Метод проекта при работе с письменными историческими источниками на уроках истории
Оценка 4.8

Метод проекта при работе с письменными историческими источниками на уроках истории

Оценка 4.8
docx
04.11.2021
Метод проекта при работе с письменными историческими источниками на уроках истории
Маркевич М.Ю. Метод проекта при работе с письменными источниками на уроказх истории.docx

Маркевич Михаил Юрьевич

учитель высшей квалификационной категории

МКОУ «Глубокинская ООШ

Шадринского района Курганской области»

 

 

Метод проекта при работе с письменными источниками на уроках истории

 

 

В настоящее время накоплен богатый опыт инновационных систем обучения истории, среди которых можно выделить:

·         Лабораторную систему обучения истории;

·         Проектную систему обучения;

·         Интегрированную (комплексную) систему обучения;

·         Обучение в сотрудничестве;

·         Вальдорфскую педагогику.

Мы считаем, что метод проекта является одним из определяющих, так как является личностно ориентированным, предоставляет большую творческую свободу и способствует формированию не только предметных, но и метапредметных и личностных достижений. Исходя из этого, в ходе реализации проектного метода обучения формируются универсальные учебные действия школьников.

Под проектом понимается набор различных приемов и методов деятельности учащихся, происходящих в определенном порядке и направленные на достижение конкретного результата в соответствии с поставленной целью.

Проектное обучение направлено на осуществление учащимся определенных действий, которые приведут к решению той или иной теоретической или практической проблемы. В итоге такой деятельности должны появиться появляются результаты, основанные на приобретении опыта, синтезе полученных знаний, формировании компетенций. Это будет внутренний результат проектной деятельности. А продукт практической деятельности учащегося будет являться внешним результатом.

Целью проектногообучения является необходимость создания таких условий в результате которых учащиеся:

·                     самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

·                     учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

·                     приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

·                     развивают у себя различные исследовательские умения, как например умение выявить проблему, навыки сбора информации, наблюдения, анализа гипотез, обобщения;

·                     развивают системное мышление.

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом, постигает реальные процессы и объекты. Она       предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение к проникновению его вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов. Работа с источниками в рамках проектного обучения не имеет жесткой привязке к структуре определенного урока. Исходя из этого, письменные исторические источники играют роль основногопортала информации, на основе которого моделируется определенный проект на какую - либо историческую тему.

Все говорит о том, что под проектным методом большинствосовременных авторов имеет в виду систему действий учителя и ученика по разработке определенного проекта на историческую тему.

Главные идеи технологии проектного обучения состоят в следующем:

1)      С большим увлечением учеником выполняется такая деятельность, которая выбрана им самим. В этой связи работа с источниками мотивирована учеником и этообосновывает активизацию интереса к данной деятельности.

2)      Разработка проекта строится в русле не толькоодного учебного предмета, в ходе деятельности с письменными историческими источниками имеют местомежпредметные связи.

3)      В ходе проекта важна опора на конкретные увлечения детей.

4)      Работая над проектом учащиеся могут добыть важные сведения, которые на первый взгляд не имеют отношения к рассматриваемой проблеме, но, тем не менее, очень важны.

С целью выделения системы действий учителя и ученика предварительно необходимоопределить этапы разработки проекта. К настоящему времени сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия(Приложение № 1).

Исходя из выделенных стадий работы над определенным историческим проектом, мы можем выделить следующую систему действий учителя и ученика на разных стадиях работы с источниками в процессе работы над определенным проектом на историческую тему. При этом исторические источники выполняют роль основного средства моделирования проекта на определенную тему.

Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. По времени осуществленияможно выделить четыре вида учебных проектов:

  • минипроекты (в течение 1 урока)
  • краткосрочные (26 часов);
  • среднесрочные (1215 часов);
  • долгосрочные, требующие значительного времени на поиск материала и его анализ.

Если цели проекта достигнуты, томы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебной деятельности.

Все исходные позиции работы с источниками в рамках проектного  обучения реализуются через следующие способы работы: задания, лабораторию и домашнее задание.

Задания составляют содержательную часть технологии и носят   творческий характер.

В каждом задании формируется задача (проблема), а сами задания формируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта. Задания могут быть ограничены учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение такого задания проверяется учителем индивидуально у каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех.

Лаборатория – это само время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над заданием, а также участия в учебных занятиях.

Домашнее задание этоусловия, приближенные к домашней свободе, наличие места, где ученику будет комфортно работать; свобода выбора с кем ему выполнять работу; наличие группы консультантов.

Несмотря на наличие положительных черт, выражающихся в дальнейшей активизации поисковой деятельности, использование проекта в условиях современной школы ограничено.Ограничение выражаются в первую очередь в низкой мотивации учеников и учителей к участию в проекте. В связи с данным ограничением на наш взгляд, можно использовать следующие приемы по увеличению степени мотивации для участия в проекте.

Первым таким методическим приемом является объяснение сути метода проектов. Суть этойметода выражается в том, что на примерах различных проектов можно показать значимость и охарактеризовать последовательность действий разработчиков проекта. При этом важно вести расширительное толкование понятия «проект».

Вторым методическим приемом является аннотирование перечня возможных тем проектов, который должен включать в свое содержание не менее 1015 тем. При этом важно прокомментировать возможные результаты, ожидаемые проектные решения, провести мысленное моделирование: «А я бы сделал так…».

Вторым ограничением использования проектной технологии является наличие общей несформированности умений и навыков исследовательской деятельности.Для решения данного момента необходимо провести подготовительную работу, направленную на формирование различных умений проектной деятельности при работе с письменными историчесими источниками.

И, наконец, последним ограничением технологии проектного обучения является нечеткость критериев оценки отслеживания результатов проектов. Учащийся должен заранее знать, что от него потребуется, какие его действия будут оценены.

Следует также отметить интегративный характер данного ггого    метода – в нем могут использоваться как технологии полного усвоения знаний, так и уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульные и проектные технологии.


 

Маркевич Михаил Юрьевич учитель высшей квалификационной категории

Маркевич Михаил Юрьевич учитель высшей квалификационной категории

Все говорит о то м, что по д проектным методом большинство со временных авторов имеет в виду систему действий учителя и ученика по разработке определенного…

Все говорит о то м, что по д проектным методом большинство со временных авторов имеет в виду систему действий учителя и ученика по разработке определенного…

Домашнее задание – это усло вия, приближенные к до машней сво бо де, наличие места, где ученику будет ко мфо ртно рабо тать; сво бо…

Домашнее задание – это усло вия, приближенные к до машней сво бо де, наличие места, где ученику будет ко мфо ртно рабо тать; сво бо…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2021