Конспект урока
Метапредметный урок по физике в 7 классе
Подготовила учитель физики МОУ СОШ п.Соцземледельский Балашовского района Саратовской области
Воронова Елена Юрьевна
Тема урока: Плотность вещества
Планируемые результаты
изучения:
- предметные: дать понятие плотности вещества; вывести формулу для определения плотности; научить учащихся пользоваться таблицей плотностей.
- метапредметные:
образовательные: познакомить учащихся с физической величиной плотность вещества;
познавательные: понимать физическую величину плотность как форму, которая имеет различное содержание.
развивающие: формировать умения определять массу тела теоретически и экспериментально; выделять главное, существенное в изучаемом материале;
воспитательные: развивать умения взаимодействовать, высказывать свою точку зрения, продолжить формирование научного мировоззрения,
способствовать развитию внимания, наблюдательности; формированию устойчивого познавательного интереса к изучению физики.
- коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и работает в группах с учетом конкретных учебно - познавательных задач.
Тип урока: изучение нового материала, носит исследовательский характер.
Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.
Методы обучения: проблемно - поисковый метод, исследовательский метод, практический метод, демонстрационный метод.
Формы работы: фронтальный эксперимент, групповая , индивидуальная, работа в парах.
Педагогические технологии: системно-деятельный подход, ИКТ, проблемное обучение,
Необходимое оборудование: весы, тела, сделанные из различных материалов, презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент: приветствие.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Мигеля де Сервантеса «В любой науке, в любом искусстве лучший учитель - опыт»
- Как вы понимаете смысл этих строк?
2. Актуализация знаний:
- Назовите тему прошлого урока (Масса тела)
- С помощью чего измеряют массу тела? (весов)
- Назовите единицу измерения массы (килограмм, грамм, тонна)
- Разгадать Ребус (название темы урока) (плотность)
,,,
- Ребята, а как по вашему, что означает это для вас новое слово?
3. Мотивация познавательной деятельности:
Сейчас поделитесь на две группы. Представьте что вы группа исследователей. Перед вами рычажные весы, набор гирь, линейка, таблица для заполнения и два тела. У первой группы тела, изготовленные из дерева, а у второй – из металла. Посмотрите внимательно на таблицу и ответьте на вопрос – что вы сможете найти? (массы тел, рассчитать объемы, найти отношение массы к объему)
Организация самостоятельного «открытия» знаний по плану изучения физической величины:
Таблица
№ |
Масса тела, г |
Объем, см3 |
m/V, г/ см3 |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
4. Результаы исследования
Каждая команда после работы озвучивает свои результаты.
- Ребята, какой вывод можно сделать из проведенной работы? (для каждого вещества отношение массы к объему будет постоянной)
Это отношение имеет свое название – плотность.
Изучение новой темы:
Ученики работают в парах с учебником и отвечают на следующие поставленные вопросы. (вопросы написаны на доске заранее, каждой паре свой вопрос)
1.Определение физической величины
2.Обозначение
3.Формула
4.Единицы измерения физической величины
5.Способы измерения
6.Практическое значение или применение
Установить, что: плотность различных веществ различна; плотность одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях различна; плотность зависит от молекул, от расстояния между молекулами.
Ученики по очереди зачитывают ответы на вопросы и все записывают. Запишем в тетрадь следующее
Плотность обозначается буквой ρ, читается «ро»
Предлагаю вам потренироваться в написании этой новой для вас буквы. Запишите ее в одну строчку, а я проверю правильность написания.
- Кто назовет мне формулу плотности вещества?
- Каковы единицы измерения плотности вещества?
ρ = [кг/м3]
Запишите себе в тетради формулу, определение и единицу измерения плотности.
Существует специальный прибор для измерения плотности жидкости. Он называется ареометр.
Плотности определены практически для всех веществ и внесены в специальные таблицы, которые у нас к учебнике. Это – твердые, жидкие и газообразные вещества)
5. –Ребята, а вы знаете, что плотность есть не только у тех веществ, которые записаны в таблице.
