Методическая разработка
Формирование элементов функциональной грамотности обучающихся начальной школы в процессе изучения предмета «Окружающий мир»
Автор:
Табакова Марина Александровна,
учитель начальных классов
МОУ Болтинской СОШ
Рыбинского района Ярославской области
Рыбинский МР, 2024
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования функциональной грамотности у обучающихся начальной школы …………………………………………………………….4
1.1. Учет психологических особенностей младшего школьного возраста в
процессе формирования ……………………………………………………………………...4
1.2. Формирования функциональной грамотности у обучающихся начальной школы ….4
Глава 2. Эффективное использование материалов методической разработки при формировании элементов функциональной грамотности у обучающихся начальной школы в ходе изучения предмета «Окружающий мир» в Болтинской средней общеобразовательной школе …………………………………………………………………6
2.1. Организация учебной деятельности при изучении материалов предмета «Окружающий мир» младшими школьниками ……………………………………………..6
2.2. Формирование элементов функциональной грамотности обучающихся начальной школы через систему заданий и упражнений во время изучения предмета «Окружающий мир» …………………………………………………………………………………………….6
2.3. Формы и методы диагностики сформированности элементов функциональной грамотности у обучающихся начальной школы в ходе изучения предмета «Окружающий мир» …………………………………………………………………………………………….13
Заключение ……………………………………………………………………….……………15
Список использованных источников и ресурсов ……………………………………………16
Приложение 1. Задание и упражнения по формированию функциональной грамотности.17
Введение
Актуальность выбранной темы связана с необходимостью повышения качества отечественного образования на мировом уровне. Российские школьники задействованы в Международных сравнительных исследованиях в области образования, таких как TIMSS, PISA, PIRLS [9-11], результаты которых, как подчеркивает Е.Э. Кочурова в книге «Функциональная грамотность младшего школьника», показывают недостаточную развитость анализа результатов проведенных наблюдений и опытов (исследований). Школьники испытывают затруднения «в умении высказывать предположения и строить элементарные прогнозы, работать с моделями» [1, с. 197], хотя обучение в начальной школе является активным этапом формирования функциональной грамотности.
В своих статьях А. Ю. Пентина, Г. С. Ковалева, Е. И. Давыдова, Е. С. Смирновой, видят проблему в устаревшем подходе в обучении, ориентированном в большей степени на воспроизведение знаний, а не на их применение или освоение способов действий, присущих естественным наукам: исследования и научной аргументации [2].
В науке проблема формирования функциональной грамотности в большей степени разработана для уровня основного общего образования, а концептуальные подходы к формированию функциональной грамотности младших школьников в урочной деятельности изучены недостаточно. Здесь мы сталкиваемся с противоречием в несоответствии требований к уровню подготовки выпускника начальной школы и анализом выполнения заданий, например, всероссийских проверочных работ.
Содержание по формированию функциональной грамотности в начальной школе в настоящее время определяется разработками отдельных научных школ (авторский коллектив под руководством Н.Ф.Виноградовой) и требованиями к реализации федерального государственного стандарта начального общего образования. Функциональная грамотность включает в себя: читательскую грамотность; математическую грамотность; естественно - научную грамотность; финансовую грамотность; компьютерную грамотность; глобальные компетенции; креативное мышление.
В связи с данными обстоятельствами считаю эффективным, формирование элементов функциональной грамотности при изучении предмета «Окружающий мир». Что делает разработанные мною материалы универсальными и инновационными.
Материал курса предмета «Окружающий мир» носит интегрированный характер. Вне зависимости от авторов программ объединяет в себе материал как естественных наук (химия, биология, физика, экология), так и социально – гуманитарных (история, обществознание, история, обществознание), что позволяет через организацию учебной деятельности по предмету формировать элементы функциональной грамотности.
Цель методической разработки: формирование элементов функциональной грамотности у обучающихся начальной школы в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Задачи:
- изучить и систематизировать материалы по формированию функциональной грамотности младших школьников;
- разработать интегрированные задания, способствующие формированию у младших школьников элементов читательской, математической, естестенно - научной и компьютерной функциональной грамотности.
В данной методической разработке даны теоретические основы формирования функциональной грамотности в начальной школе.
Описан пятилетний опыт организации учебной деятельности по формированию элементов функциональной грамотности в ходе изучения материала предмета «Окружающий мир». Приведены примеры разработанных мною интегрированных заданий, упражнений, конспектов занятий, охватывающих материал, изучаемый в 1-4 классах.
Глава 1. Теоретические основы формирования функциональной грамотности у обучающихся начальной школы
1.1. Учет психологических особенностей младшего школьного возраста в процессе формирования
Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению. У ребёнка в это время отлично развиты такие качества, как любознательность, воображение и память.
Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием и, наконец, в своих исследованиях. Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации.
Память его также достаточно развита - легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой различные задачи, которые необходимо выполнить. Он уже знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. эмпирически овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания.
Относительно хорошо развита у ребенка наглядно образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания.
Речь грамматически правильна, выразительна. То есть ребёнок уже может обобщать, сравнивать и делать какие-то выводы, доказывать свою точку зрения.
Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться понятия, которые мы называем научными.
Уровень развития исследовательских способностей достаточно развит [5].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что младший школьный возраст является началом для развития различных элементов функциональной грамотности.
