Сегодня для всех очевидно, что целью качественного образования не может быть приобретение знаний, потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня, бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением. Поэтому очевидно, что задача учителя — не передать ребёнку сумму знаний, а научить его учиться, мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он не занимался в жизни. Достичь этого сложно, но возможно. Как?
2 Метапредметное обучение. УУД.docx
МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ. УУД
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 3 с УИОП
г. Фрязино Московской области
Войнова Лидия Викторовна
Сегодня для всех очевидно, что целью качественного образования не может быть
приобретение знаний, потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно
устаревают: то, что сегодня, бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более
точным наблюдением. Поэтому очевидно, что задача учителя — не передать ребёнку сумму знаний,
а научить его учиться, мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными
приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он не занимался в жизни.
Достичь этого сложно, но возможно. Как?
Ответ на этот вопрос сегодня дают Федеральные государственные образовательные
стандарты, определяющие в качестве требований к результатам освоения основной
образовательной программы наряду с личностными и предметными так называемые
метапредметные результаты, которые предполагают, что ученики будут владеть универсальными
учебными умениями информационнологического,
организационного характера, широким
спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных
технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации,
базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств, позволяющих
человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и
соответствуя вызовам XXI века.
Смена целевых ориентиров в образовании обусловила необходимость серьёзных изменений
как в содержании, так и в технологии образовательной деятельности, поэтому всё чаще в
профессиональном словаре современного педагога появляются такие понятия, как «метапредмет»,
«метапредметное обучение», «метапредметный подход», «метадеятельность», «надпредметная
программа».
Все эти понятия объединяет иноязычная приставка "мета ", синонимичная русским «за»,
«над» и придающая этим понятиям значение «всеобщее», «интегрирующее», «универсальное».
Поэтому
метазнания – это знания о знаниях, способах их получения;
метаспособы – универсальные способы решения познавательных задач;
метаумения общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и
навыки, к которым относятся:
теоретическое мышление (обобщение,
систематизация,
определение понятий,
классификация, доказательство и т.п.);
навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка,
аргументация, умение сворачивать информацию);
критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие
заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные
позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной
ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных
способов деятельности с новыми);
регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей,
планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
1 качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому
переносу и т.п.);
метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности,
освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые
как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях.
Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные
технологии были разработаны ещё в начале XX века для того, чтобы решить проблему
разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин, которая
досталась нам в наследство от XVII века, когда началось бурное развитие научного знания,
возникли образовательные модели, которые были ориентированы на воспроизводство и закрепление
результатов развития отдельных научных дисциплин и подготовку специалистов под конкретные
области знания. Это тут же нашло своё отражение в сфере образования: раздробленность научного
знания получила свое закрепление в раздробленности учебных дисциплин. Таким образом, научный
прогресс привел к потере неких универсальных оснований, позволяющих ребёнку видеть мир в его
целостности. Эта раздробленность сохраняется и усиливается по сей день, благодаря
использованию тех образовательных моделей и программ, которые достались нам в наследство от
прошлых веков. И чем сильнее в профессиональном смысле в ОУ учителя – предметники, тем
глубже пропасть между разными учебными дисциплинами, потому что каждый из них тянет
предметное одеяло на себя, стараясь продемонстрировать ребёнку значимость и важность изучения
только той науки, которой служит.
Но ведь мир, в котором живут наши дети, органичен и целостен. Чтобы понимать его и жить в
нём, необходимо видеть взаимосвязи и точки соприкосновения разнородных, на первый взгляд,
явлений, владеть способами межпредметной интеграции.
«Что же в этом нового?» – возразить вы. А как же межпредметные связи, интеграция
предметов? Ведь всё это мы уже проходили. А значит, эта пресловутая метапредметность – новое
хорошо забытое старое? Так, да не совсем.
Если интеграция предполагает дополнение одной науки (учебного предмета) другой наукой
(учебным предметом), т.е. элементарное сложение ЗУН, то метапредметный подход ориентирован
на получение нового знания более высокого уровня. Суть данного подхода состоит в том, что в
качестве содержания образования, транслируемого ребёнку, выступают культурные техники и
способы мышления и деятельности. Это не ассоциативное наталкивание материала одного
предмета на другой по типу соединения пения с чтением, а освоение универсальных принципов и
стратегии познания.
Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики
дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку
овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования
теоретического мышления и универсальных способов деятельности позволяет обеспечить
формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся
формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и
фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах
(литература, музыка, изобразительное искусство). Таким образом, метапредметный подход
обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и
саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса.
Острая необходимость внедрения метапредметного подхода в массовую образовательную
практику связана ещё и с тем, что традиционные средства и способы педагогической работы не
позволяют сделать обучение в школе адекватным уровню развития современной науки и техники.
