Методическая разработка " Развитие творческого потенциала детей в начальной школе"
Оценка 4.8

Методическая разработка " Развитие творческого потенциала детей в начальной школе"

Оценка 4.8
Мероприятия +1
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
26.06.2022
Методическая разработка " Развитие творческого потенциала детей в начальной школе"
Ивко Е.А..docx

«Развитие творческого потенциала младшего школьник

                  в учебной деятельности»

.

Cодержание                                                 

                                                                                                                    стр.                 

 

Введение ………………………………………………………...............        3

Глава 1. Теоритические основы развития творческого потенциала  младшего школьника в учебной деятельности………………………………..6

1.1  Анализ психолого-педагогических основ развития творческого

потенциала младших  школьников.............................................................6

1.2  Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала младших школьников..........................................................................................10

Глава 2. Практика развития творческого потенциала  младшего

 школьника в учебной деятельности…………………………………….15

2.1 Педагогические  средства, приемы, педагогические компоненты развития творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности...................................................................................................15

2.2  Упражнения на развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности на уроках литературного чтения, математики и окружающего мира............................................................     18

Заключение…………………………………………………………………….39

Список литературы……………………………………………………………40

 

Введение

Мир постоянно меняется. Изменяется и общество. Стране нужны люди творческие, креативные, умеющие мыслить позитивно, готовые отстаивать свои позиции и позиции своей страны. 

Ключевые качества личности, которые в ФГОС определяются как образовательные результаты школьного образования, могут быть обобщены в одно общее определение ‑ «творческий потенциал». Не секрет, что творческие личности во все эпохи формировали материальные и духовные ценности. Потому сейчас перед образовательными учреждениями стоит задача обучения и развития творческого потенциала личности, начиная с начальной школы.

Каждый педагог знает, все дети имеют разные  задатки творчества. Перед учителем начальных классов стоит задача   помочь раскрыть индивидуальные  творческие  возможности личности младших школьников. Творческая активность принуждает школьников узнавать находящийся вокруг мир, выискать заключение в необычных обстановках. Поэтому учителя обязаны  изучать  передовые педагогические технологии в целях наиболее действенного обучения и развития личности,  усвоения компьютерной техники, создания целостной научной картины мира, возможности к жизненному самоопределению младших школьников.

      Учитель должен уметь определять степень развития творчества у детей, применять инновационные организационные формы, пути формирования творческой личности, а затем выстроить свой алгоритм работы над тем, как и что в процессе обучения поможет максимально  сформировывать творческую личность.

Постановка проблемы и анализ причин и последствий её осуществления

     Современная школа стремительно меняется не только по насыщенности  и содержанию современного оборудования и средств обучения. В арсенале сегодняшнего педагога имеется множество приемов и методов обучения. Но не смотря на это, в педагогической практике возникает ряд противоречий:

·между традиционными методами и приемами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;

·между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями, навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития;

·между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению;

· есть опыт, наработки, знания, но нет инструмента, позволяющий систематизировать работу педагога .

     Из этих противоречий возникла проблема  работы, которая заключалась в поиске ответа на вопросы: «Какие педагогические условия являются необходимыми и достаточными для развития творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности?»

      Этим и обоснована актуальность избранной темы: «Развитие творческого потенциала  младшего школьника в учебной деятельности».

Объект исследования: творческий потенциал  младшего школьника

Предмет исследования: упражнения по развитию творческого потенциала  младшего школьника в учебной деятельности

Цель исследования: разработка комплекса упражнений по развитию творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности

Задачи:

1.  Определить термины «творчество» и «творческий потенциал»

2. Изучить  и поанализировать научную психолого –педагогическую и методическую литературу по развитию творческого потенциала  младшего школьника в учебной деятельности.

3.                     Проанализировать практику формирования развития творческого потенциала  младшего школьника в учебной деятельности

4.                     Разработать комплекс упражнений по развитию творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности

Методологическую базу исследования составили труды: А. Маслоу, Т. Андерсона, В. Андреева, В. Библера, А. Брушлинского, С. Гольдентрихта, О. Матюшкина, Я. Пономарева и др.. Психолого-педагогические исследования Д. Богоявленскаой, Л. Выготского, А. Жуганова,  В. Краевского, Ю. Кулюткина, М. Лазарева, В. Лозоваой, Р. Низамова, А. Петровского, В. Смагина, О. Сущенко, П. Шевченко и др.

Методы исследования: определение понятий, изучение и анализ литературы, обобщение.

Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы учителями в практической деятельности для

Работа состоит из: введения,  1 и 2 глав, заключения.

 

I  ГЛАВА

Теоритические основы развития творческого потенциала  младшего школьника в учебной деятельности

1.1 Анализ психолого-педагогических основ развития творческого потенциала младших  школьников

Проблемой развития творческого потенциала учащихся заняты представители самых разных областей научного познания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и остальных. Это  с непрерывно вырастающими нуждами современного сообщества в функциональных персонах, способных выискать высококачественные решения в множественности выбора, неизменного совершенствования скопленных социумом познаний, это как «в наши дни способность и творческая одаренность стают задатком»[1;с.87].

Что такое творческие способности?

Философы определяют творчество как, «умственная и практическая активность, итогом которой является творение уникальных, неподражаемых ценностей, обнаружение новейших фактов, необыкновенностей, закономерностей».

Психологи рассматривает творчество как высочайшую степень логического мышления, которая является толчком к деловитости, «результатом которой имеется сделанные материальные и духовные ценности» [2;с.134].

Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими научными работниками. Результатом их многолетних исследований стали выводы, что творчество не является особым дарением для избранных, а творческое мышление начинает работать у любого нормального человека, если сама жизнь, практика наталкивают ее на какие-то трудности, преграды, которые выступают в виде более или менее сложных задач.

