Комитет по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области МОУ"Ново-Девяткинская СОШ №1"
Методическая разработка «Личностно ориентированные технологии на уроках
русского языка и литературы»
Верлановой Татьяны Георгиевны, учителя «Русский язык и литература
2021 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………3
1. Теоретические основы личностно ориентированного подхода в обучении………………………………………………………………5
2. Методы личностно ориентированного обучения на уроках
русского языка и литературы……………………………………….7
2.1. Частично-поисковый или эвристический метод …………………7
2.2. Метод проблемного обучения…………………………………….10
2.3. Исследовательский метод…………………………………………13
3. Формы личностно ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы…………………………………………15
3.1. Групповая форма обучения………………………………………15
3.2. Работа в парах…………………………………………………….17
3.3.Индивидуальная форма обучения………………………………..18
4. Вывод………………………………………………………………..19
5. Список использованных источников и литературы……………..20
6. Приложения………………………………………………………....21
Аннотация
В данной работе рассматриваются нестандартные задания для развития у обучающихся коммуникативной компетенции при помощи использования личностно ориентированных технологий. Работа предназначена преподавателям русского языка и литературы.
Введение
Методологическую основу ФГОС составляет системно - деятельностный подход в обучении, что ставит перед учителями такие новые задачи, как: развитие у обучающихся умений и навыков самостоятельно получать и обрабатывать новую информацию по предметам, развитие у них коммуникативных навыков, воспитание ребят в соответствии с требованиями информационного соoбщества, а также осуществлять индивидуальный подход к обучающимся и поощрять их творческую деятельность [1].
Мы знаем, что системно- деятельностный подход в образовании основан на принципе деятельности. Следовательно, учитель должен создать на уроке такие условия, при которых обучающийся сам добывает информацию, систематизирует ее, делает вывод. Если учитель в системе будет предоставлять ученику максимальные возможности для обучения и усвоения материала, у обучающегося сформируются навыки и умения рефлексировать свои знания, следовательно, осознавать свои возможности, участвовать в совместной деятельности не только с одноклассниками, но и с окружающими его людьми.
Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что ребята не только проявляют разный интерес к предметам, но и по - разному усваивают учебную программу. Для реализации системно - деятельностного подхода в обучении необходимо определить уровень усвоения учебного материала каждым учеником, после чего, для развития у них коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей использовать технологии личностно ориентированного обучения. Исходя из этого, целью работы является описание педагогического опыта использования личностно ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка.
Из вышеизложенного следуют задачи: - рассмотреть содержание личностно ориентированного обучения на современном этапе; - определить формы и методы личностно ориентированного обучения; - рассмотреть влияние данного обучения на формирование самостоятельной личности, способной адаптироваться в современном обществе.
Актуальность личностно ориентированного подхода в обучении заключается в том, что перед учителем стоит задача - воспитать всесторонне развитую, интеллектуально-творческую личность, способную принести пользу своей стране. Мы знаем, что переход к личностно ориентированному образованию происходит в соответствии с «Основными положениями Концепции модернизации российского образования», а это значит, что учитель должен создать условия для развития у воспитанников навыков самостоятельной деятельности. Обучающийся - личность, способная раскрыть свои индивидуальные способности и возможности. А этому способствует личностно ориентированный подход в обучении. Важно учесть, что отношения «учитель-ученик», «ученик-ученик» строятся на принципе сотрудничества. Следовательно, актуальность данной темы состоит в том, что преподавателю необходимо сформировать у ребят навыки приемов самостоятельного приобретения знаний, так как нашему обществу необходима яркая, грамотная, творческая личность, которая сможет не только ориентироваться в современном обществе, но и способствовать развитию этого общества.
1. Теоретические основы личностно ориентированного подхода в обучении.
Почему так важен личностно ориентированный подход для развития ученика как компетентной личности, которая должна себя проявить в различных видах деятельности, таких как: учеба, саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизни? Рассмотрим, что включает в себя понятие «личностно ориентированный подход в обучении». Прежде всего, это цели и задачи, сформулированные в Государственном образовательном стандарте, которые имеют для обучающихся личностный смысл и развивают у них мотивацию к обучению. Данный подход учитывает индивидуальные особенности ребят, что позволяет им учиться с удовольствием.
