Метапредметные задания при изучении правового раздела в курсе обществознания
Оценка 4.9

Метапредметные задания при изучении правового раздела в курсе обществознания

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
обществознание +1
8 кл—11 кл
31.07.2018
Метапредметные задания  при изучении правового раздела в курсе  обществознания
Предлагаемая подборка заданий по правовому разделу курса обществознания может помочь в решении задачи формирования УУД и метапредметных результатов обучения школьников. Задания использовались автором в зависимости от подготовленности класс и на ступени основного общего образования (8-9 классы). так и в старшей школе на уроках обществознания и права. задания могут быть использованы и на уроках русского языка (например. составление схем сложного предложения), математики( задание на подсчет количества голосов, необходимых для принятия закона ФС РФ). Они могут послужить образцом для составления учителями собственных оригинальных заданий. Подборка содержит задания, как заимствованные из других источников (источник указан под текстом задания ), так и авторские разработки. В материала предпринята попытка группировки заданий по формируемым УУД и МР, но они могут быть использованы и для формирования других умений, т.к. носят комплексный характер.
метапредметные заданияпри изучении правового раздела в курсе обществознания.doc
Метапредметные задания  при изучении правового раздела в курсе обществознания Пояснительная записка. Задания   метапредметного   характера   по   праву     могут   использоваться   на различных этапах урока, при концентрической  системе изучения материала – на разных этапах  обучения; для реализации различных целевых установок; одно   и   тоже   задание   может   быть   использовано   как   для   мотивировании   к изучению нового материала, так и как средство осмысления изученного на уроке.  Использование     заданий     при   изучении       правовых   тем     способствует формированию метапредметных результатов:  М6 М7 М8 М9 умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать аналогии,   классифицировать,    самостоятельно   выбирать   основания   и критерии   для   классификации,   устанавливать   причинно­следственные связи, строить   логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы умение   создавать,   применять   и   преобразовывать   знаки   и   символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;  смысловое чтение умение  организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе:  находить   общее   решение   и   разрешать   конфликты   на   основе согласования   позиций   и   учёта   интересов;   формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; М11 формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования (далее   ИКТ– информационно­коммуникационных   технологий   компетенции); предметных результатов: ПО 4 формирование   основ   правосознания   для   соотнесения   собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями  и нормами   поведения,   установленными   законодательством   Российской Федерации,   убежденности   в   необходимости   защищать   правопорядок правовыми   способами   и   средствами,   умений   реализовывать   основные социальные роли в пределах своей дееспособности ПО 5 освоение   приемов   работы   с   социально   значимой   информацией,   её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы   и   давать   обоснованные   оценки   социальным   событиям   и процессам; ПО 6 развитие   социального   кругозора   и   формирование   познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Применение проблемных заданий  направлено на формирование и УУД, таких как: ­умение   ориентироваться   в   огромном   потоке   информации,   умение   анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.   доказательства   и   опровержение,   ­мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение   и   систематизация;   определение   и   объяснение   понятий; конкретизация,   умение   видеть противоречия);   ­ умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации; критически ее оценивать, видеть логические противоречия. В итоге учащиеся приобретают  теоретических знания и опыт их применения для   адекватной   ориентации   в   окружающем   мире,   выработки   способов адаптации   в   нём,   формирования   собственной   активной   позиции   в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.  Подборка заданий включает как разработанные другими авторами (источник инфорамции указан в соответствующей графе таблицы), так и оригинальные авторские. 1.     Умения,   характеризующие   сформированность   логических операций (сравнение, классификация, анализ, синтез). 1. А. Сравните приведенные ниже преамбулы Конституций стран мира с преамбулой Конституции РФ, укажите   их общие черты и особенности Конституции РФ 1. Конституция США «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза,   утверждения   правосудия,   обеспечения   внутреннего   спокойствия, организации   совместной   обороны,   содействия   общему   благосостоянию   и обеспечения   нам   и   нашему   потомству   благ   свободы   и,   учреждаем   эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки». 2. Конституция Швейцарской конфедерации «Во имя всемогущего Бога! Швейцарская конфедерация, желая укрепить союз своих членов, поддержать и усилить единство, силу и честь швейцарской нации, приняла следующую Федеральную Конституцию». Общие черты Особенности  Б. Какие признаки конституции как документа нашли отражение в данных преамбулах?    ((Право в школе/1/2007/Стр. 29) 2.   УК   Франции   делит   преступления   на   «нарушения»,   которые   караются «полицейскими   наказаниями»   (арест   до   5   дней,   штраф),     «проступки, влекущие исправительные наказания» (лишение свободы, временное лишение прав, штраф), «преступления, влекущие позорящие наказания» (пожизненное лишении свободы, смертная казнь). Какое основание положено в основу выделения таких видов преступлений?  Какие преступления  в соответствии с данным критерием выделяются  УК РФ? ( Право в школе/4/2004/Стр. 10) 3. Ниже приведен список, положения которого необходимо разделить на две   группы.   Основания   для   классификации     определи   самостоятельно. Запиши названия групп, буками запиши  состав групп. «Человек живет по законам и правилам: А) климатическим (лето сменяется осенью, температура воздуха зимой ниже, чем летом); Б) родители обязаны воспитывать своих несовершеннолетних детей; В)   биологическим   (среди   нас   есть   мужчины   и   женщины,   у   человека   46 хромосом); Г) жених и невеста венчаются в церкви; Д) черта воспитанного человека – уступить место в транспорте беременной женщине; Е) физиологическим (повышенная температура тела может свидетельствовать о заболевании); Ж) в детстве родители рассказывают детям сказки; З) физическим (температура кипения воды – 100 градусов С); И) ученики приветствуют учителя вставанием с мест; К) химическим (соединение щелочи и кислоты образуют соль и воду); Л) традиционная роль мужчины в семье – добытчик средств к существованию; М) сельскохозяйственным (растением для роста нужен полив); Н) 7 января православные отмечают Рождество Христово; О) во время спектакля необходимо отключить сотовый телефон».                                                                  ( Методическое пособие по курсу     «Основы правовых знаний»: Пособие для учителя 8­9 классов. М,1999, с.15) 4. Работая в группе, распределите материалы, опубликованные в  газете  (берется местное печатное издание и дома прочитывается «от корки до  корки»,) по рубрикам: «Право реализуется», «Право защищается», «Право восстанавливается», «Право нарушается». Результаты работы  оформите в виде плаката, разделив лист ватмана на 4 сектора.                                                                    (Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учителя 8­9 классов. М,1999, с. 73) 5. Опираясь на п.1 ст158,п.1 ст.159, п.1 ст. 160, п.1 ст161, п.1 ст. 162 УК РФ, при помощи кругов Эйлера  отразить отношение между понятиями A­кража B­разбой C­грабеж D­ преступления в сфере экономики E­преступления против собственности 6. Прочитайте размышления персонажа детективной истории Павла С., запутавшегося   в   своих   денежных   делах   и   вынужденного   пойти   на преступление. Какие обстоятельства его будущего преступления можно считать   смягчающими,   а   какие   –   отягчающими   уголовную ответственность? Заполните таблицу, используя статьи 61, 63 УК РФ «Через два часа это случиться…Господи, спаси мою грешную душу! Им­то что? Готовые преступники. Алчные, неразборчивые, жестокие. Они не только воровать, но и убить могут. И вот я вместе с ними …впервые…на дело…Как во сне! Хочу поднять руку – и не могу. Теперь уже не мог повернуть назад. Как сейчас слышу этот скрипучий голос: «Не пойдешь с нами ­  отправишься на тот свет». Теперь уже деваться некуда. Ну а …если повезет? Какая­то доля и мне перепадает. И тогда – может быть хватит сестре на лечение? Надеюсь, хватит. И все, все, все! Раз и навсегда! Никогда больше, ни за что!» Обстоятельства, уголовную ответственность   смягчающие Обстоятельства, уголовную ответственность   отягчающие (Обществознание. Пратикум по праву.9­11 классы.­  М, «Планета».2010, стр. 53) 7. Опираясь на текст Конституции РФ, распределите полномочия  Президента РФ по направлениям, перечень которых приведен ниже.  Ответ оформите в виде таблицы. № статьи Конституции РФ Направление деятельности  Президента РФ 1)   отношения   с   законодательной властью 2) полномочия главы государства полномочия   3) исполнительной власти в   сфере 4) отношения с судебной властью   полномочия 5) в федеративного устройства     сфере 6) полномочия в сфере охраны прав и свобод личности 7)   полномочия   в   сфере   внешней политики 8) полномочия в сфере безопасности 9)   полномочия   в   сфере   назначения высших должностных лиц 8. Ознакомьтесь с юридическими нормами. Определите источник права, в котором   они   изложены,   укажите   критерии   по   которым   вы   это определили 1.   «Статья   7.8.   Самовольное   занятие   земельного   участка   прибрежной защитной  полосы водного объекта либо земельного участка  водоохранного объекта   влечет   наложение  штрафа   на  граждан   в  размере   от  15  МРОТ;   на должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц – от200 до 300 МРОТ» 2. «Статья 658. 1. Договор аренды предприятия подлежит государственной  регистрации и  считается заключенным с момента такой регистрации. 2.  Несоблюдение формы договора аренды предприятия влечет его  недействительность».   