Методическая разработка урока
Класс: 8
Предмет: обществознание
Тип урока: комбинированный.
Используемые образовательные технологии: активного редуктивного чтения, критического мышления, дебаты.
Тема урока: Человек, общество, природа
Цель урока: познакомить учащихся с основными научными и социально-философскими подходами о месте и значении природы в жизни человека и о роли человека в окружающей природе.
Задачи урока:
- обучающая: познакомить с ключевыми понятиями (человек, общество, природа), охарактеризовать биологические и социальные черты человека;
- развивающая: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, извлекать информацию из мнений и взглядов других людей, применять освоенный понятийный аппарат, осуществлять выбор верных критериев для сравнения, поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа;
-воспитательная: способствовать формированию компетентности в решении осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.
Оборудование: учебник «Обществознание» для общеобразовательных организаций под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М: Просвещение», 2018, материал для работы в группах, мультимедийная презентация.
Ход урока.
• Организационный момент.
Учитель: Опрос.
1. Объяснить, что «Человек –существо биосоциальное»?
2. Какие качества человека возникли в обществе?
3. Какова взаимосвязь между мышлением и речью?
4. Доказать, что самореализация человека возможна только в деятельности?
Учащиеся отвечают.
2. Мотивационно-целевой этап.
Учитель: Прочитайте отрывок из рассказа американского писателя Р. Брэдбери «Всё лето в один день» на стр. 14 учебника и ответьте на вопрос.
«В короткий промежуток между дождями дети покинули свой подвал. Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой упругий матрац, который вздыхал под ними, и скрипел, и пружинил. Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и в салки, но главное — опять и опять, жмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть, и слушали, слушали тишину, что обнимала их словно море, блаженно спокойное, беззвучное и недвижное. Они на все смотрели и всем наслаждались. А потом, будто зверьки, вырвавшиеся из глубоких нор, снова неистово бегали кругом, бегали и кричали. Целый час бегали и никак не могли угомониться. И вдруг… редкие холодные капли упали на нос, на щеки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».
Учитель: О чем этот отрывок? О чём мечтают дети, вывезенные на дождливую Венеру?
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Попробуйте сформулировать новую тему урока.
Учащиеся отвечают.
Учитель: Тема урока: Человек. Общество. Природа.
Проблема: Почему человек должен научиться жить в обществе?
3. Изучение нового материала.
ПЛАН:
1. Природа и её значение в жизни человека.
2. Связь человека с природой.
3. Взаимодействие человека и окружающей природы.
4. Человек – звено в цепи эволюции или «Вершина пирамиды».
Учитель: Запишите в таблицу, что вам известно по этой теме в графу «Знаю», а вторую и третью колонки оставьте незаполненными до тех пор, пока не будет изучена новая тема.
Знаю |
Узнал |
Хочу еще узнать |
|
|
|
Работа в группах.
Класс делится на 4 группы. На выполнение задания-15 минут.
1 группа изучает раздел: Что такое природа? (п. 2 стр. 13-14)
Дополнительное задание: показать на известных примерах влияние природы на хозяйственную деятельность людей.
2 группа - Связь человека с природой (п. 2, стр. 15-16)
Дополнительное задание: проанализируй, что в рассказе Р. Бредбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чем автор показал себя как реалист.
3 группа – Человек- венец природы? (п. 2, стр. 16-17)
Дополнительное задание: заполни таблицу: Человек – венец природы?
Аргументы за |
Аргументы против |
|
|
4 группа- Вершина пирамиды или звено в цепи? (п. 2, стр. 17-18)
Дополнительное задание: В чем разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах обществознания и географии?
В каждой группе обучающиеся выполняют свои функции: одни - работают с терминами, понятиями; другие- с персоналиями; третьи- с хронологией.
Материал обсуждается в группе, выполняется дополнительное задание. Выбирается лидер группы, который рассказывает содержание своего раздела другим одноклассникам.
4.Закрепление изученного материала
Учитель: Обсудим высказывание мудрых: «Природа- единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех ее страницах» (И. В. Гете (1749-1832), немецкий поэт, философ, ученый)
Учащиеся отвечают.
5. Рефлексия.
Учитель: Заполните вторую и третью колонки в таблице,
Ответьте на проблему урока. Почему человек должен научиться жить обществе? Оцените свою работу на уроке.
Учащиеся выполняют.
6. Подведение итогов урока.
Учитель:
• Человек и природа взаимосвязаны. Природа – естественная основа жизнедеятельности людей, среда их обитания. Уничтожив природу, человек не сможет жить на Земле.
• Неразумная хозяйственная деятельность, расточительное отношение к природным богатствам, потребительское отношение к природе привели к экологическому кризису.
• Экологическая проблема – глобальная проблема, которая может быть решена нашими совместными усилиями.
• Каждый человек может сделать мир вокруг чище. Важно, чтобы каждый из нас это осознал и вносил собственную лепту в защиту и охрану природы.
Таким образом, мы выяснили не только взаимосвязь между человеком, обществом и природой, но и значимость сохранения природы. Актуальность темы выводит нас на новый уровень учебной деятельности: метод проекта.
Домашнее задание: параграф 2;
Начать работу над проектом. Примерные темы проектов: «Экология моего района», «Мой личный вклад в сохранение природы»; «Озоновые дыры и их влияние на биосферу и человека».
Приложение 1
Знаю |
Узнал |
Хочу еще узнать |
|
|
|
Приложение 2
Материалы для работы в группах.
1 группа
Изучить раздел: Что такое природа? (п. 2 стр. 13-14)
Дополнительное задание: показать на известных примерах влияние природы на хозяйственную деятельность людей.
2 группа
Изучить раздел: Связь человека с природой (п. 2, стр. 15-16)
Дополнительное задание: проанализируйте, что в рассказе Р. Бредбери
«И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чем автор показал себя как реалист.
3 группа
Изучить раздел: Человек- венец природы? (п. 2, стр. 16-17)
Дополнительное задание: заполни таблицу: Человек – венец природы?
Аргументы за |
Аргументы против |
|
|
4 группа
Изучить раздел: Вершина пирамиды или звено в цепи? (п. 2, стр. 17-18)
Дополнительное задание: В чем разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах обществознания и географии?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.