Метод разработка
Оценка 4.7

Метод разработка

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
Взрослым
12.02.2017
Метод разработка
Методическая разработка по ПМ.01 для преподавателя Проведение профилактических мероприятий МДК01.03 Сестринское дело в первичной медико-санитарной помощи, предназначенная для проведения интегрированного занятия для групп 3 курса по специальности "Сестринское дело"по теме: Профилактика нарушений здоровья. Санитарно-гигиеническое воспитание и обучение населения. Школы здоровья.
Павлова ОВ Грязева НТ- сценарий.doc
Кыштымский филиал ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский медицинский колледж» Министерство Здравоохранения РФ интегрированного практического занятия для преподавателей Методическая разработка ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий  МДК 01.02 Основы профилактики МДК 01.03 Сестринское дело в первичной медико­санитарной помощи  Тема занятия: Профилактика нарушений здоровья. Санитарно­гигиеническое воспитание и обучение населения. Школы здоровья. Специальность 060501 «Сестринское дело» Составители: Грязева Н.Т. Павлова О.В. Кыштым 2015 Рассмотрено на заседании ЦМК клинических дисциплин «Сестринское дело» Протокол №__от «___»____2015 Председ. ЦМК _______________                          / О.В. Павлова / «Утверждаю» Зам.директора   по   УВР   КФ ГБОУ СПО (ССУЗ) «ММК» _____________/М.В. Булаева/ «____»________2015 г. 2 Методическое пояснение  Данная методическая разработка составлена для преподавателей в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.    Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении практического занятия по теме: «Профилактика нарушений здоровья. Санитарно­гигиеническое воспитание и обучение населения», на которое согласно рабочей программе выделено шестичасовое практическое занятия. Данная   методическая   разработка   предназначена   для   использования   при проведении интегрированных занятий с элементами метода проектов.  Методическая разработка включает цели, формы и методы, план проведения интегрированного занятия, диск с презентациями, результатами работы студентов на занятии, электронный тест. Активизировать   познавательную   деятельность   на   занятии,   закрепить приобретенные   студентами   умения   и   знания,   сделать   изучение   темы привлекательным   помогают   интегрированные   занятия.   В   процессе   подготовки   к таким занятиям удается решить некоторые вопросы по организации самостоятельной работы. Студентов не нужно убеждать в важности и полезности подготовительной работы. Мотивационный характер этого интегрированного занятия дает возможность студентам   узнать   что   —   то   новое,   проверить   свои   знания,   умения   и   навыки   в соревновании, проявить ответственность за порученное дело.  Занятие   способствует   формированию   общих   и   профессиональных компетенций,   развитию   познавательной   активности   студентов,   положительному отношению   и   стремлению   к   здоровому   образу   жизни   и   формированию   понятия здоровья как ценности. Анализ эффективности интегрированных занятий Работая   над   проектами,   студенты   приобретают   интеллектуальные, организационные,   коммуникативные,   конструкторско­технологические   умения, способность   самостоятельно   принимать   решения,   проявляют   изобретательность, становятся профессионально мобильными.  Все это поможет им в дальнейшей учебе, повысит   познавательный   интерес   и   сформирует   устойчивую   положительную мотивацию к изучению дисциплин. 3 Следует   отметить,   что   технология   учебного   проектирования,   то   есть   метод, самостоятельно   выполненных   учебных   проектов,   способствует   формированию инновационно   ­   профессионального   мышления   проектного   типа.   В   ходе   этого процесса   происходит   самопроектирование   индивидуальной   образовательной траектории развития. Данная технология направлена, в первую очередь, на развитие профессионально   важных   качеств   и   способностей   будущих   специалистов,   на приобретение   ими   опыта   квалифицированного   выполнения   профессиональной деятельности. Сотрудничество преподавателей, подбор современных  методик, использование технических   средств   обучения   способствует   не   только   качественной     подготовке специалиста,   но   и   формирует   его   как   активную   личность,   готовую   к самообразованию, саморазвитию. Интегрированное обучение дает возможность развития творческого потенциала личности   и   обеспечивает   получение   необходимых   общих   и   профессиональных компетенций.  В   результате   внедрения   инновационной   технологии   интегрированного   урока, была   обеспечена   реализация   развивающих   целей   учебного   процесса,   а   именно, соответствие современному уровню подготовки специалистов.  4 Мотивация темы Гигиеническое   обучение   и   воспитание   населения   является   обязательным разделом   работы   любого   лечебно­профилактического   учреждения   и   каждого медицинского   работника.   Оно   направлено   на   повышение   санитарной   культуры населения, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.  Основной целью здравоохранения на современном этапе является повышение доступности   и   качества   медицинской   помощи.   