша не старалась, росточек с трудом подрастал, и тогда она спросила у папы: «Папа, почему я каждый день поливаю росточек, рыхлю землю, а он не растет?». Тогда папа улыбнулся и ответил: «Машенька, это же подсолнечник, ему мало воды, он любит свет, а у тебя он в тени.   Давай   пересадим   его,   пока   он маленький, чтобы подсолнечник лучше освещался солнцем». Маша с папой аккуратно пересадили растение на солнечную сторону. Маша не могла нарадоваться. Она каждое утро прибегала к своему подсолнечнику   и   смотрела,   не   расцвел   ли   он,   и однажды   ранним   утром   Маша   увидела   «большую желтую   шляпку»,   это   был   ее   подсолнечник.   Он повернул головку прямо к солнцу, которое помогло ему расцвести. выжить   и «Шиповник» Однажды июньским ранним утром «дикая роза» проснулась, расправила свои листочки на стебельках, которые ей очень нравились. Их было много, и они так красиво оттеняли своей зеленью цветы, что роза тщательно следила за их чистотой. И когда шел дождь, наблюдала за тем, чтобы каждый листочек был тщательно вымыт, но особо дикая роза гордилась своими цветами. Но как ими можно было не гордиться! Они действительно походили на настоящие садовые розы. Белые цветы издавали такой аромат, что все ближайшие пчелы слетались, как только заслышат его. Наша дикая роза была более горделивой, чем все остальные растения. Такую же дикую розу, как и она, но с розовыми цветами считала менее привлекательной, чем сама. Да и называть себя велела всем   только   дикой   розой,   хотя   все   больше   ее   звали   под   другим   именем­ шиповник. Роза­царица цветов. Разве могла наша дикая роза променять этот титул на какое­то незвучащее­ шиповник. Итак,   роза   проснулась,   умылась   росой,   припудрила   пыльцой   тычинки цветочков и стала ждать гостей. Множество   насекомых   прилетали   к   розе   полакомиться   пыльцой.   Роза угощала, а если ей кто­то не нравился, она прогоняла своими острыми, как у настоящей   розы,   шипами.   Эти   шипы   служили   ей   орудием   от   травоядных животных. Если бы не они, ею бы уже давно поужинала какая­нибудь корова или мимо проходящая лошадь. Так шли дни за днем, пока однажды пчела не сказала дикой розе: «Здравствуй, белый шиповник». Роза так рассердилась, что всем насекомым запретила прилетать к ней в гости. Прошел день, два, красавице стало скучно, а все насекомые были в гостях у розового шиповника. Га третий день роза увидела пролетающую мимо красивую бабочку и позвала к себе. ­Ах ты, глупенькая белая роза,­ сказала бабочка,­ разве ты не знаешь, что насекомые, которых ты прогнала, нужны тебе даже больше, чем ты им. Если опылят   твои   цветы,   то   у   тебя   не они   не будет плодов.  ­да, шиповником,­ воскликнула роза.   но   они   меня   назвали негодующие   ­А   ты   и   есть   шиповник   и   ты должна этим гордиться. Что пользы от   садовой   розы?   Она   красива   и пахнет,   но   она   не   полезна,   а   ты­ шиповник,   лекарственное   растение. Сочетая   в   себе   красоту   садовой розы  и полезность  для  людей в медицине,  шиповник  намного превосходит обыкновенную розу. Осенью, когда на твоих веточках созреют оранжевые или красные плоды, люди соберут их и засушат. А зимой, когда витаминов будет мало, станут заваривать себе чай и поминать шиповник добрым словом. Да и многие   садовые   розы   являются   твоими   потомками.   Например,   такие,   как чайные розы. ­Ну, мне пора.­ И бабочка улетела. А роза позвала к себе гостей. «О том, как береза и ива остались верны родному дому» Это   было   очень   давно.   В   старом   заповедном   лесу   жила   маленькая березка. Звали ее Росянка. Почему? Просыпаясь рано утром, она умывалась ночной росой. Рядом с ней росли другие деревья. Разные. Среди них­ дуб и клен. Они гордились своими необыкновенно красивыми резными листьями и ни с кем в лесу не хотелись знаться. Уж очень они важничали. Над Росинкой и дуб, и клен   частенько   посмеивались,   ее   листья   казались   им   очень   простыми, незатейливыми. Рядом с Росинкой жила и ива. Называли ее в лесу Пушинкой, потому что оборотная сторона ее листьев была мягка и тепла. С ней зазнайки­ соседи не хотели   дружить.   А   Росинке   ива   понравилась.   И   они   подружились,   летом вместе   радовались   солнышку   и   дождику.   