Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках черчения
Оценка 4.8

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках черчения

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
черчение
Взрослым
23.10.2018
Организация самостоятельной деятельности обучающихся  на уроках черчения
В статье описывается использование различных видов самостоятельной деятельности обучающихся на уроках черчения. Такие как: решение занимательных заданий, графических работ, творческих заданий, работа по учебнику. В качестве занимательных заданий на уроках используются головоломки, кроссворды, тесты. Выполнение графических работ является главной формой проверки знаний. Чтобы обеспечить хорошее качество проверки графических работ работаю по определенному плану. Также при организации самостоятельной деятельности применяю работу с учебником. Считаю, что для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках.Применение на уроках черчения различных видов самостоятельной деятельности обучающихся.
статья Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке черчения.doc
Организация самостоятельной деятельности обучающихся  на уроках черчения Петрова Ираида Михайловна, преподаватель спецдисциплин Преподаватель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся Формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности сейчас рассматривается как одна из основных задач образования, так как федеральные   государственные   образовательные   стандарты   требуют повышение роли самостоятельной деятельности обучающихся. Обучение   предполагает   активную   деятельность,   как   преподавателя, так и обучающихся. Как бы не старался преподаватель, если обучающиеся не работают – процесса  познания нет. Главное  ­ приучить обучающихся трудиться самостоятельно. Преподаватель передает определенные знания и управляет процессом их усвоения. Мало дать информацию, надо помочь выработать   навыки   учебного   труда,   умение   пользоваться   полученными знаниями. Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого   урока,   ибо   она   позволяет   исключить   праздное времяпрепровождение,   заставляет   работать   мысль,   прочнее   и   глубже усваивать   изучаемый   материал.   Самостоятельные   работы   должны   быть разнообразны,   их   продолжительность   должна   быть   оптимальна.   И   очень хорошо   сказал   по   этому   поводу   К.Д.   Ушинский:   “   …дитя   требует деятельности   беспрестанно   и   утомляется   не   деятельностью,   а   ее однообразием и односторонностью”. Под   самостоятельной   учебной   работой   понимают   любую организованную   деятельность   учащихся,   направленную   на   выполнение поставленной   дидактической   цели   в   специально   отведенное   для   этого время:   поиск   знаний,   их   осмысление,   закрепление,   формирование   и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.  Под   самостоятельной   деятельностью   мы   понимаем   также   такую деятельность   учащихся,   при   которой   они   по   заданию   преподавателя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность.  Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках —   научить   учащихся   мыслить,   анализировать,   обобщать   и   усваивать учебный материал. Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа. Во   многих   источниках   можно   встретить   следующее   определение: самостоятельная   работа   выступает   как   специфическое   педагогическое средство   организации   и   управления   самостоятельной   деятельностью учащихся. Эффективность   выполнения   учащимися   самостоятельной   работы   в процессе обучения черчению прямо зависит от условий, обеспечивающих ее организацию,   планирование,   управление   и   контроль.   Под   организацией самостоятельной   работы   подразумеваются   действия   преподавателя   и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для   своевременного   и   успешного   выполнения   задания.   Создание   таких условий   требует   от   преподавателя   знаний   психолого­педагогической специфики методов управления познавательной деятельностью учащихся, умения   своевременно   и   правильно   формулировать   и   трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность. Иначе   говоря,   организуя   самостоятельную   деятельность   учащихся, преподаватель должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы: — когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении любого учебного материала; — какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную следует выбрать и использовать на каждом этапе усвоения знаний? Требования к организации самостоятельной работы на уроке черчения:    цель и учащийся должен знать пути ее достижения.   Самостоятельная   работа   должна   соответствовать   учебным возможностям каждого учащегося. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.   самостоятельной работы и управление самим процессом работы.   Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача – развитие познавательных способностей, инициативы и творчества учащегося.  Преподаватель   обеспечивает   сочетание   разнообразных   видов В жизни нам ничего не достается в готовом виде. Все, чего добивается обычный человек, он добивается своим трудом. И тем дороже нам наши достижения, чем больше труда мы в них вложили. Также обстоит дело и с теми   знаниями,   которые   получают   наши   учащиеся.   Потому   что прослушанная   информация,   даже   если   она   очень   интересна,   может   не оставить никакого следа. То, что учащиеся получили в готовом виде, может быстро «выветриться». А те знания, которые обучающиеся добывали сами с помощью различных видов учебной деятельности, которые применяли на практике, будут сопровождать их всю жизнь.  На уроках черчения часть учащихся не получают  готовых знаний, а добывают   их   своим   умом,   усердием,   любознательностью.     Думаю,   что процессы обучения и воспитания только тогда развивают личность, если они   пропускаются   через   призму   сознания   ученика   и   воплощаются   в деятельностных   формах.   Поэтому   на     уроках     стремлюсь   использовать различные виды самостоятельной деятельности учащихся. Это решение занимательных заданий, графические работы, творческие задания, работа по учебнику.  Хочется   поделится   некоторыми   формами   организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроках черчения. 1. Занимательные задания.  Роль занимательного элемента   в обучении видится не в том, чтобы науку, предмет превращать в забаву, а напротив, забаву ставить на службу обучению. Занимательные   задания   побуждают   работать   мысль   учащегося. Насыщенные   занимательностью   задачи,   вопросы   и упражнения  углубляют   понимание   учащимися  предмета,  вовлекают   их  в активное сотрудничество с преподавателем.   