Метод проекта в системе воспитательной работы
Оценка 4.6

Метод проекта в системе воспитательной работы

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
5 кл—6 кл
02.03.2018
Метод проекта в системе воспитательной работы
Статья представляет собой дидактический материал с теоретическим обоснованием методики проектного подхода в системе работы классного руководителя. В качестве примера приводится разработка классного часа, посвящённого юбилею школы. Содержание отличается практической направленностью и полностью соответствует требованиям ФГОС ООО к внеурочной деятельности школьников.
Метод проекта в системе воспитательной работы.doc
Метод проекта в системе воспитательной работы школы Как   строится   система   воспитательной   работы   в   российской   школе?   Всем   известно,   что   она     «среднестатистической»   «укладывается»   в   рамки   плана воспитательной работы, основанного на       рекомендациях Министерства образования. Они,   в   свою   очередь,   отражают   те   требования   к   современной   школе,   которые предъявляет ей общество, государство. А главной задачей государственной политики в области воспитания является сегодня формирование, во­первых, социально активной и, во­вторых, ­ всесторонне развитой личности.  Социализация личности – процесс сложный, он не может не учитывать  изменившуюся и изменяющуюся социокультурную среду, которая активно «участвует» в   процессе   воспитания,   а   значит,   заставляет   современную   педагогику   искать   новые подходы к решению государственных задач.              Формирование всесторонне развитой личности (совершенного человека) – проблема для педагогики далеко не новая, но, к сожалению,  оставшаяся одной из самых сложных, почти нерешённых. Отчасти это объясняется политическими  причинами. В недалёкие   условно   демократические   времена   о     человеке   как   главной   ценности государства   много   говорили,   но   «капитальных»   вложений   в   его   развитие   почти   не делали.  Наука была  далека  от реальной  жизни  и подчинена политике,  а  политика  в воспитании   подрастающего   поколения   делала   ставку   на   энтузиазм   учителей, воспитателей, руководителей, учёных. Энтузиазм заблуждающихся не дал и не мог дать результатов, а энтузиазм формальный         –   тем более. Он обернулся равнодушием. В общественной жизни участвовали ради карьеры, патриотизм зачастую был лозунговым, парадным. Его «скрытая теплота» (Л. Толстой), проявлялась только в судьбоносное для страны время. Таким образом, и эта проблема, не потерявшая свою актуальность, тоже требует инновационного решения.                        Метод проекта  сегодня стал «притчей во языцех». Несмотря на   весьма относительную   новизну   (ему     более   ста   лет),   он   завоевал   внимание   современной педагогики, которая открыла в нём новые возможности. О нём говорят и пишут, его рекомендуют и поощряют. Нет ни одного образовательного учреждения, которое бы не использовало   его в своей деятельности. Общение с коллегами позволяет утверждать, что сегодня многие руководители   среди достижений своих школ называют активное применение учителями метода проектов и даже контролируют его внедрение, потому что оно свидетельствует о высоком мастерстве педагога.             Нельзя, конечно, не согласиться с теми, кто увидел в методе проектов богатый потенциал   и   вернул   к   жизни   несколько   забытые   открытия   ретропедагогики.   Ведь   в основе этого метода  лежит развитие как познавательных навыков, так и  практических умений, позволяющих свободно ориентироваться в информационном и социальном пространстве. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность, а мы знаем, что именно самостоятельности не хватает сегодняшним школьникам, многие из  которых обладают  хорошими  знаниями, но часто не умеют их применять. Жизнь ставит перед человеком множество проблем, и одних знаний совершенно недостаточно для   их   решения.   А     эта   технология,   как   совокупность  поисковых,   творческих, исследовательских   форм,  при  правильном  его  применении   учит  адаптироваться   к постоянно изменяющимся условиям жизни.  Метод проектов универсален: он адекватно сочетается с другими (традиционными и инновационными) технологиями и может быть как индивидуальным, так и групповым, ориентированным как на продвинутых детей, так и на обычных. И, главное, он позволяет увидеть результаты своей работы, оценить себя, увидеть «со стороны».                     На   мой   взгляд,   важным   обстоятельством   является     его  социальная составляющая. Метод проектов основан на   сотрудничестве, а значит, как никакой другой, может быть очень эффективным  не только в учебно­воспитательном процессе, но и в воспитательной работе.                   Если в  предметном обучении  метод проектов сегодня активно востребован и достаточно хорошо разработан, то в  воспитании  он,   как мне кажется, применяется весьма скромно. Если говорить откровенно, классные руководители сегодня осознают себя в первую очередь в качестве учителей­предметников. Сказывается загруженность, занятость преподавателя, объективная невозможность продуктивно сочетать функции учителя и воспитателя. Воспитательная работа в классе нередко сводится к проверке дневников, проведению родительских собраний и работе с документацией. Классный час,   даже   самый   интересный,   ­   это   лишь   островок   воспитания,   который   нередко «теряется» в череде уроков. Воспитательных проблем он не решит. А общешкольные мероприятия   и   конкурсы,   как   правило,   привлекают   детей   ярких,   активных, инициативных,   которые   умеют   себя   показать   и   легко   включаются   в   общественную жизнь. А как быть с другими? С теми, кто не умеет петь и танцевать, не любит рисовать и сочинять стихи, не достиг высот в спорте ­ одним словом, не «видит» себя ни в какой другой   роли,   кроме   роли   ученика?   