«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Оценка 4.8

«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Оценка 4.8
docx
03.11.2020
«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Доклад на УМС учителей русского языка и литературы.docx

Отдел образования администрации города Снежное
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №4
г. Снежное
Донецкой Народной Республики

 

 

 

Доклад

«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                       Подготовила:

учитель русского языка и литературы

                                                                         Шаблакова Светлана Сергеевна

 

 

2020 г.

СЛАЙД 1 «Метапредметный подход в обучении на уроках русского языка и литературы»

СЛАЙД 2 Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа всё производит из корня и более ни откуда. Ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – всё это рождается только от корня». Следовательно, правильно обучать учащихся – это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией.

СЛАЙД 3 С чем мы сегодня познакомимся:

1)      Что такое метапредметы?

2)      Что такое метапредметность,  метадеятельность, метазнания, метаспособы?

3)      Какие существуют пути обеспечения принципа метапредметности в школе?

4)      Какие технологии способствуют формированию                                          метапредметных               результатов?                                                                               

5) В чём актуальность данной проблемы при изучении предметов «Русский язык» и «Литература»?

Сегодня с вашей помощью я постараюсь продемонстрировать те способы работы, которые  ежедневно использую в своей педагогической практике. Её основу составляют концепции, которые раскрывают закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся.

СЛАЙД 4 Модернизация  образования направлена не только на изменение изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала   методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия. Это напрямую связано с введением метапредмета на уроках.

СЛАЙД 5. В тексте Государственного общеобразовательного стандарта общего образования цели и образовательные результаты обучения представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном.

СЛАЙД 6 Что же входит в понятие «метапредмет» и «метапредметное обучение»?  Сегодня понятия «метапредметное обучение»  и «метапредмет» приобретают особую популярность,  так как  метапредметный подход заложен в основу новых стандартов, включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников. Согласно ГОС, метапредметная деятельность  сводится к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным  общеучебным  действиям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке.

СЛАЙД 7 Современный  образовательный процесс предполагает развитие у учащихся творческих способностей.  Метапредметный подход   диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в идее творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении любого предмета. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций) и обладающие огромным творческим потенциалом, должны стать эффективным инструментом в руках учащихся для дстижния метапредметных результатов. авнению, анализу, синтезу, контролю, оценке.

СЛАЙД 8 Метапредметный подход предполагает, что ребенок в процессе обучения не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные учебные действия –УУД- и с их помощью сможет сам добывать информацию в мире.

СЛАЙД 9 Существуют различные виды метапредметов: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»

     В рамках метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).

       В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать

        Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.

        На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания  деятельностных процедур достижения цели.

СЛАЙД 10 Метапредметная  учебная  деятельность – деятельность, обеспечивающая  процесс  обучения  в  рамках  учебного  предмета, осуществляемая  в  особых  образовательных  ситуациях, направленных  на  формирование  универсальных учебных действий:

ü  Личностные (самоопределение, смыслообразование  и  мотивация, нравственно-этическая  ориентация ).

ü  Коммуникативные (взаимодействие, сотрудничество).

ü  Познавательные (общеучебные,  знаково-символические; логические, постановка и  решение  проблем).

ü  Регулятивные (целеполагание, планирование,                                    прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая  саморегуляция).

СЛАЙД 11 Метаспособы - это методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач.

Метаумения – это присвоенные                 метаспособы:             общеучебные,    междисциплинарные  (надпредметные), познавательные знания и умения.

СЛАЙД 12 Что следует понимать под метапредметным уроком?

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося. Знания, полученные на метапредметном уроке, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».

Метапредметный урок – разновидность и высшая форма  компетентностно – ориентированного  занятия.

СЛАЙД 13 Метапредметный урок - это  не  передача  суммы сведений  в  той  или  иной учебной области, а  воспитание личностных компетенций  обучающихся.

Метапредметный урок – это  переход  от  традиционной  технологии   к  технологиям  нового   поколения, главная  суть    которых  в  личностно-ориентированной направленности.

Каким должен быть МП урок?

• Урок должен быть проблемным и развивающим.

 • Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.

• Повышенный уровень сложности, проблемный , поисковый , исследовательский характер.

• Выводы  на уроке делают сами учащиеся.

 • Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.

 • Задание предполагает создание учеником   личного образовательного продукта, а не получение  требуемого ответа или отыскание известного решения.

 • Планирование обратной связи – рефлексии

Результаты деятельности ученика и учителя:

Афиша, буклет, альбом; Плакат, открытка, рисунок; Газета, журнал,  титульный лист; Реферат, доклад, сообщение, отчет; Фото, видеофильм, спектакль; Схема, таблица, график, диаграмма; Сочинение, сказка, рассказ, эссе, стихи; Макет, модель, муляж, символ, изделие; Продукт, вещь (мебель, одежда и т.д.); План, программа, сценарий; Алгоритм, компьютерная программ

Метапредметные технологии:

• проектная и исследовательская деятельность; • ТРКМЧП (критическое мышление); • ИКТ  технологии, • интегративная технология; • технология «Дебаты»; • обучение в сотрудничестве (парная, групповая  работа); • личностно –ориентированные технологии .

Формы метапредметного урока

• дискуссия • семинар • лабораторный практикум • деловая или ролевая игра • проектная и исследовательская деятельность • интегрированный урок • проблемная лекция

На метапредметном  уроке

ведется работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а деятельностных способов  работы со знаниями; на МП уроке происходит формирование ключевых компетенций : • информационной (способ получения и обработки информации на самом высоком уровне), • коммуникативной (работа в группах по извлечению информации), • компетенции личностного самосовершенствования.

Структурные элементы МП урок

• Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь. • Коммуникация. • Осмысление (реализация) –непосредственный контакт с новой информацией. • Взаимопроверка и взаимоконтроль. • Рефлексия –осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал..

СЛАЙД 14 Метапредметные  образовательные  результаты – УУД,
освоенные  обучающимися  на  базе  нескольких  или  всех  учебных  предметов  обобщенные  способы деятельности, применимые  как  в  рамках  образовательного  процесса, так и  в  реальных  жизненных  ситуациях (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные).

СЛАЙД 15 Таким образом, все определения можно считать правомерными, поскольку в них выделяется идея универсальности, указывается на интегративный характер умений, называемых метапредметными. Под термином «метапредметные умения» мы подразумеваем некие универсальные умения, обеспечивающие творческую реализацию учащихся в различных родах учебной деятельности и при решении жизненно важных задач.

СЛАЙД 16 Метапредметные результаты изучения предметов «Русский язык» и «Литература» в основной школе проявляются в:

1.      умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

2.      умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

3.      умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

СЛАЙД 17 Метапредметные технологии включают:

ü  проектную и исследовательскую деятельность

ü  критическое мышление

ü  ИКТ технологии

ü  интергративная технология

ü  технология «Дебаты»

ü  обучение в сотрудничестве (парная, групповая работа)

ü  личностно-ориентированные технологии

СЛАЙД 18 Использование метапредметных технологий в преподавании позволяет учащимся саморазвиваться, самосовершенствоваться путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Метапредметный подход предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования. Если обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, то на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками). Таким образом, сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

СЛАЙД 19 Особенность современного процесса обучения заключается в его нацеленности на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в их единстве. Построенный на деятельностной основе, этот процесс реализует четырёхкомпонентную модель компетентностно ориентированного образования, включающую знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения. Таким образом, этот процесс не может быть обеспечен какой-то определённой технологией или одной, наиболее оптимальной для него, группой методов. Необходима взаимосвязь различных методов обучения, их взаимодополнение и взаимоусиление. Многообразие методических форм и приёмов позволяет интенсифицировать работу на уроке.

СЛАЙД 20 Какие метапредметные технологии использую я в своей педагогической деятельности?

СЛАЙД 21 Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определённой проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

СЛАЙД 22 Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день  видов обучающих технологий  является проектная деятельность учащихся, позволяющая реализовать большой творческий потенциал и ученика, и учителя. Особо хочется здесь подчеркнуть роль учителя, которую в данном случае                             переоценить невозможно: руководитель, консультант, советчик, критик, воспитатель, помощник. 