головоломки, Для эффективного воздействия на учащихся необходимо: 1) применять занимательные задания ­ они используются в основном при закреплении изученного материала; 2)   учитывать   индивидуальные   особенности   учащихся,   подбирать варианты задач, головоломок разной степени сложности; 3) создавать ситуацию успеха. В   качестве   занимательных   заданий   на   уроках   используются головоломки, кроссворды, тесты. а)   головоломки   включают   разнообразные   термины   и   понятия, связанные   с   темами   предмета,   расширяет   общий   кругозор   учащихся. Способствует   их   умственному   развитию,   повышает   интерес   к   учёбе, помогают   лучшему   усвоению   материала,   формирует   такие   качества личности, как настойчивость, целеустремлённость.  Головоломки можно использовать на разных этапах урока: например, после   изучения   нового   материала   на   уроке   помогут   закрепить   разные термины и понятия. б) кроссворды. Решение кроссвордов позволяет в необычной форме не только   повторить   и   закрепить   изученный   материал,   но   и   познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями. Решение   кроссвордов   развивает   сообразительность,   настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Составлять и предлагать кроссворды надо с учётом уровня знаний и умственного развития учащихся. Очень   хороший   результат   даёт   задание   учащимся   составить   кроссворд самим.   В   этом   случае   они   не   только   подбирают   слова   для   заполнения клеток, но и дают их правильное определение, характеристику понятия. 2. Работа с учебниками.  При   организации   самостоятельной   деятельности   также   применяю работу   с   учебником.   Для   развития   умения   использовать   метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. Задание может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение   основных   терминов,   выделенных   курсивом,   определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника.  3. Выполнение графических работ.  Неотъемлемую часть самостоятельной работы обучающихся на уроках черчения занимает выполнение графических работ.  При подготовке к уроку, на котором будет выполняться графическая работа,   я   продумываю   план,   т.е.   последовательность   выполнения графической   работы,   план   самоконтроля,   меры   помощи   отстающим обучающимся.  Выполнение   графических   работ   является   главной   формой   проверки знаний. Чтобы обеспечить хорошее качество проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:  1.  Проверка   правильности   оформления   чертежа  (выполнение   рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).  2.   Проверка   правильности   построения   чертежа   (соблюдение проекционной   связи,   применение   типов   линий   согласно   их   назначению, полнота и правильность ответа).  После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях. Практически все темы курса черчения предусматривают выполнение графических работ (в учебном плане предусмотрено12 графических работ). Остановлюсь   также   на   организации   самостоятельной   деятельности учащихся   при   использовании   проектной   технологии   обучения.   Проект   – самостоятельная творческая работа учащегося, начиная от идеи – кончая материальным   воплощением.   Результатом   изучения   курса   строительное черчение   являются   мини­проекты.   Например,   учащиеся   выполняют графическую творческую работу по теме «Выполнение генерального плана дачного   участка»,   причем   выполняется   по   усмотрению   учащихся:   либо макеты генерального плана, либо на формате (со всеми строениями).   Считаю,   что   самостоятельные   графические   работы   показывают результат   и   эффективность   работы   и   преподавателя,   и   учащихся. Проявляется   не   только   уровень   знаний,   но   и   самостоятельность обучающегося,   индивидуальный   стиль   его   деятельности,   творческий   или стандартный подход. Поэтому оценивать и анализировать необходимо не только   знания,   но   и   саму   деятельность,   ее   качество   и   графическую грамотность.   При   этом   следует   обратить   особое   внимание   на самостоятельность обучающегося, которая проявляется в целеполагании, в мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности. Если   говорить   о   мотивации,   то   для   преподавателя   важно,   чтобы обучающийся   понимал   полезность   выполняемой   работы.   Требуется психологическая   настройка   обучающегося   на   важность   выполняемой работы   как   в   плане   профессиональной   подготовки,   так   и   в   плане расширения кругозора, эрудиции.  В   заключении   хотелось   бы   отметить,   что   главным   достоинством самостоятельной работы на уроках черчения являются:  Во­первых,   обеспечивается   система   организации   самостоятельности учащихся, охватывающая все этапы процесса обучения. Во­вторых,   предусматривается   всесторонняя   диагностика   учебной деятельности,   что   дает   возможность   осуществлять   индивидуально­ дифференцированный подход к учащимся при отборе заданий, коррекции действий и оценке результатов.  В­третьих,   ускоряется   процесс   образования   комплекса   умений,   в котором важную роль играет саморегуляция учащихся. Целенаправленное проведение   взаимоконтроля   и   самоконтроля   не   только   активизирует учение, но и стимулирует ответственность учащихся.  Таким образом, результат самостоятельной работы — это выполнение графических работ, решение занимательной задачи, проектная творческая деятельность. Ценность результата в том, что обучающийся приходит к ней самостоятельно и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые выполняют самостоятельную работу в совместной деятельности.  Список литературы:  1. Балягин С.Н. Справочное пособие по черчению. – М., 2002.  2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение:  учеб. для общеобразоват. учреждений, 4­е изд., дораб. – М.: АСТ:  Астрель,2010. 3. Преображенская Н.Г. Черчение (рабочая тетрадь). – М., «Вентана –  Граф», 2003  4. Степанкова В..В. Карточки задания по черчению. – М., 2004. 5. Титов С.В.  Занимательные задачи по черчению. – Мензелинск, 2004.

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках черчения

Организация самостоятельной деятельности обучающихся  на уроках черчения

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках черчения

Организация самостоятельной деятельности обучающихся  на уроках черчения

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках черчения

Организация самостоятельной деятельности обучающихся  на уроках черчения

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках черчения

Организация самостоятельной деятельности обучающихся  на уроках черчения

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках черчения

Организация самостоятельной деятельности обучающихся  на уроках черчения

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках черчения

Организация самостоятельной деятельности обучающихся  на уроках черчения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2018