Психолого-педагогические исследования (Д. Богоявленская, Л. Выготский, А. Жуганов, В. Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю. Кулюткин, М. Лазарев, В. Лозовая, Р. Низамов, А. Петровский, В. Смагин, О. Сущенко, П. Шевченко и др.) дают нам основание считать:  определяющим качеством творческой личности является ее творческая активность, в которой отображены новые глубокие образования в структуре личности (творческие потребности, мотивы).  И находят свое выражение качественные изменения в деятельности, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной.

В учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка.

Л.А. Даринская определяет «творческий потенциал» как сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности  [3;с.33].

С точки зрения Ю.Н. Кулюткина творческий потенциал личности, определяющий эффективность ее деятельности в изменяющемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностно-смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их. Имеются основания полагать, что такая база (такой потенциал развития) есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития.

Т.Г. Браже определяет творческий потенциал как сумму системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, нестереотипности и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности. И развитие творческого потенциала в целом состоит в нахождении способов развития каждого из компонентов и путей их взаимосвязей.

Творчество – это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазию, мечтательность.

Заслуживает интереса взор на творчество передовых учителей-практиков (В. Сухомлинский, А. Захарченко, В. Шаталов, Ш. Амонашвили, В. Иржавцева и др.) В. Сухомлинский определял творчество как особую сферу духовной жизни, самоутверждения, когда развертывается оригинальность и особенность всякого малыша. А. Захарченко разглядывает творчество младших школьников как особую доброкачественную и сразу общественную сферу, так как итоги её конкретно обращены к личности учащегося, оказывают воздействие на интерес действием знания, обучению потребности заниматься, больших нравственных свойств.

Творчество - это розыск, раскрывающий человеку ещё не знаменитое, способствующий расширению пределов знания. Продукт творчества непременно оригинален, индивидуален. Важен и тот факт, что составляющие творчества разрешено повстречать в хоть какой человечной деловитости, в том числе и при исследовании различных образовательных дисциплин.

В будничной жизни творчеством традиционно именуют, во-первых, активность в области художества, во-вторых, проектирование, образование, реализацию новейших проектов, в-третьих, научное знание, образование интеллекта, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения появившейся задачки уже популярными методами, проявляющееся как фантазия, являющееся условием мастерства и инициативы.

«Творческой мы называем каждую деятельность, которая создает что-то новое. Утверждая, что творчество необходимое условие существования, и все вокруг обязано своим происхождением творческому процессу человека» такова позиция известного психолога Л. Выготский по вопросам творчества.

В. Леви так охарактеризовал ступени творчества «В собственных трудах, где-то в себе он раскрывает новейший, наиболее расчудесный мир. А дальше нужно отыскать себя в сообществе, себя в человеке, себя в мире» [4;с.88-89]..

Раздумывать творчески человек начинает ещё в ребяческом возрасте, так как любая ситуация для малыша была новейшей и требовала новейшего (творческого) подхода, решения. Малыш делает любой день массу дел: маленьких и огромных, обычных и трудных. И любое дело - задачка, то наиболее, то наименее тяжелая. При решении задач проистекает документ творчества, располагаться новейший путь либо формируется что-то новое. Вот здесь-то и требуются особенные свойства разума, такие как внимательность, знание сравнивать и разбирать, выискать связи и зависимости - все то, что в совокупности и сочиняет творческие возможности.

Наивысшими потребностями творческой личности А. Маслоу считает:

- любопытность;

- необходимость в осмыслении окружающего;

- эстетическая потребность в красоте;

- симметрии;

- порядок и простота [5;с.54].

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной развитию творческих способностей личности, дает возможность выделить некоторые рекомендации для стимулирования творчества:

- предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения;

- воздерживаться от оценок;

- учить детей замечать противоречия;

- помогать детям, видеть аналогии;

- учить детей быть настойчивыми в достижении необходимой информации;

- преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь;

- доверяться догадке, интуиции;

- воспринимать новшества и изменения, не противиться им;

- развивать потребность в учении и самообразовании;

- одним из условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которое пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении.

Важным приемом и условием развития креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, принять нестандартную ситуацию. «Удивление – это начало творческого отношения к миру»

1.2 Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала младших школьников

Для развития творческого потенциала необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности. Творческий потенциал представляет собой сложное понятие, которое включает в себя компоненты, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности “творческий потенциал” представляет собой “творческие способности” личности в конкретном виде деятельности. Сам термин “творческий потенциал” часто может употребляться как синоним “творческая личность”, “одаренная личность”. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях. Так, концепция Л.С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на «комбинирующей» способности мозга. Отсюда продукты творческой деятельности выступают как кристаллизованное  воображение.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация образовательной  деятельности.

Развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

 «Творческая личность - это личность способная проникать в суть идеи и внедрять их вопреки всем преградам до получения практического результата». Именно это имел в виду Т. Эдиссон [6;с.389].

Главной деятельностью, которая гарантирует создание психических параметров и свойств малыша школьного возраста, является учебная, познавательная активность. Формирование малыша проистекает лишь в деятельности. Лишь своими силами  изучая эксперимент и познания, скопленные населением земли, малыш развивает свои интеллектуальные и остальные возможности.

Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы.

Развитие творческого потенциала в целом состоит в нахождении способов развития каждого из компонентов и путей их взаимосвязей.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие виды творческой деятельности:

Познание «…образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания»;

Преображение - творческая активность учащихся, являющаяся обобщением опорных познаний, служащих развивающим истоком для получения новейших учебных и особых познаний;

Творение - творческая активность, предполагающая проектирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;

Творческое использование познаний - активность учащихся, предполагающая внесение воспитанником своей идеи при использовании познаний на практике [7;с.103].

