Методическая разработка
Оценка 4.9

Методическая разработка

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
история
31.05.2021
Методическая разработка
vospitanie_patriotizma_na_urokah_istorii.docx

Оглавление

                 Введение…………………………………………………..……………3

1 глава.

История патриотического воспитания……..….………………………………………….….……4

2 глава. Проблема патриотического воспитания учащихся на уроках истории:

теоретический аспект…..…………………………….….………8

3 глава. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию:

практический опыт………………….……………………….……11

Заключение……………………………………………………...……22

Список литературы………………………………………….…....24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтоб стать мужчиной - мало им родиться

Чтоб стать железом - мало быть рудой.

Ты должен переплавиться. Разбиться.

И, как руда, пожертвовать собой.

Какие бури душу захлестнули!

Но ты - солдат! И все сумей принять:

От поцелуя женского до пули,

И научись в бою не отступать.

 Готовность к смерти - тоже ведь оружье,

И ты его однажды примени…

Мужчины умирают, если нужно,

И потому живут в веках они.

(Михаил Львов)

 

 

Введение

       Патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности Отечества.

Цель патриотического воспитания - выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

- утверждение в сознании и чувствах молодежи гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

-  уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям.

       Однако, выполнение этой цели усложняется тем обстоятельством, что изменения, происшедшие в стране, смена системы социальных отношений привели к распаду сложившейся системы патриотического воспитания.

Вот данные анкетирования нашей школы. Учащимся задавали вопрос: знают ли они, кто эти личности?

 

 

знают

 

7 класс

8 класс

Александр Невский

70%

72%

Дмитрий Донской

79%

76%

Сергий Радонежский

76%

58%

Минин и Пожарский

75%

78%

Кутузов

75%

80%

Суворов

80%

82%

Магомед Нурбагандов

100%

100%

Хабиб Нурмагомедов

100%

100%

Анализ данной ситуации доказывает, что учащиеся слабо знают выдающихся личностей нашей Родины.  

      Мне кажется, что сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине, патриотическому воспитанию должна отводится особая роль.  Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу о ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.

 Моя личная задача как учителя, как гражданина- помочь учащимся в выработке у них чувства гордости за тех людей, кому небезразлична была судьба России, и, может быть, в какой – то степени приблизиться к тем истокам нравственности, чистоты и порядочности, исходивших от славных сыновей Отечества.

        

 

1 глава. История патриотического воспитания.

   

   Традиционно под гражданско-патриотическим воспитанием понималось привитие любви к Родине, уважения и преданности сущест­вующему государственному порядку.

        Длительное время в официальной педагогике основу воспи­тания патриотизма составляла идея подчеркивания положитель­ных сторон действительности и замалчивания отрицательных, особенно при преподавании истории.

В истории России в конце XVIII века имело место «критиче­ское» направление образования (Л. Мусин-Пушкин), когда на первый план выставлялись отрицательные герои родной исто­рии и литературы.

На недопустимость негативного содержания образования, которое не годится для детей, обращал внимание К. Д. Ушинский. Такое пагубное «образование» деморализовало школьников, отнимало у них веру в лучшее будущее.

       Материалы реформы средней школы 1915 г. указывали на недопустимость фальши, тенденциозности в преподавании ис­тории, нравоучений на патриотические темы.

 Не вызывает сомнения, что любовь к Родине можно воспитывать только научно-правдивым изложением исторического курса. В ином случае школьники теряют к нему до­верие. Отсюда выдвигалось однозначное и категоричное требо­вание устранения из преподавания неправды и тенденциозности.

      В 1930-е годы содержание патриотизма наполнилось пре­данностью вождю, пассивной исполнительностью. Акцент пе­реносился на изучение роли народных масс в истории, классо­вой борьбы, революционных движений и социалистических идей. Большой опыт в патриотическом воспитании молодежи че­рез изучение истории Отечества был накоплен в первые годы Великой Отечественной войны, поскольку сама жизнь ставила перед школой задачу повышения идейно-политической насы­щенности всего учебного процесса и, в частности, уроков исто­рии. Необходимо было подготовить школьников к любым испы­таниям во имя защиты Родины. По справедливому замечанию академика Н. М. Дружинина: «в преддверии неминуемой войны история стала подлинным орудием гражданского воспитания народа».