Современная   концепция   здоровья считает необходимым привлечение пациента к решению его собственных проблем. Эти   задачи   решают   «Школы   здоровья»,   созданные   для   лиц,   больных неинфекционными   заболеваниями,   имеющими   социальное   значение,   беременных   с целью профилактики внутриутробного негативного воздействия различных факторов на плод: физических, психогенных, химических, инфекционных и др., подготовки к родам,   а   также   получения   ими   навыков   правильного   вскармливания   и   ухода   за новорожденным ребенком. 5 Методическая цель:  ­   показать   методику   проведения   интегрированного   практического   занятия   с элементами метода проектов. Тип занятия: практическое Форма организации: интегрированный урок с элементами метода проектов. Дидактические (учебные) цели: 1 уровень усвоения: ­ Ознакомление с понятием о средствах и методах гигиенического воспитания и  обучения населения ­   Ознакомление   с   понятием   о   профилактике   заболеваемости,   «Школах здоровья» 2 уровень усвоения: ­ Изучение мероприятий гигиенического обучения населения ­ Изучение целей, порядка организации и работы «Школ здоровья» 3 уровень усвоения: ­ применение знаний, полученных на занятии, для реализации проектов 4 уровень усвоения: ­  Внедрение   в  учебный   процесс   мультимедийных   проектов  через   творческую урочную и внеаудиторную работу студентов. ­ Интегрирование знания из различных дисциплин для изучения темы; Развивающие цели: ­   Способствование   развитию   познавательной   активности   и   творческих способностей   у   обучающихся   с   применением   информационно­ коммуникативных технологий в профессиональной деятельности; 6 ­ Развитие умения делать выводы, применять полученные знания практически; ­   Развитие   умений     осуществлять   гигиеническое   воспитание   и   обучение населения. Воспитательные цели: ­ Стремление к воспитанию профессионально важных личностных качеств у обучающихся: аккуратности, гуманности, взаимопомощи, ответственности при выполнении своих профессиональных обязанностей, внимательного отношения к пациентам с чувством глубокого понимания и осознания своих действий. ­ Продолжение формирования понятия здоровья как ценности. Методы обучения (МО) и методические приёмы (МП) 1 уровень: МО ­ объяснительно ­  иллюстративный; МП ­ словесные: рассказ, беседа;         ­ наглядные:  презентации;  2 уровень: МО ­ репродуктивный; МП   –   работа   по   инструкциям,   решение   электронных   тестовых   заданий, заполнение пропусков в лекции 3 уровень МО ­ частично­ поисковый; МП ­ метод проектов,  поиск интересных фактов по теме. Тип занятия: 6 часовое практическое занятие  Место проведения: кабинет  доклинической практики Межмодульные и междисциплинарные связи Связи ПМ, дисциплина МДК Тема занятия человека   ОП.05 Гигиена и экология е и щ ю у в т с е ш д е р П ОП.13 Валеология  ­ ­ Санитарно­просветительная работа. Здоровый образ жизни Здоровый образ жизни 7 МДК 04.02 Безопасная среда  для пациента и  персонала. Участие в санитарно – просветительной работе среди населения.  ПМ. 04 Выполнение  работ по профессии  Младшая медицинская  сестра по уходу за  больными   процессах диагностическом и реабилитационных е ПМ.02 Участие в лечебно­ и щ ю у в т с т у п о С е ПМ.02 Участие в лечебно­ и щ ю у д е л с о П диагностическом и реабилитационных процессах ПМ.02 Участие в лечебно­ диагностическом и реабилитационных процессах ПМ.02 Участие в лечебно­ диагностическом и реабилитационных процессах МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья  (с/дело в терапии) МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья  (с/дело в кардиологии) МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья  (с/дело в педиатрии) МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья  (с/дело в акушерстве) Сестринская помощь при сахарном диабете Сестринская помощь при артериальной гипертензии Сестринский процесс при заболеваниях новорожденных Сестринский процесс при нормальном течении беременности. Антенатальная охрана плода                                         Внутримодульные связи Связи МДК и темы курса Предшествующие МДК 01.01 Здоровый  человек и его окружение.  Здоровый ребенок Темы занятий ­ Антенатальный период ­ Период новорожденности МДК 01.01 Здоровый ­ Период беременности человек и его окружение. Зрелый возраст 8 МДК 01.03 Сестринское дело в первичной медико­ санитарной  помощи МДК 01.02 Основы  профилактики Последующие МДК 01.03 Сестринское дело в первичной медико­ санитарной  помощи МДК 01.02 Основы  профилактики ­Организация и структура системы  первичной медико­санитарной помощи ­ Профилактика неинфекционных  заболеваний ­Диспансеризация ­ Профилактическая медицина.  Концепция охраны и укрепления здоровья ­ Сестринские технологии в  профилактической медицине. Здоровье и  образ жизни. ­ Специфическая профилактика  инфекционных заболеваний ­ Социальное партнерство в  профилактической деятельности ­ Здоровье и образ жизни. Профилактика  табакокурения, алкоголизации,  наркомании. ­ Обучение технологиям профилактики   онкозаболеваний, сердечно­сосудистой  системы, органов дыхания ­ Обучение технологиям профилактики  нарушений репродуктивного здоровья,  психического здоровья. Требования к подготовке обучающихся Обучающийся должен уметь:   Проводить индивидуальную профилактику заболеваний;    Выявлять   факторы   риска   развития   заболеваний,   приводящих   к преждевременной смерти;       обучать население принципам здорового образа жизни;  проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия; Обучающийся должен знать:  представления о здоровье в разные возрастные периоды;  возможные факторы, влияющие на здоровье;   направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;   роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и  работе «Школ здоровья» Формируемые ОК: ОК   1  –  понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 – организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов             её достижения, определённых руководством. 