Из опыта работы
учителя русского языка и литературы
МАОУ «Дятьковская городская гимназия»
Дятьковского района
Брянской области
Тихоновской Натальи Фёдоровны
Метод «Шесть шляп мышления» как средство активизации познавательной активности обучающихся на уроках литературы»
Технология проблемного обучения «Шесть шляп мышления»
Форма групповой работы
Стремительные изменения в современном обществе требуют новых подходов в достижении нового качества образования в школе. Именно поэтому сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, которые способны сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. На мой взгляд, решить проблему повышения качества знаний обучающихся очень сложно, но один из путей — это повышение мотивации к обучению.
Мотивационным процессом можно и нужно управлять, ведь отсутствие мотивации к учебе - это основная причина неудач.
Овладение учащимися УУД создаст возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Ученик будет сам добывать необходимую ему информацию, а не получать её в готовом виде, я же из учителя превращаюсь в организатора и эксперта, функции которого состоят в грамотной постановке задач, организации процесса их решения и экспертизе полученных учениками решений.
Наилучшим средством научить учащихся мыслить, на мой взгляд, являются «проблемные задачи». Задачи в обучении в педагогическом плане выступают и как цель, и как средство обучения.
Самым важным отличием «проблемной задачи» является формирование позитивной внутренней мотивации, заинтересованности в решении. « В психологических концепциях мотивации преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в рамках которого особое значение придается феноменам, которые связаны с сознанием и знаниями человека. Побуждение к действию может возникнуть у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний, в частности, их противоречивости. Возникшая противоречивость, в свою очередь , способствует «возбуждению интереса», формирует эмоциональный отклик на ситуацию. Центром проблемной ситуации является сам ученик, решающий данную задачу, его представления о том, как лучше, правильнее поступить, какой вариант, способ решения подойдет. Данный принцип является одним из важных в компетентностном обучении».
Э.де Боно предлагает поразмыслить шестью различными способами.
(Эдвард де Боно, крупнейший специалист в области творческого и концептуального мышления, доктор медицины и психологии, руководитель Центра по изучению мышления Оксфордского университета.)
Стратегия « шести шляп» предполагает шесть разных видов мышления. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Белая шляпа – беспристрастные факты, информация.
Надевая шляпу белого цвета, учащиеся констатируют факты, цифры без каких-либо эмоций и субъективных оценок.
Желтая шляпа-это положительное, позитивное мышление.
Учащиеся данной группы выделяют только позитивные стороны для аргументирования.
Черная шляпа – минусы.
Надевая шляпу данного цвета, учащиеся выявляют противоречия, недостатки, их причины, называют только отрицательные черты.
Красная шляпа - эмоции.
Надевая красную шляпу, учащиеся группы называют эмоции, возникшие в связи с исследуемым предметом, указывают, с чем они связаны, как изменяются эмоции, определяют связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями.
Зеленая шляпа-это творческое начало и расцвет новых идей, поиск новых граней в изучаемом материале.
Надевая зелёную шляпу, учащиеся презентуют свой проект, свою идею остальным членам групп. Предлагают свой вариант того, что можно усовершенствовать.
Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Это осмысление, поиск обобщающих параллелей, общие выводы.
Надевая шляпу синего цвета, учащиеся группы обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели.
Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи.
Технология «Шесть шляп мышления»:
· позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся;
· дает возможность ученику осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому обучающемуся видеть уровень усвоения знаний: обучающийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно;
· реализуется через работу учащихся в составе команд (групп);
· является мощным стимулом к познанию, т.к. деятельность носит творческий характер;
Технология «Шесть шляп»- эффективное средство формирования ключевых компетентностей:
-компетентности «готовность к разрешению проблем»- ребёнок анализирует поставленную перед ним задачу (на неё указывает цвет шляпы) и разрабатывает алгоритм её решения;
-компетентности « готовность к самообразованию»- ученик сам осуществляет информационный поиск нужного материала (предварительное домашнее задание по шляпам);
-технологической компетентности- успех школьника во многом зависит от чёткого соблюдения инструкции (например, в «чёрной» шляпе только минусы, никаких плюсов, никаких эмоций; надевая белую шляпу, ребёнок называет только данные, не говоря о положительной или отрицательной стороне поступка героя и т.п.);
-компетентности «готовность к использованию информационных ресурсов»:
формирование и развитие способов деятельности работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, способность разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание;
-компетентности «готовность к социальному взаимодействию»-школьники взаимодействуют друг с другом в группе;
-коммуникативную компетентность,
ученик цивилизованно отстаивает свою точку зрения.
