Методическая разработка
Оценка 4.9

Методическая разработка

Оценка 4.9
docx
06.04.2023
Методическая разработка
Методическая разработка Мельниковой МВ. Рыбинск.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением английского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 

 

 

Мастер-класс как эффективная форма трансляции педагогического опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

учителя русского языка и литературы

школы № 1 с углубленным изучением

английского языка

Мельниковой Марины Владимировны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Рыбинск

2023

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

3-4

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

4-7

1.1.Траектории профессионального становления и развития  педагога в федеральных программах Приоритетного национального проекта «Образование»

4

1.2.Актуальные компетенции современного педагога

5-6

1.3. Профессиональный стандарт педагога как инструмент достижения качества образования

6-7

ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ  ПЕДАГОГА    

8

2.1. Внутрифирменная модель сопровождения профессионального развития кадров муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 с углублённым изучением английского языка

7-9

2.2. Мастер-класс как эффективный способ трансляции педагогического опыта

9-13

2.3. Проектирование мастер-классов на уроках литературы

13-19

2.4. Мониторинг результативности использования технологии мастер-класса в педагогической практике

19-20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

23

БИБЛИОГРАФИЯ

24

ПРИЛОЖЕНИЯ

25-40

Приложение 1. Конспект урока

25-27

Приложение 2. Методическое обоснование урока

28-31

Приложение 3. Фрагмент исследовательской работы учащегося  

32-33

Приложение 4. Материалы к уроку, собранные учениками  

    34

         Приложение 5. Технологическая карта урока. Рефлексивный самоотчет.

35-38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

«Главные навыки современного мира: способность быть другим, меняться, учиться всю жизнь», – утверждает Е.И. Казакова, член-корреспондент РАО. – И сегодня особенно важно понимать, что учитель должен смотреть на учебный процесс широко, уметь выходить за границы предметного знания, ценить не точность воспроизведения информации, а умение применять знания на практике, видеть различные алгоритмы решения «проблемных

 ситуаций» [1].

Современные требования к работе учителя предполагают открытую педагогическую деятельность и за рамками урока. Учитель растет и развивается в том числе и тогда, когда способен выйти за стены своего кабинета и прислушаться, присмотреться к опыту своих коллег, поделиться своими педагогическими открытиями.  Очень важно собирать в свою педагогическую копилку все самое лучшее, ценное, что, несомненно, будет способствовать повышению качества преподавания, вдохновит, поднимет настроение, принесет пользу как учителю, так и его ученикам. Ведь как известно, «обучая – учись сам». В современных условиях важно идти не только в ногу со временем, но иногда и опережать его.

К учителю всегда – и совершенно справедливо – предъявляются повышенные нравственные требования, от него ожидают постоянного стремления к обновлению знаний, овладению передовыми технологиями, личностному саморазвитию. «Учитель — лидер, который рационально использует время, реально оценивает задачи, решает их и несет ответственность. Такой учитель заражает своей харизмой и обучает на личном примере, не заставляя при этом ученика подражать себе, а помогая ему раскрыть его собственный внутренний потенциал», – пишет Е.Чернобай [ 2 ].

В 2023 году, объявленном Годом педагога и наставника, особенно важной становится трансляция опыта лучших педагогов и наставников в рамках конкурсного движения, создание эффективных моделей сопровождения профессионального развития кадров, проектирование индивидуальных профессиональных маршрутов развития педагогов.

Одной из эффективных форм педагогического роста, а также распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма, как мастер-класс. Сегодня данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Главное достоинство мастер-класса заключается в его способности отвечать вызовам времени: мастер-класс не застывшая форма – он мобилен, как мобилен в современных условиях учитель. Мастер-класс позволяет «точечно», направленно освещать острые вопросы образования, демонстрировать новый метод, прием, подход в чистом виде, не соблюдая условностей, которые необходимо учитывать при организации классического урока.

В какой бы форме ни осуществлялась трансляция педагогического опыта, одновременно с обогащением аудитории происходит самообогащение того, кто его транслирует – профессиональное, личностное, духовное приращение в структуре личности наставника.

Целью работы является изучение возможностей развития профессиональной компетентности современного педагога через трансляцию педагогического опыта.

Задачи:

- рассмотреть современные тенденции профессионального развития педагогических кадров;

- представить эффективную модель сопровождения профессионального развития кадров;

- продемонстрировать возможности мастер-класса как эффективного способа трансляции педагогического опыта.

Основой для методической разработки является эмпирический опыт автора как победителя всероссийского этапа конкурса «Учитель года», являющегося на протяжении 15 лет активным участником сообщества учителей, распространяющих передовой педагогический опыт.

Представляемая работа может вызвать интерес среди административных работников школ, педагогов, в том числе и в первую очередь – у участников различных конкурсов профессионального педагогического мастерства.

 

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

 

1.1.  Траектории профессионального становления и развития педагога в федеральных программах Приоритетного национального проекта «Образование»

                «Обеспечение возможности самореализации и развития талантов» – такова национальная цель Российской Федерации. На ее достижение направлен Национальный проект «Образование», который призван ускорить модернизацию российского образования. Результатом станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Большое внимание уделяется обеспечению возможности профессионального развития и обучения на протяжении всей профессиональной деятельности для педагогических работников (федеральный проект «Современная школа»), вовлечению педагогических работников в национальную систему профессионального роста (федеральный проект «Учитель будущего»). Одним из механизмов стимулирования необходимых системных изменений в образовании является выявление и приоритетная поддержка лидеров – "точек роста" нового качества образования [ 3 ].

 

 

1.2. Актуальные компетенции современного педагога

Одним из путей повышения качества образования является повышение профессиональной компетентности педагога. Успех образования напрямую зависит от личности учителя, его творческого потенциала, общекультурной подготовки и профессиональной компетентности, то есть способности решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. Это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда. Это комбинация личностных и профессиональных качеств.