2 Общеобразовательные программы опираются сегодня на научные достижения более чем
полувековой давности и совершено не ставят перед собой задачу обновления знаний.
Метапредметный подход предполагает такую переорганизацию предметного образования, при
которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания,
а как знания для осмысленного использования.
Наши дети, приходя в школу с 1го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на
уровне 7, 8го класса. Чем старше ребенок, тем меньше мотивация. Ценность обучения для
ребенка теряется, а смыслы, которые заставляли бы его учиться, массовой школе находить всё
труднее, потому что за отдельными предметами смысл обучения вообще не виден, особенно когда
тебе 1015 лет. Использование метапредметного подхода позволяет учителю говорить с ребёнком о
смысле жизни, о её ценности, причем делать это не назидательно, как делала советская школа, а
качественно и технологично. Метапредметность работает с перспективой ребенка всерьез, а не
просто в русле советов на тему, что можно или должно.
Реализовать принцип метапредметности в условиях современной школы можно несколькими
способами. Наиболее эффективный, но чрезвычайно сложный и потому внедряемый сегодня только
в рамках эксперимента несколькими московскими школами
1. Введение в учебный план школы специальных предметов – метапредметов.
Это учебные занятия, отличные от предметов традиционного цикла и соединяющие в себе
идею предметности и надпредметности одновременно. Автор идеи, Юрий Вячеславович Громыко,
доктор психологических наук, директор Института инновационных стратегий развития общего
образования, считает, что в основе метапредмета лежит мыслительный тип интеграции учебного
материала. Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом,
использует сходные приёмы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию. Если
ребёнок владеет этими приёмами, то у него исчезает проблема с заучиванием больших массивов
учебного материала, он принимает конкретную тему в контексте целостного восприятия мира.
Осуществив работу на разном предметном материале, ученик делает предметом своего осознанного
отношения не содержание учебного материала, а сам способ своей работы с этим материалом. Он
начинает осмысливать собственный процесс деятельности: что именно он мыслительно проделал,
как он мыслительно двигался. И тогда у него появляется возможность обнаружить, что, несмотря
на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что работал с
одной мыслительной вещью.
В качестве деятельностных единиц содержания разработчиками метапредметов выделены
знание, проблема, знак, задача. Творческой группой под руководством профессора Громыко
разработаны учебные пособия, на основе которых в рамках внеурочной деятельности в нескольких
школах Москвы, которые являются экспериментальными площадками по внедрению в
образовательную практику мыследеятельностной педагогики, ведутся метапредметы «Знак»,
«Проблема», «Задача», «Знание».
В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на
основе выделения главного в материале. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно
использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных
предметов (формулы химических соединений и записи химических реакций; различные таблицы с
данными; чертежи фигур и сами фигуры; формулы и чертежи изучаемых процессов и т.д.). За этими
разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание,
которое в них выражено.
В рамках метапредмета "Знание" у обучающихся формируется способность работать с
понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых научных понятий, воспроизводя
их в собственном мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на
любом предметном материале.
3 Метапредмет "Проблема" задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до
набора операций, формул и расчётов.
Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить механизм решения разных классов
задач.
Освоение метапредметов «Задача», «Знак», «Знание», «Проблема» оказывается наиболее
эффективным тогда, когда педагоги и учащиеся сознательно ищут обобщенные, сквозные приемы
преподавания и изучения содержания, распределенного в большом объеме учебного материала. Это
обусловлено самим назначением метапредметов. Оно состоит в том, чтобы:
1) упорядочить и связать отдельные и разрозненные на сегодня блоки учебного материала
школьных предметов;
2) овладеть такими приемами мыслительной работы, которые, как рентгеновские лучи, помогают
проникать в сущность изучаемого, выделять и схватывать главное в потоке информации.
Каких профессиональных умений требуют от учителя метапредметы?
1) Прежде всего, умения работать с понятиями, которые рассматриваются в рамках метапредметов
как деятельностные единицы содержания. То, что в традиционной школе называют понятием, чаще
всего оказывается всего лишь представлением, получаемым в результате усвоения эмпирических
знаний, область мыслительных процессов при создании которых ограничена
«сравнением конкретночувственных данных с целью выделения формальнообщих признаков и
составления классификаций;
опознанием конкретночувственных объёктов с целью их включения в тот или иной класс» (В.В.
Давыдов).
Подобные мыслительные действия представляют собой простейший способ «наведения порядка» в
получаемых чувственных впечатлениях. Они позволяют, например, объединить бабочку, муху и
жука в класс насекомых, что, безусловно, полезно для дальнейшего движения в исследовании
природы. Однако этими же самыми действиями можно объединить бабочку и самолёт, потому что
они летают.