Личностно ориентированный подход в обучении существует давно. Известные нам психологи Н. А. Леонтьев, И.С. Якиманская, К. Роджерс (ему принадлежит термин «Личностно ориентированный подход») утверждали, что школа влияет на формирование развития детей, но уделяет при этом интеллектуальному развитию, но не личностному. К. Роджерс выделял два направления в образовании: авторитарное и свободное, при котором обучающиеся оказываются в спокойной комфортной обстановке, когда складываются отношения «ученик-ученик», «ученик-учитель». Образовательный процесс ученый определяет словами- это обучение и учение, т.е. обучение-воздействие учителя на обучающегося, и учение- развитие интеллектуальных и личностных особенностей ребят в результате их деятельности. С.Л. Рубинштейн также считал, что личность формируется в процессе ее же деятельности. Н. Е. Щуркова призывала учителей воспринимать ребенка таким, каков он есть, стараться понять его.
Идеями личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская) являются: - максимальное раскрытие индивидуальности обучающегося; - учение как процесс; - субъектность ученика; - усвоение знаний- средство развития ребенка с учетом его возможности. Следовательно, личностно ориентированного обучение – это обучение, выявляющее особенности ученика-субъекта, признающее его самобытность, имеющее педагогическое воздействие на основе субъектного опыта обучающегося. Можно сказать, что данное обучение - это педагогика сотрудничества, поэтому, при проведении личностно ориентированного урока, учителю необходимо: - стимулировать ребят к высказываниям, выбирая при этом соответствующие теме и цели урока; - оценивать не конечный результат, а весь процесс деятельности ученика; - планировать и подбирать разноуровневые задания с учетом индивидуальных особенностей ребят; - использовать интересные современные формы и методы учебной деятельности; - определить учеников -консультантов; - давать возможность ребятам самостоятельно оценивать свои «открытия» и неудачи; - формировать у воспитанников новые знания на основе ранее изученного материала - что является главным принципом личностно ориентированного урока. А какова роль обучающегося в данном учебном процессе? В течение всего урока он активно участвует в учебной деятельности, так: - лично для себя определяет цели и задачи, исходя из темы урока, определяет проблему; - старается найти метод решения проблемы; - выполняет задание, отделяя решение от результата; - рефлексирует свою работу, не боясь показать неудачи. Ученик имеет право на свое мнение, которое может отличаться от мнения других ребят.
Для достижения успехов в учебе ребенок должен иметь высокую мотивацию, и задача преподавателя помочь ему в этом. Наблюдения показывают, что одни ребята стремятся к успеху, преодолевая неудачи, а другие, наоборот, пытаются сохранить достигнутые, ставя перед собой легкие цели. Как правило, у таких ребят заниженная самооценка, и им требуется помощь психолога. Внимательному преподавателю можно определить мотивацию ученика, исходя из наблюдений за работой учащихся на уроке (Приложение 1). Сам обучающийся должен понимать, что успех - это эмоциональное состояние, а успешность - результат деятельности. Считаю, что созданиеучителем «ситуации успеха» на уроке ведет его воспитанников к успешности. Как же создать «ситуацию успеха»? Во-первых, на мотивационном этапе урока сформировать у ребят желание выполнить задание. Во-вторых, на организационном этапе предложить детям разноуровневые задания, которые они выполнят самостоятельно, а на результативном - надо, чтобы ученик испытал радость (успех), то есть он должен знать, что с заданием справится.
Личностно ориентированные технологии на уроках русского языка и литературы дают возможность работы с использованием ИКТ, так как учитель учит ребят работать со словом, анализировать тексты, составлять планы, кластеры, аргументировать свои высказывания.
2. Методы личностно ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы
2.1. Частично-поисковый или эвристический метод
Методы – это виды деятельности преподавателя и обучающегося обеспечивающие формирование знаний, умений, навыков для решения учебно-воспитательных задач.
Прежде, чем приступить к методу проблемного обучения, необходимо научить ученика самостоятельно выполнять отдельные этапы исследования. Л. Выготский в книге «Педагогическая психология» говорит, что необходимо предоставить «ребенку самому разбираться в сложных и запутанных обстоятельствах». Учащийся «получает…расчлененную и дозированную во времени задачу», а также «средства для разрешения задачи». «Эта система обучения всякий раз ставит ученика в положение исследователя». Л. Выготский утверждает, что это «наиболее соответствует природе воспитания мышления»[2]. Как же преподавателю предложить ученику роль исследователя? Во-первых, предложить поставить вопросы к изучаемому материалу. Например, тема урока «Причастие как часть речи»:
- Какая часть речи называется причастием?
- Что обозначает и на какие вопросы отвечает?
