Методическая компетентность современного педагога как педагогическая проблема
Аннотация. В статье анализируется понятие и сущность методической компетентности педагога, рассматривается её структура, обосновывается её значимость для массовой педагогической практики.
Ключевые слова:
методическая компетентность; методическая грамотность; научно-методический
стиль мышления; методическое творчество, методическая деятельность,
информационно-техническая компетенция, практическая деятельность, продуктивный
этап, проектировочный компонент, профессиональная деятельность, решение задач.
На сегодняшний день методическая компетентность становится одним из ключевых
компонентов в деятельности каждого педагога. Она может быть связана с подбором
средств и методов обучения, форм взаимодействия ученика и учителя, кроме того,
методическая компетентность способствует формированию ключевых компетенций у
обучающихся. Методическая компетентность — это важная составляющая в
практической деятельности каждого педагога. Методическая компетентность — это
интегративное свойство личности педагога, которое определяет его готовность и
способность эффективно решать методические задачи в процессе реализации целей
обучения, связанных с формированием коммуникативной компетентности, образованием,
воспитанием и развитием учащихся [10]. Если рассматривать структуру
методической компетентности, то можно выделить несколько взаимосвязанных
компонентов [12]. Одним из наиболее важных компонентов является
ценностно-мотивационный компонент, который проявляется в интересе и мотивации в
методической работе. Когнитивный компонент в структуре методической
компетентности проявляется в применении знаний и навыков при решении
методических проблем, а также открытость к новым знаниям, практикам и формам
работы.
Выделяют также технологичный компонент, который характеризуется использованием в работе ИКТ. Рефлексивный компонент проявляется в самооценке, самокритичности и методической рефлексии. Также в структуре методической компетентности можно выделить два вида компетенций:
Общеметодические — в свою очередь состоят из мотивационной, когнитивной, информационной, коммуникативной и социальной компетенций.
Специальные — это совокупность целевой, содержательной, проектировочной, рефлексивной и мониторинговой компетенций.
При формировании методической компетентности выделяется несколько уровней [8]: Адаптивный уровень — предполагает использование конкретных методических знаний и умений при решении той или иной методической задачи в конкретном случае, с конкретным контингентом обучающихся.
Репродуктивный уровень — показывает уровень сформированности и целостность представлений о методической деятельности.
Прагматический уровень — характеризуется осознанностью методов и способов в методической деятельности педагога, использование в практической деятельности современных образовательных технологий.
Интегративный уровень — творческая самостоятельность, характеризуется продуктивностью и эффективной самореализацией в профессиональной деятельности. На основе анализа литературы, сопоставления структур и особенностей методической компетентности, наиболее актуальным является структура, предложенная Люботинским А. А.
Проводя анализ этапов, можно сделать вывод, что первый этап — рецептивный — представлен знаниями исключительно преподаваемой дисциплины. Представленная на данном этапе методическая компетентность сводится к теории, а опыт профессиональной деятельности недостаточен. Однако с другой стороны, данный этап может быть охарактеризован устойчивым отношением к методической деятельности, высокой оценкой роли методических знаний. В ходе рецептивного этапа формируется когнитивно-аналитическая компетенция. Также на данном этапе происходит формирование целостных представлений и мотивов методической деятельности. Следующий этап — это репродуктивный, который предполагает решение конкретных методических задач. На данном этапе возможно тажке решение организационно-деятельностных и конструктивно-прогностических задач. Другими словами, на данном этапе происходит целеполагание и планирование профессионального пути, а также анализ и оценка своих решений. Творческая активность на данном этапе незначительная, но проявляется в виде поиска и внедрения новых решений в стандартную педагогическую деятельность. На репродуктивном этапе также может быть реализована и коррекционно-гностическая компетенция, которая подразумевает под собой использование метода анализа при решении методических задач и коррекцию плана занятия при необходимости. Следующий этап — продуктивный, который, главным образом, характеризуется умениями и знаниями