9 оценку   и   коррекцию   собственной   деятельности, ОК   3   –   анализировать   рабочую   ситуацию,   осуществлять   текущий   и   итоговый контроль,   нести ответственность за результаты своей работы. ОК   4   –   осуществлять   поиск   информации,   необходимой   для   эффективного выполнения профессиональных задач. ОК   5   –   использовать   информационно­коммуникативные   технологии   в профессиональной деятельности. ОК   6   –   работать   в   команде,   эффективно   общаться   с   коллегами,   руководством, потребителями. ОК   8   –   соблюдать   правила   охраны   труда,   противопожарной   безопасности   и техники безопасности. Формируемые ПК: ПК1.1 ­  Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения . ПК1.2 ­ Проводить санитарно­гигиеническое воспитание населения.  ПК1.3­  Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Оснащение занятия:  ТСО:  мультимедиа   установка,   диски   с   презентациями,   экран;   компьютеры,     инструкции   по Цель Повторение закреплением материала Повторение закреплением материала     и и  Дидактический   материал:  «лекции   с   пропусками»,   выход в Интернет выполнению заданий Внеаудиторная работа Часы 2 часа Методические указания Составить   презентацию,   сдать   и защитить преподавателю   2 Составить   презентацию,   сдать   и защитить преподавателю   часа Вид задания Составить сан просвет работу   для   детей детского   дошкольного возраста Составить план­ лекцию   по   школам здоровья   Литература Основная: Руководство   по   медицинской   профилактики   (под   редакцией     Оганова   Р.Г.   , Хальфина Р.А. – М: ГЭОТАР – Медиа, 2007 г. ­ 467 Дополнительная: 10 Организация   профилактической   деятельности   амбулаторно   ­   поликлинических учреждений на современном этапе /Под ред. А.И. Вялкова. М.: ГЭОТАР, 2009г. 11 Хронологическая карта занятия 270 мин. Содержание Цель Реализация  ОК и ПК ОК 1, 12 ОК 2,3,4     и к   Прививать Подготовить организовать обучающихся работе. ответственность, аккуратность к себе и товарищам. Мобилизовать внимание обучающихся на дальнейшем   изучение и закрепление данной материала темы,   вызвать познавательный интерес       ОК 2,3,4   качества Оценка домашней   подготовки и   степени   усвоения материала. Задействованность всех   студентов   на занятии. ПК1.1, 1.2,1.3 12 Время 2 мин Этап 1.Организац ионный  момент Действия преподавателя   Приветствует   обучающихся, проверяет готовность обучающихся   и   аудитории   к занятию, отмечает отсутствующих на занятии.   2.  Изложение  целей, плана занятия. 10 мин Сообщает     тему, её актуальность,   цели   и   план занятия. 1. Какие   вы   знаете   методы профилактики 2. Видели   ли   вы   в поликлиниках   небольшие печатные   материалы   для пациентов? 3. Попробуйте дать определение   санитарному просвещению   4. Входит   ли   в   обязанности проведение   мс профилактических мероприятий? 60  минут 3. Проверка  домашнего  задания с  изучением  нового  материала. 4. Метод  проектов  125  мин   Вы   должны   научиться проводить профилактику заболеваний и освоить разные методы санитарного   просвещения. Преподаватель   дает   заранее подготовить   презентацию   по темам:  *Санитарно­просветительная работа.  *Школы здоровья *профилактика заболеваемости Студентам выдаются готовые конспекты   с   теоретическим материалом, но с пропусками основных   понятий,   идей, выводов, которые они должны заполнить   по   ходу   защиты презентаций своими однокурсниками. Преподаватель делит бригады на пары.  Каждой паре дается  задание ­   реализовать   проект   по созданию   одного   из   средств санитарного   просвещения   и представить его.   Средства   санитарного Действия обучающихся Приветствуют преподавателя,   занимают рабочие   места,   бригадир называет   отсутствующих, опаздывающих,   объясняет причину.   слушают Внимательно преподавателя, записывают   тему   урока   в тетрадь,   ставят   перед собой цели.   Заранее   подготовленные презентации студенты защищают,   а   остальные заполняют   пропуски   в конспектах с теоретическим   После материалом.   работы проделанной проводиться   проверка правильности заполнения.   Студенты   делятся   на малые   подгруппы   для реализации  проектов.   В   процессе   подготовки могут использовать Интернет­ресурсы, компьютеры, технику, литературу. другую Конспект лекции с пропусками Приложение  1 Профилактика нарушений здоровья. Санитарно­гигиеническое воспитание и обучение населения. Школы здоровья. Профилактические мероприятия бывают ………. и ……………………. .   