Методическая компетентность современного педагога как педагогическая проблема

  • Лекции
  • Педсоветы
  • Семинары
  • docx
  • 03.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье анализируется понятие и сущность методической компетентности педагога, рассматривается её структура, обосновывается её значимость для массовой педагогической практики.
Иконка файла материала методическая компетентность современного педагога как педагогическая проблема.docx

Методическая компетентность современного педагога как педагогическая проблема

Аннотация. В статье анализируется понятие и сущность методической компетентности педагога, рассматривается её структура, обосновывается её значимость для массовой педагогической практики.

 Ключевые слова: методическая компетентность; методическая грамотность; научно-методический стиль мышления; методическое творчество, методическая деятельность, информационно-техническая компетенция, практическая деятельность, продуктивный этап, проектировочный компонент, профессиональная деятельность, решение задач.
На сегодняшний день методическая компетентность становится одним из ключевых компонентов в деятельности каждого педагога. Она может быть связана с подбором средств и методов обучения, форм взаимодействия ученика и учителя, кроме того, методическая компетентность способствует формированию ключевых компетенций у обучающихся. Методическая компетентность — это важная составляющая в практической деятельности каждого педагога. Методическая компетентность — это интегративное свойство личности педагога, которое определяет его готовность и способность эффективно решать методические задачи в процессе реализации целей обучения, связанных с формированием коммуникативной компетентности, образованием, воспитанием и развитием учащихся [10]. Если рассматривать структуру методической компетентности, то можно выделить несколько взаимосвязанных компонентов [12]. Одним из наиболее важных компонентов является ценностно-мотивационный компонент, который проявляется в интересе и мотивации в методической работе. Когнитивный компонент в структуре методической компетентности проявляется в применении знаний и навыков при решении методических проблем, а также открытость к новым знаниям, практикам и формам работы.

Выделяют также технологичный компонент, который характеризуется использованием в работе ИКТ. Рефлексивный компонент проявляется в самооценке, самокритичности и методической рефлексии. Также в структуре методической компетентности можно выделить два вида компетенций:

Общеметодические — в свою очередь состоят из мотивационной, когнитивной, информационной, коммуникативной и социальной компетенций.

Специальные — это совокупность целевой, содержательной, проектировочной, рефлексивной и мониторинговой компетенций.

При формировании методической компетентности выделяется несколько уровней [8]: Адаптивный уровень — предполагает использование конкретных методических знаний и умений при решении той или иной методической задачи в конкретном случае, с конкретным контингентом обучающихся.

Репродуктивный уровень — показывает уровень сформированности и целостность представлений о методической деятельности.

Прагматический уровень — характеризуется осознанностью методов и способов в методической деятельности педагога, использование в практической деятельности современных образовательных технологий.

Интегративный уровень — творческая самостоятельность, характеризуется продуктивностью и эффективной самореализацией в профессиональной деятельности. На основе анализа литературы, сопоставления структур и особенностей методической компетентности, наиболее актуальным является структура, предложенная Люботинским А. А.