1.2. Формирования функциональной грамотности у обучающихся начальной школы
Выяснено, что основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Особое внимание на данном этапе педагог уделяет стимулированию речевой деятельности обучающихся: уметь говорить, слушать, читать, писать, считать. Целенаправленная и систематизированная работа учителя в этом направлении способствует развитию у младших школьников общеучебных (универсальных) умений и навыков.
Кроме того, педагогу начальных классов необходимо сформировать у обучающихся ключевые компетенции (информационные, коммуникативные, рефлексивные), развивать потребность в саморазвитии, самообразовании, готовность обучаться на последующих образовательных этапах [7, с. 145].
По определению А.А. Леонтьева, «функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [4].
На основе теоретического и практического опыта, представленного исследователями Института стратегии развития образования РАО под руководством доктора педагогических наук Н.Ф. Виноградовой, предлагается перечень методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности учителя начальных классов в формировании функциональной грамотности обучающихся [2; 3]:
1. Организовать учебный процесс в форме деятельности. Упор делается на умении учиться самостоятельно. Исходя из этого, изучаемая тема несет деятельностный характер.
2. Осуществлять реализацию программы обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
3. Обеспечить активность учащихся в процессе обучения.
4. Процесс обучения должен быть направлен на формирование самостоятельности и ответственности обучающихся за поступки.
5. Использовать на уроках различные формы работы обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.
6. Применять в педагогической деятельности активные личностно-ориентированные технологии:
- проблемно-диалогические (формирование умений школьника определять проблему и находить способы ее решения посредством специально организованного педагогом диалога с учеником, способствующего активизации и развитию их логического мышления);
- технологии продуктивного чтения (организация правильной читательской деятельности обучающихся в соответствии с логикой поэтапной работы с текстом);
- технологии проектирования (применяются такие творческие задания, как изготовление плакатов, моделей, организация выставки, исследования).
7. Создавать проблемные учебные ситуации на занятиях.
8. Дифференцировать учебный процесс по уровням.
9. Развивать информационные, коммуникативные, социальные навыки обучающихся.
10. Оценивать образовательные результаты и достижения обучающихся.
Кроме того, одним из эффективных условий формирования функциональной грамотности в младшем школьном возрасте является развитие поисково-исследовательских навыков обучающихся с применением логических приемов познавательной деятельности: умение выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Способность выстраивать логическую цепочку умозаключений обеспечивает возможность «открытия» нового знания, с которым ученик ранее не был
знаком.
Для формирования функциональной грамотности в целом лучше использовать материалы интегрированных предметов, таких как «Окружающий мир».
Таким образом, через внедрение в практику обучения младших школьников комплексных (интегрированных) заданий и упражнений в ходе изучения предмета «Окружающий мир» идет естественное формирование элементов функциональной грамотности обучающихся начальной школы
Глава 2. Эффективное использование материалов методической разработки при формировании элементов функциональной грамотности у обучающихся начальной школы в ходе изучения предмета «Окружающий мир» в Болтинской средней общеобразовательной школе
2.1. Организация учебной деятельности при изучении материалов предмета «Окружающий мир» младшими школьниками
По учебному плану на изучение материала предмета «Окружающий мир» в начальной школе отводится по 68 часов с 1 по 4 классы.
В 1 классе со второго полугодия вводим элементы естественно- научной, читательской и математической грамотности. Во втором классе 25% учебного времени, отведенного на изучение предмета «Окружающий мир», используется на формирование элементов функциональной грамотности. В третьем и четвертом классе около 50% учебного материала изучается с применением заданий и упражнений, направленных на формирование различных элементов функциональной грамотности.
Данная деятельность осуществляется через разработанные мною задания или упражнения. Начало формирования педагогической системы стал 2018 год.
За период обучения в начальной школе диагностируем следующие элементы функциональной грамотности:
- понимание текста;
- выполнение исследования и
оформление его результатов;
- работа по поиску информации в системе Интернет под контролем взрослого;
- выполнение математических вычислений согласно возрасту;
- умение работать в группе (команде).
Такой подход в организации учебной деятельности во время изучения материала предмета «Окружающий мир» позволяет не только хорошо подготовить младших школьников к Всероссийским проверочным работам, но и быстро пройти период адаптации при переходе на основную ступень обучения.
2.2. Формирование элементов функциональной грамотности обучающихся начальной школы через систему заданий и упражнений во время изучения предмета «Окружающий мир»
Основная работа по формированию читательской грамотности в начальной школе проходит обычно на уроках литературного чтения. Мною же набор приемов и методов работы с текстовой информацией постоянно применяется и при изучении материала предмета «Окружающий мир». Используемые мною методы и приемы классифицированы и отражены в таблице 1.
Таблица 1
Классификация приемов и методов технологии продуктивного чтения
Этапы организации работы |
Метод |
Прием |
До чтения |
Наглядный, формирования интереса, антиципация |
Беседа |
Во время чтения |
Словесный |
Выделение ключевых слов, комментированное чтение, диалог с автором, графические пометки в тексте (прием «Инсерт»), чтении с остановками |
После прочтения |
Словесный, практический |
Беседа по прочитанному |
Так при ознакомлении с новым материалом в начале урока, часто использую элементы технологии продуктивного чтения: прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, составление плана до чтения текста. Данная деятельность способствует выработки мотивации к прочтению текста, повышению активности и осознанности детей при работе, а предопределение учащимися его содержания по названию и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения, мотивирует к быстрому включению в работу. Также использую прогнозирование и во время работы с приемом «чтения с остановками» в основной части урока. Сделав паузу в чтении, спрашиваю у ребят: «Как дальше будут развиваться события?» Таким образом, легко переходим к обсуждению прочитанного. А при следующем прочтении «проверяем» версии. Такой подход позволяет проговорить, продумать и «прожить» большее количество ситуаций.