педагога при работе в современной информационной среде. Данный этап характеризуется переходом и поиском новых возможностей в условиях современной информационно-коммуникационной среды. Одним из основополагающих компонентов здесь становится проектировочный компонент. Данный компонент подразумевает анализ предполагаемых результатов, построение логики при изучении предмета, с включением новых видом, форм и методов педагогической деятельности. Проектировочный компонент включает в себя функцию перспективного планирования и информационного и психологического обеспечения процесса обучения [8]. Одной из компетенций продуктивного этапа является информационно-техническая компетенция, которая предполагает возможность и готовность педагога к применению информационных технологий в образовательном процессе. Справедливо будет заметить, что формирование методической компетентности в современных условиях будет неполным без внедрения информационных технологий в практику педагога. Использование информационных технологий позволяют педагогу расширить свои образовательные возможности, повысить мотивацию, а также сделать учебный процесс более интенсивным и насыщенным, что способствует развитию познавательных возможностей. Информационно-техническая компетенция включает в себя несколько компонентов [11]: Цифровой — использование в профессиональной деятельности возможности компьютера и Интернета. Ресурсный — возможность и способность модифицировать программы и материалы. Технологический — полное использование потенциала информационно-педагогических технологий. Креативная компетенция на продуктивном этапе характеризуется как способность творчески и неординарно подходить к решению задач, формированию содержания, средств и форм обучения. Заключительный этап — рефлексивный. На данном этапе педагог сопоставляет достигнутый результат и цель. Компетенция, которая используется на данном этапе, это рефлексивно-гностическая. Она подразумевает способность готовность к решению задач на основе анализа своей деятельности, оценки эффективности выбранных средст, фом и методов работы. Рефлексия своей деятельности способствует развитию инновационного потенциала педагога, то есть готовности к восприятию нового, поиска новых путей решения методических задач, а также самооценке способов, технологий обучения и своего методического опыта. Таким образом, выделение структурных компонентов методической компетентности и их соотношение с выделенными этапами позволяет отчетливо представить структурно-функциональную модель формирования методической компетентности, владение которой позволит будущему учителю решать профессиональные задачи.
Литература:
1. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) /В. И. Байденко // Высшее образование в России. — 2004. — № 11.
2. Белкин, А. С. Педагогическая компетентность: учебное пособие / А. С. Белкин, В. В. Нестеров. — Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003.
3. Белых И. Формирование профессиональных компетенций: проблема управления // Высшее образование в России. 2006. № 11.
4. Введенский В. Н. Диагностика личностных и профессиональных качеств педагога: Учебно-методическое пособие. — Салехард, 2003.
5. Введенский В. Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности//Инновации в образовании. -2003. -№ 4.
6. Введенский В. Н. Коммуникативная компетентность педагога: характеристика, способы совершенствования: Научно-методическое пособие. -СПб., 2003.
7. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога//Педагогика. -2003. -№ 10.
8. Волков Андрей Евгеньевич, Кузьминов Ярослав Иванович, Реморенко Игорь Михайлович, Рудник Борис Львович, Фрумин Исак Давидович, Якобсон Лев Ильич Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения // Вопросы образования. 2008. № 1.
9. Зеер Эвальд Фридрихович Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. № 3.
10. Люботинский А. А. Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды // Молодой ученый. — 2014. — № 8.
11. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Информационно-педагогические технологии в обучении иностранным языкам: сущность, история, современность // Иностранные языки в школе. — 2013. — № 3.
12. Соловова Н. В., Калмыкова О. Ю. Методическая компетентность преподавателя вуза // Международный симпозиум «Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений — социальный договор». 10–11 февраля 2016 г. Минск: БГПУЮ, 2016.
Москаленко, А. А. Управление формированием методической компетентности учителей общеобразовательной школы / А. А. Москаленко. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13382/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.