гиподинамией,   эндокринных, Первичные – когда меры профилактики направлены на ………………………... или повреждения у здоровых людей. При   проведении   первичной   профилактики   первостепенной   значение   приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных   заболеваний   (сердечнососудистых,   нервно­ психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя,   психоэмоциональными стрессами. Вторичные  профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на ……………………………………………………………………………………………… Вторичная   профилактика   –   это   в   основном   целевое   санитарно­гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное или …………………… консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся ………………………………………............... ……………………………………………………………………………………………….   нерациональным   питанием, И первичные и вторичные меры профилактики направлены на ……………………. ……………………………………………………………………………………………… Виды медицинских профилактических услуг: = профилактическое консультирование отдельных пациентов; = профилактическое консультирование …………………………..; = профилактические медицинские осмотры; = ………………………………… = ………………………………….. = профилактические оздоровительные услуги (……………………………………. …………………………………………………………………………………………..…) Гигиеническое   обучение   и   воспитание   населения   является   обязательным разделом   работы   любого   лечебно­профилактического   учреждения   и   каждого медицинского   работника.   Оно   направлено   на   …………………………………, профилактику заболеваний и распространение знаний о ……………………………. 13 Гигиеническое   обучение   и   воспитание,   пропаганда   здорового   образа   жизни осуществляется   на   популяционном   уровне   с   использованием   различных   форм   и методов обучения, не требует значительных физических затрат. Гигиеническое   обучение   и   воспитание   включено   в   план­график   работы медицинского сотрудника из расчета …………….. в месяц. В   основу   гигиенического   обучения   и   воспитания   положена   концепция …………………………………………………….., сформулированы основные задачи: = снижение распространенности курения; = улучшение качества питания; =  увеличение физической активности; =   смягчение   влияния   повреждающих   психосоциальных   факторов   и   повышение качества жизни; = соблюдение населением мер личной и общественной гигиены; = снижение потребления алкоголя; = профилактика употребления наркотиков; = улучшение качества окружающей среды. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и пропаганда здорового образа жизни: средства …. Памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов. …. Все средства вместе. методы Устный ….. Наглядный … Средства Лекция  … Памятка  Плакаты, санбюллетени   ….  Назначения  врачами   ЛПУ   или проводится   фельдшерами на объектах (вне ЛПУ). проводятся работниками акушерки, медсестры). …. (врачи,   медицинскими   фельдшера,   всеми       форма …. групповая гигиенического воспитания, предполагающая   объединение людей   для   совместной   деятельности   по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. 14 Применяя   различные   средства   гигиенического   обучения     и   воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения: Методы обучения Степень усвоения информации Лекция Чтение … Наглядные пособия Обсуждения в группах … Выступление в роли обучающего 5% … 20% … … 70% … Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов. Участие сестринского персонала в работе школ здоровья. Школа  Здоровья – это  совокупность  средств  и  методов  индивидуального  и группового воздействия на пациентов и население, направленная на ……………… ……………………………………………………………………………………….. Виды Школ здоровья:  школы   формирования   здорового   образа   жизни (например……………………………….);    школы   здоровья риска ………………………………………………………………………………);    школы   здоровья   для   пациентов   с   различными   заболеваниями (………………………………………………………………………………..)   факторами для лиц с         Цели Школ Здоровья:    Увеличение   охвата,   повышение   доступности   и   качества   медицинской профилактической помощи населению.    ………………………………………….   хронических   неинфекционных заболеваний.    Достижение максимальной …………………………………………….. .     эффективности  Повышение …………………………………… пациента и его семьи.   Задачи Школ Здоровья:   Ознакомление ………………………………………………… и их ролью в формировании заболеваний.    Формирование  …………………………………….  отношения   человека   к здоровью, мотивации к ……………………….. .    Информирование население о …………………………………………… .  Формирование навыков умений и         по ………………………………………… . 15  Формирование   у   населения   навыков   и   умений   по   снижению неблагоприятного   влияния   на   здоровье   поведенческих,   управляемых факторов риска (………………………………………………………………………………… …………………………………..).    Ориентирование населения на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.      Школы Здоровья в ……………………………………………………..,   дневных   стационарах,   медико­ санитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях­профилакториях, оздоровительных центрах  и должны быть утверждены …………………………………………… .  организованы могут быть       Школа является …………………………………………..,   оказываемой   пациентам   или   лицам   с факторами риска в первичном звене здравоохранения.   пациентов Здоровья для                 всех должны профилей Проводить   занятия   в   школе   здоровья   может   врач, Организатором   и   руководителем   Школы   Здоровья   может   быть …………………………………………………………………………………………….. .   либо ……………………………………………,   имеющий   необходимую   специализацию,   в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения. Для проведения школ разработаны ……………………………………………   .   