Следовательно, обеспечить достижение результатов, заложенных в образовательном стандарте, можно развивая творческий потенциал учащихся через следующие направления психолого-педагогической работы:

1.                     Создание условий для самореализации учащихся предполагает:

ü     создание развивающей творческой среды как особого способа организации взаимодействия всех субъектов процесса самореализации, сочетающей традиционные и развивающие методы обучения и самореализации ребенка;

ü     обеспечение свободы в выборе творческой деятельности на основе собственных интересов, ценностей и целей;

ü     рефлексивная направленность педагогического процесса, включающая рефлексивную деятельность, как психолога, учителя, так и ученика, основанную на выработке собственного мировоззрения, реализации своего собственного способа жизни и ответственности за свою субъективность;

ü     формирование положительного образа «Я». Основная цель развития положительной «Я» концепции помочь учащемуся самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения.

2.                     Развитие творческой активности посредством:

ü     обучения учащихся умениям самостоятельной деятельности: целеполаганию, планированию, самоконтролю, самоанализу;

ü     организации коллективной творческой деятельности;

ü     создания эмоциональной основы возникновения творческого процесса;

ü     использование на уроках наглядного моделирования и составление логико-смысловых (логико-образных) моделей.

3.                     Формирование рефлексии собственной жизнедеятельности включает:

ü     создание условий для осознания оснований собственных действий, направленности мышления на самое себя, на собственные процессы и собственные продукты;

ü     организацию совместной деятельности участников образовательного процесса (коммуникация и кооперации), где рефлексия является механизмом выхода в позиции «над», «вне», который обеспечивает координацию действий и организацию взаимопонимания партнеров;

ü     развитие самосознания учащихся, нуждающееся в рефлексии при самоопределении внутренних ориентиров и способов разграничения Я и не-Я.

ВЫВОД:  На основе изучения психолого-педагогической литературы мы пришли к мнению, что творческие способности личности - это синтез ее особенностей и черт характера, которые характеризуют ступень их соответствия требованиям, определенного вида, учебно-творческой деятельности и которые обуславливают уровень результативности этой деятельности [8;с.98].. Творчество - это розыск, раскрывающий человеку ещё не знаменитое, способствующий расширению пределов знаний. Продукт творчества непременно оригинален, индивидуален.

Раздумывать творчески человек начинает ещё в детском возрасте, так как любая ситуация для малыша новая и требует новейшего (творческого) подхода, решения. Таким образом, равномерно создавая все виды мышления с развитием у малыша творческого подхода к установленной задаче, даем возможность  для того, чтоб он подрос думающей и творческой личностью.

II ГЛАВА

Практика развития творческого потенциала  младшего школьника в учебной деятельности

2.1 Педагогические  средства, приемы, педагогические компоненты развития творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности.

При современном развитии науки и техники, увеличивающемся объеме информации, которую нужно довести до учащихся, нужно применять новейшие методы и технологии.

Конкретно в первые годы обучения у детей младшего школьного возраста деятельно развиваются творческие возможности. Для этого нужно организовать планомерное, целенаправленное формирование и активизацию творческого потенциала:

познавательные задачи должны помочь развитию психических параметров личности (памяти, интереса, мышления, воображения);

система познавательных и творческих задач должны помочь формированию беглости мышления, гибкости разума, любознательности, умению выдвигать и упражнять гипотезы [9;с.163].

Но каким образом можно развивать творческие способности? Какие нужно создать для этого условия?

Педагогика выделяет последующие составляющие творческих возможностей младших школьников:

творческое мышление;

творческая фантазия.

Для такого, чтоб у  младших школьников создавались творческие возможности, следует использовать разные группы приемов:

ü     мотивационные;

ü     оказания поддержке;

ü     стимулирующие.

Творческие поручения подразумевают внедрение в творческую деятельность младших школьников в большей степени способов, основанных на интуитивных процедурах (таковых как способ перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия, моделирование и др.). Так же  употребляются, ресурсный подъезд, некие приемы сочинения.

Существуют ли требования к творческим заданиям? Над этим вопросом работали многие деятели науки и искусства.  Лишь учитывая эти требования, можно построить систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие творческого потенциала  младших школьников в учебной деятельности.

Любая группа творческих заданий является одной из элементов творческой деловитости учащихся.

      Таковым образом, любая группа задач является нужным условием для скопления воспитанником субъективного творческого эксперимента.

Для развития творческих способностей в младшем школьном возрасте необходимо развить у учащихся следующие умения:

ü     систематизировать объекты, ситуации и явления сообразно разным основаниям;

ü     ставить причинно-следственные связи;

ü     созидать взаимосвязи и обнаружить новейшие связи меж системами;

ü     разглядывать систему в развитии (динамике);

ü     делать догадки прогнозного нрава;

ü     отделять противоположные симптомы объекта;

ü     обнаружить и выражать противоречия;

ü     делить противоречивые характеристики объектов в пространстве и во времени;

ü     изображать пространственные объекты;

ü     применять различные системы ориентации в представляемом пространстве;

ü     изображать предмет на основании выделенных признаков, что подразумевает преодоление психологической инерции мышления, ограничение поля розыска решения, мысленное преображение объектов в согласовании с данной темой.

Средства развития творческих способностей младших школьников можно использовать  практически на всех этапах урока:

Ø     на шаге разъяснения новейшего материала (понятие информации);

Ø     на шаге закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем либо другим методом);

Ø     на шаге контроля за усвоением познаний и формированием умений (критика итогов работы учащихся);

Ø     на шаге систематизации, возобновления, обобщения материала (различение главенствующего, более принципиального в изучаемом материале) [10;с.73].

Этапы развития творческих способностей

Первый этап

Подготовительный

1 класс

Подражания, имитаций

Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта, как основа для творчества. Освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов.

Второй этап

Основной

2,3 класс

Преобразования

Применение основных эталонов в их преобразование в новых личностно- значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями.

Третий этап

Завершающий

4 класс

Альтернатив

Индивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, собственно неповторимого стиля.