9. Используя ст. 105, 107,108 Конституции РФ, рассчитайте минимально необходимое количество голосов для принятия Федеральным Собранием (Право в школе/3/2008/Стр. 37) 1) федерального конституционного закона 2) федерального закона 3) федерального закона в прежней редакции для преодоления  президентского вето 10. Является ли нарушение вами норм синтаксиса и орфографии  правонарушением?Свою позицию объясните. 2. Умение «Навыки переработки   информации» (чтение и анализ информации,   представление   ее   другой   знаковой   системе,   видение логического несоответствия и т.д. ) 1. Составьте схему «Основания возникновения гражданских прав и  обязанностей», опираясь на ст.8 ГК РФ                                                                                    ( Основы правовых знаний.8­9 кл.  Практикум. (РФПР) – М., «Вита­пресс», 1999, стр.235) 2. Представьте графически содержание ст.61 ГК РФ «Ликвидация  юридического лица».                                                                                   (Основы правовых  знаний. 8­9 кл. Практикум. (РФПР) – М., «Вита­пресс», 1999, стр.180) 3. Проведите синтаксический разбор и составьте схемы предложений  ст.64 ТК РФ («Гарантии при приеме на работу»)          (Основы правовых знаний.8­9 кл.  Практикум.(РФПР) – М., «Вита­пресс», 1999, стр.289) 4. Опираясь на гл.9 ГК РФ, составь графическую схем  «Недействительность сделок»  (Обществознание. Пратикум по праву.9­11 классы.­  М, «Планета».2010, стр.) 5. Найдите противоречие между статьями 10 и 11 Конституции РФ,  объясните его причину.                                                            (Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учителя8­9 классов. М,1999, с. 94) 3.Умение    «Умение понимать и интерпретировать видеотекст». 1. Просмотрев м/ф «Ну, погоди!» (любой выпуск) укажите, какие   виды правонарушений совершил Заяц. 2.  Просмотрев   м/ф   «Что   случилось   с   крокодилом?»,   составьте   текст телерепортажа     для   передачи   «Криминальная   хроника»,   используя понятия   «социальная   норма»,   «социальный   контроль»,   «девиантное поведение»,   «социальные   санкции»,   «формальные   и   неформальные, позитивные и негативные санкции».                4. «Умение строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям». 1.   Сосчитайте   общее   количество   участников   правоотношений   в ниженазванных случаях. Объясните свое решение 1. Петров взял у Лукова 199 рублей в долг. 2. Крылов разрешил Иванову покататься на своем велосипеде 3. Зуев подарил Фролову картину 4. Сидоров  уступит  Петрову  право   пользоваться   товарным   знаком «Мечехвост» 5. Лямина посещает курсы изучения японского языка 6. Репетитор готовит Волкова к сдаче ЕГЭ по математике 7. Сидров купил билет  на самолет 8. Вертолет  МЧС  доставил   продукты   жителям   села,   пострадавшего   от наводнения 9. Лисицыну в платной поликлинике удалили зуб 10.Рогов оформил подписку на газету на почте 2.   Учитель   цитирует   диалог   между   Остапом   Бендером   и   миллионером Корейко, в ходе которого Бендер обращается к  Корейко «как юридическое лицо к юридическому лицу».  Соответствует   ли   данное   обращение   нормам   российского законодательства, при каких условиях оно правомерно?                5. «Умение  строить рассуждение от частных явлений к общим закономерностям». Ознакомьтесь  с  юридическими  нормами.  Определите  источник  права, в котором   они   изложены,   укажите   критерии   по   которым   вы   это определили. 1.   «Статья   7.8.   Самовольное   занятие   земельного   участка   прибрежной защитной  полосы водного объекта либо земельного участка  водоохранного объекта   влечет   наложение  штрафа   на  граждан   в  размере   от  15  МРОТ;   на должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц – от200 до 300 МРОТ» 2. «Статья 658. 1. Договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации   и     считается   заключенным   с   момента   такой   регистрации.   2. Несоблюдение   формы   договора   аренды   предприятия   влечет   его недействительность». (Право в школе/3/2008/Стр. 37)

Метапредметные задания при изучении правового раздела в курсе обществознания

Метапредметные задания  при изучении правового раздела в курсе  обществознания

Метапредметные задания при изучении правового раздела в курсе обществознания

Метапредметные задания  при изучении правового раздела в курсе  обществознания

Метапредметные задания при изучении правового раздела в курсе обществознания

Метапредметные задания  при изучении правового раздела в курсе  обществознания

Метапредметные задания при изучении правового раздела в курсе обществознания

Метапредметные задания  при изучении правового раздела в курсе  обществознания

Метапредметные задания при изучении правового раздела в курсе обществознания

Метапредметные задания  при изучении правового раздела в курсе  обществознания

Метапредметные задания при изучении правового раздела в курсе обществознания

Метапредметные задания  при изучении правового раздела в курсе  обществознания

Метапредметные задания при изучении правового раздела в курсе обществознания

Метапредметные задания  при изучении правового раздела в курсе  обществознания

Метапредметные задания при изучении правового раздела в курсе обществознания

Метапредметные задания  при изучении правового раздела в курсе  обществознания

Метапредметные задания при изучении правового раздела в курсе обществознания

Метапредметные задания  при изучении правового раздела в курсе  обществознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2018