Доклад учителя математики Семыкиной Л.И.
«Разработка и экспертиза заданий для оценивания».
Критериальный подход к оцениванию учащихся применяется во многих зарубежных странах, т.к. данная технология считается более объективной, точной и валидной. Оценивание с помощью критериев стимулирует учащихся к более качественному выполнению учебных заданий, содействует углублению и расширению знаний, тем самым поднимает уровень мыслительных навыков и оказывает влияние на психические процессы учащихся.
Оценивание – необходимый компонент образовательного процесса, представляющий собой сбор и анализ информации об успеваемости учащихся на текущих и итоговых стадиях обучения. Подходы к оцениванию могут отличаться в зависимости от содержания предмета и вида критериального оценивания.
Формативное оценивание является частью обучения и продолжается на протяжении всего учебного процесса. С помощью формативного оценивания учитель
- измеряет, насколько учащийся «продвигается» в обучении и анализирует, следует ли изменить подход к обучению;
- решает, какие методы оценивания позволяют узнать, происходит ли обучение;
- изучает и сопоставляет эффективность использованных методов оценивания;
- получает как можно больше информации о процессе обучения, например, через устные опросы, групповые действия учащихся, выполнение заданий самостоятельно, тематические исследования, организацию и наблюдение за ролевыми играми и т.д. Учитель ведет наблюдение за прогрессом в обучении, обеспечивая обратной связью учащихся и родителей, выступая в роли помощника в изучении и понимании предмета, а также стимулирует учащихся, придерживаясь объективной точки зрения, согласно разработанным критериям оценивания.
Суммативное оценивание, данный вид оценивания принимает форму наблюдения в реальной рабочей среде, самостоятельно выполняемого учеником письменного задания, теста, экзамена или проекта. Любая суммативная работа учащегося выполняется без участия кого-либо и оценивается согласно поставленным целям обучения и критериям оценивания.
В критериальной системе оценивания придерживаются следующих принципов:
Взаимосвязь обучения и оценивания.
Объективность, достоверность и валидность.
Ясность и доступность. Непрерывность. Направленность на развитие.
Классификация учебных целей в познавательной сфере (таксономия Блума) широко используется для разработки и экспертизе заданий для оценивания. Первоначальная и пересмотренная таксономия Блума классифицирует обучение по шести познавательным (когнитивным) категориям с возрастающим уровнем сложности. Обучение на более высоком уровне зависит от приобретения требуемых навыков. Для классификации цели обучения с использованием таксономии Блума необходимо определиться с глаголом и существительным, которым будет руководствоваться учитель при разработке критерия оценивания. Глагол должен быть направлен на желаемую когнитивную категорию, а существительное на тип задания, который ученики должны освоить или продемонстрировать
Этап |
Описание |
Планирование |
Определение целей и задач разработки, документов, определяющих разработку. |
Разработка |
Использование спецификаций, учебной программы, определение критериев оценивания, составление заданий. |
Экспертиза |
Анализ качества заданий, пересмотр материалов, внесение изменений. |
Использование |
Применение заданий с соблюдением выделенного временим и условиями. |
Анализ |
Обзор результатов, сбор отзывов, внесение изменений. |
Очень важно точно сформулировать и постоянно помнить о целях обучения, именно на их основе создается эффективное и значимое практическое задание. Задания могут быть закрытого или открытого типов. Каждый вид задания актуален и необходим для достижения определенных целей обучения. Задания закрытого типа - самые распространенные в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формируются, легче понимаются учащимися. Закрытые задания могут иметь разнообразную внутреннюю структуру при сохранении общего дидактического смысла задания.
Задания на определение истинности/ложности утверждений
Это задания, в которых дается утверждение, и обучающийся должен определить, является ли утверждение истинным или ложным. Другими словами, существует только два возможных ответа для каждого вопроса, и обучающийся выбирает между ними. Задания данного типа хорошо подходят для проверки навыков знания и понимания. Учащиеся могут быстро реагировать и отвечать на задания, охватывающие большой контент за короткий промежуток времени.