Данную технологию на уроках русского языка и литературы применяю с 2009 года. Использование технологии «Шесть шляп мышления» позволяет отказаться от авторитарной педагогики в пользу личностно ориентированной. Личностно ориентированный подход к обучению, отсутствие стрессовых ситуаций, оптимальный объём домашнего задания, предупреждающий перегрузку учащихся, формируют ту гигиеническую и позитивную психологическую среду, в которой приоритеты отдаются поведению с ориентацией на здоровье.
Применение технологии « Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать способность к адекватной самооценке, критическое мышление, умение соотносить свои интересы с интересами других. Режим «Шести шляп» является технологичным и может быть адаптирован к конкретному учителю, классу, другому школьному предмету.
Положительные стороны применения методического приёма
«Шесть шляп» :
*значительно повышается мотивация, особенно это отражается на слабых учениках;
* более высокий уровень усвоения материала, снижение утомляемости;
* учащийся не имеет возможности отсидеться, ему надо думать самому, не полагаясь на других
* работают как слабые, так и сильные учащиеся, появляется интерес к изучаемому материалу;
* хорошо развивается устная речь, совершенствуется умение работать с различной литературой;
* развивается умение работать в группе;
* вырабатываются коммуникативные навыки.
* такие занятия приносят удовлетворение учащимся и учителю.
Недостатки метода
Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.
Большая психологическая нагрузка.
Ожидаемый результат
Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.
ПРИЛОЖЕНИЕ
(примеры уроков литературы с использованием Технология проблемного обучения «Шесть шляп мышления»)
После изучения произведения, например, «Герой нашего времени», учитель предлагает для групп следующие задания:
· Белая — факты из истории создания произведения, объяснить поему выбрана именно такая структура, такой жанр.
· Желтая — найти аргументы, почему это произведение считается одним из лучших в русской классике.
· Черная — обосновать негативное восприятие главного героя. Либо доказать, что этот роман неактуален в наши дни.
· Красная — рассказать об эмоциях, чувствах и впечатлениях после прочтения произведения.
· Зеленая — доказать, что роман актуален в наши дни, чему он учит современных подростков.
· Синяя — эксперты.
Это лишь два варианта использования приема «Шесть шляп мышления» на уроках. По аналогии можно составить задания для групп и на уроках по другим предметам. Допустимо, что будет, например, не 6, а 4 шляпы. Обучение — дело творческое, так что при известной доли фантазии этот прием поможет разнообразить работу на уроке.
Тема: «Живая или мёртвая душа Чичиков?»
Класс:10 (разбит на 6 групп)
Дом задание: Всем участникам заранее подумать над темой будущего обсуждения, собрать необходимую информацию, все необходимые данные, факты
Ход урока.
Представители 6 команд по очереди , не заглядывая в коробку, достают шляпы.
Учитель напоминает правила работы «в шляпах»:
«Белая шляпа» : факты, информация.
«Жёлтая шляпа»: плюсы, преимущества, только положительные стороны.
«Чёрная шляпа»: минусы, только отрицательные стороны.
«Красная шляпа» чувства, эмоции.
«Зелёная шляпа»: новые идеи.
«Синяя шляпа»: выводы, оценки группам
2.Обсуждение в группах.(12 мин.)
3.Выступление команд. (по 3 мин.)
«Белая шляпа»: информация о Чичикове.
«Чёрная шляпа»: Чичиков – мёртвая душа
«Жёлтая шляпа»: Чичиков - живая душа
нагляделся на разодетых дам, в то время как кругом был неурожай, голод.