Метапредмет работает не с эмпирическими знаниями, а теоретическими. Теоретическое
знание – это ответ на вопрос о сущности какоголибо явления. За ним всегда скрывается владение
общим способом действия, понимание условий происхождения этого знания. Они необходимы,
когда нужно понять, что из себя представляет по сути тот или иной объект, предсказать, что с ним
произойдёт в дальнейшем, научиться изменять его в своих целях, учитывая законы его жизни.
Для того чтобы ребёнок в процесс учения стал способным к пониманию и освоению разных
сфер человеческой культуры, чтобы в нём развилась способность мышления, усвоения
эмпирических знаний недостаточно. Содержанием метадеятельности должны быть теоретические
понятия и соответствующие им общие способы и средства человеческой деятельности. Владеть
общим способом действия – означает безошибочно решать любую задачу определённого класса,
понимая основания собственных действий, ощущая границы применимости данного способа. Иметь
понятие об объекте – значит мысленно воспроизводить, строить его.
Вот, например, понятие окружность. В словаре оно определяется как «замкнутая кривая,
все точки которой равно удалены от центра». В этом определении давно утерян способ получения
такой кривой. А он прост: взявшись за один конец натянутой верёвки, очертить линию вокруг
второго, закреплённого конца. Владея эти способом, можно построить абсолютно любую
окружность. При этом, владея понятием, совершенно не обязательно уметь рассказывать словами,
что такое окружность, потому что владеть понятием для ребёнка – значит владеть способом
действия, заключённым в нём.
Если учитель раскрывает для учащегося такой способ работы с понятием и передает его
последнему как средство его собственного действия, то можно утверждать, что учитель грамотно
работает с понятием как с деятельностной единицей содержания образования.
4 2) «Новый вид обобщения требует нового вида общения» (Л.С. Выготский), поэтому занимаясь
преподавание метапредметов, учитель должен уметь организовывать учебное сотрудничество,
«такой способ распределения действий между участниками, при котором возможности действия
одного партнёра проверяются через действия другого партнёра» (Г.А. Цукерман). На протяжении
обучения в школе ребёнок включается в разные совместнораспределённые деятельности, но только
освоение одной особенной формы взаимодействия позволяет ему становиться учеником. Этой
формой взаимодействия как раз и является учебное сотрудничество.
Учитель в рамках учебного сотрудничества, организуя детские действия, должен обеспечить
условия для постановки детьми учебной задачи. А ученики – решить учебную задачу, овладев при
этом общими способами деятельности и соответствующими научными понятиями. Всё это делается
ради того, чтобы в ходе решения учебной задачи происходило изменение, прирост, в способностях
каждого ребёнка, а следовательно, его развитие.
Наивно думать, что ученик сможет чтото такое, чего не умеет учитель. Поэтому сначала
умеет делать учитель и это демонстрирует на уроке (заметьте, делать, а не говорить или
информировать), а затем в ходе определенного деятельностного взаимодействия с учителем
учащийся осваивает то, что умеет педагог, приглашая взрослого оказать ему помощь в поиске
решения возникшей проблемы. Но при этом сам определяет, чего именно ему не хватает, ожидая от
взрослого отношения к своим предположениям, подтверждения возможности своего действия. В
рамках метапредмета чрезвычайно важно выстраивать между школьниками коллективное
взаимодействие, т.к. мышление, в отличие от думанья, может осуществляться только коллективно.
3) В конце каждого занятия или на какомто определенном его этапе учитель должен уметь
организовать осознанное присвоение учащимся содержания, направляя сознание ребёнка на то, что
проделывалось во время учебного занятия конкретно с ним, а также со всеми другими учащимися,
то есть рефлексию.
4) Ну и наконец, ведение метапредметов требует от учителя хорошего знания материала
традиционных учебных предметов. Это позволит учителю грамотно переорганизовать учебный
материал вокруг деятельностных единиц содержания.
Завершая разговор о метапредметах, я хотела бы отметить, что речь вовсе не идет о том,
чтобы заменить традиционные учебные предметы методологической абракадаброй, но повысить
качество предметной работы и сделать ее реально содержательной через повышение
педагогического профессионализма учителя. Не забить головы набором ненужных сведений из
предметов, но найти те центральные единицы содержания, которые были бы связаны и с действием,
и с живой работой мышления, и с коммуникацией, а потом вокруг них, уже в их логике
развертывания, а не в логике развертывания учебных тем можно заново группировать учебный
материал. И хотя сегодня ведение метапредметов осуществляется в экспериментальном режиме в
нескольких ОУ Москвы, как утвержают авторы идеи, метапредметы это не заумь и не страшно.
Этому можно достаточно быстро научиться.