Осенью   вместе   устилали   землю опавшими   листьями,  чтобы   прикрыть   от   голода   свои   корни,  вместе   спали зимой, видели прекрасные сны о весне и лете. Но   вдруг   все   внезапно   изменилось.   Снежная   королева решила,   что   северного   полюса   ей   не   достать   и   нужно расширить границы своих владений. И в лес пришла очень долгая   зима   с   сильными   морозами   и   холодными ветрами,   а   лето   стало   коротким.   Деревья   в   лесу заволновались,   забеспокоились   и   решили,   что   лучше уступить   Снежной   королеве   и   отправиться   туда,   где тепло.   Посоветовавшись,   они   пришли   к   выводу   все свои силы вложить в семена и улететь с ветром в теплые Страны. Но   тут   раздались   голоса   Росинки   и   Пушинки.   Они предлагали остаться, ведь здесь их родной дом. Оставить его на произвол судьбы? Особенно в такую трудную минуту? Но их никто не слушал. Все только говорили о том, как хорошо им будет на чужбине, в тепле. Шли дни, Ветер перенес семена деревьев туда, где было   тепло.   Дошла   очередь   и   до   Росинки   и Пушинки­ они решительно отказались покинуть родную землю, как ветер их не уговаривал. И остались они дома, только со временем стали совсем другими, потому что жестокая Снежная Королева решила погубить их и послала лютый мороз,   который   сковал   землю.   А   ведь   в   ней­ корни, которые кормят и поят дерево. Но   ни   Росинка,   ни   Пушинка   не   испугались,   а перенесли свои корни в верхний слой почвы. Что дало?   За   короткое   лето   они   спели   запастись   водой   и это им   пищей на всю зиму. Снежная королева и тут не успокоилась, она приказала ветру уничтожить их во что бы то ни стало. Но и теперь подруги не сдались: они лишь пригнули ветви   к   земле   и   спрятали   их   под   снегом.   При   этом   ветки   их   сделались маленькими­маленькими.   С   того   времени   Росинка   и   Пушинка   стали называться карликовыми. Но теперь Снежная королева не смогла спать спокойно: два маленьких деревца   не   хотели   ей   покориться!   Решила   она   загубить   их   жаждой.   Но подруги наши подумали­подумали и опять нашли выход­ решили уменьшить свои   листья,   причем   березка   покрыла   их   восковым   налетом,   а   Пушинка сделала их еще перистее, чтобы меньше пить воды. Так и не смогла Снежная королева покорить березу и иву. Очень уж они любили родную землю и очень крепко дружили. «Трава здоровья» Шел   мальчик   Ваня   по   лесной   полянке.   Шел,   напевая   песенку,   и   не замечал,   что   топчет   он   совсем   неприглядную   глазу   травку.   Но   вдруг   он споткнулся о булыжник и разбил коленку. Ушиб так сильно, что появилась кровь. «Что же делать? Ни воды, ни зеленки, ни бинта, ­ подумал Ваня. –Как быть, обработать мне ранку?» И вдруг услышал: ­Помочь тебе могу я. А Ваня гневно: ­Кто   ты   такой?   И   как   ты   можешь   мне помочь? ­А я маленькое, совсем незаметное растение. Хоть   я   и   имею   толстые,   крепкие,   жилистые листики,   мне   все   равно   больно,   когда   кто­то случайно   на   меня   наступает.   А   ведь   чтобы вырасти, мне нужно много времени. Мое маленькое должно попасть в землю, его должен полить дождик, семечко согреть солнышко.   Лишь   потом   оно   выпустит   свой   стебелек. Пройдет время, корешок потолстеет, стебель нальется силой, листья станут большими и нальются целебным соком. Издавна люди знали мои целебные свойства. Приложив мой листочек к ранке, можно остановить кровь. ­ Да, действительно, ты такой маленький, а столько можешь,­ отвечает Ваня.­ Как тебя зовут? ­Подорожник. ­Буду знать теперь, беречь тебя, и друзьям своим расскажу. И мы будем дружить вместе: и люди, и растения. Дружить и помогать друг другу. «Дуб» Однажды в давние времена жил­был король. Он был очень знатен и богат. И   была   у   него   дочь,   которую   он   любил   больше   всего   на   свете.   Однажды заболела  принцесса, она перестала  пить, есть, с каждым днем становилась слабее.   Опечалился   король,   созвал   он   всех   своих   придворных   врачей   и приказал им любыми способами вылечить дочь. Как не старались мудрецы, но у них ничего не получилось, принцесса продолжала болеть. Случайно мимо проезжал странник, заехал во дворец и узнал о королевской беде. И сказал он королю: «Я смогу вылечить твою дочь. В твоем саду растет верное   лекарство   от   недуга   твоей  дочери.  