Современная система образования требует постоянного повышения квалификации и профессионализма учителя, то есть его профессиональной компетентности. Основной целью образования является адаптация к актуальным и перспективным потребностям человека, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина Российской Федерации. А свободно мыслящий, предвидящий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс учитель – гарант достижения поставленных целей.

Профессионально компетентным можно назвать того учителя, который на достаточном уровне осуществляет свою деятельность, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.

Профессиональная компетентность педагога является неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства. Поэтому можно выделить такие профессиональные компетентности педагога:

      1) социально-психологическая компетенция, которая напрямую связана с готовностью решать профессиональные задачи. Это проявляется в том, как учитель организует и планирует свою педагогическую деятельность, организует деятельность учащихся, подбирает соответствующие методы, средства, приемы педагогической деятельности, методы контроля и самоконтроля, обратную связь от субъектов образования.
      2) профессионально-коммуникативная компетентность, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

      3) предметная компетентность - специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретных действий в конкретной предметной области; в контексте совершенствования и повышения качества образования она представляет собой педагогическую систему, адаптированную к научным знаниям, способам деятельности, опыту творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

                                            4) управленческая компетентность, представляющая собой навыки осуществления педагогического анализа, постановки целей, планирования, организации деятельности.

5) информационно-коммуникационная компетентность: наличие достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ; понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, которая направлена на развитие учащихся как субъектов информационного общества;

6) рефлексивная компетентность, состоящая в способности воспринимать себя как субъекта педагогической деятельности, способного организовывать и трансформировать ее с целью оптимизации образовательного процесса. учащихся и их профессионального и личного развития;

7) компетентность в сфере инновационной деятельности – творческого процесса планирования и внедрения педагогических инноваций, направленных на повышение качества образования и воспитания.

Среди путей развития профессиональной компетентности называют систему повышения квалификации, самообразование педагогов, вовлеченность в деятельности профессиональных объединений, трансляцию собственного педагогического опыта.

 

1.3. Профессиональный стандарт педагога как инструмент достижения качества образования

Профессиональный стандарт педагога задаёт высокие требования к профессиональной компетентности педагога: он требует повышения квалификации, но не в традиционном понимании приращения у него профессиональных знаний, умений и навыков, а расширение профессионального пространства педагога как показателя его профессиональной компетентности. Развитие в контексте нового пространства педагога проявляется в его способности к рефлексии своего профессионального уровня, стремлении совершенствовать профессиональные компетенции, выстраивать процесс педагогического самообразования, а также обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня.

В соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог», содержащего совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя, работник образования должен обладать универсальной образованностью, информированностью, эрудицией, профессиональной компетентностью, прогрессивностью. Кроме того, педагог должен уметь находить общий язык с разными детьми, независимо от их способностей и развития, подавать пример подрастающему поколению, начиная с личной жизни и внешности и заканчивая своими профессиональными данными.

Профессиональный стандарт является объективным измерителем квалификации педагога. Он призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, расширять пространство педагогического творчества, избавляя его от мелочной регламентации, но одновременно повышая ответственность учителя за результаты труда.

Называя главным профессиональным качеством педагога умение учиться, он стимулирует изменение подходов к развитию его профессиональных компетенций.

 

ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА   

 

2.1. Внутрифирменная модель сопровождения профессионального развития кадров муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 с углублённым изучением английского языка

Несомненно, путь профессионального развития каждый учитель проходит в образовательном пространстве школы, обладающей (в идеале) своим лицом. Путь муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 с углубленным изучением английского языка, в которой автор методической разработки работает 26 лет, определяется тем, что она является правопреемницей Рыбинской мужской гимназии и стремится сохранять традиции добротного классического образования. В ней начинал свой педагогический путь великий учитель словесности Иван Иванович Зеленцов. Высокие требования, предъявляемые учителем к самому себе, и широкий круг интересов – вот главные векторы влияния личности И.И. Зеленцова на весь педагогический коллектив.

Инновационные процессы в школе тоже личностно-ориентированы: реализован инновационный проект «Музей ученичества как ресурс развития социокультурного и созидающего образования в школе», издана книга «Азбука школы», в которой раскрывается культурный феномен школы №1, а из «пестроты» глав, собранных в алфавитном порядке, вырисовывается образ выпускника Первой.

Школа № 1 являлась региональной инновационной площадкой «Развитие образцов субъектно-ориентированного педагогического процесса (СОПП) в основной школе в рамках реализации ФГОС», участвовала в региональной инновационной программе распространения педагогических практик реализации субъектно-ориентированного типа педагогического процесса в условиях реализации ФГОС.

В этой среде деятельность методического объединения учителей русского языка и литературы приобрела особую значимость как обеспечивающая непрерывное сопровождение профессионального развития кадров.

Главным условием для достижения уровня внутрифирменной модели профессионального сопровождения является высокиий уровень профессиональной компетентности ее участников: среди членов МО учителя высшей категории составляют 80%, 3 члена коллектива являются победителями конкурса лучших учителей ПНПО «Образование», один педагог имеет звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», два –  звание «Почетного работника общего образования», один учитель – победитель конкурса «Учитель года».

Все учителя вовлечены в инновационную педагогическую деятельность разных уровней: школьного, муниципального, регионального.

В организации работы МО реализуется принцип «точек роста»: каждый педагог, обладая профессиональными компетенциями повышенного уровня в определенной сфере деятельности, будь то конструирование рабочих программ, подготовка к итоговой аттестации, ИКТ-компетенции, «подтягивает» до своего уровня коллег. Таким образом, общий профессиональный уровень членов методического объединения постоянно повышается, более того, можно утверждать, что деятельность МО обеспечивает непрерывное профессиональное развитие всех его участников.

О высокой эффективности деятельности методического объединения учителей русского языка и литературы свидетельствуют не только индивидуальные достижения отдельных учителей, но и результаты ЕГЭ обучающихся. На протяжении многих лет СОШ № 1 занимает

1 – 2 место в городе по результатам государственной итоговой аттестации по русскому языку, притом что преподавание предмета осуществляется на базовом уровне.

                                                      


 

                                                   Мониторинг результативности

Год

Относительный средний балл обучающихся СОШ № 1

Относительный средний балл по кластеру

Место в г. Рыбинске

2019

1,13

1,09

I место

2020

1,1

1,08

I место

2021

1,08

1,08

II место

2022

1,08

1,09

I место (наравне с гимназиями № 8 и № 18)

Итак, стабильно высокие результаты итоговой аттестации вне зависимости от того, кто является выпускающим учителем, позволяют утверждать об эффективности модели сопровождения профессионального развития кадров.

 

2.2. Мастер-класс как эффективный способ трансляции педагогического опыта

С 1996 года на втором туре финала конкурса «Учитель года России» участники проводят на сцене мастер-класс. Эта практика существует и по сей день, что свидетельствует о востребованности такого формата демонстрации педагогических умений, как показывающего   способность учителя выйти за рамки преподаваемого предмета на метауровень (уровень общекультурных и мировоззренческих обобщений).

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия “мастер-класс”.

«Мастер-класс (от английского masterclassmaster — лучший в какой-либо области + class — занятие, урок) — современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс — это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер-класс — это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.  

Мастер-класс (или педагогическая мастерская) — это форма индивидуально-творческой деятельности педагога по изучению, систематизации и распространению передового и новаторского педагогического опыта, демонстрации собственного систематизированного профессионального опыта и уровня педагогического мастерства.

Мастер-класс — форма обучения, позволяющая педагогу передавать способ своей деятельности участникам. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру [ 4 ]. 

Анализируя эти определения, можно сделать вывод: мастер-класс отличается тем, что это особая форма учебного занятия, которая основана на практических действиях показа  решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер-класс – это технология. Как известно, педагогическая технология представляет собой структуру, которая включает следующие взаимосвязанные блоки:

·       цель научной идеи

·       последовательные действия учителя и ученика

·       критерии оценки

·     качественно новый результат

Рассмотрим подходы к реализации каждого из блоков при подготовке и проведении мастер-класса.

Основные научные идеи – системно-деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения системы работы учителя-мастера.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат – основа системно-деятельностного подхода: «приращение» профессиональных компетенций, духовного опыта участников мастер-класса.

В педагогической литературе формат проведения мастер-класса определен очень широко: лекции, семинары, диспуты, уроки… Методика проведения тоже не имеет каких-то строгих и единых норм. Совершенно очевидно, что формат и методика проведения мастер-класса в большей степени зависят от   опыта учителя, выработанного за годы работы стиля, степени готовности к распространению своих интересных педагогических находок.

 

Существует несколько критериев эффективности мастер-класса. Среди них традиционно называют следующие.

1.         Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

2.         Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

3.         Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета; способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

4.         Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

5.         Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)

6.         Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

7.         Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации, приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

8.         Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

9.         Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта [5].

Несомненно, в зависимости от целей проведения и аудитории на первый план могут выступать те или иные критерии оценки мастер-класса. Отвечать всем заявленным критериям – задача, кажущаяся невыполнимой. Однако достоинство рассматриваемого формата как раз и заключается в гибкости, вариативности подходов как к его проведению, так и к оцениванию.

Важно понимать, что мастер-класс – это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении многолетней деятельности путем проб и ошибок, затем выстраивается в систему, а главное – отражается в достижениях учеников. Причем это возможность передать не только теоретический опыт, весьма полезный и интересный, но и практический, дающий возможность понаблюдать, как учитель использует те или иные приемы.

Конечно, у каждого опытного учителя своя тайна мастерства и профессионализма. Но кто-то тайну «хранит», а кто-то щедро ею делится, хотя это непросто.

 Во-первых, психологически, эмоционально очень трудно   выйти из так называемой «зоны комфорта» и не побояться показать коллегам, что в педагогической деятельности хорошо получается, какие способы действия, интересные приемы использую и как это делаю.

 Во-вторых, управлять взрослой аудиторией намного труднее, чем детской, труднее создать ситуацию совместного творчества, продуктивной деятельности по разным как объективным, так и субъективным причинам.

 Но в процессе педагогической деятельности у учителя постоянно возникает множество вопросов, ответы на которые не всегда, к сожалению, удается найти самостоятельно, изучая статьи, монографии, методики. И в этом случае еще раз убеждаешься в правоте народной мудрости: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Впечатления от увиденного и пропущенного через себя, возможность диалога   с учителем, проводящим мастер-класс, соучастия в работе с ним бывает очень полезными.

Опыт создания и проведения собственных мастер-классов и участия в мастер-классах коллег показывает, что самыми успешными и эффективными получаются мастер- классы, построенные по следующему алгоритму.

1. Сначала надо выбрать идею, причем интересную, актуальную, значимую, и связать ее с темой, четко определив цели и задачи мастер-класса.

2.  Затем продумать, как можно в самом начале занятия создать «ситуацию успеха», расположив к себе таким образом участников. Ситуация успеха, как известно, реализуя учебные и воспитательные задачи, на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций по отношению к предстоящей деятельности, на организационном – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным, на результативном – усиливает активное отношение к учению.

