Конспект метапредметного занятия (история и обществознание)
Автор: Горбачева Н.А., учитель истории и обществознания
МБОУ СШ № 1 им. А. Твардовского г. Починка Смоленской области, Урок Победы
Тема: « Защита Отечества»
(для обучающиеся 6 - 9 классов)
Цель проведения: формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за наш народ и героические страницы истории России, в том числе на примере героического прошлого дедов и прадедов, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.
Задачи проведения:
1. Способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества.
2. Способствовать осмыслению школьниками таких духовно нравственных категорий, как Родина - мать, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.
3. Формировать такие духовно - нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России.
4. Формировать у обучающихся неприятие идей и практик расового, этнического, религиозного, политического превосходства, человеконенавистнических идеологий в контексте юбилея Великой Победы.
5. Способствовать воспитанию семейно - родственной, локально региональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны.
Ожидаемые результаты проведения Урока Победы ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Личностные результаты образования:
- формирование патриотизма как духовно - нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;
- воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;
- воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Метапредметные результаты образования:
- умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);
- применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение вступать в коммуникацию в целях выполнения учебно -практических задач.
Предметные результаты образования:
- знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;
- умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
- способность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, которые осуществляются в интересах антироссийской пропаганды;
- проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования на основе работы с материалами по региональной истории Великой Отечественной войны.
Ход занятия
(Слайд № 1). Здравствуйте, ребята!
Наш урок посвящен одному из самых важных событий в истории нашей страны.
(Слайд № 2). Взгляните на эту фотографию. На ней мои дедушка и бабушка. (Слайд № 3). 19 мая 1941 года они поженились, а спустя почти месяц произошло событие, которое потрясло мир.
Вопрос обучающимся.
Вам известно, что это за событие?
Ответы обучающихся.
(Слайд № 4,5). Обобщение учителя.
Великая Отечественная Война 1941-1945 годов СССР с фашистской Германией. Россия является страной правопреемницей Союза Советских Социалистических республик.
(Запись № 1). Священная война (фрагмент песни).
Прошло более 74 лет со дня победы в Великой Отечественной войне Советского народа, но её события, ход, итоги, значение актуальны до сих пор. Сегодня появляются те, кто хочет пересмотреть итоги войны.
Историческая память - одно из главных богатств человеческой культуры. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Память войны призывает к ответственности за мир на земле.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить,
Только не забыть бы это,
Лишь бы не забыть.
Эта память, верьте, люди,
Целой земле нужна.
Если мы войну забудем -
Вновь придет она.
(Роберт Рождественский)
Ребята, именно нам предстоит передать эту память следующим поколениям.
Немцы начали наступление по трем направлениям и назвали свой план «Барбаросса». План был составлен с учетом опыта войны в Европе и предусматривал проведение «молниеносной войны». Германская армия должна была наступать 3 группами: группа «Север» - на Ленинград, «Центр» - на Москву, «Юг» - на Украину.
(Слайд № 6). Как и большинство мужчин, мой дедушка ушел на войну в июне 1941 года, ему было 23 года.
(Слайд № 7). 22 июня в военкоматах была очередь из добровольцев, которые хотели защищать Родину.
Вопрос обучающимся.
(Слайд № 8). Что побудило миллионы советских людей встать на защиту своего Отечества?
Ответы обучающихся.
Вопрос обучающимся.
А только ли с оружием в руках можно защищать свою Родину?
Ответы обучающихся.
Учитель обобщает ответы.
(Слайд № 9). Участвовать в защите Отечества можно и, трудясь на оборонном предприятии, работая в госпитале, изобретая новую военную технику, оказывая сопротивление врагу на захваченной территории.
(Слайд № 10). Мой дедушка защищал Родину, не участвуя непосредственно в боях. Он был шофером.
(Слайд № 11).(Зачитать отрывок) Читая его наградной лист, понимаешь, как героически он трудился, приближая победу.
Какие планы были у Гитлера? Давайте посмотрим видеоролик. (Запись №2).
Все семьи затронула война: если не воевали, то работали в тылу, в госпитале, в колхозе…Живых свидетелей уже очень мало, и семейные истории превращаются в легенды, отрывочные сведения.