Согласно  гороскопу   друидов,  у каждого человека есть свое дерево, так сказать ангел­хранитель. Надо просто постоять под своим деревом и многие недуги отступят назад. Дерево твоей дочери­   дуб,   это   дерево   обладает   исцеляющей   силой   за   счет   содержания фитонцидов». Повел странник принцессу в сад и сказал: «Встань под обними   его,   прижавшись   всем   телом.   Босыми   ногами постой на земле, и тебе станет легче». дуб, Через   несколько   дней   принцесса   ожила, порозовела,   у   нее   появился   аппетит,   она   стала поправляться.   Щедрый   король   в   благодарность предложил страннику руку своей дочери. С тех пор  они живут   в   мире   и   согласии,   счастье   и   здравии.   А   под   окном растет могучий дуб, за которым бережно ухаживает принцесса и   ее родня. Дуб стал другом семьи, он поливают его, окапывают вокруг ствола почву, да так, чтобы не повредить корни. Пошел однажды Незнайка в лес. Загулялся­ глядь, а уже темнеет. Надо быстрее бежать домой. Вдруг прямо перед ним бесшумно на пенек опустилась большая серая птица. «Сова» ­Кто ты?­ испугался Незнайка.  ­Я сова. ­Ты   птица.   Но   почему   ты   тогда   летаешь ночью? Ведь другие птицы уже спят. ­Видишь ли, Незнайка, я плохо вижу днем, когда ярко светит солнце. Оно ослепляет меня. Но я не вижу и глубокой ночью, как ты думаешь, я летаю вечером, в серых сумерках. ­А,   вот   почему   ты   такая   серая.   Но   зачем тебе   быть   серой,   тебя   ведь   тогда   никто   не увидит?   И   еще,   летаешь   бесшумно­   тебя   никто   не услышит. ­я должна быть невидимой и неслышимой, чтобы те мелкие зверьки, мышки, зайчики, птички, на которых я охочусь, меня не услышали. И я   одна   такая.   Так   охотятся   также   кошки   и   некоторые   другие   ночные животные. Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка­ мух. Скажи, что ты «Загадочный зверек» ешь, и я скажу, кто ты. И слышу я голосок: ­Угадай, кто я? А ем я жуков и муравьев Я подумал и твердо сказал: ­Дятел! ­Вот и не угадал! Я еще ем ос и шмелей! ­Ага! Ты птица­ осоед! ­Не осоед! Еще я ем гусениц и личинок! ­Гусениц и личинок любят дрозды. ­А   я   не   дрозд!   Еще   я   грызу   сброшенные лосями рога. ­Тогда ты, наверное, лесная мышь. ­И вовсе не мышь. Бывает, я сам ем мышей! ­Мышей? Тогда ты, конечно, кошка. ­То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал. ­Покажись!­   крикнул   я.   И   стал   вглядываться   в   темную   ель,   откуда слышался голосок. ­Покажусь. Только ты признай себя побежденным. ­Рано! ­ответил я. ­Иногда я ем ящерицу. А изредка ­рыбу. ­Может, ты цапля? ­Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца. ­Похоже, ты куница. ­Не говори мне про куницу. Куница­ мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы. Я рассердился и крикнул: «Сдаюсь!» Ветки качнулись, раздвинулись и увидел я белку! ­Запомни!­ сказала она. ­Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних только мух. А белки грызут не только орехи. Я самый знаменитый зверек в лесу. 3. Экологические игры и игровые упражнения (для средней группы) Игровое упражнение «Почтальон принес посылку» Цель. Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию. Игровое действие. Составление загадок об овощах. Материал.   Воспитатель   вкладывает   овощи   и   фрукты   по   одному   в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку. Описание.   Воспитатель   приносит   в   группу   коробку   и   говорит,   что почтальон принес посылку. В посылке разные овощи фрукты. Дети достают пакеты   из   коробки,   заглядывают   в   них   и   описывают   то,   что   им   принес почтальон. Остальные дети отгадывают. Игровое упражнение «Где что зреет» Цель. Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями. Описание. На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений (например, листья крыжовника, а плоды груши). Воспитатель задает вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?», дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка. Игра «К дереву беги!» Цель. Закрепить   знания   детей,  о   деревьях,  которые   растут   на   участке детского сада. Учить находить нужное дерево. Игровое   правило.   