Определите истинность/ложность утверждений
Утверждение |
П |
Л |
Простое число имеет только два делителя |
||
Простых чисел бесконечно много |
||
Число 1 является простым |
||
Составное число имеет более двух делителей |
||
Все нечетные числа являются простыми |
||
Все четные числа являются составными |
|
|
Существуют простые числа, произведение которых является простым числом |
|
|
Число, следующее за простым числом, составное |
|
|
Задания на соотнесение и сопоставление
Вопросы на соотнесение обеспечивают наиболее эффективный способ проверки знаний на уроках, в которых важны события, даты, имена и места. Вопросы на соотнесение подходят для естественно-научных предметов, в которых необходимо помнить многочисленные эксперименты, результаты, специальные термины и определения. Преимущества и недостатки заданий на соотнесение и сопоставление
Преимущества: |
Недостатки: |
Удобны для оценивания уровня знаний и понимания |
Время для выполнения |
Удобны при проверке материала, который имеет много фактов |
Не всегда уместны при оценивании навыков высокого порядка |
Одним из простых видов на соотнесение является задание на сопоставление, состоящее из двух столбцов: в первом - содержится вопрос или задача, на которые нужно ответить, а во втором - ответы, которые необходимо сопоставить с заданием из первого столбца
Такого рода задания могут содержать некоторые риски: учащиеся могут угадывать ответы, в то же время, если учащийся ответит неправильно в одном случае, это сразу повлечет за собой ошибку и во втором случае. Не исключена следующая ситуация: ученик точно знает соответствие по всем позициям, кроме одной, где ответ получается сам собой.
Один из способов для уменьшения вероятности угадывания правильных ответов является перечисление большего количества ответов, чем заданий в первом столбце. Опираясь на учебный материал, создается два столбца некоторых данных по однородным признакам.
В правом столбце должно быть на несколько позиций больше, чем в левом. В идеальном случае позиций справа должно быть в два раза больше, чем слева.
Для удобства обработки результатов рекомендуется позиции левого столбца обозначать цифрами, а правого – заглавными буквами.
Задания с множественным выбором ответов
Множественный выбор является специальной формой вопроса с объективным ответом, где ответ учащегося ограничен в рамках предложенного списка вариантов ответа. Задания с множественным выбором ответа состоят из двух компонентов: текст задания и варианты ответов, правильный ответ является ключом, а неправильные - дистракторами. Текст задания должен быть максимально коротким, но в то же время должен раскрыть контекст вопроса. Очень важно, чтобы задание было грамотно сформулировано. В заданиях на множественный выбор количество вариантов ответов может варьироваться. Рекомендуется использовать от 2 до 5 вариантов ответов.
1. Решите уравнение: 5(х – 3) – 7 = 3х – 8
А) 1
В) 5
С) 7
D) 15
2. Масштаб карты 1 : 250 000 000. Длина дороги между городами Астана и Алматы на этой карте 5 см. Чему равно расстояние между этими городами на местности?
А 500 км
В 1250 км
С 1450 км
D 1500 км
3. Длина основания прямоугольного параллелепипеда 12 дм, ширина – 5 дм. Какой должна быть высота параллелепипеда, чтобы его объем был меньше объема куба с ребром 9 дм?
А)
B)
C)
D)
4. Фотоаппарат стоил 25 тысяч тенге. Его цена сначала повысилась на 20%, а затем понизилась на 20%. Сколько стал стоить фотоаппарат после понижения?
А) 14 000 тенге
B) 24 000 тенге
C) 25 000 тенге
D) 30 000 тенге
5. Для итоговой контрольной работы был создан тест из 8 заданий. Количество верных ответов, полученных каждым из 50 учащихся, было представлено в виде таблицы частот. Найдите пропущенное значение частоты.
Число верных ответов |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Частота |
1 |
2 |
4 |
5 |
|
12 |
8 |
6 |
3 |
A) 0,5
B) 9
C) 15
D) 25
E) 60
Задания на применение
Это основные и самые важные задания. Это практикум, который может быть совсем коротким или, наоборот, сложным и состоящим из серии действий. Основная цель таких заданий - дать обучающемуся ситуацию аналогичную реальной, в которой ему потребуется применить новые знания. Такие задания могут быть написаны просто текстом с несколькими текстовыми вариантами ответа. Главное в таких заданиях – описание реальной ситуации и выбор из нескольких действий, которые вполне могут произойти в жизни.