Эта деятельность направлена на развитие с одной стороны воображения, логического мышления, умения строить гипотезы; с другой стороны, на умение вести учебный диалог, принимать мнение товарищей, соотносить и координировать свои действия с действиями других людей. Знакомясь с различными текстами, можно использовать приём «комментированное чтение». В этом случае при чтении важно думать о том, как ребенок слышит и понимает текст. Прервав ученика, спрашиваю о том, как он понял ту или иную фразу, предложение, явление. Так развивается фактическое понимание информации в тексте.
Для формирования умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли своими словами использую прием «Инсерт».
INSERT (аббревиатура) – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления, один из приемов технологии развития критического мышления. (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г).
В приёме задействованы специальными значки, с помощью которых дети проводят работу с текстом:
«V» - информация мне была известна
«+» - узнал что-то новое, материал является интересным;
«-» - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы, что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Эти значки используются в таблице, которую дети анализируют во время занятия при помощи учителя.
Использование технологии ИНСЕРТ помогает:
1. Сформировать у детей навыки самостоятельной работы с материалом.
2. Сделать процесс освоения новой темы более осмысленным.
3. Подойти к освоению нового материала с учетом индивидуальности каждого ребенка.
4. Развить у учащихся навыки систематизации материала.
5. Воспитать внимательность ребят в освоении новой информации.
6. Выявить проблемы в освоении новой темы.
7. Выявить возможности индивидуального подхода к теме (в зависимости от того, какие аспекты выяснят дети дома самостоятельно, и что их заинтересует).
8. Использовать разнообразные методы в обучении, что способствует поддержанию интереса к процессу обучения.
Приведем пример работы с тестовой информацией в 1 классе.
Задание 1. Узнай растение по описанию.
1. Прочитайте текст, сделав предположение о названии растения. Затем ответьте на вопросы.
– У меня широкие заостренные листья ярко – зеленого цвета, на стебле находятся маленькие белые цветочки, напоминающие колокольчики. Кто же я?
– У меня тонкий стебель, узкие зеленые листья, цветки состоят из ярко - жёлтой серединки и вытянутых белоснежных лепестков. Догадался, что я за растение?
- У меня стебелек тонкий, слабенький, с небольшими цветками, которые окрашены во все оттенки синего цвета, похожими на колокол. Кто я?
|
|
|
Правильно, ландыш. Я культурное или дикорастущее растение?
Прочитай про меня информацию: «Это удивительный цветок с нежным ароматом и жемчужно – белыми цветками. Ландыш цветет всего 10 – 12 дней, потом цветочки опадают. На месте цветков появляются красные ягоды. Интересно, что у ландыша всего одно корневище на много растущих одной колонией цветков. Поэтому, если сорвать один цветок, то могут погибнуть все цветы на целой поляне.»
2. Ответь на вопросы:
- Сколько дней цветет ландыш?
-Что появляется на месте цветка?
-Почему это растение занесено в Красную книгу?
3. Найди дополнительную информацию о ландыше. Ответь на вопросы.
- Можно ли есть красные ягоды ландыша?
- Сколько листьев у ландыша?
В ходе выполнения задания школьники демонстрируют навыки: самостоятельно понимать текст, истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках и является гарантией успеха в любой предметной области.
В ходе формирования математической грамотности задания базовых умений в 1 классе сменяются заданиями на применение знаний в ходе исследовательской деятельности во второй и третьем классе.
К четвертому году обучения ввожу задания на рассуждение в ситуации определенности с аргументацией, что затрагивает и элементы формирования естественно - научной, финансовой, компьютерной и математической грамотности.
Например, на уроке математики перед младшими школьниками ставится проблемная задача: Сколько будет вытеснено из полного пятилитрового ведра воды, если туда опустить кирпич весом в 500 г. На уроке окружающего мира младшим школьникам предлагаю провести собственное исследование, которое позволит на практике вытеснить определенный объем воды из ведра с помощью кирпича. Здесь уместно поговорить и о финансовой стороне вопроса, что позволяет формировать и элементы финансовой грамотности. Можно предложить школьникам посмотреть видео с подобным опытом в системе Интернет, пройдя по приготовленной учителем ссылке.
Задание 2. Приведем пример части урока во 2 классе. Работа с таблицей
1. Рассмотрите таблицу. Ответьте на вопросы.
-Какой из дней оказался самым теплым?
-Сколько было облачных дней в апреле?
-Сколько пасмурных дней?
-На сколько пасмурных дней было больше, чем ясных?
Таблица 2
Погода за апрель 2023 года
2.. Решите задачу, сделав необходимые расчеты. Оклад лаборанта на метеостанции – 15.000 руб. Сколько денег заработают два лаборанта за год?
3. Домашнее задание. Провести наблюдения за погодой в течение 10 дней – утром и вечером. По данным своих наблюдений описать погоду. Результаты записать в таблицу.
Дата |
Температура воздуха |
Облачность |
Влажность воздуха |
Осадки |
Ветер |
Давление |
1. |
|
|
|
|
|
|
Ответить на вопросы:
- За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание.
- В какой день была наибольшая/наименьшая температура воздуха за указанный промежуток времени.
- Когда и какой вид осадков наблюдали за указанный промежуток времени.
- Когда наблюдали облачность, ее изменения в течение суток.
- Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.