- Какие признаки глагола имеет причастие? А имени прилагательного?
- Какую особенность имеет причастие? (Не имеет будущего времени)
- Как изменяются причастия?
- Какова синтаксическая роль причастий в предложении?
Во-вторых, во время составления вопросов рекомендовать чертить схему.
В- третьих, по составленной схеме построить развернутый ответ. Преподаватель может дать готовую схему ( кластер, таблицу) и предложить ребятам составить по ней рассказ.
На уроках литературы использую эвристическую беседу. Так, анализируя произведение М.Горького «Старуха Изергиль» и используя технологию РКМЧП «Чтение с остановками», строим с нахимовцами гипотезу: в наше время также есть место подвигу. Рассказ делим на шесть смысловых частей. Остановлюсь на четвертом отрывке: «Тогда он повел… А лес все гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья»:
- Почему люди пошли за Данко? (Верили в него…)
- Что произошло с людьми в пути? (Обессилили, стали злиться на Данко)
- Менялось ли в пути отношение людей к Данко? Если да, то как? ( Сначала верили→ потом стали роптать→упрекать→судить)
- Как называется этот художественный прием? (Градация).
- Какой приговор вынесли усталые и злые люди Данко?
- Как описывает автор лес в данном отрывке?
- Какие художественные средства выразительности использует А.М. Горький при создании образа леса?
- По вашему предположению, как будут развиваться события дальше?
Проанализировав остальные части, нахимовцы составляют рассуждение по теме «Во имя чего (кого) Данко отдал свою жизнь?» В процессе урока нахимовцы свободно высказывали свое мнение и пришли к мнению, что и в наше время есть место подвигу. Из примеров мы видим, что суть эвристического (частично-поискового) метода - разделить проблему на подпроблемы и постепенно ее решать, причем, каждый обучающийся может идти своим путем, проявляя при этом творчество. Следовательно, на практике частично-поисковый метод позволяет преподавателю создать условия для развития у воспитанников познавательных способностей и учебной мотивации.
2.2. Метод проблемного обучения
Каждый урок начинается с определения его цели и задач, из которых вытекает проблема, для решения которой используем метод проблемного обучения. Данный метод развивает у воспитанников мыслительную и творческую деятельность, что положительно сказывается на познавательной мотивации, так как необходимо создать цепочку: проблемная ситуация→ постановка проблемы → способ решения или гипотеза→ аргументы для решения гипотезы→вывод или проверка решения проблемы. Так, во время урока литературы, тема которого «Тема памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», ребята размышляют над проблемным вопросом «Помогает ли память о прошлом жить сегодня?». В процессе работы выстроилась цепочка: выяснить, как тема памяти раскрывается в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти → фотография – это память личная и память народа (гипотеза) → фотография – это память человека и память народа. Герой В.П. Астафьева помнит добро, ценит любовь и заботу. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека (пример решения проблемы). → Да, память о прошлом помогает нам жить сегодня, потому что именно в детстве мы получаем уроки доброты, учимся быть смелыми, преодолевать трудности, любить родных и близких, любить свою землю. В. Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащая нас духовно (вывод).
Возьмем к примеру урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание корней лАг-лОж».
Построение урока по технологии проблемного обучения |
Преподаватель |
Обучающийся |
Создание проблемной ситуации |
Запишите словосочетания, обозначьте орфограммы |
РаспЕвать песни- пЕть СбЕжать вниз- бЕг ПредлОгать дружбу-предлОг |
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к проблеме |
1)Проверим написание гл. предлОгать по словарю 2)Исправим ошибку. Над какой орфограммой работали? 3) Как проверяли слова?
4) Можно ли при помощи ударения проверить последнее слово. 5) Цель нашего урока? |
1) В словаре написано предлАгать
2) Безударная гласная в корне, проверяемая ударением Безударную гласную ставили в сильную позицию. 4) Нет.
5) Изучить новое правило. |
Побуждение к гипотезе. Побуждение к проверке |
1)Посмотрите на слайд. Есть ли какие-то предположения?
2) на какие группы можно разделить слова?
