Методическая подготовка учителя начальных классов в контексте коммуникативных технологий
Оценка 4.9

Методическая подготовка учителя начальных классов в контексте коммуникативных технологий

Оценка 4.9
doc
10.09.2021
Методическая подготовка учителя начальных классов в контексте коммуникативных технологий
26 06 2021.doc

Методическая подготовка учителя начальных классов в контексте коммуникативных технологий

 

 

 

Вопросы подготовки самостоятельно и творчески мыслящих специалистов в системе образования рассматриваются на протяжении многих десятилетий. Поэтому выдающиеся педагоги и психологи (К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров, Н.Ф. Талызина и др.) разрабатывали и апробировали в образовательных техно- логиях теории и методы активизации самостоятельной и творческой деятельности учащихся.

Сегодня становится очевидным, что обучение, построенное на деятельностном подходе, активно развивает самостоятельность и творческий потенциал студентов.

 

Для эффективной организации такого обучения необходимо преобразование всей системы профессионального образования, формирование новых подходов научно-методического и информационного обеспечения учебного процесса, новых педагогических технологий, позволяющих будущим учителям получать значимые научные и практические результаты, генерировать новые знания в процессе обучения. Важная роль в решении этих задач отводится использованию коммуникативных технологий.

Эволюция отношений между учителем и учеником (и между носителями и пользователями знаний вообще) исторически происходила в процессе так называемых революций в образовании: от культуры семейных и других традиций к культуре слова, от культуры слова к книжной культуре, от знаний к разнообразной информации. В настоящее время главное изменение состоит в смене ведущего субъекта образовательного процесса: вместо обучающего им становится обучаемый, отношения между участниками образовательного процесса становятся партнерскими, право суждения о достоверности и необходимости приобретаемых знаний становится прерогативой обучающегося [1]1.

Основной проблемой образования становится не только усвоение огромного и постоянно увеличивающегося объема знаний или хотя бы ориентация в потоке всевозрастающей информации, а получение, создание знания, которого нет, но потребность в котором созрела. Образование в информационном обществе должно быть не только средством усвоения готовых знаний, но и способом информационного об- мена личности с окружающими ее людьми, который совершается на протяжении всей жизни и предполагает не только усвоение, но и передачу, отдачу, генерирование ин- формации.

В педагогической науке интерес к проблеме взаимоотношений в сфере воспитания появился в конце XVIII в., а во второй половине XIX в. уже можно констатировать наличие определенного направления, которое автократизму официальной педагогики противопоставляет внимание к социальной стороне жизнедеятельности учащихся в учебных заведениях. Внимание ученых-педагогов было обращено к проблемам общения обучаемых в реальном процессе воспитания.

Коммуникативный подход предполагает создание особого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в ко- тором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формулирует взаимоприемлемую точку зрения.

 

Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебного процесса, когда за счет активного включения обучаемых в процесс поиска истины повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса. К коммуникативным технологиям обучения относится проектная технология.

Словарь С.И. Ожегова дает следующие значения слова проект: 1) разработанный план сооружения, устройство чего-нибудь;

2)         предварительный текст какого-нибудь документа и т.п.; 3) план, замысел.

Каждое из этих значений касается определенной стороны проектной деятельности. Для нас самым важным и существенным является последнее из всех приведенных значений. Проект (от лат. projectus — брошенный вперед) — это мысленное предвос- хищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия.

В соответствии с этими определениями метод проектов можно отнести к техноло- гиям обучения. По Е.С. Полат, метод проектов — это способ достижения дидактичес- кой цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим ре- зультатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, ос- мыслить, применить в реальной практической деятельности [4].

В учебном процессе могут использоваться различные типы проектов. Определим типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, игровые, информационные, учебные.

Учебная деятельность обучающихся заключается в решении разнообразных учебных и практических задач. Поиск ре шения этих задач и составляет суть проект- ной деятельности.

При непроектном подходе человек действует или по памяти, повторяя хорошо заученные, известные способы работы, или (если это новая деятельность) путем проб и ошибок без предварительного обдумывания тех связей, которые существуют между требованием и результатом задачи. При проектном подходе, напротив, прежде все- го, продумывается принцип устройства, взаимосвязи и взаимодействия его частей. В соответствии с этим определяется все остальное: форма, расположение и взаимодействие деталей, способы работы и т.д. [2]. Проектная деятельность студентов будет в любом случае носить поисковый характер. Она основывается на исследовательской работе, существенными чертами которой являются выдвижение гипотез и некоторые предварительные ответы на поставленную проблему. Исследование, проводимое в процессе разработки проекта, в лю- бом случае будет одной из форм познавательной деятельности, а его результатом будет или новое знание, или новый способ действия.

Проектная деятельность обучающихся имеет дидактический смысл. Она предназначена не для внесения изменений в реальную жизнь, а для изучения деятельности человека и для формирования у самих студентов соответствующих способов деятельности (познавательной и творческой).