Проводя анализ этапов, можно сделать вывод, что первый этап — рецептивный — представлен знаниями исключительно преподаваемой дисциплины. Представленная на данном этапе методическая компетентность сводится к теории, а опыт профессиональной деятельности недостаточен. Однако с другой стороны, данный этап может быть охарактеризован устойчивым отношением к методической деятельности, высокой оценкой роли методических знаний. В ходе рецептивного этапа формируется когнитивно-аналитическая компетенция. Также на данном этапе происходит формирование целостных представлений и мотивов методической деятельности. Следующий этап — это репродуктивный, который предполагает решение конкретных методических задач. На данном этапе возможно тажке решение организационно-деятельностных и конструктивно-прогностических задач. Другими словами, на данном этапе происходит целеполагание и планирование профессионального пути, а также анализ и оценка своих решений. Творческая активность на данном этапе незначительная, но проявляется в виде поиска и внедрения новых решений в стандартную педагогическую деятельность. На репродуктивном этапе также может быть реализована и коррекционно-гностическая компетенция, которая подразумевает под собой использование метода анализа при решении методических задач и коррекцию плана занятия при необходимости. Следующий этап — продуктивный, который, главным образом, характеризуется умениями и знаниями педагога при работе в современной информационной среде. Данный этап характеризуется переходом и поиском новых возможностей в условиях современной информационно-коммуникационной среды. Одним из основополагающих компонентов здесь становится проектировочный компонент. Данный компонент подразумевает анализ предполагаемых результатов, построение логики при изучении предмета, с включением новых видом, форм и методов педагогической деятельности. Проектировочный компонент включает в себя функцию перспективного планирования и информационного и психологического обеспечения процесса обучения [8]. Одной из компетенций продуктивного этапа является информационно-техническая компетенция, которая предполагает возможность и готовность педагога к применению информационных технологий в образовательном процессе. Справедливо будет заметить, что формирование методической компетентности в современных условиях будет неполным без внедрения информационных технологий в практику педагога. Использование информационных технологий позволяют педагогу расширить свои образовательные возможности, повысить мотивацию, а также сделать учебный процесс более интенсивным и насыщенным, что способствует развитию познавательных возможностей. Информационно-техническая компетенция включает в себя несколько компонентов [11]: Цифровой — использование в профессиональной деятельности возможности компьютера и Интернета. Ресурсный — возможность и способность модифицировать программы и материалы. Технологический — полное использование потенциала информационно-педагогических технологий. Креативная компетенция на продуктивном этапе характеризуется как способность творчески и неординарно подходить к решению задач, формированию содержания, средств и форм обучения. Заключительный этап — рефлексивный. На данном этапе педагог сопоставляет достигнутый результат и цель. Компетенция, которая используется на данном этапе, это рефлексивно-гностическая. Она подразумевает способность готовность к решению задач на основе анализа своей деятельности, оценки эффективности выбранных средст, фом и методов работы. Рефлексия своей деятельности способствует развитию инновационного потенциала педагога, то есть готовности к восприятию нового, поиска новых путей решения методических задач, а также самооценке способов, технологий обучения и своего методического опыта. Таким образом, выделение структурных компонентов методической компетентности и их соотношение с выделенными этапами позволяет отчетливо представить структурно-функциональную модель формирования методической компетентности, владение которой позволит будущему учителю решать профессиональные задачи.

Литература:

1.      Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) /В. И. Байденко // Высшее образование в России. — 2004. — № 11.

2.      Белкин, А. С. Педагогическая компетентность: учебное пособие / А. С. Белкин, В. В. Нестеров. — Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003.

3.      Белых И. Формирование профессиональных компетенций: проблема управления // Высшее образование в России. 2006. № 11.

4.      Введенский В. Н. Диагностика личностных и профессиональных качеств педагога: Учебно-методическое пособие. — Салехард, 2003.

5.      Введенский В. Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности//Инновации в образовании. -2003. -№ 4.

6.      Введенский В. Н. Коммуникативная компетентность педагога: характеристика, способы совершенствования: Научно-методическое пособие. -СПб., 2003.

7.      Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога//Педагогика. -2003. -№ 10.

8.      Волков Андрей Евгеньевич, Кузьминов Ярослав Иванович, Реморенко Игорь Михайлович, Рудник Борис Львович, Фрумин Исак Давидович, Якобсон Лев Ильич Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения // Вопросы образования. 2008. № 1.

9.      Зеер Эвальд Фридрихович Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. № 3.

10.  Люботинский А. А. Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды // Молодой ученый. — 2014. — № 8.

11.   Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Информационно-педагогические технологии в обучении иностранным языкам: сущность, история, современность // Иностранные языки в школе. — 2013. — № 3.

12.  Соловова Н. В., Калмыкова О. Ю. Методическая компетентность преподавателя вуза // Международный симпозиум «Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений — социальный договор». 10–11 февраля 2016 г. Минск: БГПУЮ, 2016.

Москаленко, А. А. Управление формированием методической компетентности учителей общеобразовательной школы / А. А. Москаленко. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13382/

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также