Итак, работая с табличными данными, дети не только получают нужную информацию, выполняют необходимые математические вычисления, но и в ходе домашнего задания выполняют собственное исследование, которое направлено не только на поиск информацию в различных источниках, работу с текстами, но и оформление результатов исследования.
Большую роль при формировании навыков исследователя играет проектно-исследовательская деятельность. В каждую авторскую программу по предмету «Окружающий мир» заложено проведение экскурсий, элементарных опытов.
Мною разработаны задания, направленные на развитие умения работать в команде или группе, уметь распределять роли, выполнять и фиксировать результаты исследования.
Мои ученики выполняют коллективные и индивидуальные проекты.
Коллективные проекты: «Земля – планета Солнечной системы», «Ландшафт» - 2 класс.
Индивидуальные проекты: «Рельеф», «Круговорот воды в природе».
В процессе выполнения проектных заданий обучающиеся совершенствуют навыки: продуктивного чтения, сбора и анализа информации, проводят исследование и фиксируют полученные результаты, создают макеты, работают в группе, креативно мыслят, проводят необходимые вычисления, знакомятся с экологической и экономической составляющей проекта, проводят презентацию проектов. Данный вид деятельности перекликается с заданиями из PISA.
Все перечисленные навыки способствуют формированию элементов математической, финансовой, естественно – научной, читательской грамотности. Мотивируют к развитию критического мышления, применения знаний в различных ситуациях.
Приведем пример урока на тему: «Осенняя экскурсия в природу» в 4 классе. (учебник Дмитриева Н. Я., Казакова А. Н.)
Цель урока: дать представление о процессе изменения в природе, об объектах живой и неживой природы.
Планируемый результат
Дети учатся:
- наблюдать за природой;
- фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков;
- следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии.
· Проводить простейшие наблюдения для нахождения необходимой информации и проверки гипотез об изменениях в природе.
- Ребята, сегодня мы будем говорить о признаках подготовки растений к зиме? Попробуйте сформулировать ваши предположения. Для того чтобы ваши предположения были разнообразны, у меня есть подсказки – начало предложений для формулирования гипотез.
Работа в группах.
1 группе
Большинство растений_________________________________________________________
|
2 группе
Плоды и семена __________________________________________________________________
|
3 группе
Окраска листьев ________________________________________________________________
|
4 группе
Семена растений ____________________________________________________________
|
Ребята записывают предположения, вставляя слова в предложения. В процессе выдвижения гипотез у детей могут возникнуть споры и возражения, но учителю надо записывать все догадки детей, чтобы усилить проблемность ситуации и стимулировать интерес к изучению возникших вопросов.
- Вы выдвинули много предположений о том, что происходит с растениями осенью, но не все согласны с правильностью некоторых предположений, не все готовы принять их на веру. Как можно проверить выдвинутые гипотезы?
(Изучить, наблюдать)
- Действительно, нам необходимо выяснить или собрать сведения о том, как растения готовятся к зиме. Какой же будет цель нашего исследования?
(Собрать факты и проверить гипотезы)
Исследование в группах
- Для того, чтобы собрать факты, мы сегодня отправляемся в маленькое путешествие – на экскурсию по школьному двору и саду. На экскурсии мы будем учиться собирать факты с помощью наблюдения.
Вводная беседа
Ребята, постойте тихо и послушайте звуки школьного сада.
- Понаблюдайте за состоянием неба.
-Расскажите, какая сегодня погода.
-Сильнее греет солнце, чем несколько дней назад, или слабее?
- Изменился ли по сравнению с началом сентября внешний вид сада и растений школьного двора?
- Какие признаки осени вы наблюдаете? (Изменили окраску листья, облетают листья.)
- Как называется это явление? (Листопад)
Задания группам для наблюдения
Явление |
Что наблюдать (объекты наблюдений) |
Содержание рабочего листа |
Группа №1 Листопад |
1.Дерево (у которого значительная часть листьев опала). 2.Опавшие листья. (Листопаду предшествует изменение окраски листьев.) 3.Погодные условия. Наличие или отсутствие ветра. (При ветре листьев опадает больше, чем в затишье.) |
Рабочий лист № 1 1.Посмотрите на это дерево. Как оно называется?________________________ 2.Зарисуйте, каким образом опали листья с дерева. 3.Посмотрите на опавшие листья. Установите, какой цвет листьев преобладает среди опавшей листвы. Зарисуйте. 4.Подумайте, что предшествует литопаду.___________________________ 5.Посмотрите на листья, которые висят на ветках, и определите, есть ли сейчас ветер.____________________________ 6.Выясните, когда, в какую погоду, в какой момент листья опадают больше всего.______________________________ |
Группа №2 Распространение плодов и семян
|
1.Травянистое растение с плодами и семенами (одуванчик, лопух, подорожник). 2.Кустарник (шиповник, сирень). 3.Деревья (сосна, клен, яблоня, лиственница, береза). (Ветер переносит семена на другое место в землю, где они будут зимовать под снегом. Плоды являются кормом для животных зимой, поэтому семена хорошо защищены. Ягоды – пища для зимующих птиц. Птицы переносят семена на большие расстояния.) |
