Метапредметные задания по русскому языку для 5 класса
Оценка 4.9

Метапредметные задания по русскому языку для 5 класса

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
русский язык
5 кл
31.03.2017
Метапредметные задания по русскому языку для 5 класса
Публикация является частью публикации:
метапредметные 5 класс вариант 3 .docx
Вариант№3                        Прочитай текст и выполни задания Широко   известно   высказывание   знаменитого   французского   писателя, блестящего   стилиста   Анатоля   Франса:   «Словарь   –   это   вся   вселенная   в алфавитном   порядке».   Это   высказывание   следует   отнести   скорее   к энциклопедическим,   чем   к   словарям   в   обычном   смысле   этого   слова   – толковым,   орфографическим   и   другим.   Ведь   «Вселенную»,   то   есть мир вещей,  описывают именно энциклопедии, а в словарях лингвистических содержатся  сведения  о словах  –  о  том, что  они  значат, как или спрягаются,   как   пишутся   и произносятся,   как   сочетаются друг с другом в предложении, и т.д. склоняются     …С горечью надо  признать, что большая часть несметного словарного   богатства   не освоена   и   не   осваивается   не только «народными массами», но и интеллигенцией. Виноваты в этом и сами лингвисты, плохо пропагандирующие свою науку, и система образования и семейного воспитания. В школе лишь немногие учителя знают, как и зачем следует   прибегать   к   помощи   того   или   иного   словаря,   и   делают   это практически на уроках (да и не предусмотрено это действующей школьной программой).   В   большинстве   семей   есть   в   лучшем   случае   какой­нибудь двуязычный словарь, а орфографический, и тем более толковый, не говоря обо всех прочих, – уже редкость. Между   тем,   ясно,   что культура   обращения   со   словарем  должна закладываться и формироваться в детстве. Тогда и отношение к языку, и его использование в повседневной речевой практике не будут столь варварскими, как   сейчас,   когда   даже   в   публичной   речи   коверкаются   слова.   Помимо набивших   оскомину   «нАчать»,   «углУбить»,   «привЕденный»,   «средствА»   и под.,   можно   даже   по   радио   и   с   телеэкрана   услышать   рассказы   о «ледяных торсах»  (вместо: торосах)  или «недюжих  усилиях» (вместо: недюжинных)  и прочитать в весьма уважаемой газете сетования на то, что произошла оберация  (! – имелась в виду, конечно, аберрация,  то есть ошибка, невольное отклонение от истины). Если бы у журналиста, комментатора, телеведущего – а ведь они основные проводники литературной нормы в средствах массовой информации – была привитая еще в детстве привычка заглядывать в словарь, прежде чем делать сомнительные   или   неверные   с   точки   зрения   языковой   правильности высказывания,   то   телезрители   не   узнали   бы,   что «Сретенье  в   переводе   с древнегреческого   (!)   значит   встреча»   (на   самом   деле   слово   это   исконно славянское, и корень в нем тот же, что и в слове встреча),  что«бОльшая половина  дела уже сделана», что «на этом снимке искусственно  запечатлен фрагмент боя» ит.п. Разумеется,   правительственным   декретом   любить   словарь   не   заставишь. Нужна   планомерная,   кропотливая   и   систематическая   работа   (создание культуры, в том числе и культуры обращения с языком, как известно, вообще дело длительное, в отличие от ее разрушения). Можно говорить о нескольких направлениях, в которых эта работа может вестись. Первое. Создание словарей разных типов и жанров, адресованных разным категориям   пользователей   –   от   журналистов   и   редакторов,   использующих язык профессионально, до младших школьников. Естественно, «монополия» на   словарную   работу   принадлежит   лингвистам­лексикографам.   Как   и   во всяком   деле,   словари   должны   составлять   специалисты,   а   не   дилетанты. Между   тем,   современный   книжный   рынок   России   наводнен   сомнительной словарной продукцией, многочисленными пиратскими изданиями, к созданию и выпуску которых причастны люди, весьма далекие от филологии. Только один из многих примеров – мифический «Орфографический словарь русского языка» С. И. Ожегова, которым вот уже несколько лет завалены прилавки книжных   магазинов   и   киосков.   