 

Рассмотрим комплекс упражнений для развития творческих способностей, применяемых на уроках в начальных классах.

2.2 Упражнения на развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности на уроках литературного чтения, математики и окружающего мира.

Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка уроки литературного чтения. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Она несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чтение для ребёнка - это и труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание.

Рассмотрим шаги развитие творческих возможностей в начальной школе на уроке «Литературное чтение»:

 - предварительный - (составляющие творчества в обыкновенной деятельности, к примеру, игры,забавы): употребляется в 1-2-х классах;

- экспериментальный - (творчество в исследовании литературы, к примеру, собирание словарей): проходит во 2-3-х классах;

- самовыражение чрез активность (к примеру, написание сочинений): используется в 3-4-х классах.

                 Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры и т. д.

      Продуктивные приёмы обучения творческому чтению.

v   Игры- драматизации.

Ребёнку предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире. Сначала используются готовые сценарии, затем дети пишут их самостоятельно под руководством учителя. Разработка характеров и речи героев позволит учителю лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и помочь найти пути их решения.

Возможны различные формы драматизаций:

1. Чтение по ролям;

2. Пальчиковый театр;

3. Кукольный театр;

4. Театр теней;

5. Костюмированные представления по известным сказкам и рассказам;

6. Музыкальные инсценировки сказок и рассказов;

7. Спектакли по собственным сценариям;

8. Драматизация сказок;

9. Пантомима.

v   Литературные игры.

1.                     конкурс ораторов, при этом учить ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Необходимо представить себя на месте героя произведения и рассказать о себе;

2.                     игра «Журналисты». Те, кто хочет, выступают в роли героев произведения , а остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

v   Стихосложение

умение читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки

Упражнения:

1.              дополни слоги до слов (му-, про-);

2.              закончи фразу;

3.              придумай рифму к слову (лучик - … );

4.              соедини рифмующиеся слова;

5.              поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным);

6.              игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга);

7.              придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину;

8.              игра «Четвертый лишний»;

9.              игра «Буриме» - дописать стихотворение по рифмующимся словам;

10.           восстанови рассыпанное стихотворение;

11.           «Конкурс одной строки» Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.

v   Методический прием Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой - интерпретация сказки.

      Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.

Задания:

1.              Опиши характер главного героя до встречи с… и после.

2.              Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».

3.              Закончить сюжет произведения.  «Что было дальше?»

4.              Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)

5.              Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам. (например, упавший желтый листок, капелька дождя и т.д.).

6.              Перестановка персонажей внутри одной сказки.

7.              Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Исследовательский поиск  приводит к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…»,  «Жил на свете…» и т.д.

8.               Сочинение сказок – способствует самовыражению младшего школьника.

v   «Сказочники»

Приемы написания собственной сказки

1. Выделение опорных слов из сказки

2. Решение «сказочных задач», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:

- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?

- Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?

3. Переделай знакомую сказку, т.е. ввести нового героя и развить новый сюжет.

4. «Выворачивание сказки наизнанку»

·  Белоснежка встретила в лесу семь великанов.

·  Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.

5. Составление «сказочного словаря», где дети записывают зачины, концовки, сказочные выражения, средства передвижения, волшебные предметы.

6. Прием «Свободное выступление» на сказочной конференции (Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).

7. Приемы создания собственных текстов:

1.              Прием «Напишите письмо». Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения.

2.              Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом виде.

3.              Прием «Письмо по кругу» предлагает групповую форму работы. Детям нужно не только размышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.

4.              Высказать свое мнение о книге, спектакле, картине и др. помогает такой вид работы как написание отзыва. 
- Понравился ли тебе рассказ? Почему?
-  Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров?
- Какие изобразительные средства помогли автору рассказать о…?
- Поясни заглавие рассказа.

        На уроках чтения и во внеклассное время ученикам следует предлагать разнообразные задания - головоломки, каламбуры,  кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки, перевертени.

v   Работа с пословицей.

 Виды творческих работ с пословицей:

·  Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице.

·  Выбрать сказку, к которой подходит пословица.

·  Определить, какая пословица выражает главную мысль сказки.

·  Конкурсы: «Знаток пословиц», «Знаток малых жанров фольклора».

      Все эти виды и формы учебной и читательской деятельности способствуют творческому развитию детей.

v   Работа с иллюстрацией.  

 Анализ иллюстраций является подготовительным этапом перед более сложной формой драматизации. Приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус.

  Эта работа строится по следующему алгоритму:

1.              Какой момент изображен?

2.              Прочитать слова, соответствующие иллюстрации.

3.              К какой части текста нет иллюстрации?

4.              Что мы можем нарисовать?

v     Словесное рисование

Ребенок словами рисует картины к произведению. Словесное рисование эпизода происходит в следующем порядке:

1.              выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;

2.               «рисуется» место, где происходит событие;

3.              изображаются действующие лица;

4.              добавляются необходимые детали;

5.               «раскрашивается» контурный рисунок.

v     Игра «Ожившая картина». 

Дети получают задание максимально точно передать позы и мимику персонажей, изображенных на картине.

v   Игра «Появился - исчез»

Дидактическая цель: развивать умение наблюдать взаимосвязь между присутствием героев в произведении и сменой сюжета, развивая творческое воображение.

Содержание: после знакомства с произведением дети работают в группах. Каждой группе предлагается задание.

Вариант 1– Представьте, что в центре событий произведения оказался персонаж из другого произведения. Изменится ли сюжет? Как будут развиваться события дальше?

Вариант 2. – Представьте себе, что один из героев волшебным образом исчез. Изменится ли сюжет? Как будут развиваться события дальше? (Например: в сказке «Лиса и волк» исчезнет лиса; в сказке П.П. Ершова «Конёк- горбунок» исчезнет царь; в сказке В.П. Катаева «Цветик- семицветик» исчезнет собака и не съест баранки, которые купила Женя)

Развитие творческого потенциала учащихся

через обучение умению решать задачи

Чтобы игры носили длительный творческий характер необходимо:

1. Усложнять игровое содержание выполнением счётными действиями.