3) Составьте кластер и сформулируйте к нему правило. |
Расположение войск, предлагать решение прилагать усилия , местоположение противника… - Перед Г-А или перед суффиксом А пишу А; -Перед Ж-О 2) Распределим на 2 группы и подберем свои примеры. 3) Перед Г пишу гласную А или перед суффиксом А пишу А; -Перед Ж пишу О |
Вывод. |
Какова тема сегодняшнего урока?
|
Дети формулируют тему урока, сверяют ее с материалом учебника и рефлексируют свои знания. |
Применение проблемного обучения на уроках русского языка и литературы способствует творческому усвоению знаний: основ литературоведения, анализа текста, основных понятий языкознания. Из вышеизложенного мы видим, что метод проблемного обучения предполагает целенаправленное руководство со стороны преподавателя познавательной деятельностью нахимовцев. Продуманные вопросы и алгоритмы помогают ребятам, используя изученный материал, искать ответ на проблемный вопрос, анализировать изучаемую тему, устанавливать различные соотношения и связи, а это способствует усвоению изучаемого материала.
2.3. Исследовательский метод
Задача любого учителя – создать на уроке ситуацию, при которой обучающийся сделает открытие, а это и есть суть исследовательского метода. Исследуя, ребенок приобретает навыки преодолевать трудности, самостоятельно приобретает знания, умело применяя их на практике, а также он учится быть сдержанным и работать в команде. Преподаватель является организатором формы и условия исследовательской деятельности, которую можно использовать на всех этапах обучения. Нужно учитывать, что есть три уровня исследовательского обучения:
1) Преподаватель ставит проблему, намечает пути ее решения, а учащиеся под его руководством или самостоятельно решают ее;
2) Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ему;
3) Ученик самостоятельно ставит проблему и решает ее.
Задания для исследований по форме могут быть различны: для быстрого решения в классе или во время самоподготовки, для решения в течение урока или в течение недели, месяца. Главное для ребят - уметь работать с собранным материалом, грамотно систематизировать его, логически распределить данные. Так, во время орфографической разминки, проверяя написание слова «ко/арабль», обращаем внимание на непроверяемую гласную. Определили значение слова: «корабль- крупное морское судно». Произведя морфемный анализ, установили, что корнем является все слово. К этому уроку ученик подготовил опережающее задание - этимологически исследовал данное слово (корабль). Каково же было удивление ребят, когда исследование показало: «корабль» образовано от той же основы, что и «кора», «короб», «корыто». А если «корабль» и «кора» в древние времена были родственными, то гласную в слове «корабль» можно проверить словом «корка».
Развивает логическое мышление у обучающихся такой прием, как составление проблемных задач. Например, в одной из групп возникла проблема: сколько Н пишется в наречии взволнова(н, нн)о. Решили составить грамматическую задачу. Получилось:
Дано: в наречиях на -о, -е пишется столько н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы. Доказать: сколько н пишется в наречии (говорил) взволнова(н,нн)о?
Решение:
1. Наречие образовано от прилагательного взволнованный.
2. В прилагательном пишется нн, т.к. слово заканчивается на – ованный.
Ответ: в наречии взволнованно пишется нн.
Из данного примера видно: в исследовательском обучении обучающийся сам находит решение проблемы на основе имеющихся знаний.
На уроках литературы учащиеся могут проявить себя исследователями в области изучения художественного своеобразия того или иного текста (отрывка), провести анализ двух и более произведений, а также изучить жизнь и творчество писателя. Например, в 7 классе была проведена исследовательская работа по творчеству А.П. Чехова. Ребятам было предложено сравнить изученные рассказы «Налим», «Лошадиная фамилия» и «Хамелеон». В результате приведенных фактов обучающиеся доказали, что в первых двух рассказах автор уделяет большое внимание деталям, с помощью которых он показывает существующую действительность. В рассказе «Хамелеон» А. П. Чехов с иронией рисует образ Очумелова. Далее провели сравнительную характеристику поведения хамелеона в природе и поведение главного героя. Дети обратили внимание на чеховскую недоговоренность.
Ребятам нравится исследовательская деятельность, так как они могут проявить познавательную и творческую активность. Причем, некоторые уже имеют опыт написания исследовательских работ и им интересно проявить себя в роли консультантов. Так, был проведен урок литературы «Стихи и песни о Великой Отечественной войне», во время которого ребята представили свой проект «Строка- патрон, статья- обойма», посвященный военным корреспондентам. Это долговременный проект. В ходе исследовательской работы у ребят формируются универсальные способы учебной деятельности, что способствует самоконтролю и рефлексированию.
3. Формы личностно ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы
3.1. Групповая форма обучения
В течение урока учитель может использовать несколько форм обучения - это зависит от темы урока.
