Метод проектного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии

  • docx
  • 06.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Белан Снежана Анатольевна.docx

Белан Снежана Анатольевна

Филиал МОУ-СОШ с. Дьяковка в с. Кирово

Саратовская область

Краснокутский район

Метод проектного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии

В настоящее время существует множество педагогических технологий, применение которых позволяет учителю технологии развить способность ученика к самостоятельному освоению новых знаний, формированию универсальных учебных действий (УУД).

Технология проектной деятельности давно получила и заслужила признание среди учителей-предметников, а среди учителей технологии стала одной из актуальных и эффективных инновационных педагогических технологий в обучении обучающихся.

Современная трактовка под методом проектов подразумевает совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной как теоретической, так и практической деятельностью. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, практических умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в современном информационно-коммуникативном пространстве, развитие критического и творческого мышления[10].

Изначально представления о проектировании возникли в таких видах трудовой деятельности, как архитектура и строительство, инженерное дело, позже – в сферах, где на первый план выходил аспект преобразования, результативного практического действия, причем, как правило, ограниченного относительно конкретным сроком исполнения. Сегодня слово «проект» используется так широко, что трудно назвать область, где бы он не применялся. Под проектом понимают исполнение некоторого замысла – художественного, научного, театрального, управленческого[5;7].

В научно-методической литературе встречается несколько терминов, связанных с понятием «проектирование». Так, встречаются термины: «проектирование», «проектная деятельность», «проектная культура», «культура проектирования», «проектная компетентность», «проект», «метод проектов», «проектное обучение», «проектная задача» и т.п.[2].

Кроме того, применительно к образованию смешиваются такие понятия, как проект (проектирование) в образовании и проектная деятельность (способность) школьников. По мнению Поливановой,К.Н., наиболее непонятным остается самый часто употребляемый термин «образовательный проект», поскольку это и проект, выполняемый школьниками, и преобразование педагогической деятельности учителя, и существенные преобразования в области образования в целом[18].

Проектная деятельность обучающихся строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных технологических задач (для нашего случая). Поэтому прежде чем охарактеризовать проектную деятельность школьников, следует остановиться на понятии «проект».

Проектом также может быть названа и сама последовательность шагов от замысла к реализации, завершающаяся получением некоторого продукта. Во избежание путаницы Поливанова,К.Н. предлагает первое – воплощенную в любых формах идею, замысел – называть эскизом, а второе – весь путь от идеи до получения продукта – проектом. Данный автор определяет проект следующим образом: «проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени» и отмечает, что все остальные рассуждения о проекте или проектной деятельности являются уточнением и детализацией этих двух принципиальных ее признаков[18;20-22;25].

Признаками деятельности обучающихся, которую можно квалифицировать как проектную, являются следующие:

- ориентация обучающихся школьников на получение конкретного результата;

- предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

- относительно жесткая фиксация срока достижения результата;

- предварительное планирование действий по достижению результата;

- программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), которые обеспечивают достижение общего результата проекта;

- выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

- получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации[16].

Проектная деятельность обучающихся школьников является связующим звеном между теорией и практикой в образовании школьников. Проектирование (проектная деятельность) – это обязательно практическая деятельность. Она гораздо в меньшей степени регламентируется учителем технологии, т. е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической технологической задачи. Ставя практическую технологическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной технологической задачи может быть более или менее удачным, т. е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его конечный продукт. Обучающиеся сами ставят цели своего проектирования. Их предполагаемый продукт может быть и фантастическим. Тогда в результате проектирования обнаружится нереалистичность замысла, что также является продуктом проектирования[45].

Рассмотрим подробнее, что собой представляет метод проектов, его виды, этапы и правила реализации. Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952гг.)[11].

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение технологической задачи проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики[17].

При выполнении проекта на разных этапах его реализации у обучающихся школьников формируются определённые универсальные учебные действия (УУД).

Таблица № 2. Формирование УУД на различных этапах работы учащихся над проектом.

Содержание деятельности учащихся

Личностные УУД

Коммуника-тивные УУД

Познава-тельные УУД

Регулятив-ные УУД

I cтадия Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения.

Подбор рабочей группы. Формирование микрогрупп

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

Самоопределение

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, следование в поведении соц. Нормам.

Инициативное сотрудничество:

- ставить вопросы, формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь;

- проявлять активность во взаимодействии.

Общеучебные:

амостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Целеполагание:

- формулиро-вать уч. задачу;

- ставить уч. задачи в сотрудничестве с учителем.

II стадия Планирование

Определение источников необходимой информации.

Определение способов сбора и анализа информации, предоставления результатов.

Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

Распределение задач (обязанностей) между членами группы.

 Формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают свои критерии успеха проекта.

Самоопределение (зависит от темы исследования):

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру;

- осознание своей этнической принадлежности.

Планирование учебного сотрудничества:

- задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества;

- определять цели, функции участников взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей.

Общеучебные:

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- самостоятельности создавать алгоритмы деятельности при решении раз-личных задач.