Как можно забыть весь этот ужас. Фрагмент (Запись № 3).
(Слайд № 12). В трагический момент наступления немецких войск под Сталинградом осенью 1942 года в одну из местных комсомольских ячеек поступило заявление ученика средней школы Геннадия Межевалова.
«Мне 14 лет, но я очень прошу послать меня на защиту нашего родного города… И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать согласна».
Вопроы обучающимся.
Охарактеризуй поступок подростка?
Предположи, почему мать Геннадия согласилась отпустить его на войну.
Ответы обучающихся.
Вопросы обучающимся.
А вы способны сегодня стать на защиту Отечества? Что для вас значит быть патриотом?
Ответы обучающихся.
(Слайд № 13).
Защита Отечества - это его оборона в случае нападения на него или на его союзников, объявления войны или всеобщей мобилизации. Защита Отечества означает охрану независимости страны, ее территории, населения, материальных и духовных ценностей.
Защита Отечества - это не только обязанность, закрепленная в законе, но и важнейшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина.
(Слайд № 14). Долг - это внутренне принимаемое добровольное обязательство. Обязанность, в широком значении, синоним долга, безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям и внутренним побуждениям. Долг и обязанность защищать Родину распространяется на любого гражданина России.
(Слайд № 15). Что означает воинская обязанность в РФ?
Гражданин должен встать на воинский учет в 17 лет. От 18 до 27 лет граждане, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, призываются на военную службу. Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, приводится к присяге.
Воинская обязанность включает:
- воинский учет;
- обязательная подготовка к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Вопрос обучающимся.
Что значит готовить себя к исполнению воинского долга?
Ответы обучающихся.
Вот некоторые советы, которые давал замечательный педагог В. А. Сухомлинский. Внимательно прочитай текст и сформулируй несколько правил, которым должен следовать будущий воин.
(Обучающимся раздаётся текст).
«Ты не только будущий труженик, но и воин. С малых лет готовься к воинской службе. Будь выносливым, терпеливым, не бойся трудностей.
С детства учись быть верным слову. Верность слову - нравственная доблесть, которую ты должен сам в себе развивать...
Силы твои могут быть слабые и ограниченные, но, если ты умеешь властвовать над физическими силами духом, волей, стремлениями, ты будешь непобедимым и несгибаемым...
Воспитывай в себе с малых лет волевую устремлённость, стойкость и выдержку...
Сила воли превращает искру физических сил в могучее пламя, слабость воли гасит огонь физических сил, и они превращаются в холодный пепел. Мужество - это подлинная красота духа и тела, убеждений и поступков. Мужество делает человека могучим и добрым, сильным и ласковым.
Если ты прошёл равнодушно мимо слабого и беззащитного, если глаза твои остались незрячими, а душа бесчувственной, ты вырастешь жестоким, а жестокость - это слабость, умноженная на подлость. Мужество не имеет ничего общего с жестокостью...
Посвятить свою жизнь защите Отечества - честь юноши...»
Учитель обобщает ответы обучающихся. (Слайд № 16).
1.
Быть настоящим патриотом своего Отечества, защищать его границы и
свободу.
2) Бороться за свою веру и за свой народ - на вере и народе держится
Родина.
3) Защищать мирных граждан, не мародёрствовать, не убивать их.
4) Гуманно обращаться с пленниками. Враг, взятый в плен - уже не враг.
5) Быть искренним и честным.
(Слайд № 17). Перед вами понятия. Как вы думаете, какое из них является обобщающим?
Участие в боевых действиях и выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов.
Несение боевого дежурства.
Военная служба.
Участие в учениях и походах кораблей.
Выполнение приказов, отданных командиром.
Оказание помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина.
Участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф.
Ответ обучающихся.
Военная служба.
Военная служба по призыву составляет 12 месяцев. Граждане, проходящие военную службу по контракту, проходят её в срок, указанный в контракте.
(Слайд № 18). Каковы обязанности военнослужащих:
- быть верным военной присяге, беззаветно служить своему народу;
- дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
- совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
- быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну.
(Слайд № 19, 20,21). Мой дедушка прошел всю войну. Своей жене Шурочке он не писал писем, но очень часто присылал свои фотографии.
