«Проектная деятельность учащихся как одно из условий развития личности школьников»
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)
Преимущества метода проектов.
· становится выше посещаемость занятий, у учащихся растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению;
· задачи обучения аналогичны или превосходят по своему уровню задачи, выдвигаемые другими методами. Отличие проектного подхода состоит в том, что учащиеся берут на себя большую ответственность за свое образование, чем во время обычных занятий в школах;
· возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа в коллективе, а также общение.
Актуальность
Современные требования к выпускнику изменились, теперь школа должна
не только дать знания, но и воспитать качества личности важные для жизни в
новых условиях открытого общества.
Актуальность метода проектов для педагога обусловлена прежде всего необходимостью самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи.
Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.
Гипотеза
Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками
проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только
учебного, но и реального жизненного опыта. Проект эффективен потому что он
ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое
количество общеучебных умений и навыков .
Основные
задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным
набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь,
работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной
самоорганизации.
Учитель, который использует данный метод в процессе своей деятельности
усовершенствует свой профессионализм. А ученики, которые в процессе обучения
часто работают по методу проектов имеют возможность развивать личные креативные
качества.
Поэтому важным направлением в педагогической деятельности учителя является внедрение современных педагогических технологий и составляющих их активных методов обучения.
В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. Я считаю, что именно в этих условиях особенно актуально развивать умения учащихся к самообразованию, работать в группе, делиться знаниями с товарищами.Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Цели проекта.
Цель педагогического опыта (проекта) - осуществить научно-методическое сопровождение освоения и реализации технологии проектного метода обучения с целью формирования у обучающихся деятельностных способностей, направленных на их личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие.
Объект исследования: технология проектного метода обучения.
Предмет исследования: дидактическая система проектного метода.
Основное содержание проекта.
Содержательной формой педагогического опыта является апробация педагогической технологии «Проектного метод обучения» с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.
Как известно, в учебном пространстве проблема «чему учить» состоит в определении цели обучения и задач содержания обучения.
Проблема «как учить» состоит в выборе адекватных образовательных целей методов, форм обучения, средств диагностики исходного уровня и контроля изменения уровня «личностных приращений» учащегося.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения.
Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
«В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставя человека в подходящие общественные и материальные условия.» А.Н. Толстой
Структура учебного проекта.
Проект
Презентация
продукта
Информация
Основная
проблема
1.Постановка 1.Сбор информации 1.Выбор формы презентации
2. Выдвижение гипотез 2.Структурирование 2. Подготовка презентации
3. Планирование информации 3. Презентация
Партнеры проекта.
Деятельность учителя в данном педагогическом проекте направлена на создание в школе здоровьесберегающей среды. Такая модель обучения востребует учителя, который будет объединяться в своих усилиях со специалистами - психологами, социальными педагогами, валеологами, классными руководителями, родителями, администрацией, чья деятельность направлена на создание максимально благоприятных условий обучения для детей и призвана обеспечивать полноценную школьную адаптацию.
Основными субъектами, вовлеченными в осуществление проекта, станут обучающиеся и их родители (законные представители). Партнерами учителя - заместитель директора по методической работе, педагог – психолог, руководитель школьного методического объединения.
Аудитория проекта.
Данный проект рекомендуется для внедрения в работу в учебных учреждениях разного типа в любом масштабе - в школе, в одном классе, в одной группе учащихся.
В осуществлении педагогического проекта примут участие:
Учебный год
Количество учащихся
Количество педагогов
2008-2009
30
4
2009-2010
45
8
2010-2011
52
15
Ожидаемые результаты и социальный эффект в ходе реализации проекта.
Целенаправленная работа по использованию технологии проектного метода обучения математики приведет к следующим результатам
на уровне ученика:
· к формированию мышления через обучение деятельности:
- умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение);
-осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация);
- адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
· к формированию системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
· к формированию целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
· к расширению зоны его ближайшего развития;
· к росту мотивации и развитию психофизиологических функций как основы для его учебного успеха;
· к овладению ключевыми компетенциями (организационными, коммуникативными, информационными ОУУН), которые позволят развить у него способности к самостоятельному выбору и построению индивидуального образовательного маршрута; умение организовать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; умение самостоятельного поиска и осмысления информации;
· будут сформированы социальные компетентности и основы гражданской идентичности:
- умение ориентироваться в изменчивом мире социальных требований;
- умение исполнять важнейший набор социальных ролей и умение адекватно реагировать на их изменчивость;
- умение транслировать общезначимые элементы культуры и ориентироваться во множестве профессиональных субкультур в условиях, когда немногие дети продолжают профессии своих родителей;
- умение приобщаться к прошлому человеческой культуры и готовить к будущему, к столкновению с еще не случившимся и неизвестным;
- умение осваивать и активно использовать знания и навыки, свободно оперировать ими в различных сферах жизни, в том числе в сфере профессиональной деятельности;
на уровне учителя:
· к изменению метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
· к изменению оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов);
· к повышению и обновлению профессиональной компетентности - главного ресурса качества образовательного процесса («учитель нового качества» - учитель - методолог, учитель – управленец);
· к построению процесса обучения в режиме субъект-субъектных отношений;
· к дифференциации учебного процесса в условиях классно-урочной системы;
· к созданию надежной системы мониторинга и контроля усвоения знаний на уровне стандарта образования и учета психологических процессов с целью построения действенной системы учета достижений учащихся и гарантии достижений конкретных, планируемых результатов каждым учеником;
· к достижению учебного успеха без потери здоровья ребенка, то есть, созданию личностно-развивающей здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве;
· к обобщению и распространению педагогического опыта по освоению технологии проектного метода в системе методической работы (школьный, районный и др. уровни);
· к созданию методического «продукта» - методических рекомендаций по теме «Проектный метод обучения на уроках математики»;
на уровне родителей:
· к обеспечению реализации права на информацию об образовательном процессе и права на гарантию качества получаемых услуг;
· к обеспечению возможности контроля на уровне сотрудничества всех участников образовательного процесса;
на уровне управления:
к росту профессиональной компетентности учителя:
·
o к психолого-педагогической компетентности;
o к предметно-методологической компетентности (осознавать и целенаправленно использовать дидактический потенциал каждой формы учебной деятельности ученика);
o в управленческой компетентности (целенаправленное управление ростом уровня внутренних учебно-познавательных ресурсов ребенка);
o к построению личностно-развивающего здоровьесберегающего образовательного процесса в школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.