     В условиях начавшейся войны первоочередным действием Наркомпроса РСФСР было внесение изменений в содержание курсов истории.

В программах перераспределялось учебное время, отводимое на изучение отдельных разделов и тем, ис­ключался менее значимый в сложившихся условиях материал.

     Стремление дать выпускникам средней школы полноценный объем знаний о прошлых периодах отечественной истории, в которых наиболее ярко и впечатляюще проявились мужество, патриотизм, самопожертвование русского народа, священная ненависть к иноземным захватчикам, было оправдан­но тем, что многие десятиклассники прямо со школьной скамьи от­правлялись на фронт, вступали в партизанские отряды.

    Чтобы удовлетворять возросший интерес школьников к ис­тории и успешно решать проблему патриотического воспитания, необходимы были новые учебники, но их катастрофически не хватало.

     В сложившейся ситуации неоценимую помощь советской школе оказали ученые историки института истории АН СССР и Московского государственного университета - С. В. Бахрушин, К. В. Базилевич, II. М. Дружинин, Б. Д. Греков, М. В. Нечкина, Е, В. Тарле, М. Н. Тихомиров и др. Уже в июне 1941 года они опубликовали брошюры, статьи в журналах и газетах о борьбе с интервентами на разных этапах истории России,

 о выдающихся отечественных полководцах и флотоводцах. Работа по корректировке программ привела к изменениям и в методике преподавания истории. Значительное место на уро­ках заняли образный, эмоциональный рассказ учителя, эвристи­ческая беседа, охватывающая всех учеников.

Важную роль ста­ло играть привлечение фактов периодической печати, широкое использование произведений историко-художественной литера­туры и советской публицистики военной поры, иллюстраций, плакатов, исторических документов и др. На многих занятиях использовали индивидуальные задания, различные виды само­стоятельной работы.

     Много внимания уделялось военной истории, изучению крупнейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечест­ва. Объектом особого интереса учащихся было знакомство с полководческим искусством

А. Невского, Д. Донского, А. Суво­рова, М. Кутузова и др.

     Классные занятия по истории дополнились разнообразными формами внеклассной работы. Получили распространение исто­рические кружки, сферой деятельности которых было изучение героического прошлого и настоящего народов нашей страны, раскрытие подвигов многих героев Отечественных войн.

 Прово­дились ученические конференции «Патриотизм русского наро­да», «Герои Гражданской и Великой Отечественной войн». Ис­торические вечера с сообщениями и докладами школьников, ве­лась переписка с фронтовиками, проводились экскурсии к па­мятным местам боевой и трудовой славы. Подобная работа по патриотическому воспитанию велась в Советском Союзе, и после войны.

    В годы «перестройки», как известно, изменилось многое. Высказывались суждения, что служение только России для рос­сийских граждан должно уйти в прошлое и его должно заменить служение всему человечеству.

 

В результате богатейший опыт формирования чувства любви и верности к своему Отечеству, накопленный советскими методистами и историками, был, если и не отвергнут, то, по крайней мере, забыт. Конечно, человек, родившийся на Земле, должен и служить Земле. Но коль сама история разделила всех людей по своим землям (странам), человек, естественно, всеми своими корнями привязывается именно к ней.

     Слово «патриот» пришло в Россию из Франции. Так 200 лет назад называли граждан, добровольно вступивших в армию для борьбы с австро-прусскими интервентами. В Испании термин «патриот» встречается в призыве «Патриа о муэрте!» - «Родина или смерть!».

     Существует множество толкований слова «патриотизм»:

-  патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу;

- патриотизм - любовь к родине; привязанность к месту сво­его рождения, месту жительства;

патриотизм — это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины.