Можно утверждать, что успех мастер-класса во много зависит от удачного «погружения». Его можно также назвать «моментом удивления»: необычное видео или фотография, парадоксальный факт или, напротив, нечто привычное, ординарное, на первый взгляд, не связанное с темой мастер-класса, что тоже создает интригу. Мастерство учителя заключается в умении с первых секунд занятия овладеть аудиторией, вызвать интерес, дать толчок воображению – например, предложить понюхать нарцисс или угадать, что скрывается за черным квадратом на фотографии.

3.Дальше «столкнуть» участников с проблемой, вопросом, парадоксом, обязательно представляющим для них интерес. По моему мнению, это главный, системообразующий элемент мастер-класса, который часто игнорируется. Опыт участия во многих мастер-классах в качестве зрителя дает возможность утверждать, что, поставив перед собой цель продемонстрировать, как работает какой-либо прием, учителя не считают нужным создать учебную ситуацию на основе проблемы, считая это излишним в заданном формате. Однако именно наличием «проблемной ситуации» и отличается мастер-класс от других форм учебных занятий. «Ученики» в таком случае будут не пассивными слушателями учителя-мастера, рассказывающего о приеме, методе, технологии, которые он успешно использует в своей деятельности, а активными участниками, потому что «проблемная ситуация» – начало, мотивирующее творческую и мыслительную деятельность каждого. Это может быть задание, связанное с каким-либо словом, предметом, рисунком, воспоминанием – чаще всего неожиданное. Вопрос должен занимать, волновать ум, быть в круге интересов участников.

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей человека. Поставив ученика (под этим словом подразумеваем участника мастер-класса) в «проблемную ситуацию», интересную для всех, учитель получает возможность запустить механизм его мышления. Включение участников в ходе такого занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению углубляет интерес к процессу познания.

4. Следующий этап – это этап выдвижения гипотез. Активизация механизма мышления во время этой деятельности происходит при использовании четко выстроенной системы вопросов учителя. Этот этап может осуществляться и посредством использования приема «мозговой атаки».  Учителю-мастеру здесь важно понимать: любая критика запрещена. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание, поэтому взаимодействие должно быть прежде всего выражено в СОтрудничестве, СО-творчестве, СОвместном поиске.

На данном этапе одной из возможных форм взаимодействия может стать групповая работа. Группы могут определяться учителем или образовываться по инициативе участников (в зависимости от того, с какой аудиторией проводится занятие). Учитель разбивает задание на ряд учебных задач. Группам предстоит найти способ их решения, причем участники свободны в выборе метода. Учителем должна быть предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив.

5. В финале – представление результатов деятельности участников мастер-класса, подведение итогов. Это может сделать учитель, но, если ему удается, подготовив логикой своего занятия вывод, отдать право «открытия» участникам (в идеале, конечно),  тогда вывод и обобщения делают они.

6. Рефлексия – последний и практически всегда обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это нужный материал для рефлексии самого учителя, для проектирования им следующих уроков, мастер-классов и в целом для дальнейшей работы.

Обобщая сказанное, важно подчеркнуть, что учителем обязательно должен быть выстроен четкий алгоритм занятия, все вопросы, задания должны быть направлены на то, чтобы создать атмосферу доброжелательности, творчества, включения каждого участника в активную деятельность.

 

 

2.3. Проектирование мастер-классов на уроках литературы и русского языка

Мастер-класс, как известно, отличается метапредметностью, имеет практикоориентированный характер.

На мастер-классе обязательно должно быть   место миру, в котором мы живем. У нас с учениками есть традиция: они приносят фотографии вывесок, различных объявлений, названий, где допущены самые разные ошибки (Приложение 4). Мы создаем МЧЛС (Министерство по чрезвычайным лингвистическим ситуациям). Из этого материала и родился мастер-класс, который был проведен как для старшеклассников, так и коллег-педагогов. Отличие в том, что для учителей он сопровождался комментарием: с какой целью на данном этапе я применяю такой прием. 

 Анализируя вначале фотографии, на которых ученики зафиксировали различные нарушения языковых норм: грамматические, речевые, орфографические и пунктуационные ошибки современного русского языка (с этой работой они легко справляются, т.е. ситуация успеха создана), ставлю участников мастер- класса перед проблемой: а как быть с такими нарушениями языковой нормы? Читаю восхитительное по глубине и красоте стихотворение Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд…» Мы погружаемся в сочетание противоположных смыслов, наблюдаем, как мастерски уже в первой строфе он создает фактически микс еще зимы и почти весны. Плакать, говорят участники мастер-класса, употреблено в переносном смысле, т.е. творить, писать. Возможно, это чернила, капающие с пера, а потом слагающиеся в строчки, а возможно, и слезы, капающие по разным причинам. Анализ разностилевой лексики, тропов, неологизма, возникшего путем разрушения фразеологизма «плакать навзрыд» – писать навзрыд подводит нас к выводу: все в стихотворении (в том числе и нарушения языковой нормы) подчинено созданию художественного образа пробуждающейся весны.

 На таком уроке- занятии, во-первых, решается важная воспитательная задача: образцом, критерием языковой нормы должен являться не язык улиц, а язык великой русской литературы. Во- вторых, работа со словом благотворно влияет и на личностное развитие обучающихся: формирует языковой вкус, филологическое мышление. В-третьих, помогает потом ученикам легко справляться «метапредметным» заданием 26 тестовой части ЕГЭ по русскому языку без всякого «натаскивания», в чем в последнее время упрекают школьных учителей. Показываю коллегам, как, работая над поэтическим текстом, можно научить ориентироваться в языковом материале, например, «сортировать» изобразительно-выразительные средства в задании 26 условно на 4 основные группы (тропы, приёмы, лексические и синтаксические средства). И тогда процесс выполнения задания существенно облегчится и станет более осмысленным.