2. Ещё один способ реализации метапредметного подхода в рамках учебной деятельности получил
своё распространение с подачи «Учительской газеты» и конкурса «Учитель года». Это
метапредметные занятия – уроки с элементами метапредметного подхода. Для того чтобы вы
получили чёткое представление о том, что это такое, мы решили предложить вашему вниманию
фрагмент такого учебного занятия.
Особенность этих занятий, как вы поняли, – во включении в предметную тему урока
метапредметной: например, при изучении темы "Свойства параллелограмма" исследуется
метатема "Порядок и хаос", при изучении темы «Уравнение» метатема «Гармония», при
проведении урока литературы по теме «Пьеса Горького «На дне» метатема «Мнение и позиция»,
при изучении темы «Местоимение» «Тема и мысль», при изучении темы «Песня про купца
5 Калашникова». М.Ю.Лермонтов» тема «Знание и понимание», «Россия перед Первой мировой
войной» «Модели и способы». Обязательным элементом такого учебного занятия являются
1) работа с ключевыми понятиями урока с целью их философского осмысления,
2) выделение признаков этих понятий в предметной теме,
3) сопоставление философского понимания этого понятия и его смыслового наполнения в
предметном материале,
4) постоянная рефлексия действий на каждом этапе работы.
3. Ещё один эффективный инструмент достижения метапредметных результатов в образовательном
процессе использование современных образовательных технологий, в основе которых –
системнодеятельностный подход, основоположником которого в российской педагогике является
Василий Васильевич Давыдов:
Технология «Развитие
критического мышления
через чтение и письмо»
Проектный
обучения
Формирование у школьников через интерактивное
самостоятельной
поисковой
метод
Активизация
включение в учебный процесс критического мышления.
Формирование культуры работы с информацией.
деятельности учеников, то есть проектирования.
Стимулирование познавательного интереса.
Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и
постановка проблемы,
формулирование гипотезы,
планирование исследовательских действий, сбор данных и
их анализ, составление научных докладов, построение
обобщений и выводов, рецензирование работы, защита
проекта.
Воспитание творческой личности, подготовленной к
решению сложных проблем в различных областях
деятельности.
Развитие творческого воображения с целью преодоления
стереотипов решателя, выработки умения работать с
нетривиальными идеями.
исследовательской культуры школьника:
мыслительных умений и навыков (анализ и выделение
главного; сравнение; обобщение и систематизация;
определение и объяснение понятий; конкретизация,
доказательства и опровержение,
умение видеть
противоречия);
умений и навыков работы с книгой и другими источниками
информации;
умений и навыков, связанных с культурой устной и
письменной речи;
специальных исследовательских умений и навыков.
публичного выступления, ведения диалога.
Развитие умения обобщать и систематизировать
информацию большого объёма, связывая её со своим
личным опытом.
Развитие коммуникативной культуры и навыков
Целенаправленное формирование всех компонентов
6
решения
Технология
изобретательских задач
(ТРИЗ)
Исследовательские
методы обучения
Технология «Дебаты»
Система инновационной
оценки «Портфолио» Обучение
сотрудничестве
(командная,
работа)
в
групповая
Формирование умения работать сообща на единый
результат.
Воспитание толерантности, уважительного отношения к
другому человеку, точке зрения, позиции.
Надпредметные программы ряд преимуществ перед учебными:
они способствуют преодолению фрагментарности знаний учащихся и формированию
общеучебных умений и навыков;
цели и задачи этих программ ориентированы на конкретный практический результат;
они конструируются под решение реальных проблем детей, связанных с их социальной жизнью,
самоопределением, предпочтениями и склонностями, а потому именно такое обучение и является
поистине личностноориентированным;
объединенных одной целью.
процесс разработки и реализации программ способствуют формированию команды учителей,
Разработка надпредметных программ, на наш взгляд, является одним из перспективных
направлений инновационной деятельности образовательных учреждений, поскольку содержание
этих программ позволяет учитывать особенности состава и познавательных способностей
учащихся, потенциала педагогического коллектива.
Программа формирования УУД
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных
умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и
при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных
учебных действий конкретизирует соответствующих раздел Фундаментального ядра содержания.
Задачи программы:
установить ценностные ориентиры начального образования;
определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить
условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.
Программа формирования универсальных учебных действий содержит:
1. описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;
2. характеристики личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных
универсальных учебных действий.
3. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с
Рабочими программами учебных предметов;
4. типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
универсальных учебных действий;
5. описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по
ступеням общего образования;
6. планируемые результаты сформированности УУД.
7 ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования
на ступени начального общего образования следующим образом:
1. формирование основ гражданской идентичности личности, включая:
чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознание ответственности человека за благосостояние общества;
восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий;
отказ от деления на «своих» и «чужих»;
уважение истории и культуры каждого народа.
