Методическая разработка
Оценка 4.9

Методическая разработка

Оценка 4.9
Документация
doc
черчение
Взрослым
22.01.2021
Методическая разработка
Анализ геометрической формы предмета.doc

Министерство образования Оренбургской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Техникум транспорта г. Орска имени  Героя России С.А. Солнечникова»

 

РАССМОТРЕНО

ПЦК специальных  дисциплин

техники наземного транспорта

Протокол №___ от «___»___________20      г.

Председатель ___________Н.В. Новикова

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам.  директора  по  УР

___________Т.В.Ткаченко «_____»_________20       г.

 

 

Тема: "Анализ геометрической формы предмета"

План урока

 

Профессия: 190623.02 "Машинист локомотива тепловоза".

Тип урока: комбинированный урок  (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного материала, практического задание (анализ геометрической формы детали)

Вид урока: практический.

Цель урока: научить анализировать геометрическую форму предмета, выделять самое главное и существенное при построении чертежа.

Задачи урока:

-     Обучающая: Создать условия для понятия темы урока. Заинтересовать обучающихся. Организовать осмысление мотивации обучения.

-     Развивающая: Развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности.

-     Воспитательная: Воспитывать аккуратность, эстетичность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха.

Форма работы: Коллективная, обучающиеся объединяются в 3 группы

Межпредметные связи: математика; МДК.01.01 Устройство локомотива.

Методы и приёмы: беседа с постановкой проблемных задач.

Педагогическая технология:

Ожидаемый результат: в течение урока у учащихся формируются следующие компетентности:

- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять контроль и коррекцию собственной деятельности.

- ОК 5. Использовать ИКТ.

- ОК 7. Работать в коллективе.

- ПК 2.3. Осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов локомотива.

Оборудование:

-     Экран, ПК, программа КОМПАС 3D LT V11

-     Доска, мел.

-     Карточки с  заданием.

-     Наглядные пособия

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

Приветствие преподавателя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.

 

Мотивация. Целевая установка.

Разъяснение хода работы на уроке. Преподаватель объясняет, что на уроке учащиеся работают группами. По ходу урока преподаватель оценивает каждую группу, в результате чего за каждое выполненное задание выдаётся жетон с оценкой, от количества, которых зависит отметка за урок.

Ведётся оценочная ведомость, в результате которой, если набирается:

14-15 баллов - оценка «5»

12-13 баллов - оценка «4»

10-11 баллов – оценка «3»

 

2. Актуализация знаний

Создать проблемную ситуацию. Вызвать интерес к уроку. Сообщение темы урока.

 

Целеполагание.

Постановка цели урока

Основные понятия темы урока:

1) понятие о формах геометрических тел;

2) геометрические тела в основе формы деталей;

3) как легче определить форму предмета по чертежу?

 

Воспроизведение и коррекция опорных знаний:

а) беседа на повторение;

б) работа у доски;

в) демонстрация различных геометрических тел. Учащиеся называют известные им геометрические тела.

 

Самостоятельная работа. Выполнить задание № 1 по карточке:

²  1 группа - выписать в графы карточек номера изображений гранных геометрических тел и их названия.

²  2 группа - выписать в графы карточек номера изображений геометрических тел вращения и их названия.

²  3 группа - выписать в графы карточек номера изображений геометрических тел (смешанных) и их названия

Проверка правильности выполнения задания. Исправление ошибок.

 

Работа с тетрадью или учебником (повторение определения).

 

Активная работа с группами (преподаватель называет геометрические тела, учащиеся приводят примеры предметов окружающих наш мир)

 

Психологическая разрядка в процессе урока

 

3. Теоретическая часть.

1. Просмотр видео "Геометрические тела в архитектуре".

2. Объяснение материала

 

4. Усвоение нового материала и применение его на практике.

Самостоятельная работа. Задание № 2 - работа в группах по анализу геометрической формы предмета.

 

5. Итог урока.

Подведение итогов. Рефлексия настроения.

Выставление оценок.

 

6. Домашнее задание

И.С.Вышнепольский "Техническое черчение" п. 31, стр. 140, рис. 144 - выполните анализ формы детали, ответьте на вопросы.

Дополнительно: в тетради выполните эскиз какого-либо окружающего предмета, выполните анализ его геометрической формы.

 

Используемая литература

И.С. Вышнепольский "Техническое черчение"., Москва., Издательство Академия, 2010г.