 Заканчиваем занятие чтением удивительных по красоте пастернаковских строк под великую музыку П.И. Чайковского. Как известно, музыка и литература очень тесно переплетены: когда речь заходит о поэзии, мы невольно переходим на музыкальную терминологию: созвучие, гармония, интонация, мелодика…  Союз этих двух искусств – мощное средство для эстетического, нравственного воспитания, для развития образного мышления. Взаимное тяготение литературы и музыки, внутреннюю «мелодию» литературного текста ученики постепенно познают в процессе изучения литературы. Обращение к музыке особенно целесообразно на уроках, посвящённых обучению анализу поэтических произведений.

 

На следующем мастер-классе, посвященном анализу стихотворения М.Цветаевой, показываю, как можно, например, «погрузить» в урок через прослушивание романса, написанного М. Таривердиевым на слова М. Цветаевой, а затем создать проблемную ситуацию. Известно, что и поэтическое слово, и музыка воздействуют на человека через эмоции. Любое даже самое сильное слово многократно усиливает свое влияние в сочетании с музыкой.

Вначале звучит знакомый всем романс «Мне нравится, что Вы больны не мной…», затем рассказываю историю написания этого стихотворения и задаю аудитории простой вопрос: «О чем стихотворение?» Большинство участников, вдохновленные романсом, отвечают, что, конечно же, о любви, но находится и тот, кто утверждает, что оно, скорее, о НЕ-любви, потому что начинается с парадоксального утверждения «мне нравится, что Вы больны не мной». Таким образом рождается противоречие, которое надо разрешить. Опыт проведения мастер- классов показывает, что так бывает не всегда. Участники могут в один голос сказать, что это стихотворение о любви. И вот в такой ситуации учителю важно не растеряться, а проявить способность к педагогической импровизации, умению работать по плану “в голове” и проблемную ситуацию, что называется, «спровоцировать». Например, так: «Вас не смущает большое количество отрицаний в стихотворении? О чем может говорить «бесконечное НЕ»?» Участники высказывают свои суждения, порой противоречивые. Где же ответ? Ответ на все вопросы в самом стихотворении, прочтение и интерпретация которого требует внимательной и вдумчивой работы со Словом.  Анализ лексических и синтаксических средств, тропов и приемов в каждой строфе (Почему лирическая героиня обращается к лирическому герою на Вы? О чем может говорить такое обращение? Какими приемами поэт добивается предельной выразительности?...) позволяет участникам сделать вывод о том, что стихотворение откровенное, пронзительное, чувственное. Но ответа на поставленный вопрос нет. И тогда предлагаю участникам провести лингвистический эксперимент: уберите все отрицания из стихотворения и попробуйте прочитать текст в таком виде.  Затем задаю вопрос: «Чему М. Цветаева дает определение?» Ответ звучит почти хором: любви! Продолжаю спрашивать: «Тогда зачем все эти бесконечные отрицания?» И участники начинают высказываться, а задача учителя на этом этапе внимательно слушать и подвести к выводам, которые должны сделать они сами: лирическая героиня понимает невозможность счастья и борется сама с собой; ценность стихотворения в его смысловой запутанности, перед нами исповедь женской души, позволившая еще раз убедиться в силе художественного слова.

 Так развиваются и обогащаются ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные компетенции, формируются навыки исследовательской деятельности, филологическое мышление, языковой вкус ( Приложение 3) .

 

В последнее время в педагогической среде значительно вырос интерес к метапредмету Так, на чемпионате региональных учительских команд в 2021 году, проходившем в г. Ульяновске, одним из самых интересных и трудных испытаний стал педагогический СТиЭМ(совместное творчество и эффективные методики),цель которого – демонстрация профессионального мастерства учителя в передаче эффективных методик преподавания. Участники поставлены в достаточно жесткие условия: трём учителям необходимо провести мастер-класс, ограниченный по времени и  раскрывающий одно фундаментальное понятие с позиции преподавемого предмета. Понятие региональной команде дается за сутки. Какие метапредметные понятия? По сути – главные ценности легли в основу этого конкурсного испытания? Космос. Информация. Выбор. Жизнь. Слово. Время. Действие. Сила. Цифра. Опыт. Пространство. Пустота. Мышление. Закон. Свет. Энергия. Движение. Точка. Результат. Порядок. Развитие. Система.

Наша команда выстраивала метапредметную деятельность, раскрывая фундаментальное понятие «пространство». Мы показали, как, используя семантическое поле (универсальный способ), можно объяснить абсолютно любое понятие. Благодаря такому подходу удалось рассказать об этимологии слова «пространство», показать ассоциативные и метафорические связи и поразмышлять о художественном пространстве, а также пространстве природы и социума. Трудно, но интересно. Участие в   профессиональных конкурсах обогащает бесценным опытом, развивает навыки совместной деятельности, которые очень важны для учителя, расширяет кругозор.

 

Формирование целостной картины мира, развитие интеллекта, эрудиции происходят на мастер-классах, в основу которых положен принцип интеграции учебных дисциплин.  Полагаю, что включение в уроки русского языка и литературы сведений по истории, географии, живописи, архитектуре, музыке, театру дает такие результаты обучения, которые проявляются в умении подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; выявлять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях. Эти навыки важны в том числе и для того, чтобы быть убедительным при аргументации своей позиции в задании 27 ЕГЭ по русскому языку.  Во-первых, раздвигаются рамки урока, ученики ориентированы для доказательства своей позиции в этом задании привлекать знания и из других дисциплин. Так формируется умение работать с разными источниками информации. А это сегодня крайне важно. По данным PISA, у выпускников школ плохо сформированы общие навыки работы с информацией. Понимание того, что эта проблема не может быть решена средствами только одного или двух предметов, подтолкнуло меня к созданию метапредметного мастер-класса.  Идею вновь «подсказали» ученики.

