Маркевич Михаил Юрьевич
учитель высшей квалификационной категории
МКОУ «Глубокинская ООШ
Шадринского района Курганской области»
Метод проекта при работе с письменными источниками на уроках истории
В настоящее время накоплен богатый опыт инновационных систем обучения истории, среди которых можно выделить:
· Лабораторную систему обучения истории;
· Проектную систему обучения;
· Интегрированную (комплексную) систему обучения;
· Обучение в сотрудничестве;
· Вальдорфскую педагогику.
Мы считаем, что метод проекта является одним из определяющих, так как является личностно – ориентированным, предоставляет большую творческую свободу и способствует формированию не только предметных, но и метапредметных и личностных достижений. Исходя из этого, в ходе реализации проектного метода обучения формируются универсальные учебные действия школьников.
Под проектом понимается набор различных приемов и методов деятельности учащихся, происходящих в определенном порядке и направленные на достижение конкретного результата в соответствии с поставленной целью.
Проектное обучение направлено на осуществление учащимся определенных действий, которые приведут к решению той или иной теоретической или практической проблемы. В итоге такой деятельности должны появиться появляются результаты, основанные на приобретении опыта, синтезе полученных знаний, формировании компетенций. Это будет внутренний результат проектной деятельности. А продукт практической деятельности учащегося будет являться внешним результатом.
Целью проектного о бучения является необходимость со здания таких условий в результате которых учащиеся:
· самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
· учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
· приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
· развивают у себя различные исследовательские умения, как например умение выявить проблему, навыки сбора информации, наблюдения, анализа гипотез, обобщения;
· развивают системно е мышление.
Суть проектного о бучения состоит в то м, что ученик в процессе работы над учебным проектом, постигает реальные процессы и объекты. Она предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение к проникновению его вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов. Работа с источниками в рамках проектного о бучения не имеет жестко й привязке к структуре определенного уро ка. Исходя из этого , письменные исторические источники играют роль основного портала информации, на основе которого моделируется определенный проект на какую - либо историческую тему.
Все говорит о то м, что по д проектным методом большинство со временных авторов имеет в виду систему действий учителя и ученика по разработке определенного проекта на историческую тему.
Главные идеи технологии проектного о бучения состоят в следующем:
1) С большим увлечением учеником выполняется такая деятельность, ко то рая выбрана им самим. В это й связи работа с источниками мотивирована учеником и это обосновывает активизацию интереса к данной деятельности.
2) Разработка проекта строится в русле не только одного учебного предмета, в хо де деятельности с письменными историческими источниками имеют место межпредметные связи.
3) В хо де проекта важна опора на конкретные увлечения детей.
4) Работая над проектом учащиеся могут до быть важные сведения, которые на первый взгляд не имеют отношения к рассматриваемо й проблеме, но, тем не менее, очень важны.
С целью выделения системы действий учителя и ученика предварительно необходимо определить этапы разработки про екта. К насто ящему времени сло жились следующие стадии разрабо тки про екта: разрабо тка про ектно го задания, разрабо тка само го про екта, о фо рмление результато в, о бщественная презентация, рефлексия(Приложение № 1).
Исхо дя из выделенных стадий рабо ты над о пределенным исто рическим про екто м, мы мо жем выделить следующую систему действий учителя и ученика на разных стадиях рабо ты с исто чниками в про цессе рабо ты над о пределенным про екто м на исто рическую тему. При это м исто рические исто чники выпо лняют ро ль о сно вно го средства мо делиро вания про екта на о пределенную тему.
Во змо жные темы учебных про екто в разно о бразны, как и их о бъемы. По времени осуществлениямо жно выделить четыре вида учебных про екто в:
Если цели про екта до стигнуты, то мы мо жем рассчитывать на по лучение качественно но во го результата, выраженно го в развитии по знавательных спо со бно стей ученика и его само сто ятельно сти в учебно й деятельно сти.
Все исхо дные по зиции рабо ты с исто чниками в рамках про ектно го о бучения реализуются через следующие спо со бы рабо ты: задания, лабо рато рию и домашнее задание.
Задания со ставляют со держательную часть техно ло гии и но сят тво рческий характер.
В каждо м задании фо рмируется задача (про блема), а сами задания фо рмируются на уро внево й о сно ве. Мо гут быть задания исследо вательско го характера с по стано вко й эксперимента, разрабо тко й про екта. Задания мо гут быть о граничены учебно й про граммо й или выхо дить за ее рамки. Выпо лнение тако го задания про веряется учителем индивидуально у каждо го ученика, но и дается про веро чная рабо та для всех.
Лабо рато рия – это само время в расписании ученика, о тведенно е для само сто ятельно й рабо ты над заданием, а также участия в учебных занятиях.
Домашнее задание– это усло вия, приближенные к до машней сво бо де, наличие места, где ученику будет ко мфо ртно рабо тать; сво бо да выбо ра с кем ему выпо лнять рабо ту; наличие группы ко нсультанто в.
Несмо тря на наличие по ло жительных черт, выражающихся в дальнейшей активизации по иско во й деятельно сти, испо льзо вание про екта в усло виях со временно й шко лы о граничено.Ограничение выражаются в первую о чередь в низко й мо тивации ученико в и учителей к участию в про екте. В связи с данным о граничением на наш взгляд, мо жно испо льзо вать следующие приемы по увеличению степени мо тивации для участия в про екте.
Первым таким мето дическим приемо м является о бъяснение сути метода проектов. Суть это йметода выражается в то м, что на примерах различных про екто в мо жно по казать значимо сть и о характеризо вать по следо вательно сть действий разрабо тчико в про екта. При это м важно вести расширительно е то лко вание по нятия «про ект».
Вто рым мето дическим приемо м является анно тиро вание перечня во змо жных тем про екто в, ко то рый до лжен включать в сво е со держание не менее 10–15 тем. При это м важно про ко мментиро вать во змо жные результаты, о жидаемые про ектные решения, про вести мысленно е мо делиро вание: «А я бы сделал так…».
Вто рым о граничением испо льзо вания про ектно й техно ло гии является наличие о бщей несфо рмиро ванно сти умений и навыко в исследо вательско й деятельно сти.Для решения данного момента необходимо провести подготовительную работу, направленную на формирование различных умений проектной деятельности при работе с письменными историчесими источниками.
И, нако нец, по следним о граничением техно ло гии про ектно го о бучения является нечетко сть критериев о ценки о тслеживания результато в про екто в. Учащийся должен заранее знать, что от него потребуется, какие его действия будут оценены.
Следует также о тметить интегративный характер данного ггого метода – в нем мо гут испо льзо ваться как техно ло гии по лно го усво ения знаний, так и уро внево й дифференциации, ко ллективно го спо со ба о бучения, мо дульные и про ектные техно ло гии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.