Планы,   графики   проведения   занятий должны вывешиваться на видных местах. Цикл обучения обычно включает в себя в среднем   ……………занятий   по   ……..    минут.  Рекомендуемая   частота   занятий   – ……………….   раза   в   неделю   в   амбулаторно­поликлиническом   учреждении   или …………….   раз   в   неделю   в   стационаре,   санатории­профилактории,   курорте.             Занятия проводятся с небольшими группами пациентов (……………человек). В   стационарах   к   посещению   «школы   здоровья»   привлекаются   выздоравливающие больные, которых направляет врач. Продолжительность занятий должна составлять …………………………   минут.   О   месте   проведения   занятий   пациенты   должны дополнительно оповещаться через медицинских сестер. Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении, при отсутствии такой возможности используют палаты, ординаторские, холлы, столовые. быть     Методологической   основой   занятий   в   Школе   Здоровья   является ………………………………..,   учитывающая   различный   уровень   подготовки слушателей.   Вовлечь   в   активное   взаимодействие   всех   слушателей   позволяет использование   таких   методов   обучения,   как   рассказ­беседа,   лекция­обсуждение, дискуссия,   обмен   опытом.   В   ходе   занятий   используются   интерактивные   формы обучения, ролевые игры. Для повышения эффективности образовательного процесса Школа   Здоровья   должна   быть   оснащена   ……………………………………,   иметь большой   выбор   методической   продукции   по   изучаемой   проблеме   и материала демонстрационного   16 (…………………………………………………………..).   Вся   наглядная   продукция, используемая быть ………………………………………………………………….. ………………………………………………….. . По выполнению учебной программы проводятся ……………………………….. в форме собеседования со слушателями по основным   вопросам   пройденного   материала.   Необходимо   поддерживать   обратную связь через ………………………………………….. .  слушателями   Школы Здоровья   должна   со     в   Школе     В   школах   материнства   реализуется   образовательная   программа   для беременных   женщин   и   членов   их   семей.   Рассматриваются   вопросы …………………………………………………………………………………………….   .. Осуществляется   подготовка   к   уходу   за   новорожденным   ребенком.   Возможно привлечение   сестринского   персонала   для   проведения   практических   занятий. 17 Приложение  2 Профилактика нарушений здоровья. Санитарно­гигиеническое воспитание и обучение населения. Школы здоровья. Профилактические мероприятия бывают первичные и вторичные. Первичные   –  когда   меры   профилактики   направлены   на   непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При   проведении   первичной   профилактики   первостепенной   значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических   неинфекционных   заболеваний   (сердечнососудистых,   эндокринных, нервно­психических   и   т.д.),   генез   которых   во   многом   связан   с   курением, злоупотреблением   алкоголя,   нерациональным   питанием, психоэмоциональными стрессами.   гиподинамией, Вторичные  профилактические   мероприятия   проводятся   в   случаях воздействия   на  условия   и  факторы,  способствующие   развитию   уже   возникшего   у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно­гигиеническое воспитание в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов   и   членов   их   семей   знаниям   и   навыкам,   связанным   с   конкретным заболеванием или группой заболеваний. К   вторичной   профилактике   относятся   курсы   профилактического   лечения   и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан­кур лечение и т.д.). И первичные и вторичные меры профилактики направлены на формирование правильного   восприятия   и   отношения   к   изменившимся   возможностям   и потребностям организма. Виды медицинских профилактических услуг: = профилактическое консультирование отдельных пациентов; = профилактическое консультирование групповое; = профилактические медицинские осмотры; = вакцинопрофилактика; 18 = диспансеризация; =   профилактические   оздоровительные   услуги   (физиотерапевтические,   массаж, гимнастика, занятия различными видами физической культуры, сан­кур оздоровление и т д.); Гигиеническое   обучение   и   воспитание   населения   является   обязательным разделом   работы   любого   лечебно­профилактического   учреждения   и   каждого медицинского   работника.   Оно   направлено   на   повышение   санитарной   культуры населения, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни. Гигиеническое   обучение   и   воспитание   включено   в   план­график   работы медицинского сотрудника из расчета 4 часа в месяц. В   основу   гигиенического   обучения   и   воспитания   положена   концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи: = снижение распространенности курения; = улучшение качества питания; =  увеличение физической активности; =   смягчение   влияния   повреждающих   психосоциальных   факторов   и   повышение качества жизни; = соблюдение населением мер личной и общественной гигиены; = снижение потребления алкоголя; = профилактика употребления наркотиков; = улучшение качества окружающей среды. Пропаганда   медицинских   и   гигиенических   знаний   среди   населения способствует   снижению   заболеваемости   и   смертности,   помогает   воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и пропаганда здорового образа жизни: методы Устный Печатный Наглядный смешанный средства Лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья и т.