В начале учебного года традиционно делимся летними впечатлениями. Один из учеников, рассказывая о том, где побывал и что видел, говорит о том, что во время путешествия с родителями по разным городам, столкнулся с проблемой: на некоторых памятниках культуры дата создания указана восьмизначными (а где и больше) римскими цифрами, и никто не смог их «прочитать». Так появилась идея для мастер-класса. Подбираю текст с заголовком «Римские цифры», который позволяет не только найти нужную информацию, необходимую для решения данной проблемы, но и способствует решению других задач, например, формированию важных навыков работы с текстом, навыков смыслового чтения.  Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий.

Начинаю с мотивации учебной деятельности – погружения. Показываю на экране фотографию «Медного всадника». (Вы узнаете это произведение искусства? Что о нем знаете?) Кратко и эмоционально рассказываю об истории создания Э. Фальконе памятника Петру Великому, установленному в Санкт-Петербурге. Читаем надпись на постаменте. Легко переводим с латыни содержание надписи, но все перевести не получается, и возникает проблема (Все ли мы смогли перевести с латыни? Где и когда нам приходится сталкиваться с римскими цифрами?). Отвечая на вопросы, участники высказывают предположения, формулируют цель занятия и предлагают способы ее достижения. Затем организую работу с текстом (чтение, обсуждение, интерпретация, нахождение в тексте информации для решения учебной задачи), а также обучаю умению преобразовывать текст в тезисы с последующей записью в тетради. Записывать необходимо, так как это дисциплинирует, помогает упорядочить мысли, выделить главное, способствует лучшему запоминанию. Далее на фрагменте учимся текст из сплошного переводить в несплошной – и наоборот, разбираем отличие тезисов от плана и конспекта, используя при этом разные формы работы. В конце провожу рефлексию: диалог, обмен мнениями (Например, где и когда в жизни нам могут понадобиться знания, полученные сегодня?). ( Приложение 6 ) .

Анализируя проведенный мастер-класс, показываю коллегам, что так можно решать следующие задачи:

1) личностные: формировать устойчивый познавательный интерес, уважительное отношение к родному языку и истории;

2) регулятивные: учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, планировать необходимые действия и следовать по плану;

3)познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;

4) коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения, при необходимости отстаивать её, аргументируя; учить подтверждать аргументы фактами, принимать точку зрения других.

   Полагаю, такое занятие способствует формированию метапредметных компетенций:  ученик учится самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в исполнение, находить наиболее эффективный способ решения  учебной задачи в зависимости от конкретных условий, давать определение терминам, структурировать, выделять главное , использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, формулировать собственное мнение ,а также координировать его с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности.

Продуктивными также бывают и мастер-классы, построенные по всем «жанровым» законам открытого урока, на которых коллеги лишь зрители. Его, наверное, можно назвать и открытым уроком, но в отличие от него задача учителя – показать конкретный прием, который является, по мнению учителя, наиболее эффективным при изучении той или иной темы.

 Так, заканчивая изучение большой и трудной для семиклассников темы «Причастие», проводила мастер-класс для коллег по теме: «Употребление в речи причастных оборотов» с целью предупреждения нарушения грамматических норм современного русского языка.

Моя задача в начале урока – обобщить все, что дети знают о причастии, проанализировав фрагмент из книги И.С. Шмелева «Лето Господне». Считаю, что разбор и анализ образцовых текстов полезен как «наблюдения над языком» - термин Ф.И. Буслаева. Образцовые тексты формируют языковую интуицию, языковое чутье, вкус к слову, воспитывают чувство языка.

Текст позволяет провести работу по орфографии, пунктуации, стилистике – по темам, хорошо усвоенным учащимися, то есть создать ситуацию успеха в учебной деятельности. Затем сталкиваю учеников с проблемой, созданной «искусственно»:

Учитель: Ребята, когда я печатала текст, торопилась и набрала:

Едем кататься с залитых гор блестящим льдом.

Компьютер подчеркнул эту фразу. Почему? В чем ошибка? Как быть, если не знаешь, в чем ошибка?

Вот он, системообразующий элемент мастер-класса, «проблемная ситуация» – начало, мотивирующее творческую и мыслительную деятельность каждого участника. (Да еще учительница признается, что ошиблась!) Начинается активное выдвижение гипотез. Мы рассматриваем их, анализируем, обсуждаем, пока не доходим до сути.

Далее ученики сами (под руководством учителя) формулируют тему и цель учебного занятия. Если такую работу проводить в системе, то она не вызывает у учеников особых затруднений.

Затем предлагаю следующее задание выполнить в группах. Если кто-то желает работать самостоятельно или в парах (бывают и такие ученики), не настаиваю на работе в группе. Ученики анализируют содержание карточек, в которых записаны 4 предложения: 2 составлены правильно, а в 2-х других допущены ошибки, связанные с употреблением причастного оборота Результат работы групп обязательно фиксирую на доске. В итоге обсуждения к концу урока создаем памятку «Правила употребление в речи причастий и причастных оборотов» (наш продукт). (Приложение 1 ).

 Этого материала в учебнике 7 класса нет, а он очень важен, потому что в задании 8 тестовой части ЕГЭ по русскому языку как раз представлены в том числе и такие нарушения грамматических норм современного русского языка. В «Адресных рекомендациях по результатам ЕГЭ по русскому языку 2022 года» специалисты ЦОиККО называют это задание  системообразующим, утверждают, что «справляемость с ним» определяет качество подготовки по предмету в целом, а также «диагностирует уровень функциональной грамотности выпускников». Его выполнение требует интегративных умений, которые потом отзовутся и в решении других заданий, и при построении предложений в собственной речи – в творческих работах, устных выступлениях, дискуссиях.   Опыт работы показывает: грамматические ошибки в речи весьма частотны    и   осваивать  грамматические нормы уместно постепенно, начиная с 5 класса по мере изучения новых тем и анализа грамматических ошибок, допускаемых учениками в письменных работах по русскому языку и литературе. (Приложение 2).