А.А.Матвеев., Д.М.Борисов "Черчение"., Москва, Высшая школа, 2005г.

С.В. Розов "Курс технического черчения"., Москва., Машгиз, 2005г.

Интернет ресурсы:

http://www.ivngimn.ivanovo.by/index.php?option=com_content&view=article&id=152:shersh&catid=66

cherch&Itemid=63

http://festival.1september.ru/articles/518372/

 

 

Конспект урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку и явка обучающихся.

 

 

Командир группы докладывает готовность и явку

Мотивация

Ребята сегодня мы будем работать командно, я вас разделила на 3 группы. За каждое выполненное задание выдаётся жетон с оценкой, от набранного количества, которых зависит ваш итог.

Ведётся оценочная ведомость, в результате которой, если набирается:

14-15 баллов - оценка «5»

12-13 баллов - оценка «4»

10-11 баллов – оценка «3»

Если вся группа получает оценку «5» - все участники группы оцениваются на -  отлично и т.д. 

Учащиеся делятся на 3 подгруппы

Проблемная ситуация

Посмотрите, пожалуйста, на экран:

  

 

 

Как называется этот предмет?

 

 

 

Можете ли вы определить форму детали?

 

В этом нам поможет тема нашего урока.                      (слайд №1)

Учащиеся смотрят на экран, где изображён чертёж в программе Компас 3D LT V11

 

Ответ: - Болт, название этой детали мы узнали из основной надписи чертежа.

 

Ответ: - Затрудняемся.

Сообщение темы урока

Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь "Анализ геометрической формы предмета".

записывают в тетрадь

Целеполагание   

Прочитайте тему еще раз и попытайтесь определить цель урока, в этом я вам помогу с помощью наводящих вопросов:

О чем хотите узнать?

 

 

 

Какие ещё вопросы возникли?

 

 

 

 

Цель урока: Сегодня на уроке мы должны научиться анализировать геометрическую форму предметов, а для этого нам необходимо умение слушать, уметь выделять самое главное и существенное, воспитывать в себе трудолюбие и терпение к окружающим.                                               (слайд №2)

 

 

1.Что такое анализ геометрической формы предмета?

 

2.Для чего он необходим (анализ)?

 

3.Какие геометрические формы существуют?

 

Чтобы раскрыть тему урока, мы должны с вами ответить на такие вопросы как:                                                          (слайд №3)

1.Понятие о формах геометрических тел.

2.Геометрические тела в основе формы деталей.

3.Как легче определить форму предмета по чертежу?

записывают в тетрадь

 

 

 

Беседа на повторение.

 

 

Работа у доски

Предлагаю вспомнить какие геометрические тела вы знаете, эту тему мы проходили на предыдущем уроке.           (слайд №4)

 

На доске начерчена заготовка схемы, которую необходимо заполнить. Свободные клетки закрыть карточками, которые вам предложит мой помощник.                                  

 

К доске приглашаются 2 ученика (1 и 2 подгруппа).

(пока студенты выходят к доске)

 

Как вы думаете почему, я пригласила к доске 2-х человек? (вопрос к 3 подгруппе)

 

 

 

Что такое гранные тела?

 

 

 

 

 

Какие тела называют телами вращения?

 

 

 

 

Далее, каждый обучающийся 1 и 2 подгруппы вставит карточку в свободную клетку с названием группы по объединяющему тела общему признаку, а потом и названия тел.

 

Проверим.                                                                        (слайд №5)

 

 

 

 

 

 

 

К доске выходят 2 ученика.

 

 

Ответ 3 подгруппы: - Все геометрические тела можно разделить на 2 группы (гранные тела и тела вращения).

 

Ответ: гранными геометрическими телами называют часть пространства, ограниченную несколькими плоскостями

 

Ответ: тела, которые образованы путём вращения плоского тела вокруг оси

 

 

Обучающиеся работают у доски:

1 подгруппа: - Можно выделить группу гранных тел, имеющих грани, ребра и вершины: куб, параллелепипед, призмы, пирамиды.

 

2 подгруппа: - Существует так же группа тел вращения: шар (или сфера, если тело полое), тор, цилиндр, конус

Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздача карточек

 

Объяснение задания.

Итак, мы уже знаем, что форма большинства предметов представляет собой сочетание различных геометрических тел или их частей. Следовательно, для чтения и выполнения чертежей нужно знать, как изображаются геометрические тела.

