Методическая разработка «Человек, общество, природа»
Оценка 4.8

Методическая разработка «Человек, общество, природа»

Оценка 4.8
docx
24.05.2024
Методическая разработка «Человек, общество, природа»
Методическая разработка «Человек, общество, природа».docx

 

Методическая разработка урока

 

Класс: 8

Предмет: обществознание

Тип урока: комбинированный.

Используемые образовательные технологии: активного редуктивного чтения, критического мышления, дебаты.

Тема урока: Человек, общество, природа

 

Цель урока: познакомить учащихся с основными научными и социально-философскими подходами   о месте и значении природы в жизни человека и о роли человека в окружающей природе.

Задачи урока:

- обучающая: познакомить с ключевыми понятиями (человек, общество, природа), охарактеризовать биологические и социальные черты человека;

 - развивающая: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, извлекать информацию из мнений и взглядов других людей, применять освоенный понятийный аппарат, осуществлять выбор верных критериев для сравнения, поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа;

-воспитательная: способствовать формированию компетентности в решении осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

 

Оборудование: учебник «Обществознание» для общеобразовательных организаций под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М: Просвещение», 2018, материал для работы в группах, мультимедийная презентация.

 

 

Ход урока.

 

         Организационный момент.

 

Учитель: Опрос.

1. Объяснить, что «Человек –существо биосоциальное»?

2. Какие качества человека возникли в обществе?

3. Какова взаимосвязь между мышлением и речью?

4. Доказать, что самореализация человека возможна только в деятельности?

Учащиеся отвечают.

2. Мотивационно-целевой этап.

 

Учитель: Прочитайте отрывок из рассказа американского писателя Р. Брэдбери «Всё лето в один день» на стр. 14 учебника и ответьте на вопрос.

 

«В короткий промежуток между дождями дети покинули свой подвал. Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой упругий матрац, который вздыхал под ними, и скрипел, и пружинил. Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и в салки, но главное — опять и опять, жмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть, и слушали, слушали тишину, что обнимала их словно море, блаженно спокойное, беззвучное и недвижное. Они на все смотрели и всем наслаждались. А потом, будто зверьки, вырвавшиеся из глубоких нор, снова неистово бегали кругом, бегали и кричали. Целый час бегали и никак не могли угомониться. И вдруг… редкие холодные капли упали на нос, на щеки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».

Учитель: О чем этот отрывок? О чём мечтают дети, вывезенные на дождливую Венеру?

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Попробуйте сформулировать новую тему урока.

Учащиеся отвечают.

Учитель: Тема урока: Человек. Общество. Природа.

 Проблема: Почему человек должен научиться жить в обществе?

 

3. Изучение нового материала.

       

 

ПЛАН:

 

1. Природа и её значение в жизни человека.

2. Связь человека с природой.

3. Взаимодействие человека и окружающей природы.

4. Человек – звено в цепи эволюции или «Вершина пирамиды».

 

Учитель: Запишите в таблицу, что вам известно по этой теме в графу «Знаю», а вторую и третью колонки оставьте незаполненными до тех пор, пока не будет изучена новая тема.

 

 

Знаю

Узнал

Хочу еще узнать

 

 

 

 

 

Работа в группах.

Класс делится на 4 группы. На выполнение задания-15 минут.

1 группа изучает раздел: Что такое природа? (п. 2 стр. 13-14)

Дополнительное задание: показать на известных примерах влияние природы на хозяйственную деятельность людей.

 

2 группа - Связь человека с природой (п. 2, стр. 15-16)

Дополнительное задание: проанализируй, что в рассказе Р. Бредбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чем автор показал себя как реалист.

3 группа – Человек- венец природы? (п. 2, стр. 16-17)

Дополнительное задание: заполни таблицу: Человек – венец природы?

 

Аргументы за

Аргументы против

 

 

 

4 группа- Вершина пирамиды или звено в цепи? (п. 2, стр. 17-18)

 

Дополнительное задание: В чем разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах обществознания и географии?

 

В каждой группе обучающиеся выполняют свои функции: одни - работают с терминами, понятиями; другие- с персоналиями; третьи- с хронологией.

Материал обсуждается в группе, выполняется дополнительное задание. Выбирается лидер группы, который рассказывает содержание своего раздела другим одноклассникам.

 

4.Закрепление изученного материала

 

Учитель: Обсудим высказывание мудрых: «Природа- единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех ее страницах» (И. В. Гете (1749-1832), немецкий поэт, философ, ученый)

Учащиеся отвечают.

5. Рефлексия.

Учитель: Заполните вторую и третью колонки в таблице,

Ответьте на проблему урока. Почему человек должен научиться жить обществе? Оцените свою работу на уроке.

Учащиеся выполняют.

6. Подведение итогов урока.

Учитель:

         Человек и природа взаимосвязаны. Природа – естественная основа жизнедеятельности людей, среда их обитания. Уничтожив природу, человек не сможет жить на Земле.

 

         Неразумная хозяйственная деятельность, расточительное отношение к природным богатствам, потребительское отношение к природе привели к экологическому кризису.

 

         Экологическая проблема – глобальная проблема, которая может быть решена нашими совместными усилиями.

 

         Каждый человек может сделать мир вокруг чище. Важно, чтобы каждый из нас это осознал и вносил собственную лепту в защиту и охрану природы.

 

Таким образом, мы выяснили не только взаимосвязь между человеком, обществом и природой, но и значимость сохранения природы. Актуальность темы выводит нас на новый уровень учебной деятельности: метод проекта.

 

 

Домашнее задание: параграф 2;

 Начать работу над проектом. Примерные темы проектов: «Экология моего района», «Мой личный вклад в сохранение природы»; «Озоновые дыры и их влияние на биосферу и человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

Знаю

Узнал

Хочу еще узнать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Материалы для работы в группах.

 

1 группа

 

Изучить раздел: Что такое природа? (п. 2 стр. 13-14)

 

Дополнительное задание: показать на известных примерах влияние природы на хозяйственную деятельность людей.

 

 

2 группа

 

Изучить раздел: Связь человека с природой (п. 2, стр. 15-16)

 

Дополнительное задание: проанализируйте, что в рассказе Р. Бредбери

«И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чем автор показал себя как реалист.

 

 

 

3 группа

 

Изучить раздел: Человек- венец природы? (п. 2, стр. 16-17)

 

Дополнительное задание: заполни таблицу: Человек – венец природы?

 

Аргументы за

Аргументы против

 

 

 

 

 

4 группа

 

Изучить раздел: Вершина пирамиды или звено в цепи? (п. 2, стр. 17-18)

 

Дополнительное задание: В чем разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах обществознания и географии?

 


 

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Целый час бегали и никак не могли угомониться

Целый час бегали и никак не могли угомониться

В каждой группе обучающиеся выполняют свои функции: одни - работают с терминами, понятиями; другие- с персоналиями; третьи- с хронологией

В каждой группе обучающиеся выполняют свои функции: одни - работают с терминами, понятиями; другие- с персоналиями; третьи- с хронологией

Приложение 1 Знаю

Приложение 1 Знаю

Аргументы за Аргументы против 4 группа

Аргументы за Аргументы против 4 группа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2024