д. Памятки,   брошюры,   листовки,   статьи,   доска   вопросов   и ответов. ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени. Все средства вместе. Гигиеническое   обучение   и   воспитание,   пропаганда   здорового   образа   жизни осуществляется   на   популяционном   уровне   с   использованием   различных   форм   и методов обучения, не требует значительных физических затрат. 19 Лекция  проводится врачами ЛПУ или фельдшерами на объектах (вне ЛПУ). Состав   аудитории   должен   составлять   от   10   до   25   человек.   Основной   акцент   в выступлении делается на меры профилактики конкретной  патологии. В лекционном материале   исключаются   медицинские   термины   и   рекомендации   по   применению конкретных лекарственных препаратов. Беседы  проводятся   всеми   медицинскими   работниками   (врачи,   фельдшера, акушерки,  медсестры).  Состав   аудитории   от   1  человека  (индивидуальная)   до   5­7 человек   (групповая).   Темы   бесед   могут   быть   самые   разнообразные.   Беседа предполагает активное участие слушателей. Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций. Памятка  дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья. Круглый   стол,   часы   вопросов   и  ответов  –   это   групповая   форма   работы гигиенического   воспитания,   основанная   на   обсуждении   конкретных   вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии   принимают   участие   не   только   медицинские   работники,   но   и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.). Стенная   санитарная   печать   (плакаты,   санбюллетени)  –   это   массовое средство   санитарного   просвещения,   которое   наглядно,   красочно   и   содержит конкретную информацию. Тематический   санитарный   альбом  –   иллюстрированное   издание, посвященное   конкретной   медико­гигиенической   теме   и   имеющее   вполне определенного адресата. Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья  – массовая форма   работы   гигиенического   воспитания,  по   оптимальным   для   здоровья   стилям жизни   и   профилактике   заболеваний.   Целесообразно   сочетать   с   выступлением   по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья. Массовая оздоровительная компания  – проводится к медицинским датам с целью   привлечения   внимания   к   конкретной     проблеме.   Предполагает   участие большого   количества   человек   с   привлечением     специалистов   общего   и   узкого профиля. 20 Школы   и клубы здоровья  – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Уроки   и   часы   здоровья  –   групповая   форма   гигиенического   воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника  (специалиста) с присутствующими.   Такая   форма   работы   наиболее   эффективна   в общеобразовательных   школах,   профессиональных   училищах   и   колледжах.   При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и   воспитания,       практикуется   техническое   исполнение   рекомендаций   (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.).   Применяя   различные   средства   гигиенического   обучения     и   воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения: = 5%    лекция; = 10%  чтение; = 20% аудиовизуальные средства; = 30% использование наглядных пособий; = 50% обсуждение в группах; = 70% обучение практикой действия; = 90% выступление в роли обучающего (ведущего). Современные   формы   работы   по   гигиеническому   обучению   и   воспитанию населения   включают   комплекс   методов   обучения,   что   способствует   повышению степени   усвоения   информации   (например,   обсуждение   в   группах   (50%)   + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала). Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов. Участие сестринского персонала в работе школ здоровья. Школа  Здоровья – это  совокупность  средств  и  методов  индивидуального  и группового   воздействия   на   пациентов   и   население,   направленная   на   повышение уровня их знаний, информированности  и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.  Исходя из того, что всё население условно можно   разделить на здоровых, на лиц с факторами риска развития НИЗ, и больных НИЗ, различают:    школы   формирования   здорового   образа   жизни   (например,   «Школа матери и ребенка»);    школы здоровья для лиц с факторами риска («Школа отказа от курения», «Школа профилактики и коррекции избыточной массы тела»);   21  школы   здоровья   для   пациентов   с   различными   заболеваниями артериальной гипертензией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, остеопорозом и т.д.  Цели Школ Здоровья:    Увеличение   охвата,   повышение   доступности   и   качества   медицинской профилактической помощи населению.    Первичная   и   вторичная   профилактика   хронических   неинфекционных заболеваний.    Достижение   максимальной   эффективности   лечения   и   реабилитации больных.   Повышение качества жизни пациента и его семьи.   Задачи Школ Здоровья:   Ознакомление   с   различными   факторами   риска   и   их   ролью   в формировании заболеваний.    Формирование   рационального   и   активного   отношения   человека   к здоровью, мотивации к оздоровлению.    Информирование   население   о   причинах   и   механизмах   развития заболеваний.  Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.  