СЛАЙД 23 Проектная деятельность - эффективный способ обучения:

ü  Работа ученика мотивирована (проект выполняется на тему,  заинтересовавшую ученика).

ü  Проектная работа выполняется в удобное для ребенка время (в основном в домашней обстановке, без «принуждения и понукания»).

ü  Взрослые (учителя и консультанты) воспринимаются учеником в качестве единомышленников, советчиков, помощников; поучение сменяется сотворчеством; резко возрастает самооценка учащегося.

ü  Работа над проектом вызывает необходимость применять разнообразные источники информации, способы ее обработки.

СЛАЙД 24 Проектная деятельность позволяет раскрыть разнообразные способности ребенка, т.к. работу нужно оформить должным образом, лично представить на суд зрителей, а также защищать и отстаивать свою точку зрения в общении со сверстниками и взрослыми. В ходе работы ученик приобретает навыки организации собственного труда, осознает роль самодисциплины. Ученику предоставляется возможность посмотреть    работы других участников конкурсов, где  демонстрируется проект, оценить свою работу, сравнить с другими, перенять опыт.

СЛАЙД 25 Расширяется круг интересов и общения ученика. Идет интегрированное обучение с другими учебными предметами и с самой жизнью. Работа над проектом обучает «по-взрослому» создавать, созидать и получать вполне ощутимый конечный результат, полезный, нужный людям объект, соответствующий «взрослым требованиям». Следовательно, дает возможность ученику найти себя в    конкретной  жизненной ситуации, а это метапредметные связи.

СЛАЙД 26 По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты. По продолжительности проекты классифицируются следующим образом: мини-проекты, краткосрочные проекты, недельные и годичные проекты.

СЛАЙД 27 В своей практике я чаще всего использую мини-проекты и краткосрочные проекты. Каждый проект соответствует определённым требованиям, в которые входят:

1.      наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической;

2.      планирование действий по разрешению проблемы;

3.      исследовательская работа учащихся.

Данная форма обучения многогранна, эффективна и перспективна. Применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы: соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

СЛАЙД 28 Практическая часть.Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с формированием мировоззрения учащихся. Читая лучшие произведения литературы, учащиеся могут понять многие нравственные ценности.

СЛАЙД 29 Приступая к изучению жизненной и творческой судьбы А.И. Солженицына, даю возможность учащимся познакомиться с подлинными документами, связанными с судьбой писателя, обращаясь к дополнительным источникам,. Предлагаю сформулировать проблемы, заинтересовавшие ребят. Что нам интересно?

СЛАЙД 30 Отвечая на данный вопрос, учащиеся наметили пути работы над проектом «Жизнь и творчество А.И. Солженицына»:

Место произведений А.И. Солженицына в современном литературном процессе.

В чём заключается обвинительная сила произведений Солженицына?

Что полезного может дать прочтение произведений писателя?

Часто ли ваши сверстники и родители читают произведения Солженицына?

СЛАЙД 31 Определив круг вопросов, заинтересовавших ребят, намечаем три группы исследователей: биографы, историки, литературные критики. По желанию учащиеся выбирают роли, которые они будут выполнять в создании проекта. Затем подбираем круг вопросов, на которые необходимо обратить внимание представителям каждой группы:

СЛАЙД 32 Биографы:

1.      Влияние семьи на формирование взглядов будущего писателя.

2.      Великая Отечественная война – трагический поворот в жизни Солженицына.

3.      Испытания на прочность в лагерях.

4.      «Оттепель» - духовный подъём в жизни, нашедший отражение в творчестве Солженицына.

5.      Владимирские страницы жизни.

6.      Диссидент №1.

7.      Возвращение в Россию.

СЛАЙД 33 Литературные критики:

1.      Какова история создания и публикации рассказов «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор»?

2.      Какова роль эпиграфов?

3.      Темы, сюжеты, проблематика и герои рассказов Солженицына.

4.      Проблема ответственности человека за свою судьбу.

5.      Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни.

6.      В чём символический смысл названий произведений писателя?

