ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ СПО
Ключевые слова: ФГОС, СПО, образование, педагогические технологии, проект, формы и методы…
Аннотация: В данной статье рассматриваются педагогические технологии применяемые на уроках информатики в СПО, такие как интерактивное обучение, личностно-ориентированное обучение, информационные и компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, дистанционное обучение.
Федеральный государственный образовательный стандарт СПО направлен на подготовку конкурентноспособного специалиста с высоким уровнем профессионализма и компетентности, интеллектуально и творчески развитым, включающий определенный уровень знаний, умений, навыков и готовым работать в условиях рынка.
Наше время - это время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Одной из целей ФГОС является развитие личности обучающегося. И перед нами, преподавателями информатики, встал вопрос, как повысить эффективность обучения студентов.
И поэтому в своей профессиональной деятельности мы ищем пути для того, чтобы развить в студентах активную, смелую, решительную личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. Все это достигается с помощью применения педагогических и информационно-коммуникационных технологий в обучении дисциплины информатика.
Мы на уроках информатики используем основные методы интерактивного обучения: мозговой штурм, кейс-метод ролевую игру, метод проектов и др. Практикуем задания различного уровня, стараемся применять нетрадиционные формы обучения, используем компьютерные сети (глобальные и локальные) при тестировании, получении заданий на практических уроках, сборе информации при работе группами над проектами, участие в онлайн конкурсах, викторинах и олимпиадах.
Применение ИКТ на уроках стимулирует интерес и любознательность студентов, повышает интерес к изучению дисциплины информатика. Урок проводим с использованием демонстрации видеосюжетов, иллюстративных фрагментов, собственными поурочными презентациями к изучаемым темам. Мы применяем программу MyTest для проверки контроля знаний обучающихся по изучаемым разделам курса, что позволяет за короткое время получить объективную оценку уровня усвоения знаний дисциплины.
Использование педагогических технологий в учебном процессе становиться одним из приоритетных направлений организации образовательного процесса в СПО, и в частности в работе преподавателя информатики, повышая тем самым его эффективность и улучшая качество знаний студентов.
Если рассматривать наш опыт внедрения педагогических технологий в обучения дисциплины информатика, на своих занятиях мы используем технологии и методики личностно-ориентированного обучения, что выражается в следующих действиях:
· на занятиях происходит обучение целеполаганию и планированию собственной деятельности;
· деятельность студентов ориентирована на развитие интеллектуальных умений, формирование учебной деятельности, а не на передачу учебной информации;
· создаются условия для повышения степени самостоятельности в учебной деятельности, реализуется стратегия сотрудничества, сочетаются фронтальная работа с группой в целом и групповые формы работы;
· используется дидактический материал, позволяющий студентам выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебных заданий;
· у каждого учащегося создаётся атмосфера заинтересованности в результатах учебного труда.
Студенты реализуют личностно- ориентированный подход в обучении, это характеризуется устойчивым интересом к дисциплине информатика. Они умеют осознанно планировать свою деятельность. Обучающиеся имеют высокий уровень познавательной мотивации и активности, о чём свидетельствует их участие в проектной деятельности творческих конкурсах муниципального, регионального, федерального уровней.[1, c.83]
При изучении дисциплины информатика, мы активно применяем проектную деятельность, которая включает комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дает возможность студентам проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Кроме того, проектная деятельность обеспечивает эффективную реализацию целей обучения, а именно: формирование коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять общение. Применение проектной методики повышает интерес студентов к изучению информатики, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению дисциплины.
Внедряя в практику работы проектную методику, студенты совершенствуют речь, расширяют кругозор, развивают коммуникативные навыки. Каждый обучающийся учится высказывать и отстаивать свое мнение и приводить убедительные аргументы.[2, c.112]
Так же практикуем применение дистанционных образовательных технологий, для работы со слабоуспевающими и пропустившими занятия по болезни студентами, а именно:
для студентов очного и заочного отделения в преподавании Информатики:
-на образовательных порталах http://www.intuit.ru/, http://www.zavuch.info , http://www.profobrazovanie.org/t3028-topic, http://www.infourok.ru/ (размещены методические пособия по выполнению практических работ, курс лекций);
-на сайте образовательного учреждения «ЭКПТ» http://www.ekpt64.ucoz.ru.
- консультирование студентов при выполнении контрольных работ посредством электронной почты zdanova.anna86@mail.ru (отдельная почта для студентов и родителей группы классного руководства), видеосвязи по Skype и т.п. [1, c. 343]
Мы используем на уроках информатики здоровьесберегающие технологии по классификации Н.К. Смирнова, согласно которым обеспечиваются:
- рациональная организация учебного процесса с учетом возрастных, индивидуальных особенностей;
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота, проветривание кабинета и т.д.);
- рациональное применение технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами;
- наличие эмоционально-смысловых разрядок на уроке;
Кроме того, преподаватель:
- строго дозирует учебную нагрузку;
- строит урок с учётом динамичности обучающихся, их работоспособности;
В своей работе мы используем различные методы обучения, которые чередуются через каждые 10 - 15 минут. Место и длительность использования технических средств обучения соответствует гигиеническим нормам. Мы следим за осанкой студентов, регулярно проводим физкультминутки.
Так же в своей работы мы используем игровые технологии, которые мотивируют студентов к изучению дисциплины информатика.
Дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников.
В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления.
Дидактическая игра может носить репродуктивный и творческий характер, тогда считаем целесообразным, выделить два вида таких игр: игровая ситуация, когда студента увлекает форма задания и когда студента увлекает содержание задания.
В процессе игры у студентов вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, студенты не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Применение занимательных задач на уроках и внеурочной деятельности развивает творческие способности студентов, повышает мотивацию учащихся, студенты с удовольствием работают на уроках, готовятся к урокам и различным конкурсам, принимают в них участие и показывают неплохие результаты. [3, c.188]
Пример и успехи одних стимулируют активность других, изменяются коммуникативные отношения, творчество сплотило студентов и преподавателя, способствует росту творческой активности не только во время уроков, но и во внеурочное время.
Результаты свидетельствуют и о том, что эффективность развития творческой активности зависит не только от внутренней мотивации (со стороны учащихся), но и от стимулирования этой мотивации извне (со стороны преподавателя).
Заключение
Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять ИКТ, педагогические и нетрадиционные образовательные технологии.
Подводя результаты работы, можно сделать следующие выводы, что применение ИКТ, педагогических технологий на уроках информатики может сделать занятие содержательным и практически значимым для студентов.
Так как будущее студентов формируется в системе СПО. Наши обучающиеся должны быть готовыми успешно влиться в общество, стать свободной, творческой, ответственной, востребованной, информационно грамотной и культурной личностью, способной к самоутверждению, самореализации – это направление нашей профессиональной деятельности на будущее. Стараться уметь видеть, слышать и чувствовать внутреннее состояние каждого обучающегося, создавать ситуацию успеха, поощрять даже самый маленький интерес студента и результат будет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ЗайцевВ.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-хкнигах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 411с.
2. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование: Учебно- практическое пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. – 124 с.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – Москва: Бином.Лаборатория знаний, 2005.
4. Зубрилин А.А., Яшина О.В. Игра как метод обучения при решении задач на уроках информатики. // Информатика и образование. 2000. № 1. С. 69–72.
5. http://rebuses.ru/ – Теория возникновения ребусов, типология ребусов, примеры ребусов.
6. http://pomozgui.ru/ – Головоломки, логические игры.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.