Коммуникативные навыки ребят хорошо проявляются во время групповой работы (групповая форма обучения). Данная форма обучения является эффективной в деятельностном подходе к решению задач, в создании благоприятных условий для учебной деятельности, а также в формировании рефлексивных способностей.
Группы, как правило, ребята составляют самостоятельно, но иногда состав их участников меняется. Внутри группы распределяются роли: командир (распределяет обязанности), секретарь (записывает предложения ребят), иллюстратор (рисует схему, кластер, таблицу, ментальную карту), докладчик, хранитель времени (хронометрист). Выполнение задания происходит на основе обмена мнениями. Конечно же, при подготовке дидактического материала учитываются индивидуальные особенности ребят, так как от этого зависит уровень сложности заданий. В описание заданий желательно вписывать прием его выполнения, например: в виде правил, предписаний, алгоритмов. Например, тема урока «Стили литературного языка», происходит развитие не только умения анализировать текст и способность осознавать цели учебной деятельности, но и умение их пояснять. В этом ребятам помогает работа в группе (Приложение 2). Во время группой работы можно предложить мини- исследование как на уроке русского языка, так и на уроке литературы (Приложение 3,4).
Предложенные задания формируют у обучающихся умения различать свои способы действия и способы действия одноклассников, корректировать их, то есть выстраивать совместную деятельность.
Работая с учебником, ребята составляют тестовые вопросы по теоретическому материалу или «толстые вопросы», которые они вкладывают в пакет «Дружеских вопросов» и вручают его друг другу. Играя, ребята ненавязчиво усваивают теорию по теме урока, то есть происходит непроизвольное запоминание, что способствует решению проблемного вопроса.
Во время групповой работы на уроках русского языка и литературы используем метод «Квант». Один и тот же текст выдается каждой группе (Приложение 5): первая группа выбирает ключевые слова, вторая- чертит схему или интеллект-карту, третья- составляет тезисы.
В «Дебатах» нет проигравших. Это игра, воспитывающая в подростках уважительное отношение к своему сопернику (оппоненту). Выступления должны носить аргументированный характер, а для этого нужны знания. Дебаты ведет подготовленный ученик, который анализирует и корректирует высказывания выступающих. Особенно хорошо используется данный прием на уроках литературы.
3.2. Работа в парах
Отстаивать свою аргументированную точку зрения или же, наоборот, отказаться от своего мнения ребята учатся не только во время работы в группах, но и во время работы в парах. Данная работа развивает у обучающихся навыки выполнения различных действий: выдвигать гипотезу, находить пути ее решения. Работа в парах развивает взаимопонимание и ответственность.
Хороший результат дает взаимопроверка домашнего задания, во время которой ребята обмениваются выполнением практического задания, умением владеть теоретическим материалом. Например, проверяя выполнение заданного упражнения № 109 (Русский язык. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. и др.), ребята задают друг другу вопросы:
- какие причастия относятся к действительным?
- Что необходимо учитывать при написании суффиксов действительных причастий настоящего времени?
- Как согласованы действительные причастия настоящего времени с существительными? Таким образом, у каждого из учеников отрабатываются навыки анализировать, обобщать не только изучаемый материал, но и закреплять ранее изученный.
Тема «Правописание наречий» вызывает у обучающихся затруднение, поэтому полезно использовать карточку «Вопрос другу», на которой записываем наречия (любую другую часть речи) с пропусками орфограмм. Друг объясняет правописание наречий или другой части речи, обязательно используя алгоритм рассуждения, и приводит свои примеры. Всегда с большим интересом ребята создают ментальную карту (Приложение 6). Отрабатывая пунктограммы, составляется графический диктант для соседа по парте, который объясняет знаки препинания, анализирует предложения, чертит схемы. Можно давать карточки с разными заданиями, тогда произойдет обмен: Задорожнов Кирилл учит Перова Антона, а Перов Антон- Задорожнова Кирилла. Пары можно менять. Работа с карточкой «Вопрос другу» учит ребят работать с дополнительной и справочной литературой.
При написании сочинений ребята помогают друг другу, особенно при проверке написанного текста, т. к. дети чаще замечают ошибки у других, пропуская свои.