       Исходя из данных трактовок, можно сделать вывод:

пат­риотическое воспитание это процесс воз­действия на учащихся с целью осознанного восприятия ими ис­торических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качест­вах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, не­примиримость к врагам России.

    

 Патриотизм проявляется в различных условиях.

Патриоти­ческое чувство российского гражданина выражается в осознании долга по отношению к Родине,

 в стремлении охранять и приумножать все то материальное и духовное, что накоплено поколениями предшественников,

 в желании содействовать улуч­шению жизни соотечественников, наконец, в готовности по­жертвовать ради Отчизны личными интересами и даже жизнью.

     Воспитание патриотизма через изучение истории на рубеже ХХ-ХХ1 вв. сопряжено с рядом негативных явлений, охватив­ших часть общества. Это и психологическое потрясение, прони­завшее Россию в последние 15-20 лет. Это и слом традиций об­щения и взаимодействия людей различных национальностей и религиозных конфессий. Наконец, это низкий жизненный уро­вень многих миллионов семей. Эти и другие факторы вынужда­ют подрастающее поколение больше само воспитываться на ок­ружающей действительности, чем на изучении истории.

 

2 глава. Проблема патриотического воспитания учащихся на уроках истории: теоретический аспект.

     Патриотическое воспитание начинается с определения педагогами – преподавателями истории – ценности познания истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма.

Современная методика содержит большое количество документов и материалов, позволяющих успешно решать задачу патриотического воспитания учащихся.

    Задачи патриотического воспитания в концепции стандартов второго поколения:

1.      Социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического, правового государства, формирования гражданского общества;

2.      Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины;

 

 

3.      Восстановления образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.

    В концепции подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории в свете последних разработок лаборатории теории и методов воспитания включены следующие пути:

1) интеграция предметов гуманитарного цикла;

2) углубленное изучение исторического материала на основе современных исторических исследований и их философского анализа;

3) актуализация исторических событий с явлениями и проблемами современного мира;

4) теоретическая обоснованность активизации деятельности учащихся в процессе исторического познания, в развитии исторического мышления, сознания, исторической памяти.

    

Сегодня воспитание становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Одним из основных факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как педагог-историк   на основе мощного использования воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине.

      Наблюдается проблема, когда при изучении истории у части учеников, за период учебы в школе, складывается стереотип: история — это исторические даты, события и деятели.

 Эта проблема находит свое решение в том, что в основе патриотического воспитания на уроках применяется системный и комплексный подходы.

     Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием.

      Патриотическое воспитание молодежи сегодня требует целенаправленных усилий не только в закрепления традиционного, оправдавшего себя временем такого направления, как изучение истории в процессе учебно-познавательной деятельности, но и поиска новых источников и факторов, стимулирующих этот процесс.

Ускорение темпа современной жизни, информационная революция требуют усиления внимания к развивающей системе обучения и воспитания. В этих условиях остро встает вопрос об усвоении знаний, получаемых в школе, об улучшении их качества. Освоить программу по истории, имея два часа в неделю, сложно. Ведь важно предусмотреть, чтобы образовательное поле, включающее воспитательный сектор, обеспечивало целостную картину мирового исторического

 и культурного опыта, на который опирается развитие ученика.

 

 

    Критерии отбора содержательных аспектов изучения истории:  

 - целостность и системность исторического материала, его преемственность;

-  постановка и изучение гражданских, нравственных проблем;

- объем содержания должен точно соответствовать заданным целям.

 

  На мой взгляд, необходимо включать, как одно из условий патриотического воспитания, изучение дополнительного исторического материала. Чтобы заинтересовать ученика в этом, учитель вместе с учениками ведет работу с документами, публицистикой, мемуарами, словарями, энциклопедиями и другими источниками. Применение источниковедческого метода способствует формированию у учащихся интереса к предмету, выработке навыков самостоятельного изучения документов и дополнительной литературы, углублению знаний по истории. Характер и результаты воспитания в процессе обучения определяются научностью, содержанием преподаваемых знаний, организацией и методами учебной работы, связью обучения с личным опытом учащихся, учетом особенностей их возрастного и индивидуального развития.