2.формирование психологических условий развития общения, кооперации и сотрудничества:
доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на
собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3.развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности
и гуманизма:
принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление
следовать им;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как
собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств стыда, вины, совести как
регуляторов морального поведения;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе
знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и
любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей
деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее
самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе;
готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу
жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
В программе ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными
требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
8 Это человек:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться;
любящий родной край и свою страну;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества ;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные
учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя
позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и
познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к
моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами
учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планировать ее реализацию (в том числе
во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать
знаковосимволические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также
широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения
учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и
кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего
ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно
познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
частной задачи;
9
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие,
осознание своей этнической
принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация
моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от
доконвенционального к конвенциональному уровню;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
в том числе во внутреннем плане;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
10
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы для решения
задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
11 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей;
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а
что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения
других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его
участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Характеристика результатов
формирования универсальных учебных действий
на разных этапах обучения в начальной школе
с Личностные
с
а
л
К
УУД
Регулятивные
УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные
УУД
12 1
Ценить и
принимать
следующие базовые
ценности: «добро»,
«терпение»,
«родина»,
«природа»,
«семья».
Организовывать
свое рабочее место
под
руководством
учителя.
Определять цель
выполнения
заданий
на уроке, во
внеурочной
деятельности, в
жизненных
ситуациях
под руководством
учителя.
Определять план
выполнения
заданий
на уроках,
внеурочной
деятельности,
жизненных
ситуациях
Использовать в
своей деятельности
простейшие
приборы:
линейку,
треугольник
и т.д.
Уважать к своей
семье, к своим
родственникам,
любовь к
родителям.
Освоить роли
ученика;
формирование
интереса
(мотивации)
к учению.
Оценивать
жизненные ситуаций
и
поступки героев
художественных
текстов с точки
зрения
общечеловеческих
норм под
руководством
учителя.
Ценить и
принимать
следующие базовые
ценности: «добро»,
«терпение»,
2
Ориентироваться в
учебнике: определять
умения, которые будут
сформированы на
основе
изучения данного
раздела.
Отвечать на простые
вопросы учителя,
находить
нужную информацию в
учебнике.
Сравнивать предметы,
объекты: находить
общее и
различие.
Группировать
предметы,
объекты на основе
Подробно
пересказывать
прочитанное или
прослушанное;
определять
тему.
Участвовать в
диалоге на уроке и
в жизненных
ситуациях.
Отвечать на
вопросы учителя,
товарищей по
классу.
Соблюдать
простейшие
нормы речевого
этикета:
здороваться,
прощаться,
благодарить.
Слушать и
понимать речь
других.
Работать в
паре.
Самостоятельно
организовывать
свое
рабочее место.
Ориентироваться в
учебнике: определять
умения, которые будут
сформированы на
основе изучения
13
Участвовать в диалоге;
слушать и понимать
других, высказывать
свою точку зрения на
события, поступки. «родина»,
«природа»,
«семья», «мир»,
«настоящий друг».
Уважение к своему
народу, к своей
родине.
Освоение
личностного смысла
учения, желания
учиться.
Оценка жизненных
ситуаций и
поступков героев
художественных
текстов с точки
зрения
общечеловеческих
норм.
Следовать режиму
организации
учебной и
внеучебной
деятельности.
Определять цель
учебной деятель
ности
с помощью учителя
и самостоятельно.
Определять план
выполнения
заданий
на уроках,
внеурочной
деятельности,
жизненных
ситуациях
под руководством
учителя.
Соотносить
выполненное
задание с образцом,
предложенным
учителем.
Находить
необходимую
информацию, как в
учебнике, так и в
словарях в
учебнике.
Наблюдать и
делать
самостоятельные
простые выводы
данного раздела;
определять круг своего
незнания.
Отвечать на простые и
сложные вопросы
учителя, самим задавать
вопросы, находить
нужную информацию в
учебнике.
Сравнивать и
группировать предметы,
объекты по нескольким
основаниям; находить
закономерности;
самостоятельно
продолжать их по
установленном правилу.
Подробно
пересказывать
прочитанное или
прослушанное;
составлять простой
план .
Определять, в каких
источниках можно
найти необходимую
информацию для
выполнения задания.
Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи с
учетом своих учебных
и жизненных речевых
ситуаций.
Читать вслух и про
себя тексты учебников,
других
художественных и
научнопопулярных
книг, понимать
прочитанное.
Выполняя различные
роли в группе,
сотрудничать в
совместном решении
проблемы
14 3
Ценить и принимать
следующие базовые
ценности: «добро»,
«терпение»,
«родина»,
«природа», «семья»,
«мир», «настоящий
друг»,
«справедливость»,
«желание понимать
друг друга»,
«понимать позицию
другого».
Уважение к своему
народу, к другим
народам,
терпимость к
обычаям и
традициям других
народов.