Как   подготовить   его   к   жизни?   Как   научить   его преодолевать   трудности, решать проблемы, проявлять инициативу, спорить, дружить, отвечать за свои поступки?   Думаю, честный ответ на этот вопрос будет таким: во­ первых, надо признать, что этих детей большинство, что сегодняшняя школа нередко представляет  свои успехи  и достижения   в лицах своих лучших представителей и что большое   количество   детей   остаётся     «за   пределами»     парадных   отчётов.   О   какой социализации в таком случае может идти речь? О каком гармоничном развитии можно говорить?   Никакой   вины   учителя   в   этом   нет   или   почти   нет.   Видимо,   не   вполне оправдывает   себя   система   воспитательной   работы,   рассчитанная   как   будто   на «подготовленных» воспитанников. Понятно наше желание     работать с теми, кто   по первой   просьбе   (приказу?)   классного   руководителя   участвует   в   праздниках, соревнованиях, конкурсах. Такие дети  не  требуют усиленного контроля и внимания, и, главное, они никогда не подведут. А как помочь другим? В чём должен проявиться личностно­ориентированный подход к ребёнку? Мне кажется, что отчасти эту проблему поможет решить метод проектов, который можно использовать  как в деятельности классного   руководителя,  так   и   в  системе   воспитательной   работы   школы.   С одной   стороны,     значительно   облегчить   общешкольный   уровень   позволяет   осуществление  проекта, ведь  классному  руководителю  гораздо труднее организовать его   системную   подготовку:   классный   руководитель   не   обладает       достаточными полномочиями, не издаёт приказы и распоряжения, он   может рассчитывать только на личные контакты и  исключительно на свои способности и возможности. В этом смысле   предписывающий   личную проектный   план   воспитательной   работы   школы, ответственность учителей за ту или иную часть работы,   располагает более реальными перспективами.                     С другой стороны, осуществление общешкольного воспитательного проекта требует   высокого   уровня   профессиональной   компетенции   и   трудовой   дисциплины, потому что несработанность участников обернётся большими потерями.                      В  общешкольном   воспитательном   проекте   участвуют   несколько   классных руководителей, работающих с детьми одного возраста или с учениками разных классов, а   также   другие   работники   школы:     руководители   кружков   и   секций,   психолог, социальный   педагог,   чтобы   они   были   учителя­предметники.   Главное, единомышленниками.   Общешкольный воспитательный проект продуман как система, его   подготовка   может   осуществляться   поэтапно   или   параллельно,   в   зависимости   от характера и воспитательных задач мероприятия.   Проект «Наши знаменитые земляки»                        В качестве примера такой работы предлагаю проект  «Наши знаменитые земляки»,   который   объединяет   учеников   разных   классов,   классных   руководителей, учителей литературы, ИЗО, музыки и информатики.  1.  Ребята­старшеклассники  с   помощью  классных   руководителей  встречаются   или созваниваются   (работает   поисковая   группа)   с   интересными   людьми   Норильска,   чьи творческие, интеллектуальные, трудовые успехи прославили наш город, и приглашают их на встречу поколений.  2. Учитель музыки готовит участников концерта, посвящённого этой встрече, учитель информатики помогает ребятам оформить красивые приглашения.  3.  Учитель   литературы  и  преподаватель,   ответственный   в   школе   за профориентационную работу, помогают составить вопросы для гостей.  4.  Учителя информатики, ИЗО и технологий  вместе со своими  учениками   делают презентацию о школе, отвечают за     оформление кабинета или актового зала, готовят чаепитие.   5.  Руководители   пресс­центра   и   видеоцентра  оформляют   материалы   проекта   для летописи интересных дел школы.                  Заведующий кафедрой   классных руководителей  является руководителем проекта, разрабатывает план его подготовки и реализации, докладывает заместителю по воспитательной работе о проблемах и  качестве подготовки на каждом этапе вплоть до реализации проекта. Проект вносится в план воспитательной работы школы и является его неотъемлемой частью. На его осуществление требуется не менее трёх недель. Проект «Интеллектуально­спортивная игры, посвящённые Дню защитника Отечества»            В этом проекте участвует  вся школа, и проводится он в несколько этапов для учеников   разных   возрастных   групп.   Такой   проект   основан   на   педагогическом сотрудничестве   детей   и   классных   руководителей,   учителей   физ.   культуры,   ОБЖ, музыки, информатики, истории, литературы.                      Участники   первого,  интеллектуального,  этапа   «Колесо   истории», поддерживаемые болельщиками­одноклассниками, соперничают в знаниях по истории российской армии, её славных сражений и побед.            Второй этап готовится учителями ОБЖ  и физической культуры и  представляет собой  военно­спортивные   соревнования.   