 

3 глава. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию: практический опыт.

    Я считаю одним из важных условий повышения эффективности нравственного воспитания в обучении истории – воспитание патриотизма на примере выдающихся исторических персоналий и определения их роли в важнейших событиях страны. Нравственные убеждения школьников во многом складываются под влиянием людей, на которых они хотели бы быть похожими. Поэтому очень важно на соответствующих уроках давать по возможности развернутые характеристики исторических личностей, показывать мотивы и результаты их деятельности.

   Вся наша русская история дает богатейший материал для воспитания чувства любви к Отечеству. Я хочу показать, как этого добиться на примере изучения личностей Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Невского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Ивана Сусанина…, героев Отечественной воны 1812 года, героев Великой Отечественной войны и наших современников…

    В 6 классе Изучая тему «Внешняя политика Александра Невского», начинаю урок с простых вопросов. что вам известно о времени, в котором довелось жить князю Александру? Как вы понимаете слова H.M. Карамзина: «В дни общих бедствий родилась слава Невского"? Далее говорю о том, что слава великого полководца вдохновила композитора С. Прокофьева написать патриотическую кантату «Александр Невский» (прослушивание отрывка из кантаты "Вставайте люди русские») Затем следует рассказ о Невской битве, состоявшейся в 1240 году, где раскрываются ее причины, ход, итоги, значение

В 1241 году в новгородские земли вступили немцы, и вновь Александр спасает Отечество, разбив неприятеля в битве на льду Чудского озера. Это событие нашло отображение в художественной литературе,

Проявленные мужество русских воинов и полководческий талант Александра Невского вдохновили К. Симонова написать поэтическое произведение «Ледовое побоище", в котором полнее предстает перед нами образ великого полководца. Обучающийся читает наизусть отрывок из поэмы К. Симонова «Ледовое побоище», далее идет обсуждение по отрывку произведения, в чем проявилось полководческое искусство Александра Невского?

Германцы получили потрясающий урок, летом в Новгород приехали послы из Ордена и просили у

Александра Вечного мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда Александр произнёс слова, ставшие на Русской земле пророческими «Кто с мечом к ним придет, от меча и погибнет».

На примере Александра Невского учились искусству русские полководцы и   военачальники, проявившие свой талант в годы суровых испытаний. В 1942 году, по время Великой Отечественной войны, в борьбе с фашистской Германией был учрежден боевой советский орден Александра Невского,

которым награждались офицеры и генералы, командиры от взводов до дивизий за успешно проведенные боевые операции, личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.

 

    Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как проходил прогресс, какие яркие личности жили в это время. И я продолжаю свой рассказ о настоящем патриоте своей Родины - князе Дмитрии Ивановиче, за победу в Куликовской битве, прозванным Донским. Тема: «Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.»

Уже только эпиграф к уроку создает атмосферу возвышенных патриотических настроений. Эти слова Дмитрия Донского взяты из «Сказания о Мамаевом побоище»: «Ныне же пойдём за Дон, и там или победим и всё от гибели сохраним, или сложим свои головы…», а также слова А.А. Блока из поэмы «На поле Куликовом»: «И вечный бой! Покой нам только снится…»

 

   На уроке всё внимание учащихся следует сосредоточить на нравственных понятиях -патриотизме, храбрости, мужестве русских воинов. С этой целью целесообразно познакомить учащихся с понятием о духовной силе человека, данным В.А.Сухомлинским: «Человечество уже в седой древности убедилось, что кроме силы физической у человека есть сила духовная- верность своим убеждениям, уверенность человека в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие». Лучшим доказательством важного значения, придаваемого деятельности Дмитрия современниками, служит существование особого сказания о подвигах этого князя. В житии прославляется строгая жизнь князя, его высокие нравственные качества. Перед учащимися репродукция «На поле Куликовом». Представьте себе, что вы воины и скоро вступите в смертельную битву. Какие чувства могли испытывать воины перед боем?