7.      Тема настоящего и будущего русской деревни в рассказах Солженицына.

8.      Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве.

СЛАЙД 34 Историки:

1.      Как общественно-политическая ситуация 1950-х -60-х годов повлияла на содержание малой прозы А.И. Солженицына?

2.      Солженицын о роковом историческом смысле революции 1917 года.

3.      Солженицын об устройстве России.

СЛАЙД 35 Делаю установку перед началом создания проекта: чтобы добиться успехов, каждый из нас должен стать пытливым, внимательным читателем, который так нужен писателю. В процессе работы над проектом деятельность учащихся проходила следующие этапы:

1) «погружение» в проект (формулировка темы, целей, задач исследования);

2) организация деятельности (формирование групп, определение цели и задач каждой группы, роль каждого участника исследования);

СЛАЙД 36 3) осуществление деятельности (изучение информации по теме, знакомство с документами, первоисточниками, обработка материала, представление результатов в виде презентации, доклада);

4) презентация проекта: аргументированное изложение результатов групповой и индивидуальной самостоятельной работы; 5) оценка проекта по следующим критериям: - исследовательский характер работы; - умение работать с первоисточниками; - грамотность и логичность изложения; - мастерство презентации (культура речи, наглядность, иллюстративность и др.).

СЛАЙД 37 Создание проекта – это  настоящее обучение с увлечением.

В  ходе работы над проектом формируются следующие   метаумения:

теоретическое мышление,

навыки переработки текста,

критическое мышление, 

творческое мышление,

регулятивные умения

(планирование, определение целей,  формулирование гипотез), качество мышления (гибкость, способность к широкому переносу).

СЛАЙД  38 Проектная деятельность отвечает всем  требованиям ГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов и полностью соответствует метапредметному обучению.

СЛАЙД 39 В качестве результата метапредметного обучения повышается уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Используя на уроках русского языка и литературы метапредметной технологии, мы формируем мировоззрение учащихся, помогаем понять, что такое свобода выбора, совесть, настоящая любовь, ответственность, т.е. формируем общекультурную и гражданскую личность, что и является задачей сегодняшней школы.

СЛАЙД 40 Так как в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения правильно общаться, от знания приёмов речевого воздействия, убеждения, актуален выбор эффективных технологий, способствующих развитию лингвистической познавательной активности учащихся. Метапредметные технологии помогают создавать условия для достижения успешности всеми учащимися.

СЛАЙД 41 Нина Громыко (к.ф. н., разработчик метапредметного подхода) писала: «Метапредметы – это не заумно и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться».

Мы, учителя, народ легко обучаемый, привычный к нововведениям, поэтому и метапредметность освоим!!!

СЛАЙД 42 Спасибо за внимание! Желаю удачи!


 

Отдел образования администрации города

Отдел образования администрации города

СЛАЙД 1 «Метапредметный подход в обучении на уроках русского языка и литературы»

СЛАЙД 1 «Метапредметный подход в обучении на уроках русского языка и литературы»

СЛАЙД 8 Метапредметный подход предполагает, что ребенок в процессе обучения не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные учебные действия –УУД- и с их…

СЛАЙД 8 Метапредметный подход предполагает, что ребенок в процессе обучения не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные учебные действия –УУД- и с их…

СЛАЙД 13 Метапредметный урок - это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций обучающихся

СЛАЙД 13 Метапредметный урок - это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций обучающихся

Структурные элементы МП урок •

Структурные элементы МП урок •

СЛАЙД 19 Особенность современного процесса обучения заключается в его нацеленности на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в их единстве

СЛАЙД 19 Особенность современного процесса обучения заключается в его нацеленности на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в их единстве

Следовательно, дает возможность ученику найти себя в конкретной жизненной ситуации, а это метапредметные связи

Следовательно, дает возможность ученику найти себя в конкретной жизненной ситуации, а это метапредметные связи

Влияние семьи на формирование взглядов будущего писателя

Влияние семьи на формирование взглядов будущего писателя

СЛАЙД 38 Проектная деятельность отвечает всем требованиям

СЛАЙД 38 Проектная деятельность отвечает всем требованиям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2020