Формирование   у   населения   навыков   и   умений   по   снижению неблагоприятного   влияния   на   здоровье   поведенческих,   управляемых факторов   риска   (питание,   двигательная   активность,   управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).  Ориентирование населения на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.  Школы   Здоровья   могут   быть   организованы   в   поликлиниках,   стационарах, дневных стационарах, медико­санитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях­профилакториях, оздоровительных центрах  и должны быть утверждены приказом руководителя учреждения.  Школа   Здоровья   для   пациентов   является   медицинской   профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.   Организатором и руководителем Школы Здоровья может быть врач кабинета (отделения) медицинской профилактики, заведующий отделением, узкий специалист.   Проводить занятия в школе здоровья может врач, либо средний медицинский работник (медицинская сестра, фельдшер), имеющий необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения. Для проведения школ всех профилей должны быть разработаны программы и учебно­тематические планы занятий. Планы, графики проведения занятий должны вывешиваться на видных местах. Цикл обучения обычно включает в себя в среднем   5 занятий по 90 минут. Рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза в неделю в амбулаторно­поликлиническом 22 учреждении или 3–5 раз в неделю в стационаре,  санатории­профилактории, курорте.             Занятия   проводятся   с   небольшими   группами   пациентов   (10   человек).   В стационарах   к   посещению   «школы   здоровья»   привлекаются   выздоравливающие больные, которых направляет врач. Продолжительность занятий должна составлять 30­45   минут.   О   месте   проведения   занятий   пациенты   должны   дополнительно оповещаться   через   медицинских   сестер.   Желательно,  чтобы   занятия   проходили   в отдельном   помещении,   при   отсутствии   такой   возможности   используют   палаты, ординаторские, холлы, столовые.   Методологической основой занятий в Школе Здоровья является популярная лекция,   учитывающая   различный   уровень   подготовки   слушателей.   Вовлечь   в активное взаимодействие всех слушателей позволяет использование таких методов обучения, как рассказ­беседа, лекция­обсуждение, дискуссия, обмен опытом. В ходе занятий используются интерактивные формы обучения, ролевые игры. Для повышения эффективности образовательного процесса Школа Здоровья должна быть   оснащена   техническими   средствами,   иметь   большой   выбор   методической продукции   по   изучаемой   проблеме   и   демонстрационного   материала   (наличие тематических   проспектов,   популярной литературы).   Вся   наглядная   продукция,   используемая   в   Школе   должна   быть красочной,   демонстративной,   запоминающейся,   понятной,   заинтересовывающей, доступной.   По   выполнению   учебной   программы   проводятся   итоговые   занятия   в форме   собеседования   со   слушателями   по   основным   вопросам   пройденного материала.   Необходимо   поддерживать   обратную   связь   со   слушателями   Школы Здоровья через анкетирование, книгу отзывов и пр.    видеофильмов,   памяток,   слайдов, В   школах   материнства   реализуется   образовательная   программа   для беременных   женщин   и   членов   их   семей.   Рассматриваются   вопросы   гигиены беременности, подготовки к родам и поведению в период родов. Осуществляется подготовка   к   уходу   за   новорожденным   ребенком.   Возможно   привлечение сестринского   персонала занятий.   для   проведения   практических   23 Приложение  3 Инструкция по созданию видеоурока для пациента Продемонстрировать   данную   манипуляцию,   засняв   ее   на   видео, прокомментировать все действия. Продолжительность видео должно составлять не более 5 минут. Инструкция по составлению санитарного бюллетеня  Текстовая   часть   должна   содержать   четкие   понятия   по   предлагаемой   теме, иметь   законченную   мысль,   написана   доступным,   понятным   языком   без нагромождения медицинских терминов. В текстовой части может быть выбран любой жанр (информация, очерк, рассказ, стихи).   Основные требования к тексту: острота вопроса, практические предложения, краткость,   убедительность.   Текст   заканчивается   лозунгом,   призывом, обращением, вытекающим из содержания санитарного бюллетеня. Текстовую часть дополняют иллюстрации, фотографии, рисунки, схемы, лозунги.  Название   санитарного   бюллетеня   должно   быть   броским,   ярким   и   не запугивающим,   недопустимо   использование   профессиональных   терминов. 24 Рисунок   должен   дополнять   текст.  Заголовок   выполняется   крупными, печатными   буквами;   Название   должно   быть   оптимистическим,   ярким, неакадемическим;  Содержательную   часть   санитарного   бюллетеня   выделять   рамкой. Нежелательно   использовать   схемы   и   фотографии,   рисунки   внутренних   и пораженных органов.   Оформляется на формате А3;  Слово «Санбюллетень» не пишется;  Бюллетень должен начинаться с актуальности темы;  Текст должен занимать 2/3, рисунки 1/3 от общего объема информации;  Рекомендованная длина строки –10­15 см;  Принцип   научности   –   предоставляемая   информация   должна   быть   научно обоснованной;  Текст должен разделяться на отдельные части подзаголовками;  Рекомендуется изложение материала без научных терминов;  Рекомендации должны быть понятны широкой целевой аудитории;  Должны присутствовать рекомендации специалиста;  Ф.