     В 7 классе изучается тема: Второе ополчение. Освобождение Москвы. Воспитательной целью урока является знакомство учащихся с выдающимися патриотами России на примере К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина. Главная идея урока – борьба за независимость Родины. Всенародное патриотическое движение развернулось по России. Все это укрепляло в народе чувство гордости за страну, воспитывало патриотизм, формировало

национальное достоинство и национальное самосознание русского народа.

Для более прочного запоминания и усвоения деятельности этих людей можно составить опорные схемы.

 

 

 

 

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о деятельности К. Минина Д. Пожарского и И. Сусанина, и по ходу их повествования составляются схемы:

 

Кузьма Минин             Дмитрий Пожарский      Иван Сусанин

 


Нижний Новгород                  Москва                        Кострома

 


Земский староста                     Князь                        Крестьянин

 


Инициатор создания        Возглавил второе          Завел поляков

 второго ополчения                ополчение                      в дебри

 


Сбор средств и            Освобождение Москвы    Погиб, но и                 

Пожертвований                        от поляков         врагов    погубил        

 

 

1812 г. Памятник Минину и Пожарскому        Опера М.Глинки

Скульптор И.П. Мартос                                     «Жизнь за царя»

«Гражданину Минину и князю

Пожарскому благодарная Россия».

 

8класс. При изучении эпохи Екатерины II важно отметить успешность внешней политики государства. Изучая достижения русского военного искусства перед учителем, встаёт задача познакомить учащихся с подвигами русских воинов под командованием А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова, способствовать военно-патриотическому воспитанию искусства

Перед обучающимися ставится проблема: в чём причина побед России в войнах XVIII века?

 Учащиеся делятся на две команды:

1. Армия под командованием   Суворова А.В                       

2. Эскадра под командованием Ушакова Ф.Ф.

    Каждая команда работает с текстом учебника и с книгами «Наука побеждать» А.В. Суворова и «Флотоводческое искусство» Ф.Ф. Ушакова.

Учащиеся анализируют источники и делают выводы. Вся жизнь и деятельность А.В. Суворова позволяла ему сказать: «Потомство моё, прошу брать мой пример до издыхания быть верным… Отечеству».

   

Блестящие победы Ф.Ф. Ушакова на Чёрном и в Средиземном морях перекликались с суворовскими победами на суше. Когда Суворов при встрече благодарил и хвалил Ушакова, то флотоводец сказал: «Не мне слава, а народу нашему, который исстари сражался именно так… всё это исконно русское бесстрашное, повелось с древности».

     Для закрепления знаний можно провести игру «Россыпь», нужно подобрать соответствующие пары. От каждой команды по 2 человека,

на доске устанавливают карточки. Карточки: А.В. Суворов Ф.Ф. Ушаков,

Генералиссимус, В. Суриков, флагман, адмирал, крепость, бой, Чёртов мост,

«Переход … через Альпы» «Наука побеждать «Корабль, Глазомер, быстрота, натиск, Корфу

 

 

9 класс. Тема: Отечественная война 1812г.

1812 год был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания. Итоги кампании 1812 года во многом определили на целое столетие развитие российской истории. Участники событий 1812 — это наши предки, которые поднялись на защиту Родины, и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе дошла до нас, и не может быть предана забвению.

Учащиеся создают презентацию и демонстрируют на уроке портреты героев- участников войны 1812г.

  

  Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода.

Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.

Ученикам старших классов можно предложить темы для защиты рефератов: «Блокада Ленинграда», «Великая битва на Волге», «Операция «Эдельвейс», «Тыл в годы Великой Отечественной войны», «Мои земляки – участники Великой Отечественной войны».