Рабочий лист № 2 1.Изучите, какие растения находятся на школьном дворе и в саду (травянистые растения, кустарники, деревья), запишите.__________________________ 2.Соберите плоды с растений. Зарисуйте каждый плод. Опишите плод, в котором прячутся семена. 3.Посмотрите внимательно на землю: нет ли там семян? Определите, с каких они растений.___________________________ 4.Подумайте, как они сюда
попали._____________________________ 6.Какое это имеет значение для растений и животных?_____________________________ 7.Сделайте заключение о том, что происходит с плодами и семенами растений осенью._______________________________ |
Группа №3 Сбрасывание листвы. Хвойные деревья
|
1.Хвоя у сосны и лиственницы. 2.Лист клена (березы, яблони). (У хвои маленькая поверхность – испаряется мало влаги. Хвоя покрыта восковым налетом. Зимой у хвои прекращается испарение. Это спасает от замерзания.) |
Рабочий лист № 3 1.Посмотрите на крону клена и сосны. Чем они различаются?_____________________ 2.Подумайте, почему почти все хвойные деревья не сбрасывают хвою на зиму._________________________________ 3.Для ответа на этот вопрос проведите наблюдения. Сравните лист клена и хвоинку сосны. Зарисуйте в натуральную величину лист и хвоинку. Что вы можете сказать о размере хвои?__________________________ 4.Потрите хвоинку. Что вы ощущаете на пальцах?______________________________ 5.Подумайте, откуда влага испаряется быстрее – с листа или хвои._______________ |
|
|
6.Сравните хвою сосны и лиственницы. В чем различия?_________________________ 7.Запишите ответ на вопрос №2___________ |
Группа №4 Зимующие почки
|
1.Ветка лиственных деревьев. 2.Травянистое растение. 3. Зимующие почки. (У травянистых растений в пазухе листьев зеленые почки расположены прямо у земли. В земле остаются корни с почкой, которые зимуют под снегом, а весной из почки разовьется новое травянистое растение.) |
Рабочий лист № 4 1.Рассмотрите ветки лиственных деревьев. Что осталось на месте опавших листьев?_________ Зачем?______________ 2.Найдите травянистое растение (землянику, подорожник). Предположите, где может находиться зимующая почка.____________ 3.Проверьте. Для этого аккуратно выкопайте растение вместе с корнем. Внимательно рассмотрите все его части и найдите зимующую почку._______________________ 4.Сделайтье заключение о том, как приготовились зимовать травянистые растения_____________________________ |
Закончив исследование, ученики приходят в класс для обмена информации и ее анализа.
Обмен информацией и подведение итогов.
Большинство растений _______(увядает).
Плоды и семена _________ (зреют).
Окраска листьев _______ (изменяется).
Семена растений ________ (разносятся, сохраняются в плодах).
Домашнее задание: С помощью рабочих листов оформите результаты экскурсии в альбоме для рисования. Подготовьте рассказ по теме: «Мое любимое дерево».
Вывод: формирование элементов функциональной грамотности закладывается с 1 класса обучения. Постепенное усложнение грамотно выбранных заданий не вызывает у младшего школьника ситуации неуспеха. В сочетании с технологиями открытого образования, используя поисковые формы работы обучающие быстро осваивают необходимые навыки.
2.3. Формы и методы диагностики сформированности элементов функциональной грамотности у обучающихся начальной школы в ходе изучения предмета «Окружающий мир»
Сформированность элементов функциональной грамотности: понимание текста, выполнение исследования и оформление его результатов, выполнение математических вычислений, согласно возрасту, я отслеживала по комплексной письменной работе 1 – 4 классы О.Б. Логиновой, С. Г. Яковлевой. В графике представлены результаты 2019/2020 уч.г. и 2021/2022 уч. г.
По результатам комплексной письменной работы О.Б. Логиновой, С. Г. Яковлевой, выполнение группового проекта – умение работать в группах (4 класс) (2021/2022 уч.г) видно, что обучающиеся полностью приняли цель групповой работы, показали эффективность коммуникации, но затруднение вызвало распределение ролей в группе.
Владение компьютером под контролем взрослых отслеживала на образовательном портале Учи.ру при выполнении олимпиад и диагностики функциональной грамотности во 2 и 4 классах (2019/2020 уч.г и 2021/2022 уч. г).
В итоге сравнила результаты ВПР по окружающему миру своего - 4 «А» класса и 4 «Б» класса, так как дети по итогам педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению в начальных классах (Школьный старт Т. В. Беглова, М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая) имели примерно одинаковую стартовую готовность в 1 классе.
ВПР в 4 классе по окружающему миру в 2022 г. выполнял 31 обучающийся (83% уч.). Максимальный балл, который можно получить за всю работу-32 б. Максимальный балл набрали-0 чел. Наилучший результат 31 б – 5 обучающихся. Минимальный балл -18 б. - 2 обучающихся. Средний балл -26 б.
Класс |
Кол-во уч-ся |
Выполнили на: |
% успеваемости |
% качества знаний |
|||
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
||||
4-А |
17 |
11 чел.- 64, 7% |
6 чел.- 35, 3% |
0 чел.- 0% |
0 |
100% |
100% |
4-Б |
14 |
4 чел.- 28, 5% |
8 чел.- 57, 1% |
2 чел.- 14, 2% |
0 |
100% |
85,7% |
Итоги проверочной работы:
На основании таблицы можно сделать вывод: проверочная работа в 4-х классах показала, что обучающиеся 4 «А» класса имеют более высокий % качества обучения по окружающему миру, чем обучающиеся 4 «Б» класса. Следовательно, моя работа оказалась эффективной.
Заключение
В настоящее время ученики сталкиваются с большим объёмом информации. Поэтому такая систематическая работа помогает им разбираться в инструкциях, планировать свою деятельность, выделять главную мысль из большого объёма информации, уметь выразить собственное мнение.