 

Сейчас проверим, как хорошо вы помните изображения геометрических тел.  Как вы думает что это – (показываются геометрические тела)

Форма каждого из них имеет свои характерные признаки. По этим признакам мы отличаем шар от куба и т.д. С большинством этих тел вы уже знакомы. Мы говорим "куб" и каждый представляет его форму. Говорим "шар" и опять в нашем сознании возникает образ определенного геометрического тела.

 

Раздаю вам карточки с заданиями.                                                 (слайд №6)

 

 

Задание для 1 группы: выписать в графы карточек номера изображений гранных геометрических тел и их названия.

 

Задание для 2 группы: выписать в графы карточек номера изображений геометрических тел вращения и их названия.

 

Задание для 3 группы: выписать в графы карточек номера изображений геометрических тел (смешанных) и их названия

 

На выполнение задания отводится 3 минуты.

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся называют тела

Задание № 1

Приступаем к работе. При ответе вы можете пользоваться схемой на экране.

Самостоятельная работа учащихся

Проверка правильности выполненного задания

Проверим, как справилась с заданием 1 группа. Назовите номера и названия гранных геометрических тел.  Группы проверяет с помощью слайда друг друга и передают ответы помощнику.                                                                      (слайд №7)

Проверяет 2 группа.

(При необходимости все вместе исправляют ошибки в ответах)

 

 

 

 

 

 

Проверим, как справилась с заданием 2 группа. Назовите номера и названия геометрических тел вращения.     (слайд №8)

Проверяет 3 группа.

(При необходимости все вместе исправляют ошибки в ответах).

 

 

 

 

Проверим, как справилась с заданием 3 группа. Назовите номера и названия геометрических тел вращения.     (слайд №9)

Проверяет 1 группа.

(При необходимости все вместе исправляют ошибки в ответах).

 

Помощник вносит результаты в оценочную ведомость.

Проверяет и озвучивает ответ помощник:

- К гранным геометрическим телам относятся:

1. Шестиугольная призма

2. Призма треугольная

4.  Пирамида полная

5.  Пирамида

треугольная

8.   Куб

9.   Параллелепипед

 

 

 - К геометрическим телам вращения относятся:

3.   Конус усечённый

6.   Шар

7.   Цилиндр

10. Тор (лимон)

11. Конус полный

12. Тор (кольцо)

 

- К геометрическим телам относятся:

1. Пирамида

2. Прямоугольный параллелепипед

3. Тор (яблоко)

4. Призма треугольная

5. Куб

6. Конус полный        

Беседа.

Вспомните определение (или при необходимости найдите его в тетради или учебнике) что такое геометрическое тело.

 

(повторение определения)                                            (слайд №10)

Работа с тетрадью или учебником.

 

Ответ: - Геометрическое тело - тело имеющее объем. Форма каждого тела имеет свои характерные признаки.

Беседа.

Присмотритесь внимательнее к окружающим нас предметам. Они имеют форму геометрических тел или их сочетание.

 

Активная работа с группой.

 

- шар, на что похож?

 

- пирамида

 

- призма

 

- конус

 

 

 

- цилиндр

 

- тор  (в виде кольца)

Отвечают:

- планеты, мяч, глобус

 

- Египетские пирамиды

 

- карандаш

 

- ведро у пожарных, колпак, рожок мороженного в виде конуса

 

- шайба, банка консервов

 

- эспандер, сушка (конд.изделие)

Психологическая разрядка в процессе урока

Молодцы! Предлагаю работу у доски.

Выполните наглядное изображение чудо-животного по словесному описанию. "В зоопарк привезли новое животное. Вот как оно выглядит: (для 1 группы) туловище - конус, (для 2 группы) на вершине которого голова в виде правильной треугольной призмы: (для 3 группы) на её гранях два шарообразных глаза. У него также два цилиндрических рога (для 1 группы), уши -полуовальные пластины (для 2 группы), а ноги высокие параллелепипеды (для 3 группы)

Вы видите, какое получилось животное, оно могло бы получиться по-другому, если бы я вам называла расположение, а здесь вы работали на фантазию.

Представители группы выходят к доске выполняют задание

Просмотр видео

Мы убедились, что геометрические тела, находятся вокруг нас.

Предлагаю посмотреть видео «Геометрические тела в архитектуре.

 

 

Просмотр видео

Объяснение нового материала

В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела.