Подбегать   к   дереву   можно   только   по   сигналу водящего: «Раз, два, три – к дереву беги!». Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдает свой фант, который в конце игры должен обыграть. Описание. Воспитатель,   рассматривая   деревья   на   участке,   напоминает детям  их  название. Рябина,  береза,  клен, тополь. Затем  говорит:  «Давайте поиграем». Я буду говорить: «Раз, два, три – к березе беги, а вы правильно выбираете дерево. Методические   основы   проведение   экологических   обучающих   игр   в средней группе ДОУ Игры   по   ознакомлению   с   миром   природы   проводят   ещё   в   раннем   и младшем дошкольном возрасте (третий и четвёртый год жизни). Собственно экологические   игры   становятся   доступны   детям   средней   группы, поскольку на пятом году жизни мышление ребёнка, его способности к усвоению   и   переработке   информации   значительно   возрастают. У четырёхлеток   начинает   формироваться   произвольное   внимание,   логическое мышление, умение делать умозаключения, высказывать свою мысль, поэтому им доступно понимание простейших взаимосвязей между явлениями природы, которые они могут не только проследить и осознать, но и описать. Усиливается   познавательная   активность   детей,   обогащается эмоциональная сфера. Они любознательны, пытливы, отзывчивы, склонны к эмпатии,  то   есть   сопереживанию.  Все  эти   качественные   изменения   делают возраст пятого года жизни благоприятным для усвоения азов экологической культуры. Нужно   помнить,   что   в   средней   группе   малыши   ещё   не   могут быстро   усваивать   и   воспроизводить   новую   информацию,   поэтому дидактические   игры   строятся   на   хорошо   знакомом   детям материале,   чтобы   не   возникало   заминок   и   не   снижалась динамичность игры. Изображения   явлений   и   объектов,   как   на   сюжетных,   так   и   на предметных   картинах   для   дидактических   игр   должны   максимально соответствовать естественным. Список литературы 1. Брежнева   О.   Формирование   познавательной   активности   у   старших   дошкольников   // Дошкольное воспитание. 1998. №2. С.12 – 19. 2. Буркова Л.. Воспитываем почемучек // Дошкольное воспитание. 1993. № 1. С.35 – 42. 3.  Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.  М.: Просвещение, 1988. 352 с. 4.  Гилева Д.К. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения. Свердловск.: Литера, 1970. 214 с. 5. Густомясова А.Л. Схематизация как средство формирования познавательной деятельности дошкольника // Начальная школа плюс До и После. 2004. № 4. С. 27­31. 6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов Н/Д.: Феникс, 1997. 351 с. 7. Ладывир   С.О.   Воспитываем   исследователей   и   мудрых   мыслителей   //   Дошкольное воспитание. 2004. № 5. С.31­36. 8. Максимова  В.Н.  Организация  учебного  процесса в целях  формирования  познавательных интересов   учащихся   //   Педагогические   проблемы   формирования   познавательных   интересов учащихся. / Под ред. Г.И. Щукиной. Л.:1975. 342 с. 9. Марусинец   М.   Изучение   познавательной   активности   //   Дошкольное   воспитание.   1999. №11,12. С.57­64. 10. Мухина В.С. Психология дошкольника. М.: Просвещение. 1975. 325 с. 11. Павлова Л. Маленькие «исследователи» // Дошкольное образование. 2010.   №10. С. 34­38. 12. Подъяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1996.  295 с. 13. Психологический словарь / Гл. ред. Зинченко В.П. М.: Педагогика­Пресс, 1997. С.140­141. 14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 1999. 563 с. 15.   Скворцова   Е.   Е.   Коллекционирование   как   способ   развития   познавательной   активности старших дошкольников// http://festival.1september.ru/articles/507620/ 18.     Шилко   Н.   Б.   Как   развивать   познавательную   активность   детей   дошкольного   возраста [Электронный ресурс]  // http://festival.1september.ru/articles/100927/ (дата обращения 10.04.2013.) 19.   Щукина   Г.   И.   Активизация   познавательной   деятельности   в   учебном   процессе.   М.: Просвещение, 1979. 241 с.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.

Мет. пособие."Формирование и методы экологической работы с детьми дошкольного возраста2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2019