 

2.4. Мониторинг результативности использования технологии мастер-класса в педагогической практике

 

Оценить результативность использования технологии мастер-класса в педагогической практике возможно с разных сторон. Наиболее объективный подход – данные внешней оценки. К этой категории результатов можно отнести успешное выступление автора методической разработки на различных конкурсах педагогического мастерства, в программу которых входил и мастер-класс .

Опыт множества данных вне конкурса мастер-классов (в рамках участия в жюри профессиональных конкурсов, на методических семинарах) также свидетельствует об эффективном освоении рассматриваемой технологии, поскольку обязательным этапом таких мастер-классов является элемент рефлексии.  Отзывы коллег говорят о том, что используемые автором приемы и подходы успешно транслируются и воспринимаются педагогическим сообществом.

Мастер-класс является важным инструментом самообразования, о чем свидетельствуют данные самоанализа, проведенного автором методической разработки. За точку отсчета выбран 2007 год – год успешного участия в конкурсе «Учитель года». Самоанализ проведен с позиции сегодняшнего дня по пятибалльной шкале. Даже с учетом субъективности данной себе по прошествии лет оценки можно утверждать, что все показатели демонстрируют профессиональный и личностный рост, что обусловлено включенностью автора методической разработки в деятельность сообщества учителей, распространяющих передовой педагогический опыт: обучение на мастер-классах других учителей, проведение многочисленных собственных мастер-классов.

Критерии

2007 год

2023 год

Способность к целеполаганию и проектированию

4

5

Владение современными образовательными технологиями

3

5

Владение  ИКТ-технологиями

3

4

Стрессоустойчивость

 

4

5

 

Наконец, самое главное - учитель должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.  Технология мастер-класса повышает мотивацию обучения, формируют обстановку  сотрудничества учитель-ученик, учитель-учитель, дает участникам ощущение творческой свободы, стимул к росту.

Итог – высокие показатели учащихся на ЕГЭ, ОГЭ, творческих конкурсах и олимпиадах различного уровня.


 

 

Результаты ОГЭ по русскому языку в 2021г.

54 чел.

 

                                                                                

 

 

 

 

 

 

   

 

                       

                                  

Результаты ЕГЭ по русскому языку                 Результаты ЕГЭ по литературе

                                                               11А, 2022г.

 

 

 

 

 

 


 

 

2 выпускника получили 100 баллов.

 


 

Показателем результативности использования технологии мастер-класса является также профессиональное самоопределение учеников: личность учителя, стремящегося к саморазвитию и воспитывающего это качество в своих учениках, сама по себе является стимулом к выбору профессии учителя, артиста, журналиста.

 Выпуск 2022года: 2 обучаются в театральных вузах на бюджетной основе, 2 человека избрали профессию учителя ,1- журналиста.

О качестве работы может свидетельствовать и поступление в вузы: из 23 выпускников 21 поступили в вузы (из них 15 человек на бюджетной основе). Выпускники обучаются в ведущих вузах России: ВШЭ (управление бизнесом, управление и аналитика в государственном секторе), МГИК (менеджмент и технологии социально-культурной деятельности ,РАНХиГС ( политика и право), МИСИС ( лингвистика),  РЭУ им. Плеханова (государственное и корпоративное управление),  ПИМУ( лечебное дело), ЯРГУ,  ЯГПУ им. К.Д. Ушинского ( на разных направлениях).

 

                                                              


 

Заключение

Понятие «учитель будущего» связывают прежде всего с вовлеченностью педагога в процесс непрерывного профессионального роста, причем под профессионализмом понимают наличие у учителя как специальных компетенций, так и необходимых качеств (эрудиции, способности к эмпатии, коммуникабельности и др.), позволяющих назвать учителя личностью. Но личность воспитывается личностью, поэтому так важен для современной школы процесс трансляции педагогического опыта. Этот процесс – деятельность, имеющая два разнонаправленных вектора, обеспечивающих профессиональное развитие как объекта, так и субъекта трансляции опыта. Таким образом преодолевается одна из серьезных проблем современного образования – необходимость перевода процесса профессионального развития с пассивной модели на качественно новый, активный уровень.

  Трансляция профессионального опыта может осуществляться в разных формах, каждая из которых, в свою очередь, тоже должна достичь необходимого в современном образовании уровня. Так, традиционная работа школьного МО может стать творческим взаимодействием личностей, обеспечивающим профессиональный рост каждого члена коллектива.

Участие в профессиональных конкурсах может оказать влияние на всю дальнейшую педагогическую жизнь конкурсанта, включенного в сообщество творческих учителей и становящегося транслятором собственного опыта.

Методическая разработка также содержит ответ учителя-практика на вопрос, каким должен быть мастер-класс, какую роль он может играть в трансляции передового педагогического опыта, как практика проведения мастер-классов влияет на профессиональный уровень самого учителя.

Мастер-класс трактуется как особая форма учебного занятия, которая основана на практических действиях показа решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. В методической разработке представлены подходы к организации и проведению мастер-класса, отражена технологическая сторона данной педагогической практики: представлен проверенный опытом алгоритм проведения эффективного мастер-класса – от идеи до рефлексии. Теоретические положения проиллюстрированы примерами из практического опыта.

Таким образом, в методической разработке содержится ответ на вопрос, как сделать процесс профессионального развития педагогов отвечающим настоятельным требованиям современности: формирующим наряду со знанием личностные смыслы, формирующим индивидуальный почерк, стимулирующим непрерывное саморазвитие педагога .

Разработка может быть интересна как педагогам, так и административным работникам, как содержащая новый взгляд на проблемы профессионального образования педагога.