 

Давайте в этом убедимся                                             (Слайд №11)

 

На данном рисунке выполнено изображение детали. Какова ее форма?  Чтобы было более наглядно посмотрите эту деталь в программе Компас 3D LT V11.                                                 

Данную деталь можно разбить на простые геометрические тела, расположенные на одной оси: усеченный конус, цилиндр, куб, цилиндр с цилиндрическим сквозным отверстием, усеченный шар. (рисунок в программе Компас 3D LT V11)

Мысленно разбив деталь на отдельные части, мы проана- лизировали геометрическую форму предмета.         (Слайд №12)

 

Как легче определить форму предмета по чертежу?

 

Для этого сложную форму детали мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие форму различных геометрических тел. После такого расчленения форму детали определить легче.

 

Мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы.                                                                                            (слайд №13)

- Записывают определение в тетрадь.

Работа в группах по анализу геометрической формы предмета (шток).

- А теперь представьте себе, что вам необходимо изучить деталь для выполнения будущего чертежа.                (слайд №14)

 

Для более лучшего представления я вам покажу эту деталь, выполненную в программе Компас 3D LT V11.

 

Вы её увидели наглядно, далее самостоятельная работа (задание №2).

 

Проанализируйте её форму  и сделайте отчет, ответив на вопросы. (Группы работают над одним заданием, вот только вопросы отчёта для каждой группы будут представлены в конце выполнения работы).

                                                                                         (слайд №15)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет о работе в группе.

 

 

 

1. Анализ формы предмета.                                          (слайд №16)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Какую деталь вы исследовали?                                 (слайд №17)

 

 

3.Что вам помогло легче определить форму изделия по чертежу?                                                                         (слайд №18)

 

 

 

4.Как бы вы назвали процесс мысленного расчленения предмета на составляющие его геометрические тела?

                                                                                                             (слайд №19)

Защищают свои проекты по вопросам слайда.

 

Ответ 1 группы: - «Деталь» состоит: из 3-х цилиндров, расположенных на одной оси. В 1-м цилиндре по оси симметрии выполнен вырез в форме прямоугольной призмы. 2-й цилиндр примыкает к 1-му и 3-му и имеет самый маленький диаметр. 3-й цилиндр имеет самый большой диаметр, с двух сторон выполнены симметричные вертикальные прямоугольные срезы.

 

Ответ 3 группы: - исследовали деталь «Шток»

 

Ответ 2 группы: - мысленное рассечение предмета на составляющие его геометрические тела

 

Ответ… группы: - Анализ геометрической формы предмета

 

Если есть время: показать выполнение чертежа в программе Компас 3D LT V11

 

Оценки за урок

 

Домашнее задание.

Оценки за урок -  (озвучивает помощник, либо преподаватель)...

 

Домашнее задание п. 31, стр. 140, рис. 144 - выполните анализ формы детали, ответьте на вопросы.                           (слайд №20)

 

В тетради выполните рисунок какого-либо окружающего предмета, выполните анализ его геометрической формы.

Выставляют оценки.

 

Записывают домашнее задание.

Подведение итогов

 

Рефлексия настроения.

 

Что нового вы узнали на уроке?

 

 

 

Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока?

 

Что больше всего понравилось?

 

 

 

 

Какое настроение в конце урока?

 

Уверены ли в своих силах сейчас?

Дают ответы.

Ответ 1 группы: - научились анализировать, теперь будет легче чертить чертёж.

 

Ответ 2 группы: - да.

 

Ответ 3 группы: - работать сообща. Программа Компас.

Построение животного из геометрических фигур

 

Ответ 2 группы: - хорошее.

 

Ответ 1 группы: - да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Оренбургской области

Министерство образования Оренбургской области

Актуализация знаний Создать проблемную ситуацию

Актуализация знаний Создать проблемную ситуацию

Конспект урока Этапы урока

Конспект урока Этапы урока

Работа у доски Предлагаю вспомнить какие геометрические тела вы знаете, эту тему мы проходили на предыдущем уроке

Работа у доски Предлагаю вспомнить какие геометрические тела вы знаете, эту тему мы проходили на предыдущем уроке

На выполнение задания отводится 3 минуты

На выполнение задания отводится 3 минуты

Молодцы! Предлагаю работу у доски

Молодцы! Предлагаю работу у доски

Отчет о работе в группе. 1

Отчет о работе в группе. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2021