Непременным условием гражданского патриотического воспитания является изучение учащимся истории своей семьи. Как считал Сухомлинский, значительное воздействие производит использование познавательных исторических игр-путешествий. Применение фотографий с изображением родной природы, написание сочинений о родном городе, знаменитых соотечественниках: деятелях науки и культуры-Р. Гамзатов, М.Кажлаев, М.Манаров, М.Толбоев и др.

Знакомство с земляками-героями Советского Союза, проявившими героизм в годы Великой Отечественной войны: Амет-хан Султан, М.Гаджиев, Х. Нурадилов, В. Эмиров и др.

 Учащиеся знакомятся с историей родного края через уроки истории в школьном музее,

посещая сквер Памяти в честь братьев Нурбагандовых, Вечный огонь, принимают участие в торжественных митингах, посвященных Дню Победы. 

Стало традицией участие в акции «Бессмертный полк». Ученики знакомятся с именами Героев России, дагестанцев, погибших от рук боевиков, например, житель села Ансалта Ботлихского района двадцатилетний Гаджимурад Нурахмаев.

При изучении Великой Отечественной войны можно дать задание по определению роли своего города или поселка в достижении победы через рассказ о героях-земляках и

 

     На уроках можно использовать следующие формы работы:

1.      Визуальные источники.

На каждом уроке стараюсь использовать визуальные источники (картины, рисунки, фотографии…), которые имеют целью создать зрительный образ, что является основой изучения материала.

    Изображение – фактор мотивации обучения и важнейшее обучающее средство. В учебной деятельности картина, рисунок, плакат, карикатура, как и любой другой вид источников выступают носителями новых исторических знаний. Помимо этого, они выполняют функцию иллюстрирования теоретического материала, актуализации знаний, их закрепления и проверки, формируют эмоциональный компонент процесса обучения. Активное включение изобразительных материалов в процессе обучения обеспечивают современные компьютерные технологии.

    Привлекая учащихся к организации презентаций, компьютерных мини-музеев, виртуальных экскурсий и т.д., к подбору графических изображений

при изучении определенной исторической темы, учитель не только способствует развитию предметной компетентности, но и формирует социально значимые умения и навыки, развивает способности учащихся, создает для них ситуацию успеха. Источник должен быть доступным и достаточно ярким по содержанию, максимально соответствовать поставленной цели, проблемному вопросу, теме урока.

 

2.      Исторические документы.

   Работа с историческими источниками играет большую роль в изучении истории. Педагогическое воздействие исторических источников определяется не только их содержанием, но и стилем, эмоциональностью изложения. Источники значительно расширяют круг социальной информации, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников. Работа с историческими источниками учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию, подмечать черты отдаленной исторической эпохи. Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и критического осмысления информации, способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской деятельности.

Например:

«… первые над гробом святого Сергия поцеловали крест в том, чтобы сидеть в осаде без измены. Все люди ратные и монастырские следовали их примеру в духе любви и братства, ободряли друг друга и

с ревностью готовились к трапезе кровопролитной, пить чашу смертную за отечество…»

«… Святой Сергий охрабрил и невежд; без лат и, без навыка и знания ратного, они шли на волков опытных, доспешных, и побеждали.»

Учащиеся по этому документу должны сами сформулировать вопросы (например, какую роль сыграл Сергий Радонежский в поднятии духа осаждённых?)

 

 

3.      Технологический приём «вживание в образ»

Для более полного и эмоционального восприятия качеств личности детьми я использую этот приём. Вживание в образ возможно в различных вариантах:

- С помощью исторического документа;

- С использованием визуальных источников;

- Озвучивание кадров немого кино;

-Через личные высказывания героев;

- Методом ролевой игры.

4.      Кинофрагменты

  Такая форма проведения урока оказывает неизгладимые впечатления в сердца детей. Обычно    обучающиеся очень хорошо воспринимают фильмы, воспитательное значение его велико и после просмотра, ответив на поставленные вопросы, необходимо подвести итог.

5.      Немое кино

  Удачным приёмом для знакомства с историческими личностями является так называемое озвучивание кадров «немого кино» Предварительно хорошо изучается данная тема. Учащиеся просматривают художественный фильм.