11. Любовь Чичикова к быстрой езде - черта чисто русская. Мысли Чичикова в финале поэмы стали частью авторской речи.
«Красная шляпа»: Какие чувства вызывает у вас Чичиков?
«Зелёная шляпа»: новые идеи.
Имя Павел – имя апостола, который вначале был ярым гонителем Христа. Такое перерождение должен был испытать и герой Гоголя.
Чичиков совершил выезд в воскресенье, а это приобретает особый смысл: воскресенье заблудшего человека, блудного сына человечества ,ожидает в конце всех его странствий.
«Синяя шляпа»: выводы, оценка работы каждой группы.
В поэме о мёртвом и живом в национальной жизни Гоголь описал живые участки главного персонажа, поэтому Чичикова нельзя причислить к группе « мёртвых душ»
Эксперты оценивают работу каждой группы с точки зрения поставленной перед каждой
Урок литературы (один из уроков по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)
Класс : 5
Тема: Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.
Дом задание: Всем участникам заранее подумать над темой будущего обсуждения, собрать необходимую информацию, все необходимые данные, факты.
1)внешность
2)отношение к лошади
3)поведение в плену, во время побега
4)мнение татар о пленниках
5)черты характера
«Жёлтая шляпа»:
Жилин |
Костылин |
1Лошадь купил и выездил сам. Ласковое, нежное обращение к лошади.«Лошадь ..охотницкая (сам выездил);как на крыльях, взнесла его на кручь. « Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнёшься – пропал. Доберусь до ружья, я и сам не дамся», «Она,сердечная…» 2.Предусмотрительный. Не послушав Костылина ,поднимается на гору, чтобы обозреть дорогу. Прикормил собаку перед побегом. 3.Смелый. «Не дамся живой…,пустил лошадь на красного татарина, думает:»Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой» 4.Уже в первые минуты плена думает о побеге. «Хотел Жилин примечать дорогу, куда его везут, да глаза замазаны кровью, а повернуться нельзя» 5. Храбрый: татары требуют писать письмо с просьбой о выкупе, пугая: не напишешь, в яму посадят, наказывать будут плетью. На что Жилин отвечает «А ты ему ,собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас ,собак». 6.Хитрый: Торгуется с татарами по поводу выкупа, хотя писать по настоящему адресу не собирается. 7.Находясь в плену не ждал помощи: готовился к побегу: ходил днём по аулу, всё высматривал, выпытывал, как ему бежать либо рукодельничал(кукол из глины лепил, плетёнки плёл из прутьев, часы хозяину починил, смастерил игрушечную карусель.)А по ночам копал в сарае, готовясь к побегу, собрал лепёшек в дорогу, приручил собаку, учился понимать татарский язык. 8.Хорошее отношение татар к пленному. «С тех пор прошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать; кто замок на ружьё или пистолет починить принесёт, кто часы» , «джигит» 9.Верность,преданность,выносливость.Поддерживает товарища, не думает о боли. Во время (первого) побега не думает о боли «Э, брат, заживут»(о ногах) «Посадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок…Тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. Нагнётся, подправит, подкинет, чтоб повыше сидел на нём Костылин, тащит его по дороге». 10. Совершая второй побег, думает не только о себе, но и о других. Просит Дину вернуть шест, которым она вытащила его из ямы ,на место, чтобы девочка не пострадала. Зовёт Костылина с собой, хотя понимает, что без Костылина будет легче. 11.Терпеливо переносит боль. «Ноги ломит…ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать, - думает, - буду тащиться, пока сила есть» |
|
«Чёрная шляпа»
Жилин |
Костылин |
Приуныл, оказавшись в яме после первого побега. |
1.Трусость.По уговору обещал не разъезжаться, помочь ружьём. « А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости». 2.Обращение к лошади грубое: думает только о себе. «Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит». 3.Слаб духом: не думает о побеге, согласен на большую сумму выкупа( пять тысяч монет) Пишет ещё одно письмо. 4.Находясь в плену: скучал, сидел в сарае, ждал присылки денег, считал дни или спал. 5. Отношение татар. Нет уважения, как к Жилину, называют «смирный» 5 .Обуза во время побега. Во время побега охал и ахал от боли, просил передышки, отставал, закричал от боли, чем выдал себя и товарища. |
Метод «Шесть шляп» при изучении
«Песни про купца Калашникова» в 7 классе
Цели: активизация творческой деятельности учащихся, ориентированной на самостоятельную учебно-исследовательскую работу в группах; разносторонний анализ прочитанного произведения; содействие повышению мотивации обучения, эффективному формированию знаний, умений и навыков учащихся, благодаря нетрадиционной форме организации учебного процесса.