2. Менять предметы, с которыми дети будут производить действия счёта.

3. Воспитатель должен быть участником.

4. Особое внимание обращать на детей допускающих ошибки в счёте.

Решение практических задач требует осмысленного оперирования знаниями. Необходимость рассуждений до выполнения практического действия исключает механические ответы, т. к. прежде чем ответить, ребёнок должен подумать – ведь от точности его ответа будут зависеть действия других играющих.

В курсе математики можно выделить три основные линии:

·  алгебраическая

·  арифметическая

·  геометрическая

Какие конкретные приемы позволяют нам заниматься развитием творческих способностей на уроках математики? Конечно же, игра. Игра — это поле творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления.

Первым в этом списке стоит дидактическая игра.

Основная задача урока с применением дидактических игр - помочь раскрыть и развить собственные творческие способности ученика. Вместо традиционной задачи усвоения при развитии творческого потенциала ребёнка ставится задача целостного проживания им ситуации, при котором обязательно должны быть задействованы эмоциональные механизмы.

Типы дидактических игр и их характеристики

v     Сюжетно-дидактические игры

 «Путешествие в дальние страны»,

 «Телеграф – телефон»,

«Аэропорт»,

«Дом связи»,

«Домовая кухня»,

«Автопарк»,

«Бензозаправочная станция»,

«Уличное движение»,

«Кондитерская фабрика»,

«Овощехранилище»,

«Магазин».

 

v     Сюжетно-ролевые дидактические игры (иногда их называют сюжетными)занимают особое место в развитии творческих способностей. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссёрские. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

v «Бензозаправочная станция».

Цель игры: устное, с опорой на знаки (цифры, сравнение чисел, определение связей и отношений между ними, осознание выражений «до» и «после». Воспитание интереса и уважения к труду транспортников, пробуждение желания работать так же добросовестно, ответственно, как взрослые, заботиться о сохранности техники.

Для успешного продолжения игры её можно трансформировать в игру «Уличное движение»

v      «Уличное движение».

Из стульев и строительного материала строят улицу, на которой расположены дома, магазины, школа, больница, кафе, перекрёсток со светофорами и дорожными знаками. Более того, многие участники игры включают счёт, сравнение чисел, операции с цифрами при заказе обеда в кафе, при покупке в магазине, получении лекарств в аптеке. То же самое происходит и в других играх, организованных самостоятельно: «Аэродром», «Таксомоторный парк», «Школа».

v     «Кондитерская фабрика».

Цель игры: разложение и составление числа из двух меньших чисел в пределах 10. Расширение представлений о мастерстве кондитеров, о значимости их добросовестного труда. Развитие воображения .

v Развитие сюжета.

Воспроизводя в сюжетно-дидактических играх «Ателье», «Мебельная фабрика», «Молочная ферма», «Зернохранилище», «Птицефабрика» действия людей разных профессий, дошкольники практически пользуются мерками при определении протяжённости и объёма. В результате они начинают воспринимать число как величину, проявляющуюся при измерении.

v     Компьютерные дидактические игры.

Наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций

v     Игры-путешествия

Имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, развивают логическое мышление и творческие способности.

v     Игры-предположения

"Что было бы…?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?".

v     Игры-загадки.

 Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения и средства развития творческих способностей.

v     Игры-беседы (диалоги, дискуссии).

В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.

v     Игры-состязания.

В данной игре победа обеспечивается в основном за счёт скорости выполнения вычислений, преобразований, но без ущерба качеству выполнения задания, такие игры полезны для выработки автоматизма действий.

v     Игровое проектирование.

В соответствии с названием под игровым проектированием понимают конструирование, проектирование, разработку технологии производства работ или деятельности, проводимое в игровой форме.

v     Мозговая атака  (мозговой штурм, мозговой обмолот).

 Мозговая атака – это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации. Мозговая атака была предложена А. Осборном в конце 30-х годов как метод, направленный на активизацию творческой мысли. Стимулирование творческой активности достигается посредством четырёх правил: - исключается критика, что позволяет высказывать любую мысль без боязни признания ее плохой;

-поощряется необузданное ассоциирование: чем более "дикой" покажется идея, тем лучше;

-количество предложенных идей должно быть как можно большим;

-разрешается "улучшать" идеи, комбинируя и видоизменяя их

v     Деловая игра.

Деловая игра представляет собой последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. Деловая игра позволяет создавать такие ситуации, в ходе которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы. В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно; пробуждается стремление к поиску новых идей; развиваются творческие способности.

Учителя математики старших классов считают геометрию сложной наукой. Доказывая те или иные теоремы, семиклассники должны опираться на понятия, которым дано определение. Эти понятия должны быть даны до изучения систематического курса геометрии, а именно в начальной школе.

В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.

Таким образом, систему развития творческих способностей младших школьников можно представить в виде схемы.

hello_html_5f5ec870.jpg

 

Возьмем один из распространенных примеров работы над усвоением геометрических понятий. На  занятия приходят сказочные герои: Незнайка, Карандаш, Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль, а также вредная проказница — Резинка и др. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними по стране Геометрии.

Описание: hello_html_233dfefa.jpg  Описание: hello_html_m2bab8f80.jpg  Описание: hello_html_7025c518.jpgОписание: hello_html_m2d6e9683.jpg

v Игра «Давай пофантазируем»

Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Даются различные фигуры или несколько фигур.

Описание: hello_html_6d9a234a.jpg

v Частично-поисковые задания

Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.

- раздели фигуры на группы;

- найди «лишний» рисунок;

- начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку;

- найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники;

- по какому принципу объединили данные фигуры и др.

v Решение творческих задач.

Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.

Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: «Монгольская игра», «Танграм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» (из круга), «Колумбово яйцо», «Удивительный треугольник».

Описание: hello_html_m56452f6a.jpg                                   Описание: hello_html_383149fe.jpg

Вьетнамская игра (из круга)                   Монгольская игра «Танграм» (из квадрата)

Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.

v Оригами

На основе оригами которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения, а также развивать творческие способности учащихся. Обращая внимание детей на те геометрические фигуры, которые получаются в процессе складывания, учащиеся отрабатывают основные геометрические понятия. Оригамные фигуры можно связать в рассказах, сказках, которые дети придумывают, проявляя свою фантазию. Безусловно, оригами способствует развитию творческих способностей младших школьников, при этом учитываются возрастные особенности детей.

Описание: hello_html_m7f6ba9c2.jpg      Описание: http://mir-bebi.ucoz.ru/_ph/5/663938049.jpg

Дети воспринимают лучше не готовые геометрические фигуры и тела, а созданные своими руками: вырезают и наклеивают, моделируют, вырезают развёртки и склеивают, образуют фигуры на подвижных моделях, перегибают бумагу и т.д.

Описание: hello_html_15e8a59d.jpg   Описание: hello_html_m14d0097a.jpgОписание: hello_html_12018635.jpg

                      

Медведь                  Лисичка – сестричка                                  Лягушка –квакушка

v Нестандартные задачи

Задачи способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений; приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации, что проявляется в предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении уверенности в себе: 
• задачи с несформулированным вопросом- в этих задачах не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений
• задачи с излишними данными -  в эти задачи введены дополнительные ненужные данные. Ученики должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и указать на лишние, ненужные. 
• задачи на сообразительность- на задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами.     Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике. 

Сегодня в процесс обучения и воспитания широко внедряется практика проведения разнообразных образовательных конкурсов и олимпиад, которые не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют познавательную активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой. Участие в предметных конкурсах помогает ребенку формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов и олимпиад ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими, узнать много нового. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности.

Кроме стандартных приемов и заданий на развитие творческого потенциала младших школьников в практике появляются новые не менее интересные игры и приемы позволяющие решать педагогические задачи.

v Игра «Архитектор»

Представим себе, что нам, архитекторам, дано задание — создать проект дома. На листочке пишем несколько любых слов – это и будут пожелания клиента, каждое из которых должно найти отражение в проекте. Например: молоко, мышь, зеркало, шар. Возможно, дверь в наш замок будет в виде мышиной норы, во дворе будет фонтан в виде кувшина «молока» — подкрашенной воды, в виде шаров будет мебель, а зеркальной будет крыша! Осталось только подробно нарисовать нашу фантазию. Безумие? Конечно! На то и расчёт: отпустить себя – чем свободнее, тем лучше!

v «Две картинки»

Картинок может быть и три, и четыре и даже десять. Дело за малым: найти между ними какую-то связь и суметь её объяснить. Например: к яблоку я положу ведро, потому что яблоки можно туда положить. Или: к автобусному билетику я положу картинку с крепостью, ведь мы поехали на экскурсию в крепость на автобусе. И так далее.

v «Кляксы и пятна»

Увлекательнейшая игра – поиск сюжетов и картин где угодно: в облаках, в лужах, трещинах на асфальте, кляксах и даже в контуре блинов! Кляксы и пятна можно создавать самостоятельно.

Метод проектов

На уроках окружающего мира большую роль в процессе развития творческого потенциала играет такой метод обучения, как метод проектов.

Очень ярко и плодотворно можно использовать метод проектов не только во внеурочной деятельности, но и на уроках и занятиях как средство развития творческой деятельности учащихся.

Основной целью проекта   является формирование  творческого мышления учащихся. Содержание проектной деятельности в УМК «Планета знаний» создает условия для проявления самостоятельности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.

В 1 классе надо научить выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Важно помочь детям оформить проекты и их защитить, здесь используется индивидуальная работа  с учащимися.

В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника. Начиная со второго класса  при работе над проектами, учащиеся начинают самостоятельно проявлять творческие способности, планируя свою работу. В 3-4 классе такая деятельность уже более обдуманная, целенаправленная. Любой проект выполняемый детьми завершается созданием творческих работ, при этом учащиеся приходят к тому, что им хочется создавать все более интересные работы. Тематика проектов по учебнику «Окружающий мир» умк «Планета знаний»

1 класс   «Школа», «Одежда», «Растение»

2 класс «Знание сила», «Мы живем в космосе», «Жизнь леса», «Наши питомцы»

3 класс «Как жили наши предки», «Мой родной край»

v     Игра  “Рыбы”

Игра состоит из 10 картинок (5 пар), на которых изображены различные рыбы. Цель игры: уточнить представление детей о рыбах. Закрепить у детей названия рыб, их строение. Научать различать рыб по внешнему виду.

1.                “Найди такую же рыбу”.

2. Используя те же картинки, можно поиграть с загадками. Ведущий рассказывает, кто изображен на картинке, не показывая ее. Играющие должны по описанию угадать, о какой рыбе идет речь, назвать ее и показать картинку. Примерные загадки:

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(Сом)

А в иголках, словно еж,

Как зовется рыба?

(Ерш)

Опасней всех в реке она.

Хитра, прожорлива, сильна.

Притом, такая злюка!

Конечно, это. . .

(Щука)

В реках, старицах, озерах

Много зарослей, в которых

И в карьерах обитает,

И прудов не избегает

С промерзающей водой,

И серебряный бывает,

И бывает золотой.

(Карась)

 

v Игра  “Анаграмма”

Из данных наборов букв дети должны составить слово – название рыбы.

1.                знаас (сазан)

2.                укащ (щука)

3.                раська (карась)

4.                милан (налим)

5.                парк (карп)

6.                каула (акула)

7.                баламка (камбала)

8.                дьсель (сельдь)

v     Игра  “Ну-ка прочитай”

Участники должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.