Использование разнообразных приѐмов обучения на уроках создаѐт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Всѐ это способствует формированию функциональной грамотности школьников.
С исследовательскими работами в 4 классе выступили на разных уровнях из 18 учеников – 9.
Я считаю, что цель методической разработки: формирование элементов функциональной грамотности у обучающихся начальной школы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» достигнута.
Описан пятилетний опыт организации учебной деятельности по формированию элементов функциональной грамотности в ходе изучения материала предмета «Окружающий мир». Приведены примеры разработанных мною интегрированных заданий, упражнений, конспектов занятий, охватывающих материал, изучаемый в 1-4 классах.
Считаю, что предложенная мною система работы по формированию элементов функциональной грамотности приносит положительные результаты.
Список использованных источников и ресурсов
1. Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. – «КАРО», 2019. – 130 с
2. Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской грамотности младших школьников // Начальное образование. – 2017. – № 3. – С. 3-7.
3. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.
4. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов; под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. – С. 22-25.
5. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – М.: Изд-во МПСИ, 2013. – 174с.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100.
7. Серых Л.В., Пульная С.А., Терехова С.Е., Белова О.В. Формирование функциональной
грамотности на уроках в начальной школе: актуальный региональный опыт: сборник методических материалов: часть 2. – Белгород: ОГАОУ ДПО БелИРО, 2020. – 472 с.
8. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
9. PIRLS [Электронный ресурс] (Международное исследование качества чтения и понимания текста). URL: https://fioco.ru/pirls (дата обращения: 16.09.2023).
10. PISA [Электронный ресурс] (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). URL: https://fioco.ru/PISA (дата обращения: 16.09.2023).
11. TIMSS [Электронный ресурс] (Международное исследование качества математического и естественно-научного образования). URL: https://fioco.ru/timss (дата обращения: 16.09.2023).
Приложение
Упражнения по предмету «Окружающий мир» для формирования функциональной грамотности у учащихся 1-4 классов
Выполни задание. Двое учеников второго класса живут в одном доме, но ходят в школу разными маршрутами. (На рисунке 1 см соответствует 100 м)
Изобразите маршрут Коли: от подъезда 100 м на юг, 600 м на запад и 200 м на север.
Другим цветом изобразите маршрут Максима: от подъезда дома он идет 200 м на север, 600 м на запад и 100 м на юг.
Назовите направления маршрутов Коли и Максима, по которым они будут возвращаться из школы домой.
-Сколько метров до школы пройдет каждый школьник?
Логически-поисковые упражнения.
1. Найди «лишнее» слово из списка, дай объяснение выбору (устно).
– Юпитер, Земля, Луна, Венера;
– голубь, воробей, кот, синица;
– уши, язык, глаза, сердце.
– шквал, землетрясение, ураган, тайфун, смерч;
– судак, треска, щука, лещ;
– ядро, цитоплазма, клетка, оболочка.
2. Распредели известные вам природные явления на две группы: туман, айсберг, роса, дождь, снег.
3. Упражнения на группировку и систематизацию знаний (обобщить несколько слов одним понятием или термином):
– раздели животных на группы, объясни принцип деления: корова, волк, лиса, собака, медведь, овца;
– раздели географические названия на группы, объясни принцип деления: Москва, Рыбинск, Волга, Которосль, Черемуха, Тутаев, Шексна, Мышкин.
– носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие – это…
4. Упражнения на нахождение закономерности:
– долгая зима, низкие температуры, вечная мерзлота – какими растениями богата тундра?
– построение пищевых цепочек;
– анализ таблиц, схем, графиков.
5. Найди соответствие:
Африка орган слуха
ухо материк
луг млекопитающее
медведь природное сообщество
Упражнение «Составь паспорт по плану» можно проводить:
Этот прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану может быть использован для создания характеристик растения, животных, полезных ископаемых, природных зон, систем организма.
Описание по плану растения |
Описание по плану животного |
Описание полезного ископаемого |
1.Название 2.Место расположения. 3.Дерево, кустарник или травянистое растение. 4.Части растения. 5.Описание листьев, цветков и плодов. 6.Способ размножения. 7.Культурное или дикорастущее растение. 8.Польза для человека. |
1.Кто это? 2.Чем покрыто тело? 3.Из чего состоит тело? 4.Как передвигается? 5.Чем питается? 6.Какую пользу приносит человеку? 7.Где живет? |
1.Название. 2.Условное обозначение на карте. 3.Основные свойства: -цвет, -твердое или жидкое, -прозрачное или непрозрачное, -плотное или рыхлое. 4. Места и способы добычи 5.Применение. |
По теме «Природные зоны России» (4 класс)
Название природной зоны |
Расположение |
Тип климата |
Растительность |
Животные |
Занятия населения |
Лесная зона |
К югу от зоны тундры |
Лето теплое, зима короче и мягче, чем в тундре |
Ель, сосна, липа, береза, осина, брусника, черника, ромашка, колокольчик и др. |
Иволга, волк, кукушка, медведь, лиса, лось, рысь |
Охота, лесозаготовки, земледелие, животноводство, добыча полезных ископаемых, изготовление изделий на заводах и фабриках |
- Выполни задания:
1.Подпиши название природной зоны на контурной карте.
2. Узнай, кто тяжелее и на сколько: лось или медведь?