Задачи: расширить представление учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова
способствовать формированию навыков самостоятельного анализа произведения; способствовать развитию речевой коммуникативной культуры школьников.
Обоснование метода
Метод «Шести шляп» позволяет сделать учёбу красочным и увлекательным способом управления своим мышлением. Благодаря структурированию работы и исключению излишних дискуссий, мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным. Метод используется на стадии осмысления, для него характерна значимость всех компонентов работы: эмоций, фактов, критики, новых идей и включает их в работу в нужный момент.
Мыслим фактами
Почему критики считают «Песню» лучшим произведением русской и мировой поэзии? |
Наши эмоции Какие чувства вызывают сцены кулачного боя, решения царя и отношение народа к героям? |
Символическое отражение оптимизма
Что узнали нового и интересного о быте и нравах Руси времен Ивана Грозного?
|
Мыслим творчески
Если бы Калашников стал разговаривать с Кирибеевичем, о чем бы был этот разговор? Если бы вы могли поговорить с царем Иваном Грозным от лица народа, что бы вы тогда сказали? |
Мыслим критически Что вызвало трудности во время чтения произведения? С чем это могло быть связано?
|
Обобщаем, размышляем философски Сравнивая поступки героев, к каким выводам приходит читатель? Как Лермонтов решает конфликт власти и личности? |
После работы в группах предложить учащимся написать рассуждение по одному из вопросов, который показался для них наиболее интересным, доказать свою точку зрения
Образ «маленького человека»в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
(Урок литературы в 8 классе)
-Для того чтобы рассмотреть образ «маленького» человека мы вернёмся к началу повести и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышлять, дать характеристику Башмачкину, объяснить выбор жизненного пути, помогут шесть шляп, потому что мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами.
Слайд № 1
«Белая шляпа» - точно и конкретно вы называете только точные даты, цифры, перечислите события, связанные с Башмачкиным.
Слайд № 2
«Жёлтая шляпа» - похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера.
Слайд № 3
«Чёрная шляпа» - отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.
Слайд № 4
«Красная шляпа» - вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.
Слайд № 5
«Зелёная шляпа» - судьба героя в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения.
Слайд № 6
«Синяя шляпа» - вы должны подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.
(Учащиеся выполняют работу группой, но отвечать будет один от каждой группы, учитель корректирует ответы, направляет в нужное русло, активизируя мыслительную деятельность)
По ходу ответов записываете себе в тетрадь черты характера Акакия Акакиевича Башмачкина.
Чтобы понять характер Башмачкина, нужно всё пережить вместе с ним: жизнь до приобретения новой шинели, радость от сбывшейся мечты, отчаяние оттого, что лишился самого дорого - шинели, а помогут нам шесть шляп.
Задание «Белой шляпы»
1. Как звали главного героя?
Выразительно прочитайте отрывок «Знакомство с Башмачкиным»:
В одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк…
2. Как характеризует героя его портретное описание?
3. Сколько было лет герою?
4. Какую работу выполнял Башмачкин в департаменте?
5. Какое будущее ждало?
6. О чём мечтал герой?
7. Почему мечта казалась неосуществимой? Какое жалованье было у Акакия Акакиевича?
8. Сбылась ли его мечта?
9. Какое событие резко изменило его «счастливую» жизнь?
10. Чем закончилась кража шинели?
11. Назовите ключевое слово (о ком мы говорили)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.