 В наиболее значимом по сюжету отрывке фильма выключается звук. Учащиеся должны представить и исполнить то, что говорят герои фильма.

Этот приём помогает эмоционально представить характер и ситуацию, в которой оказался данный герой, такая методика очень нравится детям.

6.      Игровые формы работы

Чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроках, я использую задания, мотивирующие познавательную деятельность, а именно те, которые обладают определенной привлекательностью для учащихся. Эти задания при всем их разнообразии объединяют два качества: во-первых, от ученика их решение требует привлечения опыта, лежащего вне предметной сферы, в известном смысле уравнивает шансы всех учащихся независимо от уровня их осведомленности в области данного учебного курса; во-вторых, результат выполнения этих заданий легко проверяется и одновременно

свидетельствует об определенном прогрессе в области изучения предмета, т.е может быть объектом оценивания. Понятно, что такими контрастными качествами обладают задания, материал которых пересекается с содержанием учебного предмета, а формат заимствован из области интеллектуальных игр и развлечений. Задания подобного рода обладают еще одним преимуществом: их удобно использовать на уроке для индивидуальной работы или работы в группах. Кроме того, составление таких заданий является столь же интеллектуально привлекательным и посильным для ученика, как и их решение, поэтому оно может быть предложено в качестве творческой части домашнего задания, а наиболее удачные «авторские» образцы можно в дальнейшем предлагать для решения на уроке другим учащимся.

Применяю использование анаграмм, т.е.  слов, образованных путем перестановки букв. Различаются два типа учебных анаграмм:

1.      Одни представляют собой случайную перестановку букв в термине или имени исторического персонажа;

2.      Другие же составлены таким образом, что напоминают реальное, но не относящиеся к теме слово.

Уровень сложности задания может при необходимости снижаться за счет добавления полной или частичной дефиниции термина, либо намека на исторического деятеля, имя которого скрыто в анаграмме.

    В 6 – ом классе, например, учащиеся любят зашифровывать имена великих князей.

При каком князе произошло крещение Руси? АДМИРВЛИ

Ответ: Владимир

ВОЛЯРАС (без дефиниции). Ответ: Ярослав

 

 

 

 

 

 

 

Одним из самых популярных заданий являются кроссворды. Учащимся интересно и решать кроссворды и составлять их.

Подобные задания можно давать на обобщающих уроках.

Примерно такой кроссворд составляют учащиеся 8 класса, сами формируют вопросы «Герои войны 1812 года».

Нравится обучающимся и решать матрицу.

У

Ш

А

С

У

Н

Е

В

С

Д

О

К

О

В

О

Р

О

К

М

Н

С

В

К

У

Р

В

И

И

Н

К

О

Й

Й

И

Н

Й

П

И

Н

С

К

И

А

Н

Ы

О

Ж

А

Р

Р

О

М

О

В

 

Задание: найдите и выделите в матрице следующие имена собственные:

1. флотоводец

2. полководец

 

    Выше были рассмотрены только 3 типа заданий, которые позволяют разнообразить индивидуальную и групповую работу в классе. Конечно, таких типов заданий существует великое множество, выбор именно этих заданий объясняется тем, что научиться составлять их можно довольно эффективно, так сказать по инструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

     Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Она является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию.

    Формирование гражданина патриота одна   из   важных   функций   школьного   предмета «История».   Чем нравственнее личность, тем сильнее нравственный дух народа, как науки, имеющей историческую перспективу.

    Настоящая работа - попытка обратить внимание на проблему, связанную с нравственным воспитанием личности.  Уроки истории могут стать стержневыми в сфере нравственного воспитания человека. Современные образовательные технологии нельзя назвать совершенными в этой области. Предмет «История» может сыграть ключевую роль в складывании системы ценностей у учащихся. Нельзя отделить учебу от воспитания, а воспитание от учебы.