Освоение
личностного смысла
учения; желания
продолжать свою
учебу.
Оценка жизненных
ситуаций и
поступков героев
художественных
текстов с точки
зрения
общечеловеческих
норм, нравственных
и этических
ценностей.
Самостоятельно
организовывать
свое рабочее место
в соответствии с
целью выполнения
заданий.
Самостоятельно
определять
важность или
необходимость
выполнения
различных задания
в учебном процессе
и жизненных
ситуациях.
Определять цель
учебной
деятельности с
помощью
самостоятельно.
Определять план
выполнения
заданий на уроках,
внеурочной
деятельности,
жизненных
ситуациях
под руководством
учителя.
Определять
правильность
выполненного
задания на основе
сравнения с
предыдущими
заданиями, или на
основе различных
образцов.
Корректировать
выполнение
задания в
соответствии с
планом, условиями
выполнения,
Ориентироваться в
учебнике: определять
умения, которые будут
сформированы на
основе изучения
данного раздела;
определять круг своего
незнания; планировать
свою работу по
изучению незнакомого
материала.
Самостоятельно
предполагать, какая
дополнительная
информация буде нужна
для изучения
незнакомого материала;
отбирать необходимые
источники информации
среди предложенных
учителем словарей,
энциклопедий,
справочников.
Извлекать информацию
представленную в
разных формах (текст,
таблица, схема,
экспонат, модель,
иллюстрация и др.)
Представлять
информацию в виде
текста, таблицы, схемы,
в том числе с помощью
ИКТ.
Анализировать,
сравнивать,
группировать различные
объекты, явления,
факты.
Участвовать в диалоге;
слушать и понимать
других, высказывать
свою точку зрения на
события, поступки.
Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи с
учетом своих учебных
и жизненных речевых
ситуаций.
Читать вслух и про
себя тексты учебников,
других
художественных и
научнопопулярных
книг, понимать
прочитанное.
Выполняя различные
роли в группе,
сотрудничать в
совместном решении
проблемы (задачи).
Отстаивать свою точку
зрения, соблюдая
правила речевого
этикета.
Критично относиться к
своему мнению.
Понимать точку
зрения другого
Участвовать в работе
группы,
распределять роли,
договариваться друг с
другом.
15 результатом
действий на
определенном
этапе.
Использовать в
работе литературу,
приборы.
Оценка своего
задания по
параметрам,
заранее
представленным.
Самостоятельно
формулировать
задание:
определять его
цель, планировать
алгоритм его
выполнения,
корректировать
работу по ходу его
выполнения,
самостоятельно
оценивать.
Использовать при
выполнения
задания различные
средства:
справочную
литературу, ИКТ,
инструменты и
приборы.
Определять
самостоятельно
критерии
оценивания,
давать самооценку.
4
Ценить и принимать
следующие базовые
ценности: «добро»,
«терпение»,
«родина»,
«природа», «семья»,
«мир», «настоящий
друг»,
«справедливость»,
«желание понимать
друг друга»,
«понимать позицию
другого», «народ»,
«национальность» и
т.д.
Уважение к своему
народу, к другим
народам, принятие
ценностей других
народов.
Освоение
личностного смысла
учения; выбор
дальнейшего
образовательного
маршрута.
Оценка жизненных
ситуаций и
поступков героев
художественных
текстов с точки
зрения
Ориентироваться в
учебнике: определять
умения, которые будут
сформированы на
основе изучения
данного раздела;
определять круг своего
незнания; планировать
свою работу по
изучению незнакомого
материала.
Самостоятельно
предполагать, какая
дополнительная
информация буде нужна
для изучения
незнакомого материала;
отбирать необходимые
источники информации
среди предложенных
учителем словарей,
энциклопедий,
справочников,
электронные диски.
Сопоставлять и
отбирать информацию,
полученную
информацию,
преобразовывать еѐ,
представлять
16
Участвовать в диалоге;
слушать и понимать
других, высказывать
свою точку зрения на
события, поступки.
Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи с
учетом своих учебных
и жизненных речевых
ситуаций.
Читать вслух и про
себя тексты учебников,
других
художественных и
научнопопулярных
книг, понимать
прочитанное.
Выполняя различные
роли в группе,
сотрудничать в
совместном решении
проблемы (задачи).
Отстаивать свою точку
зрения, соблюдая
правила речевого
этикета;
аргументировать свою
точку зрения с
помощью фактов общечеловеческих
норм, нравственных
и этических
ценностей,
ценностей
гражданина России.
информацию на основе
схем, моделей,
сообщений
и дополнительных
сведений.
Составлять сложный
план текста.
Уметь передавать
содержание в сжатом,
выборочном или
развѐрнутом виде.
Критично относиться к
своему мнению. Уметь
взглянуть на ситуацию
с иной позиции и
договариваться с
людьми иных позиций.