Решение дидактических проектных задач не нацелено на получение объективно новых результатов, и потому открытия обучающихся не имеют объективной ценности, это «открытия для себя». При этом «путь к открытию для себя психологически может быть не менее труден... чем та дорога, по ко- торой идет настоящий конструктор».

Главным компонентом проектной деятельности обучающихся должен быть именно интеллектуальный поиск. Важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставлен- ной задачи. Поэтому главное отличие учеб ных проектов от профессиональных состоит в том, что они должны быть сугубо дидактическими, т.е. «их разрешение должно детерминироваться целями формирования определенной системы знаний, умений и навыков» [3].

Метод проектов является одним из основных методов освоения коммуникатив ных технологий по следующим причинам:

— использование конкретных проектов ускоряет процесс получения обучающими-

 

ся практических навыков решения реальных задач;

—        данный метод базируется на использовании внутренней мотивации обучающихся;

—        с помощью данного метода может быть организована стержневая деятельностная линия изучения определенной темы или предмета в целом;

—        постоянное решение задач реального общения стимулирует речемыслительную активность.

Профессиональная деятельность учителя — это постоянное общение с детьми, коллегами, родителями. От умения правильно организовать общение во многом будет зависеть эффективность учебного процесса. Поэтому в профессиональной подготовке учителя начальных классов мы уделяем особое внимание коммуникативным технологиям обучения, начиная со знакомства с теоретическими основами технологии и заканчивая практическими разработками.

Современный курс «Методика преподавания математики» должен быть построен с использованием коммуникативных технологий обучения. Практические занятия по данной дисциплине включают в себя учебные проекты, при подготовке которых студенты приобретают коммуникативные умения и навыки организаторской и самостоятельной деятельности, чтобы в даль- нейшем использовать эту технологию в своей практической работе, эффективно развивая познавательную деятельность школьников.

Разработка проекта — это достаточно сложная и трудоемкая работа, которая про- водится в течение длительного времени, по- этому сначала обучающимся предлагаются небольшие проектные задания, подготавли- вающие к выполнению учебного или исследовательского проекта. На практических занятиях мы используем следующие виды проектных заданий: на доконструирование, на переконструирование и на собственно конструирование [2].

 

В ходе выполнения проектных заданий студенты постепенно приобретают навыки самостоятельной исследовательской работы, необходимые для разработки проекта. И только после решения разнообразных проектных задач они приступают к выполнению проектов.

В качестве примера рассмотрим учебный проект по теме «Натуральное число в курсе математики I класса». Целями данного проекта являются: применение знаний, приобретенных в разных областях, для решения практических задач; приобретение коммуникативных навыков и умений; знакомство с разными точками зрений на одну проблему; развитие умений пользоваться исследовательским методом (см. табл. на с. 23).

На первом этапе все студенты делятся на группы. Каждая группа самостоятельно распределяет функции между своими членами. Сначала студенты готовят сообщения и рефераты по истории математики и методике ее изучения в начальной школе. По результатам этой работы проводится мини- конференция в группе.

На втором этапе студенты изучают стандарт образования по математике для на- чальной школы. Здесь происходит расширение и углубление знаний, формирование навыков поиска и отбора информации, ее классификации.

На третьем этапе задание заключается в самостоятельном изучении и анализе пси- холого-педагогической и методической литературы с целью разработки методических материалов. Студенты показывают свои методические разработки и обосновывают предложенный вариант практического решения поставленной задачи, учатся формулировать собственную точку зрения и от- стаивать ее в диалоговом общении.

На четвертом этапе они подбирают зада- ния для тестов, систематизируют их и представляют для общего обсуждения. В заключение проводится общественная презентация проектов перед студентами своей группы или других групп.

Таким образом, работа над проектами способствует развитию самостоятельной деятельности обучающихся, становлению их нравственной зрелости. Участие в про- ектной деятельности учит их быть коммуникабельными и контактными в различных средах общения и готовит учителя, способ- ного решать задачи, стоящие сегодня перед образованием в целом.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.         Ильин Г.Л. В зеркале собственной истории

// Высшее образование в России. 1997. № 1.

2.         Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников // Начальная школа. 2006. № 1.

3.         Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М., 1975.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. для студентов пед. вузов и системы повыш. ква- лиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. По- лат. М.: Изд. центр «Академия», 2003


Методическая подготовка учителя начальных классов в контексте коммуникативных технологий

Методическая подготовка учителя начальных классов в контексте коммуникативных технологий

В соответствии с этими определениями метод проектов можно отнести к техноло- гиям обучения

В соответствии с этими определениями метод проектов можно отнести к техноло- гиям обучения

На практических занятиях мы используем следующие виды проектных заданий: на доконструирование, на переконструирование и на собственно конструирование [2]

На практических занятиях мы используем следующие виды проектных заданий: на доконструирование, на переконструирование и на собственно конструирование [2]
Скачать файл