д

и

б

к

е

б

р

и

ш

г

а

ш

л

к

л

ч

о

з

у

д

я

н

б

а

о

л

д

а

и

н

к

у

к

а

г

р

л

к

н

у

р

о

п

о

а

н

ы

ш

с

и

м

о

р

л

у

м

с

р

я

п

у

к

и

а

п

о

в

т

и

о

к

щ

ь

т

к

ь

у

в

х

а

к

щ

б

е

ф

а

г

ш

б

о

ф

а

ш

л

б

к

д

е

з

я

п

и

с

з

я

к

у

с

ш

е

п

а

ю

ч

б

е

н

а

б

г

т

ю

н

л

о

т

к

а

к

л

э

в

а

г

о

а

р

э

ш

в

г

у

л

н

б

и

в

х

е

р

а

в

с

х

а

к

с

у

т

и

 

Творческое рассказывание.

 Урок окружающего мира является эффективным средством развития речи детей, её логики, последовательности, образности, выразительности.

Можно выделить следующие отличия творческого рассказывания от простого воспроизведения текста учебника:

а). Творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира;

б). Содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретённые им в самостоятельной деятельности;

в). Тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья.

Данное упражнение даёт возможность для развития творческих способностей учащихся. Так как одним из условий развития  является умение ученика самостоятельно думать, размышлять, сочинять и делать выводы.

              Рассмотрим примеры таких творческих заданий в  учебниках. В 4 классе УМК «Окружающий мир» образовательной системы «Школа России», при изучении темы «Планеты Солнечной системы» дается задание: вылепить из пластилина модели планет. Изучая тему «Водоемы нашего края» - придумать и изготовить модель, показывающую значение водоемов в природе и жизни людей.  В 3 классе, при изучении темы «Кто что ест?», дается задание изготовитьмодель цепи питания.  

                  На протяжении всего курса обучения учащимся предлагаются создавать различные памятки. Например: при изучении темы «Жизнь луга» в 4 классе, нужно составить памятку «Как вести себя на лугу», а к правилам поведения еще нарисовать условные знаки. При изучении темы «Прошлое и настоящее глазами эколога» в 4 классе, детям дается задание придумать и нарисовать плакат «Планета заболела».

            Кроме этого, учащиеся создают свои книжки-малышки «Береги животных!», когда изучают в 3 классе тему «Охрана животных»: в них ребята рассказывают об охраняемых животных.

При изучении большого раздела «Природа России» в 4 классе, после изучения каждой природной зоны,  детям дается задание: нарисовать, как ты себе представляешь Арктику или тайгу, степь или пустыню.

В учебниках активно представлены задания по созданию различных выставок, например «Где мы были», это фотографии тех мест, где побывали ребята класса. Целесообразно после оформления такой выставки написать сочинение на тему: «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту».

Учебные ролевые игры - ещё одна разновидность творческих заданий.

Для развития воображения особенно важна игровая деятельность. Одним из главных элементов такой  деятельности является наличие креативности, то есть творческого начала.

ВЫВОДЫ: В ходе работы мы пришли к выводу, что одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно – деятельностное  взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. В результате их выполнения под руководством педагога учащиеся могут овладеть умением, быстро находить оригинальное применение, проявленным у объекта свойствам. Систематическое  использование такой деятельности на  занятиях, использование алгоритмических методов позволят расширить возможности детей в преобразовании объектов, добиться преобразования идей, различных операций.

Все эти меры позволят детям активно включаться в качестве субъектов во все виды творческой деятельности.

    Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста. Его значение важно для самого ребёнка, а не для литературы, оно нужно для развёртывания сил маленького автора.

        Нестандартные задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений; приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации.

Заключение

В процессе исследований мы подробно проанализировали сущностные характеристики способностей, их теоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития творческого потенциала младших школьников  в учебной деятельности. Творческие способности как формирующее понятие представляется нам особенно важным и актуальным сегодня.

Проблема педагогического руководства развитием потенциала младших школьников  в учебной деятельности рассматривалась нами с разных сторон.

Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.

Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.

Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.

Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений, как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.

Список литературы:

1.                     Блощицина Л.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. - 2003. с.87; 63

2.                      Комова О.Н. Развитие творческих способностей слабоуспевающих учеников. // Начальная школа - 2002. - №8. с. 134

3.                     Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 2004.с.34

4.                      Некрасова О.А. Роль критериальных задач в формировании приемов эвристической деятельности у младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. - 2004 - №7. с.88-89

5.                      Никитина А.В. Развитие творческих способностей. // Начальная школа-2001. с.54

6.                      Шипулина И.А. Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа: плюс - минус. - 2002. с.389

7.                      Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. - М.: изд-во Московского ун-та, 1983. с.103

8.                     Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань. Издательство Казанского университета, 1988. с. 98

9.                     Резерв успеха - творчества. / Под. ред. Г. Нойера, В. Калвейта, Х. Клейна. - М.: Педагогика, 1989. с.163

10.                  Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. с.73

11.               https://klub-drug.ru/doshkolniki/razvitie-tvorcheskih-sposobnosteiy-detey-mladshego-vozrasta-shkolnikov.html

12.                  https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9pbmZvdXJvay5ydS9yYXp2aXRpZS10dm9yY2hlc2tpaC1zcG9zb2Jub3N0ZXktdWNoYXNjaGloc3lhLW5hLXVyb2thaC1va3J1emhheXVzY2hlZ28tbWlyYS12LXJhbWthaC1vYnJhem92YXRlbG5veS1zaXN0ZW1pLXNoa29sYS1yb3NzaWktMTcwMzczNi5odG1s


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие творческого потенциала младшего школьник в учебной деятельности»

Развитие творческого потенциала младшего школьник в учебной деятельности»