3.3. Индивидуальная форма обучения
Личностно ориентированный подход предполагает форму индивидуального обучения, что дает возможность прививать ученикам навыки самообразования, умение формулировать цель своей работы: зачем мне это надо и как оно пригодится в будущей жизни? Знаем, что дифференцированное обучение способствует развитию способностей каждого обучающегося: во-первых, учитываются психолого - интеллектуальные особенности ребенка, во-вторых, учитываются его возможности и интересы не только в области учебных предметов, но и вне. Особое место на уроке русского языка и литературы занимает словарная работа (Приложение 7) и комплексный анализ текста. Причем, воспитанники самостоятельно подбирают слова для словарных и орфоэпических «разминок», что позволяет в системе обучать правильной и выразительной речи. Ребята также составляют карточки-задания (лучше это задание давать при обобщении изученного материала), составление интеллект - карт. На каждом уроке проводится анализ текста, что позволяет преподавателю не только развивать у ребят языковое чутье, но и способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, а также готовить их к ОГЭ и ЕГЭ. Анализ текста может быть частичным или полным. (Приложение 8). На уроках литературы необходимо учить ребят не только выразительному чтению, но и выразительному пересказу, так как это помогает охватить большой текст в сжатом виде (подготовка к сжатому написанию изложения). Прием «Лови, ошибку!» развивает внимание, орфографическую и пунктуационную зоркость.
Вывод
Из вышеизложенного следует, что личностно ориентированные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, позволяют преподавателю уделить внимание каждому нахимовцу, что способствует усовершенствованию знаний, умений и навыков ребят. Создание на уроках «ситуации успеха», взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик» обеспечивает стимулирование у ребят активной познавательной и творческой деятельности, что приводит к хорошему качеству знаний.
Применение ИКТ на уроках позволяет «оживить» урок, ввести игровые моменты, заменить объяснение преподавателя, дать возможность обучающемуся выступить в роли консультанта или преподавателя.
Я уверена, что учитель должен создать условия на уроке для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала воспитанника, а это и есть суть личностно ориентированного обучения.
Список использованных источников и литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 [1]
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 671, [2]
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А.,
4. Аксенова Л.А. Развитие творческих способностей детей. – Литература в школе, № 7,2006.
5. Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся : учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 202 с
6. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне. //Методист.- 2011.-№10.-С.24-27
7. Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка // Русский язык в школе. – 2011. - №6
8. Звездина А.Я. Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении русскому языку и литературе. – Мастер – класс, № 10, 2006.
9. Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные
10. Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010.технологии. 2005. № 4.
11. Стандарты второго поколения. М., “Просвещение”, 2010 г.
12. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000
13. https://infourok.ru/statya-rabota-v-malih-gruppah-kak-interaktivniy-metod-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-431312.html
Приложение 1
Варианты поведения школьников в ситуациях стремления к успеху и избегания неудач.
Характеристики деятельности |
Обучающиеся с мотивом стремления к успеху |
Обучающиеся с мотивом избегания неудач |
Ситуация достижения |
активно ищут ситуации соревнования, риска с личной ответственностью за исход |
Избегают рискованных ситуаций, а, попадая в них, «плывут по течению» |
Цель |
Выбирают цели несколько выше средней степени трудности, успех в которых позволяет подтвердить самооценку |
Ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку |
Действия |
Настойчивы и упорны в достижении цели, действуют самостоятельно |
Склонны к поиску помощи и и поддержки, к отвлечению от деятельности (фантазированию) |
Результат |
Эффективны, в случае неудачи сохраняют или снижают уровень сложности, в случае удачи – повышают. |
Эффективны в случае легких целей. При неудаче отказываются от реалистичной стратегии |
Оценка окружающих |
Стремятся к получению обратной связи и реагируют на нее. |
Не стремятся получить информацию или игнорируют ее |
Самооценка и атрибуция причин |
Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств |
Чаще завышенная, заниженная, неустойчивая самооценка, успех рассматривает как случайность, а неудача – как проявление плохих способностей |
Планирование временной перспективы |
Умеренное реалистичное планирование, при высоком уровне достижений включается ориентация на отдаленное будущее |
Глобальное либо очень узкое планирование, уклонение от реалистичного планирования |
Приложение 2
Группа №1
1. Определите стиль речи.
Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные сучья дерев мирно белеет неподвижное небо.
1) Художественный; 2) научный; 3) разговорный.
2. Найдите ошибку в стилистическом разборе текста.
Осень – время года, продолжающееся в северном полушарии Земли со дня осеннего равноденствия (23 сентября) по день зимнего солнцестояния (22 декабря). В житейском обиходе осенью принято называть сентябрь, октябрь и ноябрь.
1) Стиль речи – научный.
2) Цель речи – передача точной научной информации.
3) Равноденствие, солнцестояние, северное полушарие – эпитеты.
Группа № 2.