Планирование:

- выбирать действия в соответствии с задачей;

- составлять план действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности.

Нравственно-этическая ориентация:

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Управление коммуникацией:- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.

Прогнозирование:

- предвосхищать результат;

- предвидеть уровень усвоения знаний;

- предвидеть возможность получения конкретного результата.

III этап Исследование

Сбор и уточнение информации (интервью, опрос, наблюдения, эксперименты и т.д.).

Выявление и обсуждение альтернатив, возникшихв ходе выполнения проекта.

Выбор оптимального варианта хода проекта.

Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

Поэтапно выполняют задачи проекта

Смыслообразование:

- мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная);

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Взаимодействие:

- формулировать свое мнения и позицию, задавать вопросы;

- строить понятные для партнера высказывания;

- вести устный и письменный диалог, слушать собеседника;

- строить монологическое высказыва-ние.

Информационные:

- поиск, выделение, сбор, обработка, анализ информации из разных источников в разных формах;

- передача информации (устно, письменно);

- интерпретация информации;

- применение, представление и оценка информации.

Осуществление учебных действий:

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Управление коммуникацией:

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве;

- оказывать сотрудничество и взаимопомощь;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;- анализ, синтез, сравнение, сериация;

- классификация по заданным критериям, установление аналогий;- установление причинно-след-ственных связей;

- построение рассуждений, обобщение.

Общеучебные:

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- осуществлять смысловое чтение;

- выбирать вид чтения в зависимость от цели.

IV этап Выводы

Анализ информации.

Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Самоопределение:

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

 - начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире.

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

 - строить моно-логическое высказывание.

Общеучебные:

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Контроль и самоконтроль:

- различать способ и результат действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- использовать установленные правила в контроле способа решения.

Смыслообразование:

- целостный, социально-ориентирванный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Управление коммуникацией:

- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.

Коррекция:

- вносить коррективы в действия;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей по исправлению ошибок;

- вносить необходимые дополнения и изменении в план и способ действия в случае расхождения реального действия с эталоном.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

 

 

Саморегуляция:

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

- стабилизация эмоционального состояния;

- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

V этап Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет).

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов, неудач)и причин этого.

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Самоопределение:

- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;

- готовность и способность учащихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика».

Инициативное сотрудничество:

 - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявлять активность во взаимодействии.

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения задач.

Оценка:

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели ;- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Смыслообразование:

- самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Взаимодействие:

- формулировать свое мнения и позицию, задавать вопросы;

- строить понятные для партнера высказывания;

- вести устный и письменный диалог, слушать собеседника;

- строить монологическое выска-зывание.

Общеучебные:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Саморегуляция:

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

- стабилизация эмоционального состояния ;

- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

 

Нравственно-этическая ориентация:

- эстетические потребности, ценности, чувства;

- доброжелательность и эмоционально -нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

Управление коммуникацией:

- адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;

- оказывать в сотрудниче-стве взаимопомощь.

 

Проект, как комплексный и многоцелевой метод обучения современных школьников, имеет большое количество видов и разновидностей. По содержанию Сергеев,И.С. выделяет следующие виды проектов, которые наиболее часто встречаются в общеобразовательных учреждениях:

1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика, такие проекты очень часто исполняют обучающиеся по личной инициативе, т.е. проблемы которые касаются села или природы (экологии). Продукт может быть заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, села, микрорайона, города, государства. Важно учителю, а затем жюри оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре чаще всего напоминает подлинно какое-либо научное исследование. Он чаще всего включает обоснование актуальности избранной темы или технологической проблемы (робототехника), обозначение технологических задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой или подтверждением, анализ, а затем обсуждение полученных результатов. При этом могут быть использованы методы исследования современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и многие другие.

3. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее глубокого анализа, обобщения и представления для обсуждения широкой аудитории. Выходом такого проекта очень часто является публикация в СМИ, в том числе и в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса, образовательного учреждения, т.е. школы, села или района в котором проживают обучающиеся и т.д..

4. Творческий проект, наиболее часто реализуемый в сельских образовательных учреждениях да и не только в них. Он обычно предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению полученных результатов или какого-либо изделия. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или чаще всего декоративно-прикладного искусства того района или даже местности в которой проживает обучающийся школьник, видеофильмы о природе, животных и т.п.[16;26].

Рассмотрим методику критериев оценивания выполненных проектов (по Лернеру,П.С.), которая включает в себя аргументированность выбора темы или какой-либо технологической проблемы. Далее следует обоснование или актуализация проблемы, ее потребности в выполнении. Обоснование практической направленности выбранного проекта и значимость выполненной работы. Проанализировать объем и полноту имеющихся уже разработок. Далее приступить к анализу, выполнения принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию, материальное воплощение проекта, аргументированность предлагаемых решений, оригинальность выбранной темы и представления проекта, оформление, качество изделия, оригинальность. Итоговая оценка за выполненный проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижение идей и т.д.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель технологии и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.