Понимать точку зрения
другого
Участвовать в работе
группы, распределять
роли, договариваться
друг с другом.
Предвидеть
последствия
коллективных
решений.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в
контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных
учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных
предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир»,
«Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в
отношении ценностносмыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития
учащихся.
Каждый из предметов образовательной системы «Начальная школа 21 века», помимо прямого
эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в
формирование универсальных учебных умений:
коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения,
адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и
корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста
информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений
между ними;
умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих
закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать
стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной
деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных
учебных действий.
17 смысловые
акценты ууд
личностные
регулятивные
русский язык
литературное
математика
окружающий
чтение
жизненное
само
определение
нравственно
этическая
ориентация
смысло
образование
мир
нравственно
этическая
ориентация
планирование,
целеполагание,
контроль,
коррекция, оценка, алгоритмизация действий (математика, русский
язык, окружающий мир, технология, физическая культура и др.)
прогнозирование,
познавательные
общеучебные
моделирование
(перевод
устной речи в
письменную)
смысловое
чтение,
произвольные
и осознанные
устные
и
письменные
высказывания
моделирование,
выбор наиболее
эффективных
способов
решения задач
широкий
спектр
источников
информации
познавательн
ые
логические
личных,
формулирование
нравственных
языковых,
проблем.
Самостоятельное
создание способов решения
проблем
и
творческого характера
поискового
синтез,
сравнение,
анализ,
причинно
группировка,
следственные связи, логические
рассуждения,
доказательства,
практические действ
коммуникативные
использование средств языка и речи для получения и передачи
информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение:
монологические высказывания разного типа.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется
следующими утверждениями:
1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и
взаимообуславливающие виды действий:
коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.
2. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется
через все предметные области и внеурочную деятельность.
3. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и
организации образовательного процесса с учетом возрастно
психологических особенностей обучающихся.
18 4. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом
планировании, технологических картах.
5. Способы учета уровня их сформированности в требованиях к результатам
освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной
деятельности.
6. Педагогическое сопровождение этого процесса можно осуществлять с помощью Универсального
интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений
учащихся в развитии универсальных учебных действий.
7. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются
ориентиром при организации мониторинга их достижения.
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Начальная
школа 21 века» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения
основной образовательной программы:
1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности, формирование ценности
многонационального российского общества, гуманистические и
ценностные ориентации.
демократические
2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
Для достижения указанных личностных результатов в образовательной системе «Начальная школа
21 века» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и
содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.
В курсе «Окружающий мир» — это темы « Родная страна», « Россия –твоя родина», « Мы –
жители Земли», « Родная страна от края до края».
Воспитанники знакомятся с государственными символами России (гербом и флагом), на уроках
музыки разучивают Гимн России, и продолжают знакомство с государственной символикой
государства.
Учащиеся выполняют учебные проекты «Родной город», «Города России», «Кто нас защищает»
(знакомство с Вооруженными Силами России, Государственной службой пожарной охраны, МЧС
России) и др.
В курсе «Литературное чтение» — это произведения о Родине, о родной природе, об отношении
человека к природе, к животным, к труду, друг другу, о жизни детей, их дружбе и товариществе.
Система заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, формировать
общечеловеческую идентичность.
19 В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и
задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём
мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками
старины и их создателями, русскими умельцами, руками которых созданы Царьпушка и Царь
колокол, церковь Покрова на Нерли и др., узнают о великом достоянии нашего народа — русском
языке. В этой связи даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, Д.С.Лихач.ва, М.М.
Пришвина, И. С. СоколоваМикитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки А.С.Пушкина,
И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладкова, С.Я.Маршака и др., убеждающие
учащихся в красоте, образности, богатстве русского языка. Ученики составляют тексты, рассказы
о своей малой родине — крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и
культурноисторических особенностях.
В курсе «Математика» — в сюжетах текстовых задач (например, в 3 и 4 кл.) представлены
сведения из исторического прошлого нашей страны — о продолжительности Великой
Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о
возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об
отраслях промышленности, о богатом культурном наследии страны (например, о годах жизни А.С.
Пушкина, о собрании сочинений Л.Н. Толстого, о посещении музеев, художественных галерей и
др.).
В курсе «Музыка» произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в
контексте мировой художественной культуры, широко используется принцип диалога культур. Он
предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой различных
национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания,
нравственно эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого
почерка представителей разных эпох и культур.
В курсе «Изобразительное искусство» достижение указанных результатов осуществляется
благодаря содержанию конкретных заданий и сквозному принципу построения обучающего
материала, в основе которого идея «от родного порога — в мир большой культуры».
