Метод сенсорной интеграции в работе педагога психолога с детьми с овз в доу
Оценка 4.6

Метод сенсорной интеграции в работе педагога психолога с детьми с овз в доу

Оценка 4.6
docx
10.10.2023
Метод сенсорной интеграции в работе педагога психолога с детьми с овз в доу
Статья_сенсорная интеграция.docx

МЕТОД СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ДОУ

Меняющиеся условия жизни – цифровизация, компьютеризация, постоянная включенность человека в огромный поток информации не может не сказываться на работе мозга человека. Тем более, если это только развивающийся, формирующийся организм ребенка. Для психологов очень тревожным становится тот факт, что часто сами родители, не понимая всей серьезности вопроса, дают ребенку телефон, чтобы получить «удобного ребенка». К сожалению, часто это проявляется в виде сенсорной перегрузки зрения и слуха на фоне недостаточной стимуляции всех остальных сенсорных систем. Ни для кого не секрет, что современные дети почти не ходят босиком по траве, меньше бывают на природе или в деревне, где множество естественных сенсорных стимулов, менее подвижны, моторно более неловки и редко играют в совместные игры со сверстниками вне стен дошкольного учреждения. Поэтому встает вопрос о более пристальном внимании к вопросу сенсорного развития современных детей и разработке методов для коррекции сенсорного развития.

Следует обратить внимание, что у детей с ОВЗ сенсорные нарушения встречаются значительно чаще, чем у нормотипичных детей. Данные Центра лечебной педагогики за последние 15 лет позволяют утверждать, что у 70-80 % детей, имеющих проблемы в развитии, присутствуют нарушения или дефициты в работе сенсорных систем. Такие данные не могут быть проигнорированы и обязывают нас учитывать их в своей коррекционной работе, с одной стороны, и дают огромное поле для коррекционной деятельности, с другой стороны.

Сенсорная интеграция – это бессознательный неврологический процесс, который обеспечивает переработку сенсорной информации от разных анализаторов и её интерпретацию для целенаправленной деятельности. Процесс сенсорной интеграции состоит из нескольких этапов:

1.Сенсорная регистрация происходит благодаря работе наших сенсорных систем: тактильной, вестибулярной, визуальной, аудиальной, проприоцептивной, систем вкуса и запаха. На этом этапе происходит регистрация или сбор различных сенсорных стимулов.

2. Сенсорная ориентация помогает понять, требует ли новая сенсорная информация нашего внимания или её можно проигнорировать.

3. Интерпретация сенсорной информации происходит на уровне мозга. На этом этапе происходит анализ и объединение сенсорной информации от разных анализаторов, таким образом, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности, или смогли защитить от опасности.

4. Организация ответной реакции происходит также на уровне мозга, другими словами, мозг решает, как поступить. Это решение оформляется в виде эмоциональной, когнитивной или моторной реакции на стимул.

5. Исполнение ответной реакции на сенсорный стимул является финальным этапом процесса сенсорной интеграции. В норме процесс сенсорной интеграции заканчивается адаптивным ответом, то есть целенаправленным и обоснованным откликом на ощущения, то есть исполнением адекватной ответной реакции.

Однако стоит отметить, что если, на каком - то из этапов происходит сбой в обработке, передаче или интерпретации сенсорных стимулов, адаптивный ответ оказывается неэффективным. Другими словами, ребёнок замедленно считывает сигналы, поступающие из окружающей среды, или интерпретирует их неверно, в результате не формируется правильной реакции на стимул, что проявляется в поведении и развитии. Эти проявления могут быть очень разнообразными:

1) Повышенная или пониженная чувствительность к различным стимулам, когда мозг получает или слишком много, или слишком мало сенсорной информации. Проявления таких нарушений могут быть очень разнообразными: повышенная чувствительность к звукам, яркому свету, избирательность в еде, сложности с координацией движений, боязнь тактильных ощущений или, наоборот, постоянный их поиск, чрезмерная реакция на боль или, наоборот, её отсутствие. Часто такие дети тянут несъедобные предметы в рот, могут быть гиперактивными или трудно удерживать баланс, бояться мыть голову и лицо или не понимают, что лицо, нос грязные.

2) Сенсорные нарушения могут проявляться в виде трудностей в различении и понимании ощущений. Такие расстройства принято называть сенсорно-дискриминационными. Они проявляются в слабом осознании своего тела, неумении различать предметы на ощупь, неспособности определить запахи, вкусы, разницу в ощущениях боли и температуры.

 3) Достаточно большую группу составляют сенсорные моторные нарушения. Эти нарушения связаны с положением тела, равновесием, билатеральной координацией, трудностями моторного планирования.

 Все эти и многие другие проявления, очень многообразны и требую от психолога индивидуального подхода к каждому ребенку в вопросах диагностики и коррекции. Диагностическая часть работы строиться на данных, полученных в результате наблюдения за деятельностью ребенка (игрой, приемом пищи, дневным сном, контактами с окружением) и беседы с родителями. Дополнительную, и более точную информацию, можно получить с помощью тестирования, однако на сегодняшний момент стандартизированных методик на русском языке нет.

Следующий этап работы – это непосредственная коррекционная деятельность. Каждое занятие строится в виде игры. Процесс обучения в сенсорной интеграции происходит только через игру и должен быть ребенку интересен и увлекателен. Поэтому так важно на занятиях по – разному организовывать взаимодействие с ребенком (эффект новизны) и подавать старые упражнения по-новому или в новых контекстах занятия. Игры подбираются индивидуально в соответствие с сенсорным профилем ребенка.


 

МЕТОД СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ

МЕТОД СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ

Организация ответной реакции происходит также на уровне мозга, другими словами, мозг решает, как поступить

Организация ответной реакции происходит также на уровне мозга, другими словами, мозг решает, как поступить

Следующий этап работы – это непосредственная коррекционная деятельность

Следующий этап работы – это непосредственная коррекционная деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2023