1. Определите стиль данных ниже текстов.
2. Подчеркните слова и выражения, характерные для этого стиля.
3. Как называются эти языковые средства?
1) Зима на исходе. Сонно хмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет,и в полдень на них блещут лужицы.
2) – А какая Италия?
– Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты всякие растут сладкие да вкусные.
3) Италия – государство на юге Европы, на Средиземном море. Климат средиземноморский: жаркое, сухое лето и дождливая зима. Растительность южная: в горах – леса, на равнинах – поля, сады, виноградники.
Группа №3.
(1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5 – 6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло мне!
1. Из данных предложений вычлените три текста – разговорного, научного и художественного стиля. Укажите номера предложений.
Разговорный ___________Научный _______ Художественный _______
2. Укажите отличительные особенности каждого стиля.
Приложение 3
Прочитайте стихотворение поэта «серебряного века» Константина Бальмонта. Каковы особенности звуковой организации стиха. Объясните значение устаревших слов чары, чертог. Что достигается благодаря их использованию?
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
1. Запишите текст, объясните орфограммы.
2. Найдите слова, употребленные в переносном значении. Какова их роль в тексте?
3. Объясните значение слов величавый, чуждый, челн, томленье.
4. Прочитайте статьи из «Краткого словаря литературоведческих терминов»:
Аллитерация – это повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.
Грохочет эхо по
горам Как
гром, гремящий по громам (Г. Державин. Водопад)
Звукопись
– это прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения
фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене,
картине выражаемому настроению. В звукописи используются и аллитерации, и
ассонансы, и звуковые повторы. Звукопись усиливает изображение определенного
явления, действия, состояния.
Приведите примеры использования звукописи в поэтических текстах.
А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы «Питер». С-Петербург, 1997г., с 225-226.
Приложение 4
Месяц с небесного чердака
На военной службе я был во флоте. В морском дальнем походе довелось быть на большом корабле.
Шли мы и до самого краю земли дошли. Это теперь вот у земли края нет, да небо куда-то отодвинули. А в старо бывало шло время дошли мы кораблем до угла, где земля в небо упиралась, и мачтой в небо ткнули. В небе дыру прокололи.
Я на мачту, а с мачты на небо залез. А там, ну, как на всяком чердаке, хламу разного навалено кучами. Стары месяцы держаны, звезды ломаны, молнии ржавы, громы кучей навалены, грозовы тучи запасны, их я стороной обошел. Ну-ко тронь их, что будет? Хотел было попросту тучу взять на рубаху каждоденну, да подходящей выбрать не мог: то толста очень, то тонка и в руках расползается. Что взять для памяти, звезду? А что их с неба хватать!
Выбрал месяц, который не очень мухами засижен, прицепил на себя, как раз во весь живот пришёлся, как по мерке, шинель застегнул, месяца не видно.
Высунулся с неба, а корабль отошёл, до него сразу пропасть стала. Что делать? Не сидеть же век на небе? Размотал шарф с шеи, распустил его в одну ниточку, кинул вниз, начал спускаться. До конца нитки отпустился. До корабля, до палубы, верст полтораста осталось. Такой-то пустяшный кусок и скочить не столь хитро.
Вопросы и задания
1.Во многих диалектах сохранились архаические черты русской грамматики. Найдите в этом тексте такие черты. Вспомните аналогичные примеры из сказок.
2.Можете ли вы выдуманные слова отличить от диалектных.
3.Являются ли сказуемыми все краткие формы в предложении: … месяцы держаны, звёзды ломаны, молнии ржавы, громы кучей навалены, грозовы тучи запасны… 4.Почему в двух предложениях стоят разные знаки препинания? Является ли второе предложение вопросительным? Что взять для памяти, звезду? А что их с неба хватать! В.В. Луковицкий. Художественный текст на уроках русского языка. 5-9 классы. «Русское слово» . 43-44.
Приложение 5
Создавая флот, Пётр I не только корабли строил, но и заботился о подготовке для него первоклассных специалистов. Была открыта специальная навигацкая школа, в которой готовились первые моряки русского флота.
Нелегко жилось воспитанникам навигацкой школы.
По указу Петра эта школа (полное её название было «Школа математических и навигацких наук»), открытая в 1701 году, должна была выпускать не только образованных моряков, но и топографов, артиллеристов, горных мастеров, строителей. В ней училось полтысячи человек.