И.О., должность и степень разработчика должны быть размещены в левом нижнем углу. Инструкция по составлению буклета  Рекомендуемый размер буклета ­  лист формата А4, сложенный втрое;  Текст   и   иллюстрации   располагают   на   одном   листе,   сложенном   по вертикальным или горизонтальным сгибам;  При   оформлении   буклета   допускается   использование   большего   количества иллюстраций чем в памятке.  Инструкция по составлению презентаций Тематика     должна   отражать   вопросы   охраны   здоровья   и   профилактики заболеваний.  Сделать в программе «Power Point» и продемонстрировать на мультимедийном проекторе. 25 26 Результаты проектной деятельности студентов Приложение 4 27 28 Приложение 5 Тестовые задания для закрепления новой темы Задание #1 Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа: А) печатный Б)устный В) наглядный 1) беседа 2) телевидение 3) брошюры 4) все вместе Задание #2    Целью организации школ здоровья является: Выберите несколько из 4 вариантов ответа: 1) обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления 2) проведение лечения данного заболевания 3) повышение информированности населения о заболеваниях и факторах риска 4)  формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказания первой помощи при обострениях Задание #3 Какие   основные   средства   относятся   к   наглядному   методу   санитарного просветительства? Выберите один из 5 вариантов ответа: 1) Вечер вопросов и ответов, школы здоровья, рукописные лозунги, брошюра 2)   Натуральные   объекты,   муляжи,   модели,   макеты,   плакаты,   диапозитивы, диафильмы 3) Курсовая подготовка, доска вопросов и ответов, модели, плакаты, санитарный бюллетень 4) Натуральные объекты, диапозитивы, диафильмы, статьи в газетах, беседы, школы материнства 5) Беседа, лекция, доклад, курсы, школы здоровья, стенная газета, листовки, макеты Задание #4 Какие школы здоровья существуют: Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) школа диабета 2) гастрошкола 3) астма­школа 4) школа пациенов с мочекаменной болезнью 5) школа артериальной гипертонии Задание #5 Школы здоровья организуются в: 29 Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) детских дошкольных учреждениях 2) центрах медицинской профилактики 3) поликлиниках 4) в кардиологических центрах 5) стационарах Задание #6 Оптимальными по численности группами для проведения беседы по гигиеническому воспитанию являются: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) 10­12 человек 2) 20­25 человек 3) 15­20 человек 4) 5­6 человек Задание #7 Наиболее значимым фактором, влияющим на здоровье человека, является: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) организация медицинской помощи 2) климатические условия 3) наличие профвредностей 4) состояние окружающей среды Задание #8 Какие   основные   средства   относятся   к   устному   методу   санитарного просветительства? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени 2) Все варианты верны 3) Лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья 4) Памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов Задание #9 Назовите методы санитарно­просветительной работы: Выберите один из 5 вариантов ответа: 1) Изобразительный, печатный, комплексный 2) Комплексный, изобразительный, наглядный 3) Устный, печатный, изобразительный 4) Устный, печатный, наглядный 5) Устный, печатный, наглядный, комбинированный Задание #10 Сколько должно длиться занятие в Школе здоровья? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) 20­30 минут 2) 30­45 минут 3) 10­15 минут 30 4) 90 минут Задание #11 Принципами гигиенического обучения и воспитания населения являются: Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) доступность 2) преемственность 3) оптимистичность 4) актуальность 5) научность Задание #12 Оптимальным методом   выявления лиц групп риска по возникновению заболевания является: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) учет случаев временной нетрудоспособности 2) все перечисленные 3) профосмотр 4) учет обращаемости Задание #13 Какие   основные   средства   относятся   к   комбинированному   методу   санитарного просветительства? Выберите один из 5 вариантов ответа: 1) Радио, телевидение, Интернет 2) Вечер вопросов и ответов, школы здоровья, рукописные лозунги, брошюра 3) Натуральные   объекты,   муляжи,   модели,   макеты,   плакаты,   диапозитивы, диафильмы 4) Курсовая подготовка, доска вопросов и ответов, модели, плакаты, санитарный бюллетень 5) Натуральные   объекты,   диапозитивы,   диафильмы,   статьи   в   газетах,   беседы, школы материнства Задание #14 На какие виды разделяется метод печатной пропаганды? Выберите один из 5 вариантов ответа: 1) Доклады и брошюры 2) Средства, созданные собственными силами, и официальные источники 3) Доклады и стенные газеты, брошюры, памятки, листовки 4) Вечер вопросов и ответов, школы здоровья, рукописные лозунги, брошюра 5) Курсовая подготовка, доска вопросов и ответов, статьи в газетах, санитарный бюллетень Ответы: 1) 3; 1; 2;  2)  1; 3; 4;  8) 3; 9) 5; 31 3) 2; 4) 1; 2; 3; 5;  5) 2; 3; 4; 5;  6) 1; 7) 1; 10) 2; 11) 1; 4;  12) 3; 13) 1; 14) 2 32

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка

Метод разработка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017