Лось - самый крупный олень нашей фауны. В высоту он достигает почти 2,5 м, в длину 3 м, а весит приблизительно 650 кг. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лось вообще любит воду. Он превосходно плавает и легко преодолевает большие реки. Летом, когда сохатому особенно досаждают комары, мошки, слепни и оводы, он спасается от них в воде, проводя там иногда всё свободное от кормёжки время. |
Медведи - мохнатые тяжеловесы среди животных. Бурый медведь в расцвете сил достигает высоты 3 м и весит целых 700 кг. Заметив что-нибудь подозрительное, медведь поднимается на задние лапы и вытягивается во весь рост, а иногда и делает в таком положении несколько шагов. Кроме того, медведь умеет драться передними лапами, захватывать и переносить различные предметы, как это делает человек, а ещё оплёвывать врага. Сила у этого лесного богатыря такая, что нет ему равных среди лесных обитателей. Недаром его прозвали «хозяином леса». Медведь всеяден. Он охотно ест свежую траву, с удовольствием лакомится грибами, смородиной, малиной, брусникой, в Сибири важную роль в питании медведей играют кедровые орешки. Медведь - большой охотник до мёда. Деликатесом для него являются муравьи и их личинки. Охотно кормится он рыбой, мясом, ягодами. |
«Солнечная система» (3 класс).
– Изучи сведения о планетах Солнечной системы, пользуясь учебником и таблицей, приведённой ниже.
Название планеты |
Расстояние от Солнца |
Диаметр экватора планеты |
Температура на поверхности планет |
Меркурий |
|
4879 км |
От +350°C до - 170°C |
Венера |
|
12104 км |
- 462 °C |
Марс |
|
6792 км |
- 63 °C |
Земля |
|
12756 км |
– 14°C |
Юпитер |
|
142964 км |
- 145°С |
Сатурн |
|
120536 км |
–160℃ |
Нептун |
|
49528 км |
−220 °C. |
Уран |
|
51118 км |
−224°C |
– Выполни задания:
1. Подпиши название планет на схеме.
2. Отметь верные высказывания:
Земля расположена от Солнца дальше, чем Юпитер.
Сатурн расположен от Солнца дальше, чем Юпитер.
Венера расположена ближе всех к Солнцу.
Уран находится между Сатурном и Нептуном.
Марс – пятая планета от Солнца.
3. Пользуясь схемой расположения планет Солнечной системы, допиши высказывания, чтобы они были верными:
Земля расположена между ___________ и _________________.
Марс расположен дальше от Солнца, чем _________________.
Между Венерой и Марсом расположена ___________________.
По величине ____________ – самая большая из планет.
4. Пользуясь различными источниками информации, заполни недостающие столбики таблицы и узнай, почему на планете Земля возможна жизнь.
5. Используя данные таблицы, составь верные и неверные высказывания о планетах Солнечной системы.
3. Работа с диаграммами и графиками
Другим доступным для учащихся средством графического изображения данных являются диаграммы, дающие обобщающую картину взаимосвязей и способствующие выявлению закономерностей. К рассмотрению диаграмм целесообразно перейти после того, как у младших школьников выработаны навыки работы с таблицами. Работа с диаграммами позволяет учащимся наглядно рассмотреть понятие «части» и «целого» – визуально представить и понять то, что зачастую кажется неочевидным. Наглядность – необходимый элемент в изучении любого предмета.
Для анализа динамики явлений удобно использовать различного вида графики: на одном чертеже наносят несколько таких графиков и производят их сравнение. По графикам легко видеть не только то, насколько возрос тот или иной показатель, но и как это изменение связано со временем, за которое данное изменение произошло. Поэтому такие графики по праву можно считать содержательным компонентом формирования первоначальных представлений о случайных явлениях и процессах. Как изменяется температура в течение года и можно ли ее предсказывать? Какие растения растут быстрее? Дети смогут самостоятельно пробовать отвечать на свои вопросы, составляя графики.
Упражнение «Исследование в форме наблюдения»
Провести наблюдения за погодой в течение 10 дней – утром и вечером. По данным своих наблюдений описать погоду. Результаты записать в таблицу.
Дата |
Температура воздуха |
Облачность |
Влажность воздуха |
Осадки |
Ветер |
Давление |
2. |
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
Ответить на вопросы:
- За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание.
- В какой день была наибольшая/наименьшая температура воздуха за указанный промежуток времени.
- Когда и какой вид осадков наблюдали за указанный промежуток времени.
- Когда наблюдали облачность, ее изменения в течение суток.
- Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.
4. Работа с картами и планами
В современном мире значительно повысилась востребованность географических знаний при решении экологических и социально-экономических задач как в масштабах страны, так и в повседневной жизни. Дисциплина «Окружающий мир» в начальной школе – основа, на которой строятся географические познания обучающихся старшей ступени. Использование географических карт и планов, информации, сконцентрированной на карте, – одна из главных возможностей этой дисциплины. Изучение конкретной географической темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географических особенностей изучаемых объектов и явлений.
Учащиеся знакомятся со множеством понятий, которые пригодятся им в будущем, а также учатся самостоятельно читать различные знаки, символы и условные обозначения, которые помогают наглядно и быстро предоставлять информацию. Карты и планы – одни из новых видов предоставления информации для детей, следовательно, необходимо уделить особое внимание формированию умений по их чтению и изучению.
Рубрика «Поработай с картой»
Перед тобой карта Ярославской области. Определи объекты, отмеченные стрелочками. Подпиши названия.