Пребывание в школе не ограничивалось определённым сроком, каждый учился до тех пор, пока не усваивал все «премудрости наук». Воспитанников школы держали в большой строгости. Лентяев, не подготовивших заданный урок, били во дворе батогами и плетьми. Школяров, пропустивших занятия, наказывали рублём. В школьных правилах было записано: «За первый пропущенный день – 5 рублей, за второй – 10, за третий и последующий дни – по 15 рублей за каждый день». А на 10 рублей в то время можно было прожить целый месяц.
Неудивительно, что дисциплина в навигацкой школе была отменной. Из неё выходили специалисты, хорошо знающие своё дело.
163 слова В. Мезенцев
Задание группам:
первая группа выбирает ключевые слова, вторая- составляет схему или интеллект-карту, третья- записывает тезисы.
Шипицына Г.М. Русский язык: Изложения и сочинения. 8 кл. – М.: Дрофа, 2000. – 224 с.
Приложение 6
Приложение 7
Авангард, аллюр, амбразура, бастион, Вестовой, вицмундир, гарнизон, инфантерия, авиасъемка, адъютант, фельдъегерь, фельдмаршал, флигель-адъютант, колонна, фортификация, штуцер, капитуляция, контратака, камергер ,канонада , пьедестал, декларация, дислокация, ефрейтор, гаубица, генералиссимус, генеральная баталия, вестовая пушка.
Приложение 8
Музыка
(1)Последней военной осенью я стоял на
посту возле пушек в небольшом польском городке. (2)Это был первый иностранный
город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных
наших городов. (4)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило
листву, бумагу, сажу. (5)Над городом мрачно стоял купол пожара.
(6)Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (7)И только пожары
укрыть не могла.
(8)Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа.
(9)От дома при бомбёжке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на
них сухощёкими мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами.
(10)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой,
слушая одинокий среди войны орган.(11) Когда-то, после того как я послушал
скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (12)Глупый был.
(13)Малый был. (14)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более
ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (15)И потому, должно быть,
музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а те её
взлёты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце и стали
им самим, и то, что пугало в детстве, было вовсе не страшно.
(16)Да-а, музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет
слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась
любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как
огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то
качалку. (18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной
изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто
повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то,
заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к
горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым,
чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.
(По Б. Л. Васильеву)
II. Работа по тексту
1. Докажите, что данный отрывок является текстом.
2. Определите тему, идею (основную мысль) текста.
3. Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ.
4. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?
(Эпитеты: скорбными глазами, одинокий
орган, изуродованные дома, ненавистного, проклятого слова, детская жалость,
грязная изнанка, вечное небо.
Сравнения: музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома.
Метафоры: купол пожара, сорваны одежды.
Олицетворения: ночь укрыла, музыка звала, не плакала, заставляла.
Эмоциональные выражения: музыка закаменела; взлёты к небу, к звезде;
растворилась в сердце; горло сдавило, стиснуло; древний боевой клич; горящие
развалины.)
5. С какой целью автор использует их в тексте?
(Эти средства помогают почувствовать настроение героя, передать его чувства: взволнованность, горечь, любовь; воздействуют на читателя, заставляя его сопереживать герою.)
6. Подберите синонимы к словам.
Восторг – радость, ликование, торжество,
праздник, восхищение.
Плакать (нейтр.) – рыдать, хныкать, стенать ( разг.), выть (простореч.).
Вечный – бессмертный, неумирающий, неугасимый, непреходящий, неувядающий,
нетленный, немеркнущий, бессрочный, постоянный.
– Уместна ли в тексте замена слов этими синонимами?
(Нет, каждое слово в тексте значимо, замена приведёт к искажению авторской мысли.)
7. Найдите в тексте причастия.
– На что указывает обилие причастий в тексте?
(Указывает на книжный стиль, причастия придают речи выразительность.)
8. Выполните по тексту тест
1. В каком предложении наиболее полно отражена основная мысль?
1) 14 2) 15 3) 16 4) 18
2. К какому типу речи относится текст?
1. рассуждение
2. описание с элементами рассуждения
3. повествование с элементами описания
4. повествование с элементами рассуждения
4. Укажите способ образования слова бездомных (предложение №6).
1. приставочный
2. суффиксальный
3. приставочно-суффиксальный
4. сложение
5. Какой частью речи является слово мрачно (предложение №5)
1. наречие
2. краткое прилагательное
3. категория состояния
4. краткое причастие
6. В составе какого предложения нет обособленного определения?
1) 4 2) 8 3) 9 4) 17
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.