(Слайд № 22). 8 мая 1945 года в предместье Берлина в 22 часа 43 минуты по центрально - европейскому времени (9 мая в 0:43 по московскому времени) был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. 9 мая объявлено Днём Победы.
Советский народ ценой неимоверных усилий сумел разгромить врага, однако заплатил за это огромную цену.
(Слайд № 23). Общие людские потери СССР в ходе войны составили 26,6 млн. человек. Из них более 8,7 млн. погибли на полях сражений, 7,42 млн. человек были истреблены нацистами на оккупированных территориях, более 4 млн. погибли от жестоких условий оккупационного режима.
(Слайд № 24). 5,27 млн. человек были угнаны на каторжные работы в Германию и сопредельные с нею страны, пребывавшие также под немецкой оккупацией. Из них вернулись на родину чуть больше половины - 2,65 млн. человек, 450 тысяч эмигрировали, 2,16 млн. человек погибли и умерли в плену...
(Слайд № 25). Каждый день войны стоил жизни более чем 18 - ти тысячам человек на фронтах войны, от рук карателей в зоне оккупации и в гетто, в подполье и в партизанских отрядах, на каторжных работах и в газовых камерах лагерей смерти... Это 782 человека ежечасно, 13 человек ежеминутно...
(Слайд № 26). Представьте себе: каждые 5 секунд на войне погибал один человек... Это страшные цифры. За ними - миллионы изломанных и искалеченных судеб, горе и страдания сирот, вдов, матерей, невест...
(Слайд № 27). 9 мая мы ежегодно отмечаем День Победы. С 2002 года проходит акция «Бессмертный полк». Я думаю, многие из вас в ней участвуют. Пройдя в колонне «Бессмертного полка», мы тем самым сохраняем в каждой семье память о солдатах Великой Отечественной войны.
Память - часть нашей культуры, национального самосознания, если мы хотим остаться народом, Россией, жить и процветать, мы обязаны помнить.
Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда об этом не забудем!
(Строки из стихотворения А. Твардовского, поэта, нашего земляка, который был военным корреспондентом в годы войны).
В России много памятников, посвященных событиям Великой Отечественной войны.
(Слайд № 28).
Вопрос обучающимся.
А какие памятники, посвященные событиям Великой Отечественной войны, есть на территории Починковского района?
Ответы обучающихся.
(Слайд № 29, 30,31,32,33).
(Слайд № 34). На доске записывается словосочетание «Защита отечества». Обучающимся предлагается на листочках (с липкой основой в виде звездочки) ответить на вопрос: какими качествами должен обладать человек, защищающий своё отечество. (Наклеить на доске по очереди и выразить свое мнение по этому вопросу).
Учитель обобщает ответы обучающихся.
Рефлексия. Зажигается свеча (размещена в ёмкости, с учетом безопасности, передаётся из рук в руки).
Ребята, давайте еще раз вспомним героев, защищавших нашу Родину. Передавая свечу, назовём их имена. Учитель - Литвиненков Леон Алексеевич. Ребята называют имена героев Великой Отечественной войны.
Спасибо за помощь. Я надеюсь, рассказ о моих родных вдохновит кого - то на поиски информации о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне.
(Слайд № 35)
В этом может помочь информация с сайта «Подвиг народа» и «Память народа».
(Слайд № 36)
Я хочу обратиться к строчкам Роберта Рождественского. (Слайд № 36)
Начните или продолжите (кто уже знает о своих родственниках) сбор информации о своих родных, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Урок окончен. Спасибо!
Источники:
1. ФГАОУДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий». Методические рекомендации к проведению Урока Победы в День знаний, посвященного ГОДУ ПАМЯТИ И СЛАВЫ - 75 летнему юбилею Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Москва.2019 год.
2. Учебник обществознания, 7 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Москва. Просвещение. 2015 год.
3. http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome
4. https://pamyat-naroda.ru/memorial/
5. http://youtube.com/watch?time_continue=34&v=HjEr3Thu4FE
6. https://mosmetod.ru/
7. https://www.youtube.com/watch?v=Q83tp4w0FHg
8. Семейный архив
9. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.