1___________________________________________________
2____________________________________________________
3____________________________________________________
5. Работа с источниками информации
Задание "Сколько значений у
предмета". Детям
предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо
известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная
коробка и многое другое. Задание – найти как можно больше вариантов
нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. Поощряются
самые оригинальные, неожиданные ответы, и чем их больше, тем лучше. В ходе
выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры
креативности, обычно фиксируемые при ее оценке: продуктивность, оригинальность,
гибкость мышления и др. Ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные
стороны.
Задание "Наблюдение как способ
выявления проблемы". Хорошим
заданием для развития умений наблюдать может стать предложение рассмотреть
какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например,
осенние листья (деревья, яблоки и др.). Листья можно взять в руки и внимательно
исследовать. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму различных
листьев, назвать основные цвета, в которые они окрашены. Можно поговорить о
том, где они растут и почему осенью меняют цвет и опадают с деревьев.
6. Упорядочивание информаци
Игра "Четвертый лишний". Перед ребенком в произвольном порядке кладут
четыре картинки, например, с изображением шкафа, стула, стола и платья. Чтобы
правильно определить лишний предмет (платье), он должен выделить мебель как
группу и понять, что платье к данной группе не относится, потому что это
одежда. Но ребенок может рассуждать и иначе: "Платье надо повесить в шкаф,
а для этого надо встать на стул. А стол тут лишний". Поэтому, когда
ребенок ошибается, надо терпеливо выяснить, почему он исключил именно эту
картинку, а не говорить сразу, что он ошибся. И только после этого объяснить
принцип выделения лишнего, основанный на классификации.
Игра "Что здесь изображено?" На листе бумаги (или мелом на классной доске)
нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не
изображающие ничего конкретного. Учитель может предложить детям рассмотреть их
и ответить на вопрос: "Что здесь изображено?". Педагогу необходимо
фиксировать ответы, для этого можно просто проговаривать их вслух или записывать
на доске. При правильной организации игры ответов будет много. Отмечая
неожиданные, оригинальные и интересные ответы, следует хвалить детей, это
придаст им уверенности, поможет в дальнейшем смелее высказывать самые разные
идеи. Когда ответов накопится много, нужно подвести итог, задать детям вопрос:
"Кто же был прав?". Учителю следует помочь детям прийти к заключению,
что каждый ответ можно считать правильным – "правы были все, но каждый
по-своему".
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть
вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но
гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не
менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует
от него однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой
жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать
однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно
невозможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы,
предполагающие неоднозначные ответы
Можно применять при изучении любой темы.
Приём «Кубик» – создает на уроке целостное (многогранное)
представление об изучаемом материале;
Суть данного приема. Из плотной бумаги
склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или
другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем
отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из
чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как
это применяется?)
6. Приведи "за" и "против"
(Поддержи или опровергни это)
Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик
над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа
осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на
свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.
Представляю часть урока в 1 классе
СЛАЙД Тема урока: «Земля рассказывает о себе»
Откройте учебник на 78 странице. Прочитайте тему урока. Рассмотрим, как археологи оживляют память Земли.
Работаем с карандашом
«V» – уже знал
«+» – новое
«–» – думал иначе
«?» – не понял, есть вопросы
– Давайте изобразим в виде кластера, что может рассказать нам земля.
Кластер
(СКЕЛЕТ РЫБЫ)
- Вы будете работать в группах.
-Задание для работы в группе: прочитать текст на стр.78 и составить по нему вопросы, используя опорные слова.
-На доске опорные слова для составления вопросов.
Кто? Что? Согласны ли вы...? Верно ли...? Почему? В чём различие? Как?
Что могут обнаружить археологи на раскопах? Зачем учёные это делают?
Слайд Последний день Помпеи
Какое отношение имеет к теме урока?
Извержение вулкана произошло около двух тысяч лет назад. В Италии, недалеко от города Помпеи, находится гора Везувий. Однажды гора «проснулась» и огромные столбы пепла, раскалённая лава обрушились на Помпеи. Город был погребён под толщей пепла и лавы вместе с людьми, животными, предметами, которыми пользовались люди. За многие годы пепел и лава превратились в камень. Археологам пришлось много потрудиться, чтобы раскопать этот слой земли. Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей: некоторые были засыпаны землей специально древними людьми, другие были засыпаны извержениями вулканов, смыты во время наводнений.
В Индонезии из-за извержения вулкана Сопутан был закрыт международный аэропорт
После извержения вулкана Суфриер-Хиллс, начавшегося в 1995-м году, постепенно, высота его лавового купола выросла до 930 метров
В связи с непрекращающимся извержением, которое превращалось в пирокластический поток и покрывало густым слоем грязи близлежащие поселения, к 1997-му году город Плимут стал окончательно покинутым.
Проведение опыта «Извергающийся вулкан»
Необходимый инвентарь:
Вулкан:
- Конус слепить из пластилина.
- Сода, 1 ложка
Лава:
1. Уксус (на дне стакана)
2. Красная краска, капля
3. Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился
Ход опыта:
1.Сначала вылепим из пластилина вулкан, примерно 7 см в высоту. Вулкан помещаем на большой поднос, чтобы лава не растеклась по столу. В жерло засыпаем соду.
2. Готовим «лаву» - смешиваем все компоненты в стакане (уксус, краску и моющее средство). Теперь самое интересное – извержение вулкана!
3. Вливать лаву лучше порциями, так сказать дозировать извержения вулкана. Из трети стакана может получиться 5-6 извержений. Внимание! Уксус должен потихоньку вливаться в вулкан и не попасть на руки (тело).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.