В курсе иностранного языка (английский) с этой целью предлагаются тексты и диалоги о культуре
России и аналогичные тексты о культуре и истории изучаемых стран.
Начиная со 2 класса содержание текстов, заданий и упражнений направлены на развитие идеи
диалога культур России и изучаемых стран.
Предлагаются увлекательные материалы об этих странах и их столицах: Мадриде, Париже,
Берлине, Вашингтоне; о России и е. столице Москве, об испанских, французских, немецких,
английских, американских, российских музеях, о праздниках, традициях и обычаях нашей страны и
изучаемых стран.
В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» для реализации указанных личностных
результатов каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей темы.
Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и
духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и
ею же завершается. Также и в содержании каждого учебника эта тема системно представлена
20 иллюстративным материалом, отражающим особенности российских культурных и религиозных
традиций, учебным содержанием, которое раскрывается на материале отечественной истории.
Кроме того, в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы — российский
народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом
учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся
складывается целостный образ культурноисторического мира России.
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Начальная
школа 21 века » направлены на достижение следующих метапредметных результатов освоения
основной образовательной программы:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них
знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов и действий, которые они «открывают»
в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся
знаний. при такой системе построения материала учебников постепенно формируются умения
понимать и принимать познавательную цель, сохранять е. при выполнении учебных действий,
затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действия для её
последующего решения;
способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее
реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока.
урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «проверь себя», содержание которых
способствует организации контрольнооценочной деятельности, формированию рефлексивной
позиции школьника, его волевой саморегуляции. такая дидактическая структура: общая цель
— ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в
содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию
регулятивных УУД младшего школьника;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование и освоение указанных способов и приёмов действий основывается на
разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера,
направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. в
учебниках «начальная школа 21 века» в каждой теме формулируются проблемные вопросы,
учебные задачи или создаются проблемные ситуации.
В курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой
эксперимент. Например, проводя исследование, дети, узнают, как можно определить количество
слогов в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие
глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая
предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая
выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.
21 Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными
проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий
образовательной системы «Начальная школа 21 века».
В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в
учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например,
предлагающих:
продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин,
геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;
провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур
и др. по заданному признаку;
провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении
заданий поискового характера.
С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять
классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты
своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми,
графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.
Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными
проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру,
технологии, иностранному языку, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по
4 класс.
Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего
образования.
Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного
образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от
основного к среднему полному образованию. На каждой ступени образовательного процесса
проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к
обучению на следующей ступени. Стартовая диагностика определяет основные проблемы,
характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения
на определенный период выстраивается система работы по преемственности.
Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего
образования обеспечивается за счет:
принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в
частности ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования –
формирование умения учиться;
четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;
целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в
образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные,
логические и др.).
22 Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на
ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
В таблице «Значение универсальных учебных действий для успешности обучения в начальной
школе» представлены УУД, результаты развития УУД, их значение для обучения.
УУД
Результаты развития
УУД
Значение для
обучения
Личностные действия
смыслообразование
самоопределение
Регулятивные действия
Регулятивные, личностные,
познавательные,
коммуникативные действия
Коммуникативные
(речевые),
действия
регулятивные
Коммуникативные,
регулятивные действия
школьная
Адекватная
мотивация.
Мотивация достижения.
Развитие основ гражданской
идентичности.
Рефлексивная адекватная
самооценк
Функциональноструктур
сформированность
ная
деятельности.
учебной
Произвольность восприятия,
внимания,
памяти,
воображения.
Внутренний план действия
Рефлексия – осознание
содержания,
учащимся
последовательности
и
оснований действий
Обучение в зоне ближайшего
развития
ребенка.
Адекватная
оценка
учащимся границ «знания и
незнания».
Высокая
эффективность в форме
принятия учебной цели и
работы над ее достижением.
Высокая успешность в
учебного
усвоении
содержания.
Создание
предпосылок
для
дальнейшего перехода к
самообразованию.
Способность действовать «в
Отрыв слова от
уме».
предмета,
достижение
нового уровня обобщения.
Осознанность и критичность
учебных действий.
Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по
завершении начального обучения.
Педагогические ориентиры: Развитие личности.
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы
внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные
и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами
учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и
вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ
23 реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
Педагогические ориентиры: Исследовательская культура
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и
анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково
символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким
спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Педагогические ориентиры: Культура общения.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения
учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и
кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию,
отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими
компонентами которых являются тексты.
Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе.
Учитель знает:
важность формирования универсальных учебных действий, сущность и виды универсальных
умений,
педагогические приемы и способы их формирования.
Учитель умеет:
отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД;
использовать диагностический инструмент успешности формирования УДД;
привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД.
24
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Метапредметное обучение. УУД
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.