Введение Мир постоянно меняется

Введение Мир постоянно меняется

Из этих противоречий возникла проблема работы, которая заключалась в поиске ответа на вопросы: «

Из этих противоречий возникла проблема работы, которая заключалась в поиске ответа на вопросы: «

Методологическую базу исследования составили труды:

Методологическую базу исследования составили труды:

Психологи рассматривает творчество как высочайшую степень логического мышления, которая является толчком к деловитости, «результатом которой имеется сделанные материальные и духовные ценности» [2;с

Психологи рассматривает творчество как высочайшую степень логического мышления, которая является толчком к деловитости, «результатом которой имеется сделанные материальные и духовные ценности» [2;с

Имеются основания полагать, что такая база (такой потенциал развития) есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития

Имеются основания полагать, что такая база (такой потенциал развития) есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития

В будничной жизни творчеством традиционно именуют, во-первых, активность в области художества, во-вторых, проектирование, образование, реализацию новейших проектов, в-третьих, научное знание, образование интеллекта, в-четвертых, мышление в…

В будничной жизни творчеством традиционно именуют, во-первых, активность в области художества, во-вторых, проектирование, образование, реализацию новейших проектов, в-третьих, научное знание, образование интеллекта, в-четвертых, мышление в…

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной развитию творческих способностей личности, дает возможность выделить некоторые рекомендации для стимулирования творчества: - предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения; - воздерживаться…

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной развитию творческих способностей личности, дает возможность выделить некоторые рекомендации для стимулирования творчества: - предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения; - воздерживаться…

Проявившийся в той или иной сфере деятельности “творческий потенциал” представляет собой “творческие способности” личности в конкретном виде деятельности

Проявившийся в той или иной сфере деятельности “творческий потенциал” представляет собой “творческие способности” личности в конкретном виде деятельности

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация образовательной деятельности

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация образовательной деятельности

Творческое использование познаний - активность учащихся, предполагающая внесение воспитанником своей идеи при использовании познаний на практике [7;с

Творческое использование познаний - активность учащихся, предполагающая внесение воспитанником своей идеи при использовании познаний на практике [7;с

Формирование рефлексии собственной жизнедеятельности включает: ü создание условий для осознания оснований собственных действий, направленности мышления на самое себя, на собственные процессы и собственные продукты; ü…

Формирование рефлексии собственной жизнедеятельности включает: ü создание условий для осознания оснований собственных действий, направленности мышления на самое себя, на собственные процессы и собственные продукты; ü…

П едагогические средства, приемы, педагогические компоненты развития творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности

П едагогические средства, приемы, педагогические компоненты развития творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности

Так же употребляются, ресурсный подъезд, некие приемы сочинения

Так же употребляются, ресурсный подъезд, некие приемы сочинения

Средства развития творческих способностей младших школьников можно использовать практически на всех этапах урока: Ø на шаге разъяснения новейшего материала (понятие информации); Ø на шаге закрепления…

Средства развития творческих способностей младших школьников можно использовать практически на всех этапах урока: Ø на шаге разъяснения новейшего материала (понятие информации); Ø на шаге закрепления…

У пражнения на развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности на уроках литературного чтения, математики и окружающего мира

У пражнения на развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности на уроках литературного чтения, математики и окружающего мира

Разработка характеров и речи героев позволит учителю лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и помочь найти пути их решения

Разработка характеров и речи героев позволит учителю лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и помочь найти пути их решения

Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга); 6

Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга); 6

Сравнение нескольких произведений – это творческая работа , которая носит исследовательский характер

Сравнение нескольких произведений – это творческая работа , которая носит исследовательский характер

Прием «Письмо по кругу» предлагает групповую форму работы

Прием «Письмо по кругу» предлагает групповую форму работы

Какой момент изображен? 2.

Какой момент изображен? 2.

Развитие творческого потенциала учащихся через обучение умению решать задачи

Развитие творческого потенциала учащихся через обучение умению решать задачи

Аэропорт», «Дом связи», «Домовая кухня», «Автопарк», «Бензозаправочная станция», «Уличное движение», «Кондитерская фабрика», «Овощехранилище», «Магазин»

Аэропорт», «Дом связи», «Домовая кухня», «Автопарк», «Бензозаправочная станция», «Уличное движение», «Кондитерская фабрика», «Овощехранилище», «Магазин»

Аэродром», «Таксомоторный парк», «Школа»

Аэродром», «Таксомоторный парк», «Школа»

Игры-загадки . Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники

Игры-загадки . Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники

Деловая игра. Деловая игра представляет собой последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи

Деловая игра. Деловая игра представляет собой последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи

Игра «Давай пофантазируем» Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет

Игра «Давай пофантазируем» Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет

Вьетнамская игра (из круга)

Вьетнамская игра (из круга)

Медведь Лисичка – сестричка

Медведь Лисичка – сестричка

Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности

Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности

На уроках окружающего мира большую роль в процессе развития творческого потенциала играет такой метод обучения, как метод проектов

На уроках окружающего мира большую роль в процессе развития творческого потенциала играет такой метод обучения, как метод проектов

Найди такую же рыбу”. 2. Используя те же картинки, можно поиграть с загадками

Найди такую же рыбу”. 2. Используя те же картинки, можно поиграть с загадками

Участники должны прочитать названия птиц

Участники должны прочитать названия птиц

Данное упражнение даёт возможность для развития творческих способностей учащихся

Данное упражнение даёт возможность для развития творческих способностей учащихся

Для развития воображения особенно важна игровая деятельность

Для развития воображения особенно важна игровая деятельность

Проблема педагогического руководства развитием потенциала младших школьников в учебной деятельности рассматривалась нами с разных сторон

Проблема педагогического руководства развитием потенциала младших школьников в учебной деятельности рассматривалась нами с разных сторон

Никитина А.В. Развитие творческих способностей

Никитина А.В. Развитие творческих способностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.