Теперь   его   участниками   могут   стать болельщики первого этапа.             Учитель ИЗО на основе компьютерной презентации проводит третий этап игры.  Каждая команда готовит  вопросы для соперников    в рамках темы проекта с использованием произведений живописи о Великой Отечественной войне.            Четвёртый, заключительный, этап может иметь творческое воплощение. Песни, стихи, театральные постановки раскроют таланты тех, кто ещё не успел проявить себя в этой игре.                     Каждый этап начинается театрально­музыкальной заставкой, объединяющей участников проекта. Жюри подведёт итоги каждого этапа и объявит победителей игры. На   подготовку   и   проведение   такого   воспитательного   проекта   требуется   не   менее месяца. Мероприятие подробно освещается школьной газетой и видеоцентром. Как и в первом   случае,   организационная   ответственность   лежит   на   заведующем   кафедрой классных руководителей и на руководителях каждого этапа.           Результаты воспитательного процесса не могут быть мгновенными. Значит, для объективной   оценки   этой   работы   следует   использовать  психолого­педагогическое сопровождение. Другими словами, школьный психолог и социальный педагог должны быть полноправными участниками воспитательного проекта.            Воспитательный проект – это не догма. Он всегда открыт для новых идей и новых участников. В плане воспитательной работы школы можно запланировать     несколько проектов (допустим, один в четверти).    В перспективе можно  всю воспитательную работы построить в проектной форме,   причём   так,   чтобы   каждый   проект   отражал   определённое   направление воспитательной   работы   школы.   Предлагаю   возможные   темы   общешкольных воспитательных проектов.      «Научно­творческая жизнь России  в годы  Великой  Отечественной  войны» ­ с участием   учителей   истории,   физики,   химии,   литературы,   музыки,   ИЗО, информатики. (К празднику Великой Победы.)   «Как не любить мне эту землю! (Моя улица ­ мой город – моя Родина)» ­ с участием   учителей   литературы,   истории,   краеведения,   с   приглашением работников   краеведческого   музея,   художественной   галереи,   известных   людей города. «Семьи идея мне всего милей» ­ с участием психолога, социального педагога, родителей, учителей литературы и музыки. «Великие   женщины   России»   ­   с   участием   всех   предметников.(   К   празднику Восьмое марта). «Профессия – профессионал!» ( В рамках профориентационной работы) и др.                      Проектный подход к планированию воспитательной работы в школе имеет большие   перспективы и заслуживает   серьёзного внимания. ПРОЕКТ В СИТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ                        Образцом не формального, а настоящего   педагогического сотрудничества может   стать,   например,   такой   классный   час,   в   подготовке   которого   участвуют непременно все дети, их родители, работники школы, учителя­предметники. Он должен заинтересовать   актуальностью   темы,   необычной   формой   проведения,   объединяющей творческие   усилия   единомышленников.   Именно   такой   классный   час   мы   с пятиклассниками   провели   к   15­летию   лицея.   Мероприятие   готовится   тщательно, изучаются способности и возможности детей, обязательно учитываются их желания и идеи.    Главная   воспитательная   задача   этого   краткосрочного   воспитательного проекта – сплотить ребят, показать, что каждый из них может себя проявить как яркая, творческая личность, воспитывать уважение друг к другу, к школе и её работникам. Гостями классного часа, кроме тех, кто уже назван,  стали шефы, ребята и учителя из других школ, выпускники, старшеклассники…           Без участия родителей, подготовивших костюмы, рассказавших о своём детстве, своих учителях, этот проект не получился бы таким искренним и добрым, не объединил бы в едином  чувстве взрослых и детей.            А как велика роль  педагогов­предметников, которые вспомнили первые шаги школы   на   пути   к   победам,   познакомили   детей   с   традициями   лицея,   вместе   с   ними участвовали   в   играх   и   викторинах!   Ребята   с   интересом   разглядывали   фотографии пятнадцатилетней   давности,   удивлялись,   смеялись,   расспрашивали   о   школе   и   её традициях.                  Очень органично «вписалась» в наш праздник творческая реклама   школьной столовой,   потому   что   в   качестве   своеобразного   жюри   мы   пригласили   зав. производством и повара, которые по достоинству оценили кулинарные «достижения» девочек и всех мам, подготовивших сладкий праздничный стол, а потом провели «Мини­ викторину о горячем питании и витаминах».            Шефы тоже не были просто гостями. Они поделились впечатлениями о школе и интересно рассказали о своем предприятии («Норильскпроект»), ответили на вопросы ребят,   а   также   участвовали   в   весёлых   математических   конкурсах   «Самый сообразительный на нашем празднике».                     С   особым   вниманием   дети   слушали  наших   выпускников  ­   студентов Норильского индустриального института, которые так увлекательно рассказали о своём лицейском   времени,   так   ярко   описали   самые   забавные   и   трогательные   моменты школьной   и   студенческой   жизни,   что   шестиклассники   долго   не   отпускали   их   после праздника. Это общение, подкупая детей искренность, неформальностью, творческим началом, органично сочетает профориентационное воспитание с патриотическим.           Главными участниками этого интерактивного проекта были, конечно, сами дети. Равнодушных не оказалось именно потому, что каждый смог (причём, самостоятельно!) определить свою роль в этом проекте и старался представить себя.          Старшеклассники рассказали забавные истории об учителях, познакомили ребят с работой школьного актива,   редакции  газеты «Вести лицея», школьного видеоцентра. Шестиклассники и родители с искренним интересом посмотрели видеосюжет «Вести с уроков», подготовленный ребятами из видеоцентра и их руководителем.          Представили свои успехи те, кто посещает лицейские кружки и секции ­ рисует, вышивает, занимается батиком, посещает танцевальную студию. Презентации, поделки, видеоролики, рисунки стали олицетворением интересной, яркой, нестандартной жизни лицея, лучшей рекламой учебного заведения, воспитывающей гордость за свою школу в сознании детей, которым предстоит  в ней учиться много лет.           Некоторые дети подготовили рассказ об истории и традициях лицея, о зарождении лицейского образования в России, о лицеях Древней Греции, о пушкинском лицее.   Это маленький     поисковый   проект,   представленный   группой   детей,   которым   помогала библиотекарь,   объединил   наиболее   пытливых   детей,   которым   интересно   общаться   с незнакомыми людьми.                   Ребята   с  творческими   способностями  выразили   себя  в   весёлой   сценке «Незнайка­лицеист», открывшей праздничный проект, а также в защите фантастического мини­проекта   «Лицей  XXI  века»,     который   был   представлен   в   креативных   формах (поэтической, мультимедийной и театральной)  детьми  в сотрудничестве с родителями.          Все без исключения были увлечены весёлой математической викториной «А у нас в лицее», которую подготовил учитель математики.                  Не только детей, но и некоторых учителей  объединили частушки, которые сочиняли   «всем   миром»   (учителя,   родители,   сами   ребята).   Именно   они   создали атмосферу весёлого праздника.                На подготовительном этапе проекта весь класс участвовал в заочном  конкурсе сочинений «Мой лицей», и лучшие из них прозвучали в устном журнале.           Настоящий восторг вызвал риторический турнир, в котором, конечно, не было победителей. Какие только проекты не представляли дети»! Здесь и «Ода дневнику», и весёлая реклама лицея, и «Похвальное слово любимому учителю»…                 Участвуя   в   юбилейном   проекте,   дети   рисовали   и   пели,   сочиняли   стихи   и рассказывали. Они побывали в роли учителей, журналистов, архивариусов, кулинаров, хозяйственников,   режиссёров,   актёров,   операторов,   чтецов,   костюмеров,   поэтов, дизайнеров. Для всех нашлось творческое дело. Закончился праздник взаимными поздравлениями. Маленькие поделки­сюрпризы, дружеские шаржи ребята дарили друг другу, учителям и гостям.                 Подготовка   такого   мероприятия   занимает   очень   много   времени,   но   это «оправдывается» успехом. Она невозможна без педагогического сотрудничества  многих работников   школы:   классного   руководителя,   учителей­предметников,   работников столовой,   психолога,   библиотекаря.   Классный   руководитель   (руководитель   проекта) интегрирует   творческие   усилия   его   участников,   осуществляет   связь   школы   с   др. учреждениями.  В течение одного учебного года  возможно  реализовать  не более 1­2 проектов,   но   они,   как   мне   думается,   будут   значимее   и     эффективнее   нескольких классных часов, проведенных «на скорую руку».            Проект открытого классного часа, посвящённого  юбилею Лицея (Метод проектов в системе воспитательной работы классного руководителя)                        Образцом не формального, а настоящего   педагогического сотрудничества может   стать,   например,   такой   классный   час,   в   подготовке   которого   участвуют непременно все дети, их родители, работники школы, учителя­предметники. Он должен заинтересовать   актуальностью   темы,   необычной   формой   проведения,   объединяющей творческие   усилия   единомышленников.   Именно   такой   классный   час   мы   с шестиклассниками   провели   к   15­летию   лицея.   Мероприятие   готовится   тщательно, изучаются способности и возможности детей, обязательно учитываются их желания и идеи.    Главная   воспитательная   задача   этого   краткосрочного   воспитательного проекта –  сплотить ребят, показать, что каждый в классе может себя проявить как яркая,   творческая   личность,   воспитывать   уважение   друг   к   другу,   к   школе   и   её работникам.           Гостями классного часа, кроме тех, кто уже назван,  стали шефы, ребята и учителя из других школ, выпускники, старшеклассники…           Без участия родителей, подготовивших костюмы, рассказавших о своём детстве, своих учителях, этот проект не получился бы таким искренним и добрым, не объединил бы в едином  чувстве взрослых и детей.            А как велика роль  педагогов­предметников, которые вспомнили первые шаги школы   на   пути   к   победам,   познакомили   детей   с   традициями   лицея,   вместе   с   ними участвовали   в   играх   и   викторинах!   Ребята   с   интересом   разглядывали   фотографии пятнадцатилетней   давности,   удивлялись,   смеялись,   расспрашивали   о   школе   и   её традициях.                  Очень органично «вписалась» в наш праздник творческая реклама   школьной столовой,   потому   что   в   качестве   своеобразного   жюри   мы   пригласили   зав. производством и повара, которые по достоинству оценили кулинарные «достижения» девочек и всех мам, подготовивших сладкий праздничный стол, а потом провели «Мини­ викторину о горячем питании и витаминах».            Шефы тоже не были просто гостями. Они поделились впечатлениями о школе и интересно рассказали о своем предприятии («Норильскпроект»), ответили на вопросы ребят,   а   также   участвовали   в   весёлых   математических   конкурсах   «Самый сообразительный на нашем празднике».                     С   особым   вниманием   дети   слушали  наших   выпускников  ­   студентов Норильского индустриального института, которые так увлекательно рассказали о своём лицейском   времени,   так   ярко   описали   самые   забавные   и   трогательные   моменты школьной   и   студенческой   жизни,   что   шестиклассники   долго   не   отпускали   их   после праздника. Это общение, подкупая детей искренность, неформальностью, творческим началом, органично сочетает профориентационное воспитание с патриотическим.           Главными участниками этого интерактивного проекта были, конечно, сами дети. Равнодушных не оказалось именно потому, что каждый смог (причём, самостоятельно!) определить свою роль в этом проекте и старался представить себя.          Старшеклассники рассказали забавные истории об учителях, познакомили ребят с работой школьного актива,   редакции  газеты «Вести лицея», школьного видеоцентра. Шестиклассники и родители с искренним интересом посмотрели видеосюжет «Вести с уроков», подготовленный ребятами из видеоцентра и их руководителем.          Представили свои успехи те, кто посещает лицейские кружки и секции ­ рисует, вышивает, занимается батиком, посещает танцевальную студию. Презентации, поделки, видеоролики, рисунки стали олицетворением интересной, яркой, нестандартной жизни лицея, лучшей рекламой учебного заведения, воспитывающей гордость за свою школу в сознании детей, которым предстоит  в ней учиться много лет. Некоторые дети подготовили рассказ об истории и традициях лицея, о зарождении лицейского образования в России, о лицеях Древней Греции, о пушкинском лицее.   Это маленький     поисковый   проект,   представленный   группой   детей,   которым   помогала библиотекарь,   объединил   наиболее   пытливых   детей,   которым   интересно   общаться   с незнакомыми людьми.                   Ребята   с  творческими   способностями  выразили   себя  в   весёлой   сценке «Незнайка­лицеист», открывшей праздничный проект, а также в защите фантастического мини­проекта   «Лицей  XXI  века»,     который   был   представлен   в   креативных   формах (поэтической, мультимедийной и театральной)  детьми  в сотрудничестве с родителями.          Все без исключения были увлечены весёлой математической викториной «А у нас в лицее», которую подготовил учитель математики.                  Не только детей, но и некоторых учителей  объединили частушки, которые сочиняли   «всем   миром»   (учителя,   родители,   сами   ребята).   Именно   они   создали атмосферу весёлого праздника.                На подготовительном этапе проекта весь класс участвовал в заочном  конкурсе сочинений «Мой лицей», и лучшие из них прозвучали в устном журнале.           Настоящий восторг вызвал риторический турнир, в котором, конечно, не было победителей. Какие только проекты не представляли дети»! Здесь и «Ода дневнику», и весёлая реклама лицея, и «Похвальное слово любимому учителю»…          Психологическая игра «Лицейский статус» позволила детям узнать больше о самих себе,   о   своих   наклонностях   и   способностях.   Она   была   основана   на   результатах психолого­педагогического   тестирования   и   направлена   на   воспитание   уверенности   в себе, потребности активного отношения к лицейской жизни, т.е   чувства социальной востребованности.                 Участвуя   в   юбилейном   проекте,   дети   рисовали   и   пели,   сочиняли   стихи   и рассказывали. Они побывали в роли учителей, журналистов, архивариусов, кулинаров, хозяйственников,   режиссёров,   актёров,   операторов,   чтецов,   костюмеров,   поэтов, дизайнеров. Для всех нашлось творческое дело.          Закончился праздник взаимными поздравлениями. Маленькие поделки­сюрпризы, дружеские шаржи ребята дарили друг другу, учителям и гостям. Подготовка   такого   мероприятия   занимает   очень   много   времени,   но   это «оправдывается» успехом. Она невозможна без педагогического сотрудничества  многих работников   школы:   классного   руководителя,   учителей­предметников,   работников столовой,   психолога,   библиотекаря.   Классный   руководитель   (руководитель   проекта) интегрирует   творческие   усилия   его   участников,   осуществляет   связь   школы   с   др. учреждениями.  В течение одного учебного года  возможно  реализовать  не более 1­2 проектов,   но   они,   как   мне   думается,   будут   значимее   и     эффективнее   нескольких классных часов, проведенных «на скорую руку». Тема:                «Друзья мои, прекрасен наш союз» Цели   Познакомить   детей   с   историей   Лицея   –     его   традициями   и   достижениями,   с лучшими педагогами;  Создать   креативное   поле   для       реализации   способностей   детей   в   творческом общении, изучить желания детей, их видение школьной жизни;  сплочение детей, формирование дружного классного коллектива как            способ создания наиболее комфортных условий развития личности            ребёнка;  воспитание любви к Лицею, уважения к его педагогам и работникам,            интереса к школьной жизни, доброго отношения к одноклассникам. Оборудование:  праздничное   оформление   кабинета   шарами,   цветами,   фотографиями   и   рисунками учащихся к  юбилею Лицея, иллюстрации, изображающие пушкинский Лицей в Царском Селе,     портреты   Аристотеля,   Платона,   Пушкина,   Дельвига,   Пущина,   Кюхельбекера, юбилейные   стенгазеты,   видеофрагмент   из   жизни   класса,   сочинения   учащихся, посвящённые юбилею, текст и фонограмма частушек, текст сценки «Незнайка­лицеист», костюмы, кафе «Лицейское» с юбилейным меню, подарки          Принципы воспитательной деятельности: принцип открытости (планирование содержания классного часа принадлежит детям); принцип привлекательности  предстоящего дела  (классный  руководитель  является инициатором мероприятия и старается заинтересовать воспитанников);   принцип активной деятельности и свободы выбора (все  дети принимают участие в подготовке и проведении классного часа в соответствии с их желаниями и интересами); принцип   обратной   связи  (предварительное   изучение   мнений   и   настроений     детей способствует выявлению степени и характера их участия в мероприятии); принцип сотворчества (учащиеся имеют право выбора партнёров) принцип сотрудничества  (объединение творческих усилий классного руководителя с другими педагогами и родителями);      принцип   успешности    (создание ситуации успеха за счёт индивидуальной работы с каждым учащимся в процессе подготовки к классному часу га осное предварительной психолого­педагогической диагностики). Активные формы: викторина,  предварительная  работа  в поисковых  группах,  защита  творческого  мини­ проекта, инсценирование, психологическая игра и др. Эпиграф:          Мы работаем, учимся, спорим,                                  Открываем, внедряем, горим                                 Жаждой новых открытий, теорий,                                 Верим, что Эверест покорим                                 Мы в науке, ничуть не смущаясь                                 Грандиозностью планов и тем,                                 Так держать,  лицеист и учитель!                                 Нам ли с вами  бояться проблем? Содержание классного часа: 1. «Незнайка­лицеист». Сценка­приглашение ­ Незнайка:  Чем бы таким прославиться?.. Музыкой я уже занимался…Стихи я уже сочинял… Никто меня не любит, никто меня не ценит, все только и норовят пристыдить: «Незнайка неуч! Незнайка бездельник!» Знайка: Незнайка, ты опять бездельничаешь?   ­ ­ Незнайка: Вот, пожалуйста… ­ Пчёлка: Надо же! Никто его не любит! А за что тебя любить? А кто Мерседес Винтика и Шпунтика разбил вдребезги?!  ­ Нзнайкаа: На Луну улетел без нас, да ещё тебя и выручать пришлось!  ­ Кисточка:  Все   мои   краски     измалевал,   тоже   мне   художник   нашёлся!   Вот, полюбуйтесь на его художества! ­ Лицеист: Постойте, друзья! Зачем вы его обижаете? Так не годится! Вы просто в него не верите! Давайте лучше поможем ему! ­ Винтик и Шпунтик: Как же! Поможешь ему! Такому  ленивцу! ­ Пилюлькин: По­моему, микстуру от лени ещё не придумали… ­ Знайка: А надо бы! ­ Ромашка: Ну что вы, друзья…Нашему Незнайке помощь нужна? ­ Лицеист: Верно, Ромашка, поддержать надо Незнайку, какие же вы друзья, если только смеётесь? ­ Ромашка:  А я что говорю, бездельничает Незнайка от скуки и от уныния. Не нашёл он себя, и мы тоже хороши – только смеёмся… ­ Лицеист: У нас в Лицее  друзьям помогают… ­ Пчёлка: В каком ­ таком Лицее? ­ Лицеист: В физико­математическом! ­ Все: В  физико­математи­и­и­ческом?!!!  ­ Лицеист: Да! Может, Незнайка  великим математиком станет! ­ Незнайка: Пятью пять – двадцать пять! Пятью восемь – сорок! ­ Пчёлка: Вы слышали? Он опять за своё!  ­ Лицеист:  Правильно,   Незнайка,   не   стесняйся.   Приходи   к   нам   в   Лицей,   там будешь алгебру знать, как таблицу умножения! Знайка: А мне можно в этот ваш Лицей? ­ ­ Ромашка: А мне? ­ Винтик и Шпунтик: А нам? ­ Пчёлка: И я хочу математике учиться… ­ Лицеист: Конечно, можно, друзья! А чтобы узнать, как у нас в Лицее здорово, приглашаю вас на праздник в 6­ «А» класс. Думаю, вам понравится! 2. Что такое лицей? Лицейское образование в России. Традиции пушкинского Лицея.   Что вам, ребята, известно о слове «лицей»?     Лицей (греч.) – название рощи при храме Аполлона Ликейского близ   Афин, где в древности был расположен один из трёх государственных гимнасиев – Ликей. Вот что известно о первом ликее, который был основан в Афинах философом Аристотелем     в  III  в.   до   нашей   эры.   У   древнегреческого   философа   Платона,   имя которого   значит   «широкий»,   был   ученик   Аристотель,   имя   которого   значит   «благое завершение»   Эти   имена   им   так   хорошо   подходили,   что,   казалось,   были   придуманы нарочно.  Аристотель   был  хорошим   учеником.   Говорили,  что  однажды   Платон   читал лекцию о бессмертии души. Лекция была такая трудная, что ученики, не дослушав, один за другим выходили. Когда Платон закончил, перед ним сидел только один Аристотель. Аристотель учился у Платона 20 лет и, чем дольше слушал, тем меньше соглашался  с тем, что слышал. А когда Платон умер, Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина дороже»,   покинул   Академию   и   завёл   собственную   школу   –   Ликей,   при   священном участке Аполлона Ликейского. Занятия он вёл не стоя перед сидящими, как Платон, а прохаживаясь с ними под навесом. Их прозвали гуляющими философами. Аристотель был воспитателем Александра Македонского. Больше всего Платон любил математику и астрономию, потому что в мире чисел и звёзд порядок сразу бросается в глаза, а Аристотель первый  начал заниматься  зоологией, потому что в пёстром хаосе живых существ,   окружающих   человека   навести   порядок   нужнее   и   труднее.   «Лестница природы»   Аристотеля     ­   система   описания   500   животных     от   простейших   до сложнейших – продержалась две тысячи лет. Это Аристотель сказал: «Корни учения горьки, а плоды его сладки». Кстати, слово «лицей» образовано от «ликос» ­ волк, а слово «школа» переводится как отдых, досуг.  Древние греки Древние греки, античные греки, Многим прославились греки навеки. Даже порой удивленье берёт: Ну до чего знаменитый народ! Ну, а всего поразительней, братцы, То, что мы с ними могли б изъясняться! «Физика», «космос», «медуза», «стратег» ­ понял бы мигом слова эти грек! Скажешь: «лицей», «стадион» и «динамо» ­ Скажешь ты это по­гречески прямо! «Библиотека», «театр» « берилл» ­ Так, между прочим, и грек говорил.   (Из книги Олега Тарутина «Что я видел в Эрмитаже»)           В современном мире  лицей – это среднее общеобразовательное учреждение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки.            В дореволюционной России  лицей – привилегированное учебное заведение для детей   дворянской   знати,   которое   готовило   высших   государственных   чиновников, особенно в Министерстве внутренних дел. Царскосельский лицей – первый в России ­ открыт в 1811 г. Освящён именем Пушкина и его прославленных друзей.  А что вы, ребята, знаете о Царскосельском лицее, в котором учился А.С. Пушкин?          Постепенно лицеи, появившиеся в России, были преобразованы в университеты. После революции лицеи в нашей стране были упразднены. Возрождение лицейского образования относится к 1988­89 гг. 3. Устный журнал « По страницам лицейской летописи»  Сообщения участников поисковых групп и гостей праздника.  Если поступил в Лицей, сил учиться не жалей! «Наши достижения»  Накануне юбилея мы расскажем о Лицее. «Наши традиции»  Есть в Лицее корифеи! Есть гордиться кем Лицею! «Наши ветераны»  Среди наших лицеистов много славных медалистов! «Наши выпускники»  Про лицейскую газету и её корреспондентов. «Наша газета» 1. Кто входит в состав корреспондентов? 2. Что будет напечатано в ближайшем номере? 3. У кого можно приобрести газету?  Много   искренних   друзей   у   «Лицейских   новостей»    «Наш   видеоцентр».   Слово представителям видеоцентра лицея. 4.  «Наши лицейские будни». Видеожурнал по страницам лицейской жизни. Сюжеты с уроков. 5.  Весёлая математическая мини­викторина « А у нас в Лицее…»  Известно, что общее количество лицеистов и учителей составляет 615 человек. Сколько   учеников   объединяет   лицейское   содружество,   если   среди   учителей   … математиков и… педагогов других специальностей?     Вы знаете, сколько   медалистов прославило наш Лицей, тогда назовите среднее количество медалей в одном учебном году.    Число   лицеистов,  которые     обучались   и  обучаются  за  рубежом,  вы   вспомните, учитывая, что престиж Лицея обязывает нас учиться только на…    Кто больше назовёт наград и почётных званий нашего Лицея? 6. Риторический турнир «Похвальное слово Лицею»  Ода дневнику лицеиста  Продолжить   фразы:   «Лицей   для   меня   –   это…»;   «Мне   нравится,   что   у   нас   в Лицее…»; «Это здорово, если наш класс…»;   Реклама Лицея;                                             Приходите к нам учиться                                             В нашу школу поскорей!                                             Получайте здесь пятёрки,                                             Жить нам с ними веселей!                                             Здесь учиться – высший класс!                                             Приходите к нам сейчас!                                             Наш лицей на первом месте,                                             И гордимся этим мы!                                             Радость мы разделим вместе –                                             Все победы впереди!       Шорохова Ксюша 7. Защита фантастического проекта « Лицей XXI  века – это мы!»          Рисунки, плакаты, презентации, поделки и др., создающие образ школы будущего. 8. Подведение итогов заочного конкурса сочинений « Мой  лицей». Материалы  устного журнала  «По страницам наших сочинений» К празднику посвящения в лицеисты мы готовились целый месяц.   В конце торжественной части старшеклассники провели Посвящение в лицеисты. Они нас всех проштамповали и дали съесть по кусочку сухарика, что символизирует «гранит науки». Я  очень горжусь званием лицеиста! (Пимонов Денис)           Как и лицеисты пушкинского времени, мы обязательно станем известными людьми, такими, как декабристы Пущин и Кюхельбекер,  поэт Дельвиг, отважный флотоводец   Матюшкин,   мужественный   генерал   Вальковский,   талантливый дипломат Горчаков. (Шорохова Ксюша)             Лицей поначалу казался мне таким большим, иногда я терялся  и не сразу находил кабинет математики.  С портретов на меня строгими глазами смотрели Евклид и Архимед. (Коршунов Женя)                  Мне всегда нравилась математика – нравилось решать сложные задачи и находить интересные решения. Посещая занятия, я ещё больше узнал о лицее: в 1996 году он вошёл в 100 лучших школ России, а в 2001 году нашему Лицею присвоено звание «Школа века». (Лебедев Роман)               Я, конечно, всех учителей не знаю, но я уверена, что у нас Лицее учителя самые лучшие! Гибадуллина Кристина.         