Командные слова
При разработке задания закрытого вида должны содержать четкие указания. Рекомендуется использовать различные командные слова. Ниже предлагается перечень примеров командных слов с описанием действий при выполнении заданий.
Командное слово |
Описание действия |
Проанализируйте |
разделяет информацию на компоненты и определяет их характеристики, связи между ними |
Оцените
|
оценивает информацию по определенным критериям для принятия решения и/или формулирования выводов |
Рассмотрите |
изучает предложенную информацию |
Сделайте вывод
|
формулирует логическое заключение (суждение) на основе имеющейся информации |
Обсудите |
рассматривает вопрос с различных точек зрения |
Проведите обзор |
изучает информацию |
Определите |
дает / находит значение |
Опишите |
дает характеристики |
Объясните |
указывает причины и следствия |
Поясните |
приводит примеры |
Укажите |
выделяет необходимую информацию |
Докажите |
приводит доводы, аргументированное обоснование, доказательства |
Вычислите |
находит значение |
Сравните |
описывает сходства и различия |
Решите |
показывает весь процесс решения / выполнения задания |
Обобщите |
выделяет основную / ключевую информацию |
Задания открытого типа
Задания открытого типа предназначены для проверки когнитивных навыков высокого порядка, умений аргументировать, излагать собственную точку зрения, критически мыслить и др. Ответы на задания открытого типа могут отличаться по длине (объему) и варьироваться от одного или нескольких слов (краткий ответ) до целого аргументированного суждения (развернутый ответ).
Для заданий, требующих краткого ответа, учащийся должен предоставить краткие конкретные ответы на вопросы, используя несколько слов, одно предложение, простой чертеж или формулу.
Задания, требующие развернутого ответа необходимо выполнять, используя несколько предложений, объяснение, чертеж или доказательство, состоящее из нескольких этапов.
Одним из вариантов заданий, требующих развернутого ответа, является эссе.
При составлении заданий открытого типа рекомендуется обращать внимание на следующие требования:
þ используйте ясную, четкую формулировку задания или вопроса;
þ разбейте вопрос на информационную и вопросительную части;
þ учитывайте культурные, возрастные особенности учащихся и актуальность информации, т.е. задания должны быть написаны на доступном, понятном языке для учащихся;
þ сформулируйте образец ответа, учитывайте все возможные варианты, используйте данный образец ответа при проверке задания;
þ укажите, как должны распределяться набранные баллы за каждую часть ответа
þ привлеките коллег к оценке разработанных заданий и образцов ответов. В случае необходимости отредактируйте, внесите изменения в составленные задания.
Разработка дескрипторов
Дескрипторы используются при проведении формативного оценивания и суммативного оценивания за раздел. В процессе проверки заданий, используемых для суммативного оценивания за раздел, каждый дескриптор оценивается в 1 балл.
Дескрипторы разрабатываются вместе с заданием и предполагают описание каждого шага при его выполнении. Это обеспечит то, что задание будет не только надежно и валидно по содержанию, но также будет объективно и правильно оценено даже разными учителями.
Дескриптор - характеристика, описывающая конкретные шаги для выполнения заданий.
При формулировке дескрипторов следует избегать таких фраз, как «знает», «понимает», «умеет» и др. Выражения такого типа трудно оценимы и не описывают конкретное действие при выполнении задания.
Для заданий открытого типа составление дескрипторов начинается с описания выбранного метода выполнения (если требуется), например, «использует формулу дискриминанта». Далее описываются промежуточные действия и полученный ответ, например, «вычисляет значение дискриминанта», «определяет количество корней уравнения», «находит корни уравнения».
Схема выставления баллов разрабатывается к заданиям суммативного оценивания за четверть и применяется в процессе проверки суммативных работ.
Схема выставления баллов является инструментом, предоставляющим ясную и точную информацию об образцах правильных (предполагаемых) ответов и рекомендации, когда и как присуждаются баллы.
Не рекомендуется составлять ответы в схеме выставления баллов в виде дескрипторов, характеризующих шаги выполнения задания. Схема выставления баллов должна отражать правильные (предполагаемые) ответы учащихся, за которые выставляются баллы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.