Метод наглядного обучения в географии

  • docx
  • 24.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья Лункиной.docx

 

 

МЕТОД НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ

 

Лункина Елена Викторовна

МАОУ «Медико-биологический лицей»,

учитель географии

г. Саратов

E-mail: lunlen032901@yandex.ru           

 

Аннотация: в статье рассматривается  метод наглядного обучения в школьной географии, автор делится опытом работы по данному вопросу, приемами  самостоятельного создания наглядных пособий.

Ключевые слова: метод наглядного обучения, картографическая наглядность, образная наглядность, схематическая наглядность, натуральная наглядность.

 

География – это единственный школьный предмет, который способствует  формированию у детей  целостного представления об окружающем мире. Учить географии без наглядных пособий невозможно. Даже самые красочные словесные описания не заменят визуального представления географического объекта или территории. По мнению специалистов около 50% людей относятся к визуалам, т.е. воспринимают информацию через зрительные образы. Поэтому, принцип наглядности не потерял актуальность в современной школе.

Наглядные пособия позволяют повысить интерес к изучаемому предмету; облегчают процесс получения знаний; сокращают время изложения материала; расширяют и углубляют представление об изучаемом объекте или явлении.

Выделяют несколько видов  географических наглядных пособий: картографические, образные (картины, модели, макеты, фотографии), схематические (схемы, таблицы, диаграммы),  натуральные (коллекции).

Главным средством наглядности при изучении науки о Земле была и остается географическая карта. В ходе оформлении лицейского кабинета географии стояла задача:  найти пособие, которое будет постоянно «работать» на уроке. В результате создана настенная карта «Природные святыни России», в основу которой положены тематическая карта  «Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного наследия» и «Физическая карта России». Акцент сделан на объектах Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, расположенных на территории нашей страны. Карта снабжена фотографиями-сносками, которые пронумерованы и привязаны к конкретной местности. С  их помощью ребята могут сформировать образ самых известных природных святынь, увидеть их местонахождение. Данная настенная  карта (М 1:8 000 000) стала незаменимой на уроках при изучении различных тем с 5 по 9 класс.

Постепенно кабинет географии пополнился макетами, созданными промышленным способом, которые позволяют представить рельеф дна Мирового океана, процесс движения литосферных плит, вулканизм, образование складчатости. Макет «Рельеф суши»  помогает доступно объяснить учащимся 6 класса тему «Изображение неровностей Земли на плане местности», понятие «горизонталь», «крутизна и экспозиция склонов». Со временем появились макеты, сделанные руками детей  («Внутреннее строение Земли», «Вулканы», «Рельеф Австралии», «Жилища народов Северной Америки»). Лучшие из них используются на уроках в качестве наглядных пособий.

Иллюстрации (рисунки учебника, учебные картины, графики, диаграммы, таблицы, фотографии) наиболее  доступный и быстрый способ  представить географическую информацию. Работы учеников могут  успешно применяться  для данной цели. Например,  в рамках недели естественных наук в лицее была организована выставка фоторабот «Мир вокруг нас». Лучшие фотографии в номинациях «Живая природа», «Удивительный ландшафт» и «Природные явления» стали не только победителям конкурса, но и применяются на уроках географии и биологии в качестве наглядности.

Работая над  проектом, важно представить результат исследования. Чаще всего для наглядности  используют мультимедийную презентацию.  Ее можно успешно заменить проектным листом, где с помощью фотоколлажа, графическим или художественным способом показывается природная зона, страна, народ. Проектный лист оформляется  во время урока, либо как домашняя работа.  В кабинете собрана копилка проектных листов с разнообразным видением одних и тех же территорий Земли.  

Натуральные объекты - один из лучших видов наглядных пособий. При работе с ними  учебная информация поступает по нескольким каналам, что делает обучение более убедительным и достоверным. Коллекции «Топливо», «Металлы и сплавы», «Чугун и сталь», «Каменный уголь и продукты его переработки» помогают девятиклассникам понять материал по теме «Межотраслевые комплексы»  в 9 классе.

Наглядные пособия для изучения географических тем могут создаваться в процессе внеклассных мероприятий. Например, в рамках традиционного лицейского проекта «Радужная неделя» классные коллективы создавали визитные карточки городов России. В конкурсе «Народы России» каждый класс совместно с родителями организовывал быт, готовил  костюмы, национальные блюда, выбранного по жребию коренного народа. В результате раскинулась настоящая национальная деревня, где каждый ребенок стал участником яркой картины. Лучшей наглядной модели, которая была создана путем коллективного творческого дела, трудно представить. Ученики с 5 по 11 класс смогли увидеть национальные особенности 22 коренных народов нашей страны.

Наглядные пособия для изучения географии могут быть успешно созданы  самими учащимися. Используя методику наглядного обучения, учитель перестает быть главным источником информации и  превращает работу на уроке  в совместный интересный поиск.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru