Метод проектов в обучении младших школьников
Оценка 4.6

Метод проектов в обучении младших школьников

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
администрации
3 кл
10.01.2017
Метод проектов в обучении  младших школьников
Актуальность метода проектов обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
проектная деят статья.doc
МОУ «Гимназия №29»г.о. Саранск Проектная деятельность в начальной школе Метод проектов в обучении младших школьников Подготовила учитель  начальных классов                                                                              Арзамаскина Елена Геннадьевна                                                                        МОУ «Гимназия №29» г.о. Саранск Саранск, 2017 Содержание I.Введение……………………………………………………………….1­2 I.Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и  воспитания в условиях ФГОС II поколения 1.1 Из истории возникновения метода проектов………………….......2­3 1.2 Что мы понимаем под методом проектов………………………….4­5 1.3 Задачи, основные требования и классификация проектов……….6­9        1.3.1.Задачи проектов        1.3.2.Требования  к проектам        1.3.3.Классификация проектов 1.4 Презентация проектов……………………………………………..10­11 1.5 Готовность младших школьников к проектной деятельности….11­13 I.6 Метод проектов в урочное и внеурочное время…………………13­16   II.Реализация метода проекта в практической деятельности… 17­23 Заключение……………………………………………………………….23 Используемые источники информации………………………………24­25 Введение.   В условиях ФГОС II поколения многие учителя в нашей школе стараются использовать в своей работе элементы и программы развивающего обучения. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации   программ   развивающего   обучения,   я   столкнулась   с   рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:   низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неумение   следовать   прочитанной   инструкции,   ярко   выраженное   в неспособности   внимательно   прочитать   текст   и   выделить последовательность   действий,   а   также   выполнить   работу   от   начала   до конца в соответствии с заданием;   разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки; отсутствие   переноса   знаний   из   одной   образовательной   области   в другую, из учебной ситуации в жизненную. С  целью преодоления этих проблем  два года назад мною была выбрана программа «Школа 2100» в основе, которой лежит   метод проектов.                Актуальность   метода   проектов     обусловливается,   прежде   всего, необходимостью   понимать   смысл   и   предназначение   своей   работы, самостоятельно   ставить   профессиональные   цели   и   задачи,   продумывать способы   их   осуществления   и   многое   другое,   что   входит   в   содержание проекта.   Не   случайно   в   базисный   учебный   план   внесена   новая   строчка   о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования ­ способность проектировать.        Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, который никак   не   противоречит   способам   обучения,   он   помогает   активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается   часто   более   сильной,   чем   требования   родителей   и   учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.  Цель проекта ­ зачем мы проводим исследование. Задачи ­ уточнение цели, основные шаги для достижения цели. Гипотеза  ­   догадка,   не   доказанная   логически:   «предположим…» «допустим…» «возможно»       Самым   главным  результатом  проектных игр является формирование у детей   умения   вести   себя   в   условиях,   когда   требуется   в   короткое, ограниченное   время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых   встретились   впервые,   и   надо   не   растеряться,   не   испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат   своих   действий.   Пройдя   такую   цепочку,   ребёнок   становится гораздо   более   уверенным   в   своих   силах,   у   него   исчезает   страх   перед неизвестными   ранее   делами,  страх   перед   недостатком   знаний   –   он   учится учиться. Одновременно   проектные   работы   детей   представляют   собой   один   из способов   контроля   учащихся,   которому   придаётся   огромное   значение   в рамках учебного процесса, поскольку:  успешный   самостоятельный   творческий   поиск   является   показателем    глубокого усвоения знаний и творческого развития личности; знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей; выявляется   уровень   личностного   отношения   учащихся   к   учебному труду; проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;  детьми   проявляется   учебная   инициатива   и   самостоятельность, происходит   их   становление   как   личностей,   способных   активно действовать в современной жизни.  На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.        I.Проектная   деятельность   в   начальной   школе   как   метод   обучения   и воспитания в условиях ФГОС II поколения 1.1  Из истории возникновения метода проектов.   Метод   проектов не   является   принципиально   новым   в   мировой педагогике.   Он   возник   еще   в   начале   нынешнего   столетия   в   США.   Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления   в   философии   и   образовании,   разработанными   американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж.   Дьюи   предлагал   строить   обучение   на   активной   основе,   через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную   заинтересованность   в   приобретаемых   знаниях,   которые   могут   и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести Учитель   может   подсказать   источники   информации,   а   может   просто направить   мысль   учеников   в   нужном   направлении   для   самостоятельного поиска.   Но   в   результате   ученики   должны   самостоятельно   и   в   совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей,   получить   реальный   и   ощутимый   результат.   Вся   работа   над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.   предусматривающим   решение   этих   проблем, Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела  некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным   компонентом   вполне   разработанной   и структурированной   системы   образования.  Но   суть   ее   остается   прежней ­ стимулировать   интерес   учащихся   к   определенным   проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность,   умение практически   применять   полученные   знания,   развитие   рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления).      Суть   рефлекторного   мышления   ­ вечный   поиск   фактов,   их   анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания   нового,   для   нахождения   выхода   из   сомнения,   формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема   устанавливает   цель   мысли,   а   цель   контролирует   процесс мышления”. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с   разработками   американских   педагогов.   Под   руководством   русского педагога   С.Т.Шацкого   в   1905   году   была   организована   небольшая   группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Вместе   с   тем   в   зарубежной   школе   он   активно   и   весьма   успешно развивался.   В   США,   Великобритании,   Бельгии,   Израиле,   Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического   подхода   к   образованию   Дж.   Дьюи,   его   метод   проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального   сочетания   теоретических   знаний   и   их   практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.  “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти   знания   применить” ­   вот   основной   тезис   современного   понимания метода   проектов,   который   и   привлекает   многие   образовательные   системы, стремящиеся   найти   разумный   баланс   между   академическими   знаниями   и прагматическими умениями. 1.2  Что мы понимаем под методом проектов.   В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему   обучения,  при  которой   учащиеся   приобретают   знания   и  умения  в процессе   планирования   и   выполнения   постепенно   и   последовательно усложняющихся практических заданий – проектов. Согласно   данному   подходу,   сама   программа   школы   может   быть определена как ряд приобретаемых в ходе обучения элементов разного опыта, связанных между собой таким образом, что сведения, полученные из одного опыта,   служат   развитию   и   обогащению   новым   опытом.   Таким   свойством обладает деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах.   Что мы понимаем под методом проектов?     Метод ­   (от   греч.   «мethodos»   –   путь   исследования,   теория,   учение) понимают способ достижения какой­либо цели, решения конкретной задачи; совокупность   приёмов   или   операций   практического   или   теоретического освоения (познания) действительности.          Проект (от   лат.   «projectus»,   буквально­брошенный   вперёд)   замысел, план.         Метод проектов – это система учебно­познавательных приёмов, которые позволяют  решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Поэтому,   если   мы   говорим о   методе   проектов,   то   имеем   в   виду именно способ  достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы   (технологию),   которая   должна   завершиться   вполне   реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.           Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и   осуществлении   образовательного   процесса   личностно­ориентированного подхода,   который   поддерживается, помимо   общепринятых, дидактическими принципами:  принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик,   который   проявляет   свою   активность.   У   него   имеются замечательные   возможности   реализовать   себя,   ощутить   успех, продемонстрировать свои возможности.       принцип кооперации. В процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой. принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания. принцип   учёта   индивидуальности   учащихся:   их   интересов,   темпа работы, уровня обученности; принцип   свободного   выбора:   темы   проекта,   подтемы,   партнёров   в работе   над   проектом,   источников   и   способов   получения   информации, метода исследования, формы представления результатов. принцип   связи   исследования   с   реальной   жизнью.   Происходит соединение знаний и практических действий. принцип трудной цели. Легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.   В   основе   метода   проектов   лежит   развитие   познавательных   навыков учащихся,   умений   самостоятельно   конструировать   свои   знания,   умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы   добиться   такого   результата,   необходимо   научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные   последствия   разных   вариантов   решения,   умения   устанавливать причинно­следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся   ­   индивидуальную,   парную,   групповую,   которую   учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами. Метод   проектов   всегда   предполагает   решение   какой­то   проблемы. Решение   проблемы   предусматривает,   с   одной   стороны,   использование совокупности,   разнообразных   методов,   средств   обучения,   а   с   другой, предполагает   необходимость   интегрирования   знаний,   умений   применять знания   из   различных   областей   науки,   техники,   технологии,   творческих областей.  Результаты     выполненных   проектов   должны   быть,   что   называется, "осязаемыми",   т.е.,   если   это   теоретическая   проблема,   то   конкретное     ее решение,   если   практическая   ­   конкретный   результат,   готовый   к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта   технология   предполагает   совокупность   исследовательских,   поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.   1.3 Задачи, основные требования и классификация  проектов. 1.3.1 Задачи проектов. Задачи проектов могут быть разделены на следующие группы: Индивидуальные навыки:  ­ Определять задачи, которыми стоит заниматься.   Формировать независимые суждения.  ­ Развивать личный интерес и углублять знания в определённой     области.   Приобретать навыки самоорганизации. ­ Развивать практические навыки. Создавать что­либо своё.  ­Делать то, что имеет практическое применение, что­либо уникальное. ­ Развивать способность справляться с новыми проблемами.   Собирать и анализировать новую информацию. ­ Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач).   Учиться анализировать и оценивать чужую работу. ­ Научиться быть более активными. Развивать в себе инициативность.   Междисциплинарные навыки    : ­ «Выходить» за пределы одного предмета. ­ Интегрировать знания, получаемые из различных источников. ­   Научиться   воспринимать   факты,   точки   зрения   и   ситуации   в незнакомых ракурсах. ­ Учиться быть готовым к противоречивым, спорным утверждениям.   Навыки работы в группах: ­ Учиться работать в группах. ­ Учиться возглавлять команду и организовывать проведение встреч. ­Участвовать   в   процессе   принятия   решений.   Приобретать   навыки сотрудничества. ­ Развивать чувство такта и дипломатичность. ­ Руководить и направлять деятельность в процессе проекта. Работа с самосознанием: ­ Изучать свои сильные и слабые стороны.   Получать чувство удовлетворения от проделанной работы. ­ Давать реальную оценку своим возможностям по отношению к поставленной задаче. Добиваться чувство автономии и свободы. 1.3.2. Требования к проектам   В   современной   педагогике   метод   проектов   используется   не   вместо систематического   предметного   обучения,   а   наряду   с   ним   как   компонент системы образования.   Работа   по   методу   проектов,   как   замечает И.С.Сергеев,   –   это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство   общеизвестных   методов   обучения   требуют   наличия   лишь традиционных   компонентов   учебного   процесса   –   учителя,   ученика   (или группы   учеников)   и   учебного   материала,   который   необходимо   усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:    Необходимо   наличие   социально   значимой   задачи   (проблемы)   – исследовательской, информационной, практической.  Выполнение   проекта   начинается   с   планирования   действий   по разрешению   проблемы,   иными   словами   –   с   проектирования   самого проекта,   в   частности   –   с   определения   вида   продукта   и   формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.    Каждый   проект   обязательно   требует   исследовательской   работы учащихся. Таким   образом,   отличительная   черта   проектной   деятельности   –   поиск информации,   которая   затем   будет   обработана,   осмыслена   и   представлена участникам проектной группы.             Результатом   работы   над   проектом,   иначе   говоря,   выходом   проекта, является продукт.           Подготовленный   продукт   должен   быть   представлен   заказчику   и   (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего  продукта.   То есть проект – это “пять П”:   Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт  – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все  рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.   Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой  конкретный продукт!      1.3.3  Классификация  проектов.   Начнем   с   самой   основной, специфику каждого проекта.     определяющей содержательную 1.Практико   –   ориентированный   проект нацелен   на   социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы,   микрорайона,   города,   государства.   Палитра   разнообразна   –   от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики   России.   Важно   оценить   реальность   использования   продукта   на практике и его способность решить поставленную проблему.   2.Исследовательский   проект по   структуре   напоминает   подлинно научное исследование. Он   включает   обоснование   актуальности   избранной   темы,   обозначение задач   исследования,   обязательное   выдвижение   гипотезы   с   последующей   ее проверкой,   обсуждение   полученных   результатов.   При   этом   используются методы   современной   науки:   лабораторный   эксперимент,   моделирование, социологический опрос и другие.   3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком­то объекте,   явлении   с   целью   ее   анализа,   обобщения   и   представления   для широкой аудитории. Выходом   такого   проекта   часто   является   публикация   в   СМИ,   в   т.ч.   в Интернете.   Результатом   такого   проекта   может   быть   и   создание информационной среды класса или школы. 4.Творческий   проект предполагает   максимально   свободный   и нетрадиционный   подход   к   оформлению   результатов.   Это   могут   быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно­прикладного искусства, видеофильмы и т.п.   5.Ролевой   проект.  Разработка   и   реализация   такого   проекта   наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических   персонажей,   выдуманных   героев   и   т.п.   Результат   проекта остается   открытым   до   самого   окончания.   Чем   завершится   судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?   По   комплексности (иначе   говоря,   по   предметно   –   содержательной области) можно выделить два типа проектов.   1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной   области   знания,   хотя   и   могут   использовать   информацию   из   других областей знания и деятельности.   2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.   Проекты   могут   различаться   и по   характеру   контактов   между участниками. Они могут быть: ­ внутриклассными; ­ внутришкольными; ­ региональными; ­ межрегиональными; ­ международными.   Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило,   являются   телекоммуникационными,   поскольку   требуют   для координации   деятельности   участников   взаимодействия   в   сети   Интернет   и, следовательно,   ориентированы   на   использование   средств   современных компьютерных технологий.   Классификация проектов по продолжительности. Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.   Уроки   используются   для   координации   деятельности   участников проектных   групп,   тогда   как   основная   работа   по   сбору   информации, изготовлению   продукта   и   подготовке   презентации   осуществляется   во внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время. 1.4 Презентация проектов.   Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее,   а   то   и   более   сложная,   чем   выбор   формы   продукта   проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов –     конструкторско­технических, организационных и т.п.)     художественных, артистических, Виды презентационных проектов могут быть различными, например: ­   Воплощение   (в   роль   человека,   одушевленного   или   неодушевленного существа). ­ Деловая игра. ­   Демонстрация   видеофильма   –   продукта,   выполненного   на   основе информационных технологий. ­ Диалог исторических или литературных персонажей. ­ Защита на Ученом Совете. ­ Игра с залом. ­   Иллюстративное   сопоставление   фактов,   документов,   событий,   эпох, цивилизаций… ­ Инсценировка реального или вымышленного исторического события. ­ Научная конференция. ­ Отчет исследовательской экспедиции. ­ Пресс­конференция. ­ Путешествие. ­ Реклама. ­ Ролевая игра. ­ Соревнования. ­ Спектакль. ­ Спортивная игра. ­ Телепередача. ­ Экскурсия. В самой презентации заложен большой учебно­воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли,   идеи,   анализировать   свою   деятельность,   предъявляя   результаты рефлексии,   анализа   групповой   и   индивидуальной   самостоятельной   работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал,   изготовлению   которого   была   посвящена   значительная   часть времени,   показывается   результат   практической   реализации   и   воплощения приобретенных   знаний   и   умений.   То,   что   готовят   дети   для   наглядной демонстрации   своих   результатов,   названное   нами   продуктом   работы   над проектом,   требует   использования   определенных   знаний   и   умений   по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.   Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:  кратко,  достаточно   полно   и   лаконично   (укладываясь   в  10­12  минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта; демонстрировать   понимание   проблемы   проекта,   собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения; демонстрировать найденное решение; анализировать   влияние   различных   факторов   на   ход   работы   над проектом; проводить   самоанализ   успешности   и   результативности   решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение. I. 5   Готовность младших школьников к проектной деятельности.          Учитывая   безусловные   достоинства   проектного   метода   и   возрастные возможности   учащихся   7­10   лет,   а   также   беря   во   внимание   опыт   работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста. По мнению многих отечественных психологов и педагогов ( В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий,   Д.Г.Левитес,   В.В.Репкин,   Г.А.Цукерман,   Д.Б.Эльконин   и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода,   к   которым   в   полной   мере   относится   и   проектный,   во   многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно­ ориентированного   педагогического   пространства,   демократическим   стилем общения,   диалоговыми   формами   взаимодействия   с   детьми.   Также   в психолого­педагогической   литературе   неоднократно   подчеркивается,   что “существенным   условием   для   выбора   учителем   наиболее   эффективных методов,   оптимизирующих   преподавание,   является   знание   реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных   методов,   постепенного   увеличения   степени   детской самостоятельности   в   учебно­познавательной   деятельности   и   уменьшении различных   видов   учительской   помощи.   Все   это,   безусловно,   относится   к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно­учебной   деятельности   младшим   школьникам   необходима   еще   и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем. Во­первых,   это   сформированность   у   учащихся   ряда   коммуникативных умений,   лежащих   в   основе   эффективных   социально­интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:  умение   спрашивать   (выяснять   точки   зрения   других   учеников,   делать запрос   учителю   в   ситуации   “дефицита”   информации   или   способов действий); умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать); умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).      Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний. Во­вторых,   вторым   показателем   готовности   младших   школьников   к проектной   деятельности   выступает   развитие   мышления   учащихся, определенная   “интеллектуальная   зрелость”.   Прежде   всего,   имеется   в   виду сформированность   обобщенности   умственных   действий   как   интегративной характеристики, включающей в себя:    развитие аналитико­синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умение   вычленять   существенный   признак,   соотношение   данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи.   При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность. К   “интеллектуальной   зрелости”   также   относится   наличие   у   младших школьников   таких   качеств   мышления,   как   гибкость,   вариативность   и самостоятельность. Целенаправленное   формирование   как   обобщенности   умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1­го по 4­й класс   в   русле   работы   над   становлением   у   учащихся   центрального психического   новообразования   младшего   школьного   возраста   ­ теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные   методы   и   приемы   обучения,   диалоговые   формы   взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом. В   качестве третьего показателя   готовности   младших   школьников   к эффективной   проектной   деятельности   рассмотрим   опыт   развернутой, содержательной,   дифференцированной   самооценочной   и   оценочной деятельности,   которая   способствует   формированию   у   детей   следующих необходимых умений:   адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное; выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.    Требуется   особо   подчеркнуть,   что   формирование   выделенных показателей   готовности   учащихся   начальной   школы   к   проектной деятельности   является   необходимым   условием   для   становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.   I. 6 Метод проектов в урочное и внеурочное время.   Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных   классах   эффективна   следующая   последовательность   его модификаций: от недолговременных (1­2 урока) однопредметных проектов к долговременным,   межпредметным,   от   личных   проектов   к   групповым   и общеклассным. В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:  мотивационный   (учитель:   создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);   заявляет   общий   замысел,  планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии   оценки   результата   и   процесса,   согласовываются   способы  совместной   деятельности   сначала   с   максимальной   помощью   учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); информационно­операционный (ученики: собирают материал, работают с   литературой   и   другими   источниками,   непосредственно   выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);  рефлексивно­оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном   обсуждении   и   содержательной   оценке   результатов   и процесса   работы,   осуществляют   устную   или   письменную   самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). Как   подчеркивает   Н.Ю.Пахомова,   степень   активности   учеников   и учителя   на   разных   этапах   разная.   В   учебном   проекте   ученики   должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного   проекта,   степень   активности   –   самостоятельности   можно представить в следующей схеме:   1­й этап   УЧИТЕЛЬ ученик родитель   2­й и 3­ й этап    учитель УЧЕНИК родитель   Последний этап   УЧИТЕЛЬ ученик   Как   видно   из   схемы,   роль   учителя,   несомненно,   велика   на   первом   и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, ­ зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания   по   самостоятельной   работе   учащихся.   На   последнем   этапе   роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти,   может   быть,   к   неожиданным   умозаключениям,   которые   поможет сделать   учитель   с   его   богатым   житейским   опытом,   научным   кругозором, аналитическим мышлением. Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы   она   не   сводилась   к   просто   самостоятельной   работе   по   какой­либо теме? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учитель   пробуждает   в   учащихся   интерес  к теме  проекта.   Тема   учебного плана   и   тема   проекта   –   это   разные   темы. Тема   проекта   должна   быть сформулирована   естественным   для   детей   языком   и  так,  чтобы   вызвать   их интерес. Это   может   быть   рассказанная   сказка,   притча,   разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.     проблемы     проекта, полученной Затем   на   этапе погружения   в   проект учитель   очерчивает   проблемное поле. Из результате проблематизации, вытекают   цель   и   задачи   проекта. Задачи   проекта   – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого   понимания   всех   психолого­педагогических   механизмов воздействия на учащихся.   в   На   втором   этапе   организуется деятельность   детей.   Если   проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить  роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.   После   того   как   спланирована   работа, пора   действовать.   И   это   уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает   знаний,   каких­то   умений,   наступает   благоприятный   момент   для подачи   нового   материала.   Учитель   на   контроле:   нормально   ли   идет   ход деятельности, каков уровень самостоятельности.   Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны,   демонстрации   результатов. Результатом   работы   над   проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими   были   вытекающие   из   нее   цель   и   задачи   проекта,   кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно   выстраивать   сообщение,   готовить   наглядность,   вырабатывать структурированную   манеру   изложения   материала.   На   этапе   презентации учитель   обобщает,   резюмирует,   дает   оценку.   Важно,   чтобы   учебный   и воспитательный эффекты были максимальными.  В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:   1.Рефлексивные умения: ­ умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; ­   умение   отвечать   на   вопрос:   чему   нужно   научиться   для   решения поставленной задачи?   2.Поисковые (исследовательские) умения: ­ умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; ­   умение   самостоятельно   найти   недостающую   информацию   в информационном поле; ­   умение   запросить   недостающую   информацию   у   эксперта   (учителя, консультанта, специалиста); ­ умение находить несколько вариантов решения проблемы; ­ умение выдвигать гипотезы; ­ умение устанавливать причинно­следственные связи.   3.Навыки оценочной самостоятельности.   4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: ­ умение коллективного планирования; ­ умение взаимодействовать с любым партнером; ­ умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; ­ навыки делового партнерского общения; ­ умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.   5.Коммуникативные умения: ­ умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; ­ умение вести дискуссию; ­ умение отстаивать свою точку зрения; ­ умение находить компромисс; ­ навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.   6.Презентационные умения и навыки: ­ навыки монологической речи; ­ умение уверенно держать себя во время выступления; ­ артистические умения; ­ умение использовать различные средства наглядности при выступлении; ­ умение отвечать на незапланированные вопросы. Реализация метода проектов в практической деятельности II.   Прежде   чем   перейти   к   проектной   деятельности   непосредственно, необходимо было доступно объяснить и научить детей 7 – 8 лет вести эту работу  в группе  или  самостоятельно. Так   как  для  этого  возраста  ведущей деятельностью является игра, то первое тренировочное задание организовала в форме игры.   Первый этап – тренировочное занятие. Для знакомства ребят с методикой проведения проектной деятельности понадобилось   три   фронтальных   занятия   в   течении   одной   недели.   Это необходимо   для   того,   чтобы   познакомить   каждого   ученика   с   «техникой» проведения проекта.  Подготовка к занятиям. Для   проведения   тренировочных   занятий   я   приготовила   карточки   с символичными изображениями этапов: ­        выбрать тему ­        подумать ­        спросить у другого человека ­        получить информацию из книг ­        понаблюдать ­        посмотреть по телевизору ­        провести эксперимент ­        обсудить в группе ­        подведение итогов, оформление результатов ­        представление   результатов   выполненных   проектов   в  виде   материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.); ­        презентация проекта Размеры карточек – половина альбомного листа. На таких же те листах учитель   предлагает   детям   готовые   темы   проектов   (рисунки   животных, растений, людей и т.д.).    Выбор темы проекта и разработка плана проекта. Для   тренировочного   проекта   я   выбрала   самый   простой   вид – информационный. Класс   я   разделила   на   две   группы.   Каждая   группа   расположилась   за общим   столом,   где   в   центре   располагались   карточки   с   этапами   и   темами проекта. После того, как ребята расположились, я объявила, что сегодня мы будем   учиться   выполнять   очень   интересную   научную   работу,   которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»).  После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами были убраны. Дальше, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны   подготовить   небольшое   сообщение   по   данной   теме   и   красиво   его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать? Естественно,   что   для   детей   этого   возраста   сбор   информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний. ­   Что   мы   должны   сделать,   перед   тем   как   начнём   собирать информацию? ­ Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный? Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако   я   старалась   подвести   их   к   мысли,   что   нужно   обдумать,   какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол легла карточка с символом«подумать». Следующий вопрос, который я задала детям: ­ Где мы можем узнать что­то полезное по нашей теме? Отвечая   на   него,   дети   постепенно   выстроили   линию   и карточек: «подумать»,   «спросить   у   другого   человека»,   «получить информацию   из   книг»,   «понаблюдать»,   «посмотреть   по   телевизору», «провести   эксперимент»,   «обсудить   в   группе»,   «подведение   итогов», «оформление   результатов»,   «представление   результатов   выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет,   модель,   план,   схема,   график,   рисунок   и   т.п.)»   и   «презентация проекта».    Сбор информации. Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно   сообщить   ученикам   сразу,   что   собираемые   данные   лучше   сразу фиксировать, чтобы они не были забыты. Примерный план: 1.подумать; 2.спросить у другого; Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей  проведения игр ­ проектов с младшими   школьниками,   поскольку   даже   среди   взрослых   людей   нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей. 3.получить информацию из книг; Мною   заранее   была   подобрана   дополнительная   литература   по   темам, которые   выбрали   дети.   Доступную   информацию   дети   почерпнули   из различных   справочников   и   детских   энциклопедий.   Детские   справочники   и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом. Особенно ценны в проектной деятельности (если проект предусматривает исследовательскую работу): 4.наблюдения и эксперименты; Данное занятие, помня о том, что у младшего школьника способность концентрировать   внимание   ещё   недостаточно   развита,   я   старалась   не затягивать, поддерживая темп работы над проектом «на одном дыхании». 5.Обобщение информации.  В каждой группе в течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждой по мере необходимости. Но чтобы дети помнили про план работы, я прикрепила альбомные листы – карточки на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть. Работая с детьми на данном этапе, я выясняла, что нового и интересного узнали ребята, помогала делать выводы по собранной информации, что они могут   рассказать,   основываясь   на   своих   исследованиях.   Для   ученика начальной школы это очень сложно. Однако в процессе работы над проектом хорошо   развиваются   творческие   способности   и   мышление.   Они   учатся выделять   главные   идеи   и   видеть   второстепенные.   Эта   работа   по   своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного. Они учатся высказываться свободно и смело.   Сообщение по результатам работы (презентация проекта). Как   только   информация   обобщена,   мы   вместе   с   каждой   группой приступили   к   подготовке   сообщения   по   теме.   Первые   работы   были   очень короткими. Было решено объединить их и выпустить в каждой группе газету или маленькие книжечки. После того как газеты (а группы выбрали именно газеты)   были   готовы,   каждый   участник   группы   рассказал   о   том   вкладе, который   он   внёс   в   процессе   работы.   До   начала   данного   этапа   работы,   я предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.   Первое   занятие   по   обучению   работы   над   проектом   закончилось. Важнейшим результатом его работы стало, как я считаю, знакомство с общей схемой – планом проектной деятельности. Теперь моим детям предстояло пройти   этот   долгий,   но   увлекательный   путь   совершенствования   своих исследовательских навыков в ходе самостоятельной работы. Второй этап – самостоятельные исследования.  Подготовка к проекту. Для   самостоятельных   исследований   и   разработки   проектов   ученикам понадобились   карточки­этапы   работы,   которые   мы   использовали   на тренировочных занятиях. Из новых средств потребовалась «папка учёного». Она необходима каждому, участвующему в проектной деятельности. В эту папку ребёнок собирает весь накопленный материал по выбранной теме.  Работа над проектом. На этом этапе в работу я предложила включиться всему классу. Моя задача состояла в том, чтобы помогать и консультировать юных учёных. Начали мы как обычно – с выбора темы. Я предложила ребятам на выбор тему «Русская печка, как мама», над которой они могут поработать, и поиск материала не должен вызвать у них затруднение.  Проект «Русская печка, как мама» Объектом внимания участников этого проекта становится печка. Какие бывают   печи?   Ответ   на   этот   вопрос   –   цель   этого   проекта.   Моим   детям предстояло, и пронаблюдать за печами, и вспомнить, какими бывают печи, и спросить у бабушек, дедушек, как клали русские печи, поискать любопытные сведения. Чтобы   частично   помочь   в     поисковой     работе,   я   приносила   в   класс энциклопедии,  справочники,   где   дети   могли   поискать   материал   по   данной теме. На уроках я использовала задания, где опять фигурировали тексты и задания по теме. Всю   найденную   информацию   юные   исследователи   фиксировали   на листочках   и   складывали   в   свои   папки.   На   каждом   листке   указывается источник,   откуда   взята   информация.   Впоследствии   всю   собранную информацию дети структурируют   и определяют главное и второстепенное, дают   определение   основным   понятиям,   отбирают   наиболее   интересные и неожиданные факты и данные.  Сообщение результатов (презентация работ). И вот через неделю прошёл классный час под темой, «Русская печка как мама». Каждый участник представил свою работу, в которой были и записи и рисунки. Сообщения   по   результатам   мною   рассматривалось,   как   взаимное обучение детей. Каждый докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал,   но   и   постараться   передать   эти   сведения   одноклассникам.   Хотя   и материал, над которым работали дети, может показаться простым, с точки зрения взрослого, в данном случае важнее то, что за внешне простым делом формируется качество творческой личности. Мои дети легко включились в спор, задавали друг другу вопросы. В конце классного часа, я поощрила всех участников, не только за интересные работы, но за активное участие в обсуждении работ. Проведя данные первые мероприятия, я убедилась, что данная технология может   быть   широко   использована   на   уроках.   Но   она   способна   принести большой эффект, если: ­        Применяется на специальных занятиях по развитию детского мышления ( а это необходима дополнительная работа со стороны психолога) ­        Реализуется   в  ходе   различных   внеклассных   мероприятиях.  Используя материалы   собранные   детьми,   мы   провели   внеклассное   мероприятие «Праздник русской печки» с самоваром и пирогами.        Важным фактором на втором этапе ПД является  работа с родителями. Поэтому   я   проводила   родительское   собрание   и   консультации,   на   которых знакомила мам и пап с особенностями ПД и дети работают над проектами совместно с родителями.        Их совместная работа помогает, им сблизится, возникают доверительные отношения,   и   родители   начинают   осознавать   важность   исследований     в развитии   познавательной   деятельности   ребенка,   а   для   многих   из   них становится интересным и захватывающим делом.  Совместно они подбирают фотографии,     выполняют   несложные   исследования   по   наблюдению   за растениями, узнают новое про цифры и вычислительные машины, исследуют, как   возникли   загадки,   откуда   хлеб   на   стол   пришёл,   узнают   тайны   старой берёзы, когда бывают Берёзкины именины.   Собирают сведения про старое радио,   про   русскую     печку,   про   домовёнка   Кузю,   собирают   сведения   о родниках родного края, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования   проектов,   помогают   ребенку   готовить   защиту   своей   работы. Проекты  получаются  интересными, так как  это плодотворный  совместный труд  учителя ­ ребёнка ­ родителя.                                 Так    проект  «Целебные свойства мёда»  совместил в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята   с удовольствием собирали сведения   о   мёде,   представляли   их   перед   одноклассниками,   совместно   с родителями была организована экскурсия на пасеку.      Увлекательным получился проект  «Зачем нужны деньги?».   Учащиеся представляли   интересные   сведения   об   истории   возникновения   денег.   Была организована экскурсия в магазин. Ребята убедились, что без денег купить ничего нельзя в магазине. Пришли к выводу, что за деньги можно купить не всё. Здоровье, любовь, дружбу нельзя купить ни за какие деньги. Сделали своими   руками   поделки   и   продали   их   на   аукционе.   Полученные   деньги перечислили в детский приют «Надежда».        Итоговой   работой   являются   выступления   перед   одноклассниками,   на школьных конкурсах и конференциях. В отличие от «взрослых» конференций, конкурсов  необходимо создавать «ситуацию успеха» для каждого младшего Проявление   творчества   –   стало   нормой   коллектива.   Ребята   с школьника. Каждую работу независимо от её качества необходимо похвалить, чтобы   у   ребёнка   возникло   желание   продолжать   исследовательскую деятельность.  удовольствием защищают свои работы и побеждают…       Придёт новый день, а вместе с ним новые идеи. В этом убеждены дети и взрослые нашего небольшого «коллектива», а коллектив   живёт насыщенной жизнью. А как иначе???      Чтобы   выяснить   насколько   интереснее   стало,   работать   на   уроках   и   во внеурочное время я провела диагностику и выяснила На конец 1 класса: ­ мне нравится работать с проектами:   родители  – 2 человека – 25%                                         дети – 3 человека – 37,5% На конец 2 класса: ­ мне нравится работать с проектами:   родители  – 5 человек – 62,5%                                                   дети – 6 человек – 75% Я сделала вывод:  успешный самостоятельный творческий поиск может являться     показателем   глубокого   усвоения   знаний   и   творческого   развития личности. Заключение В   заключение   хочется   отметить,   что   нельзя   не   согласиться   с   мнением отечественных   и   зарубежных   педагогов   и   психологов,   согласно   которому “проектное   обучение   не   должно   вытеснять   классно­урочную   систему   и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный   процесс   по   методу   проектов   существенно   отличается   от традиционного обучения.              Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого   развития   учащихся;   естественным   образом   происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности;   укрепляется   чувство   социальной   ответственности, возникают доверительные отношения между родителем и ребёнком, а кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость,  открывается путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Используемые источники информации. 1.Белобородов   Н.В.   Социальные   творческие   проекты   в   школе. М.:   Аркти, 2006. 2.Бритвина   Л.Ю.   Метод   творческих   проектов   на   уроках   технологии.   // Нач.школа. – 2005. ­ №6. 3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 4.Гузеев   В.В.   Метод   проектов   как   частный   случай   интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. ­ №6. 5.Джужук   И.И.   Метод   проектов   в   контексте   личностно­ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005. 6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. ­ №9. 7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001. 8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. ­ №2. 9.Конышева   Н.М.   Художественно­конструкторская   деятельность   (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003. 10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов на Дону: Учитель, 2007. 11.Новикова   Т.   Проектные   технологии   на   уроках   и   во   внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. ­ №7. 12.Павлова   М.Б.   и   др.   Метод   проектов   в   технологическом   образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана­Графф, 2003. 13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005. 14. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4. 15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004. 16.   Полат   Е.С.   Новые   педагогические   и   информационные   технологии   в системе образования. – М., 1998. 17. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. ­ №2. 18.   Селевко   Г.К.   Современные   образовательные   технологии.//   Народное образование. – 1998. 19.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. ­ №6. 20.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005. 21.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. ­ №6. 22.   Цветкова   И.В.   Экология   для   начальной   школы.   Игры   и   проекты. //Ярославль «Академия развития». – 1997 . 23.Чечель   И.Д.   Метод   проектов   или   попытка   избавить   учителя   от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. ­ №3.

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников

Метод проектов в обучении младших школьников

Метод проектов в обучении  младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017