Цель метода шести шляп – разложить наше мышление на составные части, выделить в нем шесть основных типов, предоставляя тем самым человеку возможность в каждый конкретный момент времени обращаться к одному сознательно выбранному типу мышления, а не использовать их одновременно. Такой подход можно сопоставить с последовательным нанесением цветовой гаммы на печатаемую фотографию или на карту: каждый цвет печатается отдельно, но в конечном итоге они образуют единое целое.
МЕТОД ШЕСТИ МЫСЛЕВАРИТЕЛЬНЫХ ШЛЯП
Цель метода шести шляп – разложить наше мышление на составные части,
выделить в нем шесть основных типов, предоставляя тем самым человеку
возможность в каждый конкретный момент времени обращаться к одному
сознательно выбранному типу мышления, а не использовать их одновременно.
Такой подход можно сопоставить с последовательным нанесением цветовой
гаммы на печатаемую фотографию или на карту: каждый цвет печатается
отдельно, но в конечном итоге они образуют единое целое.
Метод шести мыслеварительных шляп призван переключать наше сознание с
привычной нам дискуссионной манеры обмена мнениями, граничащей со
спором и выяснением отношений, на картографический тип мышления,
позволяющий нам составить документ, отражающий нашу общую точку
зрения. Этот документ мы условились именовать картой нашего отношения к
ситуации.
Процесс формирования мысли можно условно разделить на две стадии. На
первом этапе составляется карта нашего отношения к ситуации –
определяются плюсы и минусы, свойственные поставленному вопросу. Так же,
как для воспроизведения цветной фотографии в типографских условиях на
лист бумаги наносится цветовая гамма, на карту нашего отношения к
ситуации накладывает свой отпечаток цвет шляпы, характерной для каждого
из шести типов мышления.
На втором этапе на карту наносится маршрут наших действий. Если
составленный документ будет отличаться простотой и наглядностью,
оптимальный маршрут движения к цели станет очевиден с первого взгляда.
Я уже говорил, что вовсе не считаю, будто метод шести мыслеварительных
шляп охватывает все возможные аспекты мышления, но основные
особенности в нем учтены. Я также не склонен предполагать, будто каждый
из нас постоянно носит одну из шести мысле-шляп. В предложенной нами
методике присутствует ясно различимый игровой момент, подчеркнутая
искусственность, что само по себе имеет большое значение. Легкие для
усвоения правила и удобство использования метода шести шляп дают нам
возможность осознанно изменять тип мышления как свой собственный, так и
присущий нашему собеседнику. С помощью шляп устанавливаются правила
игры; эти правила способен понять любой ее участник. Чем чаще мы
прибегаем к методу шести шляп, тем раньше он превратится в одну из
характерных особенностей нашего мышления. Освоить метод способен любой
человек. Каждый, кто хотя бы раз испытал на себе его воздействие, не мог не
оценить открываемые им перед человеком возможности: вместо пустой траты
времени на бесконечные споры концепция шести шляп предлагает свежий
взгляд на вещи и конструктивный, проверенный на практике подход.
Вначале использование метода закономерно вызовет у каждого из
собеседников определенное замешательство, но чувство неловкости тут же
исчезнет, поскольку удобство метода очень быстро станет очевидным.Ознакомление с методом должно быть облечено в форму преподнесенной без
назойливости просьбы переключиться на другой тип мышления или сменить
ту или иную – чаще всего черную – мысле-шляпу.
Как я упоминал в начале книги, основное достоинство метода заключается в
предоставлении человеку определенного набора ролевых установок. При
хорошем понимании того, что от него требуется, человек может испытать
чувство удовлетворения и даже гордость за достойное исполнение
предложенной роли. Без официального принятия метода шести шляп
некоторые из нас рискуют навсегда остаться в плену какого-то одного
свойственного им образа мыслей, чаще всего – черношляпного.
Я еще и еще раз хочу подчеркнуть, что предлагаемый метод очень прост и
удобен в употреблении. Читателю нет необходимости запоминать его
особенности, изложенные на страницах этой книги: они достаточно емки по
своим понятиям и не нуждаются в подробном рассмотрении. Вспомним только
основные характерные черты каждой шляпы:
Белая шляпа – цвет девственно-белого, холодного снега; в бесстрастной
манере изложенные цифры, факты и объективная информация.
Красная шляпа – чувства и эмоции, предчувствия и интуиция.
Черная шляпа – точность, доходящая до въедливости; негативизм и
искренняя убежденность в том, что «никогда в жизни ничто не может
складываться так, как надо».
Желтая шляпа – солнечный свет; энтузиазм и оптимизм; позитивный взгляд на
вещи; созидание; поиск благоприятных возможностей.
Зеленая шляпа – символ плодородия; растение, пробивающее путь к свету
сквозь толщу земли; творческое начало; движение; полет фантазии; создание
ситуаций, пробуждающих сознание.
Синяя шляпа – целостный контроль; дисциплина; образ – дирижер крупного
оркестра; управление процессом «мыслеварения».
Чем большее число людей овладеют предложенным методом, тем большее
распространение он получит в культуре нашего языка. До сих пор, ксожалению, мы не располагали системой простых и общедоступных символов,
отражающих контроль над рождением и протеканием наших мыслей.
Даже когда мы имеем все основания считать себя людьми достаточно
грамотными и способными обходиться без метода шести мысле-шляп, его
рассмотрение, безусловно, пойдет нам только на пользу, поскольку работа
нашего мозга станет еще более эффективной. Талантливый человек всегда
сумеет извлечь из каждого предложения значительно больше пользы и тем
для рождения новых идей, нежели любой другой.
И в заключение я бы хотел сделать замечание в желтой шляпе: «Попробуйте
этот метод на себе».