В статье рассматривается метод областей - аналог метода интервалов решения неравенств с одной переменной при решении неравенств с двумя переменными. Материал доступен учащимся 9 класса и более старшим учащимся. Задачи можно использовать , как на уроке, так и на занятиях кружка или факультатива для подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Метод областей.docx
МЕТОД ОБЛАСТЕЙ
Метод областей – это аналог метода интервалов решения неравенств с
одной переменной при решении неравенств с двумя переменными.
Рассмотрим подробно все шаги решения методом областей следующей задачи.
Пример 1. Изобразите на координатной плоскости множество всех
точек, удовлетворяющих неравенству
(
x
y
3)(
y
2 ) 0
x
.
Р е ш е н и е . Обозначим f(х;у)=
(
x
y
3)(
y
2 )
x
. Нам надо изобразить
множество М, заданное неравенством f(х;у)
. Сначала отметим все точки,
0
координаты которых удовлетворяют уравнению f(х;у)=0. Получим прямые
у=х+3, у=2х. они разбивают координатную плоскость на 4 области, в каждой
из которых f(х;у) сохраняет свой знак, поэтому для определения знака f(х;у) в
каждой области достаточно найти знак f(х;у) в какойнибудь одной
точке.Рассмотрим, например, область
А1. Т.к. (1;1) А1 и f(1;1)=3<0, то
для любой точки (х;у) А1 f(х;у)<0.
Аналогично определяем знак f(х;у)
для каждой из остальных областей А2,
А3, А4, в результате получим, что М=
заданные
U U U , где
A
3
l
2
A
1
l
1
2,l
l
1
Рис. 1
Таким образом, метод областей, в некотором смысле, является
уравнениями у=х+3, у=2х. Искомое
множество М изображено на рисунке
1.
обобщением метода интервалов, ведь там мы тоже для решения неравенств
вида f(х)
0 отмечали на координатной прямой точки, в которых f(х)
обращалась в нуль или не существовала, эти точки разбивали координатную
прямую на интервалы, в каждом из которых знак функции сохранялся и
определялся «пробной» точкой. Пример 2. Изобразите на координатной плоскости множество всех
точек, удовлетворяющих неравенству
x
2
2
x
y
y
3.
Р е ш е н и е . Преобразуем неравенство к виду
Дробь
y
x
2
x
y
0.
обращается в нуль при у=х (х
0) и не определена при у=2х.
( ; )
f x y
x
y
2
x
y
Прямые у=х и у=2х разбивают координатную плоскость на 4 области.
С помощью «пробных точек» выясним
знак f(х;у) в каждой из этих областей:
f(0;1)=1>0; f(2;3)=1<0; f(1;0)=0,5>;
f(2;3)=1<0. Искомое множество М
изображено на рисунке 2. (Если
граница области принадлежит М, то
изображаем ее сплошной линией, если
нет, то пунктирной линией).
Рис. 2
Примечание. 1) жирными линиями изображаем множества точек, в
которых нестрогое неравенство обращается в равенство;
2) пунктирными линиями все остальные линии ( границы областей
существования неравенства, если они не отмечены жирными линиями, в
которых строгое неравенство обращается в равенство и т.д.)
Пример 3. Изобразите на координатной плоскости множество всех
точек, удовлетворяющих неравенству
2
(
x
2
y
2
1)(
x
2
y
x
y
) 0.
Р е ш е н и е . Пусть f(х;у)=
2
(
x
2
y
2
1)(
x
2
y
x
y
). f(х;у)=0
2
x
x
(
2
y
2
0,5)
1,
(
y
2
0,5)
2
( 2 2) .
Эти две окружности разбивают
координатную плоскость на 4 области.
Найдем знак f(х;у) в каждой из этих
областей с помощью «пробных» точек: f(
2;0)=36>0; f(0,5;0,5)=0,51,5<0; f(0,5;
0,5)=0,5(0,5)>0; f(1;0,5)=0,25(0,25)<0.
Искомое множество М изображено на
рисунке 3
Рис. 3
Пример 4. Изобразите на координатной плоскости множество всех
точек, удовлетворяющих уравнению
y
x
y
2
x
4.
Р е ш е н и е . Изобразим сначала прямые, на которых выражения,
находящиеся под знаками модулей, меняют знаки. Это прямые ух=0 и у2=0
(рис. 4). Они разбивают всю плоскость на 4 области.
В таблице приведены знаки выражений ух и у2 в этих областях:
область
Знак ух
Знак у2
А1
+
+
А2
+
А3
А4
+
1) В области А1 уравнение принимает вид ух2+х=4, т.е. у=3.
Изображаем на рис. 5 ту часть прямой у=3, которая попадает в область А1.
2) В области А2 уравнение принимает вид ху+у2+х=4, т.е. х=3.
Изображаем ту часть прямой х=3, которая попадает в область А2.
3) В области А3 уравнение принимает вид хуу+2+х=4, т.е. у=х1.
Изображаем ту часть прямой у=х1, которая попадает в область А3.
4) В области А4 уравнение принимает вид х+уу+2+х=4, т.е. 2=4.
Значит, в области А4 уравнение не имеет решения.
Искомое множество М изображено на рисунке 5.
Рис. 4 Рис. 5
Пример 5. В координатной плоскости переменных х и р изобразите
множество всех точек плоскости, координаты которых удовлетворяют
неравенству (рх2)(р+х2)<0.
(1)
Р е ш е н и е . В подобных ситуациях принято а начале на первом шаге
изображать границы областей, то есть точки М(х;р), для которых левая часть
неравенства (1) равна нулю.
Построим границы:
(рх2)(р+х2)=0
2
p x
p
x
0,
2 0,
p
p
2,
x
2
.
x
Первое равенство в плоскости (х;р) задает параболу, а второе прямую.
Как прямая, так и парабола разбивают координатную плоскость (х;р) на две
области. Для всех точек каждой области соответствующий множитель левой
части неравенства (1) (рх2 для параболы и р+х2 для прямой) имеет
фиксированный знак, который нам и необходимо в дальнейшей определить.
Искомое множество М изображено на рисунке 5.
Рис. 6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Лурье М.В. Задачи на составление уравнений. Техника решения. Учебное
пособие. 2е изд., стер. – М.: Издательство УНЦ ДО, 2004.
2 Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе: Сб.
статей / Сост. Е.Г. Глаголева, О.С. ИвашевМусатов. М.: Просвещение,
1980.
3 Алгебра и математический анализ для 10 класса: Учеб. Пособие для
учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики / Н.Я. Виленкин, О.С.
ИвашевМусатов, С.И. Шварцбурд.5е изд. М.: Просвещение, 1997.
4 Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 1011 класс:
Учебнометодическое пособие/ С.Н. Олехник, М.К. Потапов, П.И.
Пасиченко. М.: Дрофа, 2001
5 Школа решения нестандартных задач. В.Голубев. г. «Математика» №3,
2005
6 Неравенства. А.Ш.Блох, Т.Л. Трухан. Минск: Народная асвета, 1972
Статью подготовила Утятникова С.А.
Метод областей. Математика. 9-11 класс
Метод областей. Математика. 9-11 класс
Метод областей. Математика. 9-11 класс
Метод областей. Математика. 9-11 класс
Метод областей. Математика. 9-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.