 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.    Казакова Е. И. Роль учителя в современном мире. -  https://sberclass.ru/library

2.Чернобай Е. В. Как меняются профессиональные роли учителя? -    https://rosuchebnik.ru/material/kak-menyayutsya-professionalnye-roli-uchitelya

3.Сайт Министерства Просвещения Российской Федерации – http://www.mon.gov.ru/

4.Абакумова С.А. Мастер-класс как форма представления педагогического опыта. - https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2017/05/12/master-klass-kak-forma-predostavleniya

5.Березина И.В. Мастер-класс как современная форма методической работы. -https://amur-school.ru/wp-content/uploads/2016/09/Master-klass.pdf

6.Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. -2005. – № 2

7.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005

8. Русских, Г. А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика / Г. А. Русских // Методист. — 2004. — № 2. 

9.Асмолов А.Г. Актуальные проблемы современной России. – https://core.ac.uk/download/pdf/287181061.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением английского языка

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением английского языка

ВВЕДЕНИЕ 3-4 ГЛАВА

ВВЕДЕНИЕ 3-4 ГЛАВА

Главные навыки современного мира: способность быть другим, меняться, учиться всю жизнь», – утверждает

Главные навыки современного мира: способность быть другим, меняться, учиться всю жизнь», – утверждает

Целью работы является изучение возможностей развития профессиональной компетентности современного педагога через трансляцию педагогического опыта

Целью работы является изучение возможностей развития профессиональной компетентности современного педагога через трансляцию педагогического опыта

Одним из путей повышения качества образования является повышение профессиональной компетентности педагога

Одним из путей повышения качества образования является повышение профессиональной компетентности педагога

ИКТ; понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, которая направлена на развитие учащихся как субъектов информационного общества; 6) рефлексивная компетентность, состоящая в способности воспринимать…

ИКТ; понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, которая направлена на развитие учащихся как субъектов информационного общества; 6) рефлексивная компетентность, состоящая в способности воспринимать…

В соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог», содержащего совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя , работник образования должен обладать универсальной образованностью, информированностью, эрудицией, профессиональной компетентностью,…

В соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог», содержащего совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя , работник образования должен обладать универсальной образованностью, информированностью, эрудицией, профессиональной компетентностью,…

Первой. Школа № 1 являлась региональной инновационной площадкой «Развитие образцов субъектно-ориентированного педагогического процесса (СОПП) в основной школе в рамках реализации

Первой. Школа № 1 являлась региональной инновационной площадкой «Развитие образцов субъектно-ориентированного педагогического процесса (СОПП) в основной школе в рамках реализации

Мониторинг результативности

Мониторинг результативности

Мастер-класс — форма обучения, позволяющая педагогу передавать способ своей деятельности участникам

Мастер-класс — форма обучения, позволяющая педагогу передавать способ своей деятельности участникам

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи)

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи)

Во-вторых, управлять взрослой аудиторией намного труднее, чем детской, труднее создать ситуацию совместного творчества, продуктивной деятельности по разным как объективным, так и субъективным причинам

Во-вторых, управлять взрослой аудиторией намного труднее, чем детской, труднее создать ситуацию совместного творчества, продуктивной деятельности по разным как объективным, так и субъективным причинам

Это может быть задание, связанное с каким-либо словом, предметом, рисунком, воспоминанием – чаще всего неожиданное

Это может быть задание, связанное с каким-либо словом, предметом, рисунком, воспоминанием – чаще всего неожиданное

Проектирование мастер-классов на уроках литературы и русского языка

Проектирование мастер-классов на уроках литературы и русского языка

И тогда процесс выполнения задания существенно облегчится и станет более осмысленным

И тогда процесс выполнения задания существенно облегчится и станет более осмысленным

Цветаева дает определение ?» Ответ звучит почти хором: любви !

Цветаева дает определение ?» Ответ звучит почти хором: любви !

Эти навыки важны в том числе и для того, чтобы быть убедительным при аргументации своей позиции в задании 27

Эти навыки важны в том числе и для того, чтобы быть убедительным при аргументации своей позиции в задании 27

Например, где и когда в жизни нам могут понадобиться знания, полученные сегодня?)

Например, где и когда в жизни нам могут понадобиться знания, полученные сегодня?)

Компьютер подчеркнул эту фразу

Компьютер подчеркнул эту фразу

Опыт множества данных вне конкурса мастер-классов (в рамках участия в жюри профессиональных конкурсов, на методических семинарах) также свидетельствует об эффективном освоении рассматриваемой технологии, поскольку обязательным…

Опыт множества данных вне конкурса мастер-классов (в рамках участия в жюри профессиональных конкурсов, на методических семинарах) также свидетельствует об эффективном освоении рассматриваемой технологии, поскольку обязательным…

Результаты ОГЭ по русскому языку в 2021г

Результаты ОГЭ по русскому языку в 2021г

Показателем результативности использования технологии мастер-класса является также профессиональное самоопределение учеников: личность учителя, стремящегося к саморазвитию и воспитывающего это качество в своих учениках, сама по себе…

Показателем результативности использования технологии мастер-класса является также профессиональное самоопределение учеников: личность учителя, стремящегося к саморазвитию и воспитывающего это качество в своих учениках, сама по себе…

Заключение Понятие «учитель будущего» связывают прежде всего с вовлеченностью педагога в процесс непрерывного профессионального роста, причем под профессионализмом понимают наличие у учителя как специальных компетенций,…

Заключение Понятие «учитель будущего» связывают прежде всего с вовлеченностью педагога в процесс непрерывного профессионального роста, причем под профессионализмом понимают наличие у учителя как специальных компетенций,…

БИБЛИОГРАФИЯ 1. Казакова

БИБЛИОГРАФИЯ 1. Казакова

Методическая разработка

Методическая разработка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2023