1) Плотность в растениеводстве плотность ( овощей и круп)
2) Плотность в кондитерской промышленности ( сладостей)
3) Плотность в животноводстве (сено, солома)
4) Плотность (мясная промышленность)
5) Плотность в молочной промышленности (молоко, масло, сметана)
6) Насыпная плотность зерна и круп.
Давайте вместе с вами ознакомимся с исследовательской работой по физике, которую выполнял один из учеников нашей школы, в которой вы познакомитесь с практическим применением плотности. И может у кого-то из вас возникнет желание выполнить проектную и исследовательскую работу по теме «Плотность», которую можно рассматривать с различных сторон, о которых не сказано в учебнике и у вас появится желание знать больше.
6. Первичное закрепление темы:
Сейчас я вам задам несколько вопросов, а вы ответите мне.
1) Возьмём пластилин массой 100 г и 200 г. Будет ли отличаться их плотность? (нет)
2) Плотность для каждого вещества постоянна? (да)
3) Будет ли меняться плотность вещества, если тело перемещать вверх, вниз, влево, вправо? (нет)
4) Плотность золота больше плотности серебра? (да)
5) Плотность это скалярная величина? (да)
6) С помощью весов уравновешены два тела. У второго тела больше плотность (да)
7. Решение задач:
Откройте задачник по физике (Генденштейн Л.Э.)
Решим следующие задачи со страницы 79 (выходит к доске 1 ученик)
№13.11
Дано: Решение:
m=109,5 г
V=15 см3 ρ=109,5/15= 7,3 г/см3
ρ=? Ответ: олово
№13.12
Дано: Решение:
V=120 см3
ρ=7,8 г/см3 m=ρ*V=7,8*120=936 г
m=? Ответ: 936 г.
8. Профориентационная работа
Профессии в которых можно применить знания по теме «Плотность вещества»: изготовитель аккумуляторов и стройматериалов, текстильщица, ювелир, кондитер.
9. Рефлексия:
Я предлагаю вам выбрать один вопрос и ответить на него.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я научился…
- я смог…
- меня удивило...
Если вы оцениваете свое настроение на «отлично», то поднимите красные карточки.
10. Домашняя работа:
Параграф 13 читать, отвечать на вопросы в конце параграфа (устно)
№13.18, №13.19 решать (письменно)
Работа в группах
Таблица для работы с деревом
№ |
Масса тела, г |
Объем, см3 |
m/V, г/ см3 |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
Брусок №1
1) Рассчитать массу бруска, значение записать в таблицу.
2) Рассчитать длину бруска (а=_____см)
3) Рассчитать ширину бруска (b=_____см)
4) Рассчитать высоту бруска (с=_____см)
5) Вычислить объем бруска V=а*b*c, значение записать в таблицу.
6) Разделить полученную массу на объем, записать в таблицу
Брусок №2
1) Рассчитать массу бруска, значение записать в таблицу.
2) Рассчитать длину бруска (а=_____см)
3) Рассчитать ширину бруска (b=_____см)
4) Рассчитать высоту бруска (с=_____см)
5) Вычислить объем бруска V=а*b*c, значение записать в таблицу.
6) Разделить полученную массу на объем, записать в таблицу
Работа в группах
Таблица для работы с металлом
№ |
Масса тела, г |
Объем, см3 |
m/V, г/ см3 |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
Брусок
1) Рассчитать массу бруска, значение записать в таблицу.
2) Рассчитать длину бруска (а =_____см)
3) Рассчитать ширину бруска (b =_____см)
4) Рассчитать высоту бруска (с =_____см)
5) Вычислить объем бруска V =а*b*c, значение записать в таблицу.
6) Разделить полученную массу на объем, записать в таблицу
Цилиндр
1) Рассчитать массу цилиндра, значение записать в таблицу.
2) Рассчитать диаметр цилиндра (D =_____см)
3) Рассчитать длину цилиндра (l =_____см)
4) Вычислить объем бруска , где π = 3,14, значение записать в таблицу.
5) Разделить полученную массу на объем, записать в таблицу
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.