    Анализ, проведенный в данной работе, показал, что в нашей стране есть богатейшее наследие, которое стоит использовать в качестве нравственного и духовного богатства.

     Опираясь на свой педагогический опыт, обобщенный в третьей главе данной работы, можно сделать следующие вывод - воспитательная задача нравственного характера, связанная с формированием ценностей у учеников, может решаться различными путями: 

а) через личность учителя;

б) через историю;

в) через применение новых методик и технологий.

 

 

 

 

 

 

 

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.

Время героев, по самому высшему праву,

Ты подарило далеким и близким годам

Доблесть, и славу, и долгую добрую память,

Время героев, а что ты оставило нам?

Ты нам оставило ясное небо Отчизны,

Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,

Ты нам оставило самое главное в жизни—

 Радость работы на мирной, счастливой земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

2. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4

3. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9

4. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.

5. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика – 1998 - №5 – С. 52

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Оглавление

Оглавление

Чтоб стать мужчиной - мало им родиться

Чтоб стать мужчиной - мало им родиться

Введение Патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности

Введение Патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности

Анализ данной ситуации доказывает, что учащиеся слабо знают выдающихся личностей нашей

Анализ данной ситуации доказывает, что учащиеся слабо знают выдающихся личностей нашей

Материалы реформы средней школы

Материалы реформы средней школы

Чтобы удовлетворять возросший интерес школьников к ис­тории и успешно решать проблему патриотического воспитания, необходимы были новые учебники, но их катастрофически не хватало

Чтобы удовлетворять возросший интерес школьников к ис­тории и успешно решать проблему патриотического воспитания, необходимы были новые учебники, но их катастрофически не хватало

Подобная работа по патриотическому воспитанию велась в

Подобная работа по патриотическому воспитанию велась в

Патриотизм проявляется в различных условиях

Патриотизм проявляется в различных условиях

Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей

Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей

Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и…

Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и…

Применение источниковедческого метода способствует формированию у учащихся интереса к предмету, выработке навыков самостоятельного изучения документов и дополнительной литературы, углублению знаний по истории

Применение источниковедческого метода способствует формированию у учащихся интереса к предмету, выработке навыков самостоятельного изучения документов и дополнительной литературы, углублению знаний по истории

Невского"? Далее говорю о том, что слава великого полководца вдохновила композитора

Невского"? Далее говорю о том, что слава великого полководца вдохновила композитора

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как проходил прогресс, какие яркие личности жили в это время

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как проходил прогресс, какие яркие личности жили в это время

Для более прочного запоминания и усвоения деятельности этих людей можно составить опорные схемы

Для более прочного запоминания и усвоения деятельности этих людей можно составить опорные схемы

А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова, способствовать военно-патриотическому воспитанию искусства

А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова, способствовать военно-патриотическому воспитанию искусства

Участники событий 1812 — это наши предки, которые поднялись на защиту

Участники событий 1812 — это наши предки, которые поднялись на защиту

Учащиеся знакомятся с историей родного края через уроки истории в школьном музее, посещая сквер

Учащиеся знакомятся с историей родного края через уроки истории в школьном музее, посещая сквер

Источник должен быть доступным и достаточно ярким по содержанию, максимально соответствовать поставленной цели, проблемному вопросу, теме урока

Источник должен быть доступным и достаточно ярким по содержанию, максимально соответствовать поставленной цели, проблемному вопросу, теме урока

Технологический приём «вживание в образ»

Технологический приём «вживание в образ»

Понятно, что такими контрастными качествами обладают задания, материал которых пересекается с содержанием учебного предмета, а формат заимствован из области интеллектуальных игр и развлечений

Понятно, что такими контрастными качествами обладают задания, материал которых пересекается с содержанием учебного предмета, а формат заимствован из области интеллектуальных игр и развлечений

Одним из самых популярных заданий являются кроссворды

Одним из самых популярных заданий являются кроссворды

Заключение На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения

Заключение На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Список литературы 1. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия

Список литературы 1. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021