Метод проектов как средство формирования творческой активности учащихся на уроках информатики
Черная М. Н., преподаватель
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Орловский технический колледж»
Метод творческих проектов – это инновационный метод обучения обучающихся, активизирующий их творческую деятельность и познавательную активность.
Освоение знаний и навыков осуществляется через выполнение задач, поощряющих исследовательскую деятельность, а обучение выражается в конкретных результатах. Метод проектов определяется направляющими обучение вопросами, которые связывают образовательные стандарты, навыки высокого мышления с реальным содержанием окружающего мира.
Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале XX столетия. Пропагандистами данного метода в преподавании являлись С.Т.Шацкий, А.У.Зеленко, Л.К.Шлегер. Однако в 30-х годах использование данного метода было официально запрещено. Лишь спустя несколько десятилетий метод проектов вновь стал актуальным. Е.С.Полат, И.Е.Брусникина, Т.А.Воронина, А.И.Савенков способствовали его возрождению в практике.
Преподавателям информатики слово «проект» более привычно, чем преподавателям других общеобразовательных учреждений. В информатике проект представляет собой самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы с презентацией результатов работы - как правило, это компьютерная программа.
Работа над проектом дает неограниченные возможности для саморазвития обучающегося, предполагает творческий поиск. Роль преподавателя – организация работы, консультация, помощь при затруднениях.
На уроках информатики при изучении различных компьютерных редакторов обучающиеся создавали творческие проекты «Визитка», «Буклет», «Журнал», «Поздравительная открытка», «Календарь», «Кроссворд» и так далее. Следует отметить, что проекты были как индивидуальные, так и коллективные.
Также были качественно выполнены следующие проекты по информатике при помощи ИКТ: «Разработка базы данных «Автосервис», «Разработка базы данных для поликлиники «Электронная регистратура» «Анализ программного обеспечения для создания электронного журнала», «Анализ преимуществ и недостатков облачных сервисов», «Криптографические способы шифрования информации» и другие.
Для ребенка важна практическая значимость полученного им результата и оценка со стороны окружающих. Поэтому очень важно, чтобы завершенный проект был презентован с помощью программы Power Point и получил внимание взрослых и сверстников.
Обучающиеся, выполняя проекты на уроках информатики, решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Получается, что задача одна (создание рисунка, мультимедийной презентации и т.д.), а варианты её решения зависят от особенностей мышления, видения мира, степени информационной компетентности, интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.
Именно поэтому на уроках информатики особенно полезно вводить элементы проектной деятельности. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от обучающихся и их возможностей.
Таким образом, метод проектов способствует активизации всех сфер личности обучающихся – его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность.
Библиографический список
1. Полат С. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе обра- зования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 272 с.
2. Полилова Т.А. Дистанционный курс «Технология разработки мультимедиа проектов. Проекты для WorldWideWeb» [Электронный ресурс]. URL: http://textbook.keldysh.ru
3. Сысоева Т.В. Организация проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ в общеобразовательной школе. Первое сентября [электронный ресурс]/ http://festival.1september.ru/articles
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.