Хорошо   известно,   что   знаменитый   автор однотомного толкового  словаря Сергей Иванович Ожегов, участвовавший в создании «Толкового словаря» под ред. Д. Н. Ушакова и скончавшийся в 1964 году,орфографических  словарей никогда не составлял. Второе. Издание   таких   словарей.  Тиражи   должны   быть   достаточными,  а цена   –   доступной.   Изданием   словарей   должны   заниматься,   разумеется, профессионалы.   Немаловажен   вопрос   и   о   распространении   уже   изданных словарей: не секрет, что в наше время то, что публикуется в Москве или Петербурге, часто не доходит до других регионов России. Третье. Пропаганда словарей в средствах массовой информации. Это дело лингвистов,   работников   издательств,   теле­и   радиожурналистов.   В   такой пропаганде нужна содержательная информация – о типе словаря, о том, на какого   рода   вопросы   в   нём   можно   получить   ответ, –   и   недопустим   тон коммерческой   рекламы,   не   считающейся   с   реальными   достоинствами   и недостатками конкретного словаря. Четвертое. Работу   со   словарями   хорошо   бы   предусмотреть   школьной программой   по   русскому   языку.   В   учебники   русского   языка   для   средней школы   надо   ввести   разделы,   в   которых   рассказывалось   бы   как   о разновидностях словарей и их предназначении, так и о том, как следует с ними обращаться, какие сведения о слове в каком словаре искать и т. д. Здесь уместна не только «лобовая» дидактика, но и разнообразные игровые формы, поскольку   словарь   –   благодатная   почва   для   словесных   игр,   для занимательных опытов и упражнений со словом. ( По книге Л.П.Крысина «Жизнь  слова») 1. В чем основная идея текста? Обведи номер ответа. А) Культура обращения со словарем формируется в детстве. Б) Журналисты, комментаторы, телеведущие являются основными  проводниками литературной нормы. В) Пропаганда словарей ведется средствами массовой информации. Г) Одним из самых «мифических» словарей является толковый словарь  С.И.Ожегова. 2. Почему энциклопедии Л.П.Крысин  назвал «Вселенной»? 3.Объясните, что означают сочетания ледяные торосы и недюжинные  способности. 4. Пятиклассник прочитал данный текст. Он указал направления,  ориентированные  на формирование культуры работы со словарем.  Отметь ошибочное его суждение. А) Пропаганда словарей должна вестись муниципальными службами. Б) Введена работа со словарями на уроках русского языка в школах. В) Достаточно издано словарей по невысокой цене. Г) Словари должны быть ориентированы на разные категории  пользователей. 5.На уроке учительница попросила объяснить, что означает слово  «жанр» (словаря). Миша и Коля ответили по­разному. Коля Жанр означает «род, вид». Так как  речь идет о словарях,  подразумевается, что они могут быть  разных видов  и адресованы людям  разных категорий. Миша  В литературе жанры делятся на  «высокие» и «низкие». Так как в  словарях говорится о том, что  означают слова, содержится важная  научная информация, то сами  словари относятся к «высокому»  стилю. Как ты считаешь, кто из ребят прав?  Отметь свой ответ знаком   обоснуй его. □ □   Обоснование__________________________________________________ _____________________________________________________________  прав  Миша  прав Коля   ˅ и _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 6.Чем отличаются словари от художественных книг? Назови два  отличия и впиши в таблицу. Словарь Художественная книга 1. 2. 1. 2. 7.Если бы тебе пришлось отправиться на необитаемый остров, взял бы  ты с собой словарь? Если да, то какой и почему?

Метапредметные задания по русскому языку для 5 класса

Метапредметные задания по русскому языку для 5 класса

Метапредметные задания по русскому языку для 5 класса

Метапредметные задания по русскому языку для 5 класса

Метапредметные задания по русскому языку для 5 класса

Метапредметные задания по русскому языку для 5 класса

Метапредметные задания по русскому языку для 5 класса

Метапредметные задания по русскому языку для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017