Спустя почти два века в далёком северном городе открылся другой Лицей. Это наш физико­математический Лицей, в котором учусь я. Нас не тридцать человек, как в пушкинское время, а в 20 раз больше. В этом году я была в Царскосельском Лицее.   Стоя   в   классе,   где   за   партой   сидел   сам   Пушкин,   я   подумала,   что   мы отличаемся только тем, что у нас есть компьютеры и пишем мы не гусиными перьями.   А   ещё   у   нас   учатся   вместе   и   девочки   и   мальчики.   Я   надеюсь,   что   у каждого из нас будет свой лицейский друг на всю жизнь, как у Пушкина.  (Аношко Наташа)            . Жанна Геннадьевна так интересно рассказывает про живой мир!  У меня дома есть микроскоп, с помощью которого я рассматривал шерсть домашнего кота Семёна.   Я   хотел   бы,  чтобы   на  уроках   проводились   викторины  и   было   побольше лабораторных работ. (Заусаев Антон)          Посвящение в лицеисты забыть невозможно. Наверное, на тот момент это и было счастье! Каждое утро я с гордостью переступаю порог любимой школы и стараюсь оправдать надежды моих родителей и учителей. (Тореева Женя) У меня много друзей в Лицее, а ещё я посещаю театральную студию «Шанс». И мне нравится  наш руководитель Светлана Владимировна. (Рыбакова Аня)           День бантика был первого апреля. Мы с мамой готовились к нему целый вечер. Я вся была в бантиках, и меня выбрали Королевой среди пятых классов! (Антонова Нина)         Я не знаю, свяжу ли я своё будущее с физикой и математикой, но я надеюсь, что меня в Лицее научат быть настоящим человеком! (Распутько Таня) 9.  Музыкальный   сюрприз   гостям   праздника     «Частушки   лирические,   лицейские, математические»                                                                                 У меня талантов много,                                        Все их не пересчитать!                                        Только я предпочитаю                                        Математику решать!                                          Стать художницей мечтала­                                         Малевала кисточкой.                                         В математику влюбилась –                                         Стала лицеисточкой!                                         Не даётся мне английский ­                                         Я учебник отложу!                                         Я скажу вам по секрету:                                         С математикой дружу!                                         Меня в школе называют                                         Мини­академией!                                         В институте стать придётся                                         Нобелевской премией!                                          Ко всему, что изучаем,                                          Отношусь критически. И мне в этом помогает                                          Склад математический!                                         Наконец­то наступило                                         Золотое времечко:                                         Математику в Лицее                                         Щёлкаю, как семечки!                                         Что со мною приключилось,                                          По секрету  говорю.                                          Я в отличника влюбилась –                                          Математику зубрю.                                          Я хочу привлечь вниманье                                           К одному моменту:                                          Лицеистов приглашают                                          Даже к президенту!   Не испытываем с мамой   Никакой тревоги:   В пятом «А» преподают   Суперпедагоги                                            Эту истину, друзья,                                            Сообщить приятно:                                            Школой года наш лицей                                            Был неоднократно!                                            Математик очень строгий                                            И директор ой­ой­ой!                                            Приходите к нам учиться                                            И берите всех с собой! 10. Психологическая игра «Лицейский статус» 11. Обмен подарками. Поздравления одноклассников и педагогов. 12. Слово ветеранам Лицея Поздравления, воспоминания, пожелания.             Результат такой работы не может быть незамедлительным. Но он обязательно проявится в отношении детей к школе, учителям, друг к другу. Воспитание любви к школе, уважения к старшим, интереса к учёбе, к миру профессий и увлечений здесь неотделимо от развития творческих наклонностей детей, формирования потребности в социальной успешности, чувства личностной значимости, толерантности. Проект, если к нему подходить не формально, «распределяя роли участников», а продуманно, как к коллективному   творческому   делу,   раскроет   каждого   ребёнка.   Главное,   чтобы   его принципами стали уважение